УДК 616.89 ББК 88.41
АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ПРИЧИННЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ
Т.Э. ДРАЧУК, МБУЗ ДГП№ 7, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
Рассмотрены результаты изучения распространенности и причинных факторов возникновения психических расстройств у детей в разных популяциях, полученные путем клинико-статистических и эпидемиологических исследований, проводимых как на основе отчетной статистической информации, так и путем выборочных клинико-эпидемиологических исследований. Отмечен рост психических и поведенческих нарушений в детской популяции и преобладание социально-экономических факторов их развития, а также связь этих нарушений с некоторыми соматическими заболеваниями. Указана роль эпидемиологических исследований в выявлении этиологии и определении мер профилактики психических расстройств у детей. Состояние проблемы рассмотрено с позиций особой ценности и уязвимости детского здоровья.
Ключевые слова: психические расстройства, эпидемиология, популяция, дети, рост психопатологии, причинные факторы, профилактика.
Актуальность. Состояние психического здоровья отдельного индивидуума и общества в целом представляет одну из основных ценностей; оно определяет физическое и социальное благополучие человека,
интеллектуальный потенциал нации, трудовые ресурсы страны, морально-нравственный климат в обществе. Психическое здоровье детей определяет здоровье нации в будущем; оно занимает одно из ведущих мест в исследовании распространения психических расстройств и сопутствующих им факторов [8, 9]. По данным эпидемиологических исследований,
проведенных в 69 странах, за 30 лет (1956-1985) психоневрологические расстройства
увеличились с 35,4 до 119,9 случаев на 1000 населения [1, 8], а доля пограничных психических нарушений среди детского населения составляет от 50 до 80% [8, 9].
В России в настоящее время происходят стремительные социально-экономические
изменения. Многие из них отрицательно сказываются на психическом здоровье населения, при этом резко меняется содержание патологических переживаний, отражающее неизбежную деформацию культуры, морали, системы ценностей [7, 8]. Происходит утяжеление контингента психически больных, рост (до 10,3%) доли детей-инвалидов [10].
Психическое здоровье детей требует особого внимания; оно настолько уязвимо, что влияние
даже одного из факторов может вызвать выраженные клинические проявления, обратимость которых зависит от многих условий: возраста, длительности действия факторов, своевременного выявления нарушений и адекватного лечебного воздействия [2, 4, 7, 8]. Эпидемиологические исследования позволяют выявить
распространение расстройств и сопутствующих факторов в популяциях, определить закономерности распространения расстройств среди различных групп населения (возрастных, половых, социальной принадлежности и т. д.), разработать прогноз и рекомендации по оптимизации профилактики.
Цель исследования. Изучить
распространенность психических расстройств у детей и причинные факторы их возникновения на современном этапе.
Материалы и методы. В настоящее время имеется большое число публикаций, посвященных распространенности различных психических расстройств в отдельных популяциях. В них приведены результаты, полученные при изучении причин возникновения и распространения
патологических состояний с помощью соответствующих приемов и способов, включающих скрининговые тесты и опросники, наблюдение, обследование, сопоставление, эксперимент, клинический, статистический и
логический анализ [4, 6]. Исследуемая популяция - это, как правило, либо репрезентативная выборка какого-то сообщества, либо особо информативная выборка, либо группа высокого риска. Наиболее представительным является
эпидемиологическое исследование, проводимое под эгидой всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [3]. Проведен систематический качественный обзор публикаций по интересующей нас теме. Критериями отбора стали методические рекомендации, помогающие критически оценивать публикации [11].
Проведен анализ распространенности тревожных и поведенческих расстройств по обращению к психотерапевту детской поликлиники. Из 7000 детей в возрасте от 3 до 18 лет, проживающих на территории обслуживания поликлиники, за 2012-2014 годы наблюдались у психотерапевта 500 детей [5].
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ распространенности тревожных и поведенческих расстройств по обращению к психотерапевту детской поликлиники показал, что среди 500 детей, находившихся под наблюдением психотерапевта за 2012-2014 годы, наиболее часто встречались пациенты с эмоциональными расстройствами и
расстройствами поведения. Второй наиболее распространенной группой расстройств были фобические и тревожные расстройства, они уступали по частоте встречаемости поведенческих расстройств и опережали нарушения психологического развития (нарушения в социальных взаимодействиях, приобретении учебных навыков, речевые нарушения). Отмечено, что распространенность тревожных расстройств ниже, чем поведенческих (25-35% против 60-70%), но они, в отличие от поведенческих, имеют тенденцию к существенному росту. В последнее время к отмеченным ранее факторам риска добавились миграционные процессы, изменяющие условия жизни ребенка в семье и социуме.
Активное изучение детских психических расстройств в нашей стране проводилось в 60-х годах прошлого века по материалам амбулаторных карт детей и подростков, состоящих на учете в психоневрологических отделениях детских поликлиник. В результате эпидемиологического исследования были рассчитаны показатели распространенности психических заболеваний среди детей и
подростков [1, 8-10]. Так, показатели распространенности психических расстройств среди школьников, полученные разными авторами, составляли от 5 до 50 на 100 обследованных. Как показал анализ, различия в показателях зависели от местности (город, село), от профессионального уровня исследователей, от используемых эпидемиологических методов анализа [8].
Согласно исследованиям сопутствующих факторов, ситуация, сложившаяся в годы социально-экономических реформ привела к резкому ухудшению психического здоровья населения в стране. Показатели распространенности психических расстройств среди детей в 90-е годы составляли: 20,0-37,0% - по данным обращаемости и 55,0-80,0% - по данным медицинских осмотров [8, 10].
Исследование психических нарушений, организованное ВОЗ, выявило широкую распространенность тревожных состояний среди амбулаторных пациентов детского возраста [3]. Выявлено, что распространенность тревожных расстройств в когорте пациентов общей медицинской практики значительно выше, чем во всей популяции (27% и 5%). Установлено, что тревожные расстройства приводят к существенной дезадаптации, ухудшению соматического здоровья, а также являются фактором повышенного риска депрессивных расстройств. Показана высокая распространенность некоторых соматических заболеваний у пациентов с тревожными расстройствами, в том числе, повышенная обращаемость к гастроэнтерологам и кардиологам. По данным исследований, у неврологов поликлиник лечится 49-57%, у терапевтов - 34-47% больных, нуждающихся в психотерапевтической помощи. При этом только часть детей с началом заболевания могут проконсультироваться психиатром; остальные длительное время наблюдаются педиатрами, хирургами, урологами, неврологами.
Изучение закономерностей возникновения тревожных расстройств позволяет определить меры преморбидной профилактики. Раннее выявление и своевременное лечение, направленное на устранение начальных симптомов тревожных расстройств, являются мерами профилактики ряда психических и соматических отклонений в состоянии здоровья пациентов. Вторичная профилактика тревожности направлена на снижение факторов риска, среди которых авторы отмечают
стрессогенные социальные факторы, низкий уровень жизни, определенные грани семейных отношений [7, 8].
Показано также, что генерализованное тревожное расстройство в большинстве случаев дебютирует в подростковом возрасте. Ретроспективные исследования показывают, что значительная часть взрослых с тревожными или депрессивными расстройствами ранее перенесли тревожные расстройства детского возраста. В частности, около 25% депрессивных расстройств у взрослых возникают в возрасте до 18 лет [3, 8]. Это указывает на необходимость выявления ранних признаков тревожных нарушений у детей для предупреждения их развития и будущих неблагоприятных последствий [7].
Согласно исследованиям [4, 7, 8], примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые причиняют существенное страдание или заметно мешают каждодневной жизни. Исследования показывают, что тревожные расстройства являются второй наиболее распространенной группой детских
психических расстройств после поведенческих, при этом влияние пола и возраста различается для разных видов тревожного расстройства.
Отмечено также, что в сообществе на каждого ребенка с тревожным расстройством приходится несколько детей с различными страхами или беспокойствами, которые не рассматривают как болезненное расстройство, потому что у этих детей симптомы не приводят к существенным страданиям или социальным нарушениям. Но, как показывают наблюдения, в случаях отсутствия своевременной коррекции они могут переходить в патологию нозологического круга [3, 4, 7].
Среди факторов влияния в результатах исследований популяций высокого риска отмечены техногенные и экологические факторы [2, 7, 8]. Проводившаяся оценка здоровья детского населения, проживающего в зоне Восточно-Уральского радиоактивного следа, выявила, что хроническая соматическая патология в 76,8% случаев сопровождалась психическими нарушениями, влияющими на школьную обучаемость и адаптацию [2].
Выявлен высокий уровень влияния социальных факторов [3, 7, 8, 10]. Это -стремительные изменения, происходящие в общественной жизни: напряженный ритм
жизни, глобальные реформы во всех сферах, перемены в профессиональной и трудовой деятельности, распадающиеся семьи. Социально-экономические факторы являются важнейшими в трансформации жизненного сценария семьи ребенка. Каждый ребенок находится в уникальном социальном окружении, состоящем из родителей, братьев и сестёр, сверстников и других значимых людей, каждый из них оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В свою очередь, его ближайшее социальное окружение находится под влиянием ценностей, норм, ожиданий, задач людей, принадлежащих к более широкому социальному кругу и т. д. Таким образом, происходящие изменения делают ребенка более уязвимым по отношению к
психотравмирующим воздействиям вследствие потери факторов защиты, таких, как поддержка семьи. Детство для человека является периодом жизни, когда закладываются личностные основы, определяющие "качество" будущей жизни. Но именно в этот период он наименее защищен от социальных, психологических и физических стрессорных воздействий.
Выводы.
1. Психическое здоровье детей определяет здоровье нации и занимает одно из ведущих мест в исследовании распространения психических расстройств.
2. Эпидемиологические исследования подтверждают, что рост психических расстройств в детско-подростковой популяции отражает реальные тенденции в современном обществе, которые меняют условия ее развития и жизнедеятельности.
3. Широкая распространенность тревожных расстройств в когорте пациентов общей медицинской практики (27% против 5% во всей популяции), связана с распространенностью некоторых соматических заболеваний у пациентов с тревожными расстройствами. Очевидна необходимость привлечения психиатров к обследованию и консультированию пациентов общесоматической сети.
4. Эпидемиологические исследования тревожных расстройств у детей позволяют выявить этиологию и определить меры профилактики, направленные на снижение факторов риска, а также определить планирование организационной работы психиатрических и психологических служб.
Список литературы
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства /Ю.А. Александровский. - Москва, 2000. - 300 с.
2. Буторина Н.Е. Комплексная оценка здоровья младших школьников в экологически напряженной зоне /Н.Е. Буторина, Я.И. Жаков, Г.Г. Буторин // Охрана психического здоровья детей и подростков: IV конгр. педиатров России: сб. материалов. - Москва, 1998. - с. 97-99.
3. Вельтищев Д.Ю. Генерализованное тревожное расстройство: эпидемиология, патогенез, диагностика и фармакотерапия /Д.Ю. Вельтищев, А.С. Марченко //Психические расстройства в общей медицине. - 2011. - № 1. - c. 3-10.
4. Гудман Р. Детская психиатрия /Р. Гудман, С. Скотт. - Москва: Триада-Х, 2008. - 405 с.
5. Драчук Т.Э. Профилактика тревожных расстройств у детей в условиях психотерапевтического кабинета детской поликлиники / Т.Э. Драчук, Л.А. Драчук, М.В. Пешикова //Педиатрический вестник Южного Урала. - 2015. - № 2. - с. 24-28.
6. Жариков Н.М. К методике и некоторым аспектам эпидемиологических исследований в психиатрии / Н.М. Жариков, В.П. Исхаков //Шизофрения. - Москва, 1977. - c. 23-31.
7. Михайлова С.А. Зависимость нервно-психического здоровья детей от состояния окружающей среды и влияния социальных факторов / С.А. Михайлова // Охрана психического здоровья детей и подростков: IV конгр. педиатров России: сб. материалов. - Москва, 1998. - с. 19-20.
8. Пронина Л.А. Эпидемиология психических расстройств у детей [Электронный ресурс] / Л.А. Пронина. - URL: http://www.otrok.ru/medbook/listmed/epid.htm
9. Психиатрия. Национальное руководство / под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова и др. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1000 с.
10. Чуркин А.А. Психическое здоровье городского населения / А.А. Чуркин, В.М. Михайлов, Л.Н. Касимова. - Москва, Хабаровск, 2000. - 376 с.
11. Cook D.J., Mulrow C.D., Haynes R.B. Translated, with permission of the American College of Physicians, from: Systematic reviews: Synthesis of best evidence for clinical decisions // Ann. Intern. Med. - 1997. - № 126. - P. 376-380.
THE PREVALENCE OF CHILDREN'S MENTAL DISORDERS
T.E. DRACHUK, CCC№7, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The results of studying the prevalence and causal factors of occurrence of mental children's disorders in different populations, obtained by clinical-statistical and epidemiological research on the basis of the reporting of statistical information and selective clinical and epidemiological studies. Growth of mental and behavioral disorders in pediatric populations and the prevalence of socio-economic factors of their development, and the relationship of these disorders with some somatic diseases. The role of epidemiological studies in identifying the etiology and definition of measures for the prevention of mental disorders in children. The state of the problem is considered from the perspective of special value and vulnerability child health.
Keywords: mental disorders, epidemiology, population, children, growth, psychopathology, causalfactors, prevention.