УДК 372.881.161.1 ББК 74.202.64, 74.268.1
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ЛИЧНОСТНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
THE FORMATION OF VALUE ORIENTATION AS AN ESSENTIAL CONDITION TO ACHIEVE PERSONAL RESULTS FOR SENIOR PUPILS WHILE WORKING WITH PUBLICISTIC TEXTS AT RUSSIAN LESSONS
Е. Л. Алешникова
В статье рассмотрены понятия «личность», «ценностные ориентации», названы основные условия достижения старшеклассниками личностного результата, заданного Федеральным государственным стандартом (ФГОС), на основе работы с публицистическими текстами. Исследована специфика публицистических текстов, дающих возможность целенаправленно формировать личностную позицию старшеклассников. Определены принципы отбора текстов для уроков русского языка.
Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, ФГОС (Федеральный государственный стандарт ), личностный результат, принципы отбора публицистических текстов, старшеклассник.
Современные требования к обучению русскому языку в старшей школе ориентированы на достижение учащимися так называемого «личностного результата». В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее - ФГОС) заявлены предполагаемые результаты, среди которых можно отметить следующие «личностные характеристики ученика»:
• любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;
• владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
• мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
• готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
• осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок;
• уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог;
E. L. Aleshnikova
In this article the concepts of "personality" and "value orientation" are explained as well as the main conditions for achieving high personal results by senior pupils are distinguished which are specified by the FSES (Federal state education standard), while working with publicistic texts. The specific character of publicis-tic texts is analyzed which enable to form personal position of senior pupils. The principles of publicistic texts selection for Russian lessons are defined.
Keywords: personality, value orientation, FSES (Federal state education standard), personal results, principles of publicistic texts selection, senior pupil.
• осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
• подготовленный к осознанному выбору профессии; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни» [1].
Это далеко не полный «портрет» современного выпускника.
В условиях введения ФГОС перед школой встает вопрос, какими средствами, приемами, методами достичь запланированного результата. Назрела необходимость внедрения в школьную практику новых педагогических и методических технологий, обеспечивающих «реальное культурно-историческое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание. Это требует создания дополнительных условий для овладения учащимися ценностями национальной и мировой культуры, глубокого понимания народных традиций, сущности современного развития Отечества и мира, роли личности в укреплении могущества страны» [2]. Требуются инновационные подходы в методике преподавания русского языка. При этом, опираясь на новейшие исследования в области психолого-педагогических наук, следует учитывать богатейший опыт, накопленный методической наукой ХХ в. в области духовно-нравственного воспитания учащихся.
В основе нашего исследования лежит понятие личность, ее ценностные ориентации, на которых и базируется собственно личностная позиция старшеклассника.
Мы придерживаемся определения личности, данного ученым-психологом В. С. Мухиной: личность - это человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. Личность является понятием, отражающим не только фактическое состояние индивидных и социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим его идеал. Развитие сущностных составляющих личности провозглашены в качестве ведущей человеческой ценности.
Ценностные ориентации - многоаспектная категория, объединяющая общественное и индивидуальное в человеке. Ценностные ориентации характеризуются как устойчивые, инвариантные «единицы» сознания личности. К ним относятся идеи, понятия, ценностные блоки, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия. Ценностные ориентации выступают также в качестве основного компонента в системе диспозиций личности и ведущего механизма социальной регуляции поведения личности, ее приобщения к ценностям общественного сознания, культуры. Речь также идет о формировании у личности состояния готовности к определенному способу действия, выражающемуся в ее ориентации на те или иные ценности материальной и духовной культуры.
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С. Л. Рубинштейн указывал, что «в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей» [3, с. 259]. Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл. Ценности являются целью и основой воспитания.
Как пишет А. Д. Дейкина, «аксиологический, то есть определяемый с точки зрения ценностей, подход в современном преподавании русского языка, необходим для выявления положительной, заинтересованной, эстетически и этически правомерной, активно осуществляемой позиции носителя русского языка» [4, с. 23]. По мнению ученого-методиста, аксиологический принцип должен быть реализован в процессе школьного обучения русскому языку, которое, в свою очередь, должно быть «обращено к высшим приоритетам ценностно-образовательной иерархии». Сам же аксиологический принцип мыслится как «конструктивный и перспективный, основанный на передаче базовых ценностей культуры русского народа и ориентирующийся на созидание новых культурных ценностей» [4, с. 21].
Таким образом, в современной психологии утвердился подход к ценностным ориентациям как к элементу высших мотивационных структур существования личности. В соответствии с этим подходом ценностные ориентации определяются как направленность личности на определенные ценности (цели, стремления, идеалы). В этом контексте в понятии личность выделяется аксиологический аспект. В. А. Ядов указывает, что «включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой
следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре» [5, с. 16].
Проблема трансформации общественных, общечеловеческих ценностей в личностные, «утверждения» их в индивидуальном сознании - одна из фундаментальных проблем человеческого существования. Наиболее эффективный способ передачи подростку ценностных ориентаций основан на работе с публицистическим текстом, предоставляющим подростку опыт ценностных ориентаций и в силу своих экстралингвистических особенностей влияющим на все сферы личности школьника. Текст, по выражению А. Д. Дейкиной, несет культурный, духовный, нравственный смыслы.
Ценностные ориентации старшеклассника направлены на сферу мировоззренческого осмысления мира. Мировоззрение школьника формируется в процессе работы с текстами, в том числе текстами публицистического характера, которые выполняют для старшеклассников роль «индивидуальной траектории», помогающей им создать и расширить представление о мире, осмыслить свое к нему отношение, переосмыслить взаимоотношения с людьми на основе сопереживания.
Это связано с тем, что публицистический текст представляет собой специфический текстовый материал, целевая установка которого - максимальное воздействие на читателя и/или слушателя. Свое определение публицистического текста дает Е. С. Щелкунова, исследуя функционирование текста в системе массовой коммуникации: публицистический текст - связанный знаковый комплекс, сориентированный на взаимодействие автора и массовой аудитории для обмена актуальной социальной информацией, представлениями, мнениями и максимально актуализирующий потенциал текстовой динамики [6, с. 116].
Период активной социализации учащегося начинается в среднем школьном возрасте, который в психологии и педагогике считается наиболее сензитивным для формирования ценностных ориентаций в связи с тем, что это период морального развития личности. В этом возрасте происходит интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, вырабатываются принципы, формируется личностная позиция, личностное самоопределение на основе развития самосознания и формирования мировоззрения. Не случайно в категорию «подросток» попадают и учащиеся 9-х классов, возраст которых составляет приблизительно 14-15 лет (первая фаза подросткового возраста), и 16-17-летние учащиеся собственно старшей школы (вторая фаза подросткового возраста). По мнению Л. И. Божович, самоопределение формируется в период 16-17 лет в условиях приближающегося окончания школы, связанного с необходимостью для подростка решить проблему, какое место он займет в жизни, каким видит свое будущее. Однако такой выбор приходится делать и ряду учеников 9-х классов, многие из них - выпускники средней школы, выбирающие специальное профессиональное образование, поэтому, на наш взгляд, правомерно расширить понятие «старшеклассник» и включить в него подростков в возрасте 14-15 лет. Именно на этом этапе возрастного развития возникает самосознание, то есть способность направлять усилия, осмыслять свои соб-
ственные психические процессы, включая и «сложный мир своих переживаний». Этот «уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самих себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом» [7, с. 144].
«Избранным образцом» в этом случае может стать образцовый публицистический текст, в котором сконцентрированы авторские, индивидуальные способы понимания бытия, дается интерпретация смыслов жизни, представления о человеческих взаимоотношениях, создается реальная картина мира. При этом автор и читатель вступают в «своеобразный диалог», читатель-ученик «идентифицирует» себя с автором [8, с. 151], принимает его точку зрения. Это обусловлено еще одной особенностью публицистического текста -его «интерактивностью», нацеленностью на обратную связь с читателем. Большинство исследователей публицистического текста отмечают важность контактов автора с аудиторией, роль обратной связи в публицистическом процессе. По нашему мнению, на разных возрастных этапах «обратная связь» реализуется посредством двух основных видов письменных работ на уроке русского языка:
1) изложение/сжатое изложение текста публицистического характера (9-й класс, 1-е полугодие 10-го класса);
2) сочинение-рассуждение публицистического характера (2-е полугодие 10-го класса, 11-й класс).
Однако необходимо иметь в виду, что абсолютное совпадение «шкалы ценностей» и оценок у разных людей, в том числе и в паре а втор-читатель, практически невозможно. Это обусловлено тем, что личностная позиция человека определяется индивидуальным развитием, траекторией протекания познавательных процессов, «личностным смыслом» (А. Н. Леонтьев).
Исследуя условия воздействия публицистического текста на ценностно-смысловую сферу личности ученика, мы убедились, что публицистические тексты разной направленности способствуют достижению заранее заданного личностного результата. Таким результатом мы считаем:
• осмысление своей российской гражданской идентичности;
• отношение к русскому языку как к «национальному феномену», понимание роли русского языка в процессе информационно-познавательной деятельности;
• сформированную личностную позицию в вопросах духовно-нравственного характера;
• развитие критического и творческого мышления;
• социальную активность, способность к сопереживанию;
• мотивацию на познание мира, самообразование и труд;
• способность к продуктивному диалогу в различных сферах общественной жизни (от «диалога культур» до взаимодействия в рамках какой-либо деятельности, исследовательской, проектной и др.);
• осознание ценности здорового образа жизни, ответственности за сохранение окружающего мира.
Безусловно, не любое публицистическое слово оказывает эмоциональное, гражданское воздействие на лич-
ность старшеклассника. Представляется возможным говорить об особом типе публицистических текстов - так называемом художественно-публицистическом подтипе, который наиболее полно отражает духовно-нравственные запросы и потребности старшеклассника.
С нашей точки зрения, в основу отбора таких художественно-публицистических текстов для школьной практики должны быть положены пять принципов:
1) принцип образцовости - это подача информации в тексте с точки зрения идеала. В нашем случае - это реализация запроса общества и государства на воспитание духовно-нравственной личности, способной отстаивать свою гражданскую позицию;
2) принцип убеждения - это способность публицистического текста предоставить ученику такое суждение, которое он способен принять не только как истинное, достоверное, но и побудить его к «субъективной готовности действовать на основе усвоенных знаний» [9];
3) принцип тематического отбора, тесно связанный с первыми двумя принципами, должен очертить круг тем, которые будут целенаправленно формировать личностную позицию выпускника с заранее заданным, спрогнозированным, результатом;
4) принцип целесообразности, вытекающий из принципа третьего, - способность текста, с одной стороны, вовлечь учащихся в процесс познания, а с другой -обозначить «связь с актуальными общественными потребностями и интересами» [9];
5) принцип уместности включает в себя учет возрастных особенностей учащихся старшей школы, их личностных предпочтений, а также учет профильной направленности класса (гуманитарный, экономический, физико-математический и др. профили).
Среди условий достижения личностного результата назовем основные:
• систематическое включение в уроки русского языка публицистического текста разного объема и разной тематической направленности в качестве основы комплексной работы;
• введение специальных уроков, реализующих «технологию работы с публицистическим текстом» [10, с. 60], возможно, в рамках подготовки к написанию сжатого изложения в формате Государственной итоговой аттестации по русскому языку (часть С1) в 9-м классе или сочинению-рассуждению публицистического характера (часть С Единого государственного экзамена по русскому языку) в 11-м классе;
• вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую деятельность, результатом которой станет, наряду с другими, публицистическое высказывание ценностного характера;
• внедрение в практику преподавания русского языка элективных курсов, например, курса «Развитие текстовой компетентности личности в процессе работы с публицистическим текстом», призванного решить следующие задачи:
- способствовать развитию текстовой компетентности личности старшеклассников, формированию их активной социальной и гражданской позиции,
- развивать у учащихся умение выражать собственное мнение по актуальным вопросам современности и аргументировать его;
- воспитывать разносторонне развитую личность с ценностным взглядом на русский язык;
- развивать ИКТ-компетенции с целью получения и адекватной обработки информации;
• использование ресурсов внеурочной работы по русскому языку - привлечение учащихся к участию в конференциях, круглых столах по актуальным проблемам современности, например, в конференции «Публицистический текст как способ выражения идеалов личности».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС. Старшая школа. 10-11 классы [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/new_ standards/5 (дата обращения: 05.11.2013).
2. Дик Ю. И., Хуторской А. В. Направления исследований по обновлению общего среднего образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эй-дос». 2001. 10 мая. URL: http://eidos.ru/journal /2001/0510-01.htm (дата обращения: 11.11.2013).
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
4. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. М.; Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2009.
5. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.
6. Щелкунова Е. С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование. Воронеж: Родная речь, 2004.
7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Райгородский Д. Я. Психология личности: хрестоматия. Т. 2. Самара, 2006.
8. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семи-социопсихологии: моногр. М.: Наука, 1984.
9. Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики (основы теории). Киев, 1986 [Электронный ресурс]. URL: http://constitutions.ru/ archives/2012 (дата обращения: 05.11.2013).
10. Алешникова Е. Л. Технология обучения учащихся старших классов работе с публицистическим текстом духовно-нравственного содержания // Наука и Школа. 2013. № 5. C. 60-65.
УДК 372.881.1 ББК 81
ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
TEACHING OF NOTIONAL SIDE OF THE SENTENCE AS THE BASE OF THE DEVELOPING PUPILS' COHERENT SPEECH IN THE LINGUISTIC EDUCATION
Т. Г. Иргашева
В статье рассматривается значение терминов «речь», «речевая деятельность», «речевой акт» в аспекте взаимосвязанного обучения смысловой стороне предложения как основе развития связной речи. Раскрывается единое понимание значения предложения как комплекса разных по своей природе компонентов, в которых соединены значения двух родов, объективные, отражающие действительность, и субъективные, отражающие отношение индивида к этой действительности, с целью обучения учащихся и понимания ими синтаксических особенностей для использования данной теории на практике.
Ключевые слова: теория речи, коммуникативная направленность, речевая ситуация, культура речевого общения, предложение, словосочетание, развитие языковой личности, лингвистическое образование.
T. G. Irgasheva
The article deals with the meanings of concepts "speech", "speech activity", "speech act" in terms of interrelated teaching of the sentence notional side as the base of developing coherent speech. The uniform understanding of sentence significance as a complex of various components is shown where meanings of two genera are united - objective ones, reflecting the reality, and subjective ones, reflecting individual's attitude to this reality with the aim of teaching pupils and their understanding syntactic peculiarities for using this theory in practice.
Keywords: theory of speech, communicative orientation, speech situation, culture of conversation, sentence, phrase, development of linguistic personality, linguistic education.