Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ (СПРИНТ) ДЕВУШЕК 13-14 ЛЕТ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ (СПРИНТ) ДЕВУШЕК 13-14 ЛЕТ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРЯДНАЯ ТАБЛИЦА / СПРИНТ / ТЕСТ / БЫСТРОТА / Ю. Д. ЖЕЛЕЗНЯК / А. В. ЧАЧИН / С. А. ДУМАНИНА / ТЕППИНГ-ТЕСТ / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гамидова А.А.

В статье речь идёт о собственном анализе развития быстроты у лыжников-гонщиков (спринт) девушек 13-14 лет. В работе при помощи различных методик и тестов профессионалов своего дела мы пытаемся проанализировать развитие быстроты на примере одной из экспериментальных групп поселка Яшкино. Также здесь можно познакомиться с тестами, которые помогают нам развить скоростные особенности лыжников-гонщиков (спринт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ (СПРИНТ) ДЕВУШЕК 13-14 ЛЕТ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ»

А.А. Гамидова

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ (СПРИНТ) ДЕВУШЕК 13-14 ЛЕТ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

В статье речь идёт о собственном анализе развития быстроты у лыжников-гонщиков (спринт) девушек 13-14 лет. В работе при помощи различных методик и тестов профессионалов своего дела мы пытаемся проанализировать развитие быстроты на примере одной из экспериментальных групп поселка Яшкино. Также здесь можно познакомиться с тестами, которые помогают нам развить скоростные особенности лыжников-гонщиков (спринт).

Ключевые слова: разрядная таблица, спринт, тест, быстрота, Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, С. А. Думанина, теппинг-тест, скоростные способности.

Введение: сегодня имеется широкий спектр самых разных методик, тестов, приемов, которые помогают нам как тренерам улучшать, повышать показатели наших испытуемых, учеников, прежде всего, развивая такое главное качество, как быстрота и скорость. Мы все понимаем, что данное качество можно развить только с помощью спринтерского бега. Для нас ключевыми стали несколько важных методик, тестов, которые и легли в основу нашего исследования. Среди данных методик мы выделяем:

•теппинг-тест по методике Е. П. Ильяной «Дятел»;

•«Бег на месте с подниманием бедра 10 секунд»;

•«Прыжки через скакалку» по методике А. В. Чачина, Ю. Д. Железняка;

•«Ловля линейки» С. А. Думаниной.

Выше представлен лишь малый спектр различных приемов, тестов, которые и помогут нам проанализировать как лыжники на спринтерских дистанциях развивают в себе скоростные способности, добиваясь огромных успехов.

Спринтерский бег как в легкой атлетике, так и в лыжном спорте на сегодняшний день является актуальной дисциплиной, где спортсмены соревнуются между собой на коротких дистанциях (до четырех сот метров включительно). Все профессионалы убеждены в том, что именно в спринте, а не на больших дистанциях можно отлично развить скоростные способности, получив желаемый эффект. Очень важно также заметить, что спринт в отличии от других дисциплин вызывает у спортсмена большее стремление добиться успеха и победить, а скорость и быстрота помогают им этого достичь. Для того, чтобы проанализировать развитие быстроты лыжников-гонщиков обратимся к некоторым практикам, которые помогут нам понять насколько эффективны данные приемы, тесты, методы.

Организация и методика исследования: наш эксперимент проводится на лыжной базе МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) Яшкинского муниципального округа (ЯМО)». Для нашего исследования нам понадобилось семь испытуемых (девушек) тринадцати, четырнадцати лет, занимающиеся лыжным спортом два с половиной года (от 2,5 до 5 лет) в рамках «ДЮСШ ЯМО».

Сам эксперимент проходил в два основных этапа:

•Первый этап подразумевает сравнение тестов с января по август 2022 года. Для практики мы взяли теппинг-тест по методике Е. П. Ильиной «Дятел» в рамках общей методики О. Н. Антонова, В. С. Кузнецова, ориентирующаяся на скоростно-силовую работу, а также бег на 60 и 100 метров, которые сравнили с нормативной таблицей по бегу: «Таблица разрядов по легкой атлетике, нормативы по бегу».

•Второй этап подразумевает проведение тестов с целью подготовки лыжников-гонщиков в Детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва по методикам Ю. Д. Железняка и А. В. Чачина.

© А.А. Гамидова, 2022.

Научный руководитель: Жуков Родион Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры факультета физической культуры и спорта, Кемеровский государственный университет, Россия.

Сравнив и проанализировав результаты теппинг-теста по методике Е. П. Ильяной «Дятел», реализованный с января по август 2022 года дал нам некоторые результаты. Результат показаны на рисунке №1:

Ровный Вогнутый Прсмежуто1-нь н

Рис. 1. Тип динамики нервных процессов (январь)

Исходя из результатов теппинг-теста, проведенного в январе 2022 г., мы можем сделать вывод о том, что типы динамики нервных клеток и в целом нервной системы у испытуемых разные.

Первая группа показала стабильные результаты. Связано это прежде всего с многолетним стажем занятия лыжными гонками (5 лет), при постоянных тренировках по пять раз в неделю от полутора до двух часов в день. Из диаграммы видно, что испытуемые показали ровный тип динамики (57%). Эти данные говорят о средней силе динамики нервной системы, которая кстати позволяет удержать спортсмену скорость почти на одинаковом уровне в продолжении всего времени.

Вторая группа испытуемых, которая посвятила себя лыжному спорту в течении четырех лет, тренируясь по три-четыре раза в неделю по полтора-два часа в день показала уже совсем другие результаты. Здесь ярко виден вогнутый тип динамики нервной системы спортсмена (14%). Вогнутый тип приводит к первоначальному снижению максимального темпа, который далее переходит в кратковременное возрастание темпа до исходного уровня, а это уже приводит к кратковременной мобилизации испытуемого. Вогнутый тип обычно относят к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Для третьей группы испытуемых, которые занимаются лыжным спортом в течение двух с половиной лет, тренируясь два-три раза в неделю не более полутора часов в день характерен промежуточный тип нервной системы (28%). Данные показатели говорят о снижении темпа работы после первых 10-15 секунд. Называется он промежуточный, так как рассматривается в промежутке между средним и слабым типом типами нервной системы [1].

Рис. 2. Типы динамики нервных процессов (август)

Аналогичную методику мы смогли проанализировать и в августе 2022 года. Мы видим на рисунке №2 некоторые изменения в нервной системе и динамики нервных клеток спортсмена в целом.

Через полгода анализ теппинг-теста Е. П. Ильиной «Дятел» показал, что в первой группе, где спортсменки занимались пять лет преобладают такие типы нервной системы, как ровный (14%), вогнутый (14%) и выпуклый (29%). Такие показатели подтолкнули нас на такой вывод, что у данных лыжниц может проявляться нестабильность нервных процессов. Вторая группа, занимающаяся 4 года, продемонстрировала нисходящую динамику (29%), которая описывается первоначально максимальным темпом движения, а затем снижением этого темпа в пределах пяти секунд. Это говорит о слабой нервной системе спортсменов. Третья группа спортсменов, тренирующаяся 2,5 года, показала выпуклый (29%) тип динамики нервных процессов [1].

В таблице №1 представлены сравнительные результаты по бегу на 60 и 100 метров, которые сравнивались с разрядной таблицей: «Таблица разрядов по легкой атлетике, нормативы по бегу». Мы протестировали девушек с января по август 2022 года. В таблице также указаны и результаты тех, кто по большей степени справился с данной работой и получил максимальный разряд.

Таблица 1

Бег, дистанции Январь Август

Бег на 60 метров Цюн), без разряда III , Ш(юн)

Бег на 100 метров II , III , Ш(юн) III , II

Сравнив результаты бега на 60 и 100 метров, мы видим значительные улучшения нежели были ранее. Сравнивая приемы теппинг-теста с тестами в беге на 60 и 100 метров, наблюдаем что психологически были готовы не все лыжники, но почти все девушки выполнили разряды в беге на 60 и 100 метров, это говорит о том, что физически спортсмены были готовы к данной нагрузке.

Подводя не большой итог, мы видим, что теппинг-тест по методике Е. П. Ильяной «Дятел», проведенный с января по август 2022 г., показал, что результаты значительно изменились. Воспользовавшись методикой О. Н. Антонова, В. С. Кузнецова, ребята тренировались на протяжении нескольких лет постоянно совершенствуя свои навыки, и это дало заметные изменения в лучшую сторону.

Для того, чтобы разобраться как развить скоростные способности, не смотря на изменение методики и нагрузку на организм девушек, занимающихся лыжными гонками(спринт) 13-14 лет, мы сравнили показатели таких тестов как «Бег на месте (10 сек.) учитываются шаги». Такой тест мы сравнивали с нормативами из рабочей программы по лыжным гонкам Ю. Д. Железняка, А. В. Чачина. Кроме того, особое внимание было уделено «Прыжкам через скакалку», который мы сравнили с нормативами ГТО, и «Ловле линейки» по методике С. А. Думаниной [2].

В таблице №2 анализируется тест «Бег на месте (10 сек.):

Таблица 2

«Бег на месте»10 (сек.), количество шагов. Среднее значение

Норматив девушек 13-14 лет. 46,2

Норматив из рабочий программы. Высокий уровень от 45 и больше.

Исходя из данной таблицы, мы наблюдаем, что показатели девушек 13 -14 лет вошли в норму и привили к результату высокого уровня. Оценив данное испытание, мы увидели высокий уровень формирования быстроты и реакции лыжников.

Оценивая и анализируя такой норматив, как «Прыжки через скакалку» 30 секунд, мы выявили некоторые закономерности, представленные в таблице №3:

Таблица 3

«Прыжки через скакалку» 30 секунд Среднее значение

Норматив девушек. 76,1

Нормативы из ГТО. 66 и больше

Экспериментальная группа также справилась с нормативом.

И завершающий тест «Ловля линейки» по методике С. А. Думаниной показал, что группа испытуемых вошла в две категории [2], а именно в какие представлено в таблице №4:

Таблица 4

Норматив «Ловля линейки» (см). Результаты (см).

Средний уровень. 27-19

Высокий уровень (2 девушки). 15-и меньше.

Анализируя данные из таблицы, мы видим, что в средний уровень вошли почти все девушки данного возраста, а высокого уровня достигли всего лишь две девушки, входящие в первую группу, занимающиеся лыжными гонками(спринт) пять и более лет. Данный тест говорит нам о том, что, чем ниже результат, тем лучше реакция на движение во время бега и реакция на какой-либо звук или движение.

Результат исследования: подводя итог, можно отметить, что тесты, приемы, методы показали нам еще раз, что в данном виде спорта важна не только техника выполнения, но и психологическая особенность девушек 13-14 лет, скорость реакции движения и опыт в тренировочном процессе. Ведь не смотря на то сколько занимается спортсмен в первую очередь нужно обращать внимание на методику тренировок и их разнообразие. Это и есть ключ к успеху избранного вида спорта.

Библиографический список:

1.Теппинг-тест «Дятел». (Методика Е. П. Ильиной.). Режим доступа. URL: https://studfiles.net/preview/4385576/page:4/.

2.«Ловля линейки» методика С. А. Думаниной. Режим доступа. URL: https://studopedia.org/2-82705.html.

ГАМИДОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Кемеровский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.