Научная статья на тему 'Анализ развития государственной поддержки образовательного кредитования в России'

Анализ развития государственной поддержки образовательного кредитования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КРЕДИТОВ / ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КРЕДИТОВ / PROGRAMS OF EDUCATIONAL CREDITING / STATE SUPPORT OF THE EDUCATIONAL CREDITS / RULES OF PROVIDING THE STATE SUPPORT OF THE EDUCATIONAL CREDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашапов Анфис Хафизович, Мальцев Олег Валерьевич

Рассматривается государственная поддержка образовательного кредитования в России с 2004 г. по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT OF EDUCATIONAL CREDITING IN RUSSIA

In article the state support of educational crediting in Russia since 2004 till present is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ развития государственной поддержки образовательного кредитования в России»

3 ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

УДК 336.027

Кашапов Анфис Хафизович

специалист методологической поддержки

ООО «Виват-Трейд», г. Пермь, Россия 614081, г. Пермь, шоссе Космонавтов, 65, e-mail: Anfis1992@gmail.com

Мальцев Олег Валерьевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: maltzevoleg@mail.ru

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

Anfis H. Kashapov

Specialist of methodological support

LLC «Vivat-Trade»

Perm, Russia, 614081, shosse Kosmonavtov Perm, e-mail: Anfis1992@gmail.com

Oleg V. Maltsev

Oandidate of Economic Sciences, Аssociate Professor of the Department of economic

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» Perm, Russia, 614990, 24, Sibirskaja Str., e-mail: maltzevoleg@mail.ru

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT OF EDUCATIONAL CREDITING IN RUSSIA

Аннотация: Рассматривается государственная поддержка образовательного кредитования в России с 2004 г. по настоящее время.

Ключевые слова: программы образовательного кредитования, государственная поддержка образовательных кредитов, правила предоставления государственной поддержки образовательных кредитов.

© Кашапов А.Х., Мальцев О.В., 2016

Abstract: In article the state support of educational crediting in Russia since 2004 till present is considered.

Keywords: programs of educational crediting, state support of the educational credits, rules of providing the state support of the educational credits.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем России является проблема инвестирования в человеческие ресурсы. Низкая производительность труда в Российской Федерации, что было отмечено Международным валютным фондом в мае 2009 года, непосредственно связана с острым недостатком высококвалифицированных специалистов в энергетике, машиностроении, ряде других отраслей.

Одним из инновационных направлений, способных разрешить данную проблему, является частно-государственное партнерство, предполагающее целевую подготовку кадров и долевое участие государства и бизнеса в подготовке высшими учебными заведениями столь необходимых на сегодняшний день обществу специалистов высокого класса.

В мировой практике государственная поддержка образовательного кредитования применяется довольно давно. Можно обозначить некоторые сходные позиции государств по данному вопросу: процент по кредиту не превышает 10 % годовых (в некоторых государствах, например в Австралии, кредит выдается на беспроцентной основе); максимальная сумма кредита варьируется в основном от 1 до 10 тыс. евро; сроки погашения по образовательным кредитам доходят до 25-30 лет; как правило, государство выступает гарантом возврата кредитов.

На современном этапе государственная поддержка является ощутимым подспорьем, поскольку позволяет разрешить проблему, возникшую в условиях кризиса, а именно: снижение спроса на образовательные услуги, вызванного нехваткой средств на оплату обучения, в российской же практике - еще и демографическим кризисом 90-х гг.

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Приемлемые для современного этапа модели образовательного кредитования основываются на государственном субсидировании и участии частного и корпоративного капитала.

В Российской Федерации накоплен определенный опыт предоставления кредитов по государственным и корпоративным программам на льготных условиях. Получило развитие и коммерческое кредитование участников образовательного сектора банками и НКФО на общих основаниях.

С целью выявления особенностей кредитных образовательных программ, получивших развитие в российской практике, обобщенно деятельность банков на образовательном рынке представим в трех периодах: 2004-2008 гг., когда был проведен эксперимент по льготному кредитованию студентов и открылась кредитная программа «Кредо»; 2009-2013 гг., когда произведено совершенствование действующего порядка государственного льготного студенческого кредитования при одновременном развитии коммерческих программ банковского образовательного кредита на общих основаниях; 2014 г. и далее, когда введен новый порядок предоставления образовательных кредитов с государственной поддержкой.

Первый эксперимент по льготному образовательному кредитованию -программа «Кредо» - начала действовать в 2004 году. Концепция, совместно разработанная Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова и компанией «Крэйн», предполагала предоставление кредитов студентам, обучающимся в восьми престижных вузах Москвы. Партнером компании «Крэйн» выступил банк «Союз». Кредит предусмотрен в сумме 25 тыс. долл. США, под 10 % годовых, сроком на 10 лет. Денежные средства выдаются без залога и поручительства непосредственно абитуриенту по результатам вступительных экзаменов [3].

За время действия программы кредитами воспользовались около 4 тыс. студентов, получающих образование в ведущих вузах страны. Банк «Союз» и компания «Крэйн» являлись единственными участниками эксперимента. Про-

грамма «Кредо» не получила массового развития, и в период финансового кризиса предоставление кредитов «Кредо» было прекращено.

Аналогичные условия содержала государственная льготная кредитная программа, введенная в 2008 г. В рамках данного проекта предполагалось, что кредиты будут выдаваться по ставке не выше 10 % годовых, с условием возврата основного долга после окончания университета заемщиком. Поручителями должны были стать участники эксперимента, которым предусматривалось возмещение суммы невозвращенного кредита за счет бюджетных средств в размере до 10 % от объема выданных кредитов.

Программа получила развитие не в полной мере. За период 2008-2013 гг. льготные кредиты получили не более 1 тыс. человек при общем количестве абитуриентов 700-800 тыс. человек ежегодно. Субсидий из федерального бюджета на компенсацию части процентов по кредиту предоставлено всего на сумму 11,65 млн руб. Общая сумма выданных образовательных кредитов по программе составила 230 млн руб. [5, с. 208].

В 2009 г. программа льготного кредитования студентов была усовершенствована: предусмотрена компенсация банкам процентной ставки по образовательным кредитам в размере % ставки рефинансирования ЦБ РФ. Максимальная ставка для заемщика не может превышать % ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 % годовых. Кредиты предназначены для оплаты обучения в специально отобранных вузах по ограниченному списку специальностей. В 2013 г. в программе участвовало 56 учебных заведений страны по 300 специальностям, в большей степени по естественным наукам. Программа рассчитана по кредитам на получение первого высшего образования, выданным до 31 декабря 2013 г.

Особенностью данной программы является наличие требований к успеваемости студента (заемщика). Для участия в программе студенту необходимо учиться на отметки «хорошо» и «отлично». Допускается в семестр не более одной оценки «удовлетворительно», иначе субсидирование кредита прекращается

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

и студент выплачивает основную сумму кредитного долга по рыночной процентной ставке [4].

Данное условие является ограничителем распространения программы, поскольку студенты с высокой успеваемостью, как правило, поступают на бюджетные места вузов и не нуждаются в кредите, в то время как в дополнительных средствах нуждаются студенты, самостоятельно оплачивающие обучение в университете. При этом по программе не была предусмотрена возможность предоставления кредита студенту на аренду жилья в период обучения, приобретение компьютера и другие затраты при прохождении учебы.

31 декабря 2013 г. был завершен эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, который проводило Минобрнауки России с 2007 г.

В целях оптимизации результатов эксперимента Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 г., согласно статье 104 включен пункт об образовательных кредитах в Российской Федерации [1]. В рамках реализации данной статьи Федерального закона об образовании было принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1026 «Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования».

Данным постановлением предполагается, что образовательный кредит могут взять граждане для оплаты своего обучения в любой образовательной организации, обучающиеся по любой специальности (направлению подготовки) по основным профессиональным образовательным программам, по любой форме обучения, вне зависимости от успеваемости и наличия первого высшего образования (основной образовательный кредит). Кроме того, образовательный кредит можно также взять с целью оплаты сопутствующих расходов заемщика на проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы и других

бытовых нужд на срок обучения в организации или на иной срок по письменному запросу заказчика в банк (сопутствующий образовательный кредит) [2].

Однако оформление образовательного кредита возможно в случае подписания соответствующего соглашения между банками и Минобрнауки России в рамках государственной поддержи образовательного кредитования при наличии согласия соответствующих банков. В настоящее время заключено соглашение с ПАО «Сбербанк» и ЗАО КБ «Росинтербанк» о государственной поддержке образовательного кредитования.

Таким образом, образовательный кредит является социально ориентированным, но предусматривает многоуровневый процесс оформления и предоставления, что осложняет процедуру и увеличивает срок его получения студентом.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - URL: http://www.ntmsh.ru/files/2015/npd/FZ_ob_obrazovanii_v_RF.pdf/ (Дата обращения: 06.05.2016).

2. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования». КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154481/ (Дата обращения: 06.05.16).

3. Абанкина И.В., Осовецкая Н.Я. Анализ зарубежного и отечественного опыта образовательного кредитования // Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования: сб. ст. / под общ. ред. Б.Л. Рудника, Т.В. Абанкиной. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006. - С. 179-198.

4. Дрантусова Н.В., Князев Е.А. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития // Вестник международных организаций. - 2013. - № 1 (40). - С. 264-273.

5. Экономическое положение вузов в условиях бюджетной реформы, повышения автономии и введения ЕГЭ / И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, Е.А. Николаенко и др.; ГУ - ВШЭ. - М.: ГУ - ВШЭ, 2010. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.