УДК 338.43
Н. С. Захаров, В. Н. Пермяков, О. А. Новоселов
ВЛИЯНИЕ СЕЗОННЫХ УСЛОВИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ
ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
N. S. Zakharov, V. N. Permyakov, O. A. Novoselov THE INFLUENCE OF SEASON CONDITIONS ON THE RELIABILITY
OF TRACK-TYPE MACHINE FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «TYUMEN STATE OIL AND GAS UNIVERSITY»
Аннотация: В статье рассматривается проблема обеспечения надежности гусеничных машин, работающих в агропромышленном комплексе. На основе пассивного эксперимента рассчитан параметр потока отказов для каждого месяца. Установлена закономерность влияния температуры воздуха на параметр потока отказов тракторов. Предложена методика расчета потребности в запасных частях с учетом сезонных условий, рассчитаны значения коэффициента корректирования потребности.
Ключевые слова: гусеничные машины; надежность; параметр потока отказов; запасные части.
Николай Степанович Захаров
№ко1ау 81ерапоу1сИ 7акЬагоу доктор технических наук, профессор [email protected]
Олег Александрович Новоселов
О^ A1eksandrovich Novose1ov кандидат технических наук, доцент [email protected]
Введение. Сельскохозяйственное производство -важнейшая отрасль экономики Российской Федерации, обеспечивающая продовольственную безопасность страны.
Существенную роль в обеспечении работы предприятий агропромышленного комплекса играет транспортно-технологическая система (ТТС). От надежности и эффективности ее функционирования зависят своевременность доставки грузов и персонала, простои бригад из-за отсутствия или отказа транспортно-технологических машин, а также себестоимость конечного продукта. В то же время существует ряд проблем, в частности - обеспечение технической готовности транспортных и технологических машин [1].
Abstract: The article deals with the problem of ensuring reliability of tracked vehicles, working in the agricultural sector. On the basis of a passive experiment the parameter of failure flow for each month was estimated. The regularity of the influence of temperature on the failure flow parameter of tractors was set. The method of calculation of the need for replacement parts taking into account the season conditions was suggested, the values of proration factor were estimated.
Key words: tracked vehicles; reliability; failure flow parameter; replacement parts.
j Владимир Николаевич Пермяков
Vladimir Nickolaevich Permyakov доктор технических наук, профессор ~ j v.n.permyakov(a!mail.ru
При поддержании работоспособности гусеничных машин необходимо помимо профилактических воздействий устранять отказы, возникающие между техническими обслуживаниями [2]. Для этого необходима производственно-техническая база, персонал, запасные части и материалы [3-6]. Учитывая, что в агропромышленном комплексе машины работают в меняющихся условиях и с переменной интенсивностью, для планирования ремонтов необходимо знать фактические значения показателей надежности элементов машин [1].
Методика. В качестве показателей надежности гусеничных машин выбраны наработки на отказ и параметр потока отказов.
Для установления фактических наработок на отказ проведены экспериментальные исследования надежности гусеничных тракторов, работающих в агропромышленном комплексе Тобольского и Вагай-ского районов Тюменской области. Выявлены типичные отказы.
62 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА
На основе данных о количестве отказов и фактических наработок рассчитаны параметры потока отказов за каждый месяц в течение года. Далее рассмотрено влияние среднемесячной температуры воздуха на параметр потока отказов в течение года. Выдвинута гипотеза о возможности описания рассматриваемой зависимости квадратичной моделью.
Результаты. Установлено, что наибольшая доля отказов приходится на сцепление (15 %), редуктор конечной передачи (13 %), топливный насос высокого давления (ТНВД) (10 %).
Полученные выборки наработок на отказ обработаны с помощью программы «REGRESS» [7]. Результаты представлены в графическом виде на рисунке.
На основе полученных результатов предлагается потребность в запасных частях N за период времени Т рассчитывать по формуле:
4:
N = Н ■ Т ■ К , ]=1
где Н - норма расхода запасных частей на моточас работы трактора; 1'7 - интенсивность эксплуатацииу-го трактора
за 7-й период; Ас - списочное количество тракторов; К - коэффициент сезонной неравномерности
требований на запасные части. Численные значения коэффициента К приведены в таблице.
Температура воздуха, °С
Рисунок - Влияние температуры воздуха на параметр потока отказов тракторов
Выводы. Анализ полученных результатов показал следующее.
1 Наработки на отказ варьируют в широких пределах: значения коэффициента вариации для разных выборок составили от 0,32 до 0,57. Меньшие значения относятся к отказам, реализующимся в результате непрерывных процессов изменения технического состояния, а большие - дискретных процессов.
2 Эмпирические распределения наработок на отказ с вероятностью более 0,95 адекватно аппрок-
симируются логарифмически нормальным законом (в 34 % случаев) и законом Вейбулла (в 66 % случаев).
3 Экспериментально определено фактическое ко -личество отказов тракторов по месяцам в течение года.
4 В результате выполненных исследований установлена закономерность влияния температуры воздуха на надежность тракторов.
5 Разработаны рекомендации по организации снабжения запасными частями с учетом сезонных условий.
Таблица - Численные значения коэффициента сезонной неравномерности требований на запасные части
Месяцы Значения К для систем
Сцепление Редуктор конечной передачи Промежуточная опора карданного вала ТНВД Распределитель гидросистемы Прочие Общее количество
Январь 0,22 0,35 0,97 0,32 0,46 0,57 0,48
Февраль 0,44 0,52 1,30 0,65 0,46 0,73 0,68
Март 0,87 0,17 0,97 0,97 1,38 0,57 0,68
Апрель 1,31 1,04 0,65 1,95 0,92 0,73 1,00
Май 1,75 1,91 1,62 1,30 2,31 1,78 1,77
Июнь 1,09 1,39 0,65 0,97 0,92 1,38 1,19
Июль 0,87 0,70 0,32 0,65 0,46 1,70 1,06
Август 1,96 2,09 0,32 1,95 1,38 1,30 1,52
Сентябрь 1,53 1,57 0,97 0,97 1,38 1,54 1,42
Октябрь 0,87 1,39 1,95 0,65 0,46 0,65 0,94
Ноябрь 0,65 0,35 1,62 0,65 1,38 0,57 0,71
Декабрь 0,44 0,52 0,65 0,97 0,46 0,49 0,55
Список литературы
1 Факторы, влияющие на продолжительность простоя транспортно-технологических машин в текущем ремонте / Н. С. Захаров [и др.] // Нефтяное хозяйство. - 2014. - № 4. - С. 82-84.
2 Захаров Н. С., Логачев В. Г., Макарова А. Н. Оценка надежности автомобилей с учетом вариации фактической периодичности технического обслуживания // Известия Тульского государственного университета. - 2012. - № 12.- Ч. 2. - С. 186-191.
3 Захаров Н. С., Абакумов Г. В., Шевелев Е. С. Влияние сезонных условий на оптимальное количество постов технического обслуживания автомобилей // Транспорт Урала. - 2008. - № 1. - С. 72-76.
4 Захаров Н. С., Абакумов Г. В., Карнаухов В. Н. Влияние неравномерности интенсивности эксплуатации автомобилей на время простоя исполнителей
технического обслуживания // Известия Тульского государственного университета. Технические науки.
- 2012. - № 12-2. - С. 167-173.
5 Моделирование потока требований на запасные части при эксплуатации специальной нефтепромысловой техники с учетом влияния сезонных факторов / Р. Зиганшин [и др.] // Логистика. - 2013.
- № 4 (77). - С. 50-52.
6 Зиганшин Р. А., Захаров Н. С., Зиганшина А. В. Формирование потока требований на запасные части при эксплуатации специальной нефтепромысловой техники с учетом влияния сезонных факторов // Перспективы науки. - 2013. - № 10 (49).
- С. 11-17.
7 Захаров Н. С. Программа «REGRESS». Руководство пользователя. - Тюмень : ТюмГНГУ, 1999.
- 52 с.