I
SCIENCE TIME
I
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ТУНКИНСКИЙ РАЙОН»
Самбуева Надежда Баировна, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
E-mail: sambuevanadezhda@mail.ru
Аннотация. В статье дан анализ развития туризма на территории МО «Тункинский район», выявлены основные проблемы и предложены пути совершенствования управления сферой туризма.
Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, туристская инфраструктура, Тункинский район.
Туризм признан стратегическим направлением социально-экономического развития Тункинского района. По своим туристским активам Тункинский район является одним из самых перспективных и конкурентоспособных районов Бурятии. Район славится национальным парком, многочисленными источниками минеральных и термальных вод, залежами лечебных грязей, горными массивами и лесами. Благодаря своим рекреационным возможностям и чудесным оздоровительным свойствам лечебные учреждения вошли в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма» на 2019-2023 годы [1]. Для проведения анализа взяты данные за 2016-2018 годы на официальном сайте администрации МО «Тункинский район».
Из таблицы 1 видно, что за 2016-2018 годы на рынке туризма Тункинского района прослеживается положительная динамика, достигнуты пороговые значения основных индикаторов. В 2016 и 2018 годы туристский поток увеличился в 2,2 раза, объем платных услуг - в 2,2 раза, занятость населения - в 1,5 раза, инвестиции - в 5,8 раз по сравнению с 2015 годом. Количество поступлений в бюджет МО от предприятий сферы туризма в 2017 году составило 6,7 млн. рублей. В 2018 году составило 7,4 млн. рублей.
Основными целями путешествий туристов в 2018 году были лечение и оздоровление (45,7 %), так как район богат своими многочисленными источниками минеральных и термальных вод, досуг и рекреация (23,9 %) и
1 SCIENCE TIME 1
деловые и профессиональные цели (23,8 %). Основная часть туристов совершают путешествие длительностью 1-3 дня, что составляет 63%, от 4 до 7 дней -22,5 % туристов, 14 % туристов - от 8 до 28 дней.
Таблица 1
Динамика внутреннего и въездного туристских потоков
Показатели 2016 Темп роста, % 2017 Темп роста, % 2018 Темп роста, %
Количество обслуженных туристов, чел. 258474 0,040 265132 0,030 267000 0,007
- граждане РФ, чел. 206779 0,050 212105 0,026 213000 0,007
- иностранные граждане, чел. 51695 0,030 53026 0,030 59800 0,007
За 2016-2018 годы получили развитие лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, экологический, сельский, активные и водные виды туризма. На 1 июня 2019 г. на туристском рынке Тункинского
работали 4 турагентства и 1 профессиональная общественная организация [1]. По данным Бурятстата в районе насчитывается 78 коллективных средства размещения (КСР), общей вместимостью 2217 мест, в т.ч. круглогодично работает только 30 % КСР, 20 % имеют ведомственную принадлежность. 60 % КСР расположено в поселке Аршан, 21% - в м. Вышка и 15 % - в поселке Ниловка, 3% в Кырене и 1% в п. Монды. В структуре КСР 10 гостиниц, 25 пансионатов, турбаз и домов отдыха, 2 санаторно-курортных учреждений, 41 гостевых дома. Треть гостиниц Тункинского района имеют предприятия питания (рестораны, кафе). Конференц-залы оборудованы в 5 гостиницах («Красная Поляна» -50 мест, «Мунгэн Сэргэ» -50 мест, «Туяна» -50 мест, «Наран» - 50 мест, «Энергетик - 50 мест). На территории района функционирует визитно-информационный центр в с. Шулуты и музейно-информационный комплекс в Кырене. На текущий момент в Тункинском районе заложены основы комфортной информационной среды для нахождения в ней туриста: установлены навигационные указатели, разработана программа для мобильного приложения (Tunka Gis).
В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644, с 20И 12 года осуществляется создание автотуристского кластера "Тункинская долина". Под понятием «автотуристский кластер» понимается группа географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал
1 SCIENCE TIME 1
территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки. [2]. Участки (А, В, С, D, Е, К, I, S находятся на расстоянии 80-130 км к западу от великого озера Байкал по федеральной автомобильной трассе А-164 «Култук - Монды». Участок F расположен в 60 км. от границы с Монголией, а участок Ъ расположен в приграничном селе Монды.
Создание автотуристского кластера в первую очередь обусловлена привлекательностью туристских ресурсов долины, транспортной доступностью, приграничным расположением России с Монголией, Тункинская долина расположена между двумя великими озерами Азии - Байкалом и Хубсугулом.
Инвестиционный проект создания автотуристского кластера «Тункинская долина» предусматривает также использования средств из внебюджетных источников для строительства (реконструкцию) объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, мотели, кафе и рестораны, объекты развлечений и торговли, горнолыжный курорт, автосервис, автозаправочный комплекс, парковки и станции технического обслуживания легкового и пассажирского автотранспорта). Для каждой кластерной территории разработаны инвестиционные туристские проекты с выделением объектов коммерческого предназначения (объекты размещения, питания, развлекательные центры и пр.), которые будут финансироваться за счет привлеченных средств инвесторов (внебюджетные средства), и объектов инфраструктуры (автодороги, электроснабжение, водоотведение, водоснабжение, теплоснабжение, объекты экологической защиты.
Анализ развития туристской деятельности показал, что основными факторами, сдерживающими рост туризма являются:
- недостаточно развитая, а в ряде муниципальных образований сельских поселениях отсутствующая транспортная и инженерная инфраструктура (дороги, сети энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, очистные сооружения, причалы, пристани, берегоукрепление и т.д.).
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде муниципальных образований сельских поселений отсутствие благоустроенных средств размещения туристов и объектов досуга, неудовлетворительное состояние заповедных и природоохранных зон, используемых для рекреации, а также туристских объектов показа);
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров;
- недостаточное имиджевое продвижение Тункинского района как привлекательной туристской дестинации;
- высокие транспортные тарифы (авиаперевозки, железнодорожное сообщение);
- растущая конкуренция республиканских, региональных и приграничных рынков туризма (Прибайкальские территории Республики Бурятия и Иркутской
1 SCIENCE TIME 1
области, Монголия, Китай).
Начальник отдела туризма и курортного Тункинского района С.М. Сушкеев утверждает, что решение сложившихся проблем и развитие туризма невозможны только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства и республики посредством совершенствования туристского законодательства, внедрения мер государственной поддержки предпринимательства в сфере туризма, реализации проектов по созданию туристско-рекреационных комплексов на принципах государственно-частного партнерства, организации активной имиджевой политики.[2]
Специалистами отдела туризма и курортного дела района были предложены методы по совершенствованию управления сферой туризма:
- повышение уровня социально-экономического развития района;
- создание новых рабочих мест;
- увеличение среднего класса;
- повышение уровня жизни и социальной защищенности населения района;
- увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджета;
- сохранение уникальной природы;
- повышение экологической безопасности;
- подготовка рабочих и управленческих кадров;
- повышение эффективности межрегионального сотрудничества при организации туристской деятельности, в первую очередь с Иркутской областью.
Литература:
1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Тункинский район» на период до 2035 года. - 8 с. [Электронный ресурс]. -URL: https://tunheney.ru/tourism/ (дата обращения 27.05.2019)
2. Концепция развития туризма в муниципальном образовании «Тункинский район» на период до 2020 года / В.И. Самаруха, В.Ю. Самаруха, В.Ю. Буров, Н.Д. Петухов. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2009. - 42 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://vseup.ru/static/files/Kontseptsiya_razvitiya_turizma.pdf (дата обращения: 27.05.2019)