Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КРЕДИТЫ / ШИРОКОПОЛОСНАЯ СВЯЗЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абуев Назим Мирзеханович

Одним из нескольких ключевых направлений является совершенствование системы таможенных услуг, что крайне важно для развития таможенной службы. При реализации концепции электронного правительства направлением, на которое делается основной упор, является введение электронных методов предоставления таможенных услуг. При развитии данной концепции используются удаленные информационные базы, благодаря которым ускоряется процесс предоставления таможенных услуг. Цель статьи заключается в попытке исследования зарубежного опыта реализации «концепции» электронного правительства в части управления таможенными услугами в Российской Федерации. Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, - метод оценки и анализа опыта зарубежных стран в реализации пилотных проектов электронного правительства. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных реализации концепции электронного правительства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абуев Назим Мирзеханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS SERVICES MANAGEMENT IN FOREIGN COUNTRIES

One of several key areas is the improvement of the customs services system, which is extremely important for the development of the customs service. When implementing the concept of e-government, the main focus is the introduction of electronic methods of providing customs services. When developing this concept, remote information bases are used, thanks to which the process of providing customs services is accelerated. The purpose of the article is to attempt to study the foreign experience of the implementation of the "concept" of electronic government in the management of customs services in the Russian Federation. The leading method underlying the solution of the problem is the method of assessing and analyzing the experience of foreign countries in the implementation of pilot e-government projects. The results of the study can be used in theoretical studies devoted to the implementation of the concept of e-government

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Экономика предпринимательства

УДК: 339 АБУЕВ НАЗИМ МИРЗЕХАНОВИЧ

к.э.н., доцент, доцент кафедра Таможенного дела Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

e-mail: anm_dag@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2022-3-75-82 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. Одним из нескольких ключевых направлений является совершенствование системы таможенных услуг, что крайне важно для развития таможенной службы. При реализации концепции электронного правительства направлением, на которое делается основной упор, является введение электронных методов предоставления таможенных услуг. При развитии данной концепции используются удаленные информационные базы, благодаря которым ускоряется процесс предоставления таможенных услуг. Цель статьи заключается в попытке исследования зарубежного опыта реализации «концепции» электронного правительства в части управления таможенными услугами в Российской Федерации. Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, — метод оценки и анализа опыта зарубежных стран в реализации пилотных проектов электронного правительства. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных реализации концепции электронного правительства

Ключевые слова: таможенные органы, электронное правительство, таможенные услуги, информационно-коммуникационные технологии, информационные системы, индекс развития электронного правительства, инвестиционные кредиты, широкополосная связь, интеграция, государственные сети.

ABUEV NAZIM MIRZEKHANOVICH

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor, Department of Customs, St. Petersburg State University of Economics,

e-mail: anm_dag@mail.ru

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS SERVICES MANAGEMENT IN FOREIGN COUNTRIES

Abstract. One of several key areas is the improvement of the customs services system, which is extremely important for the development of the customs service. When implementing the concept of e-government, the main focus is the introduction of electronic methods of providing customs services. When developing this concept, remote information bases are used, thanks to which the process of providing customs services is accelerated. The purpose of the article is to attempt to study the foreign experience of the implementation of the "concept" of electronic government in the management of customs services in the Russian Federation. The leading method underlying the solution of the problem is the method of assessing and analyzing the experience of foreign countries in the implementation of pilot e—government projects. The results of the study can be used in theoretical studies devoted to the implementation of the concept of e-government Keywords: customs authorities, e-government, customs services, information and communication technologies, information systems, e-government development index, investment loans, broadband, integration, public networks.

Введение. В статье особое внимание уделяется опыту Канады, США и Таиланда во внедрении технологии электронного правительства.

Актуальность данной статьи заключается в том, что многие аспекты организации управления таможенными услугами остаются недостаточно изученными, в связи с чем появляются существенные проблемы в управлении таможенными услугами.

На данный момент одним из главных и наиболее развивающихся направлений в сфере таможенного администрирования является развитие теории и практики предоставления государственных таможенных услуг.

Данное направления развивается на основании моделей и концепций, которые уже успели доказать свою эффективность в реорганизации и преобразовании иных сфер жизни. Таможенная служба не является исключением.

Анализируя трансформацию общества и государственного строя в целом, большое внимание уделяется тому, что сейчас активно ведутся действия по разработке и реализации формы государственного управления - так называемое электронное правительство [7].

Благодаря этому новшеству, задачи, которые ежедневно стоят перед государственными органами, будут решаться оперативнее, однако каждому ведомству потребуется закупить информационные системы самостоятельно, что приведет к дополнительным затратам.

В связи с этим такое изменение в работе является неэкономичным. Для того, чтобы рационализировать распределение и использование всех ресурсов, предлагается использовать облачные технологии, которые способны, в свою очередь, оптимизировать временные издержки и денежные затраты.

Основная часть. Электронное правительство определяет способ, при котором осуществляется взаимосвязь на основе использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), благодаря чему достигается увеличение эффективности предоставления государственных услуг [11].

Цифровой разрыв в данной сфере можно считать социальным и экономическим неравенством, так как доступ к коммуникационным и информационным технологиям ограничен [2].

Факторы, из-за которых остро стоит вопрос о цифровом разрыве, варьируются во взаимосвязи со страной и культурой [12].

Решение данного вопроса также зависит от конкретной среды и единого идеального решения, применимого для всех стран и культур.

В государствах-членах Организации Объединенных Наций (ООН) есть показатель «Индекс развития электронного правительства» (EGDI), который отражает, на какой стадии и в каком состоянии находится развитие электронного правительства.

В рамках данного показателя, помимо уровня модели развития веб-сайтов, включена оценка характеристик доступа, например:

- инфраструктура образования;

- уровень образования.

Рис. 1. Измерения электронного правительства.

Согласно рейтингу электронного Правительства ООН, в 2020 Россия заняла 36-е место. Страны с наиболее высоким показателем отражены на рисунке 2.

Основываясь на показателях, которые были рассмотрены в отчете ООН, первые места остаются за странами, относящимися к экономически развитым. Это также взаимосвязано с тем, что у них есть информационные технологии, которые они успешно применяют в рамках государства для создания условий по комфортной информационной среде [4].

Рис. 2. Рейтинг стран [10].

Цифровое неравенство имеет место быть не только в рамках всего мира, но и в рамках отдельно взятой страны.

Главным и основополагающим источником финансирования считается государственный бюджет. В рамках решения финансовых проблем некоторые государства предоставляют новым амбициозным проектам начальный капитал, который поможет в развитии и реализации бизнеса.

Обратимся к опыту Канады, т. к. она является одним из мировых лидеров в данной области, и к тому же при оказании услуг существует ряд проблем, схожих с проблемами в РФ. Например: большая территория, низкая плотность населения и др.

Правительство Квебека начало решать некоторые вопиющие проблемы, препятствующие финансированию инициативы электронного правительства. Например, установили положение для финансирования пилотных проектов электронного правительства, которое включает кредиты, которые могут использоваться для покрытия части затрат на горизонтальные проекты.

Инвестиционные кредиты этого резерва используются для покрытия стоимости капитализируемых товаров:

- операционные ассигнования, расходы, понесенные в течение года;

- амортизация и возмещение капитальных затрат в течение пяти лет.

Правительство также доверило новому агентству Services-Québec ответственность за внедрение электронного правительства [16]. В частности, агентство может помочь департаментам и агентствам запустить новые проекты электронного правительства, предоставив им необхо-

Рис. 3. Решения Канады, которые реализованы центральными министерствами.

Также нельзя не упомянуть об активном взаимодействии бизнес-сообществ, граждан и гос.органов. Конечно, в Канаде таможенные органы кардинально отличаются от ТО РФ как минимум тем, что они существуют формально, а все управомоченные действия осуществляют пограничные службы Канады, однако нельзя не упомянуть об одной из главной задачи электронного правительства.

Канадцы формализовали в виде инструкций, как госслужащие имеют право обмениваться информацией с гражданами и бизнес-сообществами, и подошли к формализации при помощи процессных подходов, которые ведут к оптимизации издержек организаций [1].

Правительство Канады убеждено, что рост качества государственных услуг неразрывно связан с обратной связью от жителей государства.

Наиболее важным фактором успеха Канады можно назвать доверие граждан к работе государственных служащих, что также применимо к реализации электронного правительства.

Подводя итог, можно выделить основные принципы, которые применяет правительство Канады - организация услуг и информации в соответствии с потребностями и ожиданиями граждан.

Правительство усиленно работает над тем, чтобы электронные государственные услуги были доступны и просты в использовании и соответствовали приоритетам канадцев. Несмотря на перспективные решения страны, канадское правительство считает, что электронное правительство должно добиться увеличения эффективности за счет оптимизации бизнес-процессов. Среди важных шагов для достижения вышеизложенного - работа государства по преодолению разрыва между разработкой проекта электронного правительства и фактической эффективностью проекта.

Также рассмотрим опыт США, где 13 февраля 2009 года Конгресс принял Закон о восстановлении и реинвестировании Америки [9]. В рамках данного закона предусматривается инве-

Расширение широкополосного доступа по всей стране

к 1 с — <ч -е- о

Утучшетше высокоскоростной свячи в сетьскнх районах

Улучшение высокоскоростной свял! в общественных компьютерных центрах

Увеличение пропускной способности интернета в пиалах

Ук лтетте пропускной способности тттерпетз о библиотеках

Рис. 4. Сферы инвестирования денежных средств в рамках закона в США [6].

Инициативы штатов в области широкополосной связи условно разделены на семь типов, что отражено на рисунке 5.

Теперь разберемся по порядку с инициативами Соединенных Штатов Америки, где на основании закона, подписанного президентом страны, вводились упрощения и обеспечивались все необходимые условия для реализации широкополосной связи [8].

Для более наглядного рассмотрения представим основные понятия на рисунке 6.

Комиссии по широкополосной евяш Госоярственно-частные партнерства Программы прямого финансирования

С«!! «телеиедпцпны»

Ниошт По.игшкл

Рис. 5. Инициативы США в области широкополосной связи.

Л Комиссии по широкополосной связи - орган, учреаденныи в соответствии с ^ жонсдательством плп распоряжением исполнительной влклн, который дает указание го с ударств е нньш п частным занн пересованным сторонам оценивать состояние развертывания н внедрения высокоскоростного интернета в пггате и рекомендовать политические решения. ,

/* Государственно-частные партнерства, сосанные на основании указа плн\ о доступности широкополосной свяэи, выявления необслуживаемых и недоел ах очно обслуживаемых областей, оценки барьеров со стороны предложения и спроса, создания местных технолопгчеекпх трупп для реллптшинт программ по увеличению влЕЩетшя компьютерами, цифровой грамотно ста, совокупного спроса и ускорении V создання широкополосной связи._Л

Рис. 6. Основополагающие понятия в рамках реализации закона США [7].

Также важным является то, что в марте 2020 года Федеральной комиссией было создано обязательство Keep Americans Connected Pledge для поставщиков широкополосных и телефонных услуг. Важность и необходимость введения обусловлена тем, что жители США не потеряют связь из-за обстоятельств COVID.

Еще в Америке в рамках электронного правительства созданы специализированные порталы, где предоставляются государственные услуги, включая таможенные. Все официальные порталы имеют домен gov. Портал предоставляет возможности интерактивного диалога в режиме реального времени.

Однако несмотря на успешный опыт Канады и США в данном направлении особый, по мнению автора, интерес у Федеральной таможенной службы России может вызвать опыт реформирования системы управления таможенными услугами Таиланда.

1. Система обмена ТАИНЕО, которая в основном служит национальным центром для совместного использования и обмена электронными документами.

Его основные функции, руководство по планированию и внедрению системы «единого окна» включают интерфейс для отправки и получения электронных документов / сообщений в различных протоколах с функциями аутентификации, предотвращения отказа от авторства, семантического переводчика, проверки синтаксиса и обмена сообщениями XML.

2. Около 40 систем разрешений / лицензий / сертификатов, связанных с импортом / экспор-

Во-первых. несколько -этапов таможенного оформления, каждый из которых требует предоставления н дублирования информации в различных форматах.

Во-вторых, отсутствие интеграции между контрольными функциями таможетпjy и налоговых органов н на контр ожьгю-гфопускньгч пунктах между таможней Я другими государственными органами, которые контролируют перемещение товаров, транспортных средств и людей, что , приводит к дополнительным затратам государства н участников Б'ЗД.

В-третьнх. неразвитый анализ п управление рисками. Современные возможности цифровой обработал позволяют обрабагывгпъ широкий спектр информации. Подобный анализ позволяет выявлять рискованные товары до их ввоза, предотвращать ввоз запрещенных товаров: целью своевременного выявления прошв о правикх действий н Противодействия Им Действующая ¿ВСТема улрш$ш рисками может характеризоваться тенденцией ранжирования участников ВЭД с точки зрения риска нарушен]« шш таможенного законодательства и выявления раскованных поставок на стадии декларироияня (в основном на основе профилен стоимостного риска). На практике это проявляется в неэффективном мелком контроле над теми, кто не попадает п «зеленый сектор» доверия таможенных органов.

J

/"В-четвертых, мотнваиня к сбору максима льно возможных таможенные ' пошлин без учета других экономически факторов, влияющих на ратнтгтне бизнеса н внешней торговли. Такой подход приводит к принудительному удержанию оборотного каш пала комияшш на. счетах Федерального казначейства в форме авансов и денежного залога, а лакже н чрезмерному администрэтнвноыу давлению. Кроме того, это создает искусственные препятствия для применения эплюртао-ориентиронанных таможенных Процедур С экономическим содержанием, таких как переработка лз таможенной территории, свободной ^таможенноп зоне н свободном складе.___у

Рис. 7. Негативные аспекты в практике работы таможенных органов России [9]. 80 www.rppe.ru

том, выпущенных многими государственными и регулирующими органами, с дополнительными модулями, которые облегчают внутреннюю интеграцию и соглашения об обслуживании с центральным узлом обмена ТАИНЕО.

Включена безбумажная таможенная система [13].

3. Информационные системы, которые служат интерфейсом связи между отечественными торговцами, торговыми / транспортными посредниками и государственными учреждениями.

4. Информационная система, облегчающая подачу заявки и выдачу разрешения / лицензии / сертификата контролирующим государственным органам, не имеющим систем выдачи разрешений / лицензий / сертификатов, торговым / транспортным посредникам.

5. Модули, которые способствуют взаимодействию между внутренними системами выдачи разрешений / лицензий / сертификатов и зарубежными системами ТАИНЕО, например страны -члены АСЕАН.

6. Модули, которые способствуют взаимодействию между членами отечественного торгово -транспортного сообщества и их коллегами.

7. Национальная база стандартов.

8. Руководства по внедрению сообщений.

9. Механизм управления и критерии для определения комиссии за транзакцию.

10.Физическая ИТ-инфраструктура, структура взаимодействия электронного правительства Таиланда и правовая база.

В частности, опыт Таиланда интересен РФ с точки зрения управления большим количеством ведомств, что особенно актуально для российских реалий [15].

Рассмотрев опыт Канады, США и Тайланда в области электронного правительства, необходимо затронуть негативные тенденции в практике работы таможенных органов России, которые не позволяют Российской Федерации достичь соответствующего уровня управления и

контроля за границей государства, а также за товарами и людьми, которые пересекают границу.

Резюмируя основные аспекты, был составлен рисунок 7, в котором отражены основные проблемы, которые особенно сильно влияют на работу таможенных органов.

Заключение. По мнению автора, грамотное и рациональное распределение ресурсов Российской Федерации в рамках анализируемой сферы позволит создать условия, при которых будут минимизированы риски и неправомерные действия, что позволит приблизиться к реализации концепции правового государства, а также достичь соответствующего уровня в рамках цифровизации и информатизации, что отражено в Стратегии развития таможенных органов Российской Федерации до 2030 года.

Литература

1. Абуев Н. М. Процессный подход в управлении таможенными органами / Н. М. Абуев, Н. И. Курицына // Экономические исследования и разработки. - 2020. - № 3. - С. 41-45.

2. Аль-Габри В. М. Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы / В. М. Аль -Габри. - Молодой ученый, 2016. - 342 с.

3. Бойкова М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М. В. Бойкова. Российской таможенной академии, 2017. - 130 с.

4. Данилов Н. А. Правовое регулирование электронного правительства в зарубежных странах / Н. А. Данилов. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 23 с.

5. Научная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.rU/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-i-za-rubezhom, свободный. - Загл. с экрана.

6. Научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.rU/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-i-za-rubezhom, свободный. - Загл. с экрана.

7. Научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitels•tvo-v-ros•s•iys•koy-federats•ii-s•ovremennoe-s•os•toyanie-i-perspektivy-razvitiya, свободный. - Загл. с экрана.

8. Научное обозрение. Экономические науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=921, свободный. - Загл. с экрана.

9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru, свободный. - Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Рейтинг электронного правительства ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.tadviser.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

11. Ясенев В. Н. Информационные таможенные технологии / В.Н. Ясенев. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2014. - 88 с.

12. A National Single Window Case Study [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.unescap. org/sites/default/d8files/13%20-%20Appendix-%20A%20National%20Single%20Window% 20Case%20Study.pdf, свободный, Загл. с экрана.

13. Customs administration in Russia: what should be done? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csr.ru/upload/iblock/fda/fda5e148c08cf8a86f626ffe3bb23e1d.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

14. Digital divide in the United States. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/ wiki/Digital_divide_in_the_United_States, свободный. - Загл. с экрана.

15. Thailand National Single Window & ASEAN Single Window [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unescap. org/sites/default/files/S7-8_NSW-ASW%20presentation%20%288%20Aug%202018% 29.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

16. The Electronic Government of Quebec. The Canadian Experience [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.davidpublisher.com/Public/uploads/Contribute/5c93375c3567e.pdf свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Abuev N. M. Processnyj podhod v upravlenii tamozhennymi organami / N. M. Abuev, N. I. Kuricyna // Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. - 2020. - № 3. - S. 41-45.

2. Al'-Gabri V. M. Elektronnoe pravitel'stvo: ego perspektivy, vozmozhnosti i ugrozy / V. M. Al'-Gabri. - Mo-lodoj uchenyj, 2016. - 342 s.

3. Bojkova M. V. Zarubezhnyj opyt tamozhennogo administrirovaniya /M. V. Bojkova. Rossijskoj tamozhennoj akademii, 2017. - 130 s.

4. Danilov N. A. Pravovoe regulirovanie elektronnogo pravitel'stva v zarubezhnyh stranah / N. A. Danilov. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», 2013. - 23 s.

5. Nauchnaya biblioteka «KiberLeninka» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/ n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-i-za-rubezhom, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Nauchnaya biblioteka «KiberLeninka». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-i-za-rubezhom, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

7. Nauchnaya biblioteka «KiberLeninka». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossiyskoy-federatsii-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya, svo-bodnyj. - Zagl. s ekrana.

8. Nauchnoe obozrenie. Ekonomicheskie nauki [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=921, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

9. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://customs.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. Rejting elektronnogo pravitel'stva OON [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.tadviser.ru/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. YAsenev V. N. Informacionnye tamozhennye tekhnologii / V.N. YAsenev. - Nizhnij Novgorod: Nizhego-rodskij gosuniversitet im. N. I. Lobachevskogo, 2014. - 88 s.

12. A National Single Window Case Study [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.unescap.org/ sites/default/d8files/13%20-%20Appendix-%20A%20National%20Single%20Window%20Case%20Study.pdf, svobodnyj, Zagl. s ekrana.

13. Customs administration in Russia: what should be done? [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.csr.ru/upload/iblock/fda/fda5e148c08cf8a86f626ffe3bb23e1d.pdf svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

14. Digital divide in the United States. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://en.wikipedia.org/wiki/ DigitaldivideintheUnitedStates, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

15. Thailand National Single Window & ASEAN Single Window [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.unescap. org/sites/default/files/S7-8_NSW-ASW%20presentation%20%288%20Aug%202018%29.pdf, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

16. The Electronic Government of Quebec. The Canadian Experience [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.davidpublisher.com/Public/uploads/Contribute/5c93375c3567e.pdf svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.