DOI: 10.24412/1994-3776-2024-3-47-53 УДК: 314
А.А. Ночевнова, Е.В. Потапова
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ», В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«ДЕМОГРАФИЯ»
A. Nochevnova, E. Potapova. Analysis of the implementation of the Program «Development of demographic and family policy in the Tver region», within the framework of the national project «Demography»
Аннотация. В статье представлена информация о реализации государственной программы Тверской области «Развитие демографической и семейной политики в Тверской области на 2020-2025 годы», выступающей частью национального проекта «Демография». Проведено исследование в области осуществления данного проекта на территории Тверской области, в рамках поддержки семей с детьми. Приведены статистические данные, целевые показатели, общая информация о программе и даны рекомендации по решению выявленных проблем. Ключевые слова: демография, национальные проекты, национальный проект «Демография», Тверская область, государственная программа. Контактная информация: 170027, Тверь, Оснабрюкская ул., д. 34; тел.: +7 (919) 063-16-43; email: [email protected]
Abstract. The article provides information on the implementation of the state program of the Tver region «Development of demographic and family policy in the Tver region for 2020-2025», which is part of the national project «Demography». A study was conducted in the implementation of this project in the Tver region, as part of supporting families with children. Statistical data, target indicators, general information about the program are provided and recommendations are given for solving identified problems.
Keywords: demography, national projects, national project «Demography», Tver region, government program.
Contact information: 34 Osnabruckskaya st., Tver, 170027; tel.: +7 (919) 063-16-43; e-mail: [email protected]
Самой масштабной мерой государственной демографической политики является национальный проект «Демография» [6], утвержденный Указом Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [2].
Национальный проект «Демография» должен повлиять на достижение национальных целей и целевых показателей, а именно:
- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
- обеспечение устойчивого роста численности населения РФ;
- повышение продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55%.
Для национальных целей при реализации данного национального проекта были разработаны пять сопутствующих федеральных проекта. Кроме того, в каждом регионе
Ночевнова Анна Алексеевна - студент Тверского государственного университета
Потапова Елена Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственной политики и управления Тверского филиала РАНХиГС A. Nochevnova - student, Tver State University
E. Potapova - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Policy and Management, Tver branch of RANEPA © Ночевнова А.А., Потапова Е.В., 2024
разрабатываются собственные региональные проекты [7]. Рассмотрим опыт Тверской области.
Главным администратором по реализации национального проекта «Демография» в Тверской области выступает Министерство семейной и демографической политики. Основным документом по реализации государственной поддержки семей с детьми в Тверской области являлась Государственная программа «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 - 2025 годы» [3]. Однако в 2024 году программа была актуализирована в связи с новыми социально-экономическими условиями и новыми нацпроектами. Теперь программа носит название «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» [4]. В частности, были внесены следующие изменения: увеличен срок реализации и заменены два ключевых показателя. Однако в рамках исследования будет рассмотрена подробно «старая» программа, т.к. она уже достигла некоторых результатов, и новая программа не имеет серьезных отличий.
Целью государственной программы «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 - 2025 годы» являлась - реализация государственной демографической и семейной политики на территории Тверской области, повышение уровня жизни семей, имеющих детей; повышение рождаемости.
Для достижения поставленной цели были разработаны и реализованы следующие программы:
1. «Создание условий для улучшения демографической ситуации на территории Тверской области»;
2. «Создание условий для укрепления института семьи, повышения качества жизни семей, проживающих на территории Тверской области»;
3. «Совершенствование государственной политики по улучшению демографической ситуации и поддержке семей с детьми».
При их реализации планируется исполнить следующие задачи.
Увеличение количества многодетных семей (см. рисунок 1). Данная задача призвана повысить рождаемость в Тверской области. Согласно статистике в 2020 году в Тверской области проживало 12544 семей, в 2021 году их число увеличилось на 737; в 2022 - на 1418; в 2023 - на 1948. Несмотря на видимое увеличение многодетных семей, данные показатели отстают от плановых. В плане на 2023 года в Тверской области должно было быть 14771, что на 272 семьи больше, чем фактические значения. Таким образом, цели, заложенные программой, не достигнуты, это связано с пандемией COVID-19, дестабилизацией политической и экономической ситуации в стране и мире.
20000 -
1Т>«1 1.171 13962 14492 14 492 14771 15т
15000 12544 12544 13281 13171 13962 -
10000 факт
5000 0
III
план
до (2020) 2021 2022 2023 2024
Рисунок 1. Увеличение количества многодетных семей
Увеличение доли населения в возрасте от 0 до 19 лет в общей численности населения Тверской области (см. рисунок 2). В 2020 году доля молодого населения составляла 20,8%, в 2021 году 19,5%; а в 2022 показатель снизился до 18,7%; однако в 2023 году данный показатель стабилизировался и даже немного вырос до 18,8%. Резкий скачок 2021 года связан с тем, что семьи, планирующие рождение ребенка, ждали лучшего момента, ввиду того, что период пандемии и ограничений не воспринимался как благоприятный и
безопасный для здоровья ребенка и будущей матери. Ситуация рождаемости несколько изменилась в последующий период, однако в дальнейшем показатели продолжили снижаться. В 2023 году данный показатель должен был достигнуть 20,6%, в то время как итоговый показатель отстает почти на 2%.
23 22 21 20 19 18 17
22
20,8 20,8
21,1
20,6
20,6
18,7 18,8 ■I щ|
факт
план
до (2020) 2021 2022 2023 2024
Рисунок 2. Увеличение доли населения в возрасте от 0 до 19 лет в общей численности населения
Снижение количества рожденных детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (см. рисунок 3). Данный показатель в 2020 году составил 20,4%; однако за исследуемый период он сохранил тенденцию роста, а не планируемого снижения. Так 2021- 21,42%; 2022 - 21,6%; 2023 - 21,8%. В 2023 он должен был опуститься до 20,6%, что говорит об отклонении на 1,2%. Это все еще большое отставание, однако стоит отметить снижение разрыва между показателями, значит темпы роста снижаются и зарегистрированных браков становиться больше.
22 21,5 21 20,5 20 19,5 19
21,42
21,6
21,8
20,4 20,4
I
20,05
20,6
факт план
до (2020) 2021 2022 2023 2024
Рисунок 3. Снижение количества рожденных детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке
Снижение коэффициентаразводимости (см. рисунок 4). В 2020 году данный показатель составил 4,16%, в 2021 году - 4,11%; в 2022 - 4,6%; в 2023 - 4,5%. В 2023 данный показатель должен был достигнуть отметки в 4,4%; то есть отставание составляет всего 0,1%; но это сложно назвать хорошим результатом. Ведь интерес представляет 2022 год и резкий скачок данного показателя. Предполагаем, что пандемия COVГО-19, карантин - отрицательно повлияли на семейные отношения, в т.ч. привели к разводам. Ведь после 2022 года тенденция опять направлена на снижения коэффициента разводимости.
4,8 -46
4,5
4,6 4,4 4,2 4
3,8 3,6 3,4
4,16 4,16
4,11 4,09
I
I
факт
план
до (2020) 2021 2022
Рисунок 4. Снижение коэффициента разводимости
2023
2024
3
Исходя из анализа рассмотренных показателей можно сделать вывод, о стабильно сложной демографической и семейной ситуациях в Тверской области: доля молодого населения снижается, многие живут в «гражданском» браке и не стремятся заключать официальный, а созданные семьи распадаются и отказываются от идеи многодетности, многие молодые люди вообще не хотят заводить детей и предпочитают жить «для себя», а некоторые окончательно покидают Тверскую область. Для разрешения перечисленных проблем была сформирована Государственная программа.
По официальным данным [8], на текущий момент были достигнуты следующие результаты:
- многодетные семьи получают ежемесячную денежную выплату до момента достижения ребенком возраста 3 лет. В 2021 году было выплачено на 1365 пособий больше запланированного объема, однако в последующие 2022 и 2023 сформировалась тенденция на уменьшение выплат в целом, но производятся они все еще с небольшим превышением плана, что говорит о потребности населения в данной мере;
- активнее выдаются и используются свидетельства на региональный материнский капитал. В 2020 году материнский капитал выплатили на 231 семьям меньше плана, в 2021 также меньше (но уже на 257 семей меньше), только в 2022 году плановые и фактические показатели выровнялись. Это может говорить о том, что ранее о такой мере было известно меньше или получить ее было сложнее, однако с 2022 года ситуация изменилась в лучшую сторону и в 2023 на 549 семей больше получили материнский капитал;
- живущие в сельской местности беременные женщины при необходимости получают адресную социальную помощь (например, проезд в районные и областные больницы). В 2020 году было запланировано 175 человек, но данной мерой воспользовалось на 95 человек меньше, однако в 2021 году был пик популярности данной меры за весь исследуемый период, самый высокий показатель в 410 человек, как плана, так и факта. После COVID-19 запланировано было 300 человек, но воспользовалось на 10 меньше;
- признанные малообеспеченными беременные женщины имеют право на получение ежемесячной выплаты на обеспечение питанием. В 2020 году было запланировано, что данная помощь понадобится 300 женщинам, но воспользовалось ей 430, в связи с чем на 2021 год было увеличено ожидаемое число до 836 в 2,7 раз больше, чем было ранее, кроме того данная цифра совпадает с фактом. В 2022 году последовало снижение показателей, как плана до 520, так и факта до 364, после чего в 2023 году план по данной мере снизили до 100, а факт составил 99. То есть идет постепенный отказ от реализации данной меры;
- для семей, воспользовавшихся ипотекой при расширении семей, предоставлены социальные выплаты. Данная мера выполняется точно согласно плана без отклонений в 2021 и 2022 годах и наблюдается рост потребителей, в 2023 году на 3 человека больше получили данную выплату, что говорит о росте популярности данной меры;
- новоиспеченным родителям вручаются подарочные наборы, состоящие из детских принадлежностей, книги стихов «Я родился!». В данной мере создается заранее запас подарочных наборов, а их вручение происходит в меньшем объеме, чем заложено наборов. В 2021 году из 9930 наборов было выдано 9347, в 2022 из 9930 наборов -8778, в 2023 из 8595 наборов - 8346 выданы. То есть наблюдается снижение показателей по данной мере;
- семья, имеющая более пяти несовершеннолетних детей, обеспечиваются автотранспортом. В 2021 году план составил 117, но выдано было на 45 меньше, в 2022 году план составил 100, но выдано было на 70 меньше, в 2023 году план снизили до 46 и выполнили его. То есть данная мера не пользуется популярностью, возможно это связано с неинформированностью или сложностью получения;
- победителям регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года» присуждается ежегодная денежная премия. Ежегодно с 2021 по 2023 год победителями и получателями данной меры стали 5 семей;
- организация и проведение ежегодного конкурса «Лучшее семейное подворье». Ежегодно с 2021 по 2023 год победителями и получателями данной меры стали 3 семьи;
- награжденные почетным знаком «Слава отца», выплачивается единовременное денежное поощрение. Ежегодно с 2021 по 2023 год награждено было по 6 человек;
- обеспечение школьной формой детей из многодетных семей. Данная мера полностью соблюдает плановые и фактические показатели, так в 2021 было предоставлено 13062 людям, в 2022 - 29838, в 2023 - 25019. Заметна популярность данной меры поддержки;
- изготовление памятных медалей «Родившемуся в Тверской области». В рамках данной меры так же было предусмотрено изготовление медалей заранее, в объеме, превышающем плановые и итоговые показатели. Так в 2021 году было изготовлено 11 642, а выдано 9356, в 2022 изготовлено также, а выдано 8 731, в 2023 изготовлено 10 300, а выдано 8 368. Наблюдается постепенное снижение показателей по данной мере, что также возможно связано с низкой информированностью населения о мерах поддержки.
При подробном рассмотрении указанных результатов и, соответственно, мер помощи тверским семьям, можно выделить несколько основных направлений: особое внимание к новорожденным детям, денежные выплаты и льготы, сплочение семей путем проведения совместных конкурсов, поддержка сельских семей, предметная помощь отдельным категориям, пропаганда создания многодетных семей. Однако показатели исполнения значительно отличаются, и по некоторым мерам можно говорить об их популярности и непопулярности, наибольшее количество мер было реализовано в 2021 году как пост-ковидном, когда население особенно нуждалось в поддержке.
Таким образом, в Тверской области активно реализуется проект, направленный на поддержку семей, он включил в себя, как материальные меры, так и нематериальные меры, которые способствуют повышению количества детей, а также повышение устойчивости семей к внешним угрозам.
Одной из проблем является несовершенство мер поддержки семей с детьми. Несмотря на значительную сумму средств, выделяемых на реализацию Государственной программы, в рамках которой действуют, изученные выше, меры поддержки семей, целевые показатели которых за изученный период не были достигнуты. Это свидетельствует о низкой результативности мер поддержки. Такая ситуация ведет к снижению эффективности проводимой государственной политики и не в полной мере достижению ее целей, неэффективному использование денежных средств, а также ограничение мер, которые действительно важны и пользуются спросом у граждан, на которых они и были направлены.
Хотелось бы обратить внимание на механизм предоставления некоторых мер поддержки, которые проходят через конкурсную процедуру и реализуются раз в год. Эффект от указанных мер систематически получают до 6 семей в год и к ним относятся такие конкурсные мероприятия: «Лучшее семейное подворье», «Семья года» и «Слава отца». Эти меры не оказывают должного влияния на демографическую ситуацию и качество жизни семей, а носят символический характер, так как они полезны только очень ограниченному кругу лиц. Так, за 2023 года на реализацию данным мер было потрачено 8635 тыс. рублей, которые можно было перенаправить на реализацию более эффективных и популярных мер поддержки семей с детьми.
Часть мер систематически не достигает своих плановых показателей, что приводит к понижению плана. Однако, несмотря на снижение плановых показателей, они и в последующем периоде не достигаются, что говорит о несостоятельности таких мер. К ним можно отнести следующие: признанные малообеспеченными беременные женщины имеют право на получение ежемесячной выплаты на обеспечение питанием; новоиспеченным родителям вручаются подарочные наборы, состоящие из детских принадлежностей, а также книги стихов «Я родился!»; семья, имеющая более пяти несовершеннолетних детей,
обеспечиваются автотранспортом; изготовление памятных медалей «Родившемуся в Тверской области».
Ежемесячная выплата на обеспечение питания беременных женщин не пользуется высокой популярностью в связи с высоким уровнем бюрократии при её получении. Беременной женщине необходимо собрать ряд документов в различных учреждениях, что непросто сделать, в их положении, нередко для этого приходится отстоять очередь. При этом, согласно статистике, в среднем женщина получает лишь 3,4 тыс. рублей благодаря данной мере. Таким образом, данная мера поддержки не оправдывает тех трудозатрат, которые необходимо потратить на её получение. Это объясняет статистику, согласно которой пользуются данной мерой лишь немногим больше 1% беременных женщин Тверской области.
Следующая мера, связана с вручением подарочных наборов новорожденному и, на наш взгляд, носит положительный характер, так как это не только проявление внимания к каждому рожденному ребенку со стороны Правительства Тверской области, но и материальная поддержка семьи. При этом стоит отметить, что в 2022 году был изменен состав набора и в нем уже 69 предметов, это довольно большой подарок, включающий как одежду, постельное белье, посуду, крема, электронные приборы, и прочее, в том числе открытку и фоторамку. Однако по ряду причин данная мера не может реализовать весь свой потенциал. В первую очередь - это сроки получения такого набора. Его можно получить на основании свидетельства о рождении ребенка и письменного заявления в орган власти. Свидетельство предоставляется до 5 дней от даты рождения, в это время у новоиспеченных родителей много забот в откладывание получения набора приводит к его ненужности. Откуда вытекает следующая причина - многие родители предпочитают заранее готовиться к рождению ребенка и заблаговременно покупают все необходимое, и к моменту рождения ребенка родители не нуждаются во многих предметах из набора.
Интересным является снижение числа получателей автотранспорта. Ведь для семьи с несовершеннолетними пятью детьми, он, казалось бы, необходим, особенно живущим в отдаленных от центра территориях. В этом случае также играет роль высокая бюрократия, ведь для получения данной меры поддержки необходимо собрать пакет из 11 документов, каждый из которых, зачастую, получить не просто. Так, например: необходимо прикрепить справку от Комиссии по делам несовершеннолетних о том, что дети не состоят на учёте, а это также сокращает число возможных получателей. Зачастую, многодетные родители уделяют большее внимание младшим детям, из-за чего им не всегда удаётся контролировать старших. В переходный период дети могут совершить какой-либо необдуманный поступок, что ограничит возможности получения данной меры поддержки, которая может быть необходима семье.
Памятная медаль воспринимается как не имеющая никакой практической значимости и сувенир, подтверждающий принадлежность к региону. Такая медаль выдается совместно со свидетельством о рождении ребенка и приветственным обращением Губернатора. При этом, в 2020 - 2023 годах на реализацию данной меры было выделено 18201 тыс. рублей.
Авторами предлагаются следующие пути совершенствования действующих в Тверской области мер поддержки семей с детьми.
Во-первых, для оптимизации финансирования предлагается объединение конкурсов «Лучшее семейное подворье» и «Семья года», хотя бы с целью снижения затрат на их организацию. В целом они носят схожий характер, возможно увеличить количество победителей и добавить призеров, градировать их по сумме чтобы удовлетворить большую часть населения данной мерой.
Во-вторых, предлагается отказ от реализации двух мер, таких как «Ежемесячная выплата на обеспечение питания беременных женщин» и «Вручение памятной медали, родившемуся в Тверской области». Данные меры предполагают существенные финансовые расходы, но не
пользуются спросом у населения, главного потребителя изучаемых мер. При отказе от них за год высвободится порядка 5 миллионов рублей. Данные средства рекомендуется направить на популярные меры, число получателей которых превышает план. Например, на выдачу регионального материнского капитала и выплат на ребенка до трех лет.
В-третьих, оставшиеся изученные меры, предлагается усовершенствовать, путем внесения в них изменений. Так подарочный набор новорожденному не пользуется популярностью, из-за позднего вручения и занятости новоиспеченных родителей ребенком. В связи с чем предлагается перенести возможность получения такого набора до рождения ребенка, например на сроке беременности от 6 месяцев. Так у родителей будет время на подготовку к родам и заботе о младенце, время на получение набора, его оценку и при необходимости докупку дополнительных предметов. В связи с чем увеличится число получателей данной мер поддержки.
Что касается получения автотранспорта, тут необходимо упростить и перепроверить на необходимость все требования к семье, получающей авто. Не все требования обоснованы, а сбор всех документов мучителен для родителей пятерых несовершеннолетних детей. Таких семей не так много, что требует особого внимания к ним и бережного отношения, кроме того, такие семьи чаще живут в сельской местности и транспорт им необходим.
Таким образом, предлагаются следующие основные направления совершенствования мер: снижение бюрократии при получении мер поддержки; упрощение получения поддержки; перепроверка требований к потенциальным получателям поддержки.
Претворение в жизнь предложенных мер, повысит эффективность мер поддержки семей с детьми и тем самым всей Государственной программы, увеличит число получателей таких мер, тем самым повлияет на качество жизни семей и их удовлетворенность, что в конечном итоге повлияет на демографическую ситуацию в регионе.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями на 04.10.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации № 309 от 7 мая 2024 г. // Российская газета. - от 7 мая 2024 г.,- №100 (9342).
3. О государственной программе Тверской области «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 - 2025 годы»: постановление Правительства Тверской области № 60-пп от 27 февраля 2020 г. (редакция от 29 декабря 2023 г.) // Газета «Тверские ведомости»» от 11-17 марта 2020 г., - № 11.
4. О государственной программе Тверской области «Развитие демографической и семейной политики Тверской области»: постановление Правительства Тверской области № 51-пп от 15 февраля 2024 года // Газета «Тверские ведомости»» от 21-27 февраля 2024 г. № 7.
5. О Положении о Министерстве семейной и демографической политики Тверской области: Постановление Правительства Тверской Области № 425-пп от 31 октября 2019 г. (редакция от 28 февраля 2023 г.) // Газета «Тверские ведомости»» от 13-19 ноября 2019 г. № 46.
6. Иванов Л. А. Национальные проекты, как инструмент социальной политики государства / Л. А. Иванов, А. А. Ночевнова // Современные социальные процессы в контексте глобализации: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2023. С. 422-428.
7. Ночевнова А. А. Результаты реализации национального проекта «Демография» в Тверской области / А. А. Ночевнова // Экономика, управление, бизнес в современном мире: актуальные вопросы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2023. С. 49-54.
8. Официальный сайт Министерства семейной и демографической политики Тверской области - URL: https://minsemya.tverreg.ru/