Научная статья на тему 'Анализ развития Международной образовательной программы и технологии «Step by Step» в зарубежной и Российской теории и практике'

Анализ развития Международной образовательной программы и технологии «Step by Step» в зарубежной и Российской теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / «STEP BY STEP» / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGY / PRINCIPLES / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS / INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Сергеевна, Куровский Василий Николаевич

В статье исследована актуальная проблема развития Международной образовательной программы и технологии «Step by Step». Проведен анализ философских, исторических, социологических, психологических, педагогических, методических работ известных российских и зарубежных ученых и практиков по историко-педагогическим аспектам развития данной программы как за рубежом, в том числе в Казахстане, так и в России. Изучение понятий «технология», «педагогическая технология» и «образовательная технология» позволяет употреблять последний термин и применительно к «Step by Step». Историко-педагогический анализ вывел основную идею данной технологии, которая заключается в развитии личности ребенка, ее индивидуальности, неповторимости на основе убеждения и веры, с учетом особенностей его собственной «внутренней модели мира», структуры субъективного опыта, где субъектные отношения построены на принципах индивидуализации сотрудничества, партнерства и свободы выбора деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Сергеевна, Куровский Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAM AND «STEP BY STEP» TECHNOLOGY IN FOREIGN AND RUSSIAN THEORY AND PRACTICE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAM AND «STEP BY STEP» TECHNOLOGY IN FOREIGN AND RUSSIAN THEORY AND PRACTICE

The article explores the urgent problem of the development of the international educational program «Step by Step»; provides the analysis of philosophical, historical, sociological, psychological, pedagogical, methodological works of famous Russian and foreign scientists and practitioners in historical and pedagogical aspects of development of this program, both abroad, in Russia and Kazakhstan; presents the analysis of the concepts «technology», «pedagogical technology», «educational technology» contributes to employing the term «educational technology» in relation to «Step by Step». The historical and pedagogical analysis revealed the essence of «Step by Step» technology which consists in the development of the child’s personality, its individuality, originality based on belief and faith, taking into account the peculiarities of its own «personal worldview», structure of its subjective experience, where subjective relations are based on the principles of individualization of cooperation, partnership and freedom of choice of activity.

Текст научной работы на тему «Анализ развития Международной образовательной программы и технологии «Step by Step» в зарубежной и Российской теории и практике»

УДК 37.014.25 DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.029

Е. С. Никитина, В. Н. Куровский

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

И ТЕХНОЛОГИИ «STEP BY STEP» В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

Аннотация. В статье исследована актуальная проблема развития Международной образовательной программы и технологии «Step by Step». Проведен анализ философских, исторических, социологических, психологических, педагогических, методических работ известных российских и зарубежных ученых и практиков по историко-педагогическим аспектам развития данной программы как за рубежом, в том числе в Казахстане, так и в России. Изучение понятий «технология», «педагогическая технология» и «образовательная технология» позволяет употреблять последний термин и применительно к «Step by Step». Историко-педагогический анализ вывел основную идею данной технологии, которая заключается в развитии личности ребенка, ее индивидуальности, неповторимости на основе убеждения и веры, с учетом особенностей его собственной «внутренней модели мира», структуры субъективного опыта, где субъектные отношения построены на принципах индивидуализации сотрудничества, партнерства и свободы выбора деятельности.

Ключевые слова: технология, принципы, историко-педагогический анализ, «Step by Step», инновационное образование.

E. S. Nikitina, V. N. Kurovsky

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAM AND «STEP BY STEP» TECHNOLOGY IN FOREIGN AND RUSSIAN THEORY AND PRACTICE

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia

Abstract. The article explores the urgent problem of the development of the international educational program «Step by Step»; provides the analysis of philosophical, historical, sociological, psychological, pedagogical, methodological works of famous Russian and foreign scientists and practitioners in historical and pedagogical aspects of development of this program, both abroad, in Russia and Kazakhstan; presents the analysis of the concepts «technology», «pedagogical technology», «educational technology» contributes to employing the term «educational technology» in relation to «Step by Step». The historical and pedagogical analysis revealed the essence of «Step by Step» technology which consists in the development of the child's personality, its individuality, originality based on belief and faith, taking into account the peculiarities of its own «personal worldview», structure of its subjective experience, where subjective relations are based on the principles of individualization of cooperation, partnership and freedom of choice of activity.

Keywords: technology, principles, historical and pedagogical analysis, «Step by Step», innovative education.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время система образования развивается в демократическом направлении с помощью инновационных технологий. Своевременность данных технологий объясняется сменой приоритетов: от безусловного создания базы консервативных знаний и умений к гибкой системе, развивающей уже имеющиеся способности и закладывающей основу для новых способов действий. Развитие многогранной личности является целью инновационных образовательных технологий, по-

этому воспитание и обучение приобрели равнозначную релевантность. Технология «Step by Step» развивает у подрастающего поколения активную гражданскую позицию, позволяя во время обучения осуществлять собственный аргументированный выбор и брать на себя обязательства за это [1]. Применение данной технологии повышает ценность обучения за счет принципиально нового демократичного подхода, соответствующего нормам сегодняшнего дня и содействующего динамичному сотрудничеству всех сторон образовательного процесса, во время которого происходит совершенствование отдельно взятого индивида [2]. Цель исследования - доказать возможности использования «Step by Step» в качестве не только программы, но и технологии в условиях общеобразовательной школы.

Материал и методика исследований. Наше исследование проведено на основе теоретических методов. Мы обращались к философским, историческим, социологическим, психологическим, педагогическим, методическим работам известных российских и зарубежных ученых и практиков. Исследование проводилось в два этапа: первый этап заключался в определении основных теоретико-методологических и общих положений для постановки проблемы, степени ее изученности, второй - в выявлении особенностей применения «Step by Step» в классно-урочной модели начальной школы.

Результаты исследований и их обсуждение. В историко-педагогическом контексте экономическая ситуация в России середины 90-х гг. ХХ в. со снижением бюджетных ассигнований на воспитание и образование, недоступностью действенных механизмов, позволяющих возмещать недостаток муниципальных средств, содействовала интенсификации процессов децентрализации управления и финансирования системы образования. Такие международные донорские организации, как ЮНЕСКО, ЮСАИД, ЮНИСЕФ, ТАСИС, Фонд Сороса, активно поддерживали систему образования России и инвестировали ее. Одним из их проектов была Международная образовательная программа «Step by Step», которая была разработана Институтом «Открытое общество» в партнерстве с Институтом развития ребенка (США). Эта программа возникла в 1993 г., во время встречи известного инвестора и филантропа, основателя Института «Открытое общество» Дж. Сороса с канадским психиатром Ф. Мустардом. Для дошкольного образования при содействии Дж. Сороса была разработана модель целостного воспитания ребенка и оказания помощи его семье в сотрудничестве с образовательными учреждениями, медицинскими и социальными службами. Подобно программе «Head Start» в Соединенных Штатах Америки, этот проект был предназначен для обеспечения доступа к системе образования детей, находящихся в зоне риска. Он был сфокусирован на главной миссии института - сплочении гражданского общества.

Проект первоначально назывался «Дошкольный проект Фонда Сороса», должен был реализовываться в 15 странах Центральной и Юго-Восточной Европы в течение двух лет с широким привлечением родителей в процесс обучения и воспитания и ориентировался на детей дошкольного возраста. Разработчики данного проекта - исполнительный директор «Чилдренс Рисорсиз Интернэшнл» П. Коглин и группа ученых Джорджтаунско-го Университета К. Уолш, Р. Кауфман, Б. Шварц и др. Эти исследователи были уверены в том, что дошкольники под руководством педагогов способны сделать правильный выбор, понять возможные последствия своих действий и с уважением относиться друг к другу, несмотря на существующие различия. Более того, авторы хотели добиться участия родителей в обучении своих детей. Таким образом, была создана оригинальная методика обучения ребят в возрасте от 3 до 6 лет, которая успешно внедрялась в системе дошкольного образования и воспитания стран, участвовавших в реализации проекта [8]. Сначала предполагалось ограничиться организацией одной показательной группы в каждой стране-участнице. Однако выяснилось, что команды в этих государствах с энтузиазмом восприняли новые методы, которые отвечали их академическим стандартам. В итоге 15 стран изъявили желание присоединиться к программе, и первая группа воспитателей

раннего детского образования и учителей начальных классов выехала на шестинедельный специализированный тренинг в США. На следующей встрече, в сентябре 1995 г., команды рассматривали новые требования родителей к внедрению программы в начальную школу. В связи с этим было принято новое, предложенное Македонией (ныне это Северная Македония) название «Step by Step», которое отражало продолжение программы и ее ступенчатый подход к реформам образования. Первоначальная методология обучения и сопровождающее ее учебное руководство были переработаны. В каждой стране был привлечен опытный персонал начальных школ, который прошел двухнедельный курс обучения с посещением школ в Соединенных Штатах Америки. В сентябре 1996 г. 179 первых классов открылись в начальных школах, расположенных рядом с экспериментальными дошкольными образовательными учреждениями. В последующие годы проект обеспечил подготовку учителей, работающих в классах с первого по четвертый. Летом 1997 г. группа профессоров, посетив летние семинары «Step by Step» в г. Кестли (Венгрия), заявила о необходимости юридического оформления этого неформального движения. Воодушевленная своими идеями, она выдвинула предложение учредить региональную ассоциацию, которая могла бы объединить всех, кто заинтересован в методологии обучения, ориентированного на ребенка [7].

Международная ассоциация «Step by Step» была учреждена в октябре 1998 г. на Ассамблее в г. Дубровнике (Хорватия), зарегистрирована в Нидерландах, ее директором избрана С. Клаус. В 2003 г. она запустили крупномасштабный двухлетний проект «CASE STUDY». Благодаря этому специалисты многих стран получили возможность не только развивать, но и проверять на практике свои навыки в использовании инновационных подходов в обучении детей, изучать опыт других государств.

Международная ассоциация претворяет в жизнь разные инновационные проекты (табл. 1) реформирования систем образования, которое базируется на принципах ориентации на ребенка и прямого вовлечения сообщества в процесс образования.

Таблица 1

Проекты Международной ассоциации «Step by Step»

Развитие раннего детства (с момента рождения до 6 лет)

• Программы обучения для родителей

• Центры сообщества по развитию раннего детства

• Дошкольные учреждения

• Программы для младенцев и малышей_

Начальная школа (1-4 классы)

• Создание демократических школ (совершенствование школ)

• Обучение сообщества

• Переход в среднее звено школы_

Равный доступ

• Образование по принципу социального равенства

• Инклюзивное образование

• Образование для детей цыган и национальных меньшинств_

Обучение педагогического состава

• Программы для институтов подготовки и переподготовки педагогических кадров

• Практики для студентов

• Тренинги для тренеров

• Сертификация педагогов_

Участие сообщества в образовании

• Защита прав родителей

• Образовательные неправительственные организации_

Профессиональные стандарты и оценка возможностей

• Программы и стандарты для педагогов

• Стандарты для тренеров

• Наблюдение и оценка за работой дошкольных учреждений и начальных школ_

Таким образом, в 30 странах-участницах в 1994-2005 гг. был обучен 245681 педагог. Этот результат достигнут путем проведения более 50 региональных и международных тренингов в Центральной и Восточной Европе, 10 тренинговых курсов в США, 7 конференций глобального уровня под девизом «Учиться всю жизнь».

В 1997 г. была разработана дополнительная программа для начальной школы, организованы семинары для представителей высшей школы, издана книга «Культура демократии и дошкольное образование». В 1998 г. по данной программе было обучено более 800 человек: преподавателей вузов, колледжей, институтов повышения квалификации, методистов и координаторов по работе с семьей, специалистов департаментов образования. Материалы по развитию программы стали публиковаться на страницах журнала «Отбасы жэне балаба^ша» в Казахстане. В России эта программа получила название «Сообщество», она дала возможность широкой педагогической общественности познакомиться с методологией «Step by Step» [10].

Под «Step by Step» понимается программа, когда мы говорим о последовательной реализации преемственности обучения между детским садом и начальной школой. Что касается обучения в начальной школе, то там имеется в виду уже технология. Для выявления и обоснования возможности применения «Step by Step» в качестве технологии остановимся более подробно на понятиях «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология».

В «Новом словаре иностранных слов» определение технологии трактуется следующим образом: «греч. techne искусство, мастерство + логия - способы, методы осуществления чего-л., совокупность приемов достижения каких-л. целей...» [6].

Термин «образовательная технология» в «Глоссарии современного образования» [3] имеет три определения:

1) систематический метод планирования, применения, оценивания в целом хода преподавания и освоения знаний при помощи учета промышленных и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними с целью улучшения более действенной формы образования;

2) реализация дидактических задач в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться точному описанию и определению (общепринятое определение 70-х гг. ХХ в.);

3) выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством применяемых методов.

М. А. Чошанов утверждает, что технология - процессуальная категория - может быть представлена как совокупность методов изменения состояния. Она направлена на внедрение действенных экономических процессов и проектирование [9].

В. А. Сластенин и Н. Г. Руденко объясняют понятие педагогическая технология как деятельность педагога, в ходе реализации которой научно -обоснованный проект дидактического процесса обладает более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения (см. [2]).

Проанализировав различные определения понятия «образовательная технология», мы выявили, что в любой образовательной технологии присутствуют следующие составляющие:

- целевая направленность - научные идеи, которые лежат в ее основе;

- взаимодействие учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления);

- аспекты оценки результата;

- результаты;

- ограниченность в применении.

С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления, ученика в целостном управленческом цикле, взаимодействия участников образовательного процесса [4], [5].

Для образовательной технологии «Step by Step» присуще следующее. Она базируется на принципах развивающего образования, предусматривающего, что дети развиваются особым образом, а это, в свою очередь, предполагает уникальное сочетание возрастных и индивидуальных особенностей. В ней также присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящем за пределы нормы и представления об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней. Развитие ребят возможно лишь тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения [8].

Учителя должны иметь четкие представления о том, как происходит развитие обучающихся. Роль педагога заключается в том, чтобы ставить перед учеником или целым классом подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого, поддерживать в детях естественную любознательность, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их познавательной активности, формировать навыки совместного освоения действительности.

Резюме. Анализ понятий «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология» позволил нам сформулировать рабочее определение образовательной технологии «Step by Step»: это концепция для взаимного сотрудничества педагогов и детей по проектированию, систематизации и регулированию деятельности для получения вполне определенных достижений при гарантированных комфортных условиях для подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. - 2004. - № 3. -С. 28-36.

2. Волков И. П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.

3. Глоссарий современного образования / под ред. В. И. Астаховой, А. Л. Сидоренко. - Харьков : ОКО, 1998. - 272 с.

4. Количенко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб. : КАПО, 2000. - 368 с.

5. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии в школе. - Волгоград : Учитель, 2007. - 47 с.

6. Стандарты программы «Step by Step» и стандарты для педагогов. - Будапешт : Б. и, 2002. - 86 с.

7. Технология [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://slova-ri.ra/search.aspx?s=0&p=3068&-di=vsis&wi=16257.

8. Хансен К. А., Кауфманн Р. К., Уолш К. Б. Организация программы, ориентированной на ребенка : программа «Сообщество» - первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество». - М. : Гендальф, 2001. - 276 с.

9. Чошанов М. А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. - М. : Народное образование, 1996. - 160 с.

10. Экспериментальная оценка МОТ «Step by Step» в Казахстане и России // Отчет независимых экспертов. - Алматы : Соросовский образовательный центр «Step by Step», 2004. - С. 3-24.

Статья поступила в редакцию 22.04.2019

REFERENCES

1. Alekseeva L. N. Innovacionnye tekhnologii kak resurs eksperimenta // Uchitel'. - 2004. - № 3. - S. 28-36.

2. Volkov I. P. Cel' odna - dorog mnogo. Proektirovanie processov obucheniya. - M. : Prosveshchenie, 1990. - 159 s.

3. Glossary sovremennogo obrazovaniya / pod red. V. I. Astahovoj, A. L. Sidorenko. - Har'kov : OKO, 1998. -

272 s.

4. Kolichenko A. K. Enciklopediya pedagogicheskih tekhnologij. - SPb. : KAPO, 2000. - 368 s.

5. NikishinaI. V. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii v shkole. - Volgograd : Uchitel', 2007. - 47 s.

6. Standarty programmy «Step by Step» i standarty dlya pedagogov. - Budapesht : B. i, 2002. - 86 s.

7. Tekhnologiya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://slova-ri.ru/search.aspx?s=0&p=3068&di=vsis&wi=16257.

8. Hansen K. A., Kaufmann R. K., Uolsh K. B. Organizaciya programmy, orientirovannoj na rebenka : programma «Soobshchestvo» - pervaya chast' uchebno-metodicheskogo komplekta «Soobshchestvo». - M. : Gendal'f, 2001. - 276 s.

9. Choshanov M. A. Gibkaya psihologiya problemno-modul'nogo obucheniya. - M. : Narodnoe obrazovanie, 1996. - 160 s.

10. Eksperimental'naya ocenka MOT «Step by Step» v Kazahstane i Rossii // Otchet nezavisimyh eksper-tov. - Almaty : Sorosovskij obrazovatel'nyj centr «Step by Step», 2004. - S. 3-24.

The article was contributed on April 22, 2019

Сведения об авторах

Никитина Елена Сергеевна - аспирант кафедры социальной педагогики Томского государственного педагогического университета, г. Томск, Россия; e-mail: lukowskij@mail.ru

Куровский Василий Николаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Томского государственного педагогического университета, г. Томск, Россия; e-mail: v.kurovskii@yandex.ru

Author information

Nikitina, Elena Sergeevna - Post-graduate Student, Department of Social Pedagogy, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia; e-mail: lukowskij@mail.ru

Kurovsky, Vasily Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor, Department of Social Pedagogy, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia; e-mail: v.kurovskii@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.