АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВА
Н.Х. ВАФИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Финансовой академии при Правительстве РФ
Современный этап хозяйственной жизни характеризуется усилением воздействия на развитие национальных экономик процессов транснационализации производства. Прорыв в информационно-коммуникационной сфере, глобализация финансов, интернационализация фондового рынка обусловили расширение масштабов транснациональной деятельности, привели к созданию транснациональных производственных систем нового типа, основанных на наукоемких технологиях. При этом транснационализация производства имеет противоречивые последствия для стран базирования ТНК и «принимающих стран», т.е. государств, где располагаются дочерние предприятия, филиалы транснациональных корпораций. В этой связи актуальным является теоретико-методологическое осмысление характера и направлений эволюции транснационализации производства с учетом многоаспектное™ и многофакторности этого сложного процесса в современных условиях глобализации хозяйственной жизни. На взгляд автора, весьма продуктивным является использование в исследовании транснационального производства синерге-тического подхода — междисциплинарного направления, представляющего собой новый этап системных исследований'.
Синергетика представляет собой общенаучный подход к исследованию универсальных законов самоорганизации сложных систем с нелинейной, неравновесной динамикой. Синергетический подход развивается усилиями ученых гуманитарных и ес-тественно-научных дисциплин. Значительный вклад в разработку идей синергетики внесли
' Термин «синергетика» (от греч. зупе^еикск — совместное действие, сотрудничество) ввел в научный оборот в 1969 г. Г. Хакен для обозначения «учения о взаимодействии» (см.: Синергетике - 30 лет. Интервью с проф. Г. Хакеном // Вопросы философии. - 2000. - № 3. - С. 54).
С. Капица, Е. Князева, С. Курдюмов, Г. Малинец-кий, Н. Моисеев, И. Пригожин, Г. Хакен, Д. Чер-навский и другие. Применение синергетической методологии в экономике находится на начальной стадии. Можно отметить работы Н. Думной, Л. Евстигнеевой, Р. Евстигнеева, Е. Ерохиной, В. Зан-га, Б. Кузнецова, Л. Колесниковой, Р. Меркина, Л. Оголевой, Г. Рузавина, С. Серегиной, И. Шур-галиной и др. Синергетическая концепция развивается этими авторами применительно к исследованию различных микро- и макроэкономических процессов (разработка теории фирм, теории нововведений, теории транзитивной экономики и т.д.).
Синергетическое видение аккумулирует в себе позитивные элементы детерминистского и вероятностного стилей научного мышления. Оно рассматривает социально-экономическое развитие как процесс, в котором действуют механизмы с ярко выраженной причинностью, и механизмы, отражающие случайность, вероятность, высочайшую степень неопределенности. Применение синергетической методологии к исследованию транснационализации производства позволяет отразить ее динамические характеристики, отойти от идеологизации, субъективных оценок, дает возможность составить более полное представление о тенденциях развития анализируемых процессов в условиях усложняющегося, ускоряющегося, глобализирующегося экономического развития.
Для отечественной науки и практики существенное значение имеет разработка мер государственного регулирования деятельности транснациональных объединений на основе эффективного использования всего спектра экономических и административных методов в целях обеспечения экономического роста, структурной перестройки реального сектора экономики, наращивания выпуска конкурентоспособной продукции. Синергети-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго-ръя -и жъх*
27
ческий подход позволяет реализовать стратегию ускоренного развития, инициировать создание механизмов, рычагов, использующих эффект коллективных действий.
Со второй половины XX в. теоретическая база транснационализации производства разрабатывалась представителями различных течений экономической мысли: неоклассической теории, точнее, ее более поздней модификации — индустриальной экономики, а также сторонниками марксизма, институционализма и неоинституционализма, менеджеризма, эволюционной экономической теории. Естественно, что для каждого соответствующего направления и для разных исторических условий характерны свои акценты и приоритеты.
Эволюция теоретических подходов, раскрывающих причины ускоренной транснационализации, связана с изменениями в самой транснациональной деятельности. Имеющиеся концепции дают представление о расширяющейся и усложняющейся транснациональной деятельности, вырабатывают рекомендации по повышению ее эффективности. Они отражают усиливающуюся взаимосвязь исследуемого объекта с научно-техническим прогрессом, под воздействием которого модифицируются формы транснационализации производства, причем передовые технологии определяют их качественно новую ступень развития. Теоретические обобщения свидетельствуют о высокой адаптационной способности, мобильной приспособляемости транснационализации производства к меняющимся условиям мирового экономического пространства. Наблюдается стремление к динамическому (а не статическому) представлению закономерностей развития исследуемого объекта.
Общим недостатком всех концепций является стремление вычленить один или несколько решающих факторов, определяющих активизацию транснациональной деятельности. Значимость факторов и их соотношение между собой меняются, поэтому невозможно одномоментно зафиксировать все изменения. Несмотря на предпринимаемые попытки интеграции различных теоретических направлений по анализу транснациональной деятельности, можно констатировать, что до последнего времени не удалось выработать единую, стройную теорию, которая могла бы адекватно объяснить транснационализацию производства в современных условиях.
Применение синергетической методологии позволяет преодолеть ограниченность известных подходов. Синергетическая концепция, формиру-
ющая новый взгляд на мир — синергетическое видение мира, может рассматриваться как исходное основание для научной коммуникации, выработки общей теории транснациональной деятельности. Синергетическое знание удовлетворяет принципу согласия (коммуникативности, диалогично-сти), означающего, что бытие как становление формируется и узнается лишь в ходе диалога, коммуникативного, доброжелательного взаимодействия субъектов и установления гармонии в результате диалога.
Для различных подходов характерен селективный отбор эмпирических фактов. В результате этого то или иное явление, в зависимости от личностных установок, может либо приобретать, либо терять смысл. Синергетическая методология позволяет получить взгляд с общих позиций, поскольку применяется к различным областям исследования. Апробация выводов, полученных на основе синер-гетического подхода, во многих отраслях знаний повышает их доказательность.
Важнейшее значение в характеристике синер-гетического знания имеют принципы соответствия и дополнительности. Принцип соответствия означает возможность перехода от досинергетической (классической, «неклассической» и «постклассической») науки к синергетической. То есть синергетическая парадигма включает в себя прежние модели как частный случай. Это позволяет синтезировать различные знания о транснационализации в общую концепцию на базе синергетики. Принцип дополнительности означает независимость и принципиальную частичность, неполноту какдосинергетического описания реальности (без синергетического), так и частичность синергети-ческого (без досинергетического). Сочетание теоретического изучения процессов транснационализации с новой парадигмой научного познания (синергетикой) расширяет теоретические «пределы», ведет к взаимодополняемости теорий, так как обеспечивает более широкий взгляд на исследуемые явления.
Синергетика позволяет сочетать субъективистский и объективистский подходы в объяснении эволюции процессов транснационализации. В более широком плане речь идет о необходимости учета фактора субъекта в эволюции. Таким образом, имеется в виду не отказ от существующих теоретических конструкций, а смещение фокуса внимания. В синергетической концепции акцент падает на становление, коэволюцию, кооперативностьэж-ментов транснациональной деятельности. Синер-
28
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРта ъ •ПРЖЖСЫ
гетическая методология вызывает изменения в способах постановки проблем, в используемом теоретическом арсенале, в применяемых моделях, в целях и установках научного поиска.
Важное значение имеет критерий воспроизводимости тех или иных теоретических моделей. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны могут обеспечить экономическое развитие, используя потенциал транснационализации производства, опираясь только на собственную специфику. Механическое заимствование рецептов и практики других государств неуместно. Вместе с тем не следует игнорировать сформировавшуюся солидную интеллектуальную базу по различным вариантам транснациональной деятельности.
Синергетическая модель транснационализации производства, исследующая механизмы формирования структур, процессов в открытых нелинейных средах, может служить основой для принятия эффективных решений в условиях нестабильности, нелинейности будущего. По крайней мере, синергетический стиль мышления может быть платформой для творческого диалога между учеными, имеющими различные установки, взгляды на экономическое развитие.
Эволюция транснациональных систем осуществляется в форме роста разнообразия их составных элементов, усложнения, увеличения числа функциональных единиц. Объединяемые производственные структуры должны быть подобраны по стадии развития, темпу развития. Процессы транснационализации осуществляются не только на базе внутрифирменных отношений ТНК, но и за их пределами: в рамках лицензионных, субподрядных и прочих контрактов, через сеть стратегических альянсов ТНК и т.п. В этих условиях границы транснационализации определяются по критерию сохранения национального стратегического контроля.
Чем лучше система транснационального производства приспособлена к изменениям, тем сильнее ей требуется уравновешивать быстрые изменения некоей неизменностью. Один из возможных способов достижения этой цели — сделать партнерство в изменениях фундаментом стабильных отношений. Стратегические альянсы и другие формы межфирменного сотрудничества, объединяя субъекты, взаимодополняющие друг друга в рамках одной экономической цепочки, позволяют добиваться необходимого баланса перемен и устойчивости всей транснациональной системы производства.
Рост многоаспектное™ в оценке процессов транснационализации производства находит отражение в трансформации целевых функций транснациональной деятельности. В современных условиях альтернативой функций «максимизация прибыли», «минимизация издержек», «расширение объема продаж» и т.п. становится функция «получение положительного синергетического эффекта», что отражает объективную необходимость расширения целевых ориентиров транснациональной деятельности. Понятие синергетического эффекта в системе транснационального производства можно определить как результат совместных действий, представляемый многомерным вектором, компонентами которого являются экологические, экономические, социально-культурные, психологические характеристики, соответствующие вариантам структуры и режимам взаимосвязей элементов анализируемого объекта (ТНК, ТФПГ стратегического альянса и т.п.). Под режимами взаимосвязей имеются в виду сетевые и иерархические взаимодействия. Последние в свою очередь включают два типа режимов: с жестким регламентированным управлением и с управлением по целям и стимулам, которое осуществляется благодаря определению ограничений на распределение ресурсов и формированию стимулов.
Данная трактовка синергетического эффекта позволяет отразить полноту его характеристик, отличающихся множественностью и разнообразием, т.е. в нем присутствуют разнокачественные параметры, не сводимые друг к другу. При этом вектор — не аморфный конгломерат параметров. Это обобщенная оценка динамики, которая учитывает скорость изменения соответствующих характеристик, зависящую также и от их взаимного влияния.
Различные методы управления транснационализацией производства проходят через своеобразные процессы «естественного отбора» с учетом пространственно-временных характеристик внешней среды, смены доминант экономического развития. В результате формируется и развивается особая система воздействий, сочетающая рыночные, административные и сетевые способы регулирования, способная извлекать выгоды из различий потенциалов (производственного, научно-технического, финансового и т.п.) отдельных стран и регионов, где располагаются подразделения (элементы) транснационального комплекса.
Поскольку важнейшей особенностью современного управления транснациональным бизнесом становится ориентация на формирование по-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВСРШ и -прлхжъъл
29
и межафсмаги$1 аЯсыиул
18 (33)-2004
ложительных синергетических эффектов, эта задача должна обеспечиваться применением правил нелинейного синтеза технических, технологических, организационных, экологических, управленческих и других факторов с учетом постоянно меняющегося масштабного (временного и пространственного) фактора, пороговых, цепных, автокаталитических, автоколебательных явлений. Автокаталитические процессы — разновидность «режимов с обострением» — представляют собой механизм ускорения системного синтеза, позволяют осуществить сложные коллективные взаимодействия факторов транснационализации. Автоколебательные явления отражают законы ритма, циклической смены состояний, которые также должны учитываться при формировании синергетических эффектов транснациональной деятельности. Применительно к реальным со-циоэкономическим и социотехническим системам пока не разработан математический аппарат синер-гетического моделирования. Перспективными направлениями в этой области являются фрактальная математика, теория цепных реакций, теория дискретной динамики и т.д.
Регулирование транснационального бизнеса с позиции формирования синергетических эффектов предполагает использование резонансных явлений, обеспечивающих многократное сокращение временных затрат и материальных усилий. Резонанс возбуждает не какое-то одно воздействие, а совокупность взаимосвязанных, взаимовозбуждающих воздействий. Это могут быть меры по со-
Основные тенденции эволюции международного регулирования процессов транснационализации производства
вершенствованию организации и технологии, технического обслуживания производственных подразделений ТНК или развитие логистических систем, нацеленных на повышение эффективности и качества сервиса при управлении товародвижением, на улучшение экологии, снижение логистических издержек (в частности, на транспортировку и управление запасами) за счет рационализации грузопотоков, создания сети распределительных логистических центров, формирования торговой, транспортной, телекоммуникационной инфрастуктуры. Интегральный характер современных логистических цепей открывает новые возможности получения значительных положительных синергетических эффектов и находится в центре внимания резонансного управления. Различные формы резонансного возбуждения (режимы с обострением) целесообразно применять как в управленческой практике транснационального бизнеса, так и на уровне государственного и международного регулирования объективных процессов транснационализации.
Обобщение международного опыта регулирования транснациональной деятельности позволяет выделить следующие тенденции (см. рисунок).
Наряду с международными организациями, оказывающими своей деятельностью прямое или косвенное воздействие на транснациональный бизнес, появились многочисленные неправительственные организации, движения; развиваются интеграционные объединения на региональном уровне, влияние которых на процессы транснационализации усиливается. Основные формы реализации управляющих воздействий на процессы транснационализации производства заключаются в регулировании международных институциональных условий, т.е. в согласованном установлении формальных (нормативно-правовых) ограничений и контроле за их соблюдением, а также в стимулировании добровольных неформальных инициатив, нацеленных на повышение управляемости транснациональной системы. Кроме этого, большое значение имеют финансовая, информационная, политическая и другие виды поддержки конкретных про-блемо-разрешающих проектов и программ. Однако действующие схемы взаимодействия ТНК, национальных государств и международных организаций недостаточно эффективны и не соответствуют глобальному, транснациональному характеру процессов, протекающих в мировом сообществе.
Рост многосубъектности, т.е. расширение круга участников международного регулирования
Увеличение многообразия форм международного влияния на транснациональную деятельность и видов применяемых международно-правовых инструментов
Развитие разнонаправленное™ эволюции международных механизмов, т.е. становление централизованных и децентрализованных институтов, оказывающих воздействие на транснациональное предпринимательство
Наличие как локально-разрозненных, так и скоординированных действий
Изменение качества международного регулирования на основе использования современных информационных технологий
Основные тенденции эволюции международного регулирования процессов транснационализации производства
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и тг-РА-кж-ихА
"ТРСео^иЯ- и *не*пофомпи& лЯалиуа,
18 (33)-2004
Четко обозначилась (и на практике, и в теории) тенденция усиления централизации деятельности международных институтов мирового хозяйства. Вместе с тем наряду с развитием системы над-государственных институтов координации и регулирования, построенных на иерархических принципах деятельности, на основе представительства от избранных органов национальных государств идет активное формирование эффективных демократических организаций по сетевому принципу. Примером может служить международная организация АТТАК — Ассоциация за налогообложение финансовых трансакций в интересах граждан.
Таким образом, тенденция к формированию меж- и надгосударственных механизмов регулирования глобальных экономических процессов, в том числе транснационализации производства, не закрывает возможность децентрализованным тенденциям самоорганизации населения в целях воздействия на поведение ТНК. Реализуя принципы сетевой децентрализации, часть движения антиглобалистов поддерживает локалистско-децентрализаторс-кие тенденции. Позиция таких групп основана на убежденности в ненужности единой системы правил и нормальности ситуации, когда у каждого малого сообщества система правил своя. В то же время идет формирование нового по содержанию и формам, многообразного, но скоординированного движения за глобализацию снизу в интересах граждан. Эта тенденция четко проявилась на Всемирном социальном форуме в Порту-Алегри (2002 г.).
Естественно, механизм регулирования транснациональной деятельности на международном уровне должен иметь свою структурно-финансо-вую организацию и использовать методы управления, адекватные природе глобальной социоэколо-гоэкономической системы «человечество — среда обитания», составной частью (подсистемой) которой являются транснациональные производственные сети. Очевидно, что эта система не имеет жесткой вертикали управления, поскольку она включает в себя суверенные страны, и поэтому наиболее приемлемыми представляются синергетичес-кие методы управления, ориентированные на целенаправленное стимулирование самоорганизации подсистем в соответствии с внутренними тенденциями их развития, не допуская ущерба состоянию системы более высокого уровня.
Основным критерием эффективного регулирования международной хозяйственной деятельности как системного процесса является взаимообусловленная безопасность мирового хозяйства и
его структурных уровней и элементов (подсистем). Повышение степени системной безопасности на основе международного регулирования процессов транснационализации предполагает:
— способность оперативно совместно решать возникающие проблемы, реализовать синер-гетические эффекты межгосударственного взаимодействия;
— повышение степени и качества информированности для предотвращения рассогласованности в постановке и достижении цели — обеспечение сбалансированности интересов всех сторон, охваченных транснациональной деятельностью. Возможности решения этих задач существенно возрастают в связи с развитием информационных технологий. Использование современных информационных систем, повышая качество и оперативность принимаемых решений, ставит ряд новых проблем. Требуется согласование и гармонизация традиционного (национального и международного) законодательства и находящегося на стадии становления интернет-законодательства.
Таким образом, в современных условиях формируется системное общемировое движение — очень сложное, противоречивое, неоднозначное, многовекторное, которое характеризуется разнонаправленными тенденциями: стремлением к централизации международных механизмов регулирования транснациональной деятельности и одновременной децентрализацией, развитием самоорганизации населения в целях контроля поведения ТНК. Россия должна принимать более активное участие в процессах разработки программ регулирования транснационального бизнеса и в отработке мер по обеспечению их реального выполнения.
Исследование особенностей транснационализации производства в России с позиции соответствия общесистемным принципам развития транснационального бизнеса, выявление факторов внешней среды и внутрикорпоративной политики, сказывающихся на недостаточно высокой эффективности транснационального предпринимательства с точки зрения обеспечения подъема российской экономики, показало, что деформация интегрирующих механизмов (имущественных, управленческих отношений) и связанная с ней специфика внутрикорпоративной политики являются следствием некорректно проведенной приватизации российской промышленности и недостаточного развития конкурентных основ, т.е. зависят от методов социально-экономической трансформации страны. Развивающиеся процессы трансна-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръЯ- -и ЪРАТ&КЯСМ
31
и ляллссул
18 (33)-2004
ционализации производства в настоящее время слабо корреспондируются с повышением эффективности использования ресурсов, освоением высокотехнологичных, наукоемких производств с реструктуризацией отраслевой структуры в направлении повышения национальной конкурентоспособности России. Незначительное влияние оказывают такие механизмы глобализации рыночной экономики, как прямые иностранные инвестиции, международный трансферт научно-технических знаний.
На основе анализа значительного объема материалов можно сделать вывод, что российские предприятия все чаще становятся отдельными, далеко не первостепенными звеньями в цепочке внутрикорпорационного разделения труда ТНК. При этом технологический цикл в российском машиностроении существенно сокращается, поскольку за отечественным производителем, как правило, остаются сборка и окраска машин, оборудования. Это типично не только для автомобилестроения и радиоэлектроники, но и для промышленности средств связи, машиностроения для пищевой промышленности и некоторых других отраслей. Наблюдается тенденция к примитивизации схем выпуска массовой отечественной машиностроительной продукции, к локализации ее в экс-портоориентированных холдингах. Не создаются ресурсы для перспективного развития предприятий машиностроительного комплекса.
Для позитивных сдвигов в развитии транснационального бизнеса-в стране требуется разработка конкретных решений, избирательных относительно различных секторов, и в то же время инкорпорированных в рамки единой стратегии подъема экономики России и обеспечивающих условия для конкуренции. Это придаст процессам саморазвития и самоорганизации транснациональной предпринимательской деятельности целенаправленный характер и создаст основу для усиления их позитивных сторон.
При теоретическом обосновании направлений развития процессов транснационализации производства в России следует, на взгляд автора, исходить из следующих положений:
— воздействие на транснациональный бизнес реализуется в рамках общей проводимой экономической политики, которая включает в себя структурную (промышленную, научно-техническую) и социальную политику, предусматривает меры в инвестиционной, производственной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сферах. Макроэкономическое регулирование, устанав-
ливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организации, дополняется системой мер, регламентирующей поведение транснационального бизнеса. При этом потребность в активизации государственного регулирования возрастает в периоды усиления неустойчивости экономического развития;
— для повышения эффективности воздействия отдельные направления российской государственной политики должны быть увязаны воедино, подчиняться единым целям и задачам. Только на основе системной координации регулирующих мер, в том числе и в отношении транснационального предпринимательства, возможно решение стратегических задач. Необходимо изменение государственной экономической политики от преимущественно фискальной по отношению к субъектам реального сектора к стимулирующей усилия производителей по повышению конкурентоспособности российской экономики. В этих целях необходима практическая реализация концепции поощрения коллективных действий.
Эта концепция предусматривает стимулирование механизмов самоорганизации: расширение профессионального и общественного самоуправления, развитие средств самопринуждения (например, исполнение кодексов поведения компаниями), поиск новых средств принуждения к соответствующему поведению при минимальном прямом участии государства (т.е. не на основе внешних принудительных санкций, а на добровольных началах в рамках общепризнанных норм и взаимной ответственности членов профессиональных организаций, союзов производителей или иных механизмов самоорганизации).
Концепция поощрения коллективных действий включает также совместные действия государства и бизнеса, в частности по созданию на основе партнерства системы инвестиционных институтов, гарантийно-залоговых фондов и т.п. При этом имеется в виду, что взаимодействие государства и транснационального бизнеса не означает их сращивания, а соответствует принципу субъектно-объектной симметрии, утверждаемому экономической синергетикой. Согласно этому принципу недостаточно видеть в транснациональном предпринимательстве только предмет государственного регулирования. Процесс структурной перестройки национального хозяйства, в том числе на базе использования потенциала транснационализации производства, должен проходить в рамках совместных решений государства и бизнеса. При этом большое значение имеет то, чтобы интересы разных областей бизнеса не
32
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоРШ ъ кракшска
превратились в определенное противостояние и зону постоянных конфликтов.
Важнейшими принципами должны стать налаживание отношений сотрудничества, лояльности, проведение конструктивных обсуждений с промышленными экспертами в соответствующих министерствах, академических институтах, банках с привлечением широкой общественности. Консультативные отношения — один из существенных факторов развития — это способ сравнения альтернативных путей развития. Диалог правительства, бизнеса, общественности будет способствовать корректировке, сближению целей и способов их реализации.
Готовность правительства к партнерскому согласованию позиций с широким кругом заинтересованных сторон предполагает организацию эффективного потока информации, выполняющего функции прямой и обратной связи государственных структур с деловым сообществом и населением. Основным направлением информационной политики должно стать не столько наращивание количественного потока информации, сколько кардинальное повышение ее качества. Информационные модули должны включать новости компаний — периодические отчеты о деятельности крупнейших российских публичных компаний, новости рынка технологий — периодические обзоры основных событий на рынке высоких технологий страны и т.п.
Важнейшей задачей является более последовательное внедрение в российскую практику принципа транспарентности, который означает, что процедуры пересмотра норм хозяйственного права должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам; обязательное раскрытие информации, публикация финансовой отчетности открытых акционерных обществ (для закрытых акционерных компаний — раскрытие информации перед акционерами), изменение взаимодействий с Госкомстатом по вопросам распространения полной и корректной информации о деятельности крупнейших транснациональных структур (отечественных и зарубежных). Обеспечение транспарентности хозяйственной среды тесно связано с развитием механизмов правовой ответственности за принятые обязательства как представителей транснационального бизнеса, так и сотрудников государственных органов.
Наряду с деятельностью контрольных органов немаловажное значение имеет привлечение широкой общественности к контролю за деятельностью госаппарата. Целесообразно, на взгляд автора, изу-
чить в этих целях опыт реального общественного контроля в странах с развитой системой демократии. Например, стоит обратить внимание на британскую систему контроля за деятельностью госорганов. Здесь заметную роль играют различные неправительственные обзоры, исследования и разработки по конкретным направлениям деятельности администрации (госаппарата). Такие обзоры регулярно выпускаются университетами, общественными организациями и составляются на основе широко доступных статистических и других материалов о работе госорганов. Зачастую острокритические, такие материалы дают дополнительную возможность для конструктивного анализа отдельных направлений политики правительства, обеспечивают возможность общественности непосредственно участвовать в контроле за его деятельностью.
Систематическая отчетность исполнительной власти представителями общественности (парламентом), а также ее открытость через средства массовой информации и для широкой общественности снижают риск безответственности принимаемых решений. Это позволяет предотвращать использование рычагов государственной власти в процессе накопления капитала приближенными к госаппарату коммерческими структурами. Кроме того, независимая оценка правительственных решений дает возможность выявлять дополнительные альтернативы, разрабатывать наиболее приемлемые варианты, усовершенствовать существующие системы государственного управления.
Таким образом, синергетическое осмысление перспектив транснационализации в России позволяет сделать следующие выводы. Необходимо применение концепции поощрения коллективных действий по формированию стратегической рыночной ниши в мировом хозяйстве. Она (ниша) может быть создана за счет использования нового способа мирового доминирования — производства и применения знаний. В целях создания целостной системы обеспечения развития наукоемкого производства необходимо использовать различные механизмы перетока финансовых ресурсов в наукоемкие высокотехнологичные отрасли, а также активизировать создание инновационно-инвестиционной инфраструктуры. Она должна включать инвестиционные фонды, инвестиционные банки, а также специализированные неприбыльные структуры, системно и профессионально занимающиеся отбором, юридической защитой, продвижением в сопряженные сферы и области деятельности и коммерческой реализацией новых технологий.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£0РЪЯ чс •КРЖЖгсы
33
"ТНеариЯ и сМиымрг
18(33) - 2004
Международный опыт свидетельствует о целесообразности выделения в составе финансовых институтов инвестиционных банков и инвестиционных фондов, специализирующихся на финансировании и менеджменте именно долгосрочных инвестиций. Подобные структуры созданы в рамках российских ТФПГ. Однако речь идет о необходимости развития сети специализированных инвестиционных банков со значительным участием государства (на уровне не менее 30%), где могли бы быть в основном саккумулированы поступления от долгосрочных облигационных займов. Специализированные инвестиционные банки должны стать наряду с Российским банком развития и его аналогами на межрегиональном и региональном уровнях проводниками государственной структурной и инвестиционной политики.
Значительную роль играет принцип равного партнерства специализированных инвестиционных банков с частными инвестиционными и коммерческими банками. Он заключается в том, что частный бизнес (в том числе транснациональный) в ходе сотрудничества с финансовыми субъектами, представляющими интересы государства, будет реально заинтересован в дальнейших инвестициях, так как получит надежные гарантии.
Могут использоваться различные организационные схемы функционирования инвестиционных банков. Ряд авторов предлагает осуществлять кредитование под залог собственности предприятий (например, в виде контрольных пакетов акций)2. Предоставление долгосрочных кредитов под оборот собственности, или оборот залогов, по сниженной процентной ставке — в три раза дешевле обычного кредита — создаст, по мнению С. Глазьева, стимулы для предприятий реального сектора по раскрытию информации, послужит катализатором повышения качества управления и получения высокой отдачи на вложенный капитал.
На взгляд автора, представляет интерес концепция кредитной эмиссии под будущую стоимость, нацеленная на активизацию существующего в стране потенциала опережающих технологий. «Создание новой покупательной силы из ничего, в дополнение к тому обращению, которое существовало уже прежде. Как раз это и есть тот источник, из которого в типичных случаях финансируется осуществление новых комбинаций» — писал И. Шумпетер3.
2 Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. От стандартной экономической теории к экономической синергетике // Вопросы экономики. - 2001. - № 10. - С. 34.
3 Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - С. 167.
Кредитование под будущую стоимость характерно для стран, переживающих технологическое обновление. Оно связано с формированием «длинной волны» в экономике, что определяет характер ее развития в ближайшие 50 — 60 лет. Отсюда и условия кредитования — направленность на кластеризацию в экономике нововведений с учетом национальной специфики хозяйствования и тенденций мировой конъюнктуры. Кластеры нововведений пятого технологического уклада формируются главным образом в области информатики и коммуникаций. Именно в этой сфере концентрирует свои усилия государство в технологически развитых странах, оказывая поддержку отечественным производителям.
В России проблема прибыльности предприятий, особенно с длинным производственным циклом, вступает в противоречие со сложившейся системой структурно-кредитной политики. Убыточными в инновационном комплексе оказываются именно те мероприятия, которые определяют условия долгосрочного развития технологической основы производства. Поэтому необходима поддержка передовых разработок, активное стимулирование процесса образования кластеров нововведений в экономической структуре России на основе кредитной эмиссии под будущую стоимость. Вышеприведенные предложения не противоречат существующей практике финансирования инвестиций за счет бюджета развития, представляющего собой часть утверждаемого в законодательном порядке государственного бюджета.
Прямым дополнением инвестиционных решений, стимулирующих позитивные структурные сдвиги, выступают известные макроэкономические средства поощрения производственной активности. К ним относятся: налоговые и кредитные льготы; стимулы, связанные с амортизационными отчислениями; таможенные льготы (освобождение от таможенных пошлин импорта оборудования, сырья, комплектующих изделий, не имеющих отечественных аналогов) и т.п.
В соответствии с законом об иностранных инвестициях в РФ практикуется установление прямых налоговых льгот в зависимости от размера вклада иностранного капитала и сферы деятельности предприятия. Для зарубежных инвесторов, в том числе транснациональных корпораций, нацеленных на освоение внутреннего рынка страны, основное значение имеют потенциальные возможности местного спроса, особенно в случае, когда доступ на внутренний рынок затруднен торговыми или иными препятствиями. Поэтому решающее значение приобретают не налоговые льготы, а ста-
34
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ ъ тяьжжгсм
и мешси^омхги^ лЯллиул
18 (33) - 2004
бильность действующих нормативных актов, их предсказуемое введение на всех уровнях управления.
Кроме того, вызывает сомнение целесообразность самого принципальготтолько для предприятий с участием иностранного капитала, что ставит их в особые условия, ущемляющие национальных производителей. Всемирный банк официально рекомендует не делать для предприятий с иностранным капиталом ни преференциальных условий, ни дискриминирующих, а ставить их в равное положение с местными национальными организациями и фирмами. Многие страны отказались от практики предоставления налоговых льгот инофирмам и ограничиваются обеспечением им равного с национальными компаниями статуса.
Льготы целесообразно предоставлять, по-видимому, в зависимости от характера капиталовложений, а не их национальной принадлежности. В качестве критерия выделения льгот целесообразно учитывать уровень технологий, приносимых инвестициями. Инвестиции должны сопровождаться внедрением перспективных ресурсосберегающих и экологически безопасных видов технологий, способствовать снижению энергозатрат на единицу продукции, ориентироваться на наиболее рациональное использование сырьевой базы региона. В связи с этим инвестиционные проекты должны проходить государственную экспертизу степени новизны используемых технологий, соответствия экологическим и санитарно-техническим требованиям.
Среди критериев для предоставления льгот целесообразно учитывать также направленность инвестиций на обновление основного капитала, так как проблема износа основного капитала является одной из наиболее актуальных для России.
При определении отраслевых приоритетов целесообразно выделить развитие современных информационных, телекоммуникационных технологий и технических средств, способных обеспечить функционирование национальных коммуникационных сетей и включение России в глобальные информационные сети и системы мониторинга. Использование данной схемы предоставленных льгот будет способствовать, вероятно, осуществлению структурной перестройки экономики, достижению современного технологического уровня производства и повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
Необходимо отметить, что в ряде регионов нашей страны в порядке эксперимента созданы экологические банки, осуществляющие кредитование предприятий и организаций, выпускающих экологически чистую продукцию4. Они оказывают финансовую поддержку экологическим проектам и
экологическому предпринимательству, а также осуществляют экологический аудит. Однако для большинства отечественных предприятий использование кредитов на экологизацию производства затруднено в силу высоких процентных ставок. Поэтому предоставление льготного инвестиционного кредита, предусмотренное по рекомендуемой схеме, значительно активизирует деятельность, имеющую природоохранный и ресурсосберегающий эффект.
В настоящее время в нашей стране система налоговых льгот с учетом экологических факторов включает:
— сокращение налогооблагаемой прибыли предприятий в случае осуществления ими природоохранных мероприятий;
— налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга;
— освобождение от налогообложения экологических фондов.
По мнению автора, не стоит ограничивать льготное по экологическим соображениям налогообложение предприятий только возможностью сокращения налогооблагаемой прибыли. Аналогичную роль может сыграть и освобождение от налога на добавленную стоимость импортируемого оборудования, сырья, материалов, лицензий, «ноу-хау», не являющихся конкурентами отечественным.
Целесообразно предусмотреть дополнительные стимулирующие меры в зависимости от потребностей отдельных отраслей и регионов (например, поощрение создания новых рабочих мест и т.п.). Но в любом случае важно исключить зависимость получения льгот от решений конкретных чиновников и органов власти, не связанных формальными правилами принятия решений, нарушение которых можно было бы обжаловать в судебном порядке. Необходимо четко определить, на каких условиях и кем будут предоставляться льготы. Одновременно следует предусмотреть ответственность инвесторов, получивших льготы, за выполнение принятых обязательств.
Осуществление вышеуказанных мер в российских условиях переходного периода в рамках системности воздействия позволит активизировать экономическую деятельность, в том числе процессы транснационализации производства.
4 Злоказов В.Ф. Экономические методы в управлении процессами природопользования предприятий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 7. Экономика России: проблемы и перспективы. — 2002,-№4.-С. 137.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ -НР/ектик*
35