Анализ развития системы территориального расселения в УрФО и Свердловской области
Мазаев Г.В.
Аннотация
Статья посвящена разработке рекомендаций по территориальному расселению до 2100 г., связанному с повышением устойчивости территориальных систем расселения России.
По своей сути градостроительство является долгосрочным стратегическим планированием развития систем расселения и их отдельных элементов. Градостроительный проект имеет глубину прогноза 20-25 лет. При этом с чем более крупными объектами мы имеем дело, тем более долговременные аспекты их поведения становятся интересными. Градостроительные системы имеют свои законы развития, обусловленные свойствами объектов, их моделей и законами функционирования систем, участвующих в градостроительной деятельности. В результате их поведение далеко не в полной мере зависит от воздействия субъектов градостроительства. С возрастанием сложности градостроительных объектов их существование приобретает стохастический характер, перестает подчиняться алгоритму развития - градостроительным программам и, в силу принципиальной невозможности полного выполнения в них законов функционирования иерархических систем, они становятся принципиально нереализуемыми в полном объеме, но лишь в определенной степени.
Из этого следует важный вывод: для градостроительных систем невозможен полностью реализуемый прогноз, их развитие носит вероятностный характер, и можно говорить только о степени вероятности их реализации. В среднем для градостроительных систем она составляет 20-25%. результат в 50-60% можно считать очень высоким, а 80% - верхний предел точности реализации, достичь которого весьма сложно. С этих позиций и следует
воспринимать долгосрочные программы, не впадая в уныние оттого что не все планы реализуются.
Министерством строительства и архитектуры Свердловской области проведена разработка новой архитектурно-градостроитель-ной концепции жилищного строительства на период до 2015 г. Эта концепция утверждена Министерством и является основой градостроительной деятельности в ближайшей перспективе. Ее основная задача - корректировка действующих генпланов городов, приведение их в соответствие с новыми целями и задачами.
Концепция предусматривает значительное увеличение доли индивидуального усадебного строительства: до 80% в малых городах, до 15% в крупных городах. Расширена номенклатура индивидуальных домов в зависимости от типов городов и возможностей развития личного хозяйства. Введено понятие социальных категорий жилья, что позволит решить нормативно-правовые вопросы. Предлагается сокращение этажности домов, сокращаются объемы наиболее дорогостоящего крупнопанельного строительства с 71% до 10%, мелкоштучное должно составить 60-65%.
Следует подчеркнуть, что простая замена пятиэтажных домов на усадебные, как об этом часто просят главы муниципальных образований, невозможна - требуется корректура Генплана. Градостроительная политика закрепляется в градостроительной документации - генеральных планах городов и других населенных мест. Наша область ими полностью обеспечена, но разрабатывались они в
Мазаев
Григорий Васильевич
Член-корр. РААСН, кандидат архитектуры, главный архитектор Свердловской области
различные годы, поэтому значительное число генпланов основано на старых концепциях строительства многоэтажного жилья.
С конца 1980-х гг. в генпланах предусматривались районы индивидуальной застройки, что позволило решить вопрос изменения структуры строительства в городах Сухой Лог, Серов, Артемовский, Качканар, Кировград, Невьянск и др. Но сохранилось более 15 генпланов первого поколения, требующих корректировки. Вызвано это тем, что с изменением структуры строительства меняется планировочная структура: планировочные единицы, улично-дорожная сеть, системы социально-бытового обслуживания, инженерной инфраструктуры. Ясно также, что для размещения равных объемов жилья требуются большие территории.
Муниципальные образования не уделяют финансированию градостроительных работ должного внимания, хотя Градостроительный кодекс возлагает эти обязанности на них. Они забывают, что генплан, по сути, является основным документом стратегического планирования развития города на 20-25 лет. Это комплексный документ, учитывающий сбалансированное развитие всех сфер жизнедеятельности. «привязывает» все планы к земле, превращает намерения в планировочную структуру - единственную форму организации среды жизнедеятельности человека. Именно поэтому законом определен особый статус генплана, как обязательного для всех документа, по сути - закона. Корректировка генпланов позволит обеспечить комплексное развитие территории, установить обоснованный земельный налог даст возможность их инженерной подготовки без распыления средств по многим площадкам, послужит основой правового зонирования территорий в соответствии с новыми представлениями.
Кроме этой концепции, ставящей перед собой достижение ближайших тактических целей, завершена разработка прогнозной Схемы территориального планирования расселения Свердловской области на среднесрочную перспективу, т.е. на период до 2040 года, и на дальнюю перспективу до 2100 г. Столь долгосрочное прогнозирование проводится в нашем регионе впервые.
Схема территориального планирования представляет собой сложный документ. В ходе его разработки может произойти ее подмена схемой развития промышленности, как это неоднократно делалось в советский период, когда основной упор делался на развитие и территориальное размещение производства. Мы отказались от прямых экономических показателей, т. к. градостроительство должно говорить на своем собственном языке, а не на языке экономики и прочих дисциплин.
В среднесрочной перспективе - до 2040 г. - необходимо осуществить систему мер, направленных на завершение формирования внутриобластных агломераций. В первую очередь, это относится к Екатеринбургской агломерации, которая бурно развивалась в течение всего XX в. и к его концу начала приобретать радиально-кольцевую, т. е. наиболее развитую структуру. Необходимо завершить ее формирование, для чего потребуется создание второго и третьего обход-
ного кольца Екатеринбурга с удалением на 130-150 км от центра агломерации. В результате в сферу ее активного воздействия будут вовлечены значительные территории, что позволит улучшить размещение рекреационных зон, транспортное обслуживание территорий.
В этот период потребуется провести работы по восстановлению сельской системы расселения, в значительной мере утраченной, а также преодолеть последствия сселения так называемых «неперспективных» деревень.
Необходимо развить транспортную сеть, повысив ее плотность в южных районах области и в границах Екатеринбургской агломерации до 200-250 км на 1000 кв. км, (в настоящее время она составляет 160— 180 км на 1000 кв. км). К этому периоду прогнозируется вхождение большинства городов области в интенсивную фазу развития, когда основные усилия будут сосредоточены на их реконструкции, совершенствовании систем обслуживания, транспорта, благоустройства. Соответственно, темпы строительства в них жилья снизятся, а строительная база сориентируется на выборочное строительство.
Долгосрочный прогноз развития расселения в Свердловской области на XXI в. - до 2100 г. - создается. чтобы попытаться определить цели, к которым надо стремиться, и средства их достижения.
В настоящий период эти действия приобретают особую важность, так как изменившееся после распада СССР геополитическое положение России коренным образом повлияло на роль системы расселения как страны в целом, так и Уральского региона и Свердловской области в частности. Градостроительная политика страны в XXI в. должна быть важнейшей составляющей государственной деятельности, чтобы устранить крайне опасные диспропорции в системе расселения, а градостроительная доктрина России на XXI в. не менее важна чем военная. Формирование новых расселенческих структур - это путь не только сбалансированного, но и безопасного развития страны. Пренебрежение им чревато социальными конфликтами, неуправляемыми миграционными процессами, экономическими и политическими кризисами. Развитие регионов должно быть в первую очередь подчинено этой цели.
Для формулирования долгосрочных задач развития территориальной системы расселения Свердловской области необходимы осознание и формулировка целей развития системы расселения страны в целом. Развитие региональной системы расселения и методически и фактически должно быть основано на тех же принципах, что и развитие системы расселения всего государства.
Фактически старая советская система расселения развалилась; вновь возникшие системы расселения новых государств начали самостоятельное развитие, с разной степенью связи с системой расселения России. Сегодня Россия в стратегическом отношении оказалась отброшенной в состояние ХУ1-ХУН вв.. лишившись своих южных территорий (Украина. Кавказ). имеющих наилучшие природно-климатические условия; плодородных территорий Южной Сибири (отошедших к Казахстану), большинства балтийских
Консолидированная схема градостроительного развития территории Уральского федерального округа
Схема развития территориально-планировочном структуры Екатеринбургской агломерации
и черноморских незамерзающих портов. Стратегически недосягаемые районы страны - Урал, Кузбасс,
- являвшиеся индустриальной базой, значение которой было доказано во времена Второй мировой войны, оказались в приграничных зонах, лишились сырьевой и энергетической базы. Например, энергетика Свердловской области зависит от поставок казахстанского угля. Нарушен главный постулат энергетической безопасности любой страны: экономика не может ориентироваться на иностранную энергетическую базу. Часть транспортных связей (Транссиб) также оказалась на территории других государств. Эти факторы несут потенциальную угрозу целостности и безопасности России, и зависимость от них необходимо преодолевать.
Масштабы России привели к формированию такой пространственной структуры, в которой центры добычи и потребления основных ресурсов, оптимум природных условии и высокой численности населения сложились в разных частях страны, порой на огромном удалении друг от друга. Ресурсная асимметрия требует серьезных затрат на жизнеобеспечение регионов и миграций крупных контингентов населения. По меркам мирового рынка перевозки, обусловленные хозяйственной асимметрией, коммерчески невыгодны и экономически избыточны. Это диктует необходимость повышенного участия государства в создании и функционировании транспортных систем. Степень этого участия возрастает с юга на север и от приморских регионов к внутриконтинентальным.
Территория России делится на ряд зон в широтном направлении, с постепенным падением степени сложности систем расселения с запада на восток: зона Центральной России представляет собой наиболее развитую систему, образующую сложную сетчатую структуру (рисунок 1). По мере движения на восток сложность падает: в Поволжском районе и Предура-лье - это простая сетчатая структура, на Урале - развитая звездчатая, в Сибири - простая линейная и в Приморье - простейшая линейная, основанная на единственной связи.
Аналогичная картина наблюдается при движении с юга на север: количество меридиональных связей резко убывает: в зоне Челябинск - Екатеринбург их четыре, Екатеринбург - Серов - две, севернее Серова
- одна. Распределение меридиональных связей крайне неравномерно: они сосредоточены в Северо-Запад-ном регионе, Предуралье и на Урале. В Сибири они носят невыраженный характер, в Приморье отсутствуют полностью.
Такая система расселения весьма неустойчива, она может «разломиться» на несколько частей, которые начнут развиваться вокруг собственных центров. Для стабилизации состояния требуется реализация целого комплекса градостроительных планировочных мер. В целом система расселения должна развиваться таким образом, чтобы обеспечить экспансию более развитых форм ее каркаса с запада на восток, обеспечив к концу XXI в. развитые сетчатые каркасы в зонах Урала и Западной Сибири, выведя систему расселения Приморья на уровень развитого линейного каркаса. Прежде всего, в системе расселения требуется введение дополнительных диагональных связей. На-
иболее целесообразной представляется организация связи Северо-Запада России с Западной Сибирью, через Коми и Урал. Здесь уже имеются отдельные осуществленные участки, часть ее строится (дорога Бел-КОМУР). Она свяжет сырьевые регионы Предуралья (бокситы, нефть) с перерабатывающей базой Урала, будет обеспечена стратегическая связь баз Северного флота с промрайонами Урала и Сибири.
Необходимость в развитии «диагональных» связей ощущается и на региональном уровне. Предлагаемая схема территориального планирования Свердловской области предусматривает их значительное развитие. В ходе проведенных исследований было выявлено, что в период первичного освоения Среднего Урала значение и роль указанных связей была гораздо выше, чем сейчас. В ходе ускоренного индустриального развития в XX веке произошло их размывание и полное исчезновение
«Диагональная» связь Урал - Сибирь осуществлялась в XVII в. по р. Туре, ее возрождение позволит осваивать новые нефтеносные и лесные районы. Другая возможная диагональ Урал - Сургут - Норильск также частично реализована к настоящему времени. Она обеспечит связь Норильска с металлургией Урала, даст устойчивый выход к новым северным нефтегазовым месторождениям. Кроме того, она позволяет развивать связи до Белого моря, Архангельска, Кольского полуострова из районов Сибири, минуя Центральную часть России. Безусловно, это стратегическая связь, значение которой до настоящего времени недооценено.
Исходя из этих предпосылок, должна развиваться система расселения Свердловской области. Необходимо. чтобы появилась на новом уровне «диагональная» связь вдоль р. Туры по линии Серов
- Туринск - Тюмень, а также диагональная связь в северо-восточном направлении по линии Екатеринбург - Алапаевск - Сургут с дальнейшим выходом к территориям Ханты-Мансийского округа. В месте их пересечения, на левом берегу р. Туры, прогнозируется возникновение нового крупного поселения
- базового города для освоения северо-восточных территорий области. Вдоль транспортных связей возможно создание 8-10 поселений, выравнивающих «провал» в системе расселения, хорошо видимый на диаграмме (рисунки 2, 3). Неравномерность освоения выражается в том, что в настоящее время на территории Свердловской области эффективно используется не более 100 тыс. кв. км.
Возникает вопрос о возможности таких крупных градостроительных акций. Однако в сравнении с результатами XX в. они не представляются нереальными: к началу века на территории области было 6 городов. к концу - 44, то есть за столетие было построено 38 городов или 1 город - за неполных 3 года.
Решение этих вопросов развития области должно создать базу для нового этапа градостроительной экспансии в XXI в.