АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В
УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)
Автор: Е.В. РЕПРИНЦЕВА, к.фарм.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Курского государственного медицинского университета
В статье рассмотрены некоторые современные проблемы фармацевтического рынка России. Проведен анализ объемов продаж лекарственных средств, согласно которому выявлен их рост даже в условиях экономических санкций. Отечественный фармацевтический рынок характеризуется высокой доля импортной продукции, что угрожает безопасности населению в случае расширения санкций в этом сегменте экономики страны. В статье подчеркивается важность развития отечественной фармацевтической промышленности для реализации импортозамещения по особо важным группам лекарственных средств.
The modern problems of the pharmaceutical market are considered in the article. The analysis of the amount of the Russian pharmaceutical market is carried out in the research, according to which its growth is revealed even under the influence of economic sanctions. The domestic pharmaceutical market is characterized by a high part of imported products, which threatens the security of the population in the event of the expansion of sanctions on this segment of the country's economy. The author emphasizes the priority importance of the development of the domestic pharmaceutical industry for the implementation of import substitution in particularly important areas in the article.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, санкции, импорт, импортозамещение, фармацевтическая независимость, цены на лекарственные средства, качество жизни.
Keywords: pharmaceutical market, sanctions, import, phase-out of import, pharmaceutical independence, prices for medicines, quality of life.
В силу высокой социальной роли фармацевтический рынок, даже не смотря на невысокий вклад в экономику, является неотъемлемым элементом экономического развития страны. Важность фармацевтического рынка определяется его высокой значимостью для социальной сферы, в том числе при реализации специальных государственных программ, таких как дополнительное льготное обеспечение отдельных категорий граждан
необходимыми лекарственными средствами. Дальнейшее развитие фармацевтического рынка будет определять эффективность бизнес-единиц, составляющих экономическую компоненту отрасли, и повышение качества жизни граждан страны. Также состояние фармацевтического рынка влияет на эффективность функционирования системы здравоохранения.
Введение антироссийских санкций в 2014 году серьезно повлияло на все сферы экономики страны. Это привело к девальвации рубля, сокращению иностранных инвестиций и кредитов при бегстве капитала из страны, т.е. стало катализатором ограничения торговли и инвестиций Российской Федерации с ее зарубежными партнерами. Также это негативно сказалось и на экономическом развитии фармацевтического кластера. Так, до введения санкций фармацевтический рынок России считался динамично растущим с ежегодным приростом свыше 10%, в то время как после это показатель значительно сократился. В качестве негативных итогов введения санкций и внутренних экономических проблем следует выделить рост стоимости импортного сырья и производственного оборудования, неблагоприятные макроэкономические факторы развития фармацевтической промышленности. Все это определило увеличение конечной стоимости лекарств на отечественном рынке, что негативно отразилось на доступности лекарственной помощи для граждан страны [1, 2].
Рост стоимости зарубежных лекарственных средств должен способствовать активизации импортозамещения в этой отрасли, так как на данный момент в фармацевтическом секторе отмечается высокая импортная зависимость. Причем, особенно тревожен тот факт, что это касается группы жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Препараты данной группы используются при лечении многих болезней, определяющих рост смертности и снижения качества жизни людей. Поэтому их наличие и стоимость напрямую влияют на социальную удовлетворенность населения, что определяет необходимость реализации программы импортозамещения в фармацевтической отрасли.
Сейчас эта задача имеет и политический подтекст, так как основными поставщиками являются страны Европы и США, которые ввели против нашей страны санкции и продолжают их расширять при малейшей возможности, даже в ущерб самим себе. В такой ситуации вполне возможен запрет на поставку в Россию ряда лекарственных препаратов. К тому же раздаются идеи, что для стимулирования импортозамещения нужно использовать опыт с эмбарго на продовольственную продукцию. В частности, был внесен на рассмотрение законопроект об ответных санкциях против США, где предложено запретить или ограничить ввоз на территорию РФ лекарств, произведенных в этой стране. Исключением являлись препараты, аналоги которых не производятся в России или других государствах-импортерах. Мы категорически с этим не согласны, так как
такой безответственный шаг может сильно сказаться на качестве жизни и здоровье граждан России. А для стимулирования импортозамещения фармацевтической продукции следует сконцентрировать внимание депутатов и правительства на создании благоприятных условий для качественного развития отечественной фармацевтической индустрии. И это касается не только экономических факторов, но и создания законодательной базы, которая учитывала бы интересы граждан в доступной и качественной лекарственной помощи и обеспечивала бы финансовые преимущества отечественному бизнесу.
Так же планируется изменение системы лекарственного обеспечения. Будет рассмотрен вопрос отмены монетизации льгот для новых льготников и лекарственное страхование. Инициатива Минздрава о переводе финансирования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении части наиболее дорогостоящих заболеваний с регионального уровня на федеральный не получила одобрения. Однако, учитывая ситуацию в ряде регионов, данный вопрос необходимо решать обязательно и уже в ближайшем будущем.
В последние годы активно поддерживается тенденция перевода потребителей на отечественную продукцию, за счет поддержки российских производителей, однако доля импортных лекарственных средств по-прежнему очень значительная: в стоимостном объёме рынка - 72,3% по итогам месяца и составляли 41,0% в натуральном объёме аптечного рынка РФ. При этом заметен рост доли отечественных препаратов по отношению к предыдущему году как в стоимостном (+1,3%), так и в натуральном выражении (+1,4%). При рассмотрении абсолютных показателей можно отметить рост продаж отечественных препаратов: +10,3% в рублях и +7,8% в упаковках. Темп прироста объёма реализации импортных средств был менее значительным: +3,2% в стоимостном и +1,6% в натуральном выражении. За год средневзвешенная стоимость упаковки лекарства отечественного производства выросла на 2,4% и составила в августе 2018 г. 86,9 рублей. В то время, как цена импортного препарата возросла на 1,6% до 326,6 руб./упак. [3]. Мы разделяем позицию Бушиной Н.С. и Зюкина Д.А. [4], которые выделяют среднюю цену стоимости упаковки отечественного и импортного препарата как один из критериев, подчеркивающих разницу в уровне развития фармацевтического кластера России и развитых стран.
Рассмотрим и проанализируем потребление лекарственных средств разных ценовых категорий. Данные, представленные на рисунке 1, позволяют говорить о том, что в 2018 году вырос спрос на дорогостоящие препараты на 1,3%. Это связано со снижением средневзвешенной цены на 1,8% - до 913 рублей. В группах «от 50 до 150» и «от 150 до 500» показатели спроса сократились относительно прошлого года на 0,2% и 1,1% соответственно. При этом средняя стоимость одной упаковки в ценовой категории «от 50 до 150» повысилась до 92,8 рублей, а в группе «от 150 до
500» сократилась до 279,1рубля. Удельный вес в общем объеме продаж четвертый группы «до 50» остался на прежнем уровне, составляя 4,6%. Средневзвешенная стоимость препаратов этой категории сократилась 22,9 до 21,1 рубля.
1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
929,6 913,2
281,2 279,1
92,1 92,8
22,9 21,09
менее 50 руб. от 50 руб. до 150 от 150 руб. до 500 руб. руб.
= 2017 год = 2018 год
от 500 руб.
Рисунок 1 - Средняя стоимость лекарств в разных ценовых сегментах
Источник: результаты получены автором в результате расчетов, произведенных на основе данных, представленных интернет-журналом «Ежемесячным розничным аудитом» [3]
Также нами изучен спрос потребителей российского фармацевтического рынка на препараты основных АТС-групп. В таблице 1 представлены структурные показатели объемов продаж лекарственных средств ряда АТС-групп по данным Ежемесячного розничного аудита. Сопоставление проводилось за год в показателях августа 2017-2018 гг.
По данным таблицы 1 следует отметить увеличение доли объема продаж в денежном эквиваленте в группах препаратов С и В, при этом в группе С прогресс был достигнут в большей степени за счет объема реализации, в то время как в группе В доля реализации в натуральном эквиваленте не изменилась, что позволяет сделать вывод именно о влиянии роста цен на изменения. Значительное снижение доли объема продаж в денежном эквиваленте отмечено только в группе Э, эквивалентное снижению доли в натуральном выражении. Во всех других группах лекарственных препаратов доля продаж либо не изменилась вообще, либо изменение было не существенно. Таким образом, за прошедший год рост цен отмечен только в сегменте лекарственных средств, оказывающих влияние на кроветворение и кровь, а в долевом отношении среди всех групп произошли небольшие сдвиги: изменение долей стоимостного объёма было в пределах плюс-минус 0,9%.
022353235323485301234823022348232323532323234823
Таблица 1 - Изменение продаж АТС-групп лекарственных средств на фармацевтическом рынке РФ в августе 2017-2018 гг.
АТС - группы Доля объема продаж в денежном эквиваленте, % Доля объема продаж в натуральном эквиваленте, %
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
А - лекарственные средства для лечения заболеваний пищеварительного тракта 19,5 19,5 16,9 16,9
С - лекарственные средства для лечения заболеваний сердечнососудистой системы 14,2 14,9 12,0 13,1
N - лекарственные средства для лечения заболеваний нервной системы 11,6 11,3 17,2 16,9
Я - лекарственные средства для лечения заболеваний респираторной системы 10,0 10,1 12,2 12,2
М - лекарственные средства для лечения заболеваний костно-мышечной системы 8,8 9,0 7,8 8,2
О - лекарственные средства для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны 8,7 8,7 2,3 2,2
Б - лекарственные средства для лечения заболеваний кожи 7,6 6,7 14,1 13,2
I - противомикробные препараты 6,4 6,1 5,7 5,7
В - лекарственные средства, оказывающие влияние на кроветворение и кровь 4,6 5,3 3,3 3,3
Б - лекарственные средства для лечения заболеваний органов чувств 3,1 3,1 2,9 2,8
Ь - противоопухолевые лекарственные средства и иммуномодуляторы 2,4 2,3 1,0 0,9
Препараты без указания АТС-группы 1,6 1,5 2,9 2,8
Н - гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) 0,6 0,6 0,6 0,7
V - прочие препараты 0,5 0,5 0,6 0,5
Р - противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты 0,3 0,3 0,5 0,5
Источник: результаты получены автором посредством анализа данных, представленных
«Ежемесячным розничным аудитом» [3]
В связи с трудностями в продвижении продуктов российского производства была создана аптечная ассоциация МФО. При вступлении в ассоциацию аптека остается самостоятельной и получает возможность
получать товары по закупочным ценам от единого оптового закупщика при условии выполнения плана продаж. Появление таких ассоциаций должно способствовать снижению цен на лекарственные препараты. За последний год к МФО присоединилось 1280 аптечных точек.
Трудности в стране заставляют производителей искать новые способы повешения собственного дохода и конкурентоспособности. В поддержку принятых и предложенных законопроектов, производители проводят мероприятия по поиску новых технологий производства лекарственных препаратов, созданию объединений финансово независимых аптечных сетей.
Таким образом, под влиянием антироссийских санкций на отечественном рынке отмечается увеличение стоимости зарубежных лекарственных средств, а также импортируемых средств производства для фармацевтической промышленности. Меры, предпринимаемые государством в поддержку фармацевтического рынка, несколько изменили ситуацию. Однако говорить об успешной реализации программ импортозамещения пока рано. Необходимо проводить обоснованную сбалансированную политику для обеспечения населения страны необходимыми лекарственными препаратами, чтобы независимо от политической обстановки граждане чувствовали себя экономически и социально защищенными.
Список литературы
1. Новикова О.О., Калинина А.А. Влияние санкций на фармацевтический рынок // Политика, экономика и инновации [Электронный ресурс]: Научный интернет-журнал. - 2018. - №1(18). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.09.2018).
2. Сергеева Н.М. Исследование конкурентных позиций фармацевтической организации // Региональный вестник. - 2017. - N2. - С. 28-29.
3. Ежемесячный розничный аудит [Электронный ресурс]: Новостной интернет-журнал. - 2018. - март. - Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/august 2018 pharmacy analysis.pdf (дата обращения: 11.10.2018).
4. Бушина Н.С. Методический подход к оценке конкурентоспособности подразделений аптечной сети / Н.С. Бушина, Д.А. Зюкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - N 12-6. - С. 1091-1095.