Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ'

АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
887
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьёва Наталья Ивановна

В статье представлен теоретический материал по работе с публицистическими текстами на уроках русского языка как условия формирования нравственных качеств. Раскрываются понятия «публицистический текст», «нравственные качества» и «анализ публицистических текстов». Описаны виды и функции публицистических текстов. Охарактеризована методика работы с публицистическим текстом на уроках русского языка. Предложены и охарактеризованы две схемы анализа публицистических текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Соловьёва Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ»

АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ Соловьёва Н.И.

Соловьёва Наталья Ивановна - студент, кафедра русской филологии, факультет русского языка и литературы, Костанайский филиал, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования Челябинский государственный университет, г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: в статье представлен теоретический материал по работе с публицистическими текстами на уроках русского языка как условия формирования нравственных качеств. Раскрываются понятия «публицистический текст», «нравственные качества» и «анализ публицистических текстов». Описаны виды и функции публицистических текстов. Охарактеризована методика работы с публицистическим текстом на уроках русского языка. Предложены и охарактеризованы две схемы анализа публицистических текстов. Ключевые слова: публицистический текст, нравственные качества, анализ публицистического текста.

Современные требования к обучению русского языка особенно в старших классах ориентированы на достижение учащимися «личностного результата». В Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан (далее - ГОСО) отмечены следующие базовые ценности образования: готовность к служению интересам Казахстана; уважение и соблюдение норм Конституции и законов Республики Казахстан; уважение культуры и традиций народа Казахстана, культурного многообразия мира; приверженность идеям духовного согласия и толерантности и др. [11]. В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее - ФГОС) заявлены следующие предполагаемые результаты, среди которых важно отметить следующие «личностные характеристики обучающегося»: уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, гражданского общества [12]. Это далеко не полный «портрет» современного школьника. В данных условиях перед школой встает вопрос, какими средствами, приемами, методами достичь запланированного результата. Назрела необходимость внедрения в школьную практику новых педагогических и методических технологий, обеспечивающих «реальное культурно-историческое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание. Требуются инновационные подходы в методике преподавания русского языка. При этом важно учитывать богатейший опыт методической науки в области духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Одним из методов развития нравственных качеств школьников на уроках русского языка является анализ публицистических текстов. Работа с публицистическим текстом на уроках русского языка позволяет развивать не только нравственные качества, но и творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи, потому что текст - это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.

Немаловажным моментом актуальности нашего исследования является и еще один аспект. Для проведения Единого национального тестирования по русскому языку в

Казахстане часто используются предложения из довольно известных публицистических текстов. Аналогичная ситуация происходит и с Единым государственным экзаменом по русскому языку в России, где в качестве материалов для написания сочинения-рассуждения учащимся часто предлагаются тексты публицистического стиля. В связи с этим представляется целесообразным обратить особое внимание учеников на специфику текстов данного стиля, поскольку учащимся необходимо осмыслить не только содержание, но и языковые особенности предложенного текста.

Новизна выбранной нами темы заключается в том, что до настоящего времени в стилистике и методике современного русского языка не представлено работ в области формирования нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка посредством работы с публицистическими текстами.

Цель исследования: обосновать эффективность анализа публицистических текстов на уроках русского языка как условия формирования нравственных качеств обучающихся.

Задачи, которые помогут достигнуть поставленной цели: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме; раскрыть понятие, виды и функции публицистических текстов; охарактеризовать формирование нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка; рассмотреть методику работы с публицистическим текстом на уроках русского языка.

Вопросами методики и практической стилистики современного русского языка, в рамках которых рассматриваются аспекты анализа публицистических текстов, занимались и продолжают работу в данном направлении следующие ученые Н.А. Купина, Г.Я. Солганик, В.И. Максимов, Л.Р. Дускаев, А.В. Флоря, И.Б. Голуб, Е.С. Щелкунова, С.В. Коробов, Л.М. Храмушина, Е.В. Ковалевская и др. Технологию анализа публицистических текстов на уроках русского языка в своих исследованиях рассматривали такие ученые, как О.Н. Давоян, Н.В. Кошенкова, М.А. Миналиева, Н.А. Рачителева, Г.Н. Адамова, М.А. Бурдина, Е.Л. Алешникова, А.И. Ахметова и др.

Публицистический текст представляет собой последовательно изложенные тезисы, подкрепленные фактами или примерами. Между ними должна быть логическая связь, которая помогает читателю воспринять информацию и сформировать определенное мнение [9, с. 245].

Публицистический текст - это статья, очерк и более протяженное сочинение, написанное на «злобу дня» и посвященное описанию и оценочному рассмотрению общественно-значимых событий и фактов, в том числе часто нашумевших, сенсационных. Публицистические тексты сконцентрированы вокруг тем широкого диапазона. Это и политические новости, скандалы, экономические новости, события в сфере культуры, жизни известных людей, спортивные события [7].

Интересным, на наш взгляд, является определение исследователя Е.С. Щелкуновой. Публицистический текст - «связанный знаковый комплекс, сориентированный на взаимодействие автора и массовой аудитории для обмена актуальной социальной информацией, представлениями, мнениями и максимально актуализирующий потенциал текстовой динамики» [14, с. 89]. Публицистические тексты имеют ряд общих черт: все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации; пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей; отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее; обладают ярко выраженным субъективным началом; воспринимаются читателями (зрителями) как определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Среди широкого многообразия публицистических текстов можно выделить три основные родовые группы:

Информационные - заметка, интервью, отчет, репортаж - объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистическим - зарисовке, беседе, исповеди, очерку, фельетону, памфлету, пародии, эпиграмме, публицистической сказке, публицистическому рассказу - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом [5, с. 231].

Автор Л.М. Храмушина подчеркивают, что основными функциями публицистического текста являются: а) информационная, б) воздействующая или экспрессивная, т.е. «функция убеждения», и в) популяризаторская [13, с. 487].

Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы. Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции [13, с. 488].

Русский язык - это один из тех школьных предметов, который способствует формированию нравственных качеств обучающихся в процессе работы с шедеврами литературного достояния. Для нашего исследования важно понять, что включают в себя нравственные качества. Рассмотрим данное понятие подробнее.

Нравственные качества - это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло - это особые нравственные качества личности, которые она должна вырабатывать самостоятельно. Нравственные качества

базируются на таких гуманных чувствах как: любовь, уважение, забота, понимание, сострадание, чувства долга, ответственности и т.д. [4].

Ведущим механизмом формирования нравственных качеств являются нормы морали, они способствуют и превращают в необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность. Сила моральных норм огромна, так как основана на силе общественного мнения. Ведь никому небезразлично мнение других людей о себе, приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносима ненависть [3, с. 66].

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [8].

Рассмотрим один из методов формирования нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка - анализ публицистических текстов.

Кропотливая постоянная работа с текстом на уроках русского языка должна проводиться опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» - одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с публицистическим текстом: комплексный и лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, редактирование текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами, различные игровые ситуации [6, с. 83]. Особого внимания заслуживает такой вид работы, как комплексный анализ текста. Тексты важно подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других признанных мастеров слова. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т.п. [10, с. 551].

Предлагаем два варианта анализа публицистического текста.

Вариант №1.

Выразительное чтение текста.

Словарная работа.

Тема текста.

Идея текста.

Тип текста.

Стиль текста.

Выразительные средства речи и их роль.

Вариант № 2.

Речевая ситуация.

Тема, идея, сфера общения.

Функция речи.

Специфические черты стиля.

Жанр.

Способ изложения.

Языковые особенности.

Основной тип речи. Вывод [1].

Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы: - Действительно ли это текст? Докажите. - К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст? - Какие слова помогают описать красоту природы? Затем учащиеся выполняют следующие задания:

- Расставить в тексте знаки препинания.

- Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения.

- Озаглавить текст назывным предложением.

- В заключение можно предложить учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята должны сами сочинить небольшой текст, используя односоставные предложения. Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного публицистического текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах ребят любовь к прекрасному [2, с. 60].

В последние годы в рамках Единого национального тестирования в Казахстане и Единого государственного экзамена в России часто прибегают к использованию публицистических текстов, соответственно, школьник должен привыкнуть к подобной работе и иметь соответствующие учебные умения и навыки, считаем, что начинать ее следует с 5 класса и успешно продолжать до выпускного класса.

В завершение отметим, что формирование нравственных качеств - это важная часть целостного педагогического процесса, она достигается посредством различных учебных предметов, инновационных технологий и педагогических методов. Русский язык - предмет особенный, именно в рамках данного предмета можно глубже и ближе соприкоснуться с публицистическими тестами. Анализ публицистического текста дает непосредственную возможность развития нравственных и речевых качеств личности. Именно в процессе анализа публицистического текста происходит овладение теми «личностными характеристиками», которые сегодня заявлены в Государственных образовательных документах Казахстана и России.

Список литературы

1. Адамова Г.Н. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) / Г.Н. Адамова, М.А. Бурдина // Вестник науки и образования. № 2 (26), 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2017/VNO-26/rabota-s-tekstom.pdf/ (дата обращения: 30.10.2020).

2. Алешникова Е.Л.Технология обучения учащихся старших классов работе с публицистическими текстами духовно-нравственного содержания / Е.Л. Алешникова // Наука и школа, 2013. № 2. С. 60-64.

3. Алешникова Е.Л. Формирование ценностных ориентаций как условие достижения старшеклассниками личностного результата в процессе работы с публицистическим текстом на уроках русского языка // Наука и школа, 2014. № 1. С. 66-69.

4. Ахметова А.И. Нравственное воспитание на уроках русского языка // Казахская цивилизация (Университет Кайнар), 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://articlekz.com/article/20042/ (дата обращения: 29.10.2020).

5. Голуб И.Б. Русский язык и практическая стилистика: учебно-справочное пособие. [Электронный ресурс] / И.Б. Голуб. М.: Издательство Юрайт, 2017. 355 с. Режим доступа: www.biblio-onIine.ru/book/BEBD5447-E7BC-4F61-B5AA-36135393974E (дата обращения: 29.10.2020).

6. Давоян О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / О.Н. Давоян. Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 83-85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3714/ (дата обращения: 29.10.2020).

7. Кацай С.В. Публицистический текст на уроках русского языка, 2016. [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/06/16/publitsisticheskiy-tekst-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 30.10.2020).

8. Коган И.М.Психология нравственного воспитания // Слово. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/ (дата обращения: 30.10.2020).

9. Коробов С.В. Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации / С.В. Коробов // Молодой ученый, 2018. № 2 (188). С. 245-247. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://moluch.ru/archive/188/47747/ (дата обращения: 28.10.2020).

10. Кошенкова Н.В. Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся / Н.В. Кошенкова, М.А. Миналиева, Н.А. Рачителева // Молодой ученый, 2016. № 14 (118). С. 551-553. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/118/32863/ (дата обращения: 29.10.2020).

11. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.08.2020 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669/ (дата обращения: 01.11.2020).

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/prikaz-minobrnauki-ot-17052012-no-413/ (дата обращения: 31.10.2020).

13. Храмушина Л.М. Прагматические функции повторов в публицистическом тексте / Л.М. Храмушина // Молодой ученый, 2013. № 5 (52). С. 487-489. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/52/6758/ (дата обращения: 29.10.2020).

14. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук. [Электронный ресурс]. / Е.С. Щелкунова. Воронеж, 2004. 194 с. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/v/118884/d#?page=1/ (дата обращения: 27.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.