2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ
2.1. АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ
Кузнецова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Место работы: Российский государственный социальный университет
Аннотация: В статье даны некоторые практические советы специалистам в области коммуникативного менеджмента в целях получения ими новых знаний, навыков и опыта в означенном виде их профессиональной деятельности. В настоящем материале приводится рекомендуемая схема рассуждений и планируемых действий специалистов организаций для целей ситуационного анализа обстоятельств, позволяющих решить в комплексе задачи, стоящие перед организациями.
Ключевые слова: коммуникационный менеджмент, коммуникативный менеджмент, почтовая связь, опись вложения, письменная корреспонденция, внутреннее почтовое отправление, носитель информации, почтовый конверт, информативный документ.
ASPECTS OF APPLIED COMMUNICATIONS MANAGEMENT
Kouznetsova Elena A., PhD, associate professor Work place: Russian state social University
Annotation: The article outlines some practical recommendations targeted at communicative management specialists. Acting on these, the professionals will be able to extend their knowledge, skill set, and experience. The paper presents reasoning models as well as flow charts for situation assessment managers to find solutions to problems their company faces. Keywords: communications management, communicative management, the postal service, inventory attachment, written correspondence, domestic mailing, media information, postal envelope, informative document.
Всякое очередное привнесение в наш понятийный запас новых заимствованных иноязычных терминов, как правило, порождает не единообразное их толкование и путаницу, особенно, когда при этом ещё и допускаются различия в их написании, что приводит к лингвистическим ошибкам.
Так случилось и в этот раз.
Общепризнанной теории или концепции деятельности по управлению коммуникациями (в обоих значениях этого слова) на сегодняшний день ещё не
сложилось. При этом коммуникационный менеджмент от коммуникативного менеджмента следует различать не только по написанию, но и по смысловому значению.
В этом материале, речь пойдет не о коммуникационном менеджменте (деятельность в области управления средствами сообщения: передвижения и связи), а о менеджменте коммуникативном (управленческая деятельность в области средств и форм делового или дружеского общения)».
До новейших исторических времён, выполняя свои ежедневные прямые служебные обязанности, уполномоченные сотрудники организаций, учреждений и предприятий даже не представляли, что то, ЧТО они делают, имеет непосредственное отношение к коммуникативному менеджменту. При этом они вовсе не были вооружены специальной научной теорией. Просто они делали свою работу именно ТАК, потому что ТАК уж издавна повелось, ТАК было принято делать, именно ТАК их учили делать их наставники. Работники организаций и служащие учреждений всегда делали ТАК, думая при этом, что подчинены не научным установлениям, а тому, что принято называть «обычаем делового оборота».
Предлагаемый ниже материал носит привычный для многих наставнический характер в целях усвояемого познания учебной и научной дисциплины, какой собственно является коммуникативный менеджмент.
Для этого мы применим основной принцип обучения: от простого - к сложному, и продемонстрируем на примере, взятом из практики, самый простой вариант коммуникативного менеджмента.
В целях коммуникативного менеджмента даже в условиях современного этапа развития информационных технологий организациям вовсе не стоит отказываться от такой традиционной классической формы коммуникации, какой является почтовая связь.
Ниже мы приводим рекомендуемую схему рассуждений и планируемых действий специалиста по коммуникативному менеджменту организации для целей ситуационного анализа обстоятельств, а также решения задачи по оптимизации расходов (прямых затрат) и, в то же самое время, по добросовестному исполнению обязанностей налогоплательщика.
Речь пойдёт о практических советах организациям по поводу направления отчётности и иной письменной корреспонденции по почте.
Итак, в настоящее время не спорных способов представления отчётности более не существует.
Для налогоплательщиков, передающих налоговые декларации (расчёты) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, означенный «преимущественный» порядок представления информации, увы, не стал гарантией от судебных разбирательств с налоговыми органами.
Об этом красноречиво свидетельствует арбитражная практика, в частности, одно из «резонансных» дел Арбитражного суда г. Москвы - дело № А40-107240/12-90-539 (решение от 26.12.2012г.; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 г. № 09АП-5457/2013). Налоговые органы уже традиционно и вполне осознанно основывают свою позицию, как отмечено судом, на не имеющих юридической силы документах, а именно: документах внутреннего пользования, разработанных «в целях повышения качества(!) исполнения государственной функции, создания ком-фортных(!) условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов», а также документах, носящих межведомственный характер. Несмотря на то, что в очередной раз суды двух инстанций квалифицировали доводы налоговых органов как необоснованные и не соответствующие фактическим обстоятельствам, тем не менее, налоговики, по-прежнему, остаются верными своим ведомственным интересам.
Итак, наряду со всеми «преимуществами» (по мнению налоговых органов), которые возникают у налогоплательщика при представлении им отчётности по телекоммуникационным каналам связи, всё-таки, также возникают и серьёзные трудности, например:
- случаются технические сбои программного обеспечения при отправке деклараций (расчётов);
- случается продолжительное по времени приостановление электронного документооборота территориальных органов ФНС России и налогоплательщиков в связи с переходом налоговиков на новое программное обеспечение, реализующее требования новых внутриведомственных документов;
- у налогового органа возникают самые разнообразные проблемы в связи со случающимся техническим сбоем при открытии поступившей декларации (расчёта), которые, как следствие, трансформируются в серьёзные проблемы для налогоплательщиков (смотри решение от 26.12.2012г. Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-107240/12-90-539; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 г. № 09АП-5457/2013).
Надо полагать, что среднесписочная численность работников большинства организаций не превышает 100 человек. И, разумеется, многие из таких организаций, сделали свой выбор в пользу представления отчётности в электронной форме, дабы соответствовать требованиям времени, активно используя в своей деятельности возможности, предоставляемые современными техническими средствами. Тем не менее, в приведённых выше обстоятельствах налогоплательщики-организации означенной категории просто
обязаны иметь возможность выбирать способ представления отчётности.
К сожалению, законодатель принимает поправки к действующему налоговому законодательству, как правило, ухудшающие положение налогоплательщиков, и, более того, перечёркивающие собственно деятельность многих организаций, которые ещё могли бы работать и платить налоги в доходную часть государственного бюджета. Но государство, в худших традициях неправопослушного монополиста, раз за разом, для налогоплательщиков создаёт условия без-альтернативности, лишает их права и возможности выбора. Напомним, что с 1 января 2014 года круг лиц, имеющих право подавать отчётность по НДС на бумажном носителе, существенно ограничен. Для лиц, представляющих отчётность по НДС, новые правила предусматривают исключительно электронную форму подачи декларации по данному налогу.
И, тем не менее, всё-таки, пока ещё, за исключением НДС, альтернативным способом представления налоговой отчётности является отправка её по почте. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) не запрещает сочетать способы представления отчётности.
Более того, надо полагать, что среднесписочная численность работников подавляющего большинства организаций даже не превышает 50 человек. Поэтому эти организации и во взаимоотношениях с государственными внебюджетными фондами также могут использовать приведённые ниже универсальные рекомендации по отправке отчётности по почте аналогично порядку направления налоговой декларации (расчёта) в виде почтового отправления с описью вложения.
К тому же, наряду с налогоплательщиками-юридическими лицами, которые просто не имеют возможности представлять отчётность в электронном виде, многочисленные организации, хотя и располагающие необходимыми условиями и средствами, тем не менее, не собираются отказываться от представления «налоговой отчётности»1 в налоговый орган на бумажном носителе и продолжают сдавать её по почте.
Очевидно, что почтовую связь ещё очень и очень рано сбрасывать со счетов. Почта прекратит своё существование лишь тогда, когда человечество с помощью пока ещё немыслимых технических средств будет способно телепортировать (перемещать в пространстве) материальные объекты.
1 Примечание автора: здесь и далее для разнообразия используется идентичный термину «налоговая декларация» термин «налоговая отчётность», приведённый в первоначальной редакции названий раздела 5 и главы 13
Налогового кодекса Российской Федерации, и являющийся названием понятия «заявление налогоплательщика о данных, связанных с исчислением и уплатой (служащих основанием для исчисления и уплаты) налога».
Представление «налоговой декларации»2 (расчёта) по почте остаётся одним из наиболее удобных и доступных способов сдачи отчётности, предусмотренных НК РФ.
Это право налогоплательщика представлять «налоговую отчётность» по почте прямо предусмотрено нормами самого НК РФ (пункты 3, 4 ст. 80 главы 13 раздела 5).
И это право бесспорное, если только этой узаконенной возможностью налогоплательщика воспользоваться правильно и со знанием дела.
В статье 80 НК РФ установлен ряд важных правил о процедуре и порядке представления «налоговой декларации» (расчёта) в налоговый орган. В соответствии с ними, в частности, налогоплательщики, среднесписочная численность (здесь и далее выделено мной - примечание автора) которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых не превышает указанный предел, вправе направлять «налоговую отчётность» по почте. При этом днём её представления в налоговый орган является не день фактического получения собственно «налоговой декларации» (расчёта) налоговым органом, а считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
В первоначальной редакции статьи 80 НК РФ в пункте 2 содержалась императивная норма, которой было прямо предусмотрено, что «налоговая декларация» должна направляться налоговому органу по почте посредством заказного письма с описью вложения. Это означало, что если налогоплательщик пренебрёг указанными правилами (например, отправил «налоговую отчётность» простым, а не заказным, письмом; не составил опись вложения именно в заказное письмо), то считалось, что налогоплательщик не представил «налоговую декларацию» в налоговый орган, либо нарушил срок её представления. Означенная норма НК РФ не могла быть исполнена налогоплательщиками, в принципе, поскольку операторами (организациями) почтовой связи (например, ФГУП «Почта России») просто не была предусмотрена такая конкретная форма предоставления услуг как отправка именно заказных писем с описью вложения. Указанную норму, безусловно, нужно было устранять по причине невозможности её применения. И это, наконец-то, случилось по прошествии трёх лет с даты ввода в действие (01.01.1999г.) НК РФ.
Внесённые Федеральным законом от 28.12.2001г. № 180-ФЗ изменения в пункт 2 статьи 80 части первой НК РФ установили норму, имеющую характер новеллы. Законодатель предоставил-таки налогоплательщикам право выбора (из существующих альтернативных вари-
2 Примечание автора: здесь и далее для разнообразия используется идентичный термину «налоговая отчётность» термин «налоговая декларация», приведённый в действующей редакции названий раздела 5 и главы 13 Налогового кодекса Российской Федерации, и являющийся названием понятия «заявление налогоплательщика о данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (авансового платежа, сбора)».
антов) типа почтовой корреспонденции для направления «налоговой декларации» (расчёта) налоговому органу по почте, то есть не стал уточнять конкретный и обязательный для этих целей вид почтового отправления. Однако, рудиментарная норма об обязательности описи вложения не претерпела изменений.
К сожалению, означенные изменения не устранили существовавшие проблемы, но даже, напротив, к ним добавились новые. И камнем преткновения, разумеется, стало требование НК РФ о наличии описи вложения в почтовое отправление.
Ситуативность в ракурсе почтовых правил
Несмотря на то, что пунктом 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 (далее - Почтовые правила), операторам почтовой связи разрешается самостоятельно определять перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, основной оператор почтовой связи (ФГУП «Почта России») так и не включил оптимальные для налогоплательщиков регистрируемые заказные письма в «свой» «Перечень видов и категорий регистрируемых почтовых отправлений, принимаемых с описью вложения...»3.
По-прежнему, с описью всех отправляемых предметов означенной организацией федеральной почтовой связи принимаются только регистрируемые ценные почтовые отправления, а именно:
- письма с объявленной ценностью;
- письма 1 класса с объявленной ценностью;
- бандероли с объявленной ценностью;
- бандероли 1 класса с объявленной ценностью;
- посылки с объявленной ценностью.
Безусловно, прекрасно зная о требованиях, изложенных в пункте 4 статьи 80 НК РФ, а также о возникающих у налогоплательщиков в связи с применением указанной нормы проблемах, требующих разрешения, Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Почта России» в этих целях определило вид и категорию почтового отправления с «налоговой декларацией» (расчётом), пересылаемого с описью вложения. Выбор означенного оператора почтовой связи сделан в пользу бандероли с объявленной ценностью. Об этом свидетельствует образец заполнения описи вложения (редакция: январь 2012г., ко-
4 ,
пия документа приводится ниже), который в соот-
3 Необходимый информационный материал, включающий, в частности, перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них, должен находиться внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте (п.8 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221).
4 КОПИЯ ДОКУМЕНТА: документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98» (утверждён Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 № 28
ветствии с п.8 Почтовых правил находится внутри каждого объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами связи месте.
Легко установить элементарным опытным путём, что вес почтового отправления (в составе «налоговой отчётности», поименованной в приведённом выше образце описи, в количестве 8 листов, а также собственно описи вложения в количестве 1 листа, вкупе со стандартным почтовым конвертом размером 229 х 324 мм, внутрь которого означенные вложения помещены) составляет 63 г, что меньше минимальной предельной массы, установленной для бандероли. Вообще, и характер отправляемых предметов, и раз-
2
3
2. По данным многочисленных обследований на основании практического опыта, вес отправлений с «налоговой декларацией» (расчётом) не превышает 100 г., то есть согласно требованиям, предъявляемым к предельной массе, означенное почтовое отправление относится к такому виду внутренней корреспонденции, как письмо.
Образец заполнения описи ф.107 вложения бандероли с объявленной ценностью:
меры, и вес указанной письменной корреспонденции абсолютно отвечают требованиям к допустимому вложению, предельным размерам и массе письма.
И этот вывод имеет следующие основания:
1. В соответствии с пунктом 14 Почтовых правил письменная корреспонденция, пересылаемая при оказании универсальных услуг почтовой связи, должна отвечать следующим требованиям к её предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам, в частности:
Для рулонов сумма длины и двойного диаметра - не более 1, 04 м; наибольшее измерение — 0,9 м; минимальный: 105 х 148 мм.
Для рулонов сумма длины и двойного диаметра - не более 0,17 м; наибольшее измерение — 0,1м
3. «Налоговая декларация» (расчёт) на бумажном носителе «представляет собой письменное заявление 5 налогоплательщика об объектах налогообложе-
5 ЗАЯВЛЕНИЕ - официальное сообщение в ... письменной форме. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского
Почта России
бложения б Бандероль
Кому ИФНС № 16 по г. Москве
Куда ул. Малыгина, д . 3, кор.2, Москва, 129346
ш и/я Наименование предметов Количество предметов Объявленная ценность (руб.)
1. Декларация о доходах 5 листов 100 руб.
2. Справка о доходах 2-НДФЛ 2 листа. 100 руб.
3. Отчёт 1 лист 100 руб.
Общий итог предметов и объявленной ценности 8 листов, 300 руб.
(цифрами)
Отправитель Петров (подпись) Проверил _
(должностьг подпись почтового работника) Исправления не допускаются
(оттиск. КПП ОПС места приема)
Вид почтового Предельная До пус тимо е Предельные размеры
о т пра вл е ния масса вложение
. Письмо 100 г письменное максимальный: 229 х 324
сообщение мм;
минимальный: 110 х 220
мм или 114 х 162 мм
. Бандероль ма ксима л ьна я малоценные ма ксималь ный: с умма
- 2 кг. печатные длины, ширины и толщины
— минимальная издания. - не более 0,9 м;
100 г рукописи. наибольшее измерение —
фотографии 0, 6 м.
ния, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога» (авансового платежа, сбора) (п.1 ст.80 НК РФ). То есть, являясь по существу официальным письменным сообщением, почтовое отправление с «налоговой декларацией» (расчётом) согласно требованиям, предъявляемым к допустимому вложению, относится к такому виду внутренней корреспонденции, как письмо.
4. Листы формы «налоговой декларации» (расчёта) на бумажном носителе выполняются с ориентацией типа «Книга». Формат листа: А4 (210 мм х 297 мм)6. Очевидно, что почтовое отправление с «налоговой декларацией» (расчётом) согласно требованиям, предъявляемым к предельным размерам, относится к такому виду внутренней корреспонденции, как письмо.
Справедливости ради следует отметить, что в пункте 154 правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.19927, говорится о том, что авансовые и бухгалтерские отчёты, а также относящиеся к ним документы пересылаются в ценном открытом письме, а это значит, что по аналогии, и «налоговая декларация» (расчёт) также может пересылаться в письме с объявленной ценностью.
Скорее всего, в ФГУП «Почта России» всё это считают «мелочами», которым не придают большого значения. Просто почтовое отправление в виде ценной бандероли дороже почтового отправления в виде ценного письма, и в 2 раза дороже заказного письма.
Вот только у налогоплательщиков «мелочей» быть не должно, поскольку они и оператор почтовой связи слишком уж разнятся по поставленным задачам.
Итак, при пересылке «налоговой отчётности» в бандероли (или письме) с объявленной ценностью ФГУП «Почта России» предписывает налогоплательщику:
- для составления списка всех отправляемых «налоговых деклараций» (расчётов) использовать опись вложения (форма 107), предусмотренную специально для ценных почтовых отправлений, в которых пересылаются предметы с оценкой их стоимости;
- при пересылке в бандероли (или письме) «налоговой декларации» (расчёта) вносить её в опись с указанием ко-
языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 стр. ISBN 5-89285-003-Х. С.226
6 Пункт 1.8 Единых требований к формам налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, приведённых в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 24.01.2008 № ММ-3-13/20@
7 «Почтовые правила» (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992) (редакция от
14.11.1992). Применяются в части, не противоречащей Федеральному зако-
ну от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлению Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».
личества листов и суммы оценки8. То есть, таким образом, оператор почтовой связи понуждает отправителя-налогоплательщика к установлению оценочной стоимости «налоговой декларации»(!).
Сама «Почта России», как это следует из приведённого выше «образца заполнения описи ф.107 вложения бандероли с объявленной ценностью», оценивает каждое такое вложение в размере 100 рублей(?). Вместе с тем, пересылаемое вложение должно записываться в опись поимённо с указанием суммы оценки по её действительной стоимости, определённой отправителем9. Действительная цена вложения должна определяться отправителем почтовой корреспонденции для того, чтобы оператор почтовой связи сполна в размере объявленной ценности возместил пользователю услугами почтовой связи причинённые ему убытки в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления (пункт 57 Почтовых правил). Следуя этой логике, налогоплательщику при пересылке им в налоговый орган «налоговой отчётности» необходимо заняться профанацией, то есть определить её действительную(!) стоимость в размере, например, эквивалентном размеру штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации, а этот размер только для одной «нулевой» декларации, как минимум, составит 1300 рублей (ст.119 НК РФ; ст.15.5 КоАП РФ). А вероятность того, что «налоговая декларация» (расчёт), отправленная ценной бандеролью (письмом), в налоговый орган представлена не будет, очень велика. И не только потому, что произойдёт утрата или порча почтового отправления (это всё-таки вероятность гипотетическая, хотя и её нельзя полностью исключать).
Дело вот в чём. В отличие от внутреннего регистрируемого почтового отправления, каким является заказное письмо и, которое первоначально обязательно доставляется почтальоном в соответствии с указанным на нём адресом и вручается непосредственно адресату (законному представителю) под расписку, почтовые отправления с объявленной ценностью (за исключением «эксклюзивной» ценной корреспонденции 1 класса) выдаются адресатам под расписку в объектах почтовой связи. Но у работников налоговых органов нет такой прямой обязанности, которая бы заключалась в том, чтобы ходить на почту за письменной корреспонденцией этой категории. Таково уж реальное положение вещей. А почтовые отправления, которые не представилось возможным вручить адресатам ввиду их неявки за получением, хранятся на предприятиях связи
8 «Почтовые правила» (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992) (редакция от 14.11.1992). Применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлению Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».
9 Там же.
мест назначения один месяц10 (п.35 Почтовых правил). При этом с адресата, а в случае возврата - ш регистрируемого почтового отправления в течение срока, составляющего более одного рабочего дня после вручения вторичного извещения с приглашением на объект почтовой связи для получения почтового отправления (не считая дня вручения). По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счёт по обратному адресу. Короче говоря, мало того, что отправлять письменную корреспонденцию с объявленной ценностью - это дело накладное, так ещё и налоговая отчётность в налоговый орган доставлена не будет! А это значит, что штраф за непредставление в установленный срок налоговой декларации налогоплательщику практически обеспечен. Хотя формально, согласно дате отправки почтового отправления с описью вложения, указанной в квитанции, выданной организацией связи налогоплательщику, «налоговая декларация» (расчёт) представлена в налоговый орган в день отправления, что фактически, разумеется, не будет соответствовать действительности. Правда, в этом случае пользователи услугами почтовой связи не несут ответственности за своевременность исполнения оператором почтовой связи своих обязанностей 11. Вот только кому всё это нужно?!
Отказывая налогоплательщикам в пересылке с описью вложения внутреннего регистрируемого почтового отправления, каким является заказное письмо, ФГУП «Почта России», тем самым, вынуждает налогоплательщиков заключать сделки фактически кабального характера, которые они (вследствие прямых требований НК РФ) вынуждены совершать на крайне невыгодных для себя условиях, поименованных выше.
Такова реальная картина отношений оператора почтовой связи и отправителя письменной корреспонденции, которым является налогоплательщик, если только последний свои собственные интересы готов принести в жертву интересам оператора почтовой связи и им единолично установленных правил.
Но эта картина не будет полной без её рассмотрения в аспекте отношений налогового органа и налого-
10 Необходимый информационный материал, включающий, в частности, перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них, должен находиться внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте (п.8 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221).
11 Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»; Пра-
вила оказания услуг почтовой связи, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 (п.57); .Постановления ФАС СевероЗападного округа от 05.07.2005 № А05-2558/05-12, ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2008 № А52-1219/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.09.2006 № Ф08-4442/2006-1894А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2006 № А19-5810/06-33-Ф02-4448/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2006 № Ф04-4150/2006(24268-А81-37), ФАС ЗападноСибирского округа от 10.08.2005 № Ф04-5028/2005(13671-А27-33)
плательщика, который является отправителем письменной корреспонденции.
Ситуативность во взаимосвязи ракурсов налоговых и судебных органов
По мнению налоговых органов «налоговая декларация (расчёт) может быть представлена в инспекцию ФНС России ... на бумажном носителе налогоплательщиком ... в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи» 12(?). С точки зрения налоговых инспекторов, в том случае, если такого документа нет, то «налоговая декларация» (расчёт) не считается представленной в установленный срок в налоговый орган (Письмо УМНС по г. Москве от 12.10.2004 № 1115/65542). И именно этот формальный предлог служит основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа.
Принимая во внимание означенную позицию налоговых органов по данному вопросу, налогоплательщикам приходится отстаивать свои права и доказывать в суде неправомерность привлечения их к налоговой ответственности.
Пример, взятый из практики.
Организация-налогоплательщик, направившая налоговую декларацию по почте заказным письмом без описи вложения, обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения». Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления было отказано. Однако, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2007г. № 09АП-3058/2007-АК, указанное решение отменено, заявленные организацией требования удовлетворены. ФАС Московского округа своим Постановлением от 11.10.2007 № КА-А40/9406-07 по делу № А40-70124/06-114-463 поименованное выше постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения, а кассационную жалобу Инспекции -без удовлетворения, отметив следующее:
- факт сдачи налогоплательщиком на почту налоговой декларации может быть документально подтверждён почтовой квитанцией о приёме заказного письма, а наличие на почтовом конверте календарного штемпеля от более поздней даты в рассматриваемой ситуации не имеет правообразую-щего значения;
- направление налоговой декларации почтовым отправлением без описи вложения, в нарушение статьи 80 НК РФ, в рассматриваемой ситуации не может служить основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ, поскольку фактические обстоятельства
12 Приказ Минфина РФ от 18.01.2008 № 9н (с изм. от 14.07.2011) «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы ... » (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.04.2008 № 11521)
своевременной отправки декларации по почте и её поступления в Инспекцию не опровергнуты;
- при таких обстоятельствах решение налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за просрочку представления налоговой декларации незаконно.
Как снежный ком росло количество споров, вытекавших из налоговых правоотношений, и, как следствие, росло число судебных разбирательств с участием налоговых органов и налогоплательщиков.
Следует заметить, что сформировавшаяся по данному вопросу арбитражная практика преимущественно на стороне налогоплательщика. Суды солидарны с приведённой выше позицией ФАС Московского округа и также указывают, что в рассматриваемых ситуациях отсутствие описи вложения в почтовое отправление не является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении «налоговой декларации» (расчёта).
Ситуативность в ракурсе налогоплательщика
Налогоплательщики-организации не являются законодателями и не сочиняют законы, а всего лишь используют положения этих законов в свою пользу.
Это всё, что им остаётся делать, дабы защитить свои права, попираемые налоговыми органами по причине специфического толкования ими норм неоднозначного законодательства о налогах и сборах.
Итак.
1. Необходимо оценивать определённость (то есть ясность, не допускающую сомнений) соответствующей нормы13 НК РФ. В этих целях оценивается буквальный смысл рассматриваемого нормативного положения, а также смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой14.
Точная дословная выдержка из текста действующей нормы НК РФ, приведённой в абзаце 1 и 3 пункта 4 статьи 80:
«Налоговая декларация (расчёт) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. .
При отправке налоговой декларации (расчёта) по почте днём её представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчёта) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днём её представления считается дата её отправки». Всё, конец цитаты.
Выводы:
1). В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ «понятия и термины . других отраслей законодательства Российской Фе-
13 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пункт 4
14 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11-П
дерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено» в НК РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» «почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты». На основании пункта 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221 «в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые .; б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) -принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении».
Таким образом, по буквальному смыслу абзацев 1 и 3 пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговым законодательством не установлены ограничения в применении какого-либо из видов почтовых отправлений. Следовательно, представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации (расчёта) посредством направления в виде такого почтового отправления, каким является заказное письмо, является абсолютно легальным, то есть допускаемым самим Налоговым кодексом Российской Федерации.
2). Несмотря на то, что Приказ Минфина РФ от 18.01.2008 № 9н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы .» прошёл государственную регистрацию в Минюсте РФ (№ 11521), этот документ далёк от совершенства и в настоящее время действует в редакции изменений, внесённых Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.07.2011 № ВАС-5591/11 «О признании не соответствующим Налоговому кодексу РФ и частично недействующим пункта 141 Административного регламента Федеральной налоговой службы ...». Пункт 128 означенного Административного регламента также содержит надуманное специальное требование к описи вложения, а именно: «налоговая декларация (расчёт) может быть представлена в инспекцию ФНС России . на бумажном носителе налогоплательщиком . в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи ...». Таким образом, по буквальному смыслу абзацев 1 и 3 пункта 4 статьи 80 НК РФ, очевидно, что указанное положение пункта 128 Регламента не соответствует и противоречит НК РФ. Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено требование заверять опись вложения должностным лицом отделения связи.
ОБРАЗЕЦ сопроводительного письма
(на фирменном бланке организации)
налоговой декларации по налогу на_ за 2015 год.
Представляем налоговую декларацию по налогу на_за 2015 год в составе,
поименованном в пункте_раздела_Порядка заполнения налоговой декларации по налогу_
На основании пунктов 3, 4 статьи 80 главы 13 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по налогу на_за 201_ год представляются по установленной форме на
3). Требования, предъявляемые к описи вложения для целей Налогового кодекса, в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах нормативно не определены.
НК РФ не устанавливает специальной формы описи вложения.
Не содержит НК РФ также нормы относительно того, какой конкретно орган исполнительной власти (ведомство) ответственен за разработку и утверждение формы описи вложения.
Пресловутая форма 107, предусмотренная Почтовыми правилами (приняты (за 7 лет до даты ввода в действие НК РФ) Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.199215) для составления описи вложения при отправлении ценных писем и бандеролей, не является легализованной для целей Налогового кодекса. Более того, форма описи вложения до сих пор не утверждена собственно законодательством, регламентирующим вопросы почтовой связи (Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 № КА-А40/8086-08 по делу № А40-65051/07-129-386). Таким образом, опись вложения в заказное письмо, составленная по форме, не установленной Почтовыми правиламиш, имеет доказательную силу (Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 № КА-А40/8086-08 по делу № А40-65051/07-129-386; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2008 по делу № А56-5297/2007).
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, Почтовые правила не содержат разъяснения понятия «опись вложения» (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.08.2005 № Ф04-7524/2004(13691-А27-33)). С позиции филологического толкования, используемые в НК РФ термин «опись»
15 «Почтовые правила» (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992) (редакция от 14.11.1992). Применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлению Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказа ния услуг почтовой связи»
16 Там же
17
означает «список учитываемых предметов» , а термин
.. 18 т
«вложение» - «помещённый внутрь» . То есть, понятие «опись вложения» (в почтовое отправление) для целей Налогового кодекса должно применяться в значении «список учитываемых предметов, помещённых внутрь» (почтового отправления).
На основании изложенного для целей НК РФ описью вложения может признаваться подробная (с указанием каждого документа и периода, к которому он относится) опись представляемых документов, составленная налогоплательщиком в произвольной форме.
В качестве описи может выступать и сопроводительное письмо с перечнем представляемых документов «налоговой отчётности», зарегистрированное в установленном порядке в журнале исходящей корреспонденции, подписанное уполномоченным лицом организации-налогоплательщика (Постановление ФАС ВосточноСибирского округа от 14.05.2005 № А19-25129/04-5-Ф02-2117/05-С1).
Пересылаемое в налоговый орган сопроводительное письмо с перечнем «налоговой отчётности», выступающее в рассматриваемом случае в качестве описи, вкладываемой в почтовое отправление, и являясь, по существу, официальным документом, при этом само становится вложением в письменную корреспонденцию.
На основании вышеизложенного, по смыслу понятия «опись вложения», применяемого в целях НК РФ в значении «список учитываемых предметов, помещённых внутрь» почтового отправления, означенный перечень «всех отправляемых предметов»19 внутрь письменной корреспонденции вкладываться не должен.
17 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 стр. ISBN 5-89285-003-Х. С.455, 87
18 Там же
19 «Почтовые правила» (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992) (редакция от 14.11.1992). Применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлению Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».
ОБРАЗЕЦ
ООО« » место
Ул. , д. , стр. , Москва марки
100000
ИФНС России №_но г. Москве
Улииа , дом г. Москва
000000
В соответствии с ч.4 ст.29 гл.2 Конституции РФ от 12.12.1993 года.
каждый имеет право свободно ... передавать ... информацию
любым законным сиособомж Согласно ст.З гл.1 Федерального закона
от 17.07.1999 X» 176-ФЗ Ю почтовой связи» «почтовая связь
в Российской Федерации ... способствует реализации конституцнонныд
прав и свобод граждан . Прн этот, «оператор почтовой связи.
оказывающий универсальные услуги почтовой свази, не вправе отказать
пользователю услугами почтовой связи в приёме внутренней письменной
корреспонденции, «лн она соответствует требованиям, у става вленным
пунктом 14 Почтовых правил-. На основ-чтпта изложенного, ъ целях
реализации конституционного права на передачу информации
е порядке исполнения нормы статьи 80 НК РФ:
Опись вложения:
1. Сопроводительное письмо от_._.201_
№ / на 1л. е 1 экз.;
¿-Налоговая декларация по
за 2015 г. на _л в 1 до.
А идеальным носителем означенной информации является почтовый конверт.
В этих целях лучше всего использовать стандартный почтовый конверт размером 229 х 324 мм, где нет обозначенных полей для заполнения адреса и кодового штампа для заполнения индекса адресата, расположенного в нижней левой части конверта. Опись вложения следует приводить в левой части конверта, расположив её ниже реквизита адреса отправителя. Перед тем как отдать оформленный конверт с вложением оператору почтовой связи, снимите с него копию, которую сохраните.
В целях почтовой связи для её оператора важной и необходимой является приведённая на конверте информация о точных адресах отправителя и адресата письменной корреспонденции, а также правильное расположение и написание реквизитов адреса.
Почтовый конверт - это не только упаковка для пересылки по сети почтовой связи вложений, это ещё и очень важный информативный документ, позволяющий установить адрес отправителя, дату отправки и дату получения почтового отправления. Конверты от поступивших по почте документов должны быть сохранены и приложены к присланным документам (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2005 № А82-6635/2004-14).
В то же самое время, как можно видеть, конверт является и для налогоплательщика весьма значимым документом, посредством которого реализуется его конституционное право на передачу информации, в данном случае, в порядке исполнения нормы статьи 80 НК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 29 главы 2 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 года «каждый имеет право свободно ... передавать ...
информацию любым законным способом». Согласно статье 3 главы 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» «почтовая связь в Российской Федерации ... способствует реализации конституционных прав и свобод граждан». При этом, «оператор почтовой связи, оказывающий универсальные услуги почтовой связи, не вправе отказать пользователю услугами почтовой связи в приёме внутренней письменной корреспонденции, если она соответствует требованиям, установленным пунктом 14 Почтовых правил».
Смело отправляйте «налоговую отчётность» по почте заказным письмом с описью вложения, приведённой на конверте.
Указанный способ представления налоговой декларации уже многие годы применяется на практике, при этом со стороны налогового органа каких-либо претензий в связи с этим не возникало.
И не тратьтесь на «уведомление о вручении».
Получить информацию о текущем состоянии регистрируемого почтового отправления, каким является заказное письмо, и о дате его вручения адресату можно на сайте ФГУП «Почта России» (электронный адрес: http://www.russianpost.ru/portal/ru/home/postuslug/trac к1п§ро)
И последнее. Представляя в налоговый орган налоговую декларацию (расчёт) на бумажном носителе, не премините заверить подлинность подписи уполномоченного лица оттиском печати вашей организации на каждом бланке, где такая подпись предусмотрена, дабы не дать налоговикам формальный повод отказать в приёме отчётности (письмо Минфина России от 01.02.2013 г. № 03-02-07/1/2031).
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 80, пункты 3, 4; статья 119).
2. Федеральный закон от 28.12.2001г. № 180-ФЗ.
3. Правила оказания услуг почтовой связи, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, пункты 8, 57.
4. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98» (утверждён Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 № 28).
5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 стр. ISBN 5-89285-003-Х. С.226,455,87.
6. Приказ ФНС России от 24.01.2008 № ММ-3-13/20@, Приложение №2, пункт 1.8.
7. «Почтовые правила» (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992) (редакция от 14.11.1992). Применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлению Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».
8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ст.15.5.
9. Письмо УМНС по г. Москве от 12.10.2004 № 1115/65542.
10. Приказ Минфина РФ от 18.01.2008 № 9н (с изм. от 14.07.2011) «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы ... » (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.04.2008 № 11521).
11. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пункт 4
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11-П
13. Письмо Минфина России от 01.02.2013 г. № 03-0207/1/2031.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Аспекты практического управления коммуникациями» (автор статьи: Кузнецова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Российского государственного социального университета) Статья посвящена проблеме, которая в настоящее время находится в сфере внимания научного сообщества как существенная для познания.
Как нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, точно так нельзя бытовать в условиях глобализации и оставаться свободным от её интенсивной экспансии. Вместе со стремительной экстенсивностью объективного процесса глобализации на нашу научную почву привносятся всё новые и новые иноязычные понятийные термины, и, как это часто бывает, при отсутствии их единообразного толкования. Это обстоятельство, к сожалению, приводит к возникновению нежелательных смысловых неясностей и противоречий. Так случилось и с терминами «коммуникационный менеджмент» и «коммуникативный менеджмент», которые в полной мере не освоив, зачастую путают.
Но, в любом случае, складывающиеся объективные условия только дают безусловный стимул к дальнейшему продолжению бесконечного процесса познания.
Автор в своей статье наглядно на конкретном примере, взятом из практики, убедительно подтверждает фактами и доводами то положение своего исследования, что для того, чтобы стать эффективным коммуникативным менеджером необходимо быть не узким, а вполне универсальным специалистом, для чего нужно обогатить свою память универсальными профессиональными знаниями, овладеть стандартами современного бизнес-образования, то есть, прочно усвоить знания, в том числе, в области делопроизводства, бухгалтерского учёта, налогообложения, маркетинга, анализа хозяйственной деятельности, финансового дела, управления операциями, экономики, стратегии, исследовательской работы и материального (делового) права.
Рецензируемая оригинальная статья Кузнецовой Е.А. написана на актуальную тему, на высоком научном уровне и может быть рекомендована для публикации в журналах, рекомендованных ВАК России.
Директор «Центр-ИГЖ»,
доктор экономических наук, профессор
В.И. Орлов