Научная статья на тему 'Анализ проблем определения функций государства в период НЭПа'

Анализ проблем определения функций государства в период НЭПа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
404
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРОБЛЕМАТИКА / ФУНКЦИИ / ЗАДАЧИ / ГОСУДАРСТВО / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ANALYSIS / ISSUES / FUNCTIONS / TASKS / THE STATE / THE NEW ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакшеев Андрей Иванович

Современная наука России характеризуется отсутствием единого подхода к определению функций государства, их классификации. Отсутствует единый подход к определению государственных функций периода НЭПа. Для изучения данного вопроса целесообразно рассмотреть более детально основные направления деятельности государства, а также его задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the problems of the functions of the state in the period of the NEP

The Modern Science of Russia is characterized by the lack of a unified approach to the definition of the State, their classification. However, there is no single approach to the definition of public functions of NEP period. To study the question worth considering in more detail the main activities of the state, as well as its objectives.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем определения функций государства в период НЭПа»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

УДК 94(47).084.3

А. И. Бакшеев

Анализ проблем определения функций государства

в период НЭПа

Современная наука России характеризуется отсутствием единого подхода к определению функций государства, их классификации. Отсутствует единый подход к определению государственных функций периода НЭПа. Для изучения данного вопроса целесообразно рассмотреть более детально основные направления деятельности государства, а также его задачи.

The Modern Science of Russia is characterized by the lack of a unified approach to the definition of the State, their classification. However, there is no single approach to the definition of public functions of NEP period. To study the question worth considering in more detail the main activities of the state, as well as its objectives.

Ключевые слова: анализ, проблематика, функции, задачи, государство, новая экономическая политика.

Key words: analysis, issues, functions, tasks, the state, the new economic policy.

Изучение государства, его особенностей функционирования, типов основывается на определении его ключевых функций. Наука занимается изучением деятельности государства достаточно давно и предполагает деление ее на идеологическую, политическую, экономическую, военную, правоохранительную, социальную и финансовую. Тем не менее вопрос функций государства является до сих пор дискуссионным.

Дореволюционная русская юридическая литература содержала представления о задачах и целях государства и использовала термины «функции верховной власти», «задачи государства», «функции государства». Данные термины имели значения, отличные от современных, а их широкого распространения так и не произошло.

Согласно мнению некоторых авторов [8, c. 347], целесообразно выделить следующие задачи государства: материальное благосостояние народа, правопорядок, нравственное благополучие, защита свобод и прав личности, исключение произвола, обеспечение внешней безопасности, таможенный контроль, охрана границ, влияние на

© Бакшеев А. И., 2013

язык, социальную сплоченность населения государства. Прогрессивность того или иного государства обнаруживается именно в том, что оно сумело раньше и лучше уловить требования времени и приспособиться к ним, вызывая в других по необходимости подражание.

Также считалось, что функции государства могут быть разделены на судебную, законодательную и правительственную деятельность.

В начале XX в. функции государства подверглись более детальному изучению, что привело к формированию понятий «классовая функция», «общеполезная функция». Перечисленные функции отражали мероприятия государства в конкретном направлении. Таким образом, государству приписывалась классовая функция. Для господствующего класса выступали необходимыми общеполезные функции: благоустройство, грамотность населения, дороги. Государственная классовая функция тщательно маскировалась. В период НЭПа приоритетом развития выступала классовая составляющая.

Во второй половине XX в. государственные функции изучались с различных сторон, и внимание ученых было направлено на разнообразие функций в соответствии с типом государства. В этот период происходили значительные споры относительно функций государства, что привело к формированию понятий и классификаций государственных функций, методов и форм их реализации.

В соответствии с марксистско-ленинским подходом государству присущи общесоциальная и классовая функции. Классовая сущность функций государства часто использовалась при характеристике функционирования социалистического государства. Следовательно, данная функция определяла роль государства в качестве инструмента формирования социализма, организации народного хозяйства, подавления эксплуататорских классов, поддержки национально-освободительных мер. Социалистические функции государства переплетались с его социалистической сущностью, что выражалось в господстве рабочего класса, социалистической собственности, правящей партии коммунистов и т. д. [2, с. 148].

В советский период понимание функции государства не было однозначным. По мнению одних ученых, функция представляла собой сторону деятельности государства, а других - ключевое направление деятельности государства. Функцию государства также сводили к основным направлениям или ключевым сторонам его деятельности. Причем функции государства отражали его деятельность посредством политики.

Думается, можно выделить мнение, согласно которому функция государства отражает основное организованное направление его деятельности, которая проводится систематически с целью реали-

зации диктатуры господствующего класса. Также следует отметить подход, согласно которому функция государства является основным направлением его деятельности, которое обусловлено его классовостью, задачами и социальным назначением на данном конкретном этапе развития общества.

Согласно мнениям некоторых авторов, функции государства нельзя сводить к задачам и сущностям, т. е. они характеризуют содержание деятельности государственного механизма, а также сущность его функционирования. Функции государства являются определенными проявлениями его сущности, а также направлениями его деятельности относительно реализации ключевых задач по выполнению общественного назначения государства. Тем не менее существовали подходы, в соответствии с которыми цели и функции государства сближались [4, с. 51].

Таким образом, направления деятельности государства не являются достаточными для определения его функций и их разграничения от функций других структур. Государственные функции не тождественны государственным целям, так как основные цели государства и его задачи не являются достаточным основанием для понимания функционирования государства. Возникает необходимость определения ключевых направлений для принятия мер относительно достижения поставленных целей [6, с. 88].

Важно отметить, что функции государства представляют собой направления его деятельности, выступающие как конкретные проявления классовой сущности государства.

Советская теория государства и права содержала несколько подходов к определению государственных функций. Несмотря на это, классовое содержание всегда оставалось ключевым. Перечисленные подходы отражали существование специальных функций социалистического государства, которые были не присущи капиталистическому государству. Аналогичные функции присущи капиталистическим и социалистическим государствам. Можно отметить различия социальной направленности и содержания государственных функций.

Изучение деятельности государства предполагает функциональный подход, а его социальное назначение выступает более точным и глубоким для понимания.

Функционирование государства основывается на социальной сущности. Функции государства представляют собой основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государственного управления обществом [8, с. 116]. Также функции государства характеризуют как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющие главные направления и содержание его

деятельности по управлению обществом. Деятельность государства предполагает влияние на все общественные сферы, в том числе на общественные процессы, их направленность и динамику [5, с. 91].

Таким образом, функции государства представляют собой ключевые направления его деятельности, в которых конкретизируются и выражаются его социальное назначение, общечеловеческая и классовая сущности. Также ряд авторов полагают, что возникновение государственных функций и их развитие напрямую связано с целями и задачами государства. Реализация социального назначения государства осуществляется через функции, которые являются сложившимися устойчивыми направлениями его деятельности. Следует отметить основные особенности и закономерности, которые присущи функциям государств разных типов. Также целесообразно выделить динамику духовных, политических и социальноэкономических трансформаций развития общества [1, с. 261].

Детальное изучение существующих подходов к определению государственных функций позволяет выделить их основные черты. Они являются объективными, закономерными, охватывают всю деятельность государства, их развитие соответствует и способствует исторически сложившимся задачам и целям государства. Необходимо выделить и то, что государственные функции характеризуются собирательностью, комплексностью и постоянством. Одинаковый набор функций позволяет реализовывать разные задачи политического или социального характера. Следовательно, государственные функции отражают социальное назначение государства, а влияние на его функции оказывают различные экономические, духовные, культурные, политические стороны развития общества.

Таким образом, в результате проведенного анализа существующих определений государственных функций целесообразно сформулировать следующее их определение: ключевые направления государственной деятельности, которые направлены на реализацию его задач и целей в соответствии с определенным историческим этапом развития, которые отражают социальное назначение государства.

Исследование развития, а также изменений функций позволяет выявить изменения государственной организации общества на протяжении исторического периода и проявление социального назначения государства.

Представляется, что изучение государственных функций периода НЭПа целесообразно осуществлять в соответствии с современным понятием государственных функций, которое позволяет определить характер его деятельности. Необходимо выделить и то, что деятельность государства находится в зависимости от исторических условий, а следовательно, в период НЭПа государствен-

ность формировалась в соответствии с марксистско-ленинской идеологией.

Государственные функции получают характеристики и содержание, свойственные каждому историческому периоду. Социальное назначение представляло собой классовое назначение, потому что реализация функций социалистического государства осуществлялась в соответствии с интересами большинства. Учитывая отличия социального и классового назначения государственных функций, можно выделить то, что функции государства в исследуемом историческом периоде характеризовались классовой направленностью, которая выступала социальным назначением, а также социальное назначение, реализация которого осуществлялась в интересах общества в целом. Логично сделать вывод, что государственные функции периода НЭПа обладают особыми характеристиками, которые отражаются в их содержании и реализации.

Функции государства классифицируются по отдельным критериям: по территориальному масштабу, по способу влияния на отношения в обществе, по объекту в деятельности государства, по содержанию функций, по взаимоотношению государств.

Одной из актуальных современных классификаций государственных функций считается классификация по принципу разделения властей. Следовательно, функции следует подразделять на правотворческие, судебные, управленческие и информационные. Данный подход отражает функционирование реализации власти государства. Государственные функции реализуются посредством специальных органов государственной власти, соответственно, законодательной, судебной или исполнительной.

Необходимо выделить информационную функцию, которая характеризует деятельность средств массовой информации, выступающих четвертой ветвью власти. Целесообразно подчеркнуть особое содержание, обеспечение и структуру этой функции. Особенность информационной функции заключается в способах влияния на общество путем целенаправленной информированности и манипулирования общественным сознанием и мнением.

Долгое время основной классификацией функций являлось деление их на классовые и общесоциальные. Это деление было основано на направленности классовых функций на интересы отдельной социальной группы, а общесоциальных - на интересы общества.

Классовые и общечеловеческие основы современного государства выступают взаимосвязанными функциями, не противоречат друг другу. Классовость в реализации государственных функций характеризуется меньшей жесткостью. Общесоциальные и классовые функции не всегда можно различить. Силы, которые стоят у власти,

заинтересованы в удержании и использовании власти согласно собственным интересам. Такая власть не всегда классово направлена.

Целесообразно привести перечень ключевых внутренних функций советского государства [3, с. 47]:

• руководство культурным строительством и воспитанием граждан;

• подавление сопротивления эксплуататорских классов;

• управление экономикой и контроль меры труда и меры потребления;

• охрана общественной и личной собственности, прав и свобод трудящихся, наций и народностей, граждан.

Также следует выделить основные внешние функции Советского государства [7, с. 68]:

• защита завоеваний социалистической революции от империалистической агрессии;

• обеспечение мирного сосуществования с капиталистическими государствами на международной арене.

Традиционно выделяются основные и неосновные государственные функции. Для этого следует выделить фактор, который образует систему из каждой основной функции - государственный интерес. Основные функции государства можно группировать по направлениям его влияния. Также необходимо учитывать направления развития общества. Приведенное деление является условным и предполагает деление общих и узконаправленных функций исходя из их содержания. Поэтому значение неосновных функций государства также важно для общества.

Таким образом, понимание государственности и государства как такового предполагает необходимость понимания его функциональной составляющей. Относительно периода НЭПа следует отметить существование не только противоречий, но и неясностей относительно функций государства в исследуемый период. До сих пор отсутствует единое определение функций государства, их особенностей, классификаций. Также отсутствует единое деление основных направлений деятельности государства, понимание которых является основой выделения функциональных составляющих.

В анализируемом историческом периоде перед Советским государством стояла главная задача - выход из глубокого социальноэкономического и политического кризиса. Решение этого вопроса было связано с мерами, принимаемыми как внутри государства, так и на международной арене.

Отстаивая интересы революции, Советское государство приступило к решению задач мирного строительства нового общества, что обусловило его многоплановое функционирование, распространяющееся на практически все области жизни человека.

107

Особое значение в период НЭПа приобретает рассмотрение тех функций Советского государства, которые смогли обеспечить его существование, укрепление и развитие, а также поддержание и распространение выдвинутой большевиками идеологии, на основании которой могло быть обеспечено построение социалистического общества.

К 1923 г. государство добилось восстановления торговых отношений с капиталистической Европой. Последствия этого для правового положения СССР были весьма значительны; они сказались хотя бы в судебных приговорах британских судов (приговор по делу Лютер-Сагор и др.), признавших законную силу за советскими актами о национализации, а затем признавшие суверенные права Советской Республики и ее законодательную систему.

В последующие годы Советское государство активно развивало экономические связи со всеми странами, объем внешней торговли стал быстро расти. Поступающие по ее каналам машины, оборудование, материалы имели важное значение для осуществления плана ГОЭЛРО, восстановления транспорта, обеспечения промышленности некоторыми видами сырья и материалов, в частности прокатом черных металлов и хлопком.

Окончательно государственная монополия внешней торговли была закреплена решением октябрьского (1925 г.) Пленума ЦК РКП (б) в следующих положениях: государство само осуществляет ведение внешней торговли через специально созданный орган, устанавливает, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могут вести непосредственные операции по внешней торговле.

Эти принципы монополии внешней торговли оставались неизменными на протяжении всей истории Советского государства, однако организационные и правовые формы осуществления монополий внешней торговли изменялись в зависимости от задач хозяйственного строительства. Также были определены организационные формы монополии внешней торговли - акционерные общества, паевые товарищества и синдикаты. В целях привлечения к импортным операциям государственных и хозяйственных организаций признавалось необходимым организовать импортные общества и товарищества. Создание специализированных обществ обеспечивало единство действий Советского государства во внешней торговле.

В последующие годы внешняя торговля Советского государства продолжала развиваться. Импорт оборудования и новейших машин был связан со строительством предприятий первой пятилетки. В структуре советского экспорта наряду с сырьем появились и товары промышленного производства.

На протяжении рассматриваемого периода Советское государство сохраняло монополию внешней торговли. В отличие от сель-

ского хозяйства, промышленности и внутренней торговли, куда был временно допущен частник и где его права были четко определены и защищались государством, признававшим их как временное допущение, внешняя торговля в период НЭПа прошла путь от строгой регламентации к централизации экспорта и импорта в масштабах всего СССР. Монополия внешней торговли в СССР была признана другими странами мирового сообщества.

Серьезным достижением НЭПа стало быстрое восстановление численности рабочего класса, особенно в промышленности, строительстве и на транспорте. Отрадно отметить, что наряду с количественными показателями росли и качественные, например, производительность труда рабочих. К концу 1923 г. она выросла более чем в два раза и составила почти 63 % довоенной выработки. Однако процесс размывания качественного состава пролетариата, начатый в годы войны менее интенсивно, продолжался и в годы новой экономической политики. Гибель в боях и тяготы Гражданской войны нанесли серьезный удар демографической и профессиональной структуре рабочего класса. Если в начале восстановительного периода рынок рабочей силы еще способен был обеспечить восстановленные заводы и фабрики квалифицированной рабочей силой, то по мере роста производственных масштабов нужда в кадровых и высокопрофессиональных рабочих ощущалась все острее.

В этом состоял один из парадоксов нэпа: нехватка квалифицированной рабочей силы при избытке трудовой силы вообще. Основная масса рабочих вышла из деревни. Одна четверть из них продолжала владеть в деревне землей или домом. Каждая пятая работница и каждый восьмой рабочий были неграмотными. А уж опыта управления производством не имели даже кадровые рабочие, которых и до войны по всей России было не более 3 млн чел.

На протяжении всего периода нэпа оставалась и даже постоянно возрастала безработица. Она тяжело ударяла по психологическому и экономическому состоянию рабочего. Пособие по безработице было невысоким и составляло 27 р. 50 к. Даже на это скромное пособие рабочий и служащий при нэпе могли купить два демисезонных пальто, а при полной занятости в 1920-1935 гг. и на вдвое большую зарплату купить даже еду было негде: все давалось по карточкам или через распределители. Однако к концу рассматриваемого периода в условиях складывающегося тоталитарного государства социальные функции государства в значительной степени оказываются направленными на усиление государственного контроля над обществом.

Наряду с вышеперечисленными преобразованиями были приняты меры в советском искусстве: активизация художественных сил, укрепление позиций реализма, обращение к революционной тема-

тике - результат воздействия политики партии в этой области.

В.И. Ленин подчеркивал необходимость сознательного воздействия на искусство. Советское государство направляло процессы развития искусства, поддерживая революционные начинания, развитие нового искусства на базе социалистической идеологии, формирование социалистической художественной интеллигенции путем перевоспитания старых кадров и создания новых из рабочих и крестьян.

Функционирование Советского государства в области образования, науки и культуры в период НЭПа было направлено на закрепление достижений революции в этой сфере. Государство в сфере науки, культуры, искусства и образования в период НЭПа осуществляло свою деятельность исходя, в первую очередь, из идеологических и политических установок, используя рычаги культуры и образования как важнейшие в деле коммунистического воспитания масс и их социалистического и культурного развития, большое внимание уделялось переводу науки на социалистические рельсы и привязки ее к сотрудничеству с Советским государством.

Список литературы

1. Байтин М.И. О формах осуществления функций социалистического государства // Уч. зап. Сарат. юрид. ин-та. - Вып. 18. Вопр. теории гос-ва и права. - Саратов, 1969. - С. 261-270.

2. Венгеров А.Б Теория государства и права. - М., 2006.

3. Денисов А.И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. - М., 1967.

4. Каск Л.И. Функции и структура государства. - Л., 1969.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М., 2003.

6. Попе Е., Шюсселер Р., Шюсселер Г. О теории функций социалистического государства // Сов. гос-во и право. - 1968. - № 4. - С. 88-97.

7. Рогачев А.А. Внешние функции государства социалистического типа. -М., 1986.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / под ред. В.Г. Стрекозова. -М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.