Научная статья на тему 'Анализ программ по развитию понимания дошкольниками эмоций'

Анализ программ по развитию понимания дошкольниками эмоций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
произвольное поведение / регуляторные функции / понимание эмоций / образовательная программа / дошкольный возраст / voluntary behavior / executive functions / understanding of emotions / educational program / preschool children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Ольга Сергеевна

Обоснование проводимого исследования. Актуальность исследуемой темы обоснована сензитивностью старшего дошкольного периода детства для развития понимания собственных эмоциональных переживаний. Ввиду этого разработано множество программ, направленных на формирование произвольного выражения эмоций детьми дошкольного возраста с помощью развития понимания эмоций. Однако в таких программах используются разнонаправленные средства развития понимания эмоций. Это позволяет предположить неполноту использования потенциала понимания ребенком эмоций для развития произвольного выражения эмоций в этих программах. Цель исследования: теоретический анализ программ, направленных на развитие понимания ребенком эмоций. Методы. Методом выступил сравнительный анализ. Предметом анализа стали задачи и содержание программ. Анализ задач проводился относительно их функций для формирования произвольного выражения эмоций. Анализ содержания проводился с позиции развития мотивационной составляющей и с позиции развития произвольного поведения. Выборка. Для исследования были выбраны программы, направленные на развитие понимания эмоций. Исследуемые программы представлены в рецензируемых изданиях или соответствуют ФГОС ДО. В общей сложности было проанализировано 12 программ, из них 6 парциальных и 6 комплексных. Результаты. В задачах, средствах и мотивационных составляющих анализируемых программ отражаются ценностные ориентиры программы, направленные или на развитие понимания ребенком собственных эмоций, или на развитие понимания эмоций окружающих. Оба представленных ценностных ориентира необходимы для формирования произвольного выражения эмоций. Тема понимания эмоций имеет широкий потенциал для формирования стремления ребенка к произвольному выражению эмоций через развитие внеситуативно-личностного общения. Основными средствами овладения произвольным выражением эмоций являются стратегии поведения и правила поведения. Стратегии поведения как средства формирования произвольного выражения эмоций характеризуются утилитарностью. Правила поведения характеризуются ориентированностью на осознание целостной ситуации. Заключение. В статье разработаны рекомендации для формирования произвольного выражения эмоций с помощью развития понимания эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of programs to develop preschoolers’ understanding of emotions

Justification of the study. The relevance of the study is justified by the sensitivity of children 5-6 years old to develop an understanding of emotions. Therefore, many programs have been developed for the formation of voluntary control emotions based on the understanding of emotions. However, such programs use multidirectional means of developing an understanding of emotions. This suggests the incompleteness of using the potential of the child's understanding of emotions for the formation of voluntary control emotions in these programs. The aim of the study. The aim is a theoretical analysis of programs that develop a child's understanding of emotions. Methods. The method was a comparative analysis. The subject of the analysis was the objectives and content of the programs. The analysis of the objectives was carried out with respect to their functions for the formation of voluntary control emotions. The analysis of the content was carried out from the perspective of the development of the motivational component and from the perspective of the development of voluntary behavior. Sample. Emotion understanding training programs were selected for the study. These programs are presented in peer-reviewed publications or comply with the Federal State Educational Standard. In total, 12 programs were analyzed of which 6 were partial and 6 were complex. Results. The objectives, means, and motivational components of the analyzed programs reflect the value orientations of the program. There are value orientations aimed at developing the child's understanding of his own emotions or at developing an understanding of the emotions of others. Both presented value orientations are necessary for the formation of voluntary control emotions. The topic of understanding emotions has a wide potential for the formation of a child’s desire for voluntary control emotions through the development of non-situational personal communication. The main tools of mastering voluntary control emotions are behavioral strategies and rules of behavior. Behavioral strategies as a means of the formation of voluntary emotion control are characterized by utilitarianism. The rules of behavior are characterized by a focus on awareness of the holistic situation. Recommendations for the formation of voluntary control emotions by developing an understanding of emotions were presented.

Текст научной работы на тему «Анализ программ по развитию понимания дошкольниками эмоций»

������� ����� ���������.

���������� ��������������� ����������� ����� �.�. ����������, ������, ������

����������� ����������� ������������. ������������ ����������� ���� ���������� �����������-��� �������� ����������� ������� ������� ��� �������� ��������� ����������� ������������� �����������. ����� ����� ����������� ��������� ��������, ������������ �� ������������ �����-�������� ��������� ������ ������ ����������� �������� � ������� �������� ��������� ������. ������ � ����� ���������� ������������ ����������������� �������� �������� ��������� ������. ��� ��������� ������������ ��������� ������������� ���������� ��������� �������� ������ ��� �������� ������������� ��������� ������ � ���� ����������.���� ������������: ������������� ������ ��������, ������������ �� �������� ��������� �������� ������. ������. ������� �������� ������������� ������. ��������� ������� ����� ������ � ���������� ��������. ������ ����� ���������� ������������ �� ������� ��� ������������ ������������� ��-������� ������. ������ ���������� ���������� � ������� �������� ������������� ������������ � � ������� �������� ������������� ���������.�������. ��� ������������ ���� ������� ���������, ������������ �� �������� ��������� ������. ����������� ��������� ������������ � ������������� �������� ��� ������������� ���� ��. � ����� ��������� ���� ���������������� 12 ��������, �� ��� 6 ����������� � 6 �����������.����������. � �������, ��������� � ������������� ������������ ������������� �������� ������-���� ���������� ��������� ���������, ������������ ��� �� �������� ��������� �������� ����-������� ������, ��� �� �������� ��������� ������ ����������. ��� �������������� ���������� ��������� ���������� ��� ������������ ������������� ��������� ������. ���� ��������� ���-��� ����� ������� ��������� ��� ������������ ���������� ������� � ������������� ��������� ������ ����� �������� �������������-����������� �������. ��������� ���������� ��������� ���-��������� ���������� ������ �������� ��������� ��������� � ������� ���������. ��������� ����-����� ��� �������� ������������ ������������� ��������� ������ ��������������� �����������-���. ������� ��������� ��������������� ������������������ �� ��������� ��������� ��������.����������. � ������ ����������� ������������ ��� ������������ ������������� ��������� ������ � ������� �������� ��������� ������.

�������� �����: ������������ ���������, ������������ �������, ��������� ������, ��������-

������� ���������, ���������� �������.��� �����������: ������� �.�. ������ �������� �� �������� ��������� �����������-�� ������ // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �5(119). � �. 18�30. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-18-30

���������: 12.08.2023. ������� � ����������: 26.08.2023.

. luminosita@yandex.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-18-30

Analysis of Programs to Develop Preschoolers� Understanding of Emotions

Olga S. Pavlova.

Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia

Justification of the study. The relevance of the study is justified by the sensitivity of children 5-6 years old to develop an understanding of emotions. Therefore, many programs have been developed for the formation of voluntary control emotions based on the understanding of emotions. However, such programs use multidirectional means of developing an understanding of emotions. This suggests the incompleteness of using the potential of the child�s understanding of emotions for the formation of voluntary control emotions in these programs. The aim of the study. The aim is a theoretical analysis of programs that develop a child�s understanding of emotions. Methods. The method was a comparative analysis. The subject of the analysis was the objectives and content of the programs. The analysis of the objectives was carried out with respect to their functions for the formation of voluntary control emotions. The analysis of the content was carried out from the perspective of the development of the motivational component and from the perspective of the development of voluntary behavior. Sample. Emotion understanding training programs were selected for the study. These programs are presented in peer-reviewed publications or comply with the Federal State Educational Standard. In total, 12 programs were analyzed of which 6 were partial and 6 were complex. Results. The objectives, means, and motivational components of the analyzed programs reflect the value orientations of the program. There are value orientations aimed at developing the child�s understanding of his own emotions or at developing an understanding of the emotions of others. Both presented value orientations are necessary for the formation of voluntary control emotions. The topic of understanding emotions has a wide potential for the formation of a child�s desire for voluntary control emotions through the development of non-situational personal communication. The main tools of mastering voluntary control emotions are behavioral strategies and rules of behavior. Behavioral strategies as a means of the formation of voluntary emotion control are characterized by utilitarianism. The rules of behavior are characterized by a focus on awareness of the holistic situation. Recommendations for the formation of voluntary control emotions by developing an understanding of emotions were presented.

Keywords: voluntary behavior, executive functions, understanding of emotions, educational program, preschool children.

For citation: Pavlova O.S. (2023). Analysis of programs to develop preschoolers� understanding of emotions. Preschool Education Today. 5:17, 18�30 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-18-30

Recieved: 12.08.2023. Accepted: 26.08.2023

. luminosita@yandex.ru

��������

� ����� � ���, ��� � ������� ���������� �������� � ����� ���������� �������� ���-����� ��������� ����������� ����������-��� ����������� (��������, ���������,1983; ���������, 2005), ���� ����������� ������-��� ��������, ������������ �� ���������-��� ������������� ��������� ������ ��� ������������ � ������� �������� �� ������-����� � ��������� ������ (��������, � ���-������ �OpenMind� (Jackman, 2022), �������-�� ���������� (��������������� ��������� ����������� ����������� ��������廅, 2016), ��������� �Second Step Early Learning� (Upshur et al., 2017).

������ �������� �������� ��������� ���-��� � �������� �� ��������� � ����� �������-��� ���������� � ����� ������������ ������-������� ��������������� �� ����� ��������� ��������. ��������, � ����� ���������� ���������� ��������� ���������� ������ � ������� ������� ��������� ������������-������ ���������� ����� (��������, ���-������ �������� (������. ��������� �������� ��������������� ��������� ����������� ��-����������, 2016). � ������ ����������, ��-������, ��� ��������� ��������� ���������� ������ ��������� ���������, �� ������ ���-���� ������������� ������ ������ (�����-���, � ��������� �OpenMind� (Jackman, 2022). ����� ����, ���� ��������� ����� �������-������ �� ��������� �������� ����������� ������ � ����������� (��������, ��������� �PATHS� (Kusch� et al., 2006), ������, ��������, �� ��������� ������ ���������� (��������, ��������� �������� (����������� ��������-������� ��������� ����������� ��������-��� ���������, 2019). ������ ����� �������-����������� � ������ �. �������� �������� ��� ���������, ��������� ����� ���������� ����������� ������ � �������� � ������� ��-�������� ����������� (Thompson et al., 2019). �� ������� ����������, ��������� �������-������������ �������� ��������� ��������-���������������������������������������-��� ��������� �������� ������ ��� �������� ������������� ��������� ������ � ������ �� ��������.

������ �� ���������������, ���� ������-���� ���� ���������������� ���������, ���-����������� �������� ��������� �������� ������. ������ �������� ��������� �� ������ ������� ������������� ���������� ��������� �������� ������ ��� ������������ �����-�������� ���������, � ������ ������������� ��������� ������. ����� ������ ��������� �� ������������ ������������ �� ���������-��� ������������� ��������� ������ �����-�� ����������� �������� � ������� �������� ����������� �������� ������.

�������� ������� ��������

��������� ���������������� � ���-�� ������ ���������-������������ ������. ��������� ������� ����� ������ � �������-��� ��������.

������ ���������������� � ����� ������ �������������� �� �� �������� ������������-���, �������������� � ����������� ������� �������� �� ��������� ������. ��������� ����� � ���������� ������������ ������� ����������� ���������� �������������� ���-�����. � ������ ������ ��������, ��-������, ��������� ������������, ������� ��������-�����, ���������� ������ (Pons et al., 2019) � �� �������������� (�������� ���������� ������ � ����� ����������� �������� ..., 1986; Pons et al., 2019). ��-������, �������� �����-���� ����������, ���������� � ���� ������-������� ������ � ������� ����� �������, ��� ����������� ��������� (Pons et al., 2019), ����-������ ������� � ������� (�������� �������-��� ������ � ����� ����������� ���������, 1986). �-�������, �������� ��������� ����-���� ��������� ������, ���������� � ���� �������� � ������� ��������� ������� (Pons et al., 2019).

���������� ���� ���������������� ��-���� �� ���� �.�. ��������� � ���, ��� ���-��������� ��������� ����������� � ��������-��� �������� � ������������� ������������ (��������, 1992). ������ �� ����� ������ ��-�������� �������� �������������� � � ����-��� �������� ������������� ������������, � � ������� �������� ������������� ���������.

�������� ������������� ������������, �������� �.�. �������, �������� ��� �����-����� ����� ������������, ������������� ��-��� ������������ � �������� ��������� ��-����������� ����� (�������, 1997). ���� � ���� ���������, � ����� ��������, ��� ��-������� ������ ����� ����������� ��� ����-���� � ������������ �������, ���������� �������� ���� ���������������� �� ����-��� ������������� ���� ����� ������� ����-��� (������ � ��., 1987). � ����� ����� ����-����� ����������, �������, �������������� ������.

����� �������, ��� ������� ���������� �������� � ����� ������ ����������� ������-������� ������������ �������������� �����-���� ��������:

1.

������������� ���������� ������� ������� �������.

2.

������������� ������� ������� ������� �������.

3.

������������� �������������� ����-��� ������� �������.

������ ���������� �������� � ����� ���-��� �������� ������������� ��������� ����-��� � ����, ��-������, ������ ����������-��� ������� ��������� ����������. ������ ������� ���������� ��������� � ������ ����, ��� �������� �� ��������� ���������� ���-����� ���� �� ���������� � ��������� �� ��� ����� ���������� � ����������� (��������, 2007). ��-������, ��� ������������ �������� � ����� ������ �������� ������������� ��-������� ���������� ���� ��������������-�� �� ������� �������� ������� �������� ���������� �������, ������� � �������� ��-������� ���������� (��������, 1999). �-���-����, ���������� ���� ���������������� ���������� �������� �� ������� �������� ��-���������������� ���������. ��� ����� ����-������ �������� ����������� ����� �������� (�������, 1977), ������� ����� ���� ������-���� ��������� �������������-���������� ����� ������� ��� � ������� ���������� �������� (������ � ��., 1987; ��������, 1992; ��������� � ��., 2020).

����� �������, ��� ������� ���������� �������� � ����� ������ ����������� �����-�������� ��������� �������������� ������-��� ��������:

����������� � ������������ ������� ��������� ��������� ������;

������������� �������� ���������� ������� ���������;

������������� �������������-���-������� ����� ������� ��� �������� �������������.

� ���������� � ���������� ���� ���-������ ���� ����������� ������������ �. �������� � �. ��, � ������� � ������ ��-������������ ������� ��������� �������� � �������� ������������ ������� ������ ��-����� ��� ���������� � ���������� �������� ������������ ������� (Diamond et al., 2011). ������������ �������� ���������� � ����-��� ����� ����������� � ���������� ��� ���-���� ������������ ����������. ������ �����, �. ������� � �. �� ��������� �� ��������-����� � ����� ���������� ����������� ����-���� �������, ������������ ��� � �������� ��������� ��������� � ������� ����������� ��������� � ������������� ����������� ����-�������� ������������ ���������.

��� ��� ��������� ���������� �������� ���� � ������������ � ������ ������������ ��������� ������� ������������� ��������-����. ���, �������� ������� ����������� � ��������������� ��������, ��������� � ��-����� ����������� ��������� ����������� � ����������� ��������. ����������� ����-�������� ������������ ���������, ��������-������ ����� � ������ ��������� ������ ����������� ����������������� �� ��������-����, ����������� � �������� ��������. ����� ����� �������������� ��� ������, ��� ������-������� ������� �������, � ������ ������, ��� ������������� ������� ������� �������-���� � �������� �������������� �� ��������-���� ��� ����������� ������������ ������� ����������� �������� ������.

����� � ����� ������������ �. ������� � �. �� �������������� ���������� � �����-��� ��������� �������� ����������� ������-������ ���� ���������. ��� ���������� ����� � ������������ ��������� � �������� ������-������� ������� � ������������� ��������� ������. �������, ��� ����� ����������� � ������������ �. ������� � �. �� �������-�� ������������� � ���������� ����������� ��� �������� ������������ �������. ������ � ���� ��������� ������ ���������� �����-����� �� ������������.

������� ������ �������� ��� �������

������� �������� ��� ������ �������� ��� ������� ���� ������� � ��������� �����, ������������ �� �������� ��������� ������ �������� ����������� ��������. ��� ���� ���������������� ����� ��������� ����-�� ��������� ��� ���������-�������������� ������, ��� ������ ������������ �������. ��������������� ��������� �� ��������� �������� ���.

����� ��������� ����� ���� ������������ ��� ������������, ������������� ��� ����-����������, ���������������� ��� ����� ��� �������������� ������, ���������� �����-��� �������� � �������� ��� ���. ��������� ����� ������������ �������� � ������� ��-��������� �������� ����������� �������� �������������� ����������������. ������ ������ ����� �������� � ����� ������ ����� � ���������� �������� ���������, ����� ������������ ��������� ��������� � ������ ���������� ������������ ������������� ��-������� ������.

����� ����������� �������� �������-����� � ����� ������ �Scopus�, �elibrary.ru�. �������������������������������������-��� �����, ������������ �� �������� ������-��� ������ �������� ����������� ��������.

����� ����������� �������� �������� � ���������� ��������������� �������� ��-��������� ����������� (firo.ru). ����� ����-������� �������� ���� ������� ��, � ����-��� ������ ��������� ������ ������������ � �������� ������� � �������, ����������� ��������������������������������-�������-�������� ���������. ����� ����������� �����-�� �������� �������� �������� ������������ � ������� ���������� � ��������� ������.

����� �������, ��������� ������ ����-����������� ��������� ��������:

1.

� ��������� ������ ���� ������, ��-���������� �� �������� ��������� ������ ��-������ ����������� ��������.

2.

��������� ������ ���� ��������-���� � ������ �������������� ������� ��� � ���������� �����������, ��� ���� �������-��� ��������������� ����������� ���� ��, � ������������ � 2003 �� 2023 ���.

3.

����������� ��������� ����-�� ��������� � ���� ���������� ������,

������� 1. ������������� ���������

����������� ��������������� ������� ����������-��������������� ��������� � �������� � ���� ��������� �������� ��-��� � �������� �������� ��������� �����-��� ������.

�������� ���������� ��������, �� ������, ��� �������, � ����� �������� ���� � �����-�����, ��������������� ��������� � ����� ������ �������� ��������� ������, �������� � ������� 1.

��������� ���� ����������

����������� ���������

��������� �OpenMind�, Jackman (2022) ��������� ������ ���������-������������� ������ � ������������ ������� ��������� ������, ���������� ����������, ���������� ���������������, ������ ��������������

��������� �Second Step Early Learning Curriculum�, Upshur et al. (2017) �������� ���������-������������� ����������� ������� � ���������� ��� � ����� ��������� ������, ���������� ��������, ������ �������������� � ������� ����������

��������� �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�, Flook et al. (2015) ������������ ������������ ����� �������� �������� � ��������� ������ ��������� ����������� �������� � ������

��������� �PATHS�, Kusche et al. (2006) ���������� ����������� � �������������� �������� ������� ��������� ������, ���������� ��������, ������ �������������� � ������� ����������

��������� ������������� ����������������� ��������� � ����������� (������ �.�. ��������, �.�. �����������), ������������ (2006) ����������� �������������� � �������� ����������� ������ � �������� ������� ��������� ������ ����������, ����������� ������������� ���� ��������� � ��� ����������, ����������� ������������ ���

��������� �������� ���������: ��� ���� � ���� � ����� � �������?�, ������ � ��. (2015) �������� ���������, �������������, ���������������, ������������ ��������� ������ �������, ������ ��������������� ��������

����������� ���������

��������� ��� �������� �� ������, ������� � ��. (2019) ������������ ��������� ���������� ������������� � ���������� ����, ���������� ����������� � ������� ���������� � ������������� ���������, ����������� � ���������� � �������������

��������� ����������, �������� � ��. (2016) �������� ������� � �������������� ������� �� ��������� � ������������ ������������� �� �������, ������� ���������� ����� ������, �������������

��������� ��������, ������� � ��. (2016) �������������� ��������������� �������������� ���������, ��������� ������� ���������� ������������� ����������, ����������� � ������, ���������� ������ �������

��������� ���� ���������, �������� � ��. (2019) �������������� �������� ������������� �� ������������� ������������� � ���������� ������� ������������� � ��������� ������������� ����������, ������� �������� ������������� ���������, ���������� ������������� ����������, ������ ���������� ���������� ���������� ������

��������� ��������, ���������� � ��. (2018) ������������ ����������� � ������������� ��������� � ����������� � �������� ������������� ��������� ������ �����, ����� ����� �� ���������� � ������������� ����������, ����������� �������������, ����������� ������, ���������� ������� ��������� ���������� ������

��������� ���������, ������� � ��. (2019) ��������� ������ �������, ������������� ������������, ������ ��������� ������������� ��������� ���������� � ��������� ��� � ����� ��������� ������������ ������ � �� ���������, ������������� ������������, ������� ������������� ��������� ����������

������ ����� ��������

���������� ������ ��� �����, ������-������ �� ������������ ������� � ����-����� ������. � ���������� �OpenMind�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum� ����-��� ������ ���� ��������� �������� ������� �������� ����������� ������ � ����. ����� ��������� ������� � ���� ���������� �����-���� ��������� ������ ����������� ������ � ������. ����������� ��������� �������� ��-�������: ��� ���� � ���� � ����� � �������?� ������������� �� ������������ ����������-�� ��������� � ����������, ������� ����-����� ������� �������� ���������� ��������-�����, � ��� ����� � � ������� ����������. ����� ������ ��������� ��������� ����������-�����������������,��������������������� �������������������������������������. ��������� ������������� ���������������-�� ��������� � ����������� ����� ����� ��-������������ �� �������� ������� �������� ����������� ������ �������� ����������� ��-�������� ����� ������ �� ������������. ��� ����� ������������ �������� �������������� ��������������.

�� ������ ��� ������ ������, ������������ �� �������� ����������� �������� ������, �� ���� � ���� ���� ����� �������� �����������-��� ����� ��������� ������. ���, � ��������-��� ���������� ��������, ���������, ���� ���������,����������������������-����� ������ �������� �������� �������� ���-��� � �������� ������� �� ���������� ������� ��������. � ���������� �PATHS�, �OpenMind�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�, �Second Step Early Learning Curriculum� ������-�� ������ �������� ������ �������� � �����-������ �� ������ ������ � ���������� ����-�����, ��������� ������� �� ������������ � ��������� �������� � �����. ����� �����-��, � ���� ������� ����� ��������� �� ������-��� ������� �������������� ����� �������� �� ��������� � ��������� ������.

������ ��� �����, ������������ �� �����-��� �������� ����� �������� �� ��������� ����������������������������,����������� �����������.�������,������������������, ��� � ���������� �������� ����� �������� �����������. ��� �� ����� ��������� �������� �������� ������ ����������� ���������-��� ������������� ���������, �� ���������� �����, ������������ �� ��������, ���������� ������������� ������������ ������������� ��������� ������ � �����.

� ���������� � ����������� ������� �����, �����������������,���������������������-�� �������� ����� � ���� ������� ��������� �� ��� ���� ������������ ���������� �����-�����, ������� � �� ������. � ����� ������� ������� ��������� �������� ������ ����� ��-������� ����������� ������. � �� �� ����� � ������ ������� ������� ��������� ����� ��-�����������������������.������������, � ����� �������� ����� ������������� ����-��,������������������������������������ ����������� ������ �����������, � ������� ������� � ������������ ��������� � ������ (����������OpenMind�,�PATHS�,�Mindfulness-Based Kindness Curriculum�). ��������, � ���-������ �OpenMind� �������� ������ �������� ������������� � ��������� ����������� ���-���, � ����� ����������� ������ ����������� ��������� ������ ������������ ����������� �����. � ����� ����������, ����� ����, ����-���� ������, ������������ �� �������� ����-����������� �� ������������, ������ ������ � ��� ������ � ������� ������������ ������-������ ��� ������ ������� ������������.

� ������ ����� �������� ������ �������� ��������� ������ ������������ ������� ������������ �� ������ ���������� (���-������ ������������� ����������������� ���������������������,����������,�������� ���������:��������������������������?�, ��� �������� �� ������, ���� �����-����,��������,���������,��������).��������, � ������ ��������� ��������� ������ ����-�� ���������� ������ ��������� ���������� � ������������� ��������� ���������� ��-��� � ��������� ��� � ����� ����������, ��-���� ������ �������� ����������� ������-������� ��������� � ����������� ��������� ����������� ����� � ������ �� ��������.

����� ���������� ������� � ���������� ���������� �������� ������������ �����-����������, ������������ �������� �����-��������� ��������. ������������ ������� � ���, ��� � ���� ������� ������ ������, ����-������ � ���� �������� ��������� ������� ����������� ������, � ����� �������� ����-����� ������ ������� � �������� ��������� ��������� ����������� ������ ����������-�� ����� ���������. ���, �.�. ����������� � �.�. ���������� ������������� ������ ���-����� �������, ������� ������������ ���-���� ��������� ������������ ������� � ���-����� � ����������� ����������� ����, � ����� ������������ ������� �� ������� ���-��� � �������� �������� ��� �������� � ���-�� � ���� �������� (����������� � ��., 1990). ���, ��������, ���������� � ������ �. ����� � �. ������� ������ �������� ��������� ���-��� �������� ����������� �� ��������� ���-���� � ���������� ������ ������ � ������-��� ����� ����� �������� � ����������� �������, � ����� � �������� ��������� ���-��� (Pons et al, 2004).

����� �������, ��� �������������� ���-������� ��������� ���������� ��� ���-��������� ������������� ��������� ���-���. �������������, ��� ��������� ������ �������������� � ����������, �������� ���� �����.

������ ���������� �������� � ������� ������������� ������������

������������� ���������� ������� ������� �������

��������� � ���������� ������� ����� �������������� � ����������� ������������� ��������.����������������������������� ������������ ������������ ���������� ����-���� � ���������� ����� ������ � �� ������-���. � ��� ��������� �������� ������ ����� ��������� � ������ �� ������� � ���������� ��������� ������ �� ������ �������, �� � ��-������ (��������� �OpenMind�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�, �PATHS�). ������ ����� �������� � �������� ���������� ��-����� ����� ������� ����������������� �� ������������� ������������� �������� � ��-������ �������������� ��������� � ������-����(�������������������������������-�������� ��������� � �����������, ����������, �������� ���������: ��� ���� � ���� � ����� � �������?�, ��� �������� �� ������, ���� ���������, ��������, ���������, ��������, �Second Step Early Learning Curriculum�).

����� �������, ������������ ���������� ������ �������� ������������ ���������� �������, ����� �������������� �� ���������� �� ������� � ��������, ����������� ������-������ ���������� ����������. ����� �����-��, ��������� � ���������� ������� �����-�� ����� ����������� ���������� �������� � ���������� � ��������� ����� ������ �����-����� ��� ��������, ������� ����� �������-�������������������������������������-�������� ������. � �� �� ����� ����������, ��������������� �� ��������� ������ ����-������, ������ ���������� ������������ ��-������� �������. ��������� ������� ������-���� ���������� �� ������������ ������ �� ���� ���������� ���������� ������� ������-������ �������� ����������� ������������� ������ �� ���� ���������� ���������� ��� ���������� � ������������� ��������.

������������� ������� ������� ����-��� �������

� ����������� �������� ������ ������-������ ���������� ������������ �� ��������-����, ��� ������� ����� ������������ ������ �������� � �������� ������, ��� ����������-�� �������� ������� �������.

� ���������� ����� �������� ��� ������-�� ���������� ������������. � ������ ������-�� ������� ������� ������� ����������� ����-���� ��������� � ��������� ������, � ����� ������� � ������ ���������� ������������ �� ������������ �������������� ��� � ������� �������� ������� ������������ ��� �������� (��������, ��������� �OpenMind�). �� ������ �������� ������� ������� ������� ��������� ��������� � ��������� ������ � ������-�� �������������� ������� �� ������������ (��������, ��������� ��������, ��������� � ��.).

� ������ �������� ��������������� ���-������� ��������� �������� �������������� �������� � �� ��������������� (�������� ��-�������� ������ � ����� ����������� ���-�����.., 1986; Pons et al., 2019). ������ ����-��� ������������ ������������ ����������� � ����������� ������������ ����������-��� ����� ���� ��������� ���������� ����-���� (�������� ���������� ������ � ����� ��-��������� ��������.., 1986). ������, �������� ��������� ����������������� ������������-��� �������� �, ��������������, ����������-��� ������ � ���, ����� ������������ ��� ��-��������������������������������������� � ������������� ��������� ������.

������������� �������������� ������� ������� �������

��������� � �������������� ������� ����� ����� � ����������� ������������� ��������. � ����� ���������� ��� �������-��� �� ���� ��������� �������� � ���� ���-����� �������� ����, ����� �������, ���-���, ��� ��������� �������� �� ���� ������ ��� �� ����� �������� � ���� ����� (�������-�� �OpenMind�, �PATHS�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�). � ������ ���������� ��-����������� �������������� ������� ������� ���������� �� ���� �������� �������� �����-�� � ��������� ���������� ���������������� � ��������������� ���������� (��������� ������������� ����������������� ������-��� � �����������, ����������, �������� ����-�����: ��� ���� � ���� � ����� � �������?�, ��� �������� �� ������, ���� �����-����, ��������, ���������, ��������).

��� ��������� ������������ ����� ���-�����, ������������ �������������� ������� � ������������ ���������� ����������, ���-�� ������� ����� � ����������� ���������� ���������� � ��� �������������� �������, ��-����� ������������ � ���. ��� ��� ��� ���-��������� ������������� ��������� � � ��-������� ����������� ������, � � ��������� ������ ������ ��� ������������ ���������-���� ��������� ������.

������ ���������� �������� � ������� �������� ������������� ���������

����������� � ������������ ������� ��������� ��������� ������

� ������������� ���������� ������ �� ������� ������� ��������� ���������� ���-��� �������� ������� ��������� �� ������ ��-�������������������������������.������� ��������� � ������������� ���������� ����-�������� ����� ���������� ������� ������-��� ������ � ������� �������� � ������ ���-��� ���������� (��������� ������������� ����������������� ��������� � ��������-���, ����������, �������� ���������: ��� ���� � ���� � ����� � �������?�, ��� �������� �� ������, ���� ���������, ��������, ���������, ��������). ����������� ������ ��-������� �� ������ ���������� ���� �������-�� �������� �� �������������, ��������� ����������. �����������, ������������ ���-���� �������� �������������� �������� ��-������������ � ���������� ��������.

��������� ��������� ��� �������� ������-��� ���������� � ���������� ������ ����-�������� ����� ���� �������� ��� ���������� �������� (��������� �OpenMind�, �PATHS�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�, �Second Step Early Learning Curriculum�). ����������� ��������� ��������� ���� �� ����������� ����� ������, ������� ����-������� �������� � ������ ����������� ��-����� � ������, � ������ ��������� ������, ���������� �� ��������� ��������, �����-����� ������������ ���, ��������, �������-��� ������� ��� ���������� ���� (�������-�� �OpenMind�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�,�PATHS�,�SecondStepEarlyLearning Curriculum�). �����������, ������������ ���-���� �������� �������������� ���������� ��������: �������, ��������, �����, ������-��, ����� � ��������� ������.

�������� ���������� �������� ����� ��� ���������, ������������ �� ���� ������, � ��������� �OpenMind�. � ��������� ������-������: ��������� ������������ �������� �� ������� ����������� ������� ������������, ��������� ������� ������ ����� ����� � ����-��� ��������, ��������� ��������� ��������-����������.������������������������������ ������ ��������� ������� ������ �������� �������� ������. ����������� ����������-���� ��������� ����������� ������������� ������� � ����������� ���������� �������. ����� ������� ������� ��������� ��������� � ���������, ����� ������ ���������� ��� ���-���� ����������� �� ��� ���� ������.

����� � ��������� ���������� (�������� ���������: ��� ���� � ���� � ����� � �����-��?�, ��������, ��������, ��� �������� �� ������) ��� �������� ������� ��������� � ��������� ������ ������������ ������ �� ������� ������ ������������ ���������-���. ���������� ��������� ���������� ���-��� � ������ ������ ��������� ������ ������ ������������ ���������, �� ������ �������� ������, ������������ ������. ��� ���� ���-�������� ��������� �������� ���������: ��� ���� � ���� � ����� � �������?� �����-��� � ���� ���������� ������������ ������-��. ����������� ������������� ������� ��-����, ��� �������, �������������� ����� ���� � ��������� ������, ��������, ���������� �������� � ������������ ������.

� ��������� ���������� ��������� ��-������� ���������� ������ ����� ����-���� ���� � �������-������� ����� (���-������ ��������, ��������, ���������, ��� �������� �� ������, ���� ���������, ����������). � ���� ���������� ������������-��, ��� ���������� ����� ���������� ������ ���� ��� ���������� ����� ������������ �������������� � �������� �������������� � ��-��������. ����������� �������������� ������� ������� � ���������� ����.

����� ����, ���������� �������� �������� ��������� ���������� ������, ������������ � ��������� ������������� �������������-���� ��������� � �����������. ������ ����-������ �������� ���������� ������ � ����� � ���������, ������� �������� � ���� ����-������ �����. ��������, ������� ��������� ���������� � ��������� ���������� � ����� ����� �������, ���� �������.

����� �������, ��������� ��������� � ���-���� ��������� �������� ��������� ��������-�� ������������ ������������� ��������� ������ � ������ ����������, ��� ���� ������-��� ��������� ����� ������� ��������� ��� ����������� �����������. ����� ����, ����-����� ��������� ����������� ������� � ��-������� ��������� ������ � ������ �� ����, � ������� ��������� ����������� � ������ �� ���������� ��������, ���������� ���-��� ������ (��. ������, 1977; ����������, 1994).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� ����� �������� ����������� ������-������� � ���������� ��������� ��� ������ � ���, ����� ���������� ��������� ����� � ������ ���������. ���, ���������, �������-�������� �� ��������� ����������� ������, ������������ ������������� ��������� ����-�����. � �� �� ����� ���������, ���������-��� �� ��������� ������ ����������, ����-������ ������������ ������� ���������. ����� �������, ��� ��� ��� ������������ ��������-����� ��������� ��� ���������� ��� �����-������� �������� �������.

������������� �������� ���������� ������� ���������

� ������������� ���������� �������� ���������� ������� ���������, ���������-�� � �������� ��������� ������, ���������-�� ������ ����� � ���������� ��������� �� ������������. ��������, � �������-������� ���� � � ����� � ��������� ��-������ �����-���� ������� �������� ���� ����� (�������-�� ������������� ����������������� ��-������� � �����������, ��������, ���������, ��������, ��� �������� �� ������, ���� ���������, ����������). ����� ����, � �������� �������� ��������� ���������� ��������� ������ ��������� ������� �����-�������. � ����� �������� ��������� ������-��� ������, ��������� ���������� ������ ���� (��������� ���� ���������, ��������, ���������, ����������). ����� � ��������� ���������� �������� �����, ���������� �������� ��� ������� �������� ��������� ���������� ��������� ������ (�������-�� ����������, �Second Step Early Learning Curriculum�, �OpenMind�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�, �PATHS�).

����� �������, � ���������� ��������, ��� �������� �� �������������� ������ � ���-�������� ����������� �������� �������� ��-���������� � �������� ����� �������� ����-������� (��������, 1999) � ������ �������� ��������� ������ ����� ����� ������������-�� ������� ������������, �����, ���������� ��������.

������������� �������������-���-������� ����� ������� ��� �������� �������������

��� ������������ ������������� �����-�������� ��������� ����� �������� ��������-�����-���������� ����� ������� ��������-�� ������ ����������.

� ����� ���������� ����� ����������-���� ������ �� ������������ ������������� ������� ��������� ������ ��� ������ �����-�� (��������� �OpenMind�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�, �PATHS�, �Second Step Early Learning Curriculum�). ����� ����, � ���-��� ������������ ����� ����������� ����� �� ��������� � ����� ����, ����� � ��������-��� ������������ ����� ���������� �������� �������������-���������� ����� ������� � ������������ �������������. ������ ����-��, ��������� � ���������� ������������� �����������, ����������� �� ������������ � ������ ����������. �������� ������ ���-��� �� ���������� ���������� �������� � �� ������.

� ������ ������ �������� ��� �������� ������������� ������������ ������ � �����-��� ��������� � �������, � �������� ������� � ������������� ������� ������� ��������, � ����� ������ ��������� � ������������ ��-��������� ������, ��������������, �������-�� (��������� ������������� ���������-�������� ��������� � �����������, ����������, �������� ���������: ��� ���� � ���� � ����� � �������?�, ��� �������� �� ������, ���� ���������, ��������, ���������, ��������, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�). ���-�� � ����� �������� ���� ������ (��� �����-��� �� ������, ���� ���������, ��������, ���������) �������������� ���������� ����-��������������������������������������� ������� �������� � ������������� ���.

����� �������, ������ �������� �������, ��� ���� ��������� ������ ����� ���� ��-���������� ��� �������� �������������-���-�������� �������, ��������������� �����-������� ������������� ��������� ������. �������� ��������, ������������ ����� ���-�����, ��������� ����������������� �����-����� ��� �� ����������� ��������� ������, ��� �� ��������� ������������� ��������-���. ��������� ������������ �� ������� ��-����� ����� � ��������, ����������� ���� �� ������ ���������� ����������, ��������� ������� ����� � ����� ���������� �������-�����, ������� � ������ ���������, � �����-����� �������������-����������� ������� � ���� ���������.

������

����������� ������ �������� � ����� ���-��� ������������ ����� �������� �������-���� ������������ ��������� ������ �����-���� ������� ��������� ������.

������ �����, ����� �������������� ���-�������� ����� ����������� ���������-��, ������� ����� � ������ ����� ��������, � ���, ����� ���������� � �������������� ��-���� ��������� � ���������, � ����� ���, ��-��� �������� ��������� ������ � ���������� ����� ������������. ����� �������, ����� �������� ���������, ������� ����� ������-���� ������������ �� ��������� �������� ����������� ������ (�OpenMind�, �PATHS�, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�). ����� ����� �������� ���������, ������� � ����-�������������������������������������-��� ���������� (������������� ���������-�������� ��������� � �����������, ����������, �������� ���������: ��� ���� � ���� � ����� � �������?�, ��� �������� �� ������, ���� ���������, ��������, ���������, ��������, �Mindfulness-Based Kindness Curriculum�). ���������� �������� �� ������������ ���-����� ��������� ��������� ������ �������� ��� ������������ ������������� ��������� ������. ���������� ���������� ����������, ������ ��� ������������� �������� ��� ����-����� �������. ��� ���� �������� ������� ���������� �� ��������� ������������� ��-�������, ������ ����� �����������, � ����� ������������� ��������� ���������� � � ��-������� ��������� ������ ������������ ��-���� ��������� (��������, ����������� � ��., 1990; Pons et al, 2004). ������ ���������� ���-������ ������������� ����������� � �������-��� ���� ��������� ���������� ���������� � ���������� �� ���� ������.

����� ������ �������� ������� ������-����� ��������� � ����������, �����������-��� � ������� ������� ��� �������� ������� ��������� ������. ��� ��������� ������� ������ �������� ���������� � ������ ��-������ ����� ������ ��������, �������� ���-������������ �������� �������, ����������� ������� ���� �������� �� �������������� �� ������������.

��������� ��������� � ������� ��������� �������� ��������� ���������� ��������� ��������� ������. ��� ���� ��������� ��-������� ������������ ������� ����������� �������, ����������� ��� ������������ ���-���������� ��������� ������.

��� ���� ����� ������� ��������� � ���-���������� ��������� ����� ������, ����� ��������� �������������-���������� ����-���. � ������������� ���������� ��� �����-��� �������������-����������� ������� ���� ������������ ��������� ����: ����������� ���������� ��������� ��������� ������ ��� ������ �������, �������� ��������� � �����-�� ������� ��������, ����� ������ ��������� � ������������ ����������� ������, ����-����������, ���������.

������������ �� ���������� ��������, ������������ �� ������������ ������������� ��������� ������

������ �� ������������ �������������� �������, ����� �������� ��� ������������ ��� ������������ ������������� ��������� ������ � ������� �������� ��������� ���-��� � ������������.

� ������������ ������ ��������� ���������:

1.

������ ��������� ������ ���� ���-������ ������������� �� ��������� �����-��� � ������ ����������, � ����������� ������.

2.

���������� ������� � ��������� ���-��������� ���������� ������ ������ ��-������� ��������� � ����� �������� � ������ ������� � ��������� ������, � ����� � ��-����� ������� ������� ����������������� �� ������������.

3.

�������� ��������� ���������� ���-��� ������ �������� � ���� ��������� ����-�����, ������������� ������� �� ���������� ����, � ����� ������� ���������, ����������-��� ������� � ��������� ��������.

4.

��� ���� ����� ������� ������ ��-��� ����� ���� ����������� �������� ���-���, ���� ��������� ������ � ������� ��-

����� � ��������� ������ ���� ������������ �� ������ � ������ ���������� �������� � ��-�������� �� �����������, �� � � ���������� ����������, ��������� � �������� (���������-�����, ������ � ��.).

���������� ������������ ����� ���� ��-���������� ��� �������������� ����������� ����� ��������������� ��������� � �������-������� � ������� ������������ ���������-���� ���������. n

�� ������

������� ����� ���������, �������� �����-�� ���������� ����������� � ���������� ��-�������� ���������� ��� ��. �.�. ����������, ������, ������, luminosita@yandex.ru, https://orcid. org/0009-0006-5225-1284

About the author

Olga S. Pavlova, graduate student of the Department of Educational Psychology and Pedagogy, Faculty of Psychology, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia, luminosita@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-5225-1284

����������

1.

������ �.�., ��������� �.�. ������� ���������: ��� ���� � ���� � ����� � �������? �������������� ���������� ���������� ����� 5�8 ��� � ���� ������������ �������: ���������-��� ������������ � �.: ������������ ��������-���, 2015. � 144 �.

2.

���������� �.�. �������� � ������� ��������� ��������: ����������������, �����-��������� �������� � ��������������� ������ // ��������������� ������. �1994. � �. 15. � �1. � �. 3�19.

3.

������ ��. ���������� ��������. �� ��������� ���������������� ����������. � �.: ��������, 1977. � 413 �.

4.

������� �.�. �������� ������������ �������� / ��� ���. �.�. �����������. � �������: �����, 1997. � 352 �.

5.

��������� �.�. �������� �������� ���-���� // �������� ���������: � 6 �. �. 3. / ��� ���. �. �. ���������. � �.: ����������, 1983. � 368 �.

6.

������������ �.�. ���� ����������� � ������������ ������������� ��������� ��-���������� ������������� (�����������). � �., 2006. � 133 �.

7.

������: ����������� ��������������� ���-������ ����������� ����������� / ��� ����. ���. �.�. �����������. � �.: �����, 2018. � 192 �.

8.

����������� ��������������� ��������� ����������� ����������� ��������� / �.�. �������,

�.�. �����������, �.�. �������� � ��. � ���.: �������-�����, 2019. � 352 �.

9.

����������� ��������������� �������-�� ����������� ����������� ���� ��������� / ��� ���. ���. �.�. ��������, �.�. �������. � �.: �����, 2019. � 352 �.

10.

������� �.�. �������� ������������ ����-����� ������������ � ������������ // ����������, �������� � ����������� ��������: ������ �������� � V ����������� ������ ���������� ����, ������, 27 ���� � 2 ���� 1977 �. / ��� ���. �.�. ��������, �.�. ��������� � �.: �������� ���������� ����, 1977. � �. II. � �. 38�39.

11.

����������� �.�., ���������� �.�. � ��. ������������� ��������� � ������� �������� � �� ���������. � �.: ������������ ���, 1990. � 196 �.

12.

������ �.�., ������� �.�. ������� �� �������� � ��������������� ���������� ����� � �����. � �������: �������, 1987. � 136 �.

13.

��������������� ��������� ����������� ����������� ���������� / ��� ���. �.�. ��������� � �.: ��������, 2016. � 220 �.

14.

�� �������� �� �����. ������������� ��������� ����������� ��������-��� / ��� ���. �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ����������. � �.: �������-������, 2019. � �. 336

15.

��������� �.�. ������� ��������� ������ (�����������). � �.: 2005. � 164 �.

16.

������. ��������� �������� ������������-��� ��������� ����������� ����������� / ��� ���. �.�. �������, �.�. ������, �.�. ���������. � �.: �����������, 2016. � 232 �.

17.

�������� ���������� ������ � ����� ��-�����������������.��������������������������� / ��� ��������� �.�. ���������, �.�. ���������. � �.: ����������. � 1986. � 172 �.

18.

��������� �.�., ������� �.�., �������� �.�. ������ ������������: ��������� � ��������. � �.: �������� ���������� ���, 2020.� 503 �.

19.

�������� �.�. ������� � ����������� �������� ������������� ��������� � ������ � ��-�������� ������� (�����������). � �.: 1992. � 40 �.

20.

�������� �.�. ���������� ����. � �.: ������, 1999. � 360 �.

21.

�������� �.�. ������� ����������: ����-��� ������� ��� ��������� ������ ������� ������-���. � �.: ��������, 2007. � 384 �.

22.

Diamond, A., & Lee, K. (2011). Interventions Shown to Aid Executive Function Development in Children 4 to 12 Years Old. Science, 333(6045), 959�

964. doi:10.1126/science.1204529

23. Flook, L., Goldberg, S.B., Pinger, L., & Davidson, R.J. (2015). Promoting prosocial behavior and self-regulatory skills in preschool children through a mindfulness-based kindness curriculum. Developmental Psychology, 51(1), 44�51. doi:10.1037/a0038256

24.

Kusche, C.A., & Greenberg, M.T. (2006) Brain development and social-emotional learning: An intro-duction for educators. The educator�s guide to emotional intelligence and academic achievement: Social emotion-al learning in the classroom. (pp. 15-34). Thousand Oaks CA: Corwin Press.

25.

Jackman M.�. (2022) Mindfulness for Preschool and Kindergarten: The OpenMind Program to Boost Social-Emotional Learning and Classroom Engagement. CA: New Harbinger Publications.

26.

Jackman, M.M., Nabors, L.A., McPherson, C.L., Quaid, J.D., & Singh, N.N. (2019). Feasibility, Acceptability, and Preliminary Effectiveness of the OpenMind (OM) Program for Pre-School Children. Journal of Child and Family Studies. 2910-2921. doi:10.1007/s10826-019-01506-5

27.

Pons F., Harris P.L. (2019) Children�s Understanding of Emotions or The �Error� of Pascal //

V. LoBue, K. Perez-Edgar, K. Buss (eds) Handbook of Emotional Development. Cham: Springer. P. 431�449. doi:10.1007/978-3-030-17332-6

28. Pons F., Harris P.L., de Rosnay M. (2004) Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology. 1 (2).

P. 127�152. DOI: 10.1080/17405620344000022.

29.

Thompson, N. M., Uusberg, A., Gross, J. J., & Chakrabarti, B. (2019). Empathy and emotion regulation: An integrative account. Progress in Brain Research. doi:10.1016/bs.pbr.2019.03.02410.1016/ bs.pbr.2019.03.024 downloaded on 2019-07-31

30.

Upshur, C. C., Heyman, M., & Wenz-Gross, M. (2017). Efficacy trial of the Second Step Early Learning (SSEL) curriculum: Preliminary outcomes. Journal of Applied Developmental Psychology, 50, 15�25. doi:10.1016/j.appdev.2017.03.004

References

1.

Alieva E.F., Radionova O.R. (2015) Istorii karapushek: kak zhit� v mire s soboi i drugimi? Pedagogicheskaya tekhnologiya vospitaniya detei 5�8 let v dukhe tolerantnogo obshcheniya: metodicheskie re-komendatsi [The history of the little ones: how-to live-in peace with yourself and others? Pedagogical technology of educating children 5-8 years old in the spirit of a toler-antsociety:methodologicalrecommendations].Moscow.: Natsional�noe obrazovanie Publishing. 144 p.

2.

Ancyferova L.I. (1994) Lichnost� v trud-nyh zhiznennyh uslovijah: pereosmyslivanie, preobra-zovanie situacij i psihologicheskaja zashhita [Personality in difficult life conditions: rethinking, transformation of situations and psychological protection]. Psiholgicheskij zhurnal. (1). 3�19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.

Babaeva T.I., Gogoberidze A.G. & Solnt-seva O.V. (Eds.). (2019).Kompleksnayaobrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovaniya �Detstvo� [Comprehensive educational program of preschool ed-ucation �Childhood�]. Saint Petersburg: Detstvo� Press Publishing.

4.

Bozhovich L.I. (1997) Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of personality formation]. Edit by D.I. Fel�dshtein. Voronezh: MODEK Publishing, 352 p.

5.

Bruner (1977) Psihologija poznanija. Za pre-delami neposredstvennoj informacii [Psychology of cog-nition. Beyond the immediate information] Moscow: Progress Publishing. 413 p.

6.

Bulychevoi A.I. (Eds.).(2016).Obrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovaniya �Razvitie� [ The educational program of preschool education �Development�]. Moscow: RAZVITIE.

7.

Diamond, A., & Lee, K. (2011). Interventions Shown to Aid Executive Function Development in Children 4 to 12 Years Old. Science, 333(6045), 959�

964. doi:10.1126/science.1204529

8.

El�konin D.B. (1999) Psikhologiya igry [Psychology of the game]. Moscow: Vlados Publishing, 360 p.

9.

El�konin D.B. (2007) Detskaya psikhologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Child psychology: a textbook for university students]. Moscow: Akademiya Publishing, 384 p.

10.

Flook, L., Goldberg, S.B., Pinger, L., & Davidson, R.J. (2015). Promoting prosocial behavior and self-regulatory skills in preschool children through a mindfulness-based kindness curriculum. Developmental Psychology, 51(1), 44�51. doi:10.1037/a0038256

11.

Grebennikova O.V. (2006) Rol� sverstnikov v formirovanii proizvol�nogo povedeniya doshkol�nikov spetsial�nost� [The role of peers in the formation of vol-untary behavior of preschoolers]. PhD Thesis. Moscow.

12.

Jackman M. (2022) Mindfulness for Preschool and Kindergarten: The OpenMind Program to Boost Social-Emotional Learning and Classroom Engagement. CA: New Harbinger Publications.

13.

Jackman, M. M., Nabors, L.A., McPherson, C.L., Quaid, J.D., & Singh, N.N. (2019). Feasibility, Acceptability, and Preliminary Effectiveness of the OpenMind (OM) Program for Pre-School Children. Journal of Child and Family Studies. 2910-2921. doi:10.1007/s10826-019-01506-5

14.

Kusche, C.A., Greenberg, M.T. (2006) Brain development and social-emotional learning: An intro-duction for educators. The educator�s guide to emotional intelligence and academic achievement: Social emotion-al learning in the classroom. (pp. 15-34). Thousand Oaks CA: Corwin Press.

15.

Kotyrlo V.K. (1977) Razvitie proizvol�noi reg-ulyatsii deyatel�nosti u doshkol�nikov [Development

of voluntary regulation of activity in preschoolers] / Vospitanie, obuchenie i psikhicheskoe razvitie: Tezisy dokladov k V Vsesoyuznomu s�ezdu psikhologov SSSR, Moskva, 27 iyunya � 2 iyulya 1977 g. In V.V. Davydova, A.V. Zaporozhets (Ed) [Education, training and psychological development: Abstracts of reports to the All�Union Congress of Psychologists of the USSR, Moscow, June 27 � July 2, 1977 Ed. V.V. Davydova,

A.V. Zaporozhets]. Moscow: obshhestvo psikhologov SSSR Publishing. 38-39.

16.

Lebedinskij V.V., Nikol�skaja O.S. (1990) Jemocional�nye narushenija v detskom vozraste i ih kor-rekcija [Emotional disorders in childhood and their cor-rection] Moscow: Publishing MSU. 196 p.

17.

Lisina M.I. Kapchelya G.I. (1987) Obshchenie so vzroslym i psikhologicheskaya podgotovka detei k shkole [Communication with an adult and psychologi-cal preparation of children for school]. Kishinev: Shtinitsa Publishing. 136 p.

18.

Paramonova L.A. (Eds.). (2018) Istoki: Kompleksnaya obrazovatel�naya program-ma doshkol�nogo obrazovaniya // Moscow: Sfera Publishing.

19.

Peterson L.G. & Lykova I.A. (Eds.). (2019). Kompleksnaya obrazovatel�naya programma doshkol�nogoobrazovaniya�Mirotkrytii�[Comprehensive educational program of preschool education �World of discoveries�]. Moscow: BINOM Publishing.

20.

Pons F., Harris P.L. (2019) Children�s Understanding of Emotions or The �Error� of Pascal //

V. LoBue, K. Perez-Edgar, K. Buss (Eds) Handbook of Emotional Development. Cham: Springer. P. 431�449. doi:10.1007/978-3-030-17332-6

21. Pons F., Harris P.L., de Rosnay M. (2004) Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology. 1 (2).

P. 127�152. DOI: 10.1080/17405620344000022.

22. Prusakova O.A. (2005) Genezis poniman-ija jemocij [The genesis of understanding emotions]. Dissertation. Moscow

23.

SergienkoE.A.,UlanovaA.Ju.,LebedevaE.I. (2020) Model� psihicheskogo: Struktura i dinami-ka [Model� psihicheskogo: Structure and dynam-ics]. Moscow: �Institut psihologii RAN� Publishing. 503 p.

24.

Smirnova E.O. (1992) Usloviya i predpo-sylki razvitiya proizvol�nogo povedeniya v rannem i doshkol�nom detstve [Conditions and prerequisites for the development of voluntary behavior in early and pre-school age]. Doctoral Dissertation. Moscow

25.

Thompson, N.M., Uusberg, A., Gross, J.J., & Chakrabarti, B. (2019). Empathy and emotion reg-ulation: An integrative account. Progress in Brain Research. doi:10.1016/bs.pbr.2019.03.024 10.1016/ bs.pbr.2019.03.024 downloaded on 2019-07-31

26.

Upshur, C. C., Heyman, M., & Wenz-Gross, M. (2017). Efficacy trial of the Second Step Early Learning (SSEL) curriculum: Preliminary outcomes. Journal of Applied Developmental Psychology, 50, 15�25. doi:10.1016/j.appdev.2017.03.004

27.

Veraks� N.E., Komarov� T.S. & Dorofeev� E.M. (Eds.). (2019). Ot rozhdeniya do shkoly. Innovatsionnaya programma doshkol�nogo obrazovaniya [From birth to school. Innovative preschool education program]. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ Publishing.

28.

Vygotskii L.S. (1983) Problemy razvitiya psikhiki [Problems of mind development]. In A. M. Matyushkina Sobranie sochinenii [Collected works] (Vol. 3). Moscow: Pedagogika Publishing. 368 �.

29. Yakobson S.G., Grizik T.I., Doronova

T.N. (Eds.). (2016). Raduga. Primernaya osnovnaya obrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovani-ya [Rainbow. Approximate basic educational program of preschool education]. Moscow: Prosveshchenie Publishing.

30. Zaporozhets A.V. (Eds.) (1986) Razvitie social�nyh jemocij u detej doshkol�nogo vozrasta. Psihologicheskie issledovanija [Development of social emotions in preschool children. Psychological research]. Moscow: Pedagogika Publishing. 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.