Научная статья на тему 'Об оптимальных процедурах профилактических замен некоторых агрегатов воздушных судов (по опыту эксплуатации Ил-86)'

Об оптимальных процедурах профилактических замен некоторых агрегатов воздушных судов (по опыту эксплуатации Ил-86) Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
182
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Гипич Геннадий Николаевич, Красько Сергей Евгеньевич, Мязин Николай Гаврилович, Рыбьяков Виктор Николаевич

Рассматривается формирование оптимальных процедур технического обслуживания агрегатов ВС по опыту эксплуатации Ил-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Гипич Геннадий Николаевич, Красько Сергей Евгеньевич, Мязин Николай Гаврилович, Рыбьяков Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON OPTIMUM PROCEDURES OF THE PROPHYLACTIC REPLACEMENTS OF SOME AIR VESSEL' AGGREGATES (BY THE EXPERIENCE OF IL-86 EXPLOITATION)

The article consider the forming optimum procedures of the technical maintenance of the air vessel' aggregates by the experience of IL-86 exploitation.

Текст научной работы на тему «Об оптимальных процедурах профилактических замен некоторых агрегатов воздушных судов (по опыту эксплуатации Ил-86)»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники.

Безопасность полетов

№99

УДК629.735:004

ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАМЕН НЕКОТОРЫХ АГРЕГАТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ (ПО ОПЫТУ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛ-86)

Г.Н. ГИПИЧ, С.Е. КРАСЬКО, Н.Г. МЯЗИН, В.Н. РЫБЬЯКОВ Статья представлена доктором технических наук, профессором Чинючиным Ю.М.

Рассматривается формирование оптимальных процедур технического обслуживания агрегатов ВС по опыту эксплуатации Ил-86.

1. Содержание работ при техническом обслуживании гидронасоса НП-108

Оптимизация процедур технического обслуживания (ТО) систем ВС ГА и их агрегатов, подверженных в процессе эксплуатации случайным нагрузкам и накоплению повреждений, продемонстрирована для гидросистемы Ил-86 и ее агрегата - гидронасоса НП-108.

Г идравлическая система Ил-86 состоит из четырех самостоятельных и независимых одна от другой систем (№ 1, 2, 3, 4) и предназначена для управления стабилизатором, рулем высоты, рулем направления и элеронами; управления спойлерами и тормозными щитками; управления предкрылками и закрылками; уборки и выпуска шасси; торможения колес главных ног шасси; поворота колес носовой ноги шасси; управления стеклоочистителями; управления входными дверями, грузовыми дверями и дверью кухни. Одним из основных функциональных участков гидросистемы являются «источники питания», а среди них - гидронасосы НП-108 в количестве 8 штук, установленные на двигателях по 2 насоса.

Действующая система технической эксплуатации гидросистемы Ил-86 предусматривает ТО НП-108 по наработке, при этом обеспечивается замена насосов по истечении ресурса двигателя НК 86 и профилактическое ТО в рамках установленного ресурса с заменой неработоспособных насосов. Таким образом, на практике в рамках ресурса реализуется стратегия ТО, когда по результатам проверки работоспособности насоса принимается решение о возможности его дальнейшей эксплуатации. Процедура ТО установлена регламентом [1] и технологическими указателями [2] и включает перечень и периодичность выполнения работ, а также технологии их выполнения.

Накопленный опыт эксплуатации ВС типа Ил-86, достаточно большая статистическая база по отказам и неисправностям гидронасоса НП-108 позволили выделить его как объект, для которого целесообразно формировать процедуру его ТО на основании модели, разработанной в [3].

Регламентом ТО для Ил-86 предусмотрено выполнение оперативных и периодических форм. Оперативные формы включают: работы по встрече, по обеспечению стоянки, формы А (транзитная и базовая), форму Б. Формы А и Б являются формами по осмотру и обслуживанию планера и его систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования. Периодические формы выполняются по налету планера в часах (форма «1» - через каждые 333±30 ч; форма «2» - 1000±30 ч; форма «3» - 2000±30 ч).

Все работы, выполняемые при ТО, классифицированы на четыре вида: работы по осмотру и проверке (контроль состояния объектов обслуживания); заправочно-смазочные работы; работы по очистке и промывке; восстановительные работы, включающие устранение неисправностей и ремонт. Анализ видов работ показывает, что планировать можно работы первых трех видов, которые являются профилактическими работами, направленными на увеличение долговеч-

ности объектов эксплуатации. Объемы восстановительных работ, включающие не только устранение неисправностей, но и замену отказавших агрегатов, зависят от случайного процесса накопления повреждений и возникновения отказов АТ, который, в свою очередь, является откликом на случайный процесс внешних эксплуатационных воздействий на ВС. К таким воздействиям относятся ударные, вибрационные и температурные нагрузки. Эта модель учитывает эти случайные процессы и позволяет оптимизировать процедуру ТО объектов эксплуатации в части прогноза их технического состояния и периодичности выполнения работ.

Для гидравлической системы Ил-86 регламент предусматривает осмотры трубопроводов, рукавов и агрегатов, которые выполняются на форме «1» (333 ч) и включают внешний осмотр с целью убедиться в отсутствии царапин, деформаций, трещин; ослабления крепежных соединений; повреждений контровки, следов негерметичности, влаги, коррозии, недопустимых зазоров, износов, люфтов. Также предусмотрена проверка внутренней герметичности гидросистемы на форме «3» (2000 ч). Проверка работоспособности гидронасоса НП-108 выполняется на форме «1» (333 ч).

Объемы, содержание и технологии выполнения перечисленных работ представлены в руководстве по эксплуатации гидравлической системы Ил-86 [2]. Процедура проверки функционирования гидросистемы представляет разветвленную логическую схему отыскания конкретной неисправности при поэтапной проверке работоспособности системы. На рис. 1 представлены блоки логической схемы, которые позволяют выявить неисправности гидронасосов НП-108 и их влияние на работоспособность гидросистемы № 1. Аналогичным образом отыскиваются и устраняются неисправности гидронасосов НП-108 в гидросистемах № 2, 3, 4. Рассмотренные объемы работ относятся к виду профилактических и выполняются при форме «1» через каждые 333 ч налета ВС.

В случае выявленной неисправности гидронасоса НП-108 выполняется дополнительный объем работ по его замене, который включает операцию «демонтаж - монтаж гидронасоса НП-108». Для ВС типа Ил-86 различают эту операцию на двигателе с объединенным подводом жидкости к гидронасосам и на двигателе с раздельным подводом жидкости к гидронасосам.

Демонтаж состоит из следующих операций: открыть створки гондолы двигателя для подхода к гидронасосу; снять часть шпангоута, возле которого расположены гидронасосы; убедиться, что давление жидкости в линии нагнетателя гидросистемы равно нулю; открыть панель на крыле для подхода к соответствующему стравливающему клапану, стравить давление из системы наддува гидробака, закрыть панель; включить автомат защиты цепи гидронасосов соответствующей гидросистемы; разъединить гидравлические разъемы линии всасывания и сливной линии гидронасосов; снять заглушку, ослабить затяжку пробки и установить на штуцер приспособление для слива жидкости из линии всасывания; приспособлением вывернуть пробку из гнезда штуцера и через сливное приспособление слить жидкость из линии всасывания, ввернуть пробку; отсоединить от гидронасоса трубопроводы линии всасывания, нагнетания, слива и аварийного дренажа гидронасосов; расконтрить болты крепления хомута насоса НП-108, вывернуть болты и снять хомут; снять гидронасос.

При монтаже выполняются следующие операции: перед установкой гидронасоса раскон-трить его и подготовить к монтажу; заполнить внутреннюю полость приводной рессоры и смазать шлицы рессоры смазкой; убедиться, что установлено уплотнительное кольцо и защитные шайбы; убедиться, что автомат защиты цепи гидронасосов соответствующей гидросистемы выключен; установить гидронасос в гнездо коробки приводов, заменить кольцо между коробкой приводов и гидронасосом, совместить штифт гидронасоса с отверстием фланца коробки приводов, выбрать зазор поворотом гидронасоса вокруг оси; установить хомут крепления гидронасоса; ввернуть и затянуть болты, законтрить болты; присоединить к гидронасосу трубопроводы линии всасывания, нагнетания, линии слива и аварийного дренажа гидронасосов; присоединить к гидронасосу электропроводку;

Рис. 1. Логическая схема поэтапной проверки работоспособности насосов

НП-108 гидросистемы № 1

А

термометр жидкости исправен - замените гидронасос и убедитесь, что неисправность устранена

термометр жидкости неисправен - замените неисправный термометр и убедитесь, что неисправность устранена

Выключите автомат защиты «ГИДРОСИСТЕМЫ НАСОСЫ 1» на РУ 213, разъедините штепсельные разъемы гидронасосов № 1 и № 2 гидросистемы № 1 и включите автомат защиты «ГИДРОСИСТЕМЫ НАСОСЫ 1». Между клеммами «1» и «2» штепсельного разъема гидронасоса № 1 подключите контрольную лампу, установите переключатель управления гидронасосом № 1 в положение «ОТКЛ» и убедитесь в том, что контрольная лампа не горит.

Включите наземную гидроустановку и создайте в гидросистеме № 1 давление 200-210 кгс/см2. Убедитесь в том, что контрольная лампа загорается. Выключите наземную гидроустановку. Контролируйте падение давления жидкости в гидросистеме. Убедитесь в том, что при снижении давления жидкости ниже 150+10 кгс/см2 гаснет контрольная лампа. Установите переключатель управления гидронасосом № 1 в положение «ВКЛЮЧ» и выполните указанную выше проверку для гидронасоса № 2.

Выключите автомат защиты «ГИДРОСИСТЕМЫ НАСОСЫ 1» на РУ 213, соедините и законтрите разъемы гидронасосов № 1 и № 2, включите автомат защиты «ГИДРОСИСТЕМЫ НАСОСЫ 1».

Проверьте работоспособность насосов гидросистемы № 1.

неисправность

при давлении жидкости ниже 150+10 кгс/см2 отключенный гидронасос автоматически не включается (контрольная лампа горит) - проверьте сигнализатор давления и реле включения гидронасоса, при их неисправности - замените, убедитесь, что неисправность устранена

неисправность

при снижении давления жидкости ниже 150+10 кгс/см2 через 10-13 секунд после автоматического включения гидронасоса он не включается (контрольная лампа не загорается) - проверьте реле времени

Продолжение рис. 1.

Продолжение рис. 1

соединить гидравлические разъемы линий всасывания и линий слива гидронасосов; законтрить соединения; залить в гидробак жидкость; зарядить систему наддува гидробака воздухом; установить снятую часть шпангоута; закрыть створки гондолы двигателя; включить автомат защиты цепи гидронасосов.

Рассмотренное содержание работ по проверке работоспособности гидронасоса НП-108 и его замене в случае отказа возможно оптимизировать для сокращения трудозатрат и времени проведения операций при конструктивном совершенствовании гидронасоса и при разработке дополнительных приспособлений, обеспечивающих проведение ТО.

Рациональное формирование процедуры ТО гидронасоса НП-108 для сегодняшней эксплуатации парка Ил-86 должно проводиться за счет увеличения периодичности выполнения таких работ. Решение этой задачи возможно при рассмотрении статистической базы по отказам и неисправностям гидронасоса НП-108, накопленной при эксплуатации ВС типа Ил-86 и позволяющей определить закон распределения наработки до отказа гидронасоса.

2. Определение закона распределения наработок до отказа гидронасоса НП-108

Для формирования рациональной процедуры ТО гидронасоса НП-108 в части периодичности выполнения работ использовалась статистическая база по отказам и неисправностям НП-108, накопленная за период с 01.01.92 г. по 31.12.01 г. эксплуатации парка Ил-86 [3].

Определение закона распределения наработок до отказа гидронасоса НП-108 проводилось с использованием автоматизированной системы «ДИАНА» (версия 1.5) разработки центра «Диалог». Рассчитывались следующие характеристики: функции распределения наработок до отказа; плотности распределения наработок до отказа; распределение среднего времени наработки до отказа; средний ресурс.

Исходной информацией явились выборки наработок до отказа НП-108, сформированные по календарным годам эксплуатации парка Ил-86 и зафиксированные в карточках учета неисправностей АТ (КУНАТ) автоматизированной системы «НАТ-2» ГА. Было сформировано 10 выборок, при этом рассматривался процесс замены неисправного гидронасоса на работоспособный. В системе «ДИАНА» статистические данные по наработкам до отказа НП-108 для каждой выборки аппроксимировались известными законами распределения непрерывной случайной величины: экспоненциальным, Вейбулла, усеченным нормальным, логарифмически нормальным, гамма-распределением, равномерным. Выбор вида закона распределения наработки до отказа НП-108 проводился по критерию Колмогорова при проверке гипотезы о параметрах распреде-

ления. Точечные значения параметров аппроксимирующего распределения вычислялись автоматически методом максимального правдоподобия.

Статистический блок системы «ДИАНА» позволил получить гистограммы интервальной оценки функции распределения и плотности распределения наработки до отказа методом равных интервалов, выполнить аппроксимацию для перечисленных типов распределений и построить графики теоретических функций распределения и плотности распределения наработки до отказа гидронасоса НП-108. По выборочным данным также определялся средний ресурс НП-108 и средняя наработка до отказа. В [3] (табл. П 3.1 - П 3.10) представлены статистические данные по наработкам до отказа НП-108, которые анализировались по дате обнаружения неисправности, ее проявлению, причине появления, при этом рассматривались случаи замены гидронасоса. Также в [3] представлены результаты статистического анализа выборочных данных: наработки до отказа НП-108; гистограммы функции распределения и плотности распределения наработки до отказа; аппроксимации выборочных данных различными законами распределения; критерий, по которому устанавливался вид закона распределения наработки до отказа НП-108; параметры аппроксимирующего закона распределения, математическое ожидание (МО), среднеквадратическое отклонение (СКО); средняя наработка до отказа, средний ресурс.

Результаты статистического анализа представлены в табл. 1. Получено, что для всех рассмотренных выборок подтвержден логарифмически нормальный закон распределения наработок до отказа НП-108.

Таблица 1

Характеристики распределения наработок до отказа гидронасоса НП-108

Период наблюдений (календарный год) Объем выборки Параметры логарифмически нормального распределения Средняя наработка до отказа, час Средний ресурс, час

МО СКО

1992 78 7,6 0,62 2307 1904

1993 59 7,5 0,67 2314 1854

1994 39 7,7 0,52 2556 2230

1995 39 7,6 0,98 3353 2079

1996 44 7,7 0,48 2584 2308

1997 30 7,5 0,92 2802 1828

1998 41 7,9 0,62 3214 2653

1999 26 7,9 0,74 3637 2770

2000 14 7,8 0,44 2923 2923

2001 24 7,8 0,49 2865 2547

Дополнительно для уточнения вида закона распределения наработки до отказа НП-108 и для использования параметров распределения при формировании рациональной процедуры ТО НП-108 проводилась статистическая оценка результатов эксплуатационных наблюдений за 10 лет (с 01.01.92 г. по 31.12.01 г.). Результаты представлены на рис. 2-4. Гипотеза о логарифмически нормальном распределении подтверждена, при этом объем выборки составил 327 наблюдений.

3. Разработка рекомендаций по формированию оптимальной процедуры ТО гидронасоса НП-108

Процедуры технического обслуживания гидронасоса НП-108 включают перечень и содержание работ (профилактическое обслуживание и замена отказавших гидронасосов), а также периодичность их выполнения.

Перечень и содержание работ определяются конструктивными особенностями гидросистемы Ил-86, подробно рассмотрены в пункте 1 и не требуют корректировки. Поэтому формирование процедуры ТО НП-108 - это обоснование рациональной периодичности выполнения работ с учетом накопленного опыта эксплуатации. Рассматривая практическую реализацию стратегии технической эксплуатации НП-108 в рамках ресурса двигателя НК-86, следует выделить необходимость определения оптимальной периодичности выполнения таких работ: 1) проверка работоспособности НП-108; 2) предупредительная профилактическая замена НП-108 до наступления отказа; 3) замена отказавших НП-108.

Периодичность проверки работоспособности НП-108 определялась по результатам статистического анализа наработки до отказа. Подтвержденная гипотеза о логарифмически нормальном распределении наработки до отказа отражает физический процесс развития и накопления неисправностей в гидронасосе. Многократными исследованиями [4] доказано, что логарифмически нормальный закон распределения наилучшим образом аппроксимирует постепенное накопление повреждений.

Определение закона распределения наработки до отказа НП-108 проводилось по статистическим данным, собранным за период 01.01.92 - 31.12.01.

К характеру повреждений исследуемого класса следует отнести износовый характер отказов, проявление усталостных разрушений, старение уплотнений, накопление коррозионных повреждений. Интенсивность таких отказов возрастает со временем эксплуатации.

Q = В.50 Т = 2157 Среднее = 2731 СКО = 2120

Р = 0.50 Дисперс = 4.5е+6 К.вар = 0.78

Распределение Параметры Критерии

Экспоненцнальн Интенсивн = 3.7е—4 0.0000 0.0000

Вейбулла Масштаб = 2989 0.оооо

Форма = 1.4 0.оооо

Норм.усеченное Среднее = 2692 0.DOOO

СКО = 2221 D.QQOO

Логнормальное Лог.средн = 7.7 О.D043

СКО = О .69 EJ. ОООО

Гамма Интенсивн = 8.9е—4 0.0011

Степень = 2.4 0.ОООО

Равномерное Левая гр. 1QO О.ОООО

Правая гр — 19965 0.ОООО

Рис. 2. Определение закона распределения наработки до отказа НП-108 (01.01.92 - 31.12.01)

Для определения оптимальной периодичности проверок работоспособности НП-108 использовались результаты статистического анализа десяти выборок, сформированных и исследованных в пункте 2. Рассматривалась такая характеристика, как средняя наработка до отказа и определялось ее среднее межвыборочное значение. Построение функции распределения и плотности распределения средней наработки до отказа НП-108 выполнялось с использованием системы «ДИАНА». Результаты статистического анализа средней наработки до отказа представлены на рис. 4 - 6. Подтвердился логарифмически нормальный закон распределения средней наработки до отказа. Определение периодичности ТО НП-108 выполнялось по заданной вероятности безотказной работы Рзад = 0,95, что обеспечивает выполнение условий безопасности полетов. Наработка, при которой выполнялось условие Р(і >Рзад, составила 2226 часов. Таким образом, проверку работоспособности гидронасоса НП-108 Ил-86 целесообразно выполнять при форме «3» (2000±30 ч) вместо формы «1» (333±30 ч).

Процесс замены НП-108 по факту отказа является случайным и требует при ТО внеплановых затрат на операцию «демонтаж - монтаж». Представляется целесообразным оценить ожидаемую периодичность проведения таких работ по результатам статистического анализа наработки до отказа гидронасоса, выполненного в пункте 2. Для этого была использована такая характеристика, как средний ресурс, полученная по результатам обработки данных десяти выборок. С использованием системы «ДИАНА» определялось межвыборочное значение величины среднего ресурса. Результат оценки представлен на рис. 5, 6. Среднее межвыборочное значение составило 2310 ч. Таким образом, получен результат, который позволит планировать необходимое количество запасных гидронасосов с учетом интенсивности использования парка Ил-86 и прогнозировать ожидаемые затраты труда и времени на замену отказавших НП-108.

Рис. 3. Статистические оценки средней наработки до отказа НП-108

Среднее = 2855 СКО = 416

Дисперс = 173114 К.кар =0.15

Распределение Параметры Критерий

Экспоненциальн Интенсивн - З.Бе-4 0.0022 0.0000

Вейбулла Масштаб = 3040 0.8582

Форма = 7.2 0.4142

Норн.усеченное Среднее = 2856 0.9633

СКО = 419 0.3613

Логнормальное Лог.средн - 7.9 0.9826

СКО = □ .14 0.3613

Гамма Интенсивн = 0.017 0.9767

Степень = 47 0.3613

Равномерное Левая гр. = 2307 0.4047

Правая гр £ 3637 0.1968

Рис. 4. Определение закона распределения средней наработки до отказа НП-108

Для определения оптимальной периодичности предупредительных профилактических замен гидронасоса НП-108 в [3] представлена модель, которая позволяет вычислить значение оптимального ресурса агрегата, по истечении которого, несмотря на работоспособное состояние, гидронасос должен быть заменен на новый. Такая профилактическая замена позволит сократить число отказов НП-108 при дальнейшей их эксплуатации с целью обеспечения безопасности полетов. Исходной информацией для моделирования является функция интенсивности отказов от наработки 1(1). Анализ наработок до отказа НП-108 позволяет определить эту зависимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Статистическая оценка среднего ресурса насоса НП-108

Рис.6. Определение закона распределения наработки до отказа НП-108

Подтвержденный логарифмически нормальный закон распределения наработки до отказа гидронасоса имеет следующие характеристики: плотность распределения - f(t); вероятность безотказной работы - P(t); интенсивность отказов l(t), которые определяются представленными ниже выражениями:

(!n(t)-tcp)2

1------------2---

f(t) = -------f= е 2s ,

t • sV 2p

где t - математическое ожидание наработки до отказа;

s - среднеквадратическое отклонение наработки до отказа; t - наработка до отказа, случайная непрерывная величина;

___ ¥ 1

P(t) =1/g42p f— exp{-((lnt-1 )2/2s2)}dt;

t

t1

1 t 1

1(t) = - exp{-((ln t - tcp )2/2s2)} / f - exp{-((ln t - tcp )2/2s2)}dt.

t 0

Рис. 7. Исходная информация для определения интенсивности отказов НП-108

Для получения зависимости l(t) в системе «ДИАНА» были построены функции P(t) и f(t) для логарифмически нормального распределения с параметрами (МО = 7,9; СКО = 0,14), которые соответствуют распределению наработки до отказа, полученному по результатам анализа десяти выборок наработки до отказа НП-108 (рис. 4). В результате статистического анализа получены графики функций 1 — P(t) и f(t) (рис. 7) и построены графики зависимости l(t) (рис. 8).

I :: | ’ „

' : ' ^;

: Ш'ШШХЩЩШШ

\: і і, •: Ч !-1! 'V-: ! И ill: £. У 1|УУ ill: IjJ:

: ¡К!:! Ж:'йп ШыЖШшЖщУ: ШШШШШЩШт

ч. . .¡¡¡Л:]!:."--:!,:1: ^ ■: У І: У : : 1 1 ■ U УГУ: У- чУУУУ.

Щ і Щ . : ' ' ' ' ЇС 11|1 І1 ИМ

У

У ! : ! -мШ йЖ ШII - У У : т| :чі: : і :

/ ■

2000 2250 2500 2750 3000 3250

__ Наработка, час.

Рис. 8. Зависимость интенсивности отказов НП-108 Ил-86 от наработки (по статистическим

данным за период с 01.01.92 г. по 31.12.01 г.)

Таким образом, получены исходные данные для моделирования оптимальной периодичности предупредительных профилактических замен гидронасоса НП-108, которые в настоящее время не проводятся.

Рекомендации по формированию рациональной процедуры ТО гидронасоса НП-108 представлены в табл. 2.

Таблица 2

Рекомендации по формированию рациональной процедуры ТО гидронасоса НП-108

Действующая Рекомендуемая

№ п/п Процедура ТО Пункт регламен- та Пункт техноло-гич. указаний Перио- дич- ность Пункт регла- мента Пункт техноло-гич. указаний Периодич- ность

1. Осмотр агрегатов гидросистемы (сети источников давления) 29.10.00.01 201-202 ф «1» (333 ч.) 29.10.00.01 201-202 ф «1» (333 ч.)

2. Проверка работоспособно-сти НП-108 29.10.00.04 207-209 ф «1» (333 ч.) 29.10.00.04 207-209 ф «3» (2000ч.)

3. Замена отказавших НП-108 (демонтаж - монтаж) 401-406 411-417 по факту отказа 401-406 411-417 по факту отказа и через То

4. Предупредительная профилактическая замена НП-108 (демонтаж -монтаж) ввести в пункт регламента 401-406 411-417 %= 2310ч

4. Определение функций распределения наработок до появления трещин в элементах функциональных систем Ил-86

Техническая эксплуатация по состоянию элементов функциональных систем предполагает определение оптимальной периодичности контроля повреждений, возникающих из-за ударных нагрузок. Основной тип повреждения - трещины, которые приводят к потере целостности конструкции и дальнейшему развитию таких повреждений в отказ.

Применение моделей, рассмотренных в разделах [3], предполагает предварительное исследование функций распределения наработки до появления трещин.

Для решения этой задачи был проанализирован опыт эксплуатации Ил-86 за период с 01.01.92 г. по 31.12.01 г., и выявлены моменты возникновения повреждений в виде трещин в элементах функциональных систем. Исследования выполнялись на примере системы кондиционирования воздуха, шасси, гидравлической системы, колес и тормозов. Статистические данные по выявленным повреждениям в виде трещин представлены в [3] (табл. П 3.11 - П 3.14). Причины возникновения наблюдаемых повреждений - разовые перегрузки (грубая посадка и т. д.) и знакопеременные нагрузки (усталостные повреждения).

Результаты статистической оценки накопленных данных представлены на рисунках в [3].

Для всех функциональных систем получены функции распределения наработки до обнаружения трещин, определены параметры выявленных законов распределения данных наработок, определены средне-статистические значения исследуемых наработок и ^-процентные ресурсы для у= 95%. Результаты исследований представлены в табл. 3.

Таблица 3

Функции распределения наработок до обнаружения трещин

Функциональная система Количество наблюде- ний Закон распределения наработки до появления трещин Средняя наработка до появления трещины, ч Гаммапроцентный ресурс Тр g= 95% , ч

Г идросистема 25 Вейбулла 14583 9133

Шасси 37 Вейбулла 15055 7948

СКВ 75 Вейбулла 13662 6695

Колеса и тормоза 33 логнормальный 5279 507

Полученные результаты позволяют использовать модели, разработанные в [3], для формирования оптимальных процедур ТО элементов функциональных систем Ил-86 при их эксплуатации по состоянию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регламент технического обслуживания Ил-86 (РО 86). Гидравлическая система. Изменение № 13, 1985.

2. Руководство по технической эксплуатации Ил-86 (РЭ). Кн. 29, 1981.

3. Красько С.Е. Обоснование оптимальных процедур обслуживания по состоянию систем воздушных судов гражданской авиации, подверженных в процессе эксплуатации случайным ударным нагрузкам и деградациям. Дисс. ...канд. техн. наук. - М., 2003.

4. Справочник по надежности. Том 1. - М.: Мир, 1969.

ON OPTIMUM PROCEDURES OF THE PROPHYLACTIC REPLACEMENTS OF SOME AIR VESSEL’ AGGREGATES (BY THE EXPERIENCE OF IL-86 EXPLOITATION)

Gipich G.N., Krasko S.Ye., Mjazin N.G., Ribyakov V.N.

The article consider the forming optimum procedures of the technical maintenance of the air vessel’ aggregates by the experience of IL-86 exploitation.

Сведения об авторах

Гипич Геннадий Николаевич, 1948 г.р., окончил КИИГА (1973), МИУ (1989), Академию народного хозяйства им. Г.В.Плеханова (1993), кандидат технических наук, советник генерального директора ЛИИ им. М.М. Громова, автор 30 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта.

Красько Сергей Евгеньевич, 1959 г.р., окончил РИИГА (1981), кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИИ МО, автор 9 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта.

Мязин Николай Гаврилович, 1959 г.р., окончил Академию ГА (1992), соискатель МГТУ ГА, генеральный директор авиакомпании “Заполярье”, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта.

Рыбьяков Виктор Николаевич, 1950 г.р., окончил КИИГА (1978), генеральный директор авиакомпании “АНВ”, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.