Научная статья на тему 'Непрерывное образование как потребность в цифровой экономике'

Непрерывное образование как потребность в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НАВЫКИ / DIGITAL ECONOMY / CONCEPT OF CONTINUING EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / ADULT EDUCATION / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Елена Зугумовна

Предмет и цель работы. Цель работы определение потребностей развития непрерывного образования в цифровой экономике. Предмет исследования особенности непрерывного образования в цифровой экономике. Метод и методология проведения работы. Изучены документы, определяющие стратегические ориентиры в развитии наиболее прогрессивных стран мира. Выявлено, что движение по пути цифровизации вызывает множество проблем. Решение части их них возможно путем развития непрерывного образования. Исследовано становление концепции непрерывного образования. Рассмотрены этапы ее развития: абстрактное декларирование, структурирование терминологического аппарата, формирование и развитие методологических основ, появление научно-практических разработок, направленных на решение конкретных задач. Результаты работы. В результате проведенного исследования выявлено, что в условиях развития цифровой экономики работодатели испытывают трудности не только при заполнении рабочих мест, требующих высоких цифровых навыков, но и при подборе работников на позиции, где цифровые навыки не являются определяющими. Предложены направления развития непрерывного образования, которые позволят человеку не только повысить устойчивость на рынке труда, но и обеспечат его уверенность вне работы в технологически насыщенной среде. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ непрерывного образования в социально-экономических системах различных уровней. Выводы. Цифровая экономика требует переосмысления подходов к развитию потенциала человека. Необходимость реагировать на перенасыщенное и стремительно обновляющееся информационное пространство, систематизировать окружающую человека информацию, выбирать наиболее важную и переводить ее в знания определяют потребность развития непрерывного образования в новых направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Елена Зугумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING EDUCATION AS A NEED IN DIGITAL ECONOMY

The subject and goal of the study. The goal of the study is determining the needs of development of continuing education in digital economy. The subject of the study are the typical features of continuing education in digital economy. The method and methodology of completing the study. We have studied the documents that determine the strategic milestones in the development of the most progressive countries of the world. The results of the study. We have suggested the areas of development of continuing education that will allow a person not only improve the stability in the labor market but will also provide confidence for him outside of a job in a technologically saturated environment. The area of application of the results. The results obtained may be used when developing programs of continuing education in social-economic systems of different levels. The conclusions. As a result of the study completed we have found that in the conditions of development of digital economy employers have difficulties not only filling jobs requiring a high level of digital skills but also when selecting employees for the positions where digital skills are not the determining factors.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование как потребность в цифровой экономике»

УДК 331 КАРПЕНКО ЕЛЕНА ЗУГУМОВНА

к.э.н., доцент, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ им. Г.В.Плеханова,

e-mail: elena-2167@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-108-114 НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. Предмет и цель работы. Цель работы - определение потребностей развития непрерывного образования в цифровой экономике. Предмет исследования — особенности непрерывного образования в цифровой экономике. Метод и методология проведения работы. Изучены документы, определяющие стратегические ориентиры в развитии наиболее прогрессивных стран мира. Выявлено, что движение по пути цифрови-зации вызывает множество проблем. Решение части их них возможно путем развития непрерывного образования. Исследовано становление концепции непрерывного образования. Рассмотрены этапы ее развития: абстрактное декларирование, структурирование терминологического аппарата, формирование и развитие методологических основ, появление научно-практических разработок, направленных на решение конкретных задач. Результаты работы. В результате проведенного исследования выявлено, что в условиях развития цифровой экономики работодатели испытывают трудности не только при заполнении рабочих мест, требующих высоких цифровых навыков, но и при подборе работников на позиции, где цифровые навыки не являются определяющими. Предложены направления развития непрерывного образования, которые позволят человеку не только повысить устойчивость на рынке труда, но и обеспечат его уверенность вне работы в технологически насыщенной среде. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ непрерывного образования в социально-экономических системах различных уровней. Выводы. Цифровая экономика требует переосмысления подходов к развитию потенциала человека. Необходимость реагировать на перенасыщенное и стремительно обновляющееся информационное пространство, систематизировать окружающую человека информацию, выбирать наиболее важную и переводить ее в знания определяют потребность развития непрерывного образования в новых направлениях. Ключевые слова: цифровая экономика, концепция непрерывного образования, непрерывное образование, обучение взрослых, навыки

KARPENKO ELENA ZUGUMOVNA

Ph. D., associate Professor, associate Professor of basic Department Chamber of Commerce and industry of the Russian Federation REU them. G. V. Plekhanov,

e-mail: elena-2167@mail.ru

CONTINUING EDUCATION AS A NEED IN DIGITAL ECONOMY

Abstract. The subject and goal of the study. The goal of the study is determining the needs of development of continuing education in digital economy. The subject of the study are the typical features of continuing education in digital economy. The method and methodology of completing the study. We have studied the documents that determine the strategic milestones in the development of the most progressive countries of the world. The results of the study. We have suggested the areas of development of continuing education that will allow a person not only improve the stability in the labor market but will also provide confidence for him outside of a job in a technologically saturated environment. The area of application of the results. The results obtained may be used when developing programs of continuing education in social-economic systems of different levels. The conclusions. As a result of the study completed we have found that in the conditions of development of digital economy employers have difficulties not only filling jobs requiring a high level of digital skills but also when selecting employees for the positions where digital skills are not the determining factors. Keywords: digital economy, the concept of continuing education, continuing education, adult education, skills

Введение. Развитие цифровой экономики является общемировой тенденцией. Правительства наиболее прогрессивных стран рассматривают потенциал цифровой экономики как драйвер для инноваций и инклюзивного роста.

Соединенные Штаты Америки в ноябре 2015 г. разработали Государственную программу «Повестка дня цифровой экономики» (Digital Economy Agenda) [14].

Европейский Союз с мая 2015 г. реализует стратегию «Цифрового Единого Рынка для Европы» (A Digital Single Market Strategy for Europe) [13].

Стратегическое видение и интегрированный политический подход к цифровизации отражены в «Декларации министров о цифровой экономике: инновации, рост и социальное процветание» (Ministerial Declaration on the Digital Economy: Innovation, Growth and Social Prosperity) [18]. Декларация принята на встрече министров стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также министров Аргентины, Колумбии, Коста-Рики, Эквадора, Египта, Индонезии, Латвии, Литвы и ЕС в Канкуне в июне

2016 г.

В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы распоряжением Правительства Российской Федерации в июле

2017 г. утверждена Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" [1].

Несмотря на значительный прогресс в осуществлении национальных цифровых стратегий остается много проблем, сдерживающих «использование преимуществ цифровой трансформации для инноваций, роста и социального процветания» [17]. Одна из них - развитие навыков, необходимых для участия в цифровой экономике. Решение этой проблемы лежит в плоскости обучения на протяжении всей жизни - концепции, имеющей давнюю историю.

Методы исследования. Важно отметить, что вопрос о времени появлении идеи непрерывного образования является дискуссионным.

Мы поддерживаем гипотезу, согласно которой необходимость обучения на протяжении всей жизни осознана человечеством с незапамятных времен. Ее подтверждением являются многочисленные исторические артефакты и документы. Идея непрерывного образования отражена во многих пословицах и поговорках, выражающих знания и опыт разных народов. Древняя китайская пословица «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься» популярна и сегодня в стране, экономика которой является одной из лидирующих в мире. Английская поговорка «Live and learn» (живи и учись) наполнена тем же содержанием, что и хорошо известная мудрость, передаваемая из поколения в поколение в русской культуре -«Век живи - век учись».

Несмотря издревле осознанную человечеством необходимость в постоянном обучении, научный интерес к проблеме непрерывного образования возник достаточно недавно. Потребность в непрерывном образовании, выражающаяся в большей степени в образовании взрослых, стала проявляться после первой мировой войны. Новые знания и информация накапливались в то время не быстро, и первая международная конференция по вопросам образования взрослых прошла в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО (UNESCO - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). ЮНЕСКО и по сей день является наиболее масштабной (по числу стран-участников) организацией, занимающейся вопросами образования.

Впервые целостная концепция непрерывного образования была предложена на Форуме ЮНЕСКО в 1965 г. П. Ленграндом и содержала принципиально новый для того времени взгляд на этапы жизни человека, сопряженные с образованием. Образование предлагалось рассматривать как «непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, типы и уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования» [15], затрагивающий все аспекты жизни человека.

Наиболее активно концепию об обучении на протяжении всей жизни восприняли в США, направив на ее реализацию только в 1973 г. почти 20 млрд. дол. [19]. Однако высокий энтузиазм и громадное финансирование оказались недостаточными в реализации прогрессивной идеи. Решением возникшей проблемы послужило масштабное исследование,

проведенное в 1975 г., по результатам которого сенатор от штата Миннесота Уолтер Мон-дейл представил Конгрессу США проект Закона о непрерывном образовании (Lifelong Learning Act). Закон был принят 12 октября 1976 г. Будучи глубоко убежденным в том, что обучение на протяжении всей жизни человека крайне необходимо, У. Мондейл писал, что «все мы, независимо от возраста, сталкиваемся с рядом ситуаций и должны суметь так использовать образование, чтобы оно помогло нам разрешить эти ситуации» [19].

Важным событием в развитии концепции непрерывного образования явилась Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, двенадцатая сессия которой проходила в Найроби в 1976 г., в рамках которой приняты «Рекомендации о развитии образования взрослых»[12]. В них отмечено, что

- образование взрослых является частью общей системы непрерывного образования;

- непрерывное образование означает деятельность, изменяющую структуру системы образования и развивающую возможности подготовки вне системы образования;

- образование и обучение не должны ограничиваться учебой в школе, а должны осуществляться в течение всей жизни человека, обеспечивая ему возможности полноценного личностного развития;

- процессы образования и обучения, участниками которых являются люди любых возрастов, должны рассматриваться как единое целое.

В 2004 году в Москве состоялась международная конференция «Образование взрослых для новой России». Ее участники (представители более чем пятидесяти регионов России и государств СНГ и Европы) отметили, что «образование в целом и образование взрослых в частности, представленное в совокупном комплексе формального и неформального обучения для личного, социального, гражданского и профессионального развития взрослого человека, является неотъемлемым правом человека и ключом к XXI веку» [4].

Наиболее полно становление и развитие концепции непрерывного образования во второй половине XX века представлены в монографии выдающегося советского и российского социолога В.Г. Осипова «Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования», опубликованной в 1989 году [11]. По его мнению, концепция непрерывного образования в своем развитии прошла четыре стадии развития, а именно: конста-тационную, феноменологическую, методологическую и теоретической эклампсии и конкретизации (таблица 1).

Таблица 1

Стадии развития концепции непрерывного образования в 50-е - 80-е годы ХХ в.*

Название стадии (по В.Г. Осипову) Датирование стадии (по В.Г. Осипову) Характеристика стадии

Констатационная конец 50-х - начало 60-х гг. ХХ в. абстрактное декларирование формирующейся концепции непрерывного образования, появление на практике новых форм образования взрослых

Феноменологическая стадия вторая половина 60-х -начало 70-х гг. ХХ в. попытки структурировать терминологический аппарат, отражающий содержание и специфику непрерывного образования

Методологическая стадия начало 70-х - начало 80 -х гг. ХХ в. формирование и развитие методологических основ непрерывного образования

Теоретической эклампсии и конкретизации начало 80-х гг. ХХ в. появление научно-практических разработок, направленных на решение конкретных задач непрерывного образования

*Составлено автором на основе [11].

Сегодня необходимость непрерывного образования очевидна. Задачами обучения и образования взрослых являются:

- развитие у людей способности к критическому мышлению, умения действовать самостоятельно и чувства ответственности;

- укрепление способности учитывать и влиять на изменения, происходящие в экономике и сфере труда;

- содействие формированию обучающихся обществ, в которых каждый человек имеет возможность учиться и полноценно участвовать в процессах устойчивого развития, а также в укреплении солидарной ответственности людей и сообществ;

- поощрение мирного сосуществования и прав человека;

- повышение жизнеспособности молодежи и лиц старшего возраста;

- повышение информированности общественности в интересах защиты окружающей среды.

Обучение на протяжении всей жизни требует значительных изменений в структуре личности, смысложизненных установках, системе ценностей. Необходима постоянная готовность к усвоению нового, определяемого трансформациями современного мира.

На первый взгляд может сложиться представление, что цифровизация, определяющая вектор современного развития экономики, требует обучения только в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А единственно востребованные специалисты в новой экономике - программисты и т.п.

Действительно, в последнее время наблюдается некоторый дисбаланс между спросом и предложением специалистов по ИКТ на рынке труда во всем мире. Увеличение доли вакантных рабочих мест для названной группы работников указывает на то, что спрос на навыки, необходимые в данной области растет быстрее, чем предложение специалистов, обладающих этими навыками. Подавляющее большинство предприятий сегодня используют ИКТ в своей деятельности, и число таких предприятий постоянно увеличивается. Если в 2010 г. в среднем 86% предприятий в странах ОЭСР имели широкополосное соединение, то в 2016 г. доля их возросла до 95% [17]

Исследование, проведенное Manpower Group в 2016 году показало, что спрос на ИТ -специалистов очень высокий (таблица 2). При этом предприятия испытывают дефицит не просто в специалистах с цифровыми навыками. Проблему усугубляет «отсутствие мастерства» у соискателей вакансий в области ИКТ.

Таблица 2

Тор-10 рабочих позиций, заполнение которых вызывало особые трудности у работодателей в 2016 году [17]

№ Рабочие позиции

1 квалифицированные работники торговли

2 ИТ - персонал

3 торговые представители

4 инженеры

5 технический персонал

6 водители

7 бухгалтеры и финансовые работники

8 управленцы/руководители

9 производственный персонал/операторы машинного оборудования

10 вспомогательный персонал офиса

Важно отметить, что работодатели испытывают значительные трудности при заполнении рабочих мест, где цифровые навыки не являются определяющими.

Результаты. Непрерывное образование существует столько же, сколько существует человечество. Оно было и есть. Менялись формы, методы обучения, знания и навыки, которые следовало приобретать или которые нуждались в совершенствовании. Менялось многое другое. Неизменной оставалась потребность в постоянном обучении. Достаточно пред-

ставить человека эпохи палеолита, когда охота и собирательство, являвшиеся основой его жизнедеятельности, требовали регулярного пополнения знаний о пригодности в пищу тех или иных растений, повадках животных и т.п.

Оформление концепции непрерывного образования стало отражением потребностей общественного развития, обусловленных динамикой научно-технического прогресса, переменами характера и содержания труда, способов выполнения работы, изменениями пропорций между рабочим и свободным от работы временем (в пользу увеличения последнего).

Развитие цифровой экономики активизирует потребность в непрерывном образовании. Направления развития непрерывного образования представлены на рисунке 1.

Позволяют выполнять работу в рамках

определенной профессии/ специальности, обеспечивают высокую адаптацию при смене вида или содержания работ

Развитие общих профессиональных навыков

Позволяют разрабатывать

Развитие специфических цифровых профессиональных навыков

Позволяют выполнять работу в рамках определенной организации

Развитие специфических профессиональных

Позволяют выполнять работу на рабочих местах с использованием ИКТ

Позволяют участвовать в социальной жизни общества

Развитие общих цифровых навыков

Развитие социально-бытовых навыков

Позволяют использовать ИКТ вне рабочего места: общение в социальных сетях, онлайн покупки, электронное правительство и т.п.

Развитие «мягких» цифровых навыков

Рис. 1. Направления развития непрерывного образования в условиях цифровой экономики ** **Разработано автором

Выводы. Влияние цифровых технологий на трансформацию социально-экономических систем достаточно очевидно и требует переосмысления подходов к развитию потенциала человека.

Современный человек должен уметь реагировать на перенасыщенное и стремительно обновляющееся информационное пространство, систематизировать окружающую его информацию, выбирать наиболее важную и переводить ее в знания.

Необходимо обновление концепции непрерывного образования. Человек должен иметь возможность обучаться не только для того, чтобы качественно отвечать потребностям рабочего места. Непрерывное образование должно обеспечить ему возможность активного участия в социально-экономической жизни общества за пределами рабочего места.

Литература

1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/715705 70/#ixzz5CHXrBN5e

2. (дата обращения: 19.08.2018).

3. Войтович И.К. Закон о непрерывном образовании» и его роль в продвижении концепции непрерывного образования в США // Вестник брянского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 91-94.

4. Грибкова О.В., Интеллектуальная миграция и ее роль в управлении человеческим капиталом// Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы. Монография. - Пенза, 2017.- С. 2631.

5. Декларация Международной конференции «Образование взрослых для новой России». URL: https://www.znanie.org/docs/moscow.html (дата обращения: 10.08.2018).

6. Дохолян С.В., Дохолян А.С. Моделирования процессов социально-экономического развития экономических территорий//Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011.-№4.- С.1-21.

7. Дохолян С.В., Петросянц, В.З. Критерии и факторы экономического роста региона //Проблемы современной экономики. - 2007.-№4.- С.245-250.

8. Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Уч.пособ. - М.: МИИТ, 2013, 242с.

9. Карпенко Е.З. Качество человеческого капитала в условиях становления инновационной экономики //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016.-№12. - С.143-149.

10. Карпенко Е.З. Обучение как средство развития человеческого капитала организации // Вестник Академии. - 2016.-№ 3. - С. 89-93.

11. Карпенко Е.З. Условия формирования и развития человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015.-№ 2. - С.65-70.

12. Осипов В.Г. Социально - философский анализ современной концепции непрерывного образования. - Ереван: Изд-во АНАрмССР, 1989, 219 с.

13. Рекомендация о развитии образования взрослых. 1976 г. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URLJD=49354&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html

14. (дата обращения: 11.08.2018).

15. A Digital Single Market Strategy for Europe - COM (2015) 192final. URL: https://ec.europa.eu/digital -single-market/en/news/digital-single-market-strategy-europe-com2015-192-final (дата обращения: 12.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Digital Economy Agenda.URL: https://www.commerce.gov/tags/digital-economy (дата обращения: 09.08.2018).

17. Lengrand, P. An Introduction to Lifelong Education / P. Lengrand. - London: doom Helm; Paris: The UNESCO Press, 1975. - 99p.

18. Lengrand, P. Areas of Lifelong Basic to Lifelong Education / P. Lengrand. -Oxford-New York: Per-gamon Press, 1986 - 156 p.

19. OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. URL: http:// dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en (дата обращения: 19.08.2018).

20. OECD Ministerial Declaration on the Digital Economy: Innovation, Growth and Social Prosperity. URL: http://www.oecd.org/internet/oecd-digital-economy-ministerial-declaration.htm (дата обращения: 09.08.2018).

21. Peterson R. E. Lifelong Learning in America: An Overview of Current Practices, Available Resources, and Future Prospects. USA: The Jossey-Bass Series in Higher Education, 1979.

22. Rubtsov N. M., Grosheva Y. V., Gribkova O. V. Development of Small and Medium Trade Enterprises in Russia and Worldwide in the Digital economy// International Journal of Economic Research, Volume 14, № 15 (Part 4), 2017.

References:

1. The decree of the President of the Russian Federation of may 9, 2017 No. 203 "On the Strategy of information society development in Russian Federation to 2017 - 2030. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/715 70570/# ixzz5CHXrBN5e

(date accessed: 19.08.2018).

2. And Wojtowicz.K. law on continuing education "and its role in promoting the concept of continuing education in the United States // Bulletin of the Bryansk state University. - 2013. - №1. - P. 91-94.

3. About Gribkova. V., Intellectual migration and its role in human capital management/Economic growth: problems, regularities, prospects. Monograph.- Penza 2017,.-P. 26-31.

4. Declaration Of the international conference adult Education for the new Russia" URL: https:// www.znanie.org/docs/moscow.html (date accessed: 10.08.2018).

5. The Dokholyan S. V., And Dokholyan.C. Modeling processes of socio -economic development of economic territories// Regional problems of economic transformation. - 2011.-№4.-P. 1-21.

6. The dokholyan S. V., Petrosyants V. Z. Criteria and factors of economic growth of the region //problems

of modern economy. - 2007.- №4.- P. 245-250.

7. Epishkin I. A. human resources Management: Uch.posob. - M.: MIIT, 2013, 242s.

8. Karpenko E. Z. Quality of human capital in the conditions offormation of innovative economy. Regional problems of transformation of economy. - 2016.-№12. - P. 143-149.

9. Karpenko E. Z. Training as a means of development of human capital of the organization. Vestnik Akade-mii. - 2016.- № 3. - P. 89-93.

10. Karpenko E. Z. the conditions of formation and human capital development // Regional problems of transformation of the economy. - 2015.-№ 2. - P. 65-70.

11. In Osipov.G. Socio-philosophical analysis of the modern concept of continuing education. - Yerevan: publishing house of the Armenian SSR, 1989, 219 p.

12. Recommendation on the development of adult education. 1976 URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=49354&URL_D0=D0_T0PIC&URL_SECTI0N=201.html (date accessed: 11.08.2018).

13. Digital single market strategy for Europe - COM (2015) 192 final. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-single-market-strategy-europe-com2015-192-final (date accessed: 12.08.2018).

14. The Digital Economy Agenda.URL: https://www.commerce.gov/tags/digital-economy (date accessed: 09.08.2018).

15. Langrand, P. introduction to lifelong education / p. Langrand. London: doom Helm; Paris: the UNESCO Press, 1975. - 99 p.

16. Lengrand, P. continuous basic education /p. Lengrand. -Oxford-New York: Pergamon Press, 1986 -156 p.

17. OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. URL: http:// dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en (date accessed: 19.08.2018).

18. OECD Ministerial Declaration on the digital economy: innovation, growth and social prosperity. URL: http://www.oecd. org/internet/oecd-digital-economy-ministerial-declaration. htm (date accessed: 09.08.2018).

19. Peterson R. E. continuing education in America: an overview of current practices, available resources, and future prospects. USA: The Jossey-Bass Series in Higher education, 1979.

20. Scar N. M., Grosheva O., Gribkova O., Development of small and medium-sized enterprises in Russia and the world in digital economy / the international journal of economic research, Volume 14, № 15 (Part

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.