Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАБОТЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ'

АНАЛИЗ РАБОТЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отказы и неисправности / надежность / вертолет Ми-8 / гидравлическая система / вероятность безотказной работы / failures and malfunctions / reliability / Mi-8 helicopter / hydraulic system / probability of failure-free operation

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — И.К. Турсунгалиев В.В Лукасов

Целью данной статьи является определение и анализ надежности гидравлической системы вертолета Ми-8, влияния отдельных элементов системы на возникновение отказов и неисправностей ВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — И.К. Турсунгалиев В.В Лукасов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF OPERATION, DETERMINATION OF RELIABILITY IN THE OCCURRENCE OF FAILURES AND MALFUNCTIONS OF AIRCRAFT

The purpose of this article is to determine and analyze the reliability of the hydraulic system of the Mi-8 helicopter, the influence of individual elements of the system on the occurrence of aircraft failures and malfunctions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАБОТЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»

УДК 623.746.-519

АНАЛИЗ РАБОТЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

И. К. Турсунгалиев* Научный руководитель - В. В Лукасов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: tursungaliyev.i@gmail.com

Целью данной статьи является определение и анализ надежности гидравлической системы вертолета Ми-8, влияния отдельных элементов системы на возникновение отказов и неисправностей ВС.

Ключевые слова: отказы и неисправности, надежность, вертолет Ми-8, гидравлическая система, вероятность безотказной работы.

ANALYSIS OF OPERATION, DETERMINATION OF RELIABILITY IN THE OCCURRENCE OF FAILURES AND MALFUNCTIONS OF AIRCRAFT

I. K. Tursungaliyev* Scientific adviser - V. V. Lukasov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: tursungaliyev.i@gmail.com

The purpose of this article is to determine and analyze the reliability of the hydraulic system of the Mi-8 helicopter, the influence of individual elements of the system on the occurrence of aircraft failures and malfunctions.

Key words: failures and malfunctions, reliability, Mi-8 helicopter, hydraulic system, probability of failure-free operation.

Современная авиационная техника является сложнейшим комплексом технических систем. С повышением сложности, все труднее становится обеспечить надежность изделий. Любая неисправность или отказ в воздухе может стать причиной тяжелых последствий. Для предотвращения подобных ситуаций при создании и эксплуатации авиационной техники, главной задачей является обеспечение безопасности полетов, что во многом зависит от технического состояния летательных аппаратов и уровня их надежности.

Надежность в АТ закладывается конструкторами на стадии проектирования ЛА, создается при ее дальнейшем изготовлении, проверяется на испытаниях и поддерживается в эксплуатации. Надежность охватывает все жизненные циклы АТ.

Вертолет Ми-8 - советский многоцелевой вертолёт рис.1, созданный ОКБ имени М.Л. Миля в начале шестидесятых годов прошлого века. Он является одним из самых массовых в мире. Вертолет широко используется на всех континентах, во всех климатических зонах, выполняя как гражданские, так и военные задачи.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 2

Рис.1. Общий вид вертолета Ми-8.

Гидравлическая система вертолета предназначена для питания рабочей жидкостью агрегатов управления (КАУ-30Б и РА-60Б), включенных в систему управления вертолетом, гидроцилиндра управления фрикционом ручки ШАГ-ГАЗ, гидроцилиндра управления упором в продольном управлении вертолетом[1].

Гидравлическая система состоит из основной и дублирующей систем.

Основные технические данные гидравлической системы вертолета Ми-8 представлены в табл.1.

Таблица 1

Основные технические данные гидросистемы_

Рабочая жидкость Масло АМГ-10

Рабочее давление в основной и дублирующей системах, МПа (кгс/см2) 4,5±0,3...6,5+0,8_о,2 (45±3...65+8_2)

Диапазон температур окружающего воздуха, при которой обеспечивается работа гидросистемы, °С От -50 до +60

Количество жидкости, заправляемого в гидросистему, л В том числе: Гидравлический бак основной системы Гидравлический бак дублирующей системы Трубопроводы 22 10 10 2

Допустимая температура рабочей жидкости, °С До +70

Давление в системе кгс/см2 ,при котором происходит переключение насоса: На рабочий режим На режим холостого хода 45±3 65+8_2

Минимальное давление в основной системе, при котором происходит переключение гидроусилителей на питание от дублирующей системы, кгс/см2 30±5

Давление в основной системе, при котором происходит переключение питание гидроусилителей с дублирующей системы на основную, кгс/см2 35±5

Давление в газовой полости гидроаккумуляторов (при отсутствии давления в гидросистеме), кгс/см2 30±2

Перечень основных неисправностей гидросистемы вертолета Ми-8 и причин их возникновения приведен в табл. 2. Таким образом, были рассмотрены основные технические

данные вертолета Ми-8, гидравлической системы вертолета, ее состав, характеристики и работа, проанализированы основные неисправности и причины их возникновения[2].

Основные отказы и неисправности гидросистемы

Таблица 2

Отказ / неисправность Причина появления

Погасло сигнальное табло «основная включена», давление в ОГС отсутствует (мало), давление в ДГС в пределах технических требований Негерметичность трубопроводов, шлангов в магистралях ОГС

Неисправен электромагнитный кран ГА-74М/5 ОГС

Отказ автомата разгрузки насоса ГА-77В

Погасло сигнальное табло «ОСНОВНАЯ ГИДРОСИС. ВКЛ», вкл работу ДГС, загорелось сигнальное табло «дУбЛИР. ГИДРОСИС. ВКЛ», показания манометра ОГС зафиксированы в пределах ТУ, (42-73 кгс/см2 для ОГС и ДГС) Неисправность комплекта манометра ДИМ-100 ОГС

Неисправность крана ГА-74/5

Не включается ДГС при выключении ОГС: погасло сигнальное табло «ОСНОВНАЯ ГИДРОСИС. ВКЛЮЧЕНА», давление в ОГС отсутствует, не горит табло «ДУБЛИР. ГИДРОСИС. ВКЛЮЧЕНА», давление в ДГС отсутствует Дефекты трубопроводов, нарушение герметичности соединений

Неисправен автомат разгрузки ГА-77В ДГС

Неисправен насос НШ-39М ДГС

Отказ автоматического клапана включения ГА-59/1

Частое и резкое отклонение стрелки указателя манометра ДИМ-100 Отсутствие давления азота в гидроаккумуляторе вследствие повреждения диафрагмы, нарушения герметичности соединений

Не срабатывает фрикцион ручки «ШАГ-ГАЗ» Неисправна электрическая цепь кнопки включения фрикциона

Нарушение герметичности трубопроводов системы стопорения ручки «Шаг-газ»

Неисправен электромагнитный кран ГА-192

Неисправен дозатор ГА-172-00-2

Отказ насоса НШ-39М КПН - износ шлицев в соединении со шлицевой муфтой привода вследствие повышенных радиальных, торцовых биений поверхностей фланцев корпусных деталей

Для структурной схемы основной гидросистемы рис.2 является последовательный, так как отказ любого элемента приведет к отказу всей подсистемы, исключение составляет гидроаккумулятор, который резервируется вторым агрегатом при параллельном соединении.

Рис. 2. Структурная схема ОГС.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Тома 2

Стоит отметить, вероятность безотказной работы гидросистемы обеспечена следующим:

а) установка гидронасосов на главном редукторе, а не на двигателе (в отличие от самолетов), так что при отказе двигателей гидронасосы работают с нормальной подачей на режиме самовращения несущего винта.

б) установка гидроусилителей на жёстком картере главного редуктора исключает возможность автоколебаний управления на участке за гидроусилителями;

в) основная и дублирующая гидросистемы функционируют по принципу резервирования замещением, так что дублирующая система автоматически включается в работу только при отказе основной системы;

г) все гидроагрегаты объединены в отдельный автономный блок, вследствие чего сокращается длина и количество трубопроводов, уменьшается вероятность производственных и ремонтных дефектов монтажа;

д) специально проектируемые гидроусилители обладают повышенной динамической прочностью для восприятия знакопеременных нагрузок от шарнирных моментов лопастей;

е) применение гидронасосов переменной производительности позволяет исключить вредные пульсации давления в гидросистеме;

ж) применение гидроаккумуляторов обеспечивает дополнительную энергию при максимальных расходах гидрожидкости на режимах энергичного маневрирования вертолёта;

з) объём жидкости в гидробаке несколько увеличен по сравнению с потребным для компенсации утечек при повреждении магистрали основной гидросистемы.

Благодаря таким особенностям гидросистема вертолета Ми-8 обладает высокой степенью безотказности и эффективности функционирования^].

Необходимо отметить, что вертолеты типа Ми-8 эксплуатируются авиакомпанией ЮТэйр на всех континентах и во всех климатических зонах, от суровой полярной зимы до «знойного пекла» африканского континента, и порой техника, а вместе с ней летный и технический состав работают на пределе своих возможностей. Именно в сложных, предельных условиях Ми-8 завоевал репутацию как неприхотливой и надежной машины.

Библиографические ссылки

1. Данилов В.А. Вертолет Ми-8МТВ / Данилов В.А. - М.: Транспорт, 1995. - 295 с. -Текст: непосредственный.

2. Данилов В.А. Вертолет Ми-8. Устройство и техническое обслуживание / Данилов В.А. -М.: Транспорт, 1988. - 278с. - Текст: непосредственный.

3. Лукасов В.В. Надежность летательных аппаратов и авиационных двигателей: учебное пособие по дисциплине «Надежность и техническая диагностика летательных аппаратов и авиационных двигателей / В. В. Лукасов, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева. - Красноярск: СибГАУ, 2003 - 150с. - Текст: непосредственный.

© Турсунгалиев И. К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.