Научная статья на тему 'Анализ речевой деятельности в аспекте патологических отклонений в формировании и протекании речевых процессов: патопсихолингвистический подход'

Анализ речевой деятельности в аспекте патологических отклонений в формировании и протекании речевых процессов: патопсихолингвистический подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
319
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PATOPSIHOLINGVISTICHESKY THE APPROACH / A SPEECH PATHOLOGY / SPEECH SEMIOLOGY / THE SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL APPROACH / THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL APPROACH / THE PSYCHOLINGUISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпенко Д. А.

Рассматриваются разные подходы а аспекте постановки диагноза и обобщения речевой симптоматики в условиях патологии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF SPEECH ACTIVITY IN ASPECT OF PATHOLOGICAL DEVIATIONS IN FORMATION AND COURSE OF SPEECH PROCESSES: THE PATOPSIHOLINGVISTICHESKY APPROACH

In article various approaches and aspect of statement of the diagnosis and generalisation of speech semiology in the conditions of a pathology of the person are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ речевой деятельности в аспекте патологических отклонений в формировании и протекании речевых процессов: патопсихолингвистический подход»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И ПРОТЕКАНИИ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ: ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Д.А. КАРПЕНКО, кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета 19.00.00 - психологические науки karpenko @yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются разные подходы а аспекте постановки диагноза и обобщения речевой симптоматики в условиях патологии личности.

Ключевые слова: патопсихолингвистический подход, патология речи, речевая симптоматика, социально-пс ихологический подход, психофизиологический подход, психолингвистический подход.

THE ANALYSIS OF SPEECH ACTIVITY IN ASPECT OF PATHOLOGICAL DEVIATIONS IN FORMATION AND COURSE OF SPEECH PROCESSES: THE PATOPSIHOLINGVISTICHESKY APPROACH

D.A. KARPENKO,

the candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, Stavropol

Annotation. In article various approaches and aspect of statement of the diagnosis and generalisation of speech semiology in the conditions of a pathology of the person are considered.

Key words: patopsiholingvistichesky the approach, a speech pathology, speech semiology, the socially-psychological approach, the psychophysiological approach, the psycholinguistic approach.

Патопсихолингвистический подход — вспомогательное средство постановки диагноза и обобщения речевой симптоматики в условиях патологии личности, сознания и высших психических функций (психической деятельности) или при иных психических заболеваниях. Впервые этот термин был введен Р.М. Фрумкиной и А.Б. Добрович (1974) как «приложение лингвистики к психиатрии».

Понятие патологии речи, по мнению А.А. Леонтьева (2003), определимо только на основе трех взаимосвязанных критериев. Во-первых, это социально-психологический подход, который реализуется, если рассматривать понятие «патология» через понятие «норма». Понятие «социальная норма» предполагает некоторое усредненное представление о минимальных функциях, которые призван осуществить человек в данном обществе и данной социальной ситуации, находясь в определенной позиции и выступая как носитель определенной социальной роли. Исходя из такого понимания, к патологии можно отнести отклонения от средней нормы. Однако следует учитывать, что неадекватность в исполнении одной из ролей, в осуществлении одной из функций (в частности, речевого функционирования) еще не дает оснований для

отнесения такого случая к патологии. О ней можно говорить, когда нарушается система социальных ролей. Во-вторых, это психофизиологический подход, с позиций которого патологию речи можно определить как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива (А.А. Леонтьев, 1965), причем такое нарушение, которое воспринимается обществом (социальной группой) и самим человеком как отступление от социальной нормы. В-третьих, это психолингвистический подход, с позиций которого патология речи рассматривается как нарушение или патология языковой способности человека.

Впервые характеристику речевой симптоматики основных психических заболеваний дал Э. Крепе-лин (1923): «Громкая, торопливая, неумолкаемая ни на минуту, часто отрывочная с явлениями скачки мыслей речь маниаков, представляющая как бы неиссякаемый фонтан слов, является выражением двигательного возбуждения... При раннем слабоумии негативизм ведет к упорному молчанию (мутацизм),

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

манерность — к жеманным оборотам речи, преднамеренным искажениям слов, игре слов и к их новообразованию, стереотипия — к бессмысленным повторениям (вербигерации) и введению в свою речь одних и тех же оборотов... Родственна этому расстройству бессвязность, полное отсутствие внутренней связи между отдельными частями речи, иногда даже между отдельными частями фраз».

Более поздняя работа, где дается полное описание речевых особенностей при разных психических заболеваниях, — книга Т. Сперри «Языковые феномены и психозы» (1964), в которой «шизофрения характеризуется резонерством и обстоятельностью в речи», когда имеет место «замена конкретных понятий абстрактными, и наоборот, семантическая разорванность или бессмысленность обычно при сохранении грамматической целостности предложения. Фонетическая однотонность или усиление интонации на второстепенной, вспомогательной части высказывания в ущерб основной смысловой части. Повторение слов, произносимых собеседником (эхолалия). Бессмысленное выкрикивание одного и того же слова или высказывания».

Попытку подробного систематического описания параноидальной шизофрении с психолингвистической точки зрения предприняли Б.М. Гриншпун, А.Б. Доб-рович и Р.М. Фрумкина (1974), выделив как основной признак «акоммуникативность» шизофренической речи, особенно характерно выступающую в феномене «словесного салата» и связанную с аутизмом. Они показали, что «речевое поведение больных характеризуется нарушением механизмов опоры на прошлый речевой опыт, притом что сама вероятностная структура речевого опыта оказывается сохранной».

Другое клинико- психолингвистическое исследование (Б.М. Гриншпун, Т.В. Ахутина, Е.Л. Гинзбург, Р.М. Фрумкина, А.А. Леонтьев) показало, что «основным, доминантным нарушением, ведущим к появлению других речевых нарушений, является отсутствие адекватной обратной связи на внутреннюю программу от более поздних этапов порождения речи. Это приводит к распадению самой программы, к расплы-ванию смыслов, не контролируемых контекстом, ситуацией, объективными, социальными значениями, что, в свою очередь, ведет к распадению закономерностей выбора слов».

Иногда нарушения речи служат первым или самым очевидным симптомом болезни. К.-П. Беккер и М. Совак (1981) описали нарушения речи при психи-ческихрасстройствах.Приманиакально-депрессивном психозе характерна речевая фазность, коррелирующая с маниакальной и депрессивной фазой психоза. Во время маниакальной фазы — многоречивость, ускорение темпа и непоследовательность высказываний; в депрессивной фазе — говорит мало, тихо, монотонно, иногда с плачем либо отсутствует речь. Авторы указывают, что при латентном развитии шизофрении в пе-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

риод полового созревания еще до первых симптомов болезни появляются особенности характера, которые объединяются понятием «шизоидные». С точки зрения интеллекта, наблюдается стремление к оригинальности и необычным комбинациям, речь характеризуется вычурностью, недостаточной ее содержательностью, неологизмами, в то время как при бурно начавшейся шизофрении могут появиться аутизм, ступор, акинезии. При этом ассоциации бессвязны, непоследовательны и неадекватны. При кататонической форме шизофрении, по мнению этих авторов, выявляется напряженность мускулатуры, что сопровождается глубокими изменениями речи. Голос звучит неестественно, то очень тихо (до шепота), то слишком громко и резко. Больной говорит то монотонно, по-ученически, то дерзко, с утрированной интонацией. В любом случае голос звучит искусственно. Нередко больной образует новые слова, которым придает особое значение. Иногда больные выдумывают совершенно новый язык. При параноидной форме шизофрении характерна корреляция стереотипных движений со словесными стереотипами: повышающимся голосом произносится слово или предложение. Психические нарушения проявляются и в письменной речи: изложение непоследовательно, с употреблением причудливых форм.

Если допустить возможность патопсихолингвис-тического подхода к тексту, то в художественной литературе можно выделить такие типы текстов, как «светлые» (паранойяльность), «темные» (эпилеп-тоидность), «веселые» (маниакальность), «печальные» (депрессивность), «красивые» (истероидность), «сложные» (шизоидность). Существуют также смешанные типы текстов, например «печально-веселые», отражающие маниакально-депрессивные состояния (В.П. Белянин, 1999).

Из зарубежных психолингвистических публикаций интересна работа Cromwell & Dokecki (1968), где авторы на основе ассоциативных экспериментов интерпретируют как доминантное нарушение неспособность шизофреников к переносу предмета внимания, что, в частности, выражается в зацикленности на последних стимулах в ущерб более ранним, и отсутствии ретроактивной интерференции.

Литература

1. Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: учебно-метод. пособие / под ред. И.В. Боева. Ставрополь, 1999.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

3. Зарубина Н.Д. Сверхфразовые единства как лингвистические единицы: автореф... канд. филол. наук. М., 1973.

4. Леонтьев А.А. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М., 1961.

5. ЛурияА.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.