АНАЛИЗ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ ПРИНЯТЫХ И ПЕРЕДАННЫХ ДАННЫХ О НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАХ
ANALYSIS OF THE INFORMATION SYSTEM FOR ACCOUNTING AND STORAGE OF RECEIVED AND TRANSMITTED DATA ON TAXPAYERS
УДК: 658 ББК: 32.97-018.2
Вараксин С.Ю. ИСЗ-612
Руководитель д.т.н., профессор Краснов С.В. Волжский университет им. В.Н. Татищева г. Тольятти, Россия
Calvert, S. Yu.
ключевые слова: вычислительные машины, системы, комплексы, сети key terms: computing machine, system, complexes, network
аннотация: представлен материал об особенностях проектирования и использования вычислительных машин, систем, комплексов и сетей
annotation: the material presented about the features of the design and use of computers, systems, complexes and networks
Федеральная налоговая служба России заняла свою прочную позицию в экономике страны. Федеральная налоговая служба производит не только сбор налогов в федеральный, местный и региональный бюджеты, но и ведет учет как юридических, так и физических лиц.
В каждом регионе РФ имеется управление, в подчинении которого расположены инспекции. Каждая инспекция ведет деятельность по определенному административно-территориальному участку региона.
Все инспекции снабжены программным обеспечением, специально разработанным для налогового администрирования. Система АИС Налог разработана на основе клиент-серверной технологии в Нижнем Новгороде.
В данной работе рассмотрена одна из функций налоговой инспекции, а именно функции приема/передачи налогоплательщиков. Процесс приема/передачи налогоплательщиков производится на основании приказа ФНС России от 06.11.2007 г № ММ-4-09/30ДСП.
Технологические процессы приема и передачи налогоплательщиков производятся в основной базе данных налоговой инспекции. В основной базе хранятся данные о налогоплательщике - наименование организации (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), ИНН, КПП (для юридических лиц), дата снятия с учета, ИФНС, куда передается лицо.
Организация процесса приема налогоплательщиков заключается в следующем: инспекция-отправитель размещает на FTP сервере инспекции-получателя контейнер
(контейнер - специальная база данных, содержащая данные только о налогоплательщике. Контейнер формируется с помощью техпроцесса в АИС Налог) с учетными данными организации, одновременно отправляя сопроводительное письмо о передаче налогоплательщика. Отдел информационных технологий получив контейнер и сопроводительное письмо проверяет совпадение контрольных сумм (в сопроводительном письме инспекции-отправителя и при разархивации контейнера), отправляется подтверждение о совпадении или несовпадении контрольных сумм, и в случае совпадения принимает контейнер с учетными данными (часть 1) в базу данных, сообщая об этом служебной запиской во все задействованные в процессе отделы инспекции. Далее аналогично происходит прием контейнера с данными карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) (часть 2).
Организация процесса передачи налогоплательщиков заключается в следующем: отдел регистрации и учета налогоплательщиков сообщает служебной запиской о снятии с учета организации, отдел информационных технологий производит выгрузку контейнера с учетными данными (часть 1), формирует сопроводительные письма и отправляет на FTP сервер инспекции-получателя заархивированный файл контейнер. Далее отдел учета и отчетности сообщает служебной запиской об отправке данных КРСБ, отдел информационных технологий производит выгрузку контейнера с данными из КРСБ (часть 2), формирует сопроводительные письма и отправляет на FTP сервер инспекции-получателя заархивированный файл-контейнер.
Также требуются ежемесячные/ежеквартальные/годовые отчеты о принятых и переданных налогоплательщиках.
В настоящее время формирование служебных записок, заказа на отправку, сопроводительных писем, решений о закрытии КЛС, отчетов о принятых и переданных данных о налогоплательщиках, архивация/разархивация контейнеров (с вычислением контрольной суммы), отправка заархивированного контейнера на FTP-сервер инспекции-получателя осуществляется вручную, что проводит к большим затратам времени, а следовательно и уменьшению производительности труда задействованных отделов. Особенно много времени отнимает оперативное представление данных о принимаемом или передаваемом налогоплательщике. Кроме того, при ручном формировании различных документов вследствие человеческого фактора неизбежно возникновение ошибок и неточностей.
Таким образом, повышение эффективности процессов приема/передачи данных о налогоплательщиках является актуальной проблемой для налоговой инспекции.
В основном при приеме/передаче задействованы следующие отделы: отдел регистрации и учета налогоплательщиков; отчета учета, отчетности и анализа; отдел информационных технологий
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков выполняет следующие функции:
- формирование служебных записок о снятии с учета и смене адреса организации всем отделам инспекции;
- формирование служебных записок о снятии с учета и смене адреса индивидуального предпринимателя всем отделам инспекции;
- заполнение баз данных учета служебных записок.
Отдел учета, отчетности и анализа выполняет следующие функции:
- формирование служебных записок о выгрузке лицевых счетов в отдел информационных технологий;
формирование служебных записок о передаче документов в отдел общего обеспечения;
- формирование решений о закрытии лицевых счетов;
- формирование служебных записок о закрытии лицевых счетов индивидуального предпринимателя в отдел информационных технологий;
заполнение баз данных учета служебных записок. Отдел информационных технологий при приеме налогоплательщика выполняет следующие функции:
разархивация контейнера с проверкой контрольной суммы;
- формирование заказа и сопроводительных писем о приеме/отказе в приеме контейнера;
формирование служебных записок о загрузке контейнера в базу данных в
отделы;
формирование отчета о принятых налогоплательщиках за период. заполнение баз данных учета принятых налогоплательщиков. Отдел информационных технологий при передаче налогоплательщика выполняет следующие функции:
архивация контейнера с вычислением контрольной суммы;
- отправка контейнера на FTP-сервер инспекции-получателя; формирование заказа и сопроводительных писем о размещении контейнера на
БТР-сервере инспекции-получателя;
формирование отчета о переданных налогоплательщиках за период. заполнение баз данных учета переданных налогоплательщиков. Структура отделов инспекции представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура отделов инспекции
Процессы приема и передачи налогоплательщиков являются обязательными и выполняются в строгом соответствии с приказом ФНС России от 06.11.2007 г № ММ-4-09/30ДСП и внутренним приказом МИ ФНС № 15 по Самарской области от 20.11.2007 №01-01/43.
Процесс приема налогоплательщика заключается в следующем: инспекция по прежнему месту учета налогоплательщика отправляет на FTP-сервер инспекции получателя контейнер ЕГРН, сообщая об этом сопроводительным письмом в адрес инспекции. Отдел информационных технологий получив контейнер проверяет контрольные суммы архива, и сообщает об успешном/неуспешном приеме файла и загружает контейнер в базу данных. О чем сообщает всем отделам инспекции служебной запиской. Мероприятия по приему контейнера КЛС аналогичны.
Процесс передачи налогоплательщика заключается в следующем: организация (или индивидуальный предприниматель) подает заявление в инспекцию по месту учета о смене адреса. В этот момент налогоплательщик становится в состоянии передачи. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков проводит мероприятия по снятию с учета налогоплательщика и формирует служебную записку в отделы инспекции о снятии с учета налогоплательщика с названием инспекции по новому месту учета. В течении следующего рабочего дня после получения служебной записки отдел информационных технологий должен выгрузить контейнер с данными ЕГРН (единого государственного реестра налогоплательщика), заархивировать контейнер с вычислением контрольнйо суммы и отправить на FTP-сервер инспекции-получателя, написать и отправить сопроводительное письмо с указанием данных о налогоплательщике (название организации (или ФИО), ИНН, КПП, название архива-контейнера, контрольную сумму и версию программы на которой была произведена выгрузка).
Далее в 10-дневный срок (считаются рабочие дни) остальные отделы проводят мероприятия по передаче. На 9-й день отдел учета, отчетности и анализа формируют служебную записку о выгрузке КЛС (карточка лицевого счета) в отдел информационных технологий, служебную записку о передаче документов в отдел общего обеспечения, и решение о закрытии лицевых счетов. В течении следующего рабочего дня после получения служебной записки отдел информационных технологий должен выгрузить контейнер с данными КЛС. Действия аналогичны при выгрузке контейнера ЕГРН.
Контейнер должен быть заархивирован в формате *.ад и вычислена контрольная сумма. Название заархивированного файла также должно иметь следующий вид: XXXX_YYYY_BDK_DD.MM.YYYY_HH.MM.arj, где
ХХХХ - код ИФНС-отправителя;
УУУУ - код ИФНС-получателя;
DD.MM.YYYY - дата отправки;
НН.ММ - время отправки.
Следует учесть один важный момент, что организация (индивидуальный предприниматель) может поменять местонахождение как на местонахождение в пределах региона РФ, так и за пределы данного региона РФ. Отличие заключатся в написании сопроводительных писем, т.е. при передаче налогоплательщика в иной регион РФ сопроводительное письмо идет через управление ФНС России транзитом в инспекцию-получатель.
Ежемесячно для ведения отчетности требуется составление отчетов по принятым и переданным организациям.
В настоящее время все эти функции выполняются вручную.
Для выявления недостатков существующей организации работ была построена модель предметной области в виде функциональной схемы (SADT-модели) нескольких уровней (рисунок 2).
Функциональная модель представляет с требуемой степенью детализации систему функций, которые в свою очередь отражают свои взаимоотношения через объекты системы. Конечным результатом процесса SADT-моделирования является набор тщательно взаимосвязанных описаний, начиная с описания самого верхнего уровня всей системы и кончая подробным описанием деталей или операций системы.
Каждое из таких тщательно взаимосогласованных описаний называется диаграммой. SADT-модель объединяет и организует диаграммы в иерархические структуры, в которых диаграммы наверху модели менее детализированы, чем диаграммы нижних уровней. Другими словами, модель SADT можно представить в виде древовидной структуры диаграмм, где верхняя диаграмма является наиболее общей, а самые нижние наиболее детализированы.
Диаграмма нулевого уровня (рисунок 2) описывает процесс приема/передачи данных о налогоплательщиках как функцию, в основе которой лежит преобразование входящих данных (справочные данные, принимаемые налогоплательщики, передаваемые налогоплательщики) в отчеты о принятых и переданных налогоплательщиках, служебные записки, заказ на отправку и сопроводительное письмо, решение о закрытии КЛС при строгом соблюдении приказов ФНС России и МИ ФНС России № 15.
Диаграмма на рисунке 3 детализирует предыдущую, указывая на несколько главных функций процесса приема/передачи налогоплательщиков: формирвоание служебной записки о снятии с учета, служебные записки о выгрузке КЛС, передача налогоплательщиков, прием налогоплательщиков.
Из диаграммы видно, что информационная система АИС Налог участвует в процессах передачи и приема налогоплательщиков. Формирование служебной записки о снятии с учета налогоплательщиков, формирование служебной записки о выгрузке КЛС и всех выходных документов производится вручную.
После проведения процесса декомпозиции процесса приема/передачи налогоплательщиков была получена диаграмма следующего уровня модели, представленная на рисунке 4.
В ней отражены основные функции, выполняемые отделом информационных технологий в процессе приема/передачи налогоплательщиков: прием/передача налогоплательщиков, формирование заказа на отправку, сопроводительного письма, отправка контейнера на FTP-сервер, формирование служебной записки о приеме налогоплательщика.
Самым существенным минусом ручной обработки документации являются большие затраты времени на выборку необходимых данных, их классификацию и группировку, а также на оформление выходной документации.
Рисунок 4 - Функциональная модель предметной области (уровень 2)
Ручной ввод бумажных форм и документов отнимает достаточно много времени и характеризуется ошибками ввода. Количество ошибок ввода растет по мере накопления усталости оператора.
Ручной способ обработки документов влечет многократный контроль качества ввода информации, что увеличивает время и себестоимость работ.
К другим недостаткам существующей организации документооборота предметной области «Учет и хранение принятых и переданных о налогоплательщиках» относятся:
- большие затраты времени отделов регистрации и учета налогоплательщиков и учета, отчетности и анализа на формирование служебных записок;
большие затраты времени отдела информационных технологий на формирование служебных записок, заказов на отправку, сопроводительных писем, архивацию (разархивацию) контейнеров, вычисление контрольной суммы, отправку на FTP-сервер ИФНС-получателя;
большая вероятность возникновения ошибок при формировании выходных документов вследствие человеческого фактора;
невозможность оперативного предоставления данных о состоянии принятых/переданных данных о налогоплательщиках;
невозможность оперативного предоставления отчетов по
принятым/переданным данным о налогоплательщиках.
Автоматизация функций процесса приема/передачи налогоплательщиков позволит значительно увеличить производительность труда задействованных отделов, а также повысить качество формируемой выходной информации.
Функционирование информационной системы учета и хранения принятых и переданных данных о налогоплательщиках может дать желаемый эффект при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации, ядром которой является компьютер.
Реализация этого подхода при разработке и функционировании может принести ощутимые результаты - информационная система по учету и хранению принятых и переданных данных о налогоплательщиках станет средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности инспекторов.
Библиографический список:
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное
пособие. - М.: ИНФРА-М,1999.-260с. 2. Сачко Н.С. Организация и оперативное управление машиностроительным производством: учебник/Н.С. Сачко. - 2-е изд. Стер. - Мн.: Новое знание, 2006. - 636 с.: ил. - (Техническое образование).
3. А.с. 1218342 СССР, МКИ4 G01R 27/02. Преобразователь емкости и сопротивления в интервал времени/ Л.И.Волгин, А.И.Зарукин, Ю.Г.Тетенькин // Б.И.-1986.- №10.
4. Волгин Л.И., Тетенькин Ю.Г. Аналого-цифровой преобразователь R,C-параметров// Цифровая информационно-измерительная техника. Межвуз. сб. научн.тр. / Пенз. политехн. ин-т.- Пенза, 1986.-Вып.16.- С.102-108.
5. А.с. 479054 СССР, МКИ3 G01R 27/00 . Способ цифрового измерения девиации сопротивления. В.С.Гутников, Х.Б.Аль-Рише // Б.И.- 1975.-№28.
6. Тетенькин Ю.Г. Совершенствование АЦП для параметрических датчиков на основе метода двухтактного интегрирования. Проблемы и решения современной технологии: Сб. научных трудов ПТИСУ Поволж. технологии.ин-т сервиса.- Тольятти, 1998,- Вып.4, ч.2. - С.17-22.