АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНОВ
ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
А.Я. Якобсон, д-р геогр. наук, профессор
Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11166
Аннотация. В статье резюмируются промежуточные итоги работы научного коллектива под руководством профессора А.Я. Якобсона над темой "Процессы управления развитием территории регионов Восточной Сибири" на базе Иркутского государственного университета путей сообщения. Несколько лет работы и энтузиазм коллектива исследователей позволили получить значимые научные результаты, подготовить более 30 публикаций, в том числе 2 монографии.
Ключевые слова: управление развитием территории, стратегия, маркетинг территорий, маркетинговый потенциал территории, продвижение территории, урбанизация.
В течение нескольких лет коллектив исследователей ведет научный поиск в отношении такого объекта как процессы управления развитием территории регионов Восточной Сибири. Цель такой работы заключается в разработке методологических основ, инструментов исследования и рекомендаций по развитию территории регионов Восточной Сибири.
При проведении исследований были использованы следующие методы: анализ и разработка понятийного аппарата; комплексное моделирование процессов развития территории регионов Восточной Сибири с использованием экономических, демографических, географических, исторических, культурологических факторов; модель, объединяющая экономические, демографические и миграционные процессы с единых позиций анализа информационных потоков; SWOT-методология для анализа стратегий регионального развития.
Исследование позволило решить следующие задачи:
1) обосновать теоретически понятие локального уровня;
2) разработать первичные предложения по оптимизации муниципального управления с целью привлечения жителей в город;
3) разработать первичные предложения по использованию имиджа города (административного района) для привлечения туристов;
4) разработать теоретическую модель, объединяющую экономические, демографические и миграционные процессы с единых позиций анализа информационных потоков;
5) проанализировать официальные варианты конкретной стратегии регионального развития.
Рассмотрены общетеоретические подходы регионального маркетинга в системе управления территорией в виде:
- уровней региональных систем;
- понятий и субъектов регионального маркетинга;
- видов маркетинга: демографический, туристический маркетинг (определено понятие «образа места», способы его формирования, приведены образы Иркутска, Ольхона, инструменты продвижения образов) [1].
Инструментами искусственного продвижения образов города или региона могут служить путеводители, альбомы, открытки, значки, вымпелы, «магнитики» и т.п. Впрочем, здесь надо говорить о приёмах двух типов, задачи которых хотя и близки, но в то же время несколько различны: если альбомы и открытки (наборы открыток) скорее формируют образы места, то значки, вымпелы и «магниты» эти образы закрепляют.
Оригинальный инструмент продвижения, разработанный нами для Ольхонского района, - туристическая карта, на которой
обозначены основные достопримечательности и дана краткая характеристика каждого из объектов, которые дополнительно классифицированы по видам (природные, особо живописные, антропогенные.и т.п.) и по признаку реальной доступности. Наряду с графической версией, имеется интерактивная, позволяющая добавлять и удалять объекты с использованием той же классификации, ознакомиться с кратким описанием и фотографией того или иного конкретного объекта, получить информацию о видах транспорта, на которых можно добраться до Ольхона, и о доступном внутреннем транспорте.
Продвижение территории является ведущим инструментом реализации маркетингового потенциала территории, хотя далеко не единственным [2].
Коллективом исследователей проведен прикладной анализ развития территорий методом информационных потоков на основе:
- модели информационных потоков в градостроительстве;
- истории создания 130 квартала г. Иркутска;
- экономической составляющей управления недвижимостью;
- урбанизации-миграции в пространстве времени;
- иркутский опыт урбанизации, миграции и связь с китайским рынком.
Итак, опыт периодов быстрой урбанизации - как внутринациональной, так и межгосударственной - позволяет сделать ряд выводов.
1. В отличие от естественной урбанизации, протекающей со скоростью не выше 1-5 % населения в год, возможна ускоренная (быстрая) урбанизация, когда в города переселяются сотни тысяч и миллионы сельских жителей в год.
2. Быстрая урбанизация, вызванная массовой миграцией носителей аскетического образа жизни в адхократическую среду больших городов, может служить основой для быстрого экономического роста за счет разницы в производительности труда и низком уровне потребления «новых горожан».
3. Смена образа жизни мигрантов происходит в течение 15-25 лет, причем первоначально адхократический стиль жизни усваивают немногочисленные, наиболее гибкие представители «новых горожан». За счет этого растет разрыв в уровне доходов (индекс Джини) и формируется график, описываемый «кривой Кузнеца».
4. До тех пор пока аскетический образ жизни преобладает в среде мигрантов, они стремятся селиться компактно, образуя поселения трущобного типа. В этих поселениях наблюдается целый ряд архаических черт - антисанитария, высокая кри-минализованность, местное самоуправление с элементами феодального или даже рабовладельческого уклада.
5. В ситуации быстрой миграции попытки равномерно рассеять мигрантов в городской среде и помешать им компактно селиться в трущобах приводят лишь к росту социальной напряженности и массовым конфликтам между аскетическими и адхо-кратическими жителями города. Эти конфликты носят глубинный характер (на уровне базовых жизненных ценностей) и не могут быть преодолены раньше, чем произойдет естественная смена поколений [3].
Заявленная тема исследования предполагает обязательное рассмотрение вопросов разработки стратегии развития Иркутской области. В частности речь идет о:
- методологических проблемах существующих документов;
- требованиях к стратегии развития;
- содержание Стратегии.
Приходится констатировать, что в проекте «Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года» отсутствует то, что можно было бы назвать SWOT-идеологией, которой должна бы быть пронизана стратегия. С другой стороны, достоинством анализа, вынесенного в приложение, является то, что он разработан отдельно для разных отраслей. Не хватает только, во-первых, обобщающей SWOT-матрицы. Во-вторых, поотраслевой анализ должен стать основным содержанием стратегии, весь материал по отраслям должен быть нанизан на него, а в прило-
жения можно было бы вынести многочис- б) разработаны первичные предложения
ленные громоздкие таблицы. по использованию имиджа города (адми-
Таким образом, можно говорить о трех нистративного района) для привлечения главных результатах проведенных иссле- туристов;
дований. - Во-вторых, разработана теоретическая
- Во-первых, сформулированы методо- модель, объединяющая экономические, логические подходы к территориальному демографические и миграционные процес-маркетингу на локальном уровне; выделе- сы с единых позиций анализа информаци-ны демографический и туристический онных потоков.
маркетинг как подвиды территориального - В-третьих, проведен анализ вариантов
и сделаны практические предложения по официальной Стратегии развития Иркут-организации того и другого на конкретных ской области в сопоставлении с аналогич-территориальных объектах - городе Ир- ным документом по Красноярскому краю кутске и Ольхонском районе. и сделаны существенные предложения - о
а) разработаны первичные предложения территориальной дифференциации страте-по оптимизации муниципального управле- гии (раздельно по Северу и Югу) и о путях ния с целью привлечения жителей в город; постиндустриального развития для Юга
Иркутской области [4, 5].
Библиографический список
1. Якобсон А.Я. Образы места и маркетинговое продвижение города (на примере Иркутска) / А.Я. Якобсон, К.Л. Лидин, Н.В. Бацюн // География и природные ресурсы. -2018. - №4. - С. 150-158.
2. Вихорева М.В. Оценка маркетингового потенциала г. Иркутска и перспективы его повышения / М.В. Вихорева, А.О. Выгузова // Материалы ежегодной международной научно-практической конференции «Стратегические аспекты публичного управления и территориального развития». - Иркутск: Изд-во: Байкальский государственный университет. - 2017. - С. 101-108.
3. Якобсон А.Я. Мигранты на рынке труда: социологические и управленческие аспекты / А.Я. Якобсон, А.Б. Черных, А.В. Ивановский // Вестник УГУЭС. Серия Экономика. -2016. - №2. - С. 144-149.
4. Вихорева М.В. Развитие приоритетных направлений социально-экономической деятельности региона / М.В. Вихорева, Т.К. Кириллова // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 1. - С. 166-172. - Б01: 10.17150/2500-2759.2019.29(1).166-172.
5. Якобсон А.Я. Вопросы разработки стратегии развития Иркутской области / А.Я. Якобсон, М.И. Кулеш // Стратегические направления повышения конкурентоспособности национальной и региональной экономики в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20.11-19.12.2016 г. - Иркутск: Изд-во ООО «ЦентрНаучСервис», 2017. - С. 122-128.
ANALYSIS OF THE PROCESSES OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF REGIONS OF EASTERN SIBERIA
A.Ya. Jakobson, Doctor of Geographic Sciences, Professor Irkutsk State Transport University (Russia, Irkutsk)
Abstract. The article summarizes the interim results of the researchers work under the guidance of Professor A.Ya. Jacobson on the topic "The Process of management of development of regions of Eastern Siberia" on the basis of Irkutsk state University of Railways. Several years of work and the enthusiasm of the team of researchers allowed us to obtain significant scientific results, prepare more than 30 publications, including 2 monographs.
Keywords: territory development management, strategy, territory marketing, territory marketingpotential, territory promotion, urbanization.