системы дополнительных выплат. Оставляя принцип предыдущего подхода, разделение чек-листа на разделы и подразделы, сократим количество показателей, обратив внимание лишь на те, что напрямую связаны с деятельностью работника. Сокращая количество показателей, мы увеличиваем их значимость, то есть за выполнение некоторых из них будет начислено не один, а несколько процентов, при их общем количестве -100%. Величину доплаты для простоты оставим на том же уровне -10% от оклада работника, что возможно при выполнении всех критериев и получении 100%. Соответственно, при получении менее 100% работник получает некоторый процент от общей величины доплаты. Для пояснения приведен пример чек-листа предприятия клининга (таблица 3).
Тем самым доказано, что при разработке системы доплат основополагающую,роль играют, во-первых, цели доплаты, то есть те факторы, улучшения которых добивается руководство и которые позволят повысить эффективность работы предприятия. Во-вторых, непосред-
ственно сфера деятельности организации, будь то сфера производства или сфера услуг, особенности которых и служат источником критериев, выступающие основанием установления доплат. Также немаловажную роль играет численность персонала и другие факторы.
В заключение хотелось бы еще раз особое внимание обратить на то, что использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству фирмы действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Рассмотренные в данной статье подходы к оценке эффективности работы персонала могут иметь широкое применение на различных как по структуре, так и по направлению деятельности предприятиях г. Омска.
РОДИОНОВ Максим Георгиевич, аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства.
в п рылов анализ проблем
Омский государственный технический университет
УДК 332.14
территории омской области
ПРОВЕДЕН АНАЛИЗ НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА РАЗВИТЫХ РЫНОЧНЫХ СТРАН ПО РАЗВИТИЮ ОТСТАЛЫХ РЕГИОНОВ, МНЕНИЙ ТЕОРЕТИКОВ -УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ - МЕНЕДЖЕРОВ АДМИНИСТРАЦИЙ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАИБОЛЕЕ УСПЕШНО АДАПТИРОВАВШИХ СВОИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ К УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ОТРАЖЕНЫ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ПРЕДЛОЖЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ОДНОГО ИЗ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ - ОМСКОЙ ОБЛАСТИ.
В РФ в целом, а следовательно, и в большинстве ее регионов (субъектов Федерации) общими усилиями всех ветвей и уровней власти, экономически активного населения достигнут долгожданный перелом от кризисного развития к стабилизации и экономическому росту. Становится актуальной задача обеспечения ускоренного развития регионов и страны в целом, что позволит решить многие наболевшие вопросы, прежде всего, подъема благосостояния народа. Для решения такой сложной задачи необходимо проанализировать сложившуюся в настоящее время экономическую, политическую, технологическую, социальную ситуации на основе данных статистики, мнений ведущих ученых, политиков, рассмотреть опыт развитых стран, проводимую ими региональную политику, выявить наиболее характерные проблемы, одерживающие развитие регионов, факторы, обусловливающие это развитие, и сформулировать приоритетные направления ускорения социально-экономического развития субъектов РФ. Каждый регион обладает своей спецификой, и, помимо частных, связанных с особенностями региона, должны быть выбраны универсальные, приемлемые для территорий всех регионов, как подсистем единого народно-хозяйственного комплекса страны, направления развития, характеризуемые традиционным международным разделением труда, менталитетом народа, общей культурой, тесными экономическими связями, общей нормативно-правовой базой и пр.
Основные социально-экономические показатели по РФ за 2001 г по данным Госкомитета России свидетельст-
вуют, что достигнут экономический подъем. Валовой внутренний продукт составил 9 трлн. 41 млрд. руб., увеличившись по отношению к 2000 г. на 5 %, объем промышленной продукции вырос на 4,9 %, сельского хозяйства - на 6,8%, коммерческий грузооборот транспорта увеличился на 3%, инвестиции в основной капитал составили 1 трлн. 599,5 млрд. руб., т.е. увеличились на 8,7%, импорт товаров возрос на 19% при уменьшении экспорта на 2,4%, с положительным сальдо в пользу экспорта; обеспечен профицит бюджета в 2,9% от объема ВВП. Основные социальные показатели изменились таким образом: оборот розничной торговли составил 3 трлн. 39,9 млрд. руб. или вырос на 10,7%, в том числе продовольственных товаров - на 7,2%, непродовольственных товаров-на 13,7%, оборот общественного питания увеличился на 7,8%, объем платных услуг населению вырос на 0,8%, ввод в действие жилых домов увеличился на 4,6%; при этом индекс потребительских цен в среднем за год увеличился на 18,6%; стоимость набора из 25 основных продуктов питания в расчете на месяц на одного человека на декабрь 2001 г. в среднем по России составила 891,1 руб., или увеличилась на 18,8%, реальные располагаемые денежные доходы, за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен, выросли на 5,8%, начисленная номинальная среднемесячная заработная плата одного работника составила 3282 руб.; средний размер месячной пенсии составил 1023,5 руб.; численность населения с денежными доходами ниже бюджета прожиточного минимума составила 39,9 млн. чел. (27,6% к общей чис-
ленности); общая численность безработных на конец года составила 6,4 млн. чел. (в среднем по году 6,2 млн. чел.), или уменьшилась на 15% (на 12,1% - в среднем по году), в том числе официально зарегистрировано безработных в среднем за год 1 млн. 123 тыс. чел. (назначено пособие 1 млн. 7 тыс. человек) [1 ,с. 48-59]. Иностранных инвестиций за 2001 год вложено в экономику России 14,3 млрд. долларов США, при этом за рубеж из России направлено инвестиций в объеме 16,6 млрд. долларов США [2,с. 60-63]. Практический баланс инвестиций, вложенных иностранными государствами, в первую очередь США, Кипром, Великобританией, Швейцарией, Германией, Францией, Нидерландами, и вывезенных из России свидетельствует о том, что российская экономика способна к самофинансированию. Цифра инвестиций в основной капитал (более 1,5 трлн..руб.) подтверждает, что помимо иностранных (ориентировочно 430-450 млрд. руб.) значительная часть (свыше 1 трлн. руб.) имеет российское происхождение.
Результаты рейтинга, проведенного экспертами журнала «Эксперт» по привлекательности регионов РФ для иностранных инвестиций, по критериям потенциала и риска вложений относят Москву и Санкт-Петербург, Московскую область и Ханты-Мансийский округ к регионам с максимальным (высоким) потенциалом и минимальным (умеренным) риском. Омская область отнесена к самой массовой группе регионов - середняков с пониженным потенциалом и умеренным риском. Инвестиционный потенциал оценен в 39 баллов, что соответствует месту Омской области среди регионов РФ в 2000-2001 гг., ранг риска составляет 53 балла [8,с. 104, 116]. С позиции системного подхода можно сделать вывод, что в большинстве регионов РФ также возрос экономический потенциал, т.к. общий консолидированный ВВП РФ суммируется из ВРП субъектов Федерации. По анализу академика Д.Львова контраст между регионами по объему ВВП на душу населения в настоящее время определяется соотношением 1:18 [З.с.21 ], из чего можно сделать вывод о том, что вклад в ВВП РФ отдельных регионов неравномерен, и регионы -аутсайдеры пока еще находятся в кризисной стадии. Независимые эксперты в докладах Российско-Европейского центра экономической политики и лондонского Рос-загранбанка делают вывод о том, что локомотивами роста экономики РФ стали строительство и сельское хозяйство,что обосновывается показателями индекса российских менеджеров по закупкам (56,1 пункта; если этот индекс превышает по алгоритму расчета 50 пунктов, то фиксируется реальный рост экономики), а также темпами роста объемов строительства (12% в сентябре 2001 г.) и прироста продукции сельского хозяйства (10% в августе 2001 г. по отношению ктому же месяцу 2000 г.) [8,с. 60]. По мнению губернатора Омской области, приоритеты развития экономики и территории Омского региона на среднесрочную перспективу будут определяться возможностями развития высокотехнологичных и наукоемких производств в наиболее развитых отраслях экономики, увеличения выпуска продукции потребительского назначения. Реструктуризация предприятий оборонной, легкой, пищевой промышленности в сочетании с увеличением доли выпуска продукции нефтехимии, лесопереработки позволят в перспективе вывести область на качественно иной уровень в системе межрегионального разделения труда, соответствующий ее высокому экономическому потенциалу [4, с.5]. Благодаря динамичной продуманной региональной политики администрации Омской области разработан ряд целевых программ, осуществляется поддержка преобразований в агропромышленном комплексе, в том числе формированию крестьянских и фермерских хозяйств. Омская область осуществляет два пилотных проекта по решению федерального центра: реформирование жилищно-коммунального хозяйства и совместно с пенсионным фондом РФ эффективное использование средств накопительной части пенсионного налога.
Тем не менее остается ряд нерешенных проблем, которые осложняют жизнь рядовых омичей. К их числу с учетом значимости для граждан можно отнести:
• наличие высокой безработицы и частичной занятости экономически активного населения (к наиболее проблемным группам населения относятся молодежь и женщины);
• низкий уровень федерального минимального размера оплаты труда (450 руб.), который почти в два раза ниже физиологического прожиточного минимума одного человека (так называемой продовольственной корзины) и почти в 4 раза ниже бюджета прожиточного минимума;
• высокая оплата проезда в муниципальном транспорте и тенденции к его сокращению и росту частных пассажирских транспортных средств, стоимость проезда на которых еще выше;
• повышение размера оплаты жилищно-коммунальных услуг и тарифов на электроэнергию, воду, газ, телефонную связь и др.;
• повышение стоимости аренды жилья и его цены (как вновь строящегося, так и на вторичном рынке), что делает недоступным приобретение жилья молодыми семьями при отсутствии поддержки со стороны старшего поколения;
• низкая оплата труда работников бюджетной сферы (за исключением чиновников всех уровней управления), определяемая в законодательном порядке параметрами единой тарифной системы и тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых должностей служащих и профессий рабочих. На уровень этой оплаты ориентируются и предприниматели, определяя зарплату своим работникам;
• низкий уровень трудовых пенсий, который сопоставим с физиологическим уровнем выживания и вынуждает многих пенсионеров работать;
• недостаточный уровень благоустройства жилищных комплексов (во многих дворах отсутствуют детские площадки, площадки для отдыха, общественные туалеты) и поддержания чистоты в подъездах домов, проведения своевременного ремонта (кактекущего, так и капитального);
• перегрузка транспортных артерий в мегаполисах, а именно, автодорог, что часто вызывает пробки на дорогах, увеличивает время пребывания граждан в пути. Дорожные покрытия ремонтируются только по основным магистралям, а второстепенные, внутри дворовые проезжие части дорог и въезды на них, не ремонтируются десятилетиями;
• дороги и тротуары не чистятся, не посыпаются песком в период гололеда, что сопровождается ростом травматизма;
• бесплатная, гарантированная государством медицинская помощь становится более ограниченной, и лозунг «забота о здоровье трудящихся - дело самих трудящихся» становится актуальнее с каждым днем;
• недостаточная поддержка мелкого бизнеса со стороны органов власти не позволяет ему развиваться в полной мере;
• сокращение бюджетных мест в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, что приводит к резкому ограничению возможности его получения детьми из несостоятельных слоев населения, противореча положениям Конституции РФ о равенстве граждан в их правах (Конституция РФ, гл.2);
• повышение квалификации и сертификация многих категорий работников оплачиваются самими работниками, А не предприятиями или бюджетами (пример -медицинские работники);
■ рост криминогенной обстановки и, соответственно, уменьшение степени защиты гражданина от посягательств на его жизнь, имущество, жилище и т.д.;
• уменьшение возможности посещения культурных зрелищных мероприятий из-за недоступности цен для граждан;
• уменьшение доступа к периодической печати для рядовых граждан из-за высокой стоимости подписки и розничных цен;
• понижение общей культуры омичей, для основной массы которых единственно доступными источниками информации становятся радио и телевидение, эфир которого насыщен иностранными фильмами, рекламой иностранных товаров, что явно свидетельствует о коммерциализации его руководства, их рыночном мышлении. При этом страдает воспитательная функция, особенно для подрастающего поколения, у которого социологами отмечается отсутствие мотивации к труду, склонность к легкой жизни и работе, дающей «все и сразу».
Далеко не полный перечень указанных социальных проблем населения г. Омска можно было бы дополнить перечислением ряда проблем жителей небольших поселков, находящихся на территории Омской области, которые вызывают усиление миграции селян в города.
Социальные проблемы обусловлены проводимой региональной и общегосударственной политикой. Прежде чем переходить к общерегиональным проблемам, обратимся к анализу региональных политик других стран, мнению ведущих ученых.
Региональная политика США, начиная с 60-х годов XX века становится неотъемлемой функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны и отдельных штатов. Наиболее ярко влияние продуманной региональной политики проявилось в двух программах: развития региона долины реки Теннесси и развития Аппалачей [5]. Рассмотрим основные концепции и достижения этих программ.
Регион долины реки Теннесси включает территорию 12 штатов и стал объектом внимания со стороны федеральных властей в период Великой депрессии 30-х годов. В это время данный регион был преимущественно сельскохозяйственным районом с низкой товарностью ферм, бедностью населения. Только 3% фермеров пользовались электричеством. Каждую весну сельские местности страдали от наводнения, были сильно истощены леса, повсеместно наблюдалась эрозия почв. Решением конгресса США в 1933г была образована Администрация долины Теннесси, как государственная корпорация, перед которой была поставлена генеральная цель - направить природные ресурсы долины на решение острых социальных проблем региона. Основными направлениями деятельности TVA стали:
• строительство и эксплуатация системы гидротехнических сооружений разностороннего назначения;
• производство и распределение электроэнергии;
• развитие сельского хозяйства на основе его химизации и электрификации;
• улучшение качества окружающей среды и развитие рекреационных ресурсов;
• развитие городов и населенных пунктов региона.
В США государственным корпорациям принадлежит значительная часть производства электроэнергии, что послужило главным условием создания новой государственной структуры. В настоящее время TVA производит 6% электроэнергии США, установила льготный тариф по энергообеспечению, что послужило стимулом для привлечения промышленности (более 2200 предприятий открыли здесь свои филиалы, что привело к созданию 12500 рабочих мест), использования новых технологий, улучшения условий и качества жизни населения.
Оценка деятельности TVA осуществляется по социальным критериям: уровню безработицы; распределению занятости; душевому доходу, который за 60 лет значительно возрос (если в 30-е годы он составлял 42% от среднего по США, то теперь приблизился к среднему уровню); из сельскохозяйственного регион превратился в индустриально развитую территорию. В регионе основано 12 бизнес-инкубаторов для оказания помощи малым фирмам на начальном этапе их деятельности.
В течение 27 лет строительство энергетических объектов почти полностью финансировалось федеральным правительством. В 1959г. Конгресс принял закон о переходе на самофинансирование энергетических программ TVA, и с этого времени началось возвращение кредитов. Программа долины реки Теннесси считается самой дорогой программой США, опыт которой в дальнейшем не был повторен. Ценность ее заключается еще и в том, что по-новому давалась трактовка принципа «выгода (полезность) - затраты», заключающаяся в учете долговременных выгод, приоритете проектов, имеющих «высочайшую ценность для нации» и использовании ресурсов с минимизацией затрат на проекты. В качестве приоритетов назывались: как важнейшие-регулирование наводнений, обеспечение судоходства, выработка гидроэлектроэнергии; как сопутствующие-рекреация, повышение качества воды, увеличение занятости.
Генеральная цель программы развития Аппалачей -региона, захватывающего территорию 13 штатов (в том числе штата Нью-Йорк) с населением 21 млн. чел., - имела социальную направленность: создать населению условия для здорового образа жизни, получения профессии, повышения занятости, развития хозяйства и на этой основе повышения доходов населения. Для реализации этой цели создана Аппалачская региональная комиссия (ARS). Акцент в реализации программы был сделан на строительство автомагистралей: из 1,1 млрд. долл., выделенных на программу федеральным правительством в первые пять лет (с 1965 по 1969 гг.), 840 млн. долл. было направлено на сооружение автодорог; 254 млн. долл. - на остальные программы (здравоохранение, строительство жилья, образование, охрану почв, использование лесов, восстановление горных выработок, охрану воды, водоснабжение и очистку сточных вод).
В дальнейшем эти программы были дополнены помощью малому и среднему бизнесу в сфере производства и услуг; поддержкой новых развивающихся форм бизнеса (например, туризма); оказанием особой помощи наиболее бедным графствам. За время действия программы благосостояние населения в этом регионе значительно выросло (повысились доходы, сократилась миграция, вырос уровень образования населения, сократилась безработица и т.д.). В настоящее время в США действует еще 8 подобных многоштатных региональных комиссий, охватывающих территории 28 штатов или 2/3 территории США. Эти комиссии действуют при министерстве торговли.
Рассмотрим теперь, как обстоят дела с социально-экономическим развитием развивающихся стран. Исследованием проблем стран третьего мира длительное время занимался М.П.Тодаро [6]. Для сравнения экономики разных стран им использованы три критерия: 1) валовой внутренний продукт; 2) индекс физического качества жизни; 3) индекс развития человека.
Условия для рывка (и роста валового национального продукта) приняты по методу Ростоу: а) нормы сбережений от 15 до 20 % ВНП; б) коэффициент капиталоемкости приравнен к трем, что означает получение одного доллара прироста ВНП натри доллара прироста инвестиций. Тогда при норме сбережений, которые предполагается использовать для инвестирования экономики, равной 15%, можно обеспечить рост ВНП = 15%/3 = 5% в год, как минимально необходимый для развивающихся стран, чтобы обеспечивать сохранение уровня жизни при темпах рождаемости, превышающих 2,5% в год.
Его основные умозаключения сводятся к следующему.
• В развивающемся мире уровень безработицы превышает 10% (в Азии и Латинской Америке чуть ниже, чем в Африке). Существует 500-млн. армия полностью и частично безработных. Необходимо ежегодно создавать 30 млн. новых рабочих мест, чтобы не допустить ее увеличения.
• Развитые страны (меньше 1/4 населения мира) потребляют около 80% мировых ресурсов, вследствие не-
эквивалентного обмена продукцией обрабатывающих и сырьедобывающих отраслей.
Более 70% бедняков мира занято в натуральном сельскохозяйственном производстве. В развитых странах благодаря механизации фермерского труда его производительность в 15-20 раз выше, чем в развивающихся.
От 20 до 70% (в среднем 50%) городской рабочей силы занято в неформальном теневом секторе экономики (самостоятельная работа или в небольших семейных предприятиях без регистрации), что обеспечивает повышение занятости и доходов городскому населению, создавая до трети доходов городов в этом секторе и субсидируя формальный сектор путем поставки сырья и продукции по заниженным ценам.
В развивающемся мире подтверждается теория Томаса Мальтуса о связи между ростом населения и экономическим развитием. По этой теории, рост населения происходит в геометрической профессии, удваиваясь каждые 30-40 лет, при этом в силу закона убывающей доходности такие факторы, как плодородие земли и ресурсы продовольствия увеличиваются только в арифметической прогрессии. «Мальтузианская демографическая ловушка» срабатывает, поддерживая доходы населения на уровне физиологического прожиточного минимума, если государства не станут применять превентивные ограничители с целью контроля численности населения. При отсутствии таких мер в качестве ограничителей роста численности населения обязательно выступят мальтузианские «позитивные ограничители» (голод, болезни, войны)» [6, с.181].
Определенный интерес представляют мнения отечественных ученых о проблемах российской экономики и территорий РФ. С.Смирнов, д.э.н., директор Института социальной политики ГУ-ВШЭ анализирует влияние глобализации на экономику РФ. Процесс глобализации рассматривается в наше время преимущественно как стирание национальных границ в интересах транснациональных корпораций (ТНК). Создавая условия для свободного переливания финансовых, трудовых ресурсов, капиталов через границы, глобализация вовлекает в сферу технического прогресса новые страны. Например, после дефолта 1998г. в Россию устремились современные зарубежные технологии, прежде всего, в пищевой промышленности. Но глобализация, проводимая в экономических интересах ТНК, часто негативна с социальной точки зрения. В январе 2002 г. в РФ 36,2% крупных и средних предприятий были убыточными, а в 10 из 89 регионов они даже преобладали количественно. Причиной этого послужила неконкурентоспособность их продукции по сравнению с продукцией ТНК и образуемых ими новых предприятий.
В экономике РФ выделяются развивающиеся и стажирующие отрасли, о чем свидетельствует дифференциация величины средней заработной платы. В феврале 2002г. она колебалась от 2026 руб. в легкой промышленности до 10814 руб. в топливной (лидер - газовая промышленность выплачивал среднюю заработную плату в сумме 23,5 тыс. руб., а аутсайдер - электроэнергетика - 6,5 тыс. руб.). В промышленности в целом средняя зарплата в этот период достигла 4,5 тыс.руб., а в экономике-3,7 тыс.руб. Появление на карте страны точек социальной напряженности -не из области фантастики, а наше потенциальное ближайшее будущее, если не произойдет кардинальных изменений в государственной и региональной политике. Мир должен попытаться «социализировать» экономику, создать новый мировой порядок, добиться повышения ответственности экономически развитых государств по отношению к зонам бедности на планете - один из основных выводов ученого, который перекликается с выводами М.П.Тодаро. Также С.Смирнов приводит данные о реструктуризации в РФ, подтверждаемой макропокаэателями занятости экономически активного населения в сферах материального производства и инфраструктуры. Если в 1990г. в промышленности, строительстве, сельском и лесном хо-
зяйствах работало 55,5% занятого населения, то в 2000г. их доля сократилась до 43,6%, в то же время доля работающих в инфраструктурных отраслях возросла с 29,1 до 40,1% (только в оптовой и розничной торговле рост числа занятых составил 3,6 млн.чел.).
В целом, глобализация должна быть регулируемой законодательными мерами со стороны государства [7, с.82-84]. Е.Баженова приводит выкладки из книги И.Н. Наумова «Стратегия развития КНР в 1966-2020гг. и проблемы ее реализации», в которых отражены результаты реформирования экономики КНР с 50-х годов 20 века. Самым крупным достижением реформ, по мнению автора, является увеличение занятости населения трудом в 3,9 раза за 50 лет (к труду было привлечено 520 млн. человек), при увеличении населения в 2,3 раза (на 720 млн. человек), численности трудоспособных - в 3,5 раза. Одним из важнейших направлений реформирования стала ликвидация полунатурального и натурального хозяйства. По мнению И. Наумова, начавшееся 20-летие должно стать «золотым периодом развития экономики Китая». Суть Про-граммы-2010 сводится «к двум стратегическим переходам: от традиционной плановой - к системе социалистической экономики и от экстенсивного способа роста - к интенсивному». Научно-технический прогресс рассматривается как средство преобразования экстенсивного производства инерционного типа. Научно-техническую реконструкцию страны в 21 веке китайские ученые связывают с глобализацией и регионализацией экономики, при этом в стратегию регионализации они вводят интернациональный компонент - создание интернациональных экономических районов, в которые входили бы как приграничные провинции Китая, так и приграничные районы сопредельных государств. Таких районов вокруг Китая прогнозируется создать шесть, причем два из них - на границе с СНГ. Один район - с центром в Харбине, куда кроме китайских провинций должны войти российские регионы - Забайкалье и Приморье. Другой район - с центром в Урумчи - объединит ряд китайских провинций и среднеазиатские государства СНГ (Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению). Развал Советского Союза был воспринят руководством КНР как редкостный шанс для расширения своего влияния на Западе, который нельзя упускать. В рамках реализации своих планов КНР заключила несколько соглашений с Россией и упоминавшимися государствами СНГ[7,с.85-86].
Интересную рецензию большого доклада более 80 ученых из разных стран в рамках МОТ о проблемах труда, доходов и социального обеспечения сделали д.э.н. Д. Карпухин и д.э.н. Ю. Кокин [7,с.87-88]. В современном мире людей тревожатте же проблемы, что и тысячелетия назад: поддержание жизнедеятельности (получение дохода) и обеспечение безопасности существования. Структурные изменения в экономике, ее глобализация и новые модели стратификации общества негативно отражаются на гаран-тированности доходов. Фактором, препятствующим этому, может стать государственная политика, способная повысить надежность доходов через регулирование рынков труда, оказание социальных услуг, предоставление налоговых льгот. В итоге гарантия доходов связана со структурами семьи и рынка труда, с национальными демографическими особенностями. Ученые зафиксировали важные перемены последних лет: снижение уровня рождаемости во всем мире; рост числа разводов и семей с одним родителем; быстрое старение населения, ведущее к высоким показателям зависимости (иждивенчества) лиц пожилого возраста. Последнее явление будет иметь серьезные последствия для здравоохранения, повлечет увеличение расходов на пенсионное обеспечение и открытие новых рабочих мест по уходу за стариками. В развитых странах отмечается тенденция передачи средств от богатых и здоровых бедным и больным (кросс - субсиди-арность).
По разным оценкам, сегодня в мире насчитывается около 150 млн. полностью безработных и 900 млн. занятых не полностью, либо зарабатывающих ниже прожиточного минимума. На основе анализа пенсионных законодательств и состояния пенсионного обслуживания как фактора социальной безопасности в различных государствах мира, авторы констатируют успешность пенсионных систем в промышленно-развитых странах, функционирование которых привело к почти полному преодолению бедности среди пожилых людей.
Контрастом к позитивной оценке пенсионных систем промышленно развитых стран выглядит анализ пенсионной системы РФ (в части трудовых пенсий по возрасту), выполненный д.э.н. проф. В. Роик[7, с. 40-43]. В его работе приводятся данные о показателях существующей системы пенсионного обеспечения (средний размер пенсий около 1400 руб. в месяц или 1,4 доллара в день), поэтому работающие неминуемо сталкиваются с проблемой бедной старости. Расширение сферы неформальной занятости (в Омской области нерегистрируемая теневая экономика, по оценкам Омского областного комитета государственной статистики, дает до 25% валового регионального продукта), также приведет к проблеме выплаты пенсий занятых в этой сфере. Предлагается комплекс мероприятий в направлении совершенствования пенсионной системы на основе актуарной методологии, арсенал которой включает методы страховой и финансовой математики, в частности применение актуарной модели МОТ, ставящей размер пенсии в зависимость от средней зарплаты самого работника. Заслуживает внимания актуарный расчет, обосновывающий предложение экономиста А. Игнатьева об отмене единого социального налога, по крайней мере, отмене его пенсионной составляющей, и эквивалентной замене ее пенсионным оборотным налогом в сумме 3-4% к выручке предприятий, с отнесением этого налога на себестоимость продукции [7, с. 43-45].
Отдельного и более детального анализа заслуживает ситуация в агропромышленном комплексе РФ. Частично этим материалам посвящен ряд статей ученых, политиков и менеджеров-практиков, выкладки из которых позволят охарактеризовать положение дел в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях АПК. В статье В. Семенова приводится вывод о создании крупного товарного сельскохозяйственного производства, как генеральной линии на подъем производительности и повышение эффективности труда занятых в этой сфере работников, в том числе, на основе прихода крупных промышленных холдингов и создания в синтезе с сельскохозяйственными производителями агрохолдингов [7, с, 4-10] (пример тому -финансовый альянс компаний «Сибнефть» и «Омского бекона»), М. Лапшин главный упор делает на необходимости государственной поддержки аграрному производству (в США дотации достигают 21-25% производственных затрат аграриев, в странах ЕС - 51, в Японии - 71, в то время как в РФ - 6,5%). Из-за низкой производительности труда отечественный товаропроизводитель вытеснен с собственного рынка продукции: в рационе питания населения доля импорта достигла 40%. По расчетам ученых Россельхозакадемии, ежегодный ущерб сельскому хозяйству страны от проводимого ныне внешнеэкономического курса достигает 12 млрд. долл. [7, с. 11-15].
В статье Б. Панкова приводится анализ сельской занятости, в целом она значительно выше, чем в городах, и значительно колеблется по регионам (от 4-6% до 28-67%). Отмечается ухудшение обеспечения селян услугами инфраструктурных отраслей (здравоохранения, образования, транспортного обслуживания) [7, с. 16-21]. Т. Липи-лина отмечает, что деревни в РФ подошли к порогу демографической катастрофы. Сельская депопуляция охватывает 75 субъектов Федерации. Продолжительность жизни крестьян снизилась до 64 лет (на полтора года ниже, чем в городе). В 2001г. средняя заработная плата в сельском
хозяйстве составила1282 руб., т.е. 39% от того же показателя в среднем по российской экономике. Исходя из таких тревожных симптомов, в мае 2002г. Правительство РФ одобрило проект Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010г.», где запланированные мероприятия по развитию жилищной сферы, здравоохранения, образования, культуры, торговли, электрификации и газификации, водоснабжения, средств связи и телекоммуникационных систем, автодорог предусматривается финансировать как из средств бюджетов всех уровней, так и с привлечением средств населения [7, с. 40-45].
В АПК отдельных регионов накоплен позитивный опыт, о чем свидетельствуют публикации В.Милосердова об оригинальных решениях по привлечению инвестиций в агрокомплекс Орловской области [7, с.24-26], А.Бедарева по реконструкции ОАО «Мельник» Алтайского края, с расширением традиционной сферы деятельности - производства муки, макаронных изделий, и освоением нового вида - выращивания зерна [7,с.27]. Ряд статей посвящен опыту развития аграрного и промышленного потенциала Омской области: губернатора Л.Полежаева о мерах поддержки агропромышленного комплекса, развитии внешнеэкономических связей, в которых 60% приходится на долю соседа - Казахстана (в Омскую область завозится ежегодно шесть млн.т. угля, передается 300 МВт электроэнергии) [8,с. 139-140]; мэра г. Омска К.Белова о росте объемов промышленного производства ведущих регионо-формирующих отраслей: нефтехимии, машиностроения, пищевой, о создании Инвестиционного совета при главе городской администрации с целью активизации привлечения иностранных и российских инвестиций [8,с. 141], вице-президента К.Потапова компании «Сибнефть», обеспечивающей до 60% поступлений в бюджет Омской области, выигравшей тендер на разработку Крапивинского месторождения нефти с лицензией на 25 лет, с крупными капиталовложениями (до одного млрд. долл. за семь лет) [8,с. 142]; председателя правления ОАО «Омскпромстрой-банка» В. Степанова, в котором каждый пятый житель Омска хранит свои сбережения и который можно с полным правом назвать главным инвестиционным банком Омского региона [8,с.143]; генерального директора ОАО «Омск-шина» А.Триппеля о разработке собственной маркетинговой стратегии, рассчитанной на активную работу на рынке со многими потребителями (не только производителями-автозаводами, но и на сегменте частных лиц по легковым шинам), использование импортных технологий для повышения качества шин с вхождением в холдинг «Сибур», в составе которого совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина» [8,с. 144]; генерального директора агрохолдинга «Омский бекон» А Кивича, контролирующего сегодня 80% областного рынка мясной продукции при ее сертификации по международным стандартам ISO 9000, с широким ассортиментом - до 450 наименований колбасных изделий и деликатесов. При этом селекционная работа с английской компанией PIC позволила снизить производственные издержки и добиться значительного улучшения конкурентоспособности продукции, что дает возможность вкладывать собственные инвестиции в развитие новых видов деятельности, в частности, производство молочной продукции [8.C.145]; генерального директора ЗАО «РОСАР» А.Телюка, которое с 1999г. вошло в состав холдинга бельгийского концерна Interbrew, ставшего главным акционером и стратегическим инвестором ЗАО «РОСАР». Ключевые компоненты стратегии Sun Interbrew: развитие местных торговых марок («Сибирская корона»); повышение качества продукции (качество пива определяется по 23 показателям, как на европейских заводах, а не по восьми, как в России); снижение издержек производства, в том числе, за счет использования местного сырья - ячменя омских сельхозпроизводителей, что экономит до 15% транспортных расходов; технологическое переоснащение производства [8,с,146].
Проблемы и тенденции социально-экономического развития регионов отражены в работе проф. Э.А.Уткина и А.Ф.Денисова. В частности, ими рассмотрены важнейшие характеристики региона, в том числе экономическая безопасность региона; сформулирована универсальная концепция развития региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности:
• поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры;
• обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;
• оказание содействия преимущественному развитию наиболее прибыльных и перспективных на данный период предприятий;
• развитие региональной инфраструктуры.
Авторами выделены четыре основные этапа создания
концепции развития региона.
1. Анализ проблем.
2. Формулирование целей и стратегий.
3. Оценка возможных последствий.
4. Выбор оптимальной стратегии [9,с. 143-146].
Надо отметить, что авторы руководствовались синтезом двух основных подходов к процессу управления со-циотехническими системами: системным и ситуационным, а также рекомендациями теории разработки и принятия управленческих решений в социально-экономических системах.
В работе В.Г.Игнатова, В.И.Бутова введено понятие системы государственных минимальных социальных стандартов, под которыми понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах или стандартах федерального уровня. На основе этих стандартов регионы РФ должны разрабатывать и законодательно утверждать региональные социальные нормы и нормативы, учитывающие территориальные особенности и финансовые возможности регионов. В странах с развитой рыночной экономикой отмечается тенденция роста расходов на социальное обеспечение (по данным экспертов Всемирного банка на основе анализа 192 стран на долю производственных фондов приходилось 16% национального богатства, природных ресурсов - 20%, человеческого капитала - 64%) [10].
Отсутствие обоснованных величин государственных и региональных социальных нормативов является причиной нареканий и недовольства глав региональных и местных администраций принятым распределением поступающих налогов от предприятий всех форм собственности между бюджетами разных уровней, закрепленных в «Бюджетном кодексе РФ» [11]. Так, по данным руководства администрации Омской области до 60% всех налоговых поступлений области, направляются в Федеральный бюджет, а оставшиеся 40%-распределяются между региональным и бюджетами муниципальных образований, что явно недостаточно для обеспечения их самофинансирования и развития [4,с.10-18]. Поступающие из центра трансферты, субсидии, субвенции в различные регионы не имеют четко обоснованных критериев и не застрахованы от фактора субъективизма.
Серьезным противоречием в равномерном развитии регионов служит заложенная в Конституции РФ (гл. 1, ст.9, п.2) возможность принадлежности природных ресурсов к частной, государственной, муниципальной и иным формам собственности, хотя п.1 этой же статьи предусматривает использование и охрану природных ресурсов как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти погрешности Федеральной Конституции использованы в Якутии (Республика Саха), где при разработке Республиканской Конституции законодателями заложен пункт о принадлежности богатств недр республики народу Якутии. С позиции логики системного подхода богатства недр (потенциальные) должны принад-
лежать государству, а рента от их использования должна поступать в федеральный бюджет и затем распределяться между всеми гражданами государства. На наш взгляд, это серьезная ошибка российской Конституции, в результате чего за короткий срок в РФ появились олигархи (нефтяные и газовые короли); отдельные регионы процветают, а другие - бедствуют, что относится и к гражданам.
Для обоснования направлений развития регионов необходимо дать объективную оценку реального научно-технологического и экономического, в том числе и геоэкономического, потенциала каждого региона; конкурентоспособности их хозяйственных комплексов; систематизировать информацию природно-климатического, историко-культурного, ресурсного, социально-экономического, демографического, маркетингового, политического и иного характера, необходимую для установления долговременных взаимовыгодных партнерских отношений российских регионов между собой и с приграничными регионами ближнего и дальнего зарубежья. Речь идет об инвентаризации потенциальных возможностей каждого из регионов в важнейших сферах социальной и экономической жизни, или о сборе, селекции, систематизации и соответствующей трактовке громадного массива информации по самым различным областям социальной и экономической жизни регионов [12,с.337].
На основе анализа вышеизложенного опыта зарубежных стран, мнений практиков, ученых, политиков, социологов можно синтезировать приоритетные направления развития Омской области.
1. Главным направлением повышения эффективности региональной экономики следует считать повышение качества менеджмента во всех сферах и на всех уровнях деятельности хозяйствующих субъектов - начиная от уровня домашних хозяйств, индивидуальных предпринимателей, менеджеров предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, менеджеров муниципальных образований и до регионального уровня. На наш взгляд, пора переходить от фискальных методов косвенного регулирования экономикой к укреплению муниципальной и региональной собственности, с получением от нее прибыли и соответствующим пополнением бюджетов всех уровней за счет отчислений от этой прибыли.
2. Необходимо создать системы повышения квалификации менеджеров и работников других профессий, переходя от традиционной технократичной модели российского менеджмента к гуманитарной, рассматривающей каждого работника как личность. Ввести обязательной (как в здравоохранении) систему сертификации менеджеров и персонала предприятий (прежде всего ИТР и служащих) один раз в пять лет с отнесением затрат на образовательный процесс на себестоимость продукции.
Рабочих предприятий всех форм собственности необходимо аттестовать не реже одного раза в три года на основе создания на предприятиях отделов технического обучения и переквалификации.
3. Учитывая Концепцию системологии экономики, считать эффективную работу каждого хозяйствующего субъекта необходимым условием успешного развития региональной экономики, а на ее основе - и экономики РФ в целом. Развивать мотивационные факторы к легальной трудовой деятельности, в качестве основного - в территориальном соглашении установить минимальный размер оплаты труда, равный бюджету прожиточного минимума, выполнив тем самым одно из положений Трудового кодекса.
4. Считать конкурентоспособность региона одним из главных показателей региональной экономики, для чего использовать рекомендации региональной конференции [4,с. 219-222]. Распространять опыт передовых омских предприятий всех сфер деятельности.
5. Восстановить престиж и значимость научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности
человека. Организовать вокруг Омского государственного технического университета сеть НИИ, хозрасчетных внедренческих организаций, венчурных фирм, с начальным финансированием из регионального бюджета. ОмГТУ-своеобразный наукоград в мегаполисе Омске, поэтому целесообразно создание на его основе бизнес-инкубаторов для стимулирования прикладных разработок.
6. Создать консолидированный бюджет Омской области как региона (системы) и всех муниципальных образований, находящихся на ее территории (подсистем) с его распределением пропорционально вкладу каждой из подсистем, численности населения и минимальных региональных социальных нормативов. На основе федеральных социальных нормативов проводить отчисления в федеральный бюджет на нужды государства.
7. Расширить номенклатуру общественных работ, включив в нее сезонные: очистку города, ремонт ЖКХ, сбор даров природы (например, когда-то омские купцы возили во Францию не только сливочное масло, но и грибы, ягоды из омских лесов). К таким работам помимо безработных можно привлекать учащуюся молодежь.
8. В сельском хозяйстве осуществлять переход к средним товарным фирмам, восстанавливая животноводство, птицеводство, в том числе, поголовье овец в южных районах области, с элементами механизации ручного труда; развивать малый и крупный бизнес, поощряя всемерное развитие фермерских и домашних хозяйств.
Реализация названных направлений с постепенным решением вышеперечисленных проблем позволит значительно увеличить эффективность территории Омского региона, повысит его привлекательность и сократит поток миграции.
Названные направления дополняют все позитивное, что делается администрациями области и г. Омска. В качестве еще одного из направлений хотелось бы поддержать движение за здоровый образ жизни, для чего желательно во всех образовательных учреждениях региона
е. н. брянцева
Омский государственный технический университет
УДК 658.310.8:658.310.16.011.46
Концепция глобальной стратегии одна из наиболее популярных на сегодняшний день в практике российских предприятий. Ее популярность обоснована широким спектром и многообразием действий, которые могут быть предприняты руководством. Суть ее сводится к выработке единого направления деятельности компании, максимизирующей результаты использования внутренних ресурсов
ввести изучение дисциплины «Валеология» - науки о здоровом образе жизни.
Литература
1. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1997-2002 гг. (по материалам Госкомстата России)// Вопросы статистики,- 2002.-№7,-С.48-59.
2. Иностранные инвестиции в экономику России в 2001 году (по материалам Госкомстата России)// Вопросы статистики.-2002.-№7.-С. 60-64.
3. Львов Д.С. Региональная политика как фактор экономического роста//Проблемы теории и практики управ-ления.-2000.-№1.-С. 21-24.
4. Материалы региональной научно-практической конференции «Омская область - пути и перспективы развития»,- Омск: Администрация Омской области, 2002. - 364 с.
5. Ларина Н И., КисельниковА.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие. - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998.-172с.
6. Тодаро М.П. Экономическое развитие. - М.: Экон. ф-т МГУ, ЮНИТИ, 1997,-671с.
7. Человек и труд. -2002.-№8.
8. ЭКСПЕРТ. -2001. - №41.
9. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление.- М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002,-320с.
10. Игнатов В.Г.,Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление).Уч. пособие.-М.: «Тесса», 2000.-416с.
11. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-М, 2002.-164с.
12. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия; учебник для вузов.- М.: Экономика, 2000. -382с.
РЫЛОВ Владимир Петрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента.
В рамках этой концепции стратегию современного предприятия следует рассматривать через интеллектуализацию и маркетинг персонала. Специфической особенностью в данном случае будет являться содержательная сторона работы с человеческими ресурсами, в частности, в аспекте восполнения и обновления информации. Необходимость постоянной работы в этой сфере базируется на выводах исследования У. Эша (США).
маркетинг персонала
как Фактор повышения
эффективности условий труда на российских
предприятиях
СТАТЬЯ РАСКРЫВАЕТ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКУ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В РАМКАХ ГЛОБАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ. ПРИВОДЯТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБОЗНАЧЕННОЙ СФЕРЕ, ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА В СТРУКТУРУ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРОАРГУМЕНТИРОВАН ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО РОДА СИСТЕМ.