Научная статья на тему 'С госпомощью'

С госпомощью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руслан Коршунов

По итогам 9 месяцев 2015 годарынок лизинга в России упална четверть, как показалоисследование рейтинговогоагентства RAEX («Эксперт РА»).Большего сжатия сегментуудалось избежать только за счетгосударственных субсидий на авто-и авиализинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С госпомощью»

ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ

РЕЙТИНГ

ЛИЗИНГ

С ГОС-ПОМОЩЬЮ

По итогам 9 месяцев 2015 года рынок лизинга в России упал на четверть, как показало исследование рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Большего сжатия сегменту удалось избежать только за счет государственных субсидий на авто-и авиализинг.

не произошло из-за роста реструктурированной задолженности (по оценке RAEX, с 15% на 1 января до 18% на 1 октября 2015 года) и переоценки валютных договоров лизинга.

ПОЛРЫНКА — ГОСКОМПАНИЯМ

По итогам 9 месяцев 2015 года лидером рынка стал «ВТБ Лизинг» (см. публикуемый «Рэнкинг лизинговых компаний»), объем нового бизнеса которого составил 52,5 млрд рублей. «ВЭБ-лизинг», занимавший в рэнкинге первую позицию с 2010 года, на сей раз отстал по этому показателю почти на 2 млрд рублей и переместился на второе место. При этом обе компании, как и рынок в целом, продемонстрировали заметное сокращение объемов — на 33 и на 41,1% соответственно. С пятой на третью позицию поднялся «Сбербанк Лизинг», показавший прирост нового бизнеса на 75% (отчасти это связано с эффектом низкой базы прошлого года).

Объем нового лизингового бизнеса (под таковым понимается сумма стоимости предметов лизинга по новым сделкам, без НДС) в России за первые 9 месяцев 2015 года составил около 385 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок сократился на 26%. При этом в июле-августе рынку удалось немного отыграть падение, которое произошло в первом полугодии (около 30%). Во-первых, стартовала программа Минпромторга РФ по субсидированию автолизинга. Во-вторых, Банк России в марте-мае снизил ключевую ставку, что позитивно отразилось на стоимости фондирования как раз к середине года.

ПОРТФЕЛЬ СТАБИЛЕН

Сумма новых договоров лизинга за январь-сентябрь сократилась на 22% и составила около 590 млрд рублей. В первом полугодии она упала на треть, а ее отношение к инвестициям в основной капитал составило 7%, что почти в два раза меньше, чем в 2011 году.

Сокращение суммы новых договоров сказалось на лизинговом портфеле, который перестал расти и составил 2,95 трлн рублей на начало октября (таким же совокупный портфель лизинговых компаний был и годом ранее). Однако объем полученных лизинговых платежей с 2014 года продолжает превышать объем профинансированных средств. Ожидаемого участниками лизингового рынка сокращения портфеля

РУСЛАН

КОРШУНОВ

ведущий аналитик по банковским рейтингам RAEX, специально для «Бизнес-журнала»

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015 65

ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ

РЕЙТИНГ I ЛИЗИНГ

В совокупности на тройку лидеров приходится, как и годом ранее, около 38% всего объема нового бизнеса. На Топ-10 — около 68%.

Реализация государственных мер по поддержке экономики России посредством лизинговых услуг госкомпаний, а также активное участие последних в «розничных» сделках серьезно повлияли на структуру рынка по видам собственности. Так, доля частных компаний в объеме нового бизнеса за год снизилась с 55 до 47% (по данным за три квартала). При этом из пяти крупнейших компаний рынка по объему нового бизнеса теперь только одна является частной.

ТОЧЕЧНАЯ ПОДДЕРЖКА

Для поддержки стратегически важных секторов российской экономики в 2015 году были продлены действующие и введены новые антикризисные программы. Часть госпрограмм была реализована путем субсидирования затрат предприятий на приобретение оборудования и техники посредством лизинга. Реализация этих мер оказала поддержку и рынку лизинга: по оценке RAEX, без госсубсидирования авто- и авиализинга сжатие нового бизнеса за январь-сентябрь могло достигнуть 40%.

Позитивные отклики как от самих клиентов, так и от лизингодателей получила программа льготного лизинга автотранспортных средств 2015 года. За счет высокого спроса лимиты по льготному автолизингу были выбраны уже в сентябре, то есть еще за два с лишним месяца до официального окончания проекта. Согласно анкетированию, проведенному RAEX, у большинства участников рынка за первое полугодие доля автомобилей, переданных в рамках госпрограммы, достигла более 30%. Недостатком программы Минпромторга стал небольшой объем средств (2,5 млрд рублей), которого не хватило на весь срок ее действия. Учитывая положительные отклики об этом инструменте господдержки и продолжающееся падение автопродаж (по данным Ассоциации европейского бизнеса — на 29% в сентябре в легковом сегменте), правительство РФ решило выделить еще 1,5 млрд рублей под льготный лизинг коммерческого транспорта. Доля автосегмента за январь-сентябрь 2015 года достигла около 37% нового бизнеса, однако в абсолютном выражении сегмент сократился на 16%. Без запуска госпрограммы его сжатие, по оценкам RAEX, могло составить не менее 30%.

Среди крупнейших сегментов за 9 месяцев 2015 года прирост продемонстрировал только авиализинг (+29%), доля которого в новом бизнесе выросла за год с 12 до 22%. Ключевое влияние на позитивную динамику этого сегмента оказала поддержка государства посредством субсидирования лизинга российских самолетов (в том числе Sukhoi Superjet 100). В железнодорожном сегменте действует субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов, однако из-за профицита вагонов в отрасли лизинг железнодорожной техники продолжает терять позиции: его доля сократилась с 25 до 16%, а объем нового бизнеса упал на 53%. «В этом свете эффективной

мерой является программа утилизации старых вагонов, — отмечает генеральный директор компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. — Начиная с августа мы наблюдаем тенденцию к росту ставок доходности по основным типам вагонов, однако этот уровень при текущей стоимости кредита пока недостаточен, чтобы эксплуатация вагона, приобретенного в лизинг или кредит, в полной мере окупала лизинговые платежи и приносила доход собственнику».

Прочие сегменты рынка за три квартала суммарно сократились на 26% (годом ранее они демонстрировали рост на 13%). Прирост нового бизнеса был отмечен в машиностроительном, металлообрабатывающем и металлургическом оборудовании (+34%). Часть клиентов стала обращаться за лизингом производственного оборудования после повышения кредитных ставок и ужесточения требований банков к заемщикам. Запуск Фондом развития промышленности новой программы объемом около 12 млрд рублей в ближайшие 12 месяцев также может позитивно отразиться на динамике лизинговых сделок с промышленным, энергетическим и иным технологичным оборудованием. Всего по рынку за 9 месяцев 2015 года из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали всего семь.

ГОД ТЕКУЩИЙ И ГРЯДУЩИЙ

Согласно базовому прогнозу RAEX на 2015 год, объем нового бизнеса составит около 510 млрд рублей, то есть сократится на 25% по сравнению с 2014-м. В авиасегменте за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов и перезаключения договоров на самолеты «Трансаэро» ожидается положительный прирост примерно на 20% (без господдержки сжатие сегмента составило бы около 25%). Железнодорожный сегмент сократится на 50% к 2014 году «Соглашусь с таким прогнозом, — отмечает Дмитрий Зотов. — Производственные мощности вагоностроительных предприятий в 2015 году оказались задействованы лишь на треть. Поскольку более 75% вагонов приобретается с помощью лизинга, снижение производства соответственно отразилось и на объеме сегмента лизинга для железнодорожной отрасли. Ситуацию также усугубили возросшая в этом году стоимость кредитов и себестоимость производства вагона».

Сжатие прочих сегментов рынка в 2015 году составит, согласно базовому прогнозу RAEX, около 30%.

В 2016-м динамика рынка лизинга во многом будет зависеть от масштабов антикризисных госпрограмм и их реализации в отношении лизинговых услуг. Однако фундаментальных предпосылок для восстановления лизингового рынка нет, так как главный индикатор развития отрасли в России — инвестиции в основной капитал — продолжает снижаться на протяжении 2015 года, а низшая точка спада замедления инвестиционной активности пока еще не пройдена, как отмечается в исследовании ЦБ РФ. В результате объем нового бизнеса в 2016 году может сокра- цц титься на 10-15% — до 440-460 млрд рублей. НЙ!

66

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015

РЭНКИНГ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

ПО ОБЪЕМУ НОВОГО БИЗНЕСА* ПО ИТОГАМ ТРЕХ КВАРТАЛОВ 2015 ГОДА

О 1— и ш 2 КОМПАНИЯ ОБЪЕМ НОВОГО БИЗНЕСА, МЛН РУБ. ДИНАМИКА ОБЪЕМА НОВОГО БИЗНЕСА*** СУММА НОВЫХ ДОГОВОРОВ ФИНАНСОВОГО И ОПЕРАТИВНОГО ЛИЗИНГА, МЛН РУБ. ОБЪЕМ ЛИЗИНГОВОГО ПОРТФЕЛЯ (НА 01.10.2015), МЛН РУБ.

1 (2) ВТБ Лизинг 52 540,0 -32,8% 71 897,0 442 296,5

2 (1) ВЭБ-лизинг 50 549,1 -41,1% 81 664,1 771 411,4

3 (5) Сбербанк Лизинг 40 638,0 75,4% 74 059,9 369 199,0

4 (11) Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) 34 529,4 222,4% 60 807,8 173 329,1

5 (3) Европлан 17 630,7 -45,6% н. д. 42 972,4

6 (8) Балтийский лизинг 14 772,0 -4,9% 22 253,0 30 627,0

7 (10) Сименс Финанс 13 798,6 13,1% 23 332,1 25 767,9

8 (4) ТрансФин-М 10 213,8 -60,1% 14 909,0 250 428,6

9 (9) CARCADE Лизинг 9 288,2 -31,5% 14 279,0 23 038,8

10 (13) РЕСО-Лизинг 8 024,9 -15,3% 12 965,6 16 011,8

11 (6) RAIL1520 7 159,0 -55,4% н. д. 20 810,0

12 (23) МКБ-лизинг 6 278,0 85,8% 8 303,0 14 589,0

13 (21) КАМАЗ-лизинг 6 120,8 38,9% 9 866,0 9 325,5

14 (27) Транслизинг-сервис 5 784,0 125,2% 1 154,0 4 099,0

15 (16) ЮниКредит Лизинг и Локат Лизинг Руссия 4 300,4 -22,0% 6 418,0 18 820,7

16 (19) Система Лизинг 24 4 265,0 -5,8% 6 225,3 11 879,5

17 (17) СТОУН-XXI 4 139,9 -19,0% 6 474,2 8 388,9

18 (37) Major Лизинг 2 916,8 100,6% 5 092,0 6 933,8

19 (26) Volkswagen Group Finanz 2 630,1 0,1% 4 242,0 5 815,3

20 (14) Элемент Лизинг 2 554,4 -68,3% 3 915,9 8 607,4

* Под новым бизнесом понимается сумма стоимости предметов лизинга по новым сделкам, без НДС. ** В скобках приводится место компании в рэнкинге по итогам 9 месяцев 2014 года.

*** В сравнении с тремя кварталами 2014 года.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по результатам анкетирования лизинговых компаний

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015 67

ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ

РЕЙТИНГ I ЛИЗИНГ

НА ГОСУДАРСТВО НАДЕЙСЯ,

НО И САМ НЕ ПЛОШАЙ

Лизингодатели поделились с «Бизнес-журналом» своим видением тенденций и перспектив развития российского рынка лизинга

ГАЛИНА МАЙЕР

управляющий директор компании «Райффайзен-Лизинг»

Вслед за увеличением просрочки по платежам многие лизинговые компании перешли на более консервативную политику управления рисками. Хотя по сути ужесточение требований к финансовому состоянию лизингополучателей мы наблюдаем непрерывно с начала кризиса 2008 года. «Райффайзен-Лизинг» ежегодно пересматривает кредитную политику. В 2015-м мы более жестко стали подходить к выбору целевых отраслей, многие из которых из-за сложной экономической ситуации лизинговым компаниям пришлось вывести из статуса «целевых». К сожалению, это коснулось строительной и транспортной отраслей. Однако на протяжении года мы продолжали сотрудничать как с существующими клиентами, так и с новыми финансово устойчивыми компаниями этих сегментов рынка.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ

старший вице-президент автолизинговой компании «Европлан»

Государственная программа субсидирования лизинга транспортных средств оказалась очень эффективной: она поддержала сразу два рынка — автомобильный и финансовый.

За время работы по программе «Европлан», к примеру, профинансировал для своих лизингополучателей приобретение более 4 тыс. автомобилей на 6,5 млрд рублей. За счет субсидий наши клиенты сэкономили 647 млн. Основная сложность, если ее можно так назвать, — это ограниченность выделенных на субсидии средств. На продление льготной программы автолизинга выделено всего 1,5 млрд рублей,

и с учетом ее высокой популярности их надолго не хватит. Очевидно, что возможность купить автомобиль в лизинг со скидкой в 10% от его стоимости привлекает внимание и к другим преимуществам лизинга — таким как низкий аванс, отсутствие необходимости в обеспечении, экономия на налоге на прибыль и т. д. Автолизинг, на мой взгляд, стал серьезной альтернативой другим способам приобретения авто. Доля продаж автомобилей с помощью лизинга в России составляет сейчас около 5%, причем это результат почти двукратного роста за последние 5-6 лет. Тенденция увеличения доли автолизинга устойчивая, однако при таком его проникновении нам пока далеко даже до восточноевропейских 15-20%.

АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ

заместитель генерального директора по стратегическому и организационному развитию компании «Балтийский лизинг»

Рост спроса на лизинговые услуги опирается на несколько источников.

Во-первых, потребность в таких услугах растет с уменьшением доступности финансовых ресурсов для некоторых отраслей. Предприниматели переключают свое внимание на лизинг как механизм увеличения основных и оборотных средств. Среди таких отраслей оказались компании, занимающиеся продажей и производством автотранспорта, строительных материалов, осуществляющие дорожные работы. Во-вторых, потребность в лизинге возникает с получением государственных заказов. Речь идет о таких отраслях, как судостроение, машиностроение и другие, которые напрямую участвуют или как-то связаны с выполнением программ ВПК. В-третьих, это отрасли, реализующие популярный сегодня тренд импортозамещения. В основном это предприятия, занимающиеся пищевым производством, а также сельскохозяйственный сектор.

Что касается перспектив российского рынка лизинга в целом, то, к сожалению, в настоящее время могу дать только пессимистичный прогноз. По итогам года следует ожидать снижения объемов на 20-30%.

68 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015

Доля частных

АЛЕКСАНДР КЛЮЕВ

директор департамента лизинговых продаж «ЮниКредит Лизинг»

Рынок лизинга испытывает сейчас трудности в связи с заметным снижением деловой активности в стране.

Значительное сокращение объемов нового бизнеса характерно для большинства сегментов и особенно выражено в сфере лизинга подвижного состава железнодорожного транспорта, грузовых автомобилей и строительной техники. Но есть и хорошие новости. В нынешних условиях лизинговые компании стараются сделать этот вид услуг доступным большому кругу клиентов. Одни начинают активно работать с малым и средним бизнесом, привлекают субсидии производителей и государства. Другие одобряют недорогие отечественные активы и запускают лизинг для физических лиц. Однако уже сейчас ясно, что не все лизинговые компании выдержат борьбу за клиента — и консолидация рынка неизбежна. Нужно учитывать, что лизинг — это среднесрочное финансирование. И главной трудностью становится стабильное получение платежей через год-два после подписания договора. Ухудшение платежной дисциплины требует повышенного внимания на всех этапах работы с клиентом — от одобрения заявки до выкупа актива.

ОЛЬГА ЕНЬКОВА

управляющий директор компании «Альфа-Лизинг»

Качество лизингового портфеля в целом по рынку заметно упало. Ожидается, что к концу года общий капитал лизинговых компаний в связи с ростом просроченной задолженности и, как следствие, формированием .. резервов снизится. Многие небольшие компании будут вынуждены уйти с рынка или интегрироваться в структуры более крупных предприятий. Негативное влияние на сегмент продолжает оказывать фактор санкций и девальвации рубля, снижающий долю импортной техники. Говорить же о полноценном импортозамещении в лизинге пока рано — как и о том, что лизинговые компании нашли, чем заместить снижающиеся доходы. Этот поиск только идет. Лизингодатели осваивают сейчас новые, более высокомаржинальные (но также и более рисковые) клиентские сегменты. Многие разрабатывают дополнительные сервисы, новые продукты.

Записал Андрей Москаленко

и государственных компании на лизинговом рынке России*

Госкомпании и компании при госбанках

15% 49% 47% 59% 53% 44% 45% 53%

Независимые лизинговые компании, компании при

частных банках 85% 51% 53% 41% 47% 56% 55% 47%

и производителях

техники 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Примечание. Все данные — по итогам трех кварталов соответствующего года.

Индикаторы развития российского лизингового рынка

Показатели 2012 2013 2014

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 770 783 680

Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 1 320 1 300 1 000

Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 560 650 690

Объем профинансированных средств, млрд рублей 640 780 660

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 2 530 2 900 3 200

Доля лизинга в ВВП, % ва ■■ 1

Индекс «розничности»*, % 28 35 44

* Индекс «розничности» рынка лизинга рассчитывается как суммарная доля розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам RAEX относит легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.

Доля лизинговых сегментов в объеме нового бизнеса в 2015 году

25,6%

Прочее

21,5%

Авиационный^

транспорт

Примечание. Все данные — по итогам трех кварталов 2015 года.

Источник: RAEX (Эксперт F по результатам анкетирования лизинговых компаний

16,2%

Ж/д

техника

20,0%

Легковые

автомобили

16,7%

Грузовой

автотранспорт

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.