Научная статья на тему 'Анализ развития концепции региональной информатизации'

Анализ развития концепции региональной информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REGIONAL INFORMATIZATION / EVOLUTION ANALYSIS / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Марина Александровна

В данной статье на основе изучения материалов, расположенных на официальном сайте Минкомсвязи Российской Федерации, освещается эволюция нормативно-правового регулирования политики региональной информатизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EVOLUTION OF THE STATE CONCEPT OF REGIONAL INFORMATIZATION

In this article, based on the study of materials located on the official website of the Ministry of Communications of the Russian Federation, the evolution of the regulatory and legal regulation of the regional information format is highlighted

Текст научной работы на тему «Анализ развития концепции региональной информатизации»

УДК 33.054.22

Чернова Марина Александровна, студентка 4 курса Курского государственного университета

e-mail: chemaarina@gmail.com

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Аннотация: в данной статье на основе изучения материалов, расположенных на официальном сайте Минкомсвязи Российской Федерации, освещается эволюция нормативно-правового регулирования политики региональной информатизации.

Ключевые слова: региональная информатизация, анализ эволюции, информационные технологии.

Chernova Marina, 4th year student of the Kursk State University

e-mail: chemaarina@gmail.com

ANALYSIS OF THE EVOLUTION OF THE STATE CONCEPT OF REGIONAL

INFORMATIZATION.

Annotation: in this article, based on the study of materials located on the official website of the Ministry of Communications of the Russian Federation, the evolution of the regulatory and legal regulation of the regional information format is highlighted.

Keywords: regional informatization, evolution analysis, information technologies.

В ряду федеральных документов, специально посвященных региональным аспектам распространения информационных технологий (далее ИТ), главное место занимает «Концепция региональной информатизации до 2010 года», одобренная распоряжением Правительства от 17 июля 2006 г. № 1024-р (но, как водится, не избежавшая своей корректировки, случившейся в соответствии с правительственным распоряжением от 10 марта 2009 г. — незадолго до планового завершения срока действия концепции) [1]. Несмотря на то, что срок действия этого документа формально завершился, затронутые в нем принципиальные вопросы отнюдь не потеряли своей значимости, а поставленные задачи оказались решены далеко не в полной мере. Поэтому будет весьма полезным ознакомиться с этой концепцией и понять, в чем же заключался исходный смысл и содержание так называемой региональной информатизации и каким образом намеревалось поступать при ее осуществлении само правительство и что оно при этом рекомендовало делать органам исполнительной власти российских регионов [2,с.16].

Смысл и содержание региональной информатизации в концепции раскрывается путем постановки целей, определения основных направлений и принципов осуществления этого процесса (таблица 2).

Таблица 2. Характеристика концепции региональной информатизации до 2010г.

Цели Основные направления

Концепция региональной информатизации до 2010 года 1.Улучшение качества и повышение эффективности деятельности органов власти регионов. 2.Обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов власти регионов. З.Развитие необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. 4.Обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем. 1.Создание единой информационно-технологической инфраструктуры региона («электронное правительство региона»). 2.Обеспечение интеграции информационно-технологической инфраструктуры регионов с аналогичной инфраструктурой федерального уровня. 3.Совершенствование нормативно правовой базы региональной информатиза-ции.(разработка стандартов, создание типовых решений). 4.Разработка программ и проектов региональной информатизации. 5.Формирование органов управления региональной информатизацией, обеспечение мониторинга этого процесса. б.Организация финансирования и софи-нансирования программ и проектов региональной информатизации.

Источник: собственная разработка на основе данных [1].

Дополнительный свет на суть государственной политики в сфере региональной информатизации проливают сформулированные в концепции принципы, на которых предполагалось строить эту самую политику.

На наш взгляд, главный недостаток этого документа - отсутствие регионального фактора в решение поставленных проблем. Данная концепция совершенно не учитывает особенностей регионов и их финансовых возможностей. Концепция не содержит ни единой строчки, затрагивающей важнейшие проблемы кардинально неодинаковой готовности (в плане назревших потребностей и наличия возможностей их удовлетворения) различных территориальных частей страны к использованию современных ИТ. Документ полностью игнорировал сам факт исключительного разнообразия региональных (пространственных) условий страны, он абстрагирован от конкретики городской и сельской местности, крупных и малых городов, развитых и депрессивных территорий, огромных расстояний и малозаселенных местностей, залитых электричеством столичных центров и населенных пунктов, не имеющих устойчивого энергоснабжения, — концепция не замечает всех этих сущностных особенностей.

На заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 г. были сформулированы основные направления продолжения федеральной политики в сфере региональной информатизации до 2018 года. Стоит отметить, что период действия первой концеп-

ции завершился в 2010 году, с 2010 по 2014 год документ, определяющий направления развития и процесс координации информатизации в субъектах Федерации, отсутствовал. Четыре года регионы были вынуждены справляться собственными усилиями и полагаться на цели и принципы, установленные еще в предыдущем документе, что, в свою очередь, сильно замедлено процессы информатизации.

Итак, какие же изменения принес с собой новый документ государственной концепции региональной информатизации до 2018 года [3].

Помимо уже привычного «повышения качества жизни», цели Концепции включают в себя также выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах РФ и формирование эффективной системы государственного управления с помощью информационных и телекоммуникационных технологий.

Утвержденная Концепция учитывает уже полученный опыт работы государственных информационных систем и приводит следующие показатели работы (данные Росстата за 2013 год):

— 49,2 % общего объема документооборота органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлялось в электронной форме;

— реализовано 5 % (менее 5,5 тыс.) форм получения услуг, доступных на Едином портале государственных и муниципальных услуг;

— в пересчете на одного жителя в год, расходы регионов на информатизацию отличаются более чем в 100 раз - от 2,5 тысяч рублей в Москве до 22 рублей в Чеченской Республике [4].

По состоянию на начало 2014 года 40 % региональных порталов государственных и муниципальных услуг используют системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной информационной системой Единая система идентификации и аутентификации. Это приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах.

Также, концепция обращает внимание на целесообразность создания Региональных информационных систем для различных отраслей с учетом необходимости автоматизации тех или иных функций (оценивать необходимость предложено, в том числе, посредством интеграции с отраслевыми федеральными информационными системами). Требуется, также, исключение дублирования функций в федеральных и региональных информационных системах. Особое внимание уделяется процессам управления и координации информатизации, созданию региональной информационно коммуникационной инфраструктуры.

Таким образом, можно отметить, что сделан большой шаг вперед в учете регионального фактора. Приоритеты остались неизменными, но к ним добавились важные нововведения. Регионы обязали создать организационно-структурные подразделения, которые будут отвечать за координацию процессов информатизации, была предложена помощь «сверху» в решении данного вопроса. Также регионам дали большую самостоятельность в вопросах касаю-

щихся ведению электронных порталов. Однако на настоящий момент уже имеется классификация и характеристика проблем исследователями, решение которых требует изменения подходов к информационной политике административных органов [5].

Для повышения качества процессов контроля субъектов в сфере информатизации Правительством была разработана методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации [6]. Это значительно упрощает мониторинг процессов информатизации субъектов РФ и путем многокритериальной оценки позволяет получать более точный отчет о проделанной работе.

В целом, положения Концепции носят рекомендательный характер, и не предусматривают каких-либо санкций. Таким образом, исполнение этих рекомендаций будет зависеть от бюджета каждого конкретного ведомства и региона. Основные плюсы - это мысль об интеграции информационных систем всех регионов и создание общей информационной базы. В ряде регионов придется также дорабатывать региональные порталы госуслуг, чтобы обеспечить интеграцию портала с другими системами. Во многих региональных системах уже реализована большая часть этого функционала, остальное находится на стадии планирования. Также не совсем ясно, за счет каких средств регион должен добиваться поставленных перед ним целей и задач.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства от 17 июля 2006 г. № 1024-р «Концепция региональной информатизации до 2010 года», одобренная распоряжением Правительства от 17 июля 2006 г. № 1024-р [Электронный ресурс]: Сайт «Правительство России» URL: http://government.ru/

2. Железняков С.С., Подосинников Е.Ю., Новосельский С.О. Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 96-106.

3. Распоряжение Правительства от 29 декабря 2014 г. N 2769-р«Концепция региональной информатизации на 2014-2018 г.» [Электронный ресурс]: Сайт «Правительство России» URL: http://government.ru/

4. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. №313 «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 го-ды)"»[Электронный ресурс]: Сайт «Минкомсвязь России» URL: http://minsvyaz.ru/

5. Пясецкая Е.Н. Проблемы информатизации деятельности органов муниципальной власти // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2015. № 2 (5). С. 103-105.

6. Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. №172 [Электронный ресурс]: Сайт «Минкомсвязь России»Ц^: http://minsvyaz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.