тельности российских предприятий в рамках реализации экспортной стратегии наиболее часто используемыми вариантами стратегического поведения, основанного на маркетинговых инструментах продвижения продукции, в зависимости от типов зарубежных рынков и этапа реализации планирования, на котором находится предприятие, являются следующие:
- инновационная стратегия - представляет собой вариант выхода и закрепления на уже знакомый рынок с новым товаром за счет направления средств стратегии на внедрение плана маркетинга по продвижению продукции и работу по разработке новых изделий, отличающихся уникальными характеристиками;
- стратегия диверсификации при экспорте - заключается во включении в производственную программу предприятия изделий, не связанных с основной профильной группой изготавливаемых товаров, но сохраняющих техническую и технологическую применяемость;
- стратегия интернационализации - освоение зарубежных рынков не только посредством экспорта продукции, но и за счет создания производственных мощностей за границей;
- стратегия сегментации - основывается на выборе сегмента рынка, характеризующегося наличием скрытых возможностей для максимального насыщения продукцией, производимой предприятием;
- стратегия кооперации - представляет собой тесное сотрудничество с иностранными партнерами путем создания совместных предприятий, общей торговой марки [1].
Международная деятельность фирмы всегда направлена на увеличение доходности предприятия, вследствие продажи товаров и предоставления услуг заграницу.
В целом действие выбора иностранных рынков фирма осуществляет на базе растущего потребительского спроса.
Предприятие обязано следить за выполнением должностных инструкций своего персонала.
Плановое развитие международного менеджмента становится более важным аспектом, поскольку каждая конкретная фирма стремится развить условия для возможности сбыта продукции и получения большей прибыли, а страны больше убеждаются в важности качества менеджерских ресурсов для обеспечения постоянного экономического развития.
Рассмотрев стратегии экспорта на предприятии, можно сделать вывод, что руководство фирмы тщательным образом подходит прежде всего к формированию этих стратегий, учитывая преимущества и недостатки. Менеджеры перед формированием стратегий тщательным образом изучают рынок сбыта, потребителей, традиции страны, потребительские качества продукта; наименьшие риски и убытки [3].
Многочисленные прогнозные исследования показывают, что в ближайшие десятилетия в конкурентной борьбе уцелеют только те компании, которые будут участвовать международном делении труда и внешнеэкономической деятельности. Только таким образом появится возможность адаптироваться к культурным отличиям и сохранить конкурентные преимущества перед лицом общества в мировом масштабе.
Библиографические ссылки
1. Белов А., Кирьякова В. Экспортные стратегии, наиболее подходящие российским компаниям // Топ-Менеджер. 2006. № 5.
2. Демьянченко А. Г., Логутова Т. Г. Комплексное управление экспортной деятельностью крупного промышленного предприятия. Мариуполь : Изд-во Приазовского гос. техн. ун-та. 2007.
3. Дружкина М. А. Проблемы адаптации отечественных предприятий к требованиям конкурентоспособности на мировых рынках // Экономика и бизнес: позиция молодых ученых : матер. Междунар. науч. конф. студентов и аспирантов. Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2006.
© Мазурик В. В., 2014
УДК 338
Н. С. Ольховская Научный руководитель - В. В. Куимов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И ФОРМ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОКРУГЕ Г. КРАСНОЯРСК
Раскрывается законодательная основа развития и организации поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, динамика развития и отраслевая структура предприятий малого и среднего бизнеса и формы его поддержки в муниципальном округе г. Красноярск.
В основе законодательства организации поддерж- ФЗ «Об общих принципах организации местного саки малого и среднего бизнеса в РФ лежит Федераль- моуправления в Российской Федерации». ный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии мало- Малый и средний бизнес, в связи с отсутствием го и среднего предпринимательства в Российской Фе- серьезных финансовых резервов, является наиболее дерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131- незащищенным сектором экономики от внешних воз-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
действий. В то же время, он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске в последние годы приобретает все большее социальное и экономическое значение, способствуя повышению благосостояния горожан, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части городского бюджета.
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономической системы города. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города Красноярска.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске [1].
По данным федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю по состоянию на 01.01.2013 года в Красноярске действовало 3 564 малых предприятия, что на 615 меньше, чем в 2012 году. Заметнее всего число малых предприятий сократилось в сфере торговли и ремонта транспортных средств и бытовых изделий - на 190. В регионе также стало меньше риелторских агентств - на 119, и строительных организаций - на 87.
В то же время в прошедшем году вырос объем предоставленных малым бизнесом товаров и услуг. По сравнению с 2012 годом оборот организаций увеличился на 4,8 % и составил 218,1 млрд рублей. Наибольший оборот в расчете на одно предприятие наблюдался в организациях оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 127,6 млн рублей, а также в добыче полезных ископаемых - 88,2 млн рублей. Наименьшее значение данного показателя отмечалось в сфере образования - 7,2 млн рублей.
Сумма инвестиций, направленная на развитие малого бизнеса в 2013 году, увеличилась на 3,2 % по сравнению с 2012 годом и составила 6,6 млрд рублей. Наибольшая доля денежных средств (85,7 %, или 5,7 млрд рублей) была инвестирована строительными предприятиями.
Средняя численность работников малых предприятий, включая внешних совместителей и лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,6 % и составила 124,3 тыс. человек. Основную занятость обеспечили предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью - 23,4 % (29,1 тыс. человек), оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 22,2 % (27,6 тыс. человек), строительством - 13,8 % (17,1 тыс. человек).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малого бизнеса в 2013
году выросла на 7,2 % по сравнению с 2012 годом и составила 19 503,9 рубля. Выше уровня (на 45,3 %) сложилась заработная плата в добыче полезных ископаемых - 45 895,6 рубля [2].
Для поддержки и развития малого и среднего бизнеса в городе, принята и реализуется долгосрочная городская целевая программа «поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске на 2012-2014 годы.
Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в городе обозначил основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса, а именно:
- нехватка собственных оборотных средств;
- ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного, имущественного обеспечения);
- постоянный рост цен на энергоносители и сырье;
- нехватка нежилых помещений;
- административные барьеры;
- усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний;
- сложность в подборе необходимых квалифицированных кадров;
- невысокий уровень осведомленности о существующих формах муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что ведет к скоординированному выполнению мероприятий программы.
При этом основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
- доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в настоящей программе;
- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализация мероприятий программы позволит усилить благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске [1].
Сформирована инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей бизнеса в финансовой, имущественной и информационную поддержку субъектам малого и среднего бизнеса.
Оказание поддержки предусматривается не только деньгами. Красноярское региональное агентство под-
держки малого и среднего бизнеса на сегодня выдало более полутора тысяч займов и около 500 поручительств. Поддержка по консультированию, открытие бизнеса, обучению и повышению квалификации одно из самых востребованных видов поддержки в г. Красноярск.
Существующая программа позволила поддержать почти две тысячи предприятий малого и среднего бизнеса. При этом были созданы новые рабочие места.
Естественно на достигнутом останавливаться нельзя, так как в регионе недостаточно развита инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, а именно производственно-инновационная. Сохраняется высокий уровень административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, затруднен доступ к финансово-кредитным и иным материальным ресурсам, ощущается дефицит квалифицированных кадров, остро стоит проблема реализации мер поддержки на муниципальном уровне.
Именно для этого в г. Красноярск реализуется программа поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Поддержка развития этого сектора субсидирование, финансирование и консультирование увеличило долю занятых на малых и средних предприяти-
ях, привела к росту количества малых и средних предприятий на тысячу человек населения. Программа развития и поддержки малого и среднего бизнеса обеспечивает не только экономическую задачу, но и социальную.
Библиографические ссылки
1. Об утверждении долгосрочной городской целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске» на 2012-2014 годы (с изменениями на 27 сентября 2013 года) : Постановление от 14 октября 2011 года № 453 [Электронный ресурс] // Техэксперт : профессиональные справочные системы. URL: http://docs. cntd.ru/document/985023890 (дата обращения: 4.04.2014).
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasstat.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/resources/ccde790 0428d1215ba11fe2d59c15b71/0сновные+показатели+ деятельности+малых+предприятий+%28без+микро-предприятий%29+за+январь++декабрь+2013+года. docx (дата обращения: 4.04.2014).
© Ольховская Н. С., 2014
УДК 330
Н. С. Ольховская Научный руководитель - В. В. Куимов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Раскрываются подходы к определению малого и среднего бизнеса, место и роль малых и средних предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем.
Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для экономики и является ее неотъемлемой частью, фундаментальной составляющей ее функционирования. Малый бизнес играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства, являясь источником социальной и политической стабильности и способствует развитию инновационных технологий. Расширяется потребительский сектор, насыщение рынка товарами и услугами, проведение реформирования и развития новых форм хозяйствования, так как создаются дополнительные рабочие места, приносит деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов.
Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.
Малым и средним бизнесом считается предпринимательская деятельность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций - малых предприятий.
Как показывает практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии и ряд других показателей [1, с. 73].
Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем.
Роль малого и среднего бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам относятся:
- формирование конкурентных отношений в экономике;
- развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы