Научная статья на тему 'Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы'

Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELITE STUDENT SPORT / MASS STUDENT SPORT / STUDENTS-ATHLETES / STUDENT GAMES / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / МАССОВЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / УНИВЕРСИАДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышева Л.И., Пешкова Н.В.

The XXVII World summer Student games in Kazan have become the largest event in the sports life of our country, and the results shown in it largely indicate to the revival of the university sport in Russia. This is precisely the goal which was set by President Vladimir Putin, who has repeatedly stated that university sport should be considered as one of the most important directions of social policy, indented to provide sustainable spiritual and physical development of young people via the integration of education, sport and culture. In this context it is important to note that for the majority of student-athletes such competitions are a real school of sports victories and failures, many of them become the members of Russia's national teams after winning Student games. Here we can talk about elite sport, but the issue of development of mass university sport and the opportunities of training sports reserve within universities are still important. The purpose of the present study was to estimate the satisfaction of students and trainers with the development of university sport at higher schools, as well as the conditions created in the educational institutions to improve effectiveness of training and competitive processes. According to the analysis of the findings, only approximately 30 % of athletes (the index for girls is 20.2%) believe that participation in student top competitions will provide for their qualification to the country's national team in the future and will contribute to their further sports career. The capability of self-actualization was a dominant factor among the girls (61.9%), while among boys there was not revealed any specific advantage of some factor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы»

УДК: 796.062

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ

студенческого спорта: состояние и перспективы

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова Сургутский государственный университет, Сургут

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF STUDENT SPORT: STATE AND PERSPECTIVES

L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. N.V. Peshkova, associate professor, Ph.D.

Surgut state university, Surgut Key words: elite student sport, mass student sport, students-athletes, Student games. The XXVII World summer Student games in Kazan have become the largest event in the sports life of our country, and the results shown in it largely indicate to the revival of the university sport in Russia. This is precisely the goal which was set by President Vladimir Putin, who has repeatedly stated that university sport should be considered as one of the most important directions of social policy, indented to provide sustainable spiritual and physical development of young people via the integration of education, sport and culture. In this context it is important to note that for the majority of student-athletes such competitions are a real school of sports victories and failures, many of them become the members of Russia's national teams after winning Student games. Here we can talk about elite sport, but the issue of development of mass university sport and the opportunities of training sports reserve within universities are still important. The purpose of the present study was to estimate the satisfaction of students and trainers with the development of university sport at higher schools, as well as the conditions created in the educational institutions to improve effectiveness of training and competitive processes.

According to the analysis of the findings, only approximately 30 % of athletes (the index for girls is 20.2%) believe that participation in student top competitions will provide for their qualification to the country's national team in the future and will contribute to their further sports career. The capability of self-actualization was a dominant factor among the girls (61.9%), while among boys there was not revealed any specific advantage of some factor.

Ключевые слова: студенческий спорт высших достижений, массовый студенческий спорт, студенты-спортсмены, Универсиада.

Введение. XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани стала крупнейшим событием в спортивной жизни нашей страны, а показанные на ней результаты во многом свидетельствуют о том, что студенческий спорт в России возрождается вновь. Именно такая задача была поставлена президентом В. В. Путиным, который неоднократно отмечал, что студенческий спорт следует рассматривать как одно из важнейших направлений социальной политики, целью которой является устойчивое духовное и физическое развитие молодежи через интеграцию образования, спорта и культуры.

В данном контексте важно отметить, что для большинства студентов-спортсменов соревнования такого уровня становятся истинной школой спортивных побед и поражений, многие, выиграв на студенческих играх становятся членами сборных команд России. Здесь уже можно говорить о спорте высших достижений, однако немаловажным остается вопрос развития массового студенческого спорта и возможности подготовки спортивного резерва в стенах вузов.

Цель исследования - выявление удовлетворенности студентов и тренеров-преподавателей развитием студенческого спорта в вузах, а также условий, создаваемых в образовательных учреждениях для повышения

эффективности тренировочного и соревновательного процессов.

Организация исследования. Исследование было организовано в период проведения финальных соревнований III Всероссийской летней Универсиады с 23 июня по 9 июля 2012 г. в гг. Сургуте и Ханты-Мансийске. Всего было опрошено 27 представителей вузов (тренеров-преподавателей) и 187 студентов (103 юноши и 84 девушки), виды спорта: баскетбол, плавание, русская лапта, тхэквондо. Специально разработанные опросные листы, как для спортсменов, так и для тренеров, включали 19 вопросов, некоторые из них были дублирующими, что позволило соотнести мнение двух субъектов учебно-тренировочного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты ответов респондентов на вопрос «Удовлетворены ли Вы развитием студенческого спорта в Вашем вузе? представлены на рис. 1. В целом можно отметить, что удовлетворенность как тренеров-преподавателей, так и студентов ниже 50 %, причем если рассматривать отдельно ответы юношей и девушек, то мнения

100

тренеры-преподаватели спортсмены

да нет не совсем удовлетворен

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Удовлетворены ли Вы развитием студенческого спорта в Вашем вузе?, %

спортсменок ближе к мнению их наставников и составляют 25 %, тогда как у юношей данный показатель равен 65 %о.

Среди причин неудовлетворенности лидирующую позицию занимает несоответствие спортивной базы вуза современным требованиям, отсутствие спортивных залов, устаревшие оборудование и инвентарь. Действительно, хотя в последнее время развитию спортивной инфраструктуры вузов стало уделяться повышенное внимание и подтверждение этому - партийный проект «Единой России» «500 бассейнов», она до сих пор во многих образовательных учреждениях не отвечает требованиям времени. Это нашло отражение и в результатах проведенного опроса (рис. 2).

Только около 30 %о респондентов из числа опрошенных считают, что уровень спортивной базы их вуза соответствует предъявляемым требованиям, причем преподаватели в своей оценке более категоричны, также многие тренеры отмечали, что тренировочный процесс они проводят в арендованных помещениях, так как у вуза нет соответствующих условий.

Также, с нашей точки зрения, необходимым условием развития студенческого спорта в вузе является спортивный клуб, под руководством которого должна осуществляться вся физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа [1]. Однако по результатам опроса представителей 18 вузов было выявлено, что только в 50 %о из них созданы спортивные клубы, некоторые респонденты отметили, что ранее клубы были,

Рис. 2. Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, соответствует ли уровень спортивной базы Вашего вуза современным требованиям?», %

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, может ли студенческий спорт стать для Вас (для Ваших студентов-спортсменов) "стартовой площадкой" в спорт высших достижений?», %

Рис. 4. Ответы на вопрос: «Студенческий спорт для Вас -это прежде всего...?», %

но в настоящее время их не существует. Ряд тренеров-преподавателей констатировали, что хотя спортивный клуб и существует, он не выполняет возложенных на него функций. Косвенным подтверждением этому может быть то, что студенты одного и того же вуза отмечали как наличие, так и отсутствие спортклуба.

Как нами было сказано ранее, опрос проводился среди студентов-спортсменов -участников III Всероссийской летней Универсиады, целью которой помимо развития и популяризации летних видов спорта в Российской Федерации было повышение уровня физической подготовленности и мастерства спортивного резерва России, т. е. можно предположить, что участники Универсиады -это молодежь, которая максимально вовлечена в тренировочную и соревновательную деятельность и мотивирована на дальнейший рост спортивного мастерства.

Правда, только 59,9 % опрошенных спортсменов считают, что студенческий спорт может стать для них «стартовой площадкой» в спорт высших достижений (рис. 3), тогда как процент тренеров-преподавателей, ответивших положительно, составил 74 %.

Возможно, приведенные результаты можно объяснить тем, что именно на студенческий возраст приходится кризис юности, когда молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом [2] и поиск своего места в социальном обществе приводит некоторых из них к отказу от дальнейших активных занятий спортом и большей ориентации на получение профессии. Особенно актуальным данный аспект становится для студентов-спортсменов, у которых при переходе от одного тренера к другому происходит спад в спортивных результатах и на фоне это-

го растет неуверенность в собственных возможностях достижения дальнейших успехов в спортивной деятельности.

В данном контексте считаем необходимым представить ответы спортсменов и тренеров-преподавателей на вопрос: «По Вашему мнению, студенческий спорт для Вас (для студентов-спортсменов) - это прежде всего ...?» (рис. 4).

Анализ представленных результатов свидетельствует о том, что только около 30 % спортсменов (причем у девушек данный показатель - 20,2 °%) считают, что участие в студенческих соревнованиях высокого уровня позволит им в дальнейшем попасть в сборные команды страны и будет способствовать продолжению спортивной карьеры. Доминирующим фактором у девушек (61,9 %) стала возможность самореализации, у юношей явного преимущества того или иного фактора не выявлено.

И в завершение нашего анализа - о перспективах. Большинство респондентов считают, что для оптимизации развития студенческого спорта в нашей стране необходимо: создание в каждом вузе спортивного клуба, имеющего самостоятельное финансирование; выделение ставок тренеров-преподавателей по видам спорта; существенное улучшение спортивной инфраструктуры вузов; совершенствование и расширение календаря студенческих соревнований, повышение их статуса; увеличение финансирования студенческого спорта в целом.

Литература

1. Пешкова Н.В. Проектирование системы управления развитием студенческого спорта в современном вузе / Н.В. Пешкова, А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 5. - С. 83-85.

2. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

References

1. Peshkova, N.V. Planning of the system of management of development of student sport in a modern university / N.V. Peshkova, A.A. Peshkov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -2012. - № 5. - P. 83-85. (In Russian)

2. Slobodchikov, V.I. The basics of psychiological anthropology. Psychology of human development: Development of subjective reality in ontogenesis / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - Moscow: Shkol'naya pressa, 2000. - 416 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

fizkult@teoriya.ru

Поступила в редакцию 12.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.