Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симонян Ю.Ж.

В статье рассматриваются три главных психологических подхода к исследованиям феномена межкультурной коммуникации (структурно-аналитический, деятельный, культурологический). Приводится детальный анализ психологических категорий, которые наиболее влияют на изучаемый процесс.The article reveals the detailed analysis of psychological approaches to the problem of cross-cultural communication teaching (structural and analytical, operational, cultural). Therefore, the most influential psychological categories are explored.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

текст, общение: тезисы науч. конф., посв. 70-летию со дня рождения А. А. Леонтьева, 18-20 мая, 1996 г. - М.: Смысл, 1996. - 332 с.

9.Почебут, Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: учеб. пособие / Л. Г. Почебут - 2-е изд. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007. - 281 с.

10.Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / A. П. Садохин. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

11.Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряжённости / Г. У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - 386 с.

12.Стефаненко, Т. Е. Этнопсихология / Т. Е. Стефаненко. - М.: Академический проспект, 1999. - 320 с.

13.Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е. Н. Резников. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 160 с.

14.Янчук, В. А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход / B. А. Янчук. - Минск: Бестпринт, 2000. - 416 с.

15.Янчук, В. А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феномонологии: словарь-справочник / В. А. Янчук. -Минск: АПО, 2001. - 40 с.

16.Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учебное пособие для вузов / В. А. Янчук. - Минск: АСАР, 2005. - 768 с.

17.Янчук, В. А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования / В. А. Янчук / / Методология и история психологии. - 2007. - Т. 2. - Выпуск 1. - С. 205 - 226.

18.Berry, J. Handbook of cross-cultural psychology / J. W. Berry, Y. H. Poortinga, J. Pandey. - N-Y., 1997.

УДК 159.96

Симонян Ю. Ж. студент

5 курс, факультет «Психологии и педагогического образования» Государственное образовательное учреждение высшего

образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ Аннотация. В статье рассматриваются три главных психологических подхода к исследованиям феномена межкультурной коммуникации (структурно-аналитический, деятельный,

культурологический). Приводится детальный анализ психологических категорий, которые наиболее влияют на изучаемый процесс.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, психологические подходы, коммуникатор, ведущая деятельность, взаимодействие через посредника.

THE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO STUDYING OF THE PROCESSES OF STUDENT'S TRAINING TO CROSS-CULTURAL COMMUNICATION

Annotation. The article reveals the detailed analysis of psychological approaches to the problem of cross-cultural communication teaching (structural and analytical, operational, cultural). Therefore, the most influential psychological categories are explored.

Keywords: cross-cultural communication, psychological approaches, communicators, leading activity, intermediate interaction.

Постановка проблемы. В течение последних лет Россия отстаивает свой статус на международной арене, статус независимой, конкурентоспособной, европейской страны. Эти изменения сказываются на системе образования, чем обусловливается и изменение приоритетных задач. На современном этапе перед педагогами стоит задача подготовить студентов к продуктивному сотрудничеству с представителями других стран и, соответственно, других культур. Поэтому возрастает значение межкультурного взаимодействия как важной составляющей подготовки будущих специалистов. Для того, чтобы деятельность педагога в этом направлении была успешной, мы считаем целесообразным исследовать психологические стороны межкультурного взаимодействия.

Когда речь идет о взаимодействии, особенно межкультурной, провести границу между социологическими, педагогическими и психологическими исследованиями очень трудно, поскольку все они имеют дело с ценностями, мотивами, установками, стереотипами и предрассудками. Психологов в этой области интересуют, в первую очередь, влияние культурных отличий на процессы интерпретации, а также природа соответствующих стереотипов. В психологических исследованиях межкультурного взаимодействии намечаются три основных подхода: структурно - аналитический, деятельностный и культурологический. Ключевой при изучении взаимного психологического влияния людей друг на друга есть и проблема межкультурного взаимодействии.

Цель статьи - раскрыть три основных психологических подходов к исследованию феномена межкультурной коммуникации (структурно-аналитический, деятельный, культурологический). Провести анализ психологических категорий, которые наиболее влияют на изучаемый процесс.

Основное изложение материала. Так, Б. Г. Ананьев исследует ее, связывая с проблемой формирования человека как личности, как субъекта деятельности. Коммуникация играет основную роль в построении человеческих отношений. «По-поведение человека, - пишет ученый, -выступает не только как сложный комплекс видов его социальной

деятельности, с помощью которых олицетворяется окружающая природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах» [1, с. 160]. Психолог провозглашает, что коммуникация является обязательным составляющей всех видов деятельности, необходимой их условной, при этом она проявляется в процессах формирования личности, развития человека как субъекта деятельности. Различные коммуникативные ситуации также влияют на эти процессы и на развитие личности, на ее ум, чувства, волю и т.д. [2, с. 24]. А потому межкультурная коммуникация необходима при становлении личности специалиста международного уровня, успешно будет происходить при условии применение коммуникативных ситуаций в учебном процессе.

Существенным во взаимодействии, за Б. .Г. Ананьевым, выступают индивидуальные психологические черты, поэтому трудно отделить в структуре и динамике этого процесса личное от общественного. «Коммуникация - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Вот почему неразрывно повязано социальное и индивидуальное в высшем коммуникативном средстве языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является разговор...» [2, с. 25]. Это дает основания утверждать, что именно культура оказывает значительное влияние на коммуникацию, но вместе с тем она носит и тесную окраску. Межкультурная коммуникация не только подпадает под влияние культур, а определяется ими.

Анализируя психологическую сущность процесса межкультурной взаимодействии в своей концепции психологии отношений личности, другой представитель структурно-аналитического подхода. М. Мясищев принимает отношения как единицу анализа личности и всесторонне изучает проблему взаимодействии, исходя из отношений человека. Он отмечает, что связь отражения людьми друг друга в взаимодействии с их взаимоотношениями очевидна. В коммуникативной взаимодействия они отражаются с различной активностью, избирательностью, позитивным или негативным характером. Таким образом, способом или формой отношений является человека с человеком.

Проблему межкультурного взаимодействия исследователь раскрывает через анализ взаимозависимости познания людьми друг друга, обращение людей между собой при совместной деятельности. Также к основным позициям, которые достойны внимания, ученый относит и психогенез таких продуктов общения людей, как обычаи и традиции, развитие отдельных сторон языка и культуры: «Быт и традиции людей, выступают предметом социологии, этнографии и истории, является одновременно и предметом того раздела или отрасли психологии, которую справедливо называют социальной» [3, с. 159 - 160]. То есть, он подчеркивает важность изучения способов поведения, влияния культуры на них при подготовке студентов к межкультурной взаимодействии.

Детальный и всесторонний анализ коммуникативного процесса мы находим в трудах А. А. Бодалева. Ученый рефлексирует над проблемами влияния характеристики эмоциональной сферы личности при взаимодействии на формирование типичного для нее стиля, способов поведения в различных ситуациях, которые связаны с коммуникативным процессом и т.д. Руководствуясь принципом А. С. Макаренко «побольше требовательности к человеку и одновременно максимум к ней уважения», он выделяет ряд личных качеств, которые являются необходимыми как для успешной повседневной взаимодействии, так и для межкультурной:

1) учет индивидуального своеобразия каждого человека;

2) направленность, при которой «другие люди стояли бы не на периферии, а в центре системы ценностей, формируется»;

3) ощущения чужого «ты» с такой же силой как и своего «я» и другие [2].

То есть, для осуществления эффективного межкультурного взаимодействия мало только одного желания, каждый должен работать над собой, развивая определенные психологические способности, целенаправленно учиться. Таким образом, очевидным В. А. Бодалева отмечает необходимость и важность такого направления как «психология познания людьми друг друга». «Достижение положительного результата в общении, - пишет он, - как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга собеседниками, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге» [2, с. 89]. Именно поэтому и межкультурная коммуникация является значительно более сложной, поскольку в ней значимыми выступают вопросы формирования образа другого человека, роли пола, возраста, профессии, принадлежности к той или иной общности и, соответственно, к другой культуре (курсив наш) для создания определенного представления о партнере, подбора соответствующих коммуникативных форм, предотвращения недопонимания и избежание конфликтов.

Представители деятельностного подхода в психологии (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожець, А. М. Леонтьев, А. А. Леонтьев и др.) фактически отождествляют коммуникацию с деятельностью, соответственно и применяют аналогичные методы исследования обоих этих феноменов.

Так, коммуникация как механизм создания совместной деятельности и формирования ее коллективного субъекту имеет большое значение для социально-психологической теории. М. Бехтерева. Исследователь делает удар на важности процесса взаимодействии в развитии личности. «Люди, которые выросли в общении с более разнообразным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с теми, которые живут отдельно от общества» [4, с. 7]. Психолог выделяет два вида взаимодействии: непосредственную и опосредованную. Это распределение характеризуется наличием или отсутствием какого-либо посредника в самом коммуникативном процессе: «В одних случаях речь идет о

непосредственное общение отдельных членов коллектива; в других -общение происходит только через посредничество; в третьих - путем письменного или слова» [4, с. 43 - 44]. Посредниками в таком случае могут быть телефон, письма, телеграммы, поцелуи, температурные или раздражители, азбука слепых, ласки, разные вещи, памятники истории и др. Учитывая выше приведенные примеры, мы склонны относить межкультурное взаимодействие именно к опосредованной, потому что она осуществляется посредством «культурной призмы», которая выступает своеобразным фильтром всей информации.

Деятельностный подход представляет и Л. С. Иский, предоставляя взаимодействии важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью, начиная с самого рождения и на протяжении всей жизни и выделяя два вида такой деятельности: «непосредственно речью или любой другой системой знаков или средств» и ту, что основывается на понимании и чувствах [5]. Первый вид можем наблюдать только в мире животных, поскольку она является «примитивного вида», «заражением». «Общение, основанное на розумные и на целенаправленной передаче мысли и переживаний, обязательно требует определенной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности в общении в процессе труда» [5, с. 16].

С точки зрения деятельностного подхода, по А. М. Леонтьевым, речевую деятельность можно отнести к внутренней, творческой, когнитивно-психической с разной степени конструктивности. Она является истинной деятельностью, которая сохраняет свою общую структуру, в какой бы форме не осуществлялась. Ее нельзя исключить из общественного процесса: «Реальным базисом личности человека является совокупность его по своей природе отношений к миру, которые реализуются его деятельностью...» [6, с. 140].

А. А. Леонтьев также поднимает проблему коммуникации между представителями различных культур, отмечают, что в большинстве случаев мы имеем дело с пониманием взаимодействии скорее как сообщении, чем как собственно общения. Психолог дает и более широкое ее понимание: коммуникация есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества -поскольку он предполагает постоянную динамику взаимодействие общества и личности» [7, с. 21]. Культурологический подход (В. П. Зинченко, С. В. Гончаренко, А. В. Киричук Ю. И. Малеваный, Д. Мацумото, В. А. Моляко, А. В. Фурман и др.) по подготовке будущих специалистов к межкультурной взаимодействии в психологии обеспечивают обязательное исследование влияния прежде всего-перед культуры и ценностных ориентаций на коммуникативную деятельность как сформированной способности к освоению общественных норм,

детерминированности социального поведения, которые формируются и реализуются через культуру. Современные разработки проблемы межкультурного взаимодействия ведутся психологами в сферах национальной культуры и ментальности, национального характера взаимодействии (А. В. Фурман), межличностных конфликтов при общении и способов их преодоления (В. А. Семиченко), и тому подобное.

В частности психолог В. П. Зинченко отмечает, что многообразие мировых языков составляет богатство человечества, поскольку именно оно дает устойчивость, порождает индивидуальность, особенность, концессию, этнос и нацию. Это становится важным основанием для постижения искусства межкультурного взаимодействия. Исследуя «дар языков» и рассматривая культуру как текст или совокупность текстов, ученый сосредоточивает внимание и на феномене полиглотов, которые способны «прочитать эти тексты» [8, с. 88 - 91]. Изучения другого языка, а вместе с ней и культуры, выполняет роль своеобразных филь-министров, уточняет, углубляет, меняет всю картину мира и самого субъекта. Поэтому подготовка к межкультурному взаимодействию выступает не только составным явлением с точки зрения философии и социологии, но и осуществляет чрезвычайно серьезные психологические воздействие на личность.

Принадлежность человека к социуму, тем самым и определенной культуры, ее развитие в нем, соответствует как личности и индивидуальности является основным вопросом трудов А. В. Фурмана. Ученый подчеркивает, что «фундаментальный факт деятельности личности и социума свидетельствует о постоянный взаимообмен психологическими ценностями, значениями и смыслами между этими, по-разному уникальными, субъектами» [10, с. 12]. То есть связь личности и культуры неразрывный и постоянный, что выявляет доминирующую роль при любых межкультурных контактах и определяет их ход.

В психологии проблема взаимодействии является одной из центральных проблем, поскольку само явление просматривается как условие формирования человека как личности; как человеческая деятельность, составляющая всех видов деятельности, а поэтому социальное и явление, обусловленное личностными коммуникациями и социальными факторами. Межкультурная коммуникация, соответственно, выступает фактором формирования личности профессионала, специалиста в определенной сфере деятельности, а потому определяется не только индивидуальными и социальными элементами, но и культурными особенностями взаимодействующих сторон.

Выводы. Анализируя психологические исследования процесса общения и взаимодействии, можно сделать вывод, что именно эти исследования сделали заметный вклад в процесс формирования межкультурной взаимодействии, поскольку много педагогов используют их результаты в своей профессиональной деятельности. Целесообразным является установление связи коммуникативного процесса с различными

видами деятельности, что дало возможность активно использовать игровые, проективные и другие методы при формировании межкультурной коммуникативной компетенции у студентов.

Использованные источники:

1.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев : [в 2-х т.] - М., - 1980. - Т. 1. - 357 с.

2.Бодалев А. А. Личность и общение : [избр. тр.] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 1983. - 271 с.

3.Мясищев В. Н. Психология отношений : [избр. психол. тр.] / В. Н. Мясищев. [под. ред. А. А. Бодалева]. - Акад. пед. и соц. наук., Моск. психолого-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психо-логи; - Воронеж : НПО»МОДЭК, 1995. - 356 с.

4.Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. - Пг., 1921. - 256 с.

5.Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - [5 изд., испр.]. -М. : Лаби-ринт, 1999. - 351 с.

6.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, Издат. центр «Академия», 2004. - 352 с.

7.Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - [2-е изд., испр. и доп.] - М. : Смысл, 1997. - 365 с.

8.Зинченко В. П. Мышление и язык : [учеб. пособ.] / В. П. Зинченко. -Международный ун-т природы, общества и человека «Дубна». - Дубна, 2004. - 141 с.

9.Киричук А. В. Концепция воспитания подрастающих поколений суверенной страны / А. В. Кричук. - Родная школа. - 1991. - № 5. - С. 3340.

10.Моляко В. А. Концепция воспитания творческой личности / В. А. Моляко. - Родная школа. - 1991. - № 5. - С. 47-51.

УДК 001.201

Скорев Е.Н., кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика, учет и анализ» Ростовский государственный университет путей сообщения

Россия, г. Ростов-на-Дону КОНТРОЛЬ ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА Аннотация: В статье рассматриваются вопросы понимания управления и контроля изменений содержания проекта. Приводится разница между понятиями «контроль» и «управление» и влияние каждого термина на подходы к работе с изменениями на проектах. Определено, что более точным является понятие «управления» и даны рекомендации по организации процесса управления изменениями содержания проекта.

Ключевые слова: управление проектами, управление изменениями, контроль изменений, содержание проекта, управление изменениями содержания проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.