УДК 332.025.12
П.В. Сенченко, А.А. Сидоров
Анализ программно-технологических решений информационно-аналитической поддержки управления социально-экономическим развитием территориальных образований
Рассмотрены программно-технические решения информационных систем, представленных на рынке программного обеспечения в сегменте инструментов поддержки принятия решения по вопросам территориального социально-экономического развития. Произведена оценка их функциональной наполняемости и сопоставление с «эталонным» вариантом систем подобного класса.
Ключевые слова: информационные системы, оценка социально-экономического развития, мониторинг
На рынке современного программного обеспечения сформировалась область типовых проектных решений и ведомственных прикладных информационных систем, ориентированных на информационно-аналитическую поддержку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в части осуществления ими своих полномочий в области управления территории-альным социально-экономическим развитием. Динамическое изменение нормативной правовой базы, условий и принципов управления в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также растущие потребности органов государственной власти и местного самоуправления способствуют развитию указанного рыночного сегмента. При этом наблюдается вполне закономерная ситуация. С одной стороны, развитие таких решений позволяет потенциальным заказчикам осуществить выбор информационных систем, наиболее полно отвечающих их потребностям, с другой стороны, стремление разработчиков снабдить свои системы максимальным количеством сервисов, которые зачастую абсолютно не востребованы пользователями, выражается в достаточно высокой стоимости и функциональной перегруженности. Последнее также влияет на размер рассматриваемого рыночного сегмента в части сужения круга потенциальных потребителей.
Исследование имеющихся на рынке программно-технологических решений позволило выявить несколько продуктов, ориентированных на информационно-аналитическую поддержку органов го -сударственной власти и местного самоуправления в части обеспечения полномочий в области управления территориальным социально-экономическим развитием. К их числу относятся разработки компаний ПРОГНОЗ [1], КУРС [2], ОВИОНТ [3], КРИСТА [4], БАРС [5].
Сравнительный анализ по критерию функциональной полноты. Для проведения сравнительного анализа была выбрана методика оценки автоматизированных информационных систем и информационных технологий, основанная на проверке соответствия функциональной полноты рассматриваемых решений требованиям пользователя, некоторому эталону или разрабатываемой технологии [6]. Для сравнения предлагается использовать «эталонную» информационную систему, обладающую, с одной стороны, функциональными характеристиками имеющихся на рынке программных решений, значимых с точки зрения управления социально-экономическим развитием территорий, с другой, - сервисами, которые должны быть разработаны по итогам реализации Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» [7]. К их числу авторы настоящей работы относят такие направления, как развитие системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти и управления, развитие единой межведомственной информационно-статистической системы, создание государственного геоинформационного портала, обеспечивающего публикацию базовых пространственных данных и базовой пространственной информации, а также метаданных, предоставление в электронном виде государственных цифровых карт и планов. Приведенные целеопределяющие положения позволяют констатировать о приоритетном развитии в рамках подпрограммы повышения эффективности государственного управления таких функциональных возможностей, как пространственный анализ, который возможно реализо-
вать посредством геоинформационных технологий, и поддержка принятия решений, основанная как на классических методах, так и методах data mining, развивающихся, в свою очередь, на базе аппарата нечеткой логики.
Пусть Z — {Zi}(i = 1,2,...,n) - множество сравниваемых программно-технических решений; R — {Ri}(j — 1,2,...,m) - множество, составляющее словарь реализуемых в решении {Zi} функций (возможностей и т.п.).
Исходная информация представляется в виде таблицы {Xj}, элементы которой определяются следующим образом:
[1, если j-я функция реализуется i-й АИС;
Xij — |
[0, если не реализуется.
Выделим решения Zi и Zk, (i,k —1,2,...,n) и введем следующие обозначения:
Р^^ - число функций, выполняемых и Zi, и Zk, т.е. Р^^1 — \Zi n Zk\ - мощность пересечения
множеств Zi — {Xj } и Zk — {Xkj}, (j e m; x|xj л x^j — 1);
Pi(k10) - число функций, выполняемых в Zi , но не реализуемых в Zk , то есть p(10)—\Zi \ Zk| -
мощность разности множеств Zi — {Xj } и Zk — {Xkj };
P^01 - число функций, выполняемых в Zk, но не реализуемых в Zi, то есть Р-^1 — \Zk \ Z; | -мощность разности множеств Zk и Zi;
pk^ — Zi и Zk| - мощность объединения множеств Zi и Zk , т.е. Pj°0) — Pjl1 + РЦ10^ + pfh^ . Для оценки того, какая часть (доля) функций, выполняемых предусмотренных в решении Zi, реализуется также в решении Zk, можно использовать следующую величину:
Hik — Р'М'4 + Pk10>), (°-Hk — 1).
Взаимосвязь между решениями Zi и Zk оценивается по значениям Р^^ и Gik — р£^/Р-^00),
(0 - Gik — 1), где Gik - «мера подобия».
Выбирая различные пороговые значения матриц G , H , можно построить логические матрицы поглощения (включения) G0, H0 . Например, элементы матрицы H0 получим следующим образом:
H0 — J1, если Hik >Sh, i *k; ik [0, если Hik < sh, или i — k;
0 [1, если Gik >Sg, i Фk;
Gik — j
1 [0, если Gik < sh, или i — k.
Граф, построенный по логическим матрицам G0, H0 дает наглядное представление о взаимосвязи между сравниваемыми решениями (по выполняемым функциям).
В таблице перечислены основные функции, реализованные в сравниваемых программнотехнических средствах, а также параметры «эталонной» системы.
Основные характеристики программно-технических решений
№ п/п Параметры Программно-технические решения
Прог- ноз Курс Овионт Криста БАРС Система - эталон
Анализ и прогнозирование социально-экономического развития территорий
1 Мониторинг основных показателей социально-экономического развития региона, исполнения целевых, адресных инвестиционных программ и основных индикаторов развития экономики территорий 1 0 0 0 0 1
Пр одолжение таблицы
№ п/п Параметры Программно-технические решения
Прог- ноз Курс Овионт Криста БАРС Система - эталон
2 Формирование интегральных оценок в социально-экономической, налоговой, финансовой и инвестиционной сферах деятельности территорий 1 0 0 0 0 1
3 Многовариантное сценарное прогнозирование социально-экономического развития региона 1 0 1 1 0 1
4 Генерация типовых отчетов 1 1 1 1 1 1
5 Задание алгоритмов расчета показателей 0 1 0 1 0 0
6 Визуализация социально-экономической информации с использованием средств деловой графики 1 0 0 1 1 1
Оценка эффективности деятельности о рганов власти и управления
7 Формирование сводных докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти региона 1 1 1 0 0 1
8 Формирование сводных докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления 1 1 1 0 0 1
9 Расчет показателей для проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности органов власти субъекта РФ 1 1 1 1 1 1
10 Определение объемов неэффективных расходов органов власти субъекта РФ 1 1 0 1 0 1
11 Среднесрочное вариантное прогнозирование показателей эффективности деятельности органов власти региона 1 0 0 1 0 1
Ведение паспорта территории
12 Представление сводной информации о различных сферах деятельности региона 1 1 0 0 1 1
13 Мониторинг состояния объектов управления 1 0 1 0 1 1
14 Представление информации о социальноэкономическом развитии региона, муниципальных образований и предприятий 1 0 1 1 1 1
15 Представление атрибутивной информации объектов территории 0 0 0 0 0 1
16 Информация о политической ситуации и результатах социологических опросов 1 0 0 0 0 0
Система поддержки принятия решений
17 Ведение функции формально-логического вывода и принятия решения на основе информации, имеющейся в базе данных, справочно-информационном блоке и результатах пространственно-временного анализа и моделирования 0 0 0 0 0 1
18 Проведение анализа на основе нечеткого моделирования 0 0 0 0 0 1
19 Проведение среднесрочного и долгосрочного прогнозирования эффективности деятельности органов власти региона с использованием элементов нечеткой логики 1 0 0 1 0 1
20 Формирование функции предпочтений пользователя 0 0 1 0 0 1
21 Использование формальных методов оптимизации и ранжирования по векторному критерию 0 0 1 0 0 1
Пр одолжение таблицы
№ п/п Параметры Программно-технические решения
Прог- ноз Курс Овионт Криста БАРС Система- эталон
Геоинформационные возможности
22 Использование ГИС-модуля 1 1 0 0 1 1
23 Ведение атрибутивной информации 1 1 0 0 1 1
24 Обеспечение работы со слоями 1 1 0 0 1 1
25 Ведение функции пространственного анализа 0 0 0 0 0 1
26 Ведение пространственно-временного моделирования 0 0 0 0 0 1
27 Решение задач геоинформационного анализа 0 0 0 0 0 1
28 Оценивание и интерпретация отношений между географическими объектами 0 0 0 0 1 1
29 Отображение на карте нескольких показателей для анализа причинно-следственных связей 0 0 0 0 1 1
30 Наличие сервис-ориентированной архитектуры 0 0 0 0 0 1
31 Возможность динамического расширения функционала аналитической обработки данных 0 0 0 0 0 1
Техническая реализация
32 Использование хранилища данных 1 0 1 1 1 1
33 Обеспечение работы с многомерными кубами данных 0 0 1 0 1 1
34 Настройка среза данных: добавление/удаление измерений, изменение последовательности измерений в срезе 1 0 1 0 1 1
35 Настройка отображения иерархий в измерениях 0 0 1 0 0 0
36 Графическое представление среза данных: настройка типа диаграммы, отображаемых фактов, масштаба, легенды, подписей, и т.д. 0 0 1 0 1 1
37 Настройка структуры БД в соответствии с дополнительными требованиями конкретных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 1 1 1 1 1 1
38 Наличие средств создания и изменения произвольных отчетных форм 1 1 1 1 1 1
39 Создание отчетов с помощью шаблонов 1 1 1 1 1 1
40 Наличие средств экспорта данных в различные форматы (Ecxel, XML и др.) 1 1 1 1 1 1
41 Наличие web-интерфейса 1 1 1 1 1 1
42 Прямой интерфейс с картографическими сервисами Google Earth, Yandex map 0 0 0 0 0 1
По описанному выше алгоритму рассчитаем следующие матрицы:
P11 =
р10 =
25 14 14 14 16 24
14 15 9 9 11 14
14 9 19 10 13 18
14 9 10 15 10 14
16 11 13 10 20 20
24 14 18 14 20 39
0 11 11 11 9 1
1 0 6 6 4 1
5 10 0 9 6 1
1 6 5 0 5 1 ?
4 9 7 10 0 0
15 25 21 25 19 0
„01
р00 =
0 1 5 1 4 15
11 0 10 6 9 25
11 6 0 5 7 21
11 6 9 0 10 25
9 4 6 5 0 19
1 1 1 1 0 0
25 26 30 26 29 40
26 15 25 21 24 40
30 25 19 24 26 40
26 21 24 15 25 40
29 24 26 25 20 39
40 40 40 40 39 39
При использовании порогового значения = 0,7 получим логическую матрицу поглощения Н0 :
Г 1 0,56 0,56 0,56 0,64 0,96] Г0 0 0 0 0 1
0,93 1 0,60 0,60 0,73 0,93 1 0 0 0 1 1
0,74 0,47 1 0,53 0,68 0,95 , Н 0 = 1 0 0 0 0 1
0,93 0,60 0,67 1 0,67 0,93 ? 11 ~ 1 0 0 0 0 1
0,80 0,55 0,65 0,50 1 1 1 0 0 0 0 1
0,62 0,36 0,46 0,36 0,51 1 0 0 0 0 0 0
При использовании порогового значения еg = 0,5 получим логическую матрицу подобия С0 :
Г 1 0,54 0,47 0,54 0,55 0,60] Г0 1 0 1 1 1
0,54 1 0,36 0,43 0,46 0,35 1 0 0 0 0 0
0,47 0,36 1 0,42 0,50 0,45 С0 = 0 0 0 0 1 0
0,54 0,43 0,42 1 0,40 0,35 1 0 0 0 0 0
0,55 0,46 0,50 0,40 1 0,51 1 0 1 0 0 1
0,60 0,35 0,45 0,35 0,51 1 1 0 0 0 1 0
По матрицам С0 и Н0 построим графы поглощения (рис. 1) и подобия (рис. 2) соответственно.
Из полученных графов можно сделать вывод, что при выбранных коэффициентах подобия и поглощения решениями, в наибольшей степени отвечающими стандарту функционала, являются решения компаний ПРОГНОЗ и БАРС. Однако, при этом необходимо отметить, что в данном случае
был выбран средний коэффициенты поглощения (= 0,7) при допустимом диапазоне 0,5 <е/, <1 и
минимальный коэффициент подобия и (s g = 0,5) при допустимом диапазоне °,5 <sg < 1. Увеличе -
ние коэффициента поглощения до 0,75 и увеличение коэффициента подобия до 0,6 приведет к выбору единственно возможной альтернативы из предложенных решений: разработка компании ПРОГНОЗ. Увеличение коэффициента подобия до 0,6 укажет на отсутствие альтернатив решению, взятому за «эталон».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что элементы решения, заложенные в «эталонной» системе, а именно применение аппарата нечеткой логики в системе поддержки принятия решений, полномасштабное использование геоинформационных технологий с функциями анализа пространственно-временных данных, а также наличие расширенных ГИС-функций, дают основания утверждать, что такая информационная система с точки зрения имеющегося функционала является уникальной и способна привнести дополнительные возможности в класс программно-информационных технологий поддержки принятия решений в сфере территориального социально-экономического развития и управления по результатам.
Заключение. Рынок информационно-технологических решений в области сопровождения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления характеризуется наличием серии непрямых аналогов программных продуктов, позиционируемых в сегменте систем поддержки принятия решений в области территориального социально-экономического развития и управления по результатам. Проведенный анализ автоматизированных информационных систем и информационных технологий, основанный на проверке соответствия функциональной полноты рассматриваемых решений требованиям пользователя / некоторому эталону разрабатываемой технологии показал отсутствие таковых. Из имеющихся решений единственно возможной альтернативой является разработка компании ПРОГНОЗ, но и она не поглощает в полной мере задаваемые параметры «эталонного» решения.
Работа выполнена в рамках проекта «Методы и средства информационно-аналитической поддержки принятия решений в сфере территориального социально-экономического развития и управления по результатам» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы»
Литература
1. Решения для региональных органов власти [Электронный ресурс]: рекламно-техническое описание / ЗАО ПОГНОЗ. - [М., 2011]. - URL: http://www.prognoz.ru/ru/branches_regional_gov.php (дата обращения: 18.07.2011).
2. Типовые решения для органов государственного управления [Электронный ресурс]: рекламно-техническое описание / Компания КУРС. - [М., 2010]. - URL: http://www.curs.ru/solutions/ supr.shtml (дата обращения: 19.07.2011).
3. Программное обеспечение ЗАО «ОВИОНТ»: рекламно-техническое описание / ЗАО ОВИОНТ [М., 2011] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oviont.com/soft/ (дата обращения: 20.07.2011).
4. Единая система управления муниципальным образованием: рекламно-техническое описание / НПО «Криста». - [М., 2011] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krista.ru/solutions/8 (дата обращения: 20.07.2011).
5. БАРС.Web-Управление Развитием Региона [Электронный ресурс]: рекламно-техническое описание / ООО «БАРС Груп». - [Казань, 2011]. - URL: http://bars-open.ru/products/bars-web-urr (дата обращения: 21.07.2011).
6. Хубаев, Г.Н. Сравнение сложных программных систем по критерию функциональной полноты // Программные продукты и системы (Software & System). - 1998. - №2. - С. 6-9.
7. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Сенченко Павел Васильевич
Канд. техн. наук, доцент каф. автоматизации обработки информации, декан факультета систем управления ТУСУРа Тел.: 8 (383-2) 70-15-46 Эл. почта: [email protected]
Сидоров Анатолий Анатольевич
Канд. экономич. наук, доцент каф. автоматизации обработки информации ТУСУРа
Тел.: 8 (383-2) 41-47-01
Эл. почта: [email protected]
Senchenko P. V., Sidorov A.A.
The analysis of program-technological decisions of information-analytical support of management of social and economic development of territorial formations
In article program-technical decisions of the information systems presented in the software market in a segment of tools of support of decision-making concerning territorial social and economic development are considered. Authors made an estimation of functionality and comparison to «etalon» system.
Keywords: Information systems, estimation of social and economic development, monitoring.