Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА С ЦИФРОВОЙ РЕКЛАМОЙ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА С ЦИФРОВОЙ РЕКЛАМОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / ЦИФРОВАЯ РЕКЛАМА / НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ТРАФИК / АНТИФРОД-СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунцман М.В., Султыгова А.А., Парфёнов М.О.

В данной статье рассмотрены основные виды и способы цифрового мошенничества в принципе, и с рекламой, в частности, за период с 2015 года по 2022 год. Проанализированы аналитические источники информации, касающиеся мошенничества с рекламой в цифровом пространстве. Определены основные виды защиты от разных видов мошенничества. Предложены меры предосторожности от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL FRAUD IN THE AGE OF DIGITAL BUSINESS

This article discusses the main types and methods of digital fraud in principle, and with advertising, in particular, for the period from 2015 to 2022. Analytical sources of information concerning advertising fraud in the digital space are analyzed. The main types of protection against various types of fraud are defined. Precautions against them are suggested.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА С ЦИФРОВОЙ РЕКЛАМОЙ»

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА С ЦИФРОВОЙ РЕКЛАМОЙ

М.В. Кунцман, старший преподаватель А.А. Султыгова, канд. экон. наук, доцент М.О. Парфёнов, студент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-224-229

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные виды и способы цифрового мошенничества в принципе, и с рекламой, в частности, за период с 2015 года по 2022 год. Проанализированы аналитические источники информации, касающиеся мошенничества с рекламой в цифровом пространстве. Определены основные виды защиты от разных видов мошенничества. Предложены меры предосторожности от них.

Ключевые слова: мошенничество, цифровая реклама, недействительный трафик, ан-тифрод-система.

«Цифровое мошенничество - это преступление, инструментом которого стали современные информационные и компьютерные технологии» [1, с. 258].

В цифровых реалиях присвоение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана, злоупотребления доверием приобрело наиболее скользкие и неизведанные раннее формы и виды. «В России ... с 2015 по 2020 годы.. .наибольший ущерб» от преступлений, совершенных с применением информационных и компьютерных технологий, понесли производственные. предприятия, а также компании из ритейла и телекома [2, с. 89]. «В 2020 году количество

1Т-преступлений в России» только за первые три месяца «выросло на 83,9% по сравнению с 2019 годом», а в целом «число киберпреступлений в 2020 году выросло на 94,6%», в 2021 рост ИТ-преступлений из-за пандемии составил в 1,5 раза, а число киберпреступлений в 1,8 раза. 2022 году каждое четвертое преступление в России происходит с использованием интернета [3].

Анализ общественного мнения

Существует мнение, что информационная среда минимизирует риски мошенничества, что однозначно не соответствует действительности (табл. 1).

Таблица. Лица, подверженные цифровому мошенничеству [4]

Группы людей, подверженные мошенничеству Годы Категория лиц, подверженных мошенничеству (%) Годы

2015 2021 2015 2021

Игроманы и лица, ищущие дополнительный доход 53,82 2,79 игроманы: игроки казино и онлайн-ставок 44,7 2,01

лица, находящиеся в поиске дополнительного дохода 9,12 0,78

Лица, получающие денежные средства на банковскую карту 42,04 8,62 пенсионеры 27,01 6,21

инвалиды, родители с маленькими детьми 3,01 -

подростки (до 15 лет) 12,02 2,41

Лица, совершающие интернет-покупки 0,01 30,1 онлайн -покупки 0,01 30,1

Безработные 4,13 58,49 безработные, ищущие высокооплачиваемую работу 2,4 0,34

безработные, не имеющие навыков для приема на работу 1,1 —

безработные, стремящиеся, как можно быстрее найти работу - 46,3

безработные, ищущие возможность заработать в интернеге 0,61 10,3

безработные, ищущие соответствующие вакансии 0,01 1,01

безработные, приехавшие из деревень в города по работе 0,01 0,54

В таблице, составленной на основании результатов исследования общественного мнения ВЦИОМ за годы 2015 и 2021, отражены четыре группы людей, подверженные цифровому мошенничеству в экономике России. Это игроманы и лица, ищущие дополнительный доход. Затем лица, получающие денежные средства на банковскую карту, а также безработные и лица, увлекающиеся покупкой товаров через интернет. Среди них в 2015 году жертвами цифрового мошенничества явились приблизительно каждый второй игрок казино или лица, ищущие дополнительный доход (53,82%), а также лица, получающие денежные средства на банковскую карту (42,04%). При этом на долю игроков казино и онлайн-ставок приходилось 44,7%, а пенсионеров с подростками до 15 лет, пользующихся банковскими картами 27,01% и 12,02% соответственно. Что же касается лиц, получавших денежные средства на карту, в частности, пенсионеров по сравнению с подростками (до 15 лет), то они страдали от цифрового мошенничества в большей мере - 2,2 раза больше в 2015 году, а в 2021 году - 2,6 раза, несмотря на то, что финансовое мошенничество среди пенсионеров в 2021 году снизилось по сравнению с 2015 годом в 4,4 раза (6,21% против 27,01%), а среди подростков в 5 раз (2,41% против 12,02%).

В большей степени в 2021 году мошенничеству были подвержены безработные, на долю которых в общей сложности приходилось 58,49% цифрового мошенничества, а также лица, совершавшие интернет-покупки - 30,1%. Если судить об изменениях, произошедших среди групп лиц, подверженных цифровому мошенничеству, то мы видим, и это вполне объяснимо, что в 2021 году по сравнению с 2015 годом процент игроманов и лиц, ищущих дополнительный доход (53,82%) плавно перетек в группу безработных, стремящихся найти работу (46,3%). Причем, как мы видим, в 2015 году безработных, стремящихся как можно быстрее найти работу в принципе, не было. Усиление федерального законодательства о регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр [5], способствовало то-

му, что деятельность, связанная с организацией и проведением азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и в том числе сети интернет, была максимально сокращена. Получается, что по мере перехода российской экономики на цифровые рельсы все больше прослеживается тенденция интернет-мошенничества среди лиц, ищущих работу и тех, кто совершают покупки при помощи банковских карт. На сегодняшний день каждый третий покупатель покупок через интернет стал жертвой интернет-мошенников. В то время как в 2015 году среди лиц, совершающих интернет-покупки, практически, не было недовольных (0,01%). Это вполне объяснимо, рост волны коронавирусной инфекции и меры, связанные в связи с ее локализацией, привели к тому, что люди объективно вынуждены стали осуществлять покупки через интернет. Как показывает практика, «прививка осуществлять интернет-покупки удалась». Безусловно, покупать через интернет оказалось удобно, но не безопасно.

Мошенничество в цифровой рекламе

Экономика России все больше цифро-визируется, открывая новые возможности. Вместе с этими возможностями появляются новые виды мошенничества, которые затрагивают все большие слои населения.

Согласно исследованию еМагкйег, посвященному перспективе цифровой рекламы, к 2023 году рекламодатели могут лишиться примерно $ 60,5 млрд из-за мошенников. Их методы с каждым днем усложняются и становятся более функциональными. Часто крупные бренды, размещенные на сайтах партнеров, даже не знают, что большая часть рекламных показов видна не пользователям, а роботам. Платят ли они за собственный органический трафик или за контекстную рекламу, которая запрещена по требованию их бренда. В итоге они теряют около половины своих доходов и рискуют своей репутацией [6].

По информации eMarketer, глобальные затраты на интернет-рекламу к 2020 году выросли до $ 384,96 млрд, что составляло около 50% всемирного рекламного рынка. Цифровая реклама уже стала главной в

Великобритании, Норвегии, Китае и Японии. «Что же касается размеров киберпре-ступлений в таких крупных странах мира, как США, Бразилии и КНР, то в среднем, по данным за 2018 год, они теряют 0,6-1% ВВП. Хотя есть и исключения. В частности, если Германия из-за киберпреступле-ний теряет более 1% ВВП, то, такая страна, как Япония, располагая развитой сферой электроники и 1Т-технологий, из-за киберпреступлений потеряла всего лишь 0,05% ВВП. При этом примерные потери ВВП от киберпреступлений следующих стран: Франции, Индии, Великобритании 0,2% от ВВП» [3, с. 88; 6; 7]. В России тоже есть прогресс - за 2018 г. Объем рынка цифровой рекламы превысил объем рынка телевизионной рекламы, сообщает Ассоциация коммуникационных агентств РФ. Это говорит о том, что национальные каналы уже менее функциональны, чем интернет-реклама, которая включает в себя широкий охват, более низкие затраты, прозрачные меры функциональности, индивидуальные предложения для клиентов и удобства. Остается решить проблему мошенничества с распространенными ее тактиками: 1 наложение рекламы; 2 клик-спам; 3 инъекция кликов или внедрение кликов; 4 фермы по установки приложений; 5 подделка SDK.

Недействительный трафик

Недействительный трафик - это технический термин, обозначающий рекламные показы, созданные ботами или любой формой нечеловеческого трафика. Его следствием являются недействительные клики или графические рекламные показы, которые приводят к искусственному завышению реальных показателей эффективности рекламы. Например, студент или школьник может целый день смотреть свое любимое кино на пиратском сайте, и все это время в невидимом окне будут вращаться объявления - пользователь их не видит, но создаются просмотры, а значит, KPI (ключевые показатели эффективности) выполняются для рекламодателя. Причем эти распространенные схемы мошенничества с онлайн-рекламой каждый год набирают обороты, превысив в 2022 году $20 млрд для ферм по установке приложений и подделки SDK, $35 млрд для наложения рекламы и клик-спама, и внушительные $65 млрд для инъекций кликов [8; 9].

Согласно исследованиям в 2018 году доли потраченных впустую расходов на рекламу из-за распространенных тактик мошенничества выглядели данным образом (рис. 1).

Рис. 1. Доля потраченных впустую расходов на рекламу в 2018 (%) [8; 9]

А на основе рисунка 2 можно сделать вывод, что доля мошенничества с помощью Инъекций кликов выросла за 5 лет почти на 10% и будет расти.

По данным eMarketer, в 2022 году программная дисплейная реклама, представляющая собой бизнес стоимостью 15 мил-

лиардов долларов, охватит 90% всей цифровой рекламы. Это, конечно же, делает угрозу мошенничества в цифровой рекламе еще более актуальной - со сложными и непрозрачными цепочками поставок между покупателем и продавцом.

1 Фермы по установке приложений и Подделка SDK

Рис. 2. Доля потраченных впустую расходов на рекламу в 2022

[8; 9]

Если же собрать вместе оценки цифрового рекламного мошенничества за последние несколько лет и на этот год, можно заметить, что до 2021 года оно увеличивалось, грубо говоря, на $10 млрд в год, а затем начинает удваиваться, прибавляя около $20 млрд в этом году, и оценка на 2023 год, по прогнозам, будет идти тем же путем, достигнув отметки в $100 млрд [8;

9].

Механизмы предотвращения мошенничества в рекламе

Как бы быстро ни развивались цифровые технологии, любая, даже самая надежная система может дать сбой, а мошенники могут этим воспользоваться. Самое главное - придерживаться правил са-

мозащиты от мошенничества и оставаться бдительным.

Общество в лице потребителя и предпринимателя, функционируя в виртуальной реальности, не может самостоятельно контролировать безопасность своих данных, денежных средств и иных видов имущества [11].

В то время как совершенствование технологии может увеличить различные методы реализации мошенничества с цифровой рекламой, она также предоставляет все более продвинутые решения для тех, кто хочет предотвратить мошенничество с ней. Согласно данным компании Juniper Research, машинное обучение может стать ключом к выявлению мошенничества с рекламой.

2019 2020 2021

■ Америка "Европа ■ Азиатско-Тихоокеанский регион

Рис. 3. Деньги, сэкономленные на мошенничестве с рекламой благодаря решениям для машинного обучения (миллиарды долларов) [ 10]

Согласно этим данным, в целом машинное обучение позволит снизить воздействие рекламного мошенничества примерно на 10 миллиардов долларов к этому году, увеличившись с 2 миллиардов долларов в 2018 году. В АТР этот показатель составит $3,5 млрд - по сравнению с $0,6 млрд в 2018 году [12].

Крупные фирмы, такие как Facebook и Google, уже запрашивают нейронные сети и машинное обучение, чтобы помочь обнаружить и предотвратить мошенничество с рекламой. Для компаний, у которых нет шансов отказаться от своих исследований ИИ, сторонние решения ИИ предоставляются различными фирмами после обнару-

жения мошенничества с цифровой рекла- Заключение

мой. Современные технологии, такие как:

Искусственный интеллект обладает машинное обучение, искусственный ин-способностью находить подозрительные теллект, используемые для борьбы с мо-действия, выбирать IP-адреса и отслежи- шенническими транзакциями, предполага-вать трафик. Его растущая популярность в ет анализ каждой транзакции, после кото-условиях борьбы с маркетинговым мо- рого ей присваивается метка, определяю-шенничеством может осуществляться в щая степень её надежности и подлинности. тандеме с более широким применением в Она может обнаружить киберугрозы и фи-рекламе - например, с целью таргетирова- нансовое мошенничество, а также распо-ния конкурентных рынков [12]. знает мошенничество с рекламой.

Библиографический список

1. Артёмов, В.Ю. Уголовный закон и экономическая деятельность (соотношение частных и публичных интересов): научно-практическое пособие / В.Ю. Артёмов, Н.А. Голованова, А.А. Гравина и др. - Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2020. - 392 с.

2. Султыгова, А.А. Киберпреступность как следствие цифровизации экономики / А.А. Султыгова, М.В. Кунцман // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 92 (79). - С. 88-91.

3. Число киберпреступлений в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 31.01.2023).

4. Официальная статистика // сайт Всероссийского центра общественного мнения. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/ (дата обращения: 21.08.2022).

5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24822 (дата обращения: 27.11.2022).

6. Digital 2021: главная статистика по России и всему миру. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://spark.ru/user/115680/blog/74085/digital-2021-glavnaya-statistika.

7. Кунцман, М.В. «Абэномика» или новая модель экономического развития Японии / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 1 (12). С. 163-168.

8. Официальная статистика // сайт Банки.ру. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.banki.ru (дата обращения: 20.11.2022).

9. Официальная статистика // Сайт цифровой экономики. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.comnews.ru/digital-economy (дата обращения: 21.08.2022).

10. Официальная статистика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sourceforge.net/software/product/TrafficGuard/ (дата обращения: 21.08.2022).

11. Кунцман, М.В. Деятельность картелей как угроза экономической безопасности / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2015. - № 4 (19). - С. 142-144.

12. Мировая статистика мошенничества с рекламой (кликфрод). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clickfraud.ru/mirovaya-statistiki-sklikivaniya-kontekstnoj-reklamy (дата обращения: 21.08.2022).

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL FRAUD IN THE AGE OF DIGITAL BUSINESS

M.V. Kuntsman, Senior Lecturer

A.A. Sultygova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.O. Parfenov, Student

Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. This article discusses the main types and methods of digital fraud in principle, and with advertising, in particular, for the period from 2015 to 2022. Analytical sources of information concerning advertising fraud in the digital space are analyzed. The main types ofprotection against various types of fraud are defined. Precautions against them are suggested. Keywords: fraud, digital advertising, invalid traffic, anti-fraud system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.