ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИННОВАЦИИ
Бавжис Альбин Альбинович,
слушатель 2-го факультета, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Al'bin Al'binovich Bavzhis,
Listener of the 2nd Faculty, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexander Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 5.3.9. Legal psychology and security psychology
УДК 159.9
Дата поступления: 1 августа 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 23 октября 2023 г.
Анализ профессионально важных качеств (ПВК) современного управленца как категории субъекта труда
Analysis of Professionally Important Qualities (PIQ) of a Modern Manager as a Category of a Subject of Labor
Аннотация
Актуальность: руководитель является центральным звеном любой организации. От профессионализма его решений зависит достижение ее стратегических целей. Особенность современного управления заключается, с одной стороны, в постоянном повышении его интенсивности, эмоциональной напряженности, интеллектуальности, умении создавать рабочие команды, грамотном отборе и расстановке персонала, способности выдержать конкуренцию. С другой стороны, оно в своем развитии все больше идет в направлении необходимости наличия научных психологических знаний. Именно поэтому успешный руководитель должен постоянно самосовершенствоваться, развивая индивидуальные качества личности, в том числе и нравственно-психологические детерминанты как категории субъекта труда.
Проблема исследования: большинство современных руководителей не уделяют должного внимания саморазвитию профессионально
Abstract
Relevance: the head is the central link of any organization. The achievement of its strategic goals depends on the professionalism of its decisions. The peculiarity of modern management lies, on the one hand, in the constant increase in its intensity, emotional tension, intelligence, the ability to create work teams, competent selection and placement of personnel, and the ability to withstand competition. On the other hand, in its development it is increasingly moving towards the need for scientific psychological knowledge. That is why a successful manager must constantly improve himself, developing individual personality qualities, including moral and psychological determinants as a category of the subject of work.
The problem of the study: most modern managers do not pay due attention to the self-development of professionally important qualities and their own moral and psychological determinants, which prevents them from making managerial decisions in accordance with current realities.
важных качеств и собственным нравственно-психологическим детерминантам, что мешает им принимать управленческие решения в соответствии с нынешними реалиями.
Цель исследования: теоретический анализ профессионально важных качеств современных управленцев как категории субъектов труда.
Методы исследования: анализ литературы и источников, системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, классифицирование.
Результаты и ключевые выводы: в данной статье дана характеристика профессионально важных качеств современных управленцев, рассмотрены базовые понятия в соответствии с определениями отечественных и зарубежных авторов, выделены особенности данных качеств управленцев с точки зрения психологии и рассмотрены особенности руководителей в органах внутренних дел Российской Федерации. Статья доказывает важность саморазвития профессионально важных качеств и наличия нравственно-психологических качеств у руководителей, в том числе и в органах внутренних дел Российской Федерации.
The purpose of the study is a theoretical analysis of professionally important qualities of modern managers as a category of labor subjects.
Research methods: analysis of literature and sources, a systematic approach, comparative analysis and synthesis, induction and deduction, logical thinking techniques, classification.
Results and key conclusions: this article describes the professionally important qualities of modern managers, examines the basic concepts in accordance with the definitions of domestic and foreign authors, highlights the features of these qualities of managers from the point of view of psychology and examines the characteristics of managers in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The article proves the importance of self-development of professionally important qualities and the presence of moral and psychological qualities in managers, including in the internal affairs bodies of the Russian Federation.
Ключевые слова: профессиональные качества; профессионально важные качества; управление; управленческая деятельность; руководитель; современный управленец; детерминанты управленческой деятельности.
Keywords: professional qualities; professionally important qualities; management; managerial activity; head; modern manager; determinants of managerial activity.
Реализация современной управленческой деятельности невозможна без компетентного профессионального руководителя. Однако оценить, насколько руководитель эффективен в своей профессиональной деятельности, достаточно сложно. В последнее время интерес к личности руководителя вырос в научных кругах. Исследования охватывают большой перечень субъектных детерминант современного управленца.
Под субъектными детерминантами понимаются «факторы, персонифицированные в личности и содействующие достижению эффективности в деятельности» [5, с. 56].
Анализ субъектных детерминант профессиональной деятельности руководителя можно выполнять по качествам личности, влияющим на ее профессиональную пригодность. При этом особое внимание уделяется профессионально важным качествам (далее — ПВК), способностям руководителя, его компетентности и уровню потенциала как управленца.
Под ПВК понимаются «личностные характеристики, которые обеспечивают максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности» [13, с. 69].
Если еще около ста лет назад исследователи рассматривали отдельные личностные черты руководителей, то в настоящее время актуальным стало изучение стиля управления в совокупности с индивидуальным управленческим поведением. Для этого необходим анализ управленческой концепции конкретного человека.
При этом ранее оценивались психологические состояния управленца и требования по отношению к конкретным отдельным управленческим решениям, тогда как в настоящее время психология способна оценить пригодность человека для руководящей должности. Она опирается на показатели перспективности данной личности в целом как субъекта труда.
Говоря об эволюции ПВК руководителя, можно отметить, что в недавнем прошлом упор
делался на то, чтобы личность руководителя соответствовала тем действиям, которые ей свойственно выполнять в процессе трудовой деятельности. В процессе эволюции данный подход сменился на систематический комплексный анализ управленческой деятельности конкретного лица.
Совершенствовались и теории, используемые в данном вопросе. Изначально анализ происходил с применением таких концепций, как: теории лидерства, теория черт, ситуативный подход, концепция адаптивного руководства и др. Однако, например, теория черт показала несостоятельность в данном вопросе. Хотя и нет сомнений в том, что профессиональные качества руководителя имеют место быть, а личными качествами определяется стиль руководства.
В настоящее время психология управленца изучается системно в рамках управленческой деятельности. Сложность связана с тем, что существует множество типов управления в разнообразных организациях со своей спецификой деятельности, формой собственности, организационной структурой управления и другими элементами, которые необходимо учитывать в процессе управления.
В рамках субъектных детерминант выступают личностные особенности руководителей и то, какую структуру они создают в совокупности [8]. Личность продолжает развиваться в процессе профессиональной деятельности. Упор в развитии делается на личностные качества, профессионально значимые в управленческой деятельности.
Еще В.Д. Шадриков отмечал, что личностные профессиональные качества руководителя «выступают не изолированно, а объединяются в систему деятельности» [19, с. 32]. Их системное влияние в процессе управленческой деятельности значительно сильнее, чем отдельные качества личности.
Именно поэтому все ПВК современного управленца как категории субъекта труда должны быть структурированы на основе закономерностей их влияния на управленческую деятельность и ее эффективность. При этом управленческие действия руководителя находятся в рамках, ограниченных существующими ПВК.
Благодаря структуризации ПВК современных управленцев, можно выявить комплекс индивидуально-психологических черт, участвующих в формировании индивидуального стиля руководства. Однако при этом в общей системе детерминант профессиональной деятельности руководителя существуют характерологические и когнитивные характеристики, мешающие управленческой дея-
тельности, хотя и важные с профессиональной точки зрения.
Современный управленец — это «лицо, осуществляющее руководство предприятием или его подразделением, организующее, направляющее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения определенных целей» [7, с. 106].
Н. С. Пряжников и Е. Ю. Пряжникова отмечают значимость честного квалифицированного труда для повышения чувства собственного достоинства руководителя как одной из базовых детерминант ПВК [13, с. 102].
В концепции Ю. П. Поваренкова профессионализация руководителя рассматривается «как процесс формирования личности и деятельности профессионала; хронологическим основанием для периодизации является профессиональный возраст личности, т. е. длительность ее профессионализации, которая превышает общий трудовой стаж» [11, с. 69]. Он отмечает, что личность современного руководителя формируется посредством конвергенции индивидуальных и социальных факторов.
Л. Д. Столяренко отмечает, что «степень легкости овладения руководящей деятельностью основана на способностях, представляющих собой индивидуально-психологические особенности личности» [16, с. 106].
Развитие базовых ПВК современных управленцев органов внутренних дел во многом основано на детерминации и самодетерминации. Здесь необходимо отметить, что Э. Дейси и Р. Райан расширили представление о внешней мотивации управленцев и сказали, что «внешняя мотивация — это необязательно абсолютно внешнее давление, нет четких границ между внутренней и внешней мотивацией» [14, с. 84].
Для руководителя необходимо иметь совокупность развитых индивидуально-личностных и социально-психологических, а также профессиональных детерминант. Рассмотрим их подробнее.
Профессиональные знания являются базовой детерминантой, развитие которой позволяет руководителю продвигаться по карьерной лестнице. Данная детерминанта требует масштабных знаний, узконаправленная информация отходит на второй план. Он должен отлично разбираться в той области деятельности организации, которой руководит. Среди профессиональных знаний можно также выделить важнейшие детерминанты, к которым относятся:
— образование;
— опыт работы в целом и на руководящих должностях;
— критичность мышления и готовность к изменению трудовых процессов в организации при возникновении необходимости;
— системность мышления;
— деловые качества, выражающиеся в быстродействии, умении распределять ресурсы и ставить четкие задачи;
— саморазвитие, изучение новых методов и подходов в работе [20, с. 89].
Далее рассмотрим основные индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты.
Смелость и решительность при принятии нестандартных управленческих решений, особенно в эпоху кризиса и нестабильности.
Практический интеллект позволяет руководителю быстро и эффективно применять имеющиеся знания и опыт в принятии управленческих решений. Это умение логически и критически думать.
Социальный интеллект подразумевает понимание чувств других людей. Такое качество позволяет поставить себя на место другого человека, понимать его особенности, способности и возможности. Это умение общаться в коллективе и уметь вести себя в зависимости от сложившейся ситуации, что создает необходимый организационный климат.
Объективность связана с правильным восприятием реальности, которая не искажена эмоциями. Это касается в том числе самообъективности и отношений с подчиненными. Руководитель должен объективно оценивать их возможности и способности.
Адекватная самооценка нужна управленцу для самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля. Данная детерминанта проявляется в самокритичности и коррекции недостатков собственного управленческого поведения. Завышенная или заниженная самооценка делают управленческую деятельность менее эффективной.
Эмоциональная стабильность и стрессо-устойчивость проявляются в невозмутимости руководителя даже в стрессовых ситуациях. Он всегда должен быть спокоен и принимать обдуманные управленческие решения.
Амбициозность также должна быть свойственна управленцу. Это должны быть здоровые амбиции, которые позволят привести к успеху.
Требовательность проявляется в контроле полученных результатов управленческой деятельности. Контроль необходим при постановке управленческой задачи, в процессе и по итогам ее выполнения.
Кроме того, необходимо отметить и такие важные для руководителя качества, как развитые организаторские и координационные способности, умение контролировать управленческие решения и их исполнение подчиненными.
Современный руководитель должен быть настойчивым, вежливым, выдержанным, рассудительным, убежденным в собственной правоте, с высокими нравственными качествами и высоким уровнем стрессовой устойчивости.
По классификации Н.Г. Терещенко, ПВК можно разделить на следующие группы. К первой, мотивационно-эмоциональной, относятся: инициативность, эмоциональная устойчивость, уровень развития и тип мотивации [17, с. 210].
Вторая группа представлена социально-перцептивными ПВК, среди которых: умение отстоять собственную точку зрения и убедить в ней других; умение управлять коллективом; умение разрешать конфликтные ситуации; коммуникабельность; склонность к лидерству [17, с. 211].
Третья группа самая многочисленная. Это когнитивно-творческие ПВК, к которым относятся: способность разработки и реализации управленческих решений, а также решение проблем в данной области; знания в бизнес-проектной деятельности; логика; аналитические способности; знание прикладных информационных технологий для конкретной деятельности, творческая активность [17, с. 212].
В зависимости от того, какая структура ПВК у руководителя, какие детерминанты преобладают, отличается стиль руководства. Частично данный стиль может быть интуитивным, но может быть и осознанным. Различают мягкое и жесткое руководство [9, с. 105].
Мягкий руководитель либерален в управлении, в котором практически нет регламентов. Он стремится развивать и поощрять сотрудников с учетом человеческих ценностей. В организациях с таким управлением, в зависимости от состояния внутренних и внешних факторов влияния, часто корректируются базовая цель и текущие задачи. Чаще такой стиль встречается в небольших организациях.
Жесткий руководитель ставит четкие, измеримые и однозначные цели, которые в процессе деятельности практически не изменяются. Он ориентирован в управлении на конкретный результат, поэтому требователен к сотрудникам. Все поставленные задачи исполняются непрекословно, что требует от руководителя их четкой формулировки. Его управленческие решения не спонтанны, они образуют строгую систему.
На практике достаточно часто встречается смешанный стиль руководства, соединяющий в себе в различных пропорциях мягкое и жесткое управление организацией.
Степень развития отдельных личностных детерминант руководителя влияет на эффективность реализации управленческой деятельности. Диагностировать качества лично-
сти современного руководителя можно при помощи множества методик, среди которых, например:
— авторские анкеты;
— экспертные оценки;
— тест умственных способностей Р. Амтхауэра;
— экспериментальные приемы оценки восприятия;
— методика для определения показателей распределения и переключения внимания;
— метод отсроченного воспроизведения предъявляемого материала для оценки долговременной вербальной и образной памяти;
— методики диагностики слуховой и зрительной оперативной памяти;
— методика определения скорости мыслительных операций;
— методика изучения воображения;
— личностный многофакторный опросник 16 РБ Р. Кеттелла и множество др. [17, с. 215].
Обработку результатов и анализ данных методик можно проводить при помощи различных методов, среди которых, например:
— для оценки достоверности различий средних значений — ^критерий Стьюдента;
— для оценки связи качеств — коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
— для анализа структуры — структурограм-мы и матрицы интеркорреляций, выявляющие однородность структур, меру когерентности, дифференцированности, организованности, функциональной роли качеств в структуре и др. [18, с. 216].
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется высоким уровнем неопределенности и различных рисков. Именно поэтому руководители должны уметь принимать максимально верные решения и нести за них ответственность.
Для этого современный руководитель, помимо профессиональных знаний в какой-либо отрасли, должен иметь общие знания в сфере управления. Он должен владеть навыками администрирования, уметь принимать четкие оперативные и стратегические решения, которые должны быть обоснованными и компетентными, а также учитывающими специфику деятельности организации, особенности трудового коллектива и особенности конкретной ситуации [2, с. 34].
Руководитель должен уметь анализировать состояние рынка и поведение конкурентов на перспективу, понимать направления государственной и региональной политики. Важна требовательность не только к другим, но и к самому себе. Он должен быть инициативным и творческим в зависимости от ситуации. Современный руководитель должен
быть примером во всем для своих подчиненных [1, с. 8].
Говоря об особенностях ПВК руководителей органов внутренних дел, можно сказать, что к ним предъявляются высокие требования. Речь идет как о профессиональных, так и о личностных качествах. Современный руководитель должен уметь планировать деятельность подчиненных, принимать правильные и обоснованные управленческие решения, заниматься комплектованием штата сотрудников, контролировать их деятельность, осуществлять коммуникации и стимулировать подчиненных на эффективное выполнение должностных обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом «О полиции»1 современный руководитель органа внутренних дел обязан принимать активное участие в международной правовой деятельности по защите прав интернационального сообщества.
Во многом деятельность современных руководителей в органах внутренних дел можно объяснить с точки зрения функционального подхода А. Файоля. Он заключается в выделении прогнозирования, организации, регулирования и контроля как основных частей современной управленческой деятельности [14, с. 89].
Эмпирические единицы деятельности руководителя внутренних дел крайне разнообразны и включают в себя множество мероприятий, благодаря которым вверенное ему структурное подразделение органов внутренних дел функционирует максимально результативно. Это совещания, личные встречи, прием посетителей, работа с документами и др. Предметно-объективное наполнение данных видов деятельности различается в зависимости от конкретных управленческих ситуаций.
Необходимо отметить, что управленческие функции связаны с особенностями деятельности органов внутренних дел. Во многом она похожа на воинскую службу с жестким подчинением и внутренним распорядком, с повышенной ответственностью за результаты деятельности, с дисциплинарными правами руководителя и специфичными условиями труда подчиненных.
Условия труда в органах внутренних дел связаны с ненормируемым рабочим днем, частыми стрессовыми ситуациями и опасностями жизни и здоровью, дефицитом времени и информации, большими объемами работы с документами, повышенной ответственностью.
1 О полиции: Федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ: ред. от 6 фев. 2023 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
По мнению А. Н. Величко и В. Г. Подмарко-ва, ПВК руководителей органов внутренних дел можно разделить на несколько групп:
— функционально-ролевые, направленные на исполнение должностных обязанностей, например: компетентность, умение принимать управленческие решения и видеть их перспективу и др.;
— коммуникативно-деловые, например: умение работать с людьми, разрешать конфликтные ситуации, знание подчиненных, психологическая совместимость с подчиненными идр.;
— нравственно-этические, например: честность, порядочность, выдержка, добросовестность, этичность, обязательность, трудолюбие идр. [4, с. 52].
В соответствии с классификацией В. Е. Петрова руководители в органах внутренних дел должны иметь следующие ПВК:
— нравственно-ценностную ориентацию личности и ее мотивацию;
— эмоционально-волевые качества;
— коммуникативные качества;
— организаторские качества [10, с. 63].
М.Н. Кулапов отмечает, что современный
руководитель в органах внутренних дел должен иметь:
— высокий уровень интеллекта;
— умение по достижению поставленных целей;
— готовность принятия ответственности на себя;
— способность быть наставником и консультантом;
— уверенность в собственных силах в неопределенных и стрессовых ситуациях [7, с. 116].
В соответствии с мнением И. В. Хайрутдино-вой, можно отметить, что компетентность руководителя в системе органов внутренних дел и его ПВК должны быть основаны на воздействии, содействии и взаимодействии [18, с. 39].
В.М. Пашин и A.A. Кобозев рассматривают современных руководителей в органах внутренних дел с точки зрения современного менеджмента. Они отмечают, что в современных правоохранительных органах должны применяться все инновационные технологии управления, свойственные коммерческим предприятиям. Это касается отбора кадров, их адаптации, продвижения, мотивации и др. [9, с. 207].
Есть качества, которые не должны присутствовать у современного руководителя, в том числе и у руководителя органов внутренних дел. Сюда можно отнести профессиональную некомпетентность, хамство, грубость, эгоизм, высокомерие, нерешительность, злоупотребление полномочиями, мелочность, придирчивость и др.
Рассмотрим основные аспекты ПВК руководителей в органах внутренних дел и перечень
субъектных детерминант современных управленцев в данной системе.
Руководитель, работающий в системе органов внутренних дел, должен пользоваться безоговорочным авторитетом у подчиненных. Постановка конкретных служебных целей не должна вызывать у них вопросов. Подчиненные должны четко выполнять приказы руководства.
При этом управленческий климат должен быть благоприятным, бесконфликтным. Руководитель должен быть психологически подготовлен для работы с личным составом, знать его особенности, методы воздействия и мотивации подчиненных [12, с. 87].
Управленческая этика, нормы морали и гуманное отношение к подчиненным должно быть свойственно современному руководителю в органах внутренних дел. Он должен обладать честностью, порядочностью, уметь сочувствовать и сопереживать. При этом необходимо уметь сохранять служебную дисциплину, соблюдая законность.
В органах внутренних дел руководителю должна быть свойственна профессиональная память на лица, внешность, имена, даты. Это позволит сформировать благоприятное отношение личного состава к руководителю и наладить эффективное общение. Для этого руководитель должен быть гибким, критичным, сообразительным и уметь быстро принимать важные решения. Он должен быть хорошим организатором и обладать необходимыми педагогическими способностями.
Руководителю необходимо уметь пользоваться властными полномочиями. Он должен уметь объективно оценивать имеющуюся ситуацию в коллективе, быть наблюдательным, уметь решать конфликтные ситуации и быть хорошим оратором [6, с. 68].
Руководитель обычно загружен работой, в том числе бумажной. Ему часто не хватает свободного времени. Его работа сложная, имеет повышенный уровень ответственности. Он должен находить способы создать благоприятный климат в коллективе, идя на компромиссы с вышестоящим начальством и сохраняя авторитет руководителя перед подчиненными [3, с. 14].
Решение служебных проблем не должно подразумевать обвинение подчиненных в собственных управленческих ошибках, озлобленность по отношению к ним. Современный руководитель в органах внутренних дел должен осмысленно и взвешенно реагировать на стрессовые ситуации, не поддаваться эмоциям.
Руководителю должны быть присущи: выдержка, организованность, хладнокровие, реалистичность, решительность, урав-
новешенность, уверенность, настойчивость и др. [15, с. 796].
Таким образом, развитие профессионально важных качеств современного управленца как категории субъекта труда важно для реализации
эффективной управленческой деятельности. Развивать профессионально важные качества необходимо в комплексе, представляющем единую структуру, с учетом способностей, знаний, умений, компетенций и опыта руководителя.
Список литературы:
References:
1. Авалям А. А., Филатов В. В. Качества и умения руководителя в современном менеджменте // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Век-тор-2020) : сб. материалов Всерос. науч. конф. молод, исследователей с междунар. участием, посвящ. Юбил. году в РГУ имени А. Н. Косыгина. Москва, 2020. С. 7-9.
2. Антонова В., Филатов В. В. Качества и управленческие навыки современного руководителя // Коммерция и сервис: проблемы и перспективы развития: сб. материалов по итогам Всерос. конкурса на лучш. науч.-исслед. работу студентов. Москва, 2020. С. 31—36.
3. Васильев А. Н., Филатов В. В., Миша-ков В. Ю. Современные проблемы управления персоналом на российских предприятиях // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвящ. Юбил. году в РГУ имени А. Н. Косыгина. Москва, 2020. С. 12-17.
4. Величко А. Н., Подмарков В. Г. Социолог на предприятии. 2-е изд., доп. и перераб. Москва: Московский рабочий, 1976. 240 с.
5. Друкер П. Эффективный руководитель. 2-е изд. / пер. с англ. О. Чернявской. Москва: Манн, Иванов и Фербер: Эксмо, 2012.
6. Кожевников К, Филатов В. В. Лидерские качества современного руководителя // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : сб. материалов Всерос. науч. конф. молод, исследователей с междунар. участием, посвящ. Юбил. году в РГУ имени А. Н. Косыгина. Москва, 2020. С. 67-70.
7. Кулапов Н.М. Руководитель в системе управления. Рабочий алгоритм. 4-е изд., доп. Москва: Палеотип, 2012.164 с.
8. Мальцева Т. В. Самооценка управленческих ограничений у руководителей органов внутренних дел Российской Федерации // Прикладная психология и педагогика. 2023. Т. 8. № 3. С. 202-210.
9. Пашин В. М., Кобозев A.A. Проблемы кадровой доктрины в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 90-105.
10. Петров В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руково-
1. Avalyan A. A., Filatov V. V. Kachestva i umeni-ya rukovoditelya v sovremennom menedzh-mente 11 Ekonomika segodnya: sovremen-noe sostoyanie i perspektivy razvitiya (Vek-tor-2020) : sb. materialov Vseros. nauch. konf. molod. issledovatelej s mezhdunar. uchas-tiem, posvyashch. Yubil. godu v RGU imeni A.N. Kosygina. Moskva, 2020. S. 7-9.
2. Antonova V., Filatov V. V. Kachestva i up-ravlencheskie navyki sovremennogo rukovoditelya // Kommerciya i servis: problemy i perspektivy razvitiya : sb. materialov po itogam Vseros. konkursanaluchsh. nauch.-issled. rabo-tustudentov. Moskva, 2020. S. 31-36.
3. Vasil'ev A. N., Filatov V. V., Mishakov V. Yu. Sovremennye problemy upravleniya persona-lorn na rossijskih predpriyatiyah 11 Aktual'nye problemy ekonomiki, kommercii i servisa : sb. nauch. tr. kafedry kommercii i servisa, posvyashch. Yubil. godu v RGU imeni A. N. Kosygina. Moskva, 2020. S. 12-17.
4. Velichko A. N., Podmarkov V. G. Sociolog na predpriyatii. 2-e izd., dop. i pererab. Moskva: Moskovskij rabochij, 1976.240 s.
5. Druker P. Effektivnyj rukovoditel'. 2-e izd. / per. s angl. O. Chernyavskoj. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber : Eksmo, 2012.
6. Kozhevnikov K., Filatov V. V. Liderskie kachestva sovremennogo rukovoditelya // Ekonomika segodnya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya (Vektor-2020) : sb. materialov Vseros. nauch. konf. molod. issledovatelej s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. Yubil. godu v RGU imeni A. N. Kosygina. Moskva, 2020. S. 67-70.
Kulapov N.M. Rukovoditel' v sisteme upravleniya. Rabochij algoritm. 4-e izd., dop. Moskva: Paleotip, 2012.164 s. Mal'ceva T. V. Self-assessment of managerial restrictions among the heads of internal affairs bodies of the Russian Federation 11 Applied Psychology and Pedagogy. 2023. T. 8. №3. S. 202-210.
9. Pashin V. M., Kobozev A. A. Problems of personnel doctrine in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia 11 Administrative and municipal law. 2013. № 1. S. 90-105.
10. Petrov V.E. Psihologicheskaya diagnosti-ka professional'no vazhnyh kachestv ruko-voditelej organov vnutrennih del na osnove
7.
8.
дителеи органов внутренних дел на основе компьютерных технологий : автореф. дис.... канд. психол. наук. Москва, 2001. 23 с.
11. Поваренков Ю. П., Нурлигаянова О. Б. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога : моногр. Архангельск: САФУ, 2014.
12. Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А. Профессионально важные качества специалиста: методологические подходы, модели, российские практики развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 86-94.
13. Пряжников Н. С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда : учеб. пособие. 6-е изд., стер. Москва: Академия, 2012.476 с.
14. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2002. 342 с.
15. Соколов А. П. Минайченкова Е.И. Профессиональные, личные и деловые качества современного руководителя // Журнал прикладных исследований. 2022. № 6. С. 794-800.
16. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика : учеб. 3-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.636 с.
17. Терещенко Н.Г. Профессионально важные качества руководителей высшего уровня управления // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 11 (67). С. 209-227.
18. Хайрутдинова И. В. Формирование иноязычной коммуникативной деятельности руководителей органов внутренних дел : автореф. дис.... канд. пед. наук. Москва, 2013. 26 с.
19. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Наука. 1982.185 с.
20. Юнина Е.А. Педагогическая психология: со-циально-личносгное образование : учеб.-ме-тод. пособие. Пермь: ПРИПИТ, 2004.92 с.
komp'yutemyh tekhnologij: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Moskva, 2001. 23 s.
11. Povarenkov Yu. P., Nurligayanova O.B. Peda-gogicheskaya tolerantnost' kak professional'no vazhnoe kachestvo pedagoga : monogr. Arhangel'sk: SAFU, 2014.
12. Postalyuk N. Yu., Prudnikova V.A. Professionally important qualities of a specialist: methodological approaches, models, Russian development practices 11 Professional Education in Russia and Abroad. 2020. № 3 (39). S. 86-94.
13. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psihologiya truda: ucheb. posobie. 6-e izd., ster. Moskva: Akademiya, 2012. 476 s.
14. Sovremennaya psihologiya motivacii / pod red. D. A. Leont'eva. Moskva: Smysl, 2002. 342 s.
15. Sokolov A.P. Minajchenkova E.I. Professional, personal and business qualities of a modern leader 11 Journal of Applied Research. 2022. № 6. S. 794-800.
16. Stolyarenko L.D. Psihologiya i pedagogika : ucheb. 3-e izd. Rostov-na-Donu: Feniks, 2012. 636 s.
17. Tereshchenko N. G. Key qualities of top managers // Modern Studies of Social Issues. 2016. № 11 (67). S. 209-227.
18. Hajrutdinova I. V. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj deyatel'nosti rukovoditelej organov vnutrennih del : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2013.26 c.
19. Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti. Moskva: Nauka. 1982.185 s.
20. Yunina E.A. Pedagogicheskaya psihologiya: social'no-lichnostnoe obrazovanie : ucheb.-metod. posobie. Perm': PRIPIT, 2004. 92 s.
Для цитирования:
Бавжис Альбин Альбинович. Анализ профессионально важных качеств (ПВК) современного управленца как категории субъекта труда // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 17-24.
For citation:
Bavzhis AI'bin AI 'binovich. Analysis of Professionally Important Qualities (PIQ) of a Modern Manager as a Category of a Subject of Labor // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 3 (3). P. 17-24.
24