Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕАКЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИТЕЙСКИХ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЯХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ГЕНДЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ'

АНАЛИЗ РЕАКЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИТЕЙСКИХ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЯХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ГЕНДЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФРУСТРАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Татьяна Юрьевна

Процесс профессионального становления педагога требует исследования его индивидуально-психологических особенностей, обусловленных гендерной принадлежностью. Целью исследования стало выявление сходства и различий гендерных особенностей индивидуально-психологических реакций фрустрации педагогов. Различия во фрустрационном реагировании у педагогов разного пола связаны с единообразием реагирования в житейских и профессиональных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER PECULIARITIES OF COGNITIVE ATTITUDE OF FRUSTRATION REACTIONS OF TEACHERS IN THE PROFESSIONAL AND LIFE SITUATIONS

The process of professional establishment of teachers needs the study of its individual and psychological peculiarities conditioned by the gender belonging. The aim of the study is the revealing the similarities and differences of the gender peculiarities of the individual and psychological reactions of the teachers’ frustration. The differences of the teachers of the different sexes in the frustration reactions are connected with the equability of responding in life and professional situations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕАКЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИТЕЙСКИХ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЯХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ГЕНДЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ»

Satisfaction by labor as a foundational factor of the resulting character of the pedagogical activities

The article deals with the definition of the motivation factors to the implementation of the pedagogical activities, there are revealed the factors influencing on the satisfaction of teachers by their labor, there is given the definition of the resulting character of the pedagogical labor. There is conducted the analysis of the satisfaction of the teachers in Kamyshin Polytechnic College by labor, there is stated the connection between the teachers' motivation, the degree of their satisfaction by labor and the resulting character of the pedagogical activities.

Key words: resulting character of pedagogical activities, satisfaction by pedagogical activities, satisfaction factors by labor, teachers motivation.

(Статья поступила в редакцию 02.06.2021)

т.Ю. никифорова

(самара)

анализ реакций учителей в профессиональных и житейских фрустрирующих ситуациях, обусловленных тендерными особенностями

Процесс профессионального становления педагога требует исследования его индивидуально-психологических особенностей, обусловленных гендерной принадлежностью. Целью исследования стало выявление сходства и различий гендерных особенностей индивидуально-психологических реакций фрустрации педагогов. Различия во фрустрационном реагировании у педагогов разного пола связаны с единообразием реагирования в профессиональных и житейских ситуациях.

Ключевые слова: гендерные особенности, фру-страционные реакции, личность педагога, психологическое сопровождение деятельности учителя.

Введение. В современной действительности в связи со сменой социально-экономических отношений сложились довольно напряженные условия, которые подвергают взрос-

лых как в жизни, так и в профессиональной деятельности ложным фрустрирующим ситуациям, оказывающим влияние на эмоциональное состояние и поступки.

Исследования во многих случаях традиционно рассматривают универсальную модель педагогической деятельности, в которой не учитывается своеобразие индивидуально-психологических особенностей мужчин и женщин (Е.В. Бондаревская, 1998; Е.Ю. Захарчен-ко, 2002 и др.). Хотя педагогическая профессия считается сложной, в России большинство школьных педагогов (85%) - женщины [14].

На наш взгляд, это обусловливает специфику индивидуального влияния педагога на развитие личности учащегося, в том числе на развитие коммуникативных способностей и процессы полоролевой социализации. Педагогическая практика показывает, что учителя после напряженных педагогических ситуаций, с которыми им, как и всем современным педагогам, приходится часто сталкиваться, чувствуют себя разбитыми, подавленными, у них снижается работоспособность, они чаще теряют самообладание, контроль над своими эмоциями. Например, физиологические различия прямо связаны с психологическими различиями педагогов-мужчин и педагогов-женщин [16]. Данные международных исследований показывают, что гендерные особенности педагогов проявляются в уровне позитивного восприятия собственной профессии, в стремлении к самообразованию, в степени требовательности к учащимся и критичности к результатам обучения, включенности в коллективные взаимоотношения, в уровне конфликтности и пр. (Г.З. Ефимова, 2015) [5].

Именно поэтому в современной педагогической психологии развивается направление исследований по гендерной проблематике, включая гендерную социализацию, влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование учащихся (Л.Н. Надолинская, 2004, Е. Ярская-Смирнова, 2003 и др.) [14]. Вместе с тем развитие профессиональных качеств и становление педагогической культуры учителя разворачивается в условиях гуманистически ориентированного образования, предполагающего создание благоприятных условий для поддержания процессов самоидентификации и самореализации педагогов (И.А. Зимняя, 2004; С.В. Рожкова, 2006; Л.И. Столярчук, 2009) [3; 7; 13].

Мы проанализировали, что на развитие ценностно-смысловой сферы профессиональ-

О Никифорова Т.Ю., 2021

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ной деятельности заметное влияние оказывают жизненные установки, в которых всегда проявляется гендерное своеобразие. Например, «имеют» или «хотят» позиции в жизни, взаимодействуют и влияют друг на друга, определяют соотношение «людей» и «общества» в стиле профессиональной деятельности, в характеристиках общения между учителями-мужчинами и женщинами [17; 18].

На наш взгляд, эмоционально-поведенческие реакции в условиях фрустрации, отличаясь определенным своеобразием у мужчин и женщин, также влияют на характер профессиональной коммуникации педагога в конфликтной ситуации. Разрешение возможного противоречия между проявлениями индивидуальности и профессиональными требованиями и установками педагога становится важной задачей профессиональной самореализации. Для ее решения необходимо опираться на поддержание процессов самоидентификации, т. к. известно, что тип и направленность фрустраци-онной реакции зависят от степени фрустрации и определяются уровнем притязаний, гендер-но обусловленными социальными (в том числе профессиональными) установками и направленностью личности. Основные выявленные тенденции согласуются с данными, полученными В.Л. Великановым и Н.Н. Толстых, Н.Д. Левитова и В.С. Мерлина [11; 14].

таким образом, по нашему мнению, задачи профессионального становления педагога требуют исследования его индивидуально-психологических особенностей, обусловленных гендерной принадлежностью, что и привело нас к экспериментальному исследованию данной проблемы.

Целью нашего исследования является анализ реакций фрустрации педагогов, обусловленных тендерными индивидуально-психологическими особенностями и особенностями профессионального реагирования во фруст-рирующих ситуациях общения с учащимися. Предметом нашего исследования являются взаимосвязи фрустрационных реакций учителей в жизненных и профессиональных ситуациях, обусловленных гендерными особенностями. Гипотеза исследования определяет, что различия в структуре когнитивных реакций педагогов при определении ими оптимальной тактики поведения во фрустирую-щих (конфликтных) педагогических ситуациях связаны с полом педагогов и с характеристиками реакций педагогов в общежитейских ситуациях фрустрации.

В ыб о р ка и м е т о ды пр о ве де ния исследований. Исследование проводилось

на базе муниципальных образовательных учреждений Красноглинского района городского округа Самара - МБОУ СОШ № 9, 118, 127, 161. В состав экспериментальной выборки вошли 150 человек - 30 мужчин и 120 женщин. Возраст испытуемых - от 27 до 60 лет. Стаж профессиональной деятельности испытуемых - от 7 до 40 лет.

В проведении нашего экспериментального исследования фрустрационных реакций учителей в жизненных и профессиональных ситуациях были использованы тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга и контент-анализ вербальных реакций педагогов при решении ситуативных задач, описывающих типичные трудности во взаимодействии с учащимися [1; 12]. В предложенных ситуациях отражаются разные варианты конфликтов ученика и учителя, в том числе связанные с нарушением каких-либо норм и условиями для воспитательного воздействия со стороны учителя. Стимульный материал состоит из краткого описания восьми педагогических ситуаций. Направленность, тип и общий эмоциональный тон реакций определялись эмпирически: как категории в методе контент-анализа.

В результате нами были выделены реакции, различные по направленности: экстрапу-нитивные (направленные на отдельного учащегося, всю группу (класс) или авторитетов (родителей, директора, классного руководителя); интропунитивные (направленные на самого учителя) и импунитивные (направленные на ситуацию в целом).

По типу реагирования были выделены такие реакции:

- наказание (замечания, оскорбления, выговоры и пр.);

- дистанцирование (избегание или откладывание активных действий);

- изучение содержания (проверка фактов, расспрос учащегося или его родителей);

- определение задачи (задание для учащегося или самого учителя);

- объяснение (предоставление информации, обеспечение понимания);

- поддержка (поддержка словом или делом, позитивное подкрепление действий учащихся).

Кроме того, по общему эмоциональному тону выделены следующие реакции:

- негативные (отругать, строго спросить и пр.);

- позитивные (шутить, хвалить и пр.);

- нейтральные (те, в которых общий эмоциональный тон никак не выделен).

таким образом, было применено 14 категорий, использованных в контент-анализе особенностей фрустрационных реакций учителей во взаимодействии с учащимися. для определения уровня значимости различий между показателями реагирования в ситуациях фрустрации у педагогов разного пола использовался метод углового преобразования Фишера.

Результаты исследований. Результаты исследования по тесту С. Розенцвейга, а именно процентное соотношение направленности реакций в ответах испытуемых для всей выборки и отдельно для группы женщин и группы мужчин, представлено в табл. 1.

Как видно из табл. 1, наибольший процент в выборке имеют экстрапунитивные реакции (45,0 и 41,5%), а наименьший - импунитив-ные реакции (20,4 и 19,4%). Средними по выраженности в выборке являются интропуни-тивные реакции (34,6 и 39,1%). Отличия между мужчинами и женщинами в выборке проявляются по всем вариантам направленности, но только различия в выраженности интропу-нитивных реакций подтверждаются статистически (р > 0,05). Анализ результатов процентного соотношения типов реакций в ответах испытуемых отдельно для группы женщин и группы мужчин представлен в табл. 2.

Как видно из табл. 2, у педагогов-мужчин наибольший процент в выборке имеют реакции с ED-фиксацией на самозащите, несколько реже - с NP-фиксацией на удовлетворении потребности (34,7%), а реакции с OD-фикса-цией на препятствии проявляются реже всего (27,8%). У педагогов-женщин преобладают реакции с ЫР-фиксацией на удовлетворении потребности (49,5%), в то время как реакции с фиксацией на препятствии и на самозащите проявляются примерно с одинаковой частотой (23 и 27,5%).

Наибольшие отличия между мужчинами и женщинами в выборке имеют реакции с ЫР-фиксацией на удовлетворении потребности при р < 0,001 (доля этих реакций в группе женщин на 14,8% больше, чем в группе мужчин) и с ED-фиксацией на самозащите р < 0,05 (доля этих реакций в группе мужчин на 10% больше, чем в группе женщин), наименьшие - с ОD-фиксацией на самозащите (разница в 4,8%), которые статистически не подтверждаются.

Выявленные нами результаты исследования реакций педагогов на фрустрирующие условия в профессиональном общении с учащимися (по результатам контент-анализа ответов на коммуникативные задачи) представлены в табл. 3.

Таблица 1

распределение реакций на фрустрирующие ситуации по направленности у педагогов-мужчин и педагогов-женщин (% от общего количества реакций в подгруппе)

Испытуемые Направленность реакций

Экстрапунитивные Интропунитивные Импунитивные

Мужчины 45,0 34,6 20,4

Женщины 41,5 39,1 19,4

Таблица 2

распределение реакций на фрустрирующие ситуации по типу у педагогов-мужчин и педагогов-женщин (% от общего количества реакций в подгруппе)

Испытуемые Тип реакций

OD ED ЫР

Мужчины 27,8 37,5 34,7

Женщины 23,0 27,5 49,5

Испытуемые Направленность реакций

Экстрапунитивные (на индивида, группу, авторитетов) Интропунитивные (на себя) Импунитивные (на ситуацию)

Мужчины 48,4 24,3 27,3

Женщины 43,0 32,8 24,2

Таблица 3

распределение реакций на фрустрирующие ситуации в профессиональном общении с учащимися по направленности у педагогов-мужчин и педагогов-женщин (% от общего количества реакций в подгруппе)

Как видно из табл. 3, наибольший процент в выборке педагогов в ситуациях профессионального общения имеют реакции экстрапу-нитивной направленности (на индивида, группу, авторитетов), а наименьший - реакции, направленные на ситуацию.

Далее проведен статистический анализ, который подтверждает и характеризует, что различия между педагогами-мужчинами и педагогами-женщинами в частоте экстрапуни-тивных реакций (доля этих реакций в группе мужчин на 5,4% больше, чем в группе женщин, при р < 0,05), реакций на самого себя (доля этих реакций в группе женщин на 8,5% больше, чем в группе мужчин, при р < 0,05) не получили статистического подтверждения различия в реакциях, направленных на ситуацию (разница в 3,1% при р > 0,05).

Такие характеристики, как различия между педагогами-мужчинами и педагогами-женщинами по типам реакций с фиксацией на наказании, дистанцировании, изучении, задаче, объяснении и поддержке, представлены нами в табл. 4. Как видно из табл. 4, наибольший процент характеризует выраженность фру-страционных реакции с фиксацией на задаче (43,3 и 33,0%) и на объяснении (16,6 и 24,2%), а наименьший - реакции с фиксацией на поддержке (1,3 и 7,0%).

Обсуждение результатов. Согласно проведенному нами исследованию, мы констатируем, что наибольшие различия между мужчинами и женщинами в выборке имеют реакции с фиксацией на задаче (доля этих реакций в группе мужчин на 10,3% больше, чем в группе женщин, различия подтверждаются статистически при р<0,05) и на объяснении (доля этих реакций в группе женщин на 7,6% больше, чем в группе мужчин, что подтверждается статистически при р < 0,05). Женщины-педагоги чаще мужчин используют дистанцирование и поддержку, реже - наказание, но эти различия статистически незначимы.

таким образом, по группе педагогов-мужчин как в стандартных ситуациях теста Ро-зенцвейга, так и в случае ситуаций профессионального взаимодействия с учащимися в качестве преобладающих выступают реакции экс-трапунитивной направленности, но в ситуациях профессионального взаимодействия они проявляются относительно реже. В житейских ситуациях преобладают экстрапунитивные реакции самозащитного типа, предполагающие враждебность и порицание и направленные как на фрустрирующий объект, так и на самого себя; при этом в ситуациях педагогического взаимодействия самозащитные реакции наказания и дистанцирования наблюдаются у мужчин-педагогов реже - в 28,3% случаев. Чаще всего отмечаются реакции, направленные на разрешение проблемы (фиксация на задаче - в 43,3% случаев, изучении проблемы - в 10,2% случаях и ее объяснении - в 16,6% случаях). Самообвиняющих реакций в профессиональных ситуациях наблюдается также меньше, чем в житейских (24,3 и 34,6%). Таким образом, прослеживается влияние профессиональных установок на формирование поведения в ситуациях профессиональной фрустрации, что может отражать высокий уровень его осознанности. Выявленные нами особенности фрустрационного реагирования могут быть связаны с такими профессиональными качествами педагога-мужчины, как консерватизм в поведении, меньшая толерантность в социальном и личностном взаимодействии, выраженность установок на трансляцию жизненной позиции, использование конкретных действий, а не поучений в конфликтах с учащимися, ориентация на достижение конкретной цели. Полученные результаты не противоречат данным, которые такие особенности характеризуют как более социально адаптивные.

В группе педагогов-женщин достоверно чаще наблюдаются интропунитивные реакции (р < 0,05) как в житейских, так и в про-

Испытуемые Тип реакций - с фиксацией:

на наказании дистанцировании изучении задаче объяснении поддержке

Мужчины 20,4 8,3 10,2 43,3 16,6 1,3

Женщины 14,8 11,0 10,0 33,0 24,2 7,0

Таблица 4

Распределение реакций на фрустрирующие ситуации в профессиональном общении с учащимися по направленности у педагогов-мужчин и педагогов-женщин (% от общего количества реакций в подгруппе)

фессиональных ситуациях. В 49,5% случаев у педагогов-женщин в житейских условиях проявляются реакции упорствующего типа, связанные с ожиданием и требованием разрешения проблемы другими людьми. В профессиональном фрустрирующем взаимодействии количественно преобладают реакции постановки задачи (33%), которые при определенных условиях можно рассматривать как вариант аналогичных реакций. У женщин преобладающей также является экстрапунитивная направленность реакций как в житейских, так и в профессиональных ситуациях.

Таким образом, фрустрационное реагирование педагогов-женщин в житейских и профессиональных ситуациях фрустрации обладает заметным сходством, что может отражать большое значение индивидуально-характерологических качеств личности для выбора профессии педагога женщинами. Выявленные нами особенности фрустрационного реагирования, вероятно, связаны с более высоким уровнем коммуникативной компетентности женщин, преобладанием значимости межличностных отношений в разрешении конфликтных ситуаций, высокой значимостью не только цели, но и способа деятельности, а также меньшей подверженностью реакций фрустрации стрессовым влияниям.

О с но в ные ре зу ль т а т ы и в ыво ды. В итоге, анализируя полученные нами данные, можно констатировать, что общими особенностями фрустрационного реагирования педагогов разного пола является преобладание внешнеобвинительных реакций, подчеркивание имеющихся препятствий и акцентирование на разрешении ситуации. Различия во фрустрационном реагировании у педагогов разного пола связаны с единообразием реагирования в житейских и профессиональных ситуациях. У педагогов-женщин отмечается выраженное сходство реагирования, у педагогов-мужчин характер реагирования в профессиональной ситуации отличается снижением частоты самозащитного и самообвиняющего поведения, повышением частоты реакций, направленных на решение проблемы. В профессиональной ситуации фрустрации характер реагирования педагогов разного пола отличается большим сходством, нежели различиями.

Таким образом, можно предположить, что преобладание в системе образования педагогов-женщин заметным образом не влияет на направленность профессионального разрешения фрустрирующих ситуаций взаимодействия с учащимися. Вывод, касающийся задач системы профессиональной подготовки, со-

стоит в том, что индивидуально-личностные особенности педагогов-женщин являются более важными для их последующего профессионального становления.

Таким образом, выстроенная нами логика исследования позволила проанализировать фрустрационные реакции учителей в профессиональных и житейских ситуациях, обусловленных гендерными особенностями, для дальнейшего психологического сопровождения и разработки многокомпонентной программы по оптимизации оптимальных форм взаимодействия учителя с учащимися в условиях фрустрации, в том числе практически рассмотреть вопросы, связанные с поиском путей, способов, критериев формирования профессиональной компетенции педагогов, с определением роли учителя и стратегии его деятельности. В целом возможность опираться на психологическое сопровождение обеспечит доступность использования психологических средств - для саморазвития, социальной адаптации в сочетании с сохранением и реализацией собственной уникальности каждого учителя.

список литературы

1. Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: моногр. Самара, 2012.

2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37-43.

3. Введение в гендерные педагогические исследования: кол. моногр. / под общ. ред. Л.И. Сто-лярчук. Волгоград, 2009.

4. Гендерные исследования в гуманитарных науках: кол. науч. моногр; под ред. А.Г. Берднико-вой. Новосибирск, 2012.

5. Ефимова Г.З. Учителя-мужчины и учителя-женщины: общее и различное в социологических портретах [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7. № 5. URL: https://naukovedenie.ru/ PDF/137PVN515.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

6. Захарченко Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя // Педагогика. 2002. № 3. С. 45-50.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

8. Золотова О.П. Психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя и пути их преодоления: дис. ... канд. псих. наук. М., 2005.

9. Калинин И.В. Фрустрация как внутреннее условие конфликтного поведения. Ульяновск, 1997.

10. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике. Ростов н/Д., 2006.

11. Прохоров А.О., Фахрутдинова Л.Р. О связи переживаний и психических состояний // Уч. зап. Казан. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. Кн. 3. С. 50-56.

12. Психология личности: пособие-практикум / сост. М.В. Демиденко, А.И. Клюева. Самара, 2002.

13. Рожкова С.В. Гендерные особенности педагогической культуры учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2006.

14. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М., 2015.

15. Серова А. Феминизация образования в контексте проблемы гендерного неравенства // Власть. 2011. № 12. С. 95-98.

16. Соколова Е.А. Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города: гендерный аспект // Педагогическое образование в России.

2014. № 10. С. 180-184.

17. Соколова И.И. Социально-профессиональный портрет учителя // Universum: Вестник Герце-новского университета. 2010. № 2. С. 3-15.

18. Юрова К.И., Юров И.А. Фрустрация как фактор неадекватного поведения // Гуманизация образования. 2016. № 6. С. 110-114.

19. Davis C. Good teaching is not about gender [Electronic resource] // Gender Blind. Australian Educator, # 40. URL: www.aeufederal.org.au/Publications/ AE/Sum03pp24-27.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

20. Krieg J.M. Student Gender and Teacher Gender: What is the Impact on High Stakes Test Scores? // Current Issues in Education. 2005. Vol. 8.

21. Rosenzweig S. The picture-association method and its application in a study of reactions to

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

frustration // J. Pers. 1945. Vol. 14. № 1. Р. 3-23. * * *

1. Ahryamkina T.A., Chaus I.N. Psihologicheskoe blagopoluchie uchashchihsya v obrazovatel'noj srede: monogr. Samara, 2012.

2. Bondarevskaya E.V. Pedagogicheskaya kul'-tura kak obshchestvennaya i lichnaya cennost' // Peda-gogika. 1999. № 3. S. 37-43.

3. Vvedenie v gendernye pedagogicheskie issle-dovaniya: kol. monogr. / pod obshch. red. L.I. Sto-lyarchuk. Volgograd, 2009.

4. Gendernye issledovaniya v gumanitarnyh na-ukah: kol. nauch. monogr; pod red. A.G. Berdnikovoj. Novosibirsk, 2012.

5. Efimova G.Z. Uchitelya-muzhchiny i uchite-lya-zhenshchiny: obshchee i razlichnoe v sociologi-cheskih portretah [Elektronnyj resurs] // Naukovedenie.

2015. T. 7. № 5. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/ 137PVN515.pdf (data obrashcheniya: 01.03.2021).

6. Zaharchenko E.Yu. Stanovlenie pedagogiche-skoj kul'tury molodogo uchitelya // Pedagogika. 2002. № 3. S. 45-50.

I Brny -

7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. M., 2004.

8. Zolotova O.P. Psihologicheskie trudnosti v razvitii professional'nogo samosoznaniya uchitelya i puti ih preodoleniya: dis. ... kand. psih. nauk. M., 2005.

9. Kalinin I.V. Frustraciya kak vnutrennee uslovie konfliktnogo povedeniya. Ul'yanovsk, 1997.

10. Kamenskaya E.N. Gendernyj podhod v pe-dagogike. Rostov n/D., 2006.

11. Prohorov A.O., Fahrutdinova L.R. O svyazi perezhivanij i psihicheskih sostoyanij // Uch. zap. Kazan. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2008. T. 150. Kn. 3. S. 50-56.

12. Psihologiya lichnosti: posobie-praktikum / sost. M.V. Demidenko, A.I. Klyueva. Samara, 2002.

13. Rozhkova S.V. Gendernye osobennosti peda-gogicheskoj kul'tury uchitelya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 2006.

14. Rossijskie pedagogi v zerkale mezhdunarod-nogo sravnitel'nogo issledovaniya pedagogi-cheskogo korpusa (TALIS 2013) / pod red. E. Lenskoj, M. Pin-skoj. M., 2015.

15. Serova A. Feminizaciya obrazovaniya v kon-tekste problemy gendernogo neravenstva // Vlast'. 2011. № 12. S. 95-98.

16. Sokolova E.A. Stereotipnyj obraz uchitelya v presse provincial'nogo goroda: gendernyj aspekt // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 10. S. 180-184.

17. Sokolova I.I. Social'no-professional'nyj portret uchitelya // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2010. № 2. S. 3-15.

18. Yurova K.I., Yurov I.A. Frustraciya kak faktor neadekvatnogo povedeniya // Gumanizaciya obrazovaniya. 2016. № 6. S. 110-114.

The analysis of teachers reactions in professional and life frustration situations caused by gender peculiarities

The process of professional establishment of teachers needs the study of its individual and psychological peculiarities conditioned by the gender belonging. The aim of the study is the revealing the similarities and differences of the gender peculiarities of the individual and psychological reactions of the teachers' frustration. The differences of the teachers of the different sexes in the frustration reactions are connected with the equability of responding in the professional and life situations.

Key words: gender peculiarities, frustration reactions, teacher's personality, psychological support of teacher's activities.

(Статья поступила в редакцию 24.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.