Научная статья на тему 'Анализ процессов перехода стран к рыночной экономике'

Анализ процессов перехода стран к рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1489
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / RUSSIA / CHINA / THE MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савосина Оксана Евгеньевна

В данной статье рассматриваются сущность процессов перехода стран к рыночной экономике, концепции осуществления трансформации командной экономики. Анализируется процесс перехода Российской Федерации и Китая к рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE COUNTRY''S TRANSITION TO A MARKET ECONOMY

This article discusses the nature of the country's transition to a market economy, the concept of the transformation of a command economy. The process of transition of the Russian Federation and China to a market economy.

Текст научной работы на тему «Анализ процессов перехода стран к рыночной экономике»

УДК 330.113

АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕХОДА СТРАН К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

О. Е. Савосина

THE ANALYSIS OF THE COUNTRY'S TRANSITION TO A MARKET ECONOMY

О. Е. Savosina

Аннотация. В данной статье рассматриваются сущность процессов перехода стран к рыночной экономике, концепции осуществления трансформации командной экономики. Анализируется процесс перехода Российской Федерации и Китая к рыночной экономике.

Ключевые слова: Россия, Китай, рыночная экономика.

Abstract. This article discusses the nature of the country's transition to a market economy, the concept of the transformation of a command economy. The process of transition of the Russian Federation and China to a market economy.

Key words: Russia, China, the market economy.

Тема исследования переходов стран к рыночной экономике актуальна и по сей день. Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная система, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых отношений, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система, или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институ-

тов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы [1].

К настоящему времени сложилось несколько концепций осуществления трансформации командной экономики. Первая предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества. Ее авторы опираются на монетаристскую концепцию, утверждающую, что преобразования должны происходить с минимальным участием государства [2]. Основными направлениями преобразований по этой концепции являются либерализация цен, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий. Другие меры включают переход к конвертируемости отечественной валюты, приватизацию государственных предприятий и создание условий для появления новых негосударственных предприятий, демонополизацию промышленности, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. Государство при таком варианте трансформации прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики. Это направление получило название «шоковая терапия». Данный термин заимствован из медицины, но тем не менее удачно отражает сущность происходящих в экономике изменений.

Шоковый вариант применяется для того, чтобы достичь критической массы быстрых реформ и, закрепив их результаты, завоевать доверие населения. Он эффективен в случае необходимости быстрого преодоления тяжелого финансового положения и острого товарного дефицита в стране. Такой вариант предусматривает либерализацию цен, ведущую к инфляционному взрыву, и обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения, поэтому требует национального согласия. Классический случай - Польша, в разной степени - страны Восточной Европы, Россия. Стержнем экономической политики при шоковой терапии является борьба с инфляцией путем проведения жесткой денежно-кредитной политики.

Сущность второго направления - постепенное создание рыночных отношений. Вторая концепция предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. Авторов подобного варианта часто называют «градулистами» (от англ. gradual -постепенный). По их мнению, быстрый переход от административной экономики к рыночной просто невозможен. Кроме того, необходимо смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения. Основную роль в рыночных преобразованиях градулисты отводят государству. Наиболее характерный пример реализации второго направления - Китай и Венгрия, а среди стран СНГ - Беларусь.

Очень близка к предыдущей концепции теория «планирования развития». Она предусматривает поддержку государством высоких темпов экономического роста путем постепенного устранения факторов, сдерживающих развитие экономики. Важнейшим элементом данного варианта является госрегулирование, основывающееся на государственной финансовой системе, воздействующей на экономическую конъюнктуру посредством субсидий и стимулирующей кредитно-денежной и налоговой политики. Существенное

место в этой теории занимает координация правительством взаимодействия бюджетов государства, корпораций и домашних хозяйств [3]. Различия между этими вариантами заключаются, во-первых, в сроках проведения основных преобразований в экономике, во-вторых, в степени охвата рыночными отношениями народного хозяйства. Выбор варианта зависит от экономических, политических, социальных и других условий, а также от воли политического руководства. Степень макроэкономической несбалансированности - не единственный фактор, обусловливающий выбор той или иной модели реформ. Очень важны и такие неэкономические факторы, как политическое устройство страны, ее история, культура, географическое положение. Процесс трансформации экономической системы государства от командно-административного механизма хозяйствования к рыночному принято называть переходным.

Сущность переходной экономики заключается в создании рыночных отношений, реформировании экономической политики и методов хозяйствования, преобразовании социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Целью преобразований при переходной экономике является рыночная модель рыночной экономики [4].

В соответствии с критериями экспертов Европейского союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский союз признал переходный характер экономики России. Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др. [5]. То есть суть реформы фактически сводилась к тактическим или даже инструментальным целям стимулирования экономического роста, выработанным международными финансовыми организациями для стран с развивающимися рынками.

В этот период наша страна поставила перед собой цель - создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, что само по себе является довольно сложным процессом. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику [6]. Главной чертой всех этих преобразований является сведение к минимуму вмешательства государства в экономику с целью дать простор для ее самостоятельного развития. Для этого было крайне необходимо преобразовать отношения собственности, провести разгосударствление и приватизацию.

Еще одной важной особенностью переходной экономики России было ее исходное состояние. Сформировавшаяся в течение десятилетий социалистическая система ценностей и ориентации продолжала проявляться в дей-

ствии факторов не только экономических (обусловливая трудности и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих особое значение в переходных состояниях.

Специфическая многонациональность (страна представляла собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических) означала лишь то, что в решении образовавшихся проблем нельзя было полагаться на какие-либо «конкретные модели», разработанные для переходных процессов. Кроме того, нельзя забывать о том, что в стране тогда были низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ. Социальная сфера была доведена до крайней степени нищеты, выражавшаяся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды [7].

«В конце 90-х годов большинство населения России по международным критериям имело доходы ниже уровня бедности. Если в 1987-1988 гг. около 2 % населения РСФСР имели доходы менее 4 долл. в день (с учетом III 1С), то в 1993-1995 гг. - 50 %, или около 74 млн человек» [8].

Россия и Китай схожи по общему направлению трансформационного процесса - созданию цивилизованного рынка, многоукладной экономической системы, повышению жизненного уровня населения.

Однако между Россией и Китаем имеется не только много общего, но и существуют серьезные различия в условиях проведения реформы.

Во-первых, реформа в КНР осуществляется в условиях большого избыточного населения. В городах излишки рабочей силы составляют примерно треть их величины, в деревне - 30-50 %. В России в ряде отраслей и районов ощущается острая нехватка рабочей силы, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.

Во-вторых, существенные различия имеются и в природно-географи-ческих условиях, размерах природных ресурсов, земельного обрабатываемого фонда двух стран.

В-третьих, эти две страны имели различные начальные предпосылки для проведения преобразований [7]. С помощью межотраслевого сравнительного анализа В. В. Попов демонстрирует, что чем больше экономических диспропорций имело место или чем выше начальный показатель ВВП на душу населения, тем более высокими были показатели падения объема производства в переходных экономиках [8]. В Китае в течение первого десятилетия реформ (1978-1988 гг.) введена Система ответственности домохозяйств в аграрном секторе, реализована частичная децентрализация государственной фискальной системы, постепенно частично снят контроль над ценами, также поощрялось развитие негосударственного сектора, в особенности городских и сельских предприятий. Уже к концу 1984 г. 99 % производственных бригад и 99,6 % крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд), предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после расчетов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды органов власти. Эта система быстро повысила

производительность крестьянского сельского хозяйства за счет частной заинтересованности производителей.

«Среднегодовой показатель роста ВВП за этот период составил 10 %. В постоянных ценах среднедушевые доходы городского и сельского населения выросли в 1,8 и 2,1 раза соответственно. Доля жителей аграрных районов, живущих за чертой бедности, сократилось на 60 %» [9]. В России с конца 80-х гг. проводились некоторые аналогичные реформы, но в начале 90-х гг. они были заменены на «шоковую терапию». В 1992 г. полностью снят контроль над ценами и отменено централизованное планирование. Большинство государственных предприятий подверглось приватизации. За первое десятилетие реформ ВВП в России снизился почти на 40 %. В этот период наблюдались гиперинфляция и резкое сокращение доходов населения. Рыночная трансформация - длительный процесс.

Разумеется, совпадение позиций России и Китая по многим проблемам мировой политики, развитие добрососедства отнюдь не означают полной идентичности интересов и подходов. Более того, в отношениях возможны трудности. Однако главным является стремление двух народов сотрудничать. Особое значение имеет углубление сотрудничества по таким важнейшим направлениям, как создание системы рыночных отношений и обмен опытом в этой сфере [10].

Список литературы

1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учеб. пособие / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

2. Видяпин, В. И. Общая экономическая теория / В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева. -М., 2006.

3. Козик, Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ / Л. Козик // Экономист. - 1998. - № 2.

4. Белокрылова, О. С. Концептуальные основы переходной экономики / О. С. Бе-локрылова // Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. -2005. - № 5.

5. Белокрылова, О. С. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике / О. С. Белокрылова, В. В. Вольчик, А. А. Мурадов. -Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2000.

6. Зиядуллаев, Н. СНГ - современное состояние и перспективы / Н. Зиядуллаев // Экономист. - 1998. - № 3.

7. Зиядуллаев, Н. Современная экономическая ситуация в СНГ / Н. Зиядуллаев // Экономист. - 2002. - № 1.

8. China Statistics Press. - Beijing. 2005.

9. Ван, С. Уроки экономических преобразований в Китае и России / С. Ван, Г. Фан // Мир перемен. - 2009. - № 4. - С. 25-31.

10. Сюй Мин. Китай и Россия: переход к рынку / Сюй Мин ; под ред. Ю. В. Рожко-ва. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2003. - 246 с.

Савосина Оксана Евгеньевна Savosina Oksana Ewgen'yevna

студентка, student,

Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: oksanochka-savosin@mail.ru

УДК 330.113 Савосина, О. Е.

Анализ процессов перехода стран к рыночной экономике / О. Е. Савосина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). -С. 73-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.