Научная статья на тему 'Анализ психосоциального состояния и развития профессионально важных качеств студентов направления "техносферная безопасность"'

Анализ психосоциального состояния и развития профессионально важных качеств студентов направления "техносферная безопасность" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / АЛГОРИТМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / ВЫПУСКНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / АНКЕТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федосов Артем Васильевич, Шабанова Вилена Венеровна, Чуркина Алена Викторовна, Бузрина Виктория Владимировна

В нашей стране существует разработанная система менеджмента психосоциальных рисков на рабочем месте, однако методика оценки психосоциальных рисков на сегодняшний день отсутствует. Психосоциальные факторы, отражающие взаимодействие между содержанием труда, его организацией и управлением, компетенциями и потребностями студента, оказывают влияние на здоровье учащихся и могут приводить к развитию различных заболеваний, которые, в свою очередь, способны привести к летальному исходу. Для изучения проблемы выявления и развития качеств, влияющих на работоспособность и успеваемость, был разработан алгоритм для оценки воздействия психосоциальных факторов на студентов через величину психосоциальных рисков. В рамках исследования был проведен опрос студентов с применением онлайн анкетирования через Гугл формы. По итогам исследования можно сделать вывод, что студенты подвержены воздействию психосоциального риска. В ходе работы предложены мероприятия, направленные на повышение умственной работоспособности, успеваемости, психосоциального и функционального состояния студентов вуза. Однако для студента как будущего специалиста важны не только его интеллектуальные способности и психофизиологическое состояние, а также и профессионально важные качества. На основе специализированных тестов и анкет была проведена оценка этих качеств. По анализу ее результатов видно, что профессионально важные качества повышаются по мере освоения новых дисциплин, при этом лишь незначительная часть учащихся имеет оценку «Отлично». Для улучшения сложившейся ситуации в рамках данного исследования были предложены методы развития профессионально важных качеств у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федосов Артем Васильевич, Шабанова Вилена Венеровна, Чуркина Алена Викторовна, Бузрина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the psychosocial well-being and development of professionally important qualities of students of a direction "Technosphere safety"

There is a developed system of psychosocial risks management аt work in our country, however there is no method for assessing psychosocial risks at the present time. Psychosocial factors, reflecting the interaction between the content of labor, its organization and management, the competencies and needs of students, affect health and can lead to the development of various diseases, which in turn can lead to death.To study the problem of identifying and developing qualities affecting performance, the algorithm of assessing the psychosocial factors impact through the magnitude of psychosocial risks on students was developed. The research was also conducted the survey of students with the online questionnaires use with Google forms.According to the research it can be concluded that students are exposed to psychosocial risk. During the work the steps aimed at improving mental health, academic performance, psychosocial and functional state of students in higher education were proposed.However for a student as a future specialist not only intellectual abilities and psycho-physiological state, but professionally important qualities are important.Based on specialized tests and questionnaires, these qualities were evaluated. From the analysis of its results, it is clear that professionally important qualities increase as new subjects are mastered, but only a small part of students have an “Excellent” mark. To improve the situation methods for the development of professionally important qualities of students were proposed in this research.

Текст научной работы на тему «Анализ психосоциального состояния и развития профессионально важных качеств студентов направления "техносферная безопасность"»

Development of educaton

Федосов А. В. Fedosov А. V.

кандидат технических наук, доцент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Шабанова В. В. Shabanova V. V

студент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Чуркина А. В. ^игЫпа A. V.

студент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 331.44:378.178

Бузрина В. В. Би^гта V. V.

студент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-122-129

АНАЛИЗ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

В нашей стране существует разработанная система менеджмента психосоциальных рисков на рабочем месте, однако методика оценки психосоциальных рисков на сегодняшний день отсутствует. Психосоциальные факторы, отражающие взаимодействие между содержанием труда, его организацией и управлением, компетенциями и потребностями студента, оказывают влияние на здоровье учащихся и могут приводить к развитию различных заболеваний, которые, в свою очередь, способны привести к летальному исходу.

Для изучения проблемы выявления и развития качеств, влияющих на работоспособность и успеваемость, был разработан алгоритм для оценки воздействия психосоциальных факторов на студентов через величину психосоциальных рисков. В рамках исследования был проведен опрос студентов с применением онлайн анкетирования через Гугл формы.

Развитие образования

По итогам исследования можно сделать вывод, что студенты подвержены воздействию психосоциального риска. В ходе работы предложены мероприятия, направленные на повышение умственной работоспособности, успеваемости, психосоциального и функционального состояния студентов вуза.

Однако для студента как будущего специалиста важны не только его интеллектуальные способности и психофизиологическое состояние, а также и профессионально важные качества.

На основе специализированных тестов и анкет была проведена оценка этих качеств. По анализу ее результатов видно, что профессионально важные качества повышаются по мере освоения новых дисциплин, при этом лишь незначительная часть учащихся имеет оценку «Отлично». Для улучшения сложившейся ситуации в рамках данного исследования были предложены методы развития профессионально важных качеств у студентов.

Ключевые слова: психосоциальный фактор, психосоциальный риск, алгоритм, профессионально важные качества, безопасность, студент, обучение, выпускник, профессиональные заболевания, анкета.

ANALYSIS OF THE PSYCHOSOCIAL WELL-BEING AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS OF A DIRECTION «TECHNOSPHERE SAFETY»

There is a developed system of psychosocial risks management at work in our country, however there is no method for assessing psychosocial risks at the present time. Psychosocial factors, reflecting the interaction between the content of labor, its organization and management, the competencies and needs of students, affect health and can lead to the development of various diseases, which in turn can lead to death.

To study the problem of identifying and developing qualities affecting performance, the algorithm of assessing the psychosocial factors impact through the magnitude of psychosocial risks on students was developed. The research was also conducted the survey of students with the online questionnaires use with Google forms.

According to the research it can be concluded that students are exposed to psychosocial risk. During the work the steps aimed at improving mental health, academic performance, psychosocial and functional state of students in higher education were proposed.

However for a student as a future specialist not only intellectual abilities and psycho-physiological state, but professionally important qualities are important.

Based on specialized tests and questionnaires, these qualities were evaluated. From the analysis of its results, it is clear that professionally important qualities increase as new subjects are mastered, but only a small part of students have an "Excellent" mark. To improve the situation methods for the development of professionally important qualities of students were proposed in this research.

Key words: psychosocial factor, psychosocial risk, algorithm, professionally important qualities, safety, student, education, graduate, occupational diseases, questionnaire.

Психосоциальные факторы, отражающие взаимодействие между содержанием труда, его организацией и управлением, компетенциями и потребностями студента [1, 2], оказывают влияние на здоровье учащихся и могут приводить к развитию различных заболеваний, которые, в свою очередь, способны довести до летального исхода.

Профилактика психосоциальных рисков, т.е. вероятности того, что психосоциальные

факторы окажут опасное воздействие на здоровье студента через его восприятие и опыт [3], и стресса на рабочем месте — важный аспект деятельности Международной организации труда по охране и гигиене труда. В настоящее время по всему миру разрабатываются стратегии профилактики психосоциальных рисков [1, 4].

В России также разработана система менеджмента психосоциальных рисков на

-123

Development of educaton

рабочем месте, но на сегодняшний день еще не существует методики оценки психосоциальных рисков [5]. Для решения этой проблемы был разработан алгоритм для оценки психосоциальных рисков на основе современных методик, таких как «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?», «Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья», методика определения факторов отношения к труду и другие.

Таким образом, были выделены основные психосоциальные факторы, оказывающие наибольшее влияние на безопасность и благополучие учащихся. Ведь для студента как будущего специалиста важны не только его интеллектуальные способности и психофизиологическое состояние, но и его профессионально важные качества (ПВК) [6-8].

Оценка психосоциальных рисков включает в себя несколько этапов (рисунок 1):

— выделение группы испытуемых;

— ознакомление испытуемых с целью и задачами проведения оценки психосоциальных рисков;

— проведение конфиденциального тестирования с использованием разрабатываемой методики;

— обработка и анализ полученных данных;

— разработка и внедрение мероприятий по обеспечению безопасности с учетом результатов проведенной оценки [9].

В свою очередь, разрабатываемая методика включает в себя анкету, состоящую из нескольких общих вопросов (курс, группа), и семи блоков вопросов, которые отражают психосоциальные риски по следующим категориям:

— образ жизни;

— сон и восстановление;

Рисунок 1. Алгоритм оценки психосоциальных рисков

— удовлетворенность работой;

— социальная поддержка и изоляция;

— тревожность;

— подавленность/депрессия;

— стресс.

Каждый блок состоит из семи вопросов (итого сорок девять вопросов) с четырьмя вариантами ответа. Каждый вариант ответа оценивается от 1 до 4 баллов, балльность ответа указана в тесте.

Для количественной оценки показателей будем использовать первичный интегральный показатель, рассчитываемый по формуле:

¥ = [(а - й) + (Ь - с) / 2] / N (1)

Развитие образования

где а — число опрошенных, давших ответ с оценкой «1 балл»; Ь — «2 балла»; с — «3 балла»; й — «4 балла»; N — число ответивших на вопрос. Далее для расчета интегрального показателя психосоциального риска необходимо сложить первичные интегральные показатели каждого вопроса, входящего в данный блок:

¥ = (2) Получаемый интегральный показатель психосоциального риска является безразмерным и изменяется в пределах от -7 до +7 и соответствует категории психосоциального риска (таблица 1).

Таблица 1. Категории психосоциального риска и срочность мер профилактики

Интегральный показатель риска ¥ Категория психосоциального риска Срочность мероприятий по снижению риска

от -7 до -5,1 Очень высокий риск Учиться нельзя или продолжать до снижения риска

от -5,0 до -2,6 Высокий риск Требуются неотложные меры по снижению риска

от -2,5 до 0 Средний (существенный) риск Требуются неотложные меры по снижению риска

от 0 до 2,5 Малый (умеренный) риск Требуются неотложные меры по снижению риска

от 2,6 до 5,0 Пренебрежимо (переносимый) Малый риск Меры не требуются, но уязвимые лица нуждаются в дополнительной защите

от 5,1 до 7 Риск отсутствует Меры не требуются

Итоговый риск по психосоциальному фактору производственной среды выводится по категории психосоциального риска.

В результате устанавливается итоговая категория влияния психосоциального риска.

Для обеспечения безопасности студентов с учетом результатов оценки психосоциальных рисков, необходимо выявить уровни выраженности психосоциальных факторов. Для этого был проведен опрос с использованием разработанной методики с применением онлайн анкетирования через Гугл

формы. Участниками исследования стали: 100 студентов третьего курса и 77 студентов второго курса (таблицы 2-5). Испытуемым предлагалось ответить на 49 вопросов, разделенных на 7 категорий [10].

По итогам исследования студентов второго курса уровень воздействия психосоциального фактора соответствуют малому риску, так как показатели «стресс», «подавленность», «тревожность», «неудовлетворенность работой» и «сон/восстановление» находятся на низком уровне.

Таблица 2. Результаты проведения оценки психосоциального фактора студентов второго курса

Психосоциальный риск Значение первичного интегрального показателя риска щ

1 2 3 4 5 6 7

Образ жизни 0,54 0,69 0,60 0,78 0,26 0,91 0,34

Сон/восстановление -0,11 0,17 0,04 -0,30 -0,11 0,22 0,41

Неудовлетворенность работой 0,38 0,20 -0,08 0,36 0,32 0,29 0,37

Изоляция 0,49 0,68 0,57 -0,04 0,22 0,61 0,09

Тревожность -0,27 -0,11 -0,02 0,21 0,23 0,05 -0,04

Подавленность -0,01 -0,06 -0,01 -0,21 -0,04 0,00 0,32

Стресс 0,38 0,44 0,17 0,27 -0,01 -0,26 -0,10

Development of educaton

Таблица 3. Категория психосоциального риска студентов второго курса

Психосоциальный риск Интегральный показатель риска ¥ Категория психосоциального риска

Образ жизни 4,11 Пренебрежимо малый риск

Сон/восстановление 0,31 Малый (умеренный) риск

Неудовлетворенность работой 1,82 Малый (умеренный) риск

Изоляция 2,61 Пренебрежимо малый риск

Тревожность 0,05 Малый (умеренный) риск

Подавленность 0,00 Малый (умеренный) риск

Стресс 0,90 Малый (умеренный) риск

Итоговый психосоциальный риск Малый (умеренный) риск

Таблица 4. Результаты проведения оценки психосоциального фактора студентов третьего курса

Психосоциальный риск Значение первичного интегрального показателя риска щ

1 2 3 4 5 6 7

Образ жизни 0,56 0,69 0,63 0,89 0,13 0,61 0,31

Сон/восстановление -0,22 0,20 0,19 -0,37 -0,33 0,39 0,35

Неудовлетворенность работой 0,39 0,15 0,20 0,26 0,02 0,24 0,19

Изоляция 0,72 0,74 0,80 -0,17 0,26 0,81 0,09

Тревожность -0,04 0,07 0,07 0,35 0,43 -0,41 -0,35

Подавленность -0,06 -0,04 -0,19 -0,06 0,00 0,19 0,30

Стресс 0,59 0,33 -0,02 -0,11 0,13 -0,46 0,20

Таблица 5. Категория психосоциального риска студентов третьего курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психосоциальный риск Интегральный показатель риска ¥ Категория психосоциального риска

Образ жизни 4,20 Пренебрежимо малый риск

Сон/восстановление 0,18 Малый (умеренный) риск

Неудовлетворенность работой 1,60 Малый (умеренный) риск

Изоляция 2,58 Пренебрежимо малый риск

Тревожность 0,80 Малый (умеренный) риск

Подавленно сть 0,05 Малый (умеренный) риск

Стресс 0,75 Малый (умеренный) риск

Итоговый психосоциальный риск Малый (умеренный) риск

По итогам исследования студентов второго и третьего курсов уровень воздействия психосоциального фактора соответствуют малому риску, так как показатели «стресс», «подавленность», «тревожность», «неудовлетворенность работой» и «сон/восстановление» находятся на низком уровне (рисунок 2).

Студенты находятся практически в одинаковых условиях. Поэтому интегральные показатели отличаются незначительно.

Сущность психосоциальных факторов, действующих на студентов, обусловлена наличием противоречий во взаимоотношениях с государством, руководителями и студентами, а также в межличностных отношениях [11].

Важной компонентой системы профилактики является работа на индивидуальном уровне. Любой студент должен быть инфор-

мирован о наличии и значимости для здоровья психосоциальных факторов.

Необходимы непрерывная система обучения основам психологии труда и межличностных отношений в коллективе, повышение общей культуры межличностного общения, осознание значимости своего здоровья и здоровья окружающих людей. Воздействие психосоциальных рисков ведет к понижению производительности деятельности [12].

По результатам опроса студентов УГНТУ в 2018 году было выявлено, что наиболее часто студенты страдают заболеваниями, связанными с нервной системой. На втором месте оказались болезни глаз, на третьем — болезни костно-мышечной системы.

ГБУЗ РБ ГКБ № 18 тесно сотрудничает с администрацией ФГБОУ ВО «УГНТУ», профессиональными организациями вуза по

Развитие образования

Интегральные показатели психосоциальных рисков

2 курс — — 3 курс

_-—

-

Образ жизни Сон/ Неудовлет-

восстановление воренность

Изоляция

Тревожность Податливость

Стресс

Рисунок 2. Соотношение интегральных показателей психосоциальных рисков студентов второго и третьего курсов

оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

Так, в вузе разработаны программа «Ступени здоровья» и профилактические подпрограммы:

— Социально-психологическая адаптация студентов 1 курса;

— Профилактика ВИЧ инфекции и СПИДа;

— Профилактика табакокурения, наркотической, алкогольной и иных зависимостей среди студентов;

— Создан сайт по информированию студентов и сотрудников о проводимых мероприятиях, акциях, лекциях по формированию навыков здорового образа жизни.

Для улучшения всех показателей следует оптимизировать темп и ритм работы, но при этом необходимо учитывать, что завышенный и заниженный темпы, ослабляя внимание и снижая точность движений и ритмичность работы, отрицательно сказываются на работоспособности человека [13].

Необходимо обучить студентов релаксационным и дыхательным техникам.

Также важно предложить студентам аутогенную тренировку — комплекс приемов психической саморегуляции, навыков мышечного расслабления [12] — позволяет студентам повысить психологический тонус, сконцентрировать внимание, снять нервное утомление.

Но не стоит забывать, что поддержка со стороны родственников и друзей является

главным способом повышения устойчивости к влиянию психосоциальных рисков. Близкие люди всегда способны найти нужные слова, способы вывести из стрессового состояния.

Выполненное исследование показывает, что психосоциальные факторы действительно становятся актуальными на современном этапе жизнедеятельности для студентов.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что проводить оценку психосоциальных рисков у студентов необходимо, а сами методика и алгоритм оценки психосоциального риска могут быть в дальнейшем использованы на промышленных предприятиях для оценки влияния психосоциальных факторов и рисков на здоровье работников. В настоящее время актуальной задачей является принятие опыта зарубежных компаний и активное развитие данного вопроса. Ведь если психосоциальный фактор производственной среды не измеряется при оценке условий труда, то это не значит, что он не оказывает негативное влияние на здоровье и благополучие работников.

Для студентов как будущих специалистов очень важно проходить подобные исследования. В будущем менеджмент психосоциальных рисков может способствовать созданию позитивной рабочей среды, в которой ответственное отношение, мотивация, обучение и развитие играют важную роль и обеспечивают развитие организации.

Development of educaton

Список литературы

1. Федосов А.В., Рассказов М.Ю., Фаи-зова З.В., Батршина Д.Р. Совершенствование управления безопасностью труда организации на основе концепции профессионального риска на примере ПАО «Газпром» // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2017. № 5. С. 53-59.

2. Fedosov A.V., Abdrakhmanov N.Kh., Gaysin E.Sh., Sharafutdinova G.M., Abdrakh-manova K.N., Shammatova A.A. The Use of Mathematical Models in the Assessment of the Measurements' Uncertainty for the Purpose of the Industrial Safety Condition Analysis of the Dangerous Production Objects // International Journal of Pure and Applied Mathematics. 2018. Vol. 119. No. 10.

3. Abdrakhmanov N.Kh., Vadulina N.V., Fedosov A.V., Ryamova S.M., Gaisin E.Sh. A New Approach for a Special Assessment of the Working Conditions at the Production Factors' Impact through Forecasting the Occupational Risks // Man in India. 2017. Vol. 97. No. 20. pp. 495-511.

4. Федосов А.В., Абдрахимова И.Р., Закирова З.А. Перспективы применения риск-ориентированного подхода в области промышленной безопасности // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2018. № 1. С.145-161.

5. Федосов А.В., Абдрахимов Ю.Р., Вадулина Н.В., Козлова А.В. Специальная оценка условий труда. Уфа: УГНТУ, 2016. 377 с.

6. Федосов А.В., Шабанова В.В., Абдрах-манова К.Н., Шутов Н.В. Анализ принципов организации рабочих мест на промышленных предприятиях газовой промышленности. Уфа, 2018. С. 112.

7. Валиев Ш.З., Сухочев В.И. России нужен эффективный и компетентный менеджмент // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 29-33.

8. Валиев Ш.З., Сухочев В.И. Как сформировать и оценить компетентность будущего менеджера // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 57-61.

9. Федосов А.В., Васикова Э.И. Профессиональные риски работников промышленных предприятий. Уфа: УГНТУ, 2017. С. 140.

10. Федосов А.В., Козлова А.В. Влияние человеческого фактора на реализацию аварий и инцидентов, и методы его оценки // Вестник молодого ученого УГНТУ 2016. № 4 (8). С. 117-121.

11. Асылгареева Ю.А., Еникеева Т.М., Федосов А.В. Профессиональные заболевания на нефтеперерабатывающем заводе // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2018. № 3. С. 98-109.

12. Федосов А.В., Вадулина Н.В., Шара-футдинова Г.М., Абдрахманов Н.Х., Расулов С Р. Охрана труда: в 2 ч. Уфа, 2017. Ч. 1.

13. Fedosov A.V., Khamitova A.N., Abdrakhmanova K.N., Abdrakhmanov N.Kh. Assessment of the Human Factor Influence on the Accident Initiation in the Oil and Gas Industry // Территория Нефтегаз. 2018. № 1-2. С. 62-70.

References

1. Fedosov A.V., Rasskazov M.Yu., Faizova Z.V., Batrshina D.R. Sovershenstvovanie upravleniya bezopasnost'yu truda organizatsii na osnove kontseptsii professional'nogo riska na primere PAO «Gazprom» [Improvement of Labor Protection Management of an Organization Based on the Concept of Professional Risk on the Example of PJSC «Gazprom»]. Transport i khranenie nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya — Transport and Storage of Oil Products and Hydrocarbons, 2017, No. 5, pp. 53-59. [in Russian]

2. Fedosov A.V., Abdrakhmanov N.Kh., Gaysin E.Sh., Sharafutdinova G.M., Abdrakhmanova K.N., Shammatova A.A. The Use of Mathematical Models in the Assessment of the Measurements' Uncertainty for the Purpose of the Industrial Safety Condition Analysis of the Dangerous Production Objects. International Journal of Pure and Applied Mathematics, 2018, Vol. 119, No. 10, Special Issue C.

3. Abdrakhmanov N.Kh., Vadulina N.V., Fedosov A.V., Ryamova S.M., Gaisin E.Sh. A New Approach for a Special Assessment of the Working Conditions at the Production Factors' Impact through Forecasting the Occupational Risks. Man in India, 2017, Vol. 97, No. 20, pp. 495-511.

4. Fedosov A.V., Abdrakhimova I.R., Zaki-rova Z.A. Perspektivy primeneniya risk-orientirovannogo podkhoda v oblasti pro-myshlennoi bezopasnosti [Prospects for Risk-Based Approach Usage in Industrial Safety Sphere]. Setevoe izdanie «Neftegazovoe delo» - Online Edition «Oil and Gas Business», 2018, No. 1. pp. 145-161. [in Russian]

5. Fedosov A.V., Abdrakhimov Yu.R., Vadulina N.V., Kozlova A.V. Spetsial'naya otsenka uslovii truda [Special Assessment of Working Conditions]. Ufa, USPTU Publ., 2016. 377 p. [in Russian]

6. Fedosov A.V, Shabanova V. V., Abdrakh-manova K.N., Shutov N.V. Analiz printsipov organizatsii rabochikh mest napromyshlennykh predpriyatiyakh gazovoi promyshlennosti [Analysis of the Principles of the Organization of Workplaces at Industrial Enterprises of the Gas Industry]. Ufa, 2018. 112 p. [in Russian]

7. Valiev Sh.Z., Sukhochev V.I. Rossii nuzhen effektivnyi i kompetentnyi menedzhment [Russia Needs Effective and Competent Management]. Vysshee obrazovanie segodnya

- Higher Education Today, 2010, No. 3, pp. 29-33. [in Russian].

8. Valiev Sh.Z., Sukhochev V.I. Kak sformirovat' i otsenit' kompetentnost' budushchego menedzhera? [How to Form and Evaluate the Competence of the Future Manager?]. Vysshee obrazovanie segodnya — Higher Education Today, 2010, No. 4, pp. 57-61. [in Russian].

Развитие образования

9. Fedosov A.V., Vasikova E.I. Profes-sional'nye riski rabotnikov promyshlennykh predpriyatii [Occupational Hazards of Industrial Workers]. Ufa, USPTU, 2017. 140 p. [in Russian]

10. Fedosov A.V., Kozlova A.V. Vliyanie chelovecheskogo faktora na realizatsiyu avarii i intsidentov, i metody ego otsenki [The Impact of the Human Factor on the Implementation of Accidents and Incidents, and Methods of its Assessment]. Vestnik molodogo uchenogo UGNTU — Bulletin of the Young Scientist USPTU, 2016, No. 4 (8), pp. 117-121. [in Russian]

11. Asylgareeva Yu.A., Enikeeva T.M., Fedosov A.V. Professional'nye zabolevaniya na neftepererabatyvayushchem zavode [Occupational Diseases at The Refinery]. Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Neftegazovoe delo» -Electronic Scientific Journal «Oil and Gas Business», 2018, No. 3, pp. 98-109. [in Russian].

12. Fedosov A.V., Vadulina N.V., Sharafutdinova G.M., Abdrahmanov N.H., Rasulov S.R. Ohrana truda [Occupational Safety and Health]. Ufa, 2017. [in Russian]

13. Fedosov A.V., Khamitova A.N., Abdrakhmanova K.N., Abdrakhmanov N.Kh. Assessment of the Human Factor Influence on tne Accident Initiation in The Oil and Gas Industry. Territoriya neftegaz — Territorija Neftegaz, 2018, No. 1-2, pp. 62-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.