Научная статья на тему 'Анализ развития рынка лизинговых услуг'

Анализ развития рынка лизинговых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития рынка лизинговых услуг»

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ

В.В. ЗАВАДСКАЯ, Н.Н. ЮРКОВСКАЯ____________

В России лизинг приобретает важное значение.., свидетельством чего является принятие Закона РФ «О лизинге», проведение в октябре 2000 года Парламентских слушаний в Государственной Думе по вопросам развития лизинговой деятельности в России, создание элементов инфраструктуры лизинговой деятельности, включающей в себя отраслевые ассоциации лизинговых компаний, таких как: Российская ассоциация лизинговых компаний, Лизинговая конфедерация «СНГ-Лизинг», Санкт-Петербургская лизинговая ассоциация «Петербург-Лизинг», принятие рядом субъектов Российской Федерации мер, стимулирующих развитие лизинговой деятельности в регионах. При этом лизинг является важным и единственно возможным инструментом, стимулирующим рост инвестиций в основное производство российских предприятий.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [1]. При этом обязательным условием заключения договора лизинга является обязанность лизингополучателя выплачивать лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором.

Весь период развития лизинга можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с 1998 года, который и считается периодом зарождения российского рынка лизинга в современном виде. Предпосылкой зарождения выступает кризис 1998-99 годов, когда у большинства российских предприятий возникли проблемы с финансовыми ресурсами, необходимыми для замены устаревших производственных мощностей. Данная ситуация, вызванная дефолтом и девальвацией рубля, сформировала масштабный спрос на долгосрочное заемное финансирование, в том числе, и на лизинг. Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращении из единичной услуги в массовый продукт. Послекризисные тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-2002 гг., и позволили этому инструменту получить относительно широкую известность.

В России в 1996 году объем лизинговых сделок не превысил 500 млрд. руб., а в 1998 году он уже составлял порядка 10 трлн. (млрд.) руб. Доля лизинга в 1996 году составила около 1% от суммарного объема инвестиций, в 1997 - 5%, а к началу 2000 - 20%. [2]

Второй этап проходил в период с 2002 по 2005 год. Особенностью 2002 года стало то, что развитие лизинга получило несколько дополнительных импульсов. Так в начале данного года были внесены существенные изменения в законодательство о лизинге: версия Федерального закона «О лизинге» была приведена в соответствие с другими законодательными актами, в том числе с Налоговым кодексом. Проведенные изменения усилили эффективность правового обеспечения лизинговой деятельности.

С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры на пути развития лизинговых компаний. Самым существенным толчком для развития лизинга стала отмена с 2002 года налоговой льготы по капиталовложениям для предприятий. В результате, при приобретении основных фондов за счет собственных средств, компании утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким образом, только при использовании механизма лизинга у предприятий осталось право относить затраты на перевооружение производства на себестоимость своей продукции в полном объеме.

В 2003 году лизинг зафиксировался как «массовый» инструмент финансирования реального сектора экономики. Это характеризовалось следующими причинами:

- заметно удлинились сроки лизинговых сделок - сделки в рублях на срок до пяти лет стали нормальной практикой;

- выросла конкуренция на рынке лизинга вследствие быстрого роста бизнеса лизинговых компаний, появления новых компаний и увеличения их доступа к различным источникам финансирования. Благодаря этому лизинг стал доступен для более широкого круга заемщиков.

Однако, несмотря на стремительные темпы развития лизинга в России, специфика этого инструмента, его уникальные преимущества на фоне других финансовых инструментов оставались не вполне ясны для многих потенциальных участников лизинговых сделок (заемщиков, производителей оборудования, инвесторов). Существенными препятствиями на пути развития российского лизингового рынка являлись дефицит информации о лизинге, практически полное отсутствие систематизированных данных как о рынке финансовой аренды в целом, так и о деятельности отдельных лизинговых компаний.

Темпы прироста объемов профинансированных средств в 2005 году впервые превысили темпы прироста объемов полученных лизинговых платежей. Более того, по абсолютному значению превышение составило в 1,6 раза: 3,9 млрд. долл. в 2006 году по сравнению с 2,4 млрд. в 2005 г.

Несмотря на это, рынок лизинга вошел в фазу бурного роста только в 2006 году, с которого и начинается третий этап развития лизинга в России. В 2006 году темпы прироста лизинговых платежей и профинансированных средств увеличились уже почти вдвое по сравнению с 2005 годом (прирост - 78% и 90% соответственно, см. рис. 2) [6].

Кроме того, в 2006 г. рынок лизинга, набравший обороты в предыдущие годы, продолжил стремительное развитие. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд. долл., а суммарный портфель лизинговых компаний - 19,5 млрд.долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005г. - 0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005г. - 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд. долл. [6].

Рис. 1. Основные показатели состояния рынка лизинга

130*

//120*

90*//

73 //78

^ 44 //

49 51 40

2002 200} 2004 2005 21)1)6 2007

-Темпы роста объемов профинансированных средств -Темпы роста объемов лизинговых платежей

Рис. 2. Темпы прироста объемов профинансированных средств

Рейтинг Название компании Обязательства, млн. $ Центральный офис

1 ВТБ-Лизинг 1 204,556 Москва

2 Альфа-Лизинг 1 072,175 Москва

3 РТК-Лизинг 949,173 Москва

4 Магистраль Финанс 864,08 Санкт- Петербург

5 Бизнес Альянс 836,497 Москва

6 РГ Лизинг 819,457 Москва

7 Лизинговая компания «Уралсиб» 680,651 Москва

8 Авангард-Лизинг 534,412 Москва

9 Ильюшин Финанс Ко 498,192 Московская область

10 Трансинвестхолдинг ГК 445,109 Москва

Тенденция роста продолжалась и в начале 2007 года. Средняя сумма одного договора лизинга в 1 полугодии 2007 года увеличилась примерно до 6,5 млн. руб., по сравнению с 4 млн. руб. в 2006 году, а объем полученных платежей лизинговыми компаниями составил 4,8 млрд. долларов. С учетом происходящего, увеличение суммы платежей во втором полугодии по сравнению с первым, общий объем платежей, который получат лизинговые компании до конца 2007 г., должен составить около 11 млрд. долларов. Таким образом, темпы роста доходов лизингодателей от своей основной деятельности ускорятся по сравнению с прошлым годом и составят порядка 120 %. (см.

график 1). Объем профинансированных Таблица 1. Рейтинг лизинговых компаний по России (I полугодие 2007 г.) средств вырос наиболее

впечатляющими темпами. Только за первое полугодие 2007 года он составил около 7,5 млрд долл. против 7,4 млрд. долл. за весь прошлый год. При сохранении таких же темпов роста до конца 2007 года прогнозировалось, что объем профинансированных средств за год составит не менее 17 млрд. долл., а темпы прироста показателя за год - около 130 %. (рис. 2). [6]

Это означает, что прогнозируемая тенденция превышения темпов роста объемов профинансированных средств над темпом роста лизинговых платежей, которая началась в 2005 году, продолжает усиливаться.

Если рассматривать рынок лизинговых услуг относительно компаний в целом по России (табл.1), можно заметить, что достаточно крупные лидирующие компании типа Авангард-Лизинг, Лизинговой компании «Уралсиб» и компания «ВТБ-Лизинг» имеют представительства в Сибирских регионах, за счет которых формируют свои портфели.

Из таблицы 1 видно, что лидирующую позицию присвоила компания ВТБ-Лизинг (стопроцентная «дочка» Внешторгбанка). Самые большие доли при этом принадлежат Омску и Кемерово, 29,3% и 13,3% соответственно. Остальные субъекты федерации представлены в структуре портфеля не столь существенно. Данный факт говорит о положительной тенденции для дальнейшего развития рынка лизинговых услуг г. Омска.

Лизинговый портфель компании «ВТБ-Лизинг» на 1 января 2006 года составлял 347,4 млн долл. США, что в 3,5 раза превышало аналогичный показатель прошлого года (99,6 млн). К 1 апреля 2006 года он вырос до 426,4 млн. Услугами компании в прошлом году в основном пользовались компании энергетической (39,9% лизингового портфеля), железнодорожной (19,15%) и горнодобывающей (12,87%) областей. В 2005 году «ВТБ-Лизинг» продолжала расширение географии своих проектов, тем не менее, к концу года на долю Москвы приходилось 88,58% портфеля. Однако, в течение первого квартала 2006 года компания активно работала с предприятиями, расположенными в различных областях России и смогла увеличить долю региональных проектов почти вдвое -до 21,22%. Данная тенденция свидетельствует о развитии банковского сектора.

На сегодняшний день расширяется область применения лизинговых операций. Если на начальном этапе в лизинг приобретались в основном автомобили, то в настоящее время оборудование, приобретаемое по договору лизинга, используется в разных отраслях экономики. Так, в частности, предприниматели могут использовать лизинговое оборудование при осуществлении следующих видов деятельности:

- автоперевозки грузов и пассажиров - приобретается легковой транспорт, грузовой, коммерческий, автобусы;

- строительство - грузовая техника, автобетоносмесители, бульдозеры, тракторы и другая специализированная техника;

- логистические склады - погрузчики и другая необходимая специализированная складская техника;

- услуги по приобретению коммерческой недвижимости - офисные, торговые, производственные площади;

- приобретение оборудования для СТО, производственных участков (цехов), в частности, дерево-, металлообрабатывающие, перерабатывающие станки; для частных клиник (кабинетов) - медицинское оборудование, для торговли - кофематы, банковское оборудование, в том числе банкоматы и т.д.

Особое внимание здесь заслуживает автомобильный лизинг, с помощью которого показатели рынка лизинговых услуг по сравнению с прошлым годом в среднем выросли на 100%. Около 50% сделок приходится на автолизинг, именно за счет него большинство компаний данного сегмента рынка сформировало свои портфели.

В 2006 году оборот лизинговых компаний в области грузового транспорта вырос на 119%, а в целом рынок автолизинга растет ежегодно на 60-80%. По оценке участников рынка, российский сегмент автолизинга гигантскими темпами. Так у «Элемент Лизинга» число сделок по автолизингу за три месяца в конце 2007 увеличилось примерно на 100%. У «ЕнисейПром Лизинга» за год прирост составил 300%. Это и понятно: сейчас Россия занимает 8-е место в мире и 5-е место в Европе по количеству продаваемых автомобилей. А по прогнозам экспертов, к 2010 - 2011 годам Россия может догнать европейского лидера продаж автомобилей

- Германию.

Обычно автопарк обновляется раз в два-три года в отличие от того же оборудования, у которого срок службы гораздо дольше. Поэтому спрос на автолизинг всегда стабильно большой. Такие сделки популярны как у лизингодателей, так и у лизингополучателей еще и потому, что они менее рискованные, а в случае, если у лизингополучателя возникнет кризис платежей за машину, ее всегда можно продать на вторичном рынке и погасить долг по лизингу. Такую операцию будет очень сложно сделать с оборудованием. Реализовать его потом на вторичном рынке крайне трудно.

Лизинг является более доступным инструментом покупки автотранспорта, так как не требует предоставления дополнительного обеспечения, потому что предмет лизинга является собственностью лизинговой компании до окончания договора лизинга. Конкуренция заставляет лизинговые компании снижать размер авансового платежа и требования по кредитоспособности лизингополучателя, уменьшать удорожание предмета лизинга. Лизинговые компании стали активно предлагать страхование, регистрацию транспортных средств в ГИБДД, прохождение техосмотра, техпомощь и даже сезонное хранение шин.

В настоящее время для большинства предпринимателей это реальная возможность обеспечить бизнес транспортными средствами, необходимыми для его интенсивного развития. Лизинг транспортных средств интересен компаниям, для которых постоянное расширение и обновление парка грузовых машин является условием успеха на рынке торговых и производственных предприятий, развивающих собственные парки грузовых автомобилей для бесперебойного обеспечения своего бизнеса сырьем, товарами для перепродажи или для доставки готовой продукции своим клиентам. Сегодня услуга своевременной и постоянной доставки собственной продукции (товара) клиентам также является сильным конкурентным преимуществом для компаний из разных отраслей экономики.

Автомобильный лизинг становится всё более популярным у представителей малого и среднего бизнеса. Многие предприниматели оценили такой путь развития по сравнению с кредитованием и прямой покупкой. Предприятие, приобретающее автомобиль по лизинговой схеме, сразу получает ряд преимуществ. Основные из них - ускоренная амортизация, отсутствие необходимости изымать из оборота значительные суммы на покупку автотехники. В отличие от прямой покупки, покупая в лизинг, компания вносит аванс, который составляет всего 10-20 % стоимости транспорта, тем самым не «замораживает» свои оборотные средства. Одно из главных преимуществ лизинга перед автокредитованием - это оптимизация налогообложения (до завершения расчетов имущество находится на балансе лизингодателя, поэтому лизингополучатель не является плательщиком налога на имущество и транспортного налога). Итого, лизинговые платежи в сочетании с ускоренной амортизацией могут сэкономить компании около 15 % средств по сравнению с кредитованием. Кроме того, существуют такие приятные приложения, как скидки от производителей и скидки страховых компаний (некоторые автопроизводители предоставляют лизинговым компаниям скидки на свои автомобили до 12%).

Несмотря на положительные моменты автолизинга, существуют недостатки, в том числе, раннее упоминавшийся автокредит, предоставляемый банками,, которые не стоят на месте и создают все более выгодные программы. При этом, порой, единственной разницей между автокредитом и автолизингом выступает залог, который не требуется для приобретения машины в лизинг, а также в том, что, формально, заемщик банка становится собственником машины сразу, а клиент лизинговой компании - только по завершении расчетов.

За счет ужесточившейся конкуренции по причинам, упоминавшимся выше, в 2006 году многие компании ввели безавансовый лизинг, уменьшили число документов, необходимых для совершения сделки, увеличили сроки платежей. Теперь, например, можно получить автомобили в лизинг до пяти лет, тогда как еще несколько лет назад эта услуга предлагалась сроком до трех лет.

Конечно же, окончательное решение в выборе между финансовыми программами принимать предпринимателям. Но, учитывая положительные моменты лизинга, воспользоваться им было бы удобно не только бизнесменам, но и простым гражданам - физическим лицам. В России же лизинг-привилегия не для граждан. Если поменяются закон о лизинге и закон, касающийся различных аспектов налогообложения в этой сфере, граждане вполне могут стать участниками рынка лизинга. Подобная практика уже применяется не только в Европе, но и в странах Балтии. Однако для этого необходима либерализация лизингового законодательства.

3

На данный момент под текстом договора лизинга может скрываться обычный договор аренды транспортных средств без экипажа, по которому лизинговая компания выступает арендодателем, а частное лицо - арендатором. Тут все просто: человек платит арендные платежи, а лизинговая компания предоставляет имущество в пользование. Правда, в этом случае очень важно обратить внимание на следующий момент: предусмотрен ли договором последующий выкуп имущества по окончании срока действия договора. Иначе могут пострадать имущественные интересы лизингополучателя. Как правило, такие договоры заключаются на срок до одного года.

В другом случае физическому лицу предлагается оформить договор лизинга на предприятие в рамках проекта «кадровый автомобиль». Здесь за гражданина платит компания, в которой он работает, при этом удерживается часть его заработной платы. Положительными моментами данной сделки является то, что компания получает налоговые вычеты, минимизирует налогооблагаемую базу.

Когда в рекламе говорится о лизинге для физических лиц, а ниже мелким шрифтом есть уточнение: для получения финансирования необходимо оформить свидетельство индивидуального предпринимателя, речь идет скорее о недобросовестной рекламе.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что лизинга для физических лиц в чистом виде не существует, т.к. он не закреплен на законодательном уровне, что мешает его внедрению на практике.

Но на этом проблемы многих компаний не заканчиваются, и возникает необходимость приобрести недвижимость в собственность. И вроде бы лизинг мог спасти бизнесменов налоговыми льготами, правом ускоренной амортизации объекта и переходом права собственности лизингополучателю после выполнения им всех обязательств по договору, и суммой всех лизинговых платежей, которые относятся лизингополучателем на затраты, но лизинговые компании не спешат заняться лизингом недвижимости.

На сегодняшний день это самое сложное направление на рынке. Сейчас лизинг недвижимости наименее распространен, в России он занимает менее 1 % всего рынка лизинга. Причем здесь имеется огромный спрос на данный вид услуг, и у лизинговых компаний есть желание их осуществлять. Дело в том, что заключение договоров финансовой аренды зданий, помещений и сооружений - самая проблемная процедура в лизинговой деятельности. Требования к сделкам с недвижимостью более жесткие, чем к сделкам с другими видами имущества. В первую очередь сложности возникают в оформлении собственности на землю. В то же время, по оценкам экспертов, используя лизинговую схему, в среднем можно сэкономить от 10 % до 15 % за счет экономии по налогам на имущество и прибыль. Ведь платит их владелец имущества - лизинговая компания. В этой ситуации остается надеяться на совершенствование законодательной базы, регулирующей данные отношения.

Еще одной сложностью являются регулярные попытки налоговых органов оспорить обозначенный выше порядок налогового учета лизингополучателей. Но пока, в случае возникновения противоречий, арбитражные суды однозначно выступают в пользу налогоплательщиков.

Следует отметить, что лизинг, так же как и банковский кредит, приемлем только для предприятий с определенной положительной финансовой историей. Для вновь созданных организаций данный вид финансирования пока закрыт.

Литература:

1. О финансовой аренде (лизинге). Федеральный закон № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. // Собрание законодательства. 1998. 2 ноября. № 44. Ст. 5394.

2. Осипов А.С., Сапожников В.Н. Некоторые проблемы использования лизинга недвижимости // Экономические и социальные проблемы в строительстве на современном этапе: Сборник статей / под ред. И.С. Степанова. М. 2000.

3. www.banki.ruproductsleasing.html

4. www.business.rin.ru

5. www.invest.rin.ru

6. www.raexpert.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.