Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ТЕПЛООБМЕННИКОВ) НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ТЕПЛООБМЕННИКОВ) НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
воздухоохладитель / конденсатор / теплообменник / рентабельность продаж / тенденция в реализации продаж / air cooler / condenser / heat exchanger / sales profitability / trend in sales realization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров Сергей Геннадьевич

В статье рассматриваются вопросы реализации малым предприятием базовых компонентов холодильного оборудования. Определены наиболее продаваемые на отечественном рынке образцы воздухоохладителей, конденсаторов и теплообменников с учетом их востребованности на отечественном рынке. По усредненным данным по количеству продаваемых вышеназванных компонентов и по их стоимости за 2021, 2022 и 2023 гг. рассчитана рентабельность продаж по валовой прибыли по каждому типу воздухоохладителей, конденсаторов и теплообменников. Выявлено, что на отечественном рынке отмечается увеличение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майоров Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Realization of Basic Components of Refrigeration Equipment (Heat Exchangers) on the Example of a Small Enterprise

The article deals with the issues of realization of basic components of refrigeration equipment by a small enterprise. The most sold samples of air coolers, condensers and heat exchangers in the domestic market are determined, taking into account their demand in the domestic market. Based on the average of the number of the abovementioned components sold and their cost for 2021, 2022, and 2023, the return on sales in terms of gross profit for each type of air coolers, condensers, and heat exchangers is calculated. It is revealed that there is an increase in sales of air coolers, condensers and heat exchangers in the domestic market not only at the present time but also in the medium term.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ТЕПЛООБМЕННИКОВ) НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК / UDC 621.56

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-9327-8-11

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ТЕПЛООБМЕННИКОВ) НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Analysis of Realization of Basic Components of Refrigeration Equipment (Heat Exchangers) on the Example of a Small

Enterprise

Майоров Сергей Геннадьевич,

аспирант, факультет Бизнеса, Московский финансово-промышленный университет «СИНЕРГИЯ»; г. Москва, Россия, ул. Мещанская, д. 9/14 Mayorov Sergey Gennadyevich,

postgraduate student, Faculty of Business, Moscow Financial and Industrial University «SINERGIA»; 9/14 Meshchanskaya St., Moscow, Russia s.g.mayorov@gmail.com https://orcid.org/0009-0009-7570-2318

В статье рассматриваются вопросы реализации малым предприятием базовых компонентов холодильного оборудования. Определены наиболее продаваемые на отечественном рынке образцы воздухоохладителей, конденсаторов и теплообменников с учетом их востребованности на отечественном рынке. По усредненным данным по количеству продаваемых вышеназванных компонентов и по их стоимости за 2021, 2022 и 2023 гг. рассчитана рентабельность продаж по валовой прибыли по каждому типу воздухоохладителей, конденсаторов и теплообменников. Выявлено, что на отечественном рынке отмечается увеличение продаж воздухоохладителей, конденсаторов и теплообменников не только на данный момент, но и в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: воздухоохладитель; конденсатор; теплообменник; рентабельность продаж; тенденция в реализации продаж.

The article deals with the issues of realization of basic components of refrigeration equipment by a small enterprise. The most sold samples of air coolers, condensers and heat exchangers in the domestic market are determined, taking into account their demand in the domestic market. Based on the average of the number of the above-mentioned components sold and their cost for 2021, 2022, and 2023, the return on sales in terms of gross profit for each type of air coolers, condensers, and heat exchangers is calculated. It is revealed that there is an increase in sales of air coolers, condensers and heat exchangers in the domestic market not only at the present time but also in the medium term.

Keywords: air cooler; condenser; heat exchanger; sales profitability; trend in sales realization.

Введение (Introduction)

Основными компонентами холодильной машины, с помощью которых реализуется ее рабочий процесс, являются: теплообменники, которые осуществляют передачу энергию тепла между потоками сред, имеющих различные температурные режимы. К теплообменникам относятся:

♦ воздухоохладитель(охладитель) — теплообменник, в котором происходит кипение хладагента (с поглощением тепла) и непосредственно сам процесс охлаждения;

♦ конденсатор — теплообменник, в котором в результате фазового перехода хладагента из газообразного состояния в жидкое, отведенная теплота сбрасывается в окружающую среду.

♦ дополнительные теплообменники — элементы, способствующие отводу тепла от охлаждаемого источника.

В России реализация базового теп-лообменного оборудования имеет свою особенность. На отечественном рынке востребована теплообменная аппаратура как импортного, так и отечественного производства, которая

может конкурировать с продукцией зарубежных производителей в коммерческих и бытовых секторах экономики.

В условиях быстрорастущего рынка и изменяющихся потребностей заказчиков [1] исследование хозяйственной и экономической деятельности малого предприятия по продаже теплообменного оборудования для холодильных установок является актуальной задачей.

Материалы и методы (Materials and Methods)

В методологическую основу работы положены исследования по анализу продаж теплообменников малым предприятием за последние несколько лет [2]. Автор участвовал в этих продажах, изучая факторы, влияющие на потребительский выбор. Для экономической целесообразности продаж данного холодильного оборудования выбран метод оценки по валовой прибыли.

Результаты (Results)

Рассмотрим вопрос о реализации теплообменников малым предприятием. Начнем с воздухоохладителей

и рассмотрения их характеристик (табл. 1).

Существует множество типов воздухоохладителей, которые широко используются, например, в холодильных складах, и потребность в них постоянно растет. Всего в таблице 1 представлено 19 производителей, продукция которых наиболее востребована на отечественном рынке. Всего потребляется 84 модели воздухоохладителей, из них 68 моделей поставляется производителями из Китая. Ведущими брендами воздухоохладителей являются бренды, производимые фирмами: компании LU—VE— (Италия), Alfa Laval — (Швеция). Продукция китайских производителей представлена как в бюджетном сегменте, так и в моделях премиум-класса и покрывает 40% потребностей в воздухоохладителях на отечественном рынке.

Воздухоохладители компании 7"-Соо/(Китай) востребованы у 20% потребителей, компании Belief (Китай) — 15% потребителей, компании LU—VE — 5% (Италия), Alfa Laval — 5% (Швеция), Eco — 5% (Италия), а остальные 14 компаний — совместно закрывают оставшиеся 10%.

В таблице 1, к сожалению, не представлены российские производители воздухоохладителей, хотя отечественная теплообменная техника бурно развивается. По-видимому, это связано с тем, что производители отечественного холодильного оборудования медленно переходят на новые виды хладагентов. Использование современных импортных хладагентов требует замены или конструктивной доработки систем охлаждения.

Большую долю рынка хладагентов в России занимают китайские и европейские поставщики, что хорошо коррелирует с импортными комплектующими китайского и европейского производства.

Теперь перейдем к вопросу реализации конденсаторов (табл. 2).

Анализируемое предприятие реализует конденсаторы 14 фирм — производителей. Китайские производители объединены под одним названием. При этом они выпускают 22 модели конденсаторов. Доля китайских производителей при реализации конденсаторов составляет 40%, что неудивительно, так как конденсаторы на китайском рынке представлены в широком ассортименте. На втором месте по реализации конденсаторов стоит фирма Belief (Китай) c долей продаж 25%. Далее идет фирма T-Cool (Китай) с долей рынка 10%. Фирма Eco (Италия), LU—VE (Италия) и TerraFrigo (Россия) с долями рын-

ка по 5%. Оставшиеся фирмы в количестве 8 имеют совместную долю 10%.

Характеристика прочих теплообменников для передачи тепла между средами представлена в таблице 3.

В таблице 3 приведены 10 производителей, изготавливающих 27 моделей. Из числа производителей сильно выделяется фирма Ридан (Дания) с долей продаж 70%, затем идет фирма ЭМЕР (Швеция) с долей 10%. Оставшиеся 8 фирм имеют совместную долю продаж 20%. Отечественных производителей в таблице 3 нет, хотя производство в России более развито в сравнении с другими позициями. Уже сейчас российские

Таблица 1

Характеристики воздухоохладителей, продаваемых анализируемой организацией Table 1. Characteristics of air coolers sold by the analyzed organization

Производитель Stefani, ECO, Alfa Laval, Crocco, Guentner, TerraFrigo, LU-VE, Garcia Camara, Karyer, Belief, Baer, Frimetal, Frigo System, FrigoCool, GEA Kuba, T-Cool, LongTerm, Sarbuz, Китай

Модель BL, RL, BREEZE, ВWAJ ВСР. BVH, BSL, CTE, DRM, DFE, DEC, EA, EC, EDS, EK, EDD, EPL. EVS/B, F30HC, F45HC, F62HC, FHD, GACA, GACC, GCE, GDF, GHF, GTE, IDE, MBS, MIC, MVG, NHB, RS, SHS, TA, TEB C, TEF, TFE, SBA, SBE, SBT, GL, BOREA, BWH, BCA, ВС^ ВVA, CHS, DFBE, SPBE, DJ, DFC, ERK, ED, EG, EP, EHS, EVS, F27HC, F35HC, F50HC, FHA, FRM, CGL, GASC, GDE, GFN, GHN, ICE, LC, MC, MTE, NHA, NLB, SHD, STE, TEB, TED, TEM, TF2E, SBL, SBK

Тип воздухоохладителя Воздухоохладитель, Испаритель, Шокфростер, Тэны оттайки, Насадки, Поддоны

Вид воздухоохладителя Наклонный, Кубический, Настенный, Двухпоточный, Однопоточный

Диапазон холодо-производительности, кВт от 0 до 1, от 1 до 5, от 5 до 10, от 10 до 15, от 15 до 20, от 20 до 25, от 25 до 30, от 30 до 35, от 35 до 40, от 40 до 45, от 45 до 50, от 50 до 60, от 60 и выше

Шаг ламели, мм 3; 4; 3,5\7; 5; 4,5\9; 4\8; 5,5; 6; 6,5; 7; 7,2; 8; 8,5; 7,5; 9; 10; 12

Кол-во вентиляторов 1, 2, 3, 4, 5, 6

Диаметр вентиляторов 200; 230; 250; 254; 275; 300; 315; 330; 350; 360; 400; 450; 500; 550; 560; 600; 630; 650; 710; 800

Напряжение питания 220В, 50Гц; 400В, 50Гц; 400В, 60Гц

Таблица 2

Характеристики конденсаторов, продаваемых рассматриваемой организацией Table 2. Characteristics of capacitors sold by the organization in question

Производитель BAER, Belief, Crocco, ECO, FrigoCool, Garcia Camara, Guentner, Karyer, LU-VE, Stefani, T-Cool, TerraFrigo, Thermokey

Применение Для встроенной мебели, Уличный

Тип конденсатора Конденсатор воздушный, Конденсатор воздушный без вентиляторов, Маслоохладитель

Модель ACC, С, CN, ES, FNV, GVVX, KA, KT, SC, Sest, STV, ACV, CG, CRH, FN, GCVC, GVV, KCE, MKH, SCIROCCO, SHV, TFT

Вид конденсатора Горизонтальный, Вертикальный, V-образный

Диапазон холодо-производительности, кВт от 0 до 1, от 1 до 5, от 5 до 10, от 10 до 15, от 15 до 20, от 20 до 25, от 25 до 30, от 30 до 35, от 35 до 40, от 40 до 45, от 45 до 50, от 50 до 60, от 60 и выше

Диаметр вентиляторов 200, 230, 250, 254, 275, 300, 315, 330, 350, 360, 400, 450, 500, 550, 560, 600, 630, 650, 710, 800

Напряжение питания 220В, 50Гц; 400В, 50Гц; 400В, 60Гц

Таблица 3

Характеристики прочих теплообменников, продаваемых рассматриваемой организацией Table 3. Characteristics of other heat exchangers sold by the organization in question

Производитель Danfoss, Dunan, Onda, Refkar, MIT, Dekna, Forwon, SWEP, Baode, Ридан

Модель B3, D55, D118, FHC, HC, LPE, S, SD, B, MB, PHE, RCD, RKDEW, XB, D22, D62, DV, HE, MPE, CT, SC, V, BX, MCHE, RCS, RD, RKMDEW

Тип Пластинчатый, Труба в трубе, Кожухотрубный, Микроканальный

компании могут заместить зарубежных производителей и предложить полноценный объем теплообменного оборудования для оснащения любых объектов.

Проведем детальный анализ данных, приведенных в таблицах 1, 2, 3 на предмет реализации воздухоохладителей, конденсаторов и дополнительных теплообменников по таким параметрам, как: быстрореализуемые, медленно реализуемые, трудно реализуемые редко реализуемые (табл. 4).

Из таблицы 4 следует, что быстрореализуемые воздухоохладители и конденсаторы изготавливают китайские производители. Дополнительные теплообменники, которые также пользуются повышенным спросом, в основном изготавливают производители из Дании и Швеции. Медленно реализуемые воздухоохладители и конденсаторы производят компании из Италии, а дополнительные теплообменники — из Дании. Трудно реализуемые воздухоохладители изготавливают компании из Ита-

лии, Испании, России и Турции, конденсаторы из Испании и Германии, дополнительные теплообменники из Китая и Турции. Необходимо отметить, что в число предприятий, изготавливающих воздухоохладители, вошла и одна российская компания Frimetal. Редко реализуемые воздухоохладители и конденсаторы производят фирмы из Италии и Германии, а дополнительные теплообменники — отечественная компания ТеггаЕг/'до.

Проведенный анализ позволит малому предприятию улучшить и расширить закупки рассмотренных компонентов холодильного оборудования, снизить финансовые риски, привлечь дополнительных покупателей.

Оценим экономическую целесообразность продаж воздухоохладителей, конденсаторов и дополнительных теплообменников. В таблице 5 приведены данные (усредненные) по количеству реализованных воздухоохладителей, конденсаторов и дополнительных теплообменников за 2021—2023 гг. и их относительную стоимость.

Table 4

Основное внимание уделим китайским производителям воздухоохладителей, поскольку они обеспечивают запросы 75% потребителей на отечественном рынке. Экономическую оценку проведем путем расчета рентабельности продаж по валовой прибыли. Расчет этого показателя помогает оценить эффективность вложений, корректно распределить финансовые средства. Рентабельность по валовой прибыли определим отдельно по каждому виду продаваемого продукта. Это поможет увидеть доходные направления и уменьшить траты на те компоненты холодильного оборудования, которые не приносят прибыль.

В таблице ^приведены данные по расчету рентабельности продаж по валовой прибыли каждого компонента.

По данным расчетов рентабельность продаж по валовой прибыли по испарителям, шокфростерам, тенам оттайки и кондиционерам увеличилась, а по теплообменникам и воздухоотделителям уменьшилась, но все-таки осталась положительной.

Таблица 4

Наименование компонента холодильного оборудования

Воздухоохладители Конденсаторы Дополнительные теплообменники

Быстро реализуемые Медленно реализуемые Трудно реализуемые Редко реализуемые Быстро реализуемые Медленно реализуемые Трудно реализуемые Редко реализуемые Быстро реализуемые Медленно реализуемые Трудно реализуемые Редко реализуемые

Фирма производитель Фирма производитель Фирма производитель

T-Cool, Belief Lu-Ve, Alfa-Laval, Eco ECO, Garcia Camara, Frimetal, Frigo System, FrigoCool, GEA Küba, LongTerm, Sarbuz Stefani, Crocco, Guentner, TerraFrigo, Karyer, Baer Китай, T-Cool, Belief Lu-Ve, Eco, TerraFrigo Garcia Camara, Guentner, Karyer, Stefani Baer, Crocco, FrigoCool, THermokey Rudan, Swep Danfoss, Dunan, Onda Forwon, Refkar, Baode Derna, Mit, Dena

Таблица 5

Результаты продаж теплообменников за 2021-2023 гг. Table 5. Sales results of heat exchangers for the years 2021-2023.

Наименованиешпа---- 2021 Штук в год/стоимость тыс. руб. 2022 Штук в год/стоимость тыс. руб. 2023 Штук в год/стоимость тыс. руб.

Воздухоохладитель 160/175т.р. 170/190т.р. 182/205т.р.

Испаритель 16/45т.р. 20/49т.р. 25/53т.р.

Шокфростер 10/300т.р. 15/320т.р. 20/350т.р.

Тэны оттайки 30/600р. 33/650р. 35/700р.

Конденсаторы 90/165т.р. 95/170т.р. 105/190т.р.

Поддоны 3/18т.р. 5/19,5т.р. 8/22т.р.

Теплообменники 96/800т.р. 106/860т.р. 115/930т.р.

С. Майоров. Анализ реализации базовых компонентов холодильного оборудования (теплообменников) на примере

Таблица 6

Данные для расчета рентабельности продаж теплообменников за 2021-2023 гг. Table 6. Data for calculating the profitability of heat exchanger sales for 2021-2023.

Тип элемента оборудования Закупки, млн р Выручка, млн руб Валовая прибыль, млн р Рентабельность продаж по валовой прибыли, %

2021 2022 2023 2021 2022 2023 2021 2022 2023 2021 2022 2023

Воздухоохладитель 28,0 32,3 37,3 30,1 35,6 40,2 2,1 3,3 2,9 7,0 9,3 7,2

Испаритель 0,72 0,98 1,33 0,8 1,1 145 0,08 0,12 0,3 10,0 11,0 26,0

Шокфростер * 3,0 4,8 7,0 3,5 5,4 8,2 0,5 0,6 1,2 14,2 11,0 14,6

Тэны оттайки 0,018 0,021 0,025 0,023 0,026 0,029 0,003 0,005 0,006 13,0 20,0 20,7

Конденсаторы 14,4 16,2 20,0 16,5 18,3 23,4 2,1 2,1 3,4 12,7 11,4 14,5

Поддоны 0,054 0,096 0,18 0,075 0,21 0,24 0,021 0,11 0,06 2,8 52,4 25,0

Теплообменники 76,8 91,2 106,9 80,3 95,0 109,1 3,5 3,8 2,2 4,3 4,0 2,0

Обсуждение (Discussion)

В статье проведен краткий анализ реализации малым предприятием воздухоохладителей, конденсаторов и дополнительных теплообменников. Данные из таблицы 4 позволят малому предприятию расширить закупки наиболее ликвидных компонентов холодильного оборудования, снизить финансовые риски при их покупке и привлечь дополнительных потребителей, оценивших высокое качество предлагаемых товаров, что положительно

скажется в конкурентной борьбе с другими компаниями, предлагающими аналогичный товар. Поскольку рентабельность продаж положительна, из этого следует, что малому предприятию следуетустанавли-вать более глубокие коммерческие отношения с наиболее перспективными изготовителями воздухоохладителей, конденсаторов, дополнительных теплообменников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последующем будет рассмотрена еще одна статья, в которой будут проанализированы вопросы реали-

зации компонентов автоматики, приборов управления и контроля, запорной арматуры, теплоизоляции и хладагентов.

Заключение (Conclusion)

Полученные данные позволят руководству малого предприятия принять обоснованные решения по объемам закупки тех или иных элементов холодильного оборудования и обновить стратегию их продаж на ближайшую перспективу.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Потребительское поведение / Д. А. Шевченко, А. В. Кидинов, М. В. Гундарин [и др.]. — Москва: ООО «Директ-Медиа», 2023. - 112 с. - ISBN 978-5-4499-3785-8. - EDN RLPYDV.

2. Майоров, С. Г. Анализ реализации базовых компонентов холодильного оборудования (компрессоров) на примере малого предприятия / С. Г. Майоров // Практический маркетинг. - 2024. - № 7(325). - С. 44-49. - DOI 10.24412/2071-37622024-7325-44-49. - EDN MIBLMX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.