УДК 658.5
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.Н. Кордюкова, Е.Д. Федорков
В статье рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью при формировании инновационной инфраструктуры Воронежской области. Представлены приоритетные направления развития научнотехнической и инновационной деятельности предприятий: технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, различные методы управления их инфраструктурой
Ключевые слова: инновация, технопарк, инновационный центр, бизнес-инкубатор, управление
С развитием рыночных отношений возрастает актуальность новых подходов в деле управления научно-техническим процессом. Необходимо найти решение, которое позволит организовать управление наукой так, чтобы переориентировать, приспособить уже существующие наработки научных коллективов для подъема производства.
Инновации - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, направленные на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:
- инструментальная подготовка и организация производства;
- пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
- маркетинг новых продуктов;
- приобретение не овеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
- приобретение овеществленной технологии;
- производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).
При выявлении источников инновационных идей вызывает интерес классификация Питера Дракера, который выделяет 7 источников инновационных идей:
1. неожиданное событие (неожиданный успех, неудача);
Кордюкова Елена Николаевна - ВГТУ, аспирант, тел. (4732) 55-42-48
Федорков Евгений Дмитриевич - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 55-42-48
2. неконкурентность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;
3. нововведения, основанные на потребности
процесса;
4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
5. демографические изменения;
6. изменения в восприятии, настроениях и
ценностных установках;
7. новые знания (в том числе научные).
По мнению П. Дракера, систематический инновационный процесс состоит в
целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и
экономических преобразований.
Одним из условий решения этих задач и успешного инновационного развития является создание необходимой инфраструктуры, позволяющей сформировать потребности в нововведении и обеспечивающей формирование соответствующего ранга предложений. Объективно рынок инновационных предложений всегда более насыщен, чем рынок спроса. Известно, что совсем малое число идей успешно реализуется через инновации. Исследования инновационных процессов свидетельствуют о том, что в лучшем случае только одна идея из сорока приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощенные идеи оказываются двигателями прогресса.
Сегодня Россия находится на стадии формирования своей инновационной
инфраструктуры, включающей технопарки,
технико-внедренческие зоны, инновационно-
технологические центры, центры трансфера технологий и т.д. Управление инновационной инфраструктурой должно осуществляться в рамках соответствующих институтов инновационной
системы, которые позволяют генерировать, воспроизводить и использовать инновации, в том числе и научно-технические с минимальной долей коммерческого риска.
Инфраструктура инновационной системы -это совокупность субъектов инновационной
деятельности, способствующих осуществлению
инновационной деятельности, включая
предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.
Создавая инновационную инфраструктуру власть не может гарантировать своевременную передачу результатов научной деятельности в
различные отрасли народного хозяйства, а также создание новых инновационных предприятий и их интеграцию с промышленной сферой. На данный факт влияет ряд причин: наличие различных
законодательных и бюрократических препятствий, отсутствие механизма отбора интеллектуальной
собственности, слабый рост инвестиций в
производственную сферу и в развитие инноваций.
Для преодоления вышеперечисленных недостатков требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов
устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала, совершенствование нормативно-правовой основы инновационной
деятельности, кадрового обеспечения
инновационной экономики. Это позволит комплексно и сбалансировано развить инновационную инфраструктуру и обеспечить
инновационную направленность экономики, а также эффективно управлять ею [4, 6].
Деятельность, осуществляемая в
инновационной сфере, сопряжена с высоким динамизмом, неопределенностью, наличием большого числа случайных возмущений, которые усложняют менеджмент. Поэтому при управлении инновационной деятельностью следует учитывать проблемный характер ситуаций, конкуренцию и риски. Выбор того или иного метода управления в инновационной сфере может иметь большое значение для успешного развития и функционирования не только отдельно взятого хозяйствующего субъекта, но и для инновационного развития страны в целом.
По мнению Л.Н. Васильевой и Е.А. Муравьевой для управления инновационной деятельностью нужны специалисты, занимающиеся не только организационно-экономическими
вопросами нововведений, но также владеющие методами управления исследованиями и разработками, умеющие применять для решения сложных управленческих задач современные информационные технологии, экономикоматематическое моделирование, знающие как работать на рынке инноваций [10].
Следует различать методы управления в узком и широком смысле. В узком смысле методы управления представляют собой систему правил и процедур решения задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации, а также совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Методы управления в инновационной сфере не находятся в рамках одной организации. Сложность в выборе того или иного метода управления в широком
смысле заключается в том, что в инновационной сфере происходит интеграция людей и организаций со схожими интересами для достижения каждым своей цели на договорной основе. Выбирая тот или иной метод управления, необходимо учитывать, что каждый объект инновационной инфраструктуры - это отдельный хозяйствующий субъект, где очень важно не нарушать основные признаки, которыми его наделяет законодатель.
На основе анализа литературных источников были выделены следующие методы управления
Рис. 1. Методы управления
Инновационное развитие Воронежской области, как и страны в целом, продолжается и сегодня. В практике внедрения инноваций для описания внутренней структуры инновационного проекта используют несколько типов моделей. Наиболее простая модель инновационного проекта -линейная - является результатом логического расчленения всего проекта на отдельные, функциональные или структурные этапы. Согласно этой модели (рис. 2), инновация начинается с научной идеи и завершается в сфере серийного производства и сбыта.
Рис. 2. Линейная модель структуры инновационного проекта
Подобные задачи решают и субъекты инновационной инфраструктуры, создаваемые при органах государственной власти.
При выборе направления осуществления инновационного процесса и принятия решения об инвестировании инновационного проекта
необходимо оценить потенциальную значимость каждого из возможных вариантов реализации проекта для выявления оптимального варианта.
Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной
реализации. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции, существенного совершенствования требует инвестиционный
механизм инновационной деятельности.
Развитие науки и технологий и формирование национальной инновационной системы служит
решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации, неотъемлемой частью экономической политики государства.
Воронежская область отличается от многих регионов России высокой концентрацией научнопроизводственных организаций в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении. Научные исследования ведут более 60 научных организаций, а также научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро. Высшая школа располагает значительным инновационным потенциалом, включая: технологические центры, лаборатории и т.д.
Воронежская область, являясь крупным научным центром Черноземья и занимая 3 место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, не в полной мере использует свой научнотехнологический и интеллектуальный потенциал [5].
До конца не сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Области необходим интегрированный механизм
(инновационные центры, техно-внедренческие зоны, консалтинговые фирмы, информационно-правовые центры и т.д.) поддержки инновационной деятельности, обеспечивающий ускоренное
продвижение инноваций на рынок,
коммерциализацию завершенных научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), а также инновационных проектов промышленных предприятий. Одним из основных механизмов стимулирования развития инновационной деятельности является участие предприятий Воронежской области в Федеральных целевых программах, "Электронная Россия на 20022010 годы" и др.
Становление инновационной инфраструктуры как единого рыночного сегмента создаваемых разработок и инновационной продукции в рамках областной инновационной системы и формирование ее материальной основы произойдет путем создания, при поддержке областного бюджета, сети объектов инновационной инфраструктуры, способных системно реализовывать принцип целостного "технологического коридора" - от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок [7].
Государственная поддержка будет оказываться при создании новых организаций инфраструктуры, на начальном этапе развития и при расширении деятельности эффективно работающих организаций инфраструктуры инновационной деятельности. Переход инновационной инфраструктуры на устойчивый путь воспроизводства и саморазвития достигается путем ориентации организаций инфраструктуры на привлечение средств из внебюджетных источников, на привлечение частных инвесторов в уставный капитал в качестве учредителей, акционеров и т. д.
Важным условием формирования
региональной инновационной системы является развитие и создание технопарков, которые при относительно небольших капитальных вложениях способны укрепить позиции воронежской промышленности на российском рынке научнотехнической продукции.
В Воронежской области активно осуществляются мероприятия по стимулированию инновационной деятельности. И одной из главных составных частей выстраиваемой в Воронежской области региональной инновационной системы является создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
В реестре организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в
Воронежской области зарегистрировано более 15 различных организаций: некоммерческое
партнерство "Региональный инновационный центр", Федеральное государственное учреждение "Воронежский центр научно-технической
информации", Закрытое акционерное общество
“Воронежский инновационно-технологический центр” (технопарк СОДРУЖЕСТВО),
Инновационный центр новых технологий ВГУ (ИЦНТ) и другие.
В Воронежской области основной
инновационный потенциал сосредоточен в
промышленности. Динамика развития
промышленности в последние годы показывает, что область сохранила свой научный, технический и производственный потенциал. Но сегодня необходимо быстрое и эффективное внедрение в производство высоких наукоемких технологий, качественное изменение производственной сферы региона, что обеспечит, в конечном счете, удвоение валового регионального продукта.
Для решения задач, поставленных на
федеральном уровне, требуется формирование новой областной государственной политики по оказанию поддержки в осуществлении и использовании результатов научной деятельности, внедрении инноваций в производство.
Администрацией Воронежской области осуществляется работа в данном направлении. Подготовлена основная часть нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности. Приняты Законы Воронежской области «Об инновационной политике на территории Воронежской области», «О
технопарках в Воронежской области», «О ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области» и др., ряд постановлений и распоряжений администрации области. Успешно реализуется областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы», разработана Концепция развития промышленности Воронежской области на период до 2015 года предусматривает увеличение удельного веса инновационной продукции в 7 раз, повышение инвестиций в инновации в 3 раза, увеличение объема налоговых поступлений в 3,4 раза.
В области реализуется проект по созданию и развитию технопарков: «Содружество» в сфере электроники и микроэлектроники, «Калининский» в сфере механообработки и машиностроения, «МИТЭМ» в сфере электротехники и
машиностроения, «Космос-Нефть-Газ» в сфере
химического машиностроения и нанотехнологий, «Авиационный» в сфере авиационного машиностроения. Более 30 малых инновационных предприятий вошли в «Ассоциацию «ВОРОНЕЖИНТЕХ».
Созданы областной инновационный центр «Стратегия», центры развития нанотехнологий: «ФОНОН», «Промышленные нанотехнологии»,
«Региональный исследовательский центр
нанотехнологий и наноэлектроники» и др [5].
Важную роль в содействие формирования инновационной законодательной базы Воронежской области призван играть корпоративный инновационный центр, объединивший ряд предприятий Воронежской области различных форм собственности и сфер деятельности Некоммерческое партнерство «Региональный инновационный центр» (НП «РИЦ»), учредителями которого являются крупнейшие предприятия области.
Приоритетные направления развития научнотехнической и инновационной деятельности Воронежской области [2]:
- Информационно-телекоммуникационные технологии;
- Космические и авиационные технологии;
- Химические технологии;
- Транспортные технологии;
- Производственные технологии;
- Технологии в экологической сфере.
Приоритетные направления развития научнотехнической и инновационной деятельности и перечень критических технологий Воронежской области не является исчерпывающим и будет подвергаться корректировке в ходе своей реализации.
По итогам 2008 года инвестиционная активность Воронежской области была более высокой, чем в среднем по Российской Федерации по темпам роста промышленности (индекс промышленного производства области - 103,7%, РФ
- 102,1%), сельскохозяйственного производства (рост объема продукции сельского хозяйства области - 126,2%, РФ - 110,8%), инвестиций в основной капитал (117,7% и 109,1% соответственно), реальной заработной платы (112,3% и 109,7% соответственно).
Литература
1. Закон Воронежской области от 05.06.2006 №43-03 «О технопарках в Воронежской области»
2. Инновации // Интернет-портал Инновации Черноземного края при поддержке ГУПТСИ и ЦНТИ http://www.novation.vm.ru/
3. Исследование Международной ассоциации научных парков «Научные и технологические парки в мире» // Информационное интернет-издание «Технопарки, экономика, бизнес», 2007
4. Лапин Н.И. Нововведения в организациях / Н.И. Лапин, А.И. Пригожин, М.: Наука, 2006, с. 217
5. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем // Интернет-портал: регион - Воронежская область http://www.miiris.ru/infrastruct/view_organizations.php
6. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»
7. Технопарки, экономика, бизнес // Интернет-портал
«Технопарки, экономика, бизнес»
http://technoparki.narod.ru/
8. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной
инфраструктуры // Интернет-портал "Наука и инновации в регионах России",
http://regions.extech.ru/left_menu/ shepelev.php
9. Шукшунов В.Е. Концепция создания научных и технологических парков / В.Е. Шукшунов, А.А. Сенин. - СПб.: Питер, 2003, с. 89
10. Методы управления инновационной деятельностью: учебное пособие / Л. Н. Васильева, Е. А. Муравьева. -М.: КН0РУС,2005.-320с.
Воронежский государственный технический университет
ANALYSIS OF THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF VORONEZH REGION
E.N. Kordyukova, E.D. Fedorkov
In this article the management questions are considered from the point of view of the innovative activity at formation of the infrastructure of Voronezh region. The scientific and technical development is presented on the examples of the innovative enterprises: the technoparks, the innovative centres, the business incubators, including the various management methods of their infrastructure
Key words: innovation, technopark, the innovative centre, business incubator, management