УДК 378.1
DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.3.11
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Е.В. Мялкина1
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Россия, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 E-mail: mylkina_e@mail.ru
Аннотация
Работа посвящена анализу развития системы непрерывного профессионального образования в России и за рубежом в различные исторические периоды. Статья анализирует этапы развития системы непрерывного образования, основные факторы, влияющие на его становление, сопоставляет причины, оказавшие существенное воздействие на формы и содержание профессионального образования. Исследование процесса развития системы непрерывного образования позволяет выделить проблемы его формирования на различных этапах, выявить ведущие направления его развития в настоящем и сформировать перспективы развития непрерывного образования как целостной системы. Современное общество подчеркивает особенную роль образования как ведущей ценности сохранения и приумножения культуры ироста человеческого потенциала. Непрерывное образование в таких условиях приобретает особенную актуальность, поскольку выходит за пределы формального образования, охватывая различные группы населения более, чем другие формы образования, обеспечивая самореализацию и самовыражение личности. Рассматривая основные этапы развития системы непрерывного образования, мы можем проследить ее подчиненность различным приоритетам развития государственной системы: развитию индустриального потенциала страны, политического просвещения и идеологической пропаганды, повышению культурного уровня граждан. При этом, безусловно, можно проследить и вектор влияния общества на систему непрерывного образования, формирующий актуальный заказ на образовательные тематики: здоровьесбережение, знакомство с новыми технологиями, индивидуальное творческое саморазвитие. Научная новизна работы заключается в выделении основных факторов, влияющих на формирование системы непрерывного образования вразличные периоды, определении современных приоритетов развития непрерывного образования как движущей силы наращивания общественного инновационного потенциала. Исследование процесса развития системы непрерывного образования позволило нам сделать вывод о его значительнойроли в современном образовательном пространстве, выявить его функции - профессиональную, личностную, социальную, сформулировать ведущие идеиразвития непрерывного образования в современных условиях.
Ключевые слова: образование, непрерывное профессиональное образование, этапы развития системы непрерывного профессионального образования.
Благодарности: Автор выражает благодарность руководству Мининского университета за организационную и материальную поддержку исследования. Также автор выражает благодарность анонимным рецензентам за внимание к статье.
1 Мялкина Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по экономике и развитию.
Введение
Необходимость постоянного пополнения и обновления человеческого капитала привела к возникновению понятий «непрерывное образование» (continuing education) и «образование в течение всей жизни» (lifelong learning). Актуальность данных терминов продолжает расти и в современных условиях: совершенствование технологий, изменение требований к компетенциям специалистов, процессы перемещения производств и миграционные потоки - все это создает постоянную потребность в улучшении человеческого ресурса, повышении потенциала специалистов и продлении периода активной карьеры.
В широком смысле понятие «непрерывное образование» охватывает всю систему образования - от самого рождения человека и до его смерти и включает как формы базового образования, так и различные формы дополнительной подготовки (повышение квалификации, переподготовка, общеразвивающие виды обучения). В более узком смысле данное понятие используют для обозначения нового компонента образовательного ландшафта - системы догоняющего и дополнительного образова-ния для взрослых одновременно с работой или в процессе поиска занятости.
Термин «непрерывное образование» многозначен. Непрерывное образование обозначает постоянное и непрерывное совершенствование компетенций человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде. Под этим термином также понимается и система взглядов на образовательный процесс в целом, которая рассматривает образование как неотъемлемую и основную составляющую образа жизни человека в любом возрасте; предполагает необходимость достройки образовательного маршрута личности новыми траекториями, рассчитанными на все периоды жизни человека. В настоящее время непрерывное образование трактуется еще и как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой - удовлетворять стремление человека к самообразованию, разностороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.
Истоки идеи непрерывного образования можно обнаружить во взглядах Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Л.А. Сенеки, Вольтера, И.В. Гете, Ж.-Ж. Руссо, которые связывали их с достижением полноценного развития человека как личности. Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были осуществлены в XIII-XIV вв. в городах Европы на основе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.
Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, в работах которого содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.
Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появились новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающего населения. Однако к концу
60-х гг. XX века концепция непрерывного образования потерпела неудачу, так и не успев стать центральной образовательной системой. Обращения к этой проблеме основаны были во многом на интуиции отдельных ученых и практиков.
В настоящее время интерес к проблеме формирования системы непрерывного образования продолжает расти. Во многом это связано с постоянным обновлением производственных и информационных технологий, ростом скорости обновления актуальной информации. В данной работе предпринята попытка проследить этапы развития системы непрерывного образования, выделить основные представления о непрерывном образовании, раскрыть факторы, влияющие на его становление и развитие. Научная новизна работы заключается в следующем:
- определен современный подход к непрерывному образованию как образованию в течение всего периода персональной активности личности, обоснована ценность непрерывного образования как движущей силы развития общества;
- выявлены и обоснованы тенденции, закономерности формирования и развития и обусловленные ими принципы формирования системы непрерывного образования в России и за рубежом;
- определены приоритеты развития системы непрерывного образования в современной образовательной повестке.
1. Обзор литературы
Непрерывное профессиональное образование как термин в современном его значении впервые прозвучал в работе «Образование в течение жизни» Бейзила Иексли. Именно он дал его трактовку и выделил основные черты: надсистемность (образование как надстройка, влияющая на все уровни и формы образования); глобальность охвата (образование привлекает различные группы населения разного уровня образования по принципиально новым основаниям); формирование новой ценности (образование создает новые принципы самоорганизации и саморазвития людей, создает мощный творческий потенциал). «Жизнь, чтобы быть радостной, полной, творческой, требует постоянной рефлексии собственного опыта, чтобы поступки были продиктованы мудростью, а работа была формой самовыражения» [1].
Как самостоятельная концепция непрерывное образование было представлено на форуме ЮНЕСКО в 1965 г. ученым-теоретиком П. Ленграндом [2]. Бурное развитие научно-технического прогресса, формирование общества нового типа обратило всеобщее внимание на формирование человеческого капитала как основного потенциала экономики. Потребовалось создать постоянную институцию, обеспечивающую непрерывное повышение квалификации рабочих и специалистов по потребностям технологического обновления и развития производства. Вопросы обеспечения высокой производительности труда, технологического совершенства государства стали напрямую зависеть от уровня компетентности кадров. При этом очевидной стала необходимость формирования интегрированных программ в единой концепции обучения взрослых на протяжении всей жизни - Life Long Learning [3].
В докладе ЮНЕСКО по вопросам образования и обучения в 1996 г. [4] отмечается переход от использования термина «образование на протяжении всей жизни» (lifelong education) [5] к термину «обучение на протяжении всей жизни» (lifelong learning), который и используется в настоящее время более широко. Это изменение означало сдвиг от доминирования традиционных образовательных заведений, где
человека обучают по стандартным программам, к сфере новых возможностей для самостоятельной учебной деятельности, ориентированной на процесс освоения конкретных навыков. В то же время ответственность за предоставление возможностей такой учебной деятельности смещалась от государства к неправительственным организациям и непосредственно к самим гражданам, предполагая большую свободу реализации индивидуальных возможностей и способностей учиться [6].
В настоящее время можно выделить три различающихся представления о непрерывном образовании [7]:
1. Непрерывное образование как учение (образование) на протяжении всей жизни.
2. Непрерывное образование как образование взрослых.
3. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное обучение.
Определение непрерывного образования на протяжении всей жизни (Lifelong
learning, LLL) зафиксировано Европейской статистической службой на основе доку -ментов «Европейской стратегии занятости» (Люксембург, 1997 г.) и сообщения Ев-рокомиссии «Внедрение непрерывного образования на европейском пространстве в реальность» в 2001 г. [8]. В соответствии с этими документами под обучением на протяжении всей жизни понимаются «все учебные действия, реализуемые на протяжении всей жизни человека, с целью улучшения его знаний, навыков и компетенций в рамках личной, гражданской, социальной и/или трудовой занятости».
Таким образом, современный подход к непрерывному образованию основан на самом процессе обучения и не ограничивается достигаемыми уровнями образования и подходами Международной системы классификации образования ISCED (International Standard Classification of Education), расширяя образовательные маршруты личности на всю длительность ее персональной активности. В выпущенном в декабре 2015 г. «Манифесте об обучении взрослых в XXI веке» Европейская ассоциация образования взрослых называет непрерывное образование главным инструментом в обеспечении устойчивого развития и в успешном противостоянии вызовам, с которыми сталкивается Европа в настоящее время, в частности одному из сильнейших, каким является приток мигрантов [9].
Обучение на протяжении всей жизни и образование для взрослых впервые были включены в качестве целей в «Программу устойчивого развития до 2030 года» («Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development»). А Европейская ассоциация образования взрослых объявила 2017 г. Годом образования взрослых в Европе под лозунгом «Сила и удовольствие обучения» [10].
2. Материалы и методы
Система непрерывного образования в России начала свое формирование с элементов дополнительного образования, впоследствии объединившихся в целостную систему. Каждый из этих элементов формировался под влиянием государственного запроса, обусловленного историческим развитием страны, с одной стороны, и потребностями общества, с другой. Развитие системы непрерывного образования происходило синхронно с основной системой образования, во многом ее дополняя и обогащая.
Дореволюционный период развития системы непрерывного образования характеризовался разнообразием форм его представления и нехваткой учебных заведений, способных взять на себя эту функцию.
Наибольшее развитие система непрерывного образования получила в советский период. Укрупненно можно выделить ряд основных этапов ее развития.
I период становления непрерывного образования (1917 - середина 1920-х гг.) характеризовался, с одной стороны, необходимостью преодоления безграмотности населения, с другой - острой потребностью в квалифицированных специалистах для строительства новой советской промышленности. Интенсивное развитие образования взрослых началось с ликвидации безграмотности российских граждан. Декрет Совнаркома «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» обязывал учиться всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет. Декретом предусматривалась реализация форм взаимодействия при обучении. Призыв «Грамотный, обучи неграмотного!» стал лозунгом этого времени.
II период становления непрерывного образования (конец 1920-х - конец 1930-х гг.) стал вехой развития профессиональной образовательной системы на базе идеологии монотехнизма. Концепция, разработанная А.К. Гастевым, ставила главной целью создание новой индустриальной образовательной системы, направленной на воспитание профессионально устремленной личности, разработку социальной и трудовой технологии воспитания, формирование новой трудовой культуры и производственного поведения [11]. Познакомившись с достижениями западного мира в области техники и научной организации труда во Франции в период эмиграции, А.К. Гастев пришел к убеждению, что можно быстро приобрести новое оборудова-ние, но нельзя одномоментно импортировать профессиональную, организаторскую и трудовую культуру его обслуживания. Поэтому главной задачей он поставил воспитание человека для индустрии и с помощью индустрии, для отрасли и с помощью отрасли, в том числе через формирование особой «психологии работающего человека». На крупных предприятиях в это время создаются учебные комбинаты, включающие втуз (высшее техническое учебное заведение), техникум, школу и курсы повышения квалификации для обучения практиков, а для подготовки руководящих кадров - промышленные академии [12]. Важнейшей тенденцией этого периода является трансформация старых народных университетов в учреждения основного высшего и дополнительного профессионального образования взрослых. Учрежденные отраслевыми Наркоматами в конце 1920-х гг. училища, техникумы и технические вузы стали организовывать профессиональное обучение без отрыва работников от производства и приняли на себя основные функции предоставления взрослым профессионального образования.
III период (1941 - конец 1940-х гг.) характеризуется всеобщей мобилизацией населения для участия в профессиональном обучении во время Великой отечественной войны. Военное положение потребовало организовать непрерывную подготовку не только рабочих и высококвалифицированных кадров, занятых выпуском вооружения, но и управленческого состава во всех сферах промышленности, медицины и, конечно, ускоренное обучение офицерского состава армии, поскольку из-за сталинских репрессий перед войной армия оказалась практически обезглавленной [13]. Массово создавались краткосрочные курсы усовершенствования и переподготовки офицерского и медицинского персонала, проводилось обучение новым технологиям производства в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения. Однако такое поверхностное образование не могло заменить полноценной военной
подготовки, что привело к фатальным последствиям в виде крайне неудачного начала войны и огромных потерь, понесенных советской стороной.
IV период (1945 - 1960-е гг.) характеризуется зарождением в СССР лучшего в мире массового научно-технического просветительского образования и досуга. Его возникновение связано с началом реализации атомного проекта. Новая военная угроза государству и возможность ее преодоления через опережающую работу уче -ных и инженеров нашла отражение в изменении отношения к науке и технике, сформировав отдельное важное и приоритетное направление в системе дополнительного образования не только детей, но и взрослых. В 1947 г. в стране было учреждено Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1963 г. - общество «Знание»). Просветительство осуществлялось путем чтения лекций, а также издания научно-популярной литературы.
V период (1960-е - 1990-е гг.) характеризуется созданием единой государственной системы повышения квалификации рабочих. В это же время формируются характерные черты советской системы образования взрослых. Развиваются новые формы профессионального образования без отрыва от производства, включающие индивидуально-бригадное обучение непосредственно на производстве, стажировки на другом предприятии [14]. Складывается сеть отраслевых институтов повышения квалификации [1]. Подготовка специалистов среднего звена и управленцев осуществляется непосредственно в вузах и средних специальных учебных заведениях.
VI период (начало 1990-х - начало 2000-х гг.) связан с процессами разрушения централизованной системы непрерывного образования взрослых. Изменение действующих форм хозяйствования привело к прекращению централизованного государственного финансирования повышения квалификации и переподготовки взрослых граждан. Разрушение управленческого центра вызвало остановку сразу всех процессов. Профессиональное непрерывное образование стало исключительным делом крупных частных корпораций и групп компаний. Квазикорпоративная система непрерывного образования не приняла неповоротливых монополистов - отраслевых институтов повышения квалификации, преподавателей, не видевших современного производства, устаревших и неэффективных форм обучения. После краха советской идеологии просветительские мероприятия, связанные с пропагандой идеологических установок, оказались свернутыми практически полностью [15]. Стагнация рынка труда, характерная для этого периода, отсутствие необходимости повышения квалификации на производстве, нехватка времени у большинства работников на посещение курсов вне работы и многое другое не давало возможности для широкого разви -тия рыночного дополнительного профессионального образования, хотя на словах непрерывность образования взрослых рассматривалась как необходимая предпосылка успеха экономических и социальных реформ. В 1992 г., с началом современной истории России, в «Закон об образовании» была внесена отдельная статья, полностью посвященная дополнительному образованию [16]. Государство выходило из числа безусловных организаторов системы образования взрослых. На смену государственной аккредитации пришла профессионально-общественная. Была отменена система выдачи диплома государственного образца, что в целом заставило систему заработать более гибко, но не решало задачу устойчивого обновления квалификаций значительного числа работников в условиях постоянного обновления технологий.
В 1995 г. было принято «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», которое стало основой для формирования негосударственного сектора образования и обучения взрослых [17].
Резюмируя историю становления непрерывного образования взрослых, отметим, что на всех этапах оно решало важнейшие задачи экономического развития страны: от преодоления массовой безграмотности и формирования нового уклада жизни до создания самой мощной в мире системы технического и корпоративного образования взрослых. В течение семидесятилетней истории СССР основной вектор развития обучения взрослых несколько раз направлялся в сторону накопления чело -веческого капитала: «социальная инженерия» Гастева, научно-техническое просветительство в военные годы и всеобщее повышение квалификации во времена «оттепели». Однако неэффективность сверхцентрализации и монополизма, необоснованное смешение политической пропаганды и непрерывного образования не позволили сложившейся системе ответить на серьезный запрос экономического роста в 90-х гг.
Современные взгляды на непрерывное образование позволяют определить его как действенный инструмент настройки поведения взрослого человека на технологические и социальные изменения. Эта его главная миссия обеспечивает весьма разнообразные возможности для вкладов непрерывного образования: в передачу навыков и технологий, экономический рост, социальную устойчивость и развитие местных сообществ, здоровье и самочувствие, индивидуальную самореализацию и личностное развитие [6, 18]. Для взрослого населения непрерывное образование выполняет целый ряд функций [19]. Профессиональная функция включает приобретение взрослым человеком компетенций и квалификаций, необходимых для профессиональной реализации на рынке труда. Социальная функция предоставляет возможность реализации профессиональных навыков за счет интеграции человека в общественное производство и распределение результатов труда. Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, любопытства, интересов, увлечений, развивает культурно-нравственный и эстетический аспект повседневной жизни. Она служит основанием для появления хобби, помогает обнаружить скрытые таланты, а также может содействовать расширению профессионального интереса и общему когнитивному развитию.
3. Результаты исследования
Рассмотрев периодизацию развития системы непрерывного образования и спектр проблематики, решаемой данной институцией, мы можем сделать вывод, что современное непрерывное образование призвано решать следующие проблемы:
- отсутствие эффективной модели управления многоуровневой системой непрерывного образования;
- дисбаланс в подготовке кадров в регионе и стране;
- отсутствие позитивной установки личности на инновационную деятельность и мотивирование профессиональной карьеры и роста;
- отсутствие новых сценарных линий профессионального развития.
В современных условиях непрерывное образование выступает инструментом удовлетворения потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации
и сохранении профессиональной активности в течение всей жизни lifelong learning и успешно решает следующие задачи:
- развитие различных инновационных площадок, позволяющих работать с различными категориями лиц: абитуриентами, пенсионерами, гражданами, находящимися на пике своей карьерной деятельности, и гражданами, меняющими траекторию своего развития;
- реализация программы расширения профессиональной квалификации студентов и выстраивание эффективной модели трудоустройства выпускников через взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и образовательными учреждениями;
- совершенствование системы постдипломного сопровождения выпускников и создание условий для профессионального долголетия специалиста.
4.Обсуждение и заключение
Рассматривая общие тенденции развития системы непрерывного образования, мы видим, что в течение двух последних десятилетий термин «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь» [20]. Непрерывное образование в его современной трактовке - это постоянное совершенствование профессиональных и личностных качеств человека, вызванное необходимостью «непрерывного развития», стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде. Кроме того, непрерывное образование является важным компонентом взаимодействия науки, экономики и образования. Идея непрерывного образования - это полное соответствие динамичным процессам в науке и производстве, синхронизация образования с меняющимся социумом и технологиями. Эффективность и возможности данной образовательной институции определяются взаимосвязями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами. Непрерывное образование может рассматриваться как часть структуры «обучения в течение всей жизни» [20]. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, на быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь» [20].
В подтверждение данного тезиса А.П. Владиславлев в своих работах в качестве основных принципов непрерывного образования выделяет:
1. Принцип целенаправленности.
2. Принцип индивидуализированного обучения.
3. Принцип непрерывности, дающий человеку возможность выбирать траекторию получения образования.
4. Принцип системности, заключающийся в том, что реализация концепции непрерывного образования должна включать не просто совершенствование работы от -дельных типов образовательных учреждений, увеличение количества этих типов и направлений их деятельности, а создание именно системы непрерывного образования, основой построения которой должен стать системный подход.
Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества, обеспечивающей его высокую конкурентность, мобильность в реагировании на внешние вызовы, непрерывное динамичное развитие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Электронное научно-методическое издание «Концепт» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:// e-koncept.ru/2015/15306.htm (дата обращения: 04.07.2019).
2. LengrandP. An Introduction to Lifelong Education. Paris: UNESCO, 1970. - 99 p.
3. Pépin L. The History of EU Cooperation in the Field of Education and Training: How lifelong learning became a strategic objective // European Journal of Education. 2007. Vol. 42. No. 1. Pp. 121-132.
4. Delors J. et al. Learning: The Treasure Within. Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-First Century. Paris: UNESCO, 1996. Original edition: Delors J. et al. L'Éducation. Un trésor est caché dedans. Paris: Éditions UNESCO-Odile Jacob, 1996.
5. Faure E. et al. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO, 1972. Original edition: Faure E. et al. Apprendre à être, Paris: UNESCO-Fayard, 1972 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0000/ 000018/001801e.pdf (дата обращения: 04.07.2019).
6. Global report on adult learning and education. UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark/48223/pf0000186431 (дата обращения: 01.07.2019).
7. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / С.А. Беляков, B.C. Вахштайн, В.А. Галичин [и др.]; науч. рук. А.Е. Карпухина. Сер. Мониторинг. Образование. Кадры. - М.: МАКС Пресс, 2006.
8. Classification of learning activities (CLA). Eurostat Manual. EU Publications Office. Luxembourg, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3859598/7659750/KS-GQ-15-011-EN-N.pdf (дата обращения: 04.07.2019).
9. EAEA policy paper. Learning and skills for adults in Europe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaea.org/en/policy-advocacy/manifesto-for-adult-learning-in-the-21st-century.html (дата обращения: 05.07.2019).
10. EAEA Media Release: Adult education is more than just a tool for the labour market [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaea.org/en/policy-advocacy/eaea-statements.html (дата обращения: 01.07.2019).
11. ГастееА.К. Трудовые установки. - М.: Экономика, 1973.
12. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР / Под ред. В.Г. Онушкина. - М., 1987. В англ. библе другой источник
13. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия // Политический портрет И.В. Сталина. В 2-хкн. - М., 1989.
14. Постановление Совета Министров СССР от 03.06.1960 № 577 «О системе повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников отраслей народного хозяйства и работников государственного аппарата » [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=127919&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.028103 650218807452#05049569858092491 (дата обращения: 04.07.2019).
15. Мухина Т.Г., Копосое Е.В., Бородачее В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2013.
16. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ст. 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 28.06.2019).
17. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10136741/ (дата обращения: 09.06.2019).
18. 3rd Global report on adult learning and education. The Impact of Adult Learning and Education on Health and Well-Being, Employment and the Labour Market, Social, Civic and Community Life. UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/arky48223/pf0000245917 (дата обращения: 01.07.2019).
19. Золотарева Н.М., Рябко Т. В. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 2. - С. 7-11.
20. «Обучение в течение всей жизни» - «Life Long Learning» как перспектива трансформации университетского образования: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 12-14 мая 2009 г.). - Вып. 2. - Екатеринбург: УрФО, 2009. - 80 с.
Поступила в редакцию 11.08.2019 В окончательномварианте 18.09.2019
UDC 378.1
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD
E.V. Myalkina1
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ulyanov st., Nizhny Novgorod, 1603950, Russia E-mail: mylkina_e@mail.ru
Abstract
The work is devoted to the analysis of the development of the system of continuous professional education in Russia and abroad in various historical periods. The article analyzes the stages of development of the system of continuous education, the main factors affecting its development, comparable reasons. The study of the process of development of the system of continuous education allows to highlight the problems of its formation at various stages. Modern society emphasizes the special role of education as the leading value of preserving and enhancing culture and the growth of human potential. Continuing education in such conditions is of particular relevance because it goes beyond the formal education, covering various groups of the population, more than other forms of education, providing self-realization and self-expression of the individual. Considering the main stages of the development of the system of continuous education, we can trace its subordination to the various priorities of the development of the state system: the development of the country's industrial potential, political education and ideological propaganda, raising the cultural level of citizens.
1 Elena V. Myalkina, Cand. Ped. Sci., Vice Rector for Economics and Development
137
In this case can trace the vector of society's influence on the system of lifelong education, which forms an actual order for educational topics: health protection, familiarity with new technologies, individual creative self-development. The study of the process of development of the system of continuous education allowed us to conclude about its significant role in the modern educational space, to identify its functions - professional, personal, social, to formulate the leading ideas for the development of continuing education in modern conditions.
Key words: education, continuing professional education, stages of development of the system of continuing professional education.
Acknowledgements: the author is grateful to the leadership of the Minin University for the organizational and material support of the study. The author also thanks anonymous reviewers for their attention to the article.
REFERENCES
1. Elektronnoye nauchno-metodicheskoye izdaniye «Kontsept» [Electronic scientific and methodical publication "Concept"]. https://e-koncept.ru/2015/15306.htm (accessed July 4, 2019) (in Russian).
2. LengrandP. An Introduction to Lifelong Education. Paris: UNESCO, 1970. 99 p.
3. Pépin L. The History of EU Cooperation in the Field of Education and Training: How lifelong learning became a strategic objective. European Journal of Education. 2007. Vol. 42. No. 1. Pp. 121-132.
4. Delors J. et al. Learning: The Treasure Within. Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-First Century. Paris: UNESCO, 1996.
5. Faure E. et al. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO, 1972. Original edition: Faure E. et al. Apprendre à être, Paris: UNESCO-Fayard, 1972. http://unesdoc.unesco.org/images/0000/ 000018/001801e.pdf (accessed July 4, 2019).
6. Global report on adult learning and education. UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2009. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000186431 (accessed July 1, 2019).
7. Monitoring nepreryvnogo obrazovaniya: instrument upravleniya i sotsiologicheskiye aspekty [Monitoring of continuing education: management tool and sociological aspects]. S.A. Belyakov, V.S. Vakhshtayn, V.A. Galichin [i dr.]; nauch. ruk. A.E. Karpukhina. Ser. Monitoring. Obrazovaniye. Kadry. Moscow: MAKS Press, 2006. (in Russian)
8. Classification of learning activities (CLA). Eurostat Manual. EU Publications Office. Luxembourg, 2016. http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3859598/7659750/KS-GQ-15-011-EN-N.pdf (accessed July 4, 2019).
9. EAEA policy paper. Learning and skills for adults in Europe. http://www.eaea.org/en/policy-advocacy/manifesto-for-adult-learning-in-the-21st-century.html (accessed July 5, 2019).
10. EAEA Media Release: Adult education is more than just a tool for the labour market. http://www.eaea.org/en/policy-advocacy/eaea-statements.html (accessed July 1, 2019).
11. Gastev A.K. Trudovyye ustanovki [Labor installations]. Moscow: Ekonomika, 1973. (in Russian)
12. Gorokhov V.A., Khohanova L.A. Osnovy nepreryvnogo obrazovaniya v SSSR [Basics of the life long learning]. Moscow, 1987.
13. Volkogonov D.A. Triumf i tragediya [Triumph and tragedy]. Politicheskiy portret I.V. Stalina. V 2-kh kn. Moscow, 1989.
14. Postanovleniye Soveta Ministrov SSSR ot 03.06.1960 № 577 «O sisteme povysheniya kvalifikatsii rukovodyashchikh i inzhenerno-tekhnicheskikh rabotnikov otrasley narodnogo khozyaystva i rabotnikov gosudarstvennogo apparata» [Resolution of the Council of Ministers of the USSR of 03.06.1960 No. 577 "On the system of advanced training of executives and engineering and technical workers of the sectors of the national economy and the state apparatus"]. http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=127919&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.028 103650218807452#05049569858092491 (accessed July 4, 2019).
15. Mukhina T.G., Koposov E.V., Borodachev V.V. Istoriya i perspektivy razvitiya otech-estvennoy sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh vysshey shkoly [The history and development prospects of the domestic system of additional professional education in the conditions of higher education]. Nizhny Novgorod: Izd-vo NNGASU, 2013.
16. Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 10.07.1992 № 3266-1 «Ob obrazovanii», st. 26 [Law of the Russian Federation of 10.07.1992 No. 3266-1 "On Education", art. 26]. http://base.garant.ru/10164235/ (accessed June 28, 2019).
17. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 26.06.1995 № 610 «Ob utverzhdenii tipovogo polozheniya ob obrazovatel'nom uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (povysheniya kvalifikatsii) spetsialistov» [ Decree of the Government of the Russian Federation No. 610 of June 26, 1995 "On Approval of the Model Provision on the Educational Establishment of Additional Professional Education (Advanced Training) of Specialists"]. http://base.garant.ru/10136741/ (accessed June 9, 2019).
18. 3rd Global report on adult learning and education. The Impact of Adult Learning and Education on Health and Well-Being, Employment and the Labour Market, Social, Civic and Community Life. UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2016. https://unesdoc.unesco.org/ark/48223/pf0000245917 (accessed July 1, 2019).
19. Zolotareva N.M., Ryabko T.V. O prioritetakh gosudarstvennoy politiki v razvitii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossiyskoy Federatsii [On the priorities of state policy in the development of continuous adult education in the Russian Federation]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki. 2016. Vol. 8. No. 2. Pp. 7-11.
20. Obucheniye v techeniye vsey zhizni» - «Life Long Learning» kak perspektiva trans-formatsii universitetskogo obrazovaniya ["Life Long Learning" as a prospect for the transformation of university education]: mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 12-14 maya 2009 g.). Vol. 2. Ekaterinburg: UrFO, 2009. 80 p.
Original article submitted 11.08.2019 Revision submitted 18.09.2019