Стандартизированные показатели финансовой устойчивости авиакомпании представлены на рис. 3.
За анализируемый период показатели финансовой устойчивости не только не принимают рекомендуемое значение, но и наблюдается негативная тенденция практически всех коэффициентов финансовой устойчивости. Руководству авиакомпании следует предпринять немедленные мероприятия по ликвидации сложившейся негативной ситуации, в противном случае, в ближайшем будущем ОАО «АК «Якутия» окончательно потеряет свою платёжеспособность и даже экстренные меры не спасут ее от банкротства.
Список литературы:
1. Аврашков Л.Я. Графова Г.Ф. К вопросу о формировании нормативной базы для оценки финансово-экономического состояния предприятия [Электронный ресурс] // Аудитор. - 2012. - N 11, ноябрь // Система гарант от 17 августа 2013 г.
2. Автоматизация аудита в ГГ Аудит: Аудитор [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://audit-soft.ru.
3. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. - М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2006. - 360 с.
4. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов. - Испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.
5. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -N 26. - Ст. 2664
6. Приказ Минэкономики РФ от 01 октября 1997 г. № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» // Экономика и жизнь. - 1997. - С. 49-52.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И РАЗРАБОТКА МЕР ПО ИХ РЕШЕНИЮ
© Новиков М.Б.*
Российская таможенная академия, г. Люберцы
В статье выявлены основные проблемы функционирования Единого экономического пространства. Рассмотрены проблемы нормативно-
* Магистрант кафедры Экономики таможенного дела.
правовой базы функционирования данного интеграционного объединения; проблемы формирования эффективных структур управления и проблемы несовершенства единых мер таможенного регулирования. Разработаны меры по решению выявленных проблем.
Ключевые слова: экономическая интеграция, внешняя торговля, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, тенденции, проблемы.
Интеграционные процессы в мировом экономическом пространстве носят на данном этапе региональный характер. Страны начинают формировать вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. Интеграционные процессы сопровождаются заключением интеграционных договоров, которые согласованно регулируются межгосударственными и наднациональными органами власти. Российская Федерация также является активным участником интеграционных процессов, особенно на постсоветском пространстве [1].
С 1 января 2015 г. существует Евразийский экономический союз (ЕАЭС), отличающийся от Единого экономического пространства (ЕЭП), функционирующего с 2012 по 2014 гг. включительно, большей степенью интеграции.
Анализ литературных источников [2, 3, 4], а также ряда работ исследователей интеграционных процессов [5, 6, 7] позволил выявить следующие основные группы проблем функционирования Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза):
1) проблемы нормативно-правовой базы функционирования;
2) проблемы формирования эффективных структур управления;
3) несовершенство единых мер таможенного регулирования.
Проведем анализ выделенных проблем функционирования ЕЭП (ЕАЭС)
более подробно и на основе полученных результатов сформулируем предполагаемые меры по их решению.
1. Проблемы нормативно-правовой базы функционирования.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в рамках ЕЭП (ЕАЭС) большинство вопросов согласованы и урегулированы в нормативно-право -вом отношении. Но при этом остается ряд важных аспектов, требующих принятия соответствующих мер. Так, в рамках решения данной проблемы необходима гармонизация нормативно-правовой базы государств-членов ЕЭП (ЕАЭС). В частности, налоговых кодексов государств-членов ЕЭП (ЕАЭС) и законов о лицензировании.
Одной из выявленных по результатам проведенного анализа проблем является гармонизация законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Между государствами-членами ЕЭП (ЕАЭС) не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами алкогольной продукции, каждый из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоит
вопрос косвенного налогообложения данной продукции. Целесообразно сблизить перечни алкогольной продукции и табачных изделий, являющихся подакцизными в государствах-членах ЕЭП (ЕАЭС) путем применения единого подхода к их определению.
В данном случае необходим общий подход к определению перечня алкогольной продукции, являющейся подакцизной.
В НК РФ и НК РБ алкогольная подакцизная продукция делится в зависимости от объемной доли этилового спирта. Если для российского законодательства алкогольная продукция в частности делится на 2 подвида - с содержанием до 9 % и выше 9 %, то для белорусского это значение составляет 7 %. В НК РБ подакцизная алкогольная продукция не делится в зависимости от объемной доли этилового спирта. С целью гармонизации перечня подакцизных товаров необходимо утвердить фиксированный объем доли этилового спирта в объеме продукции для подакцизных товаров, например российского деления во всех странах ЕЭП (ЕАЭС) - до 9 % включительно и свыше 9 %.
Целесообразным является еще вопрос деления пива для целей взимания акциза. Пиво делится в зависимости от нормативного (стандартизированного) содержания объемной доли этилового спирта. Необходимо отменить в НК РБ деление на пивной коктейль и добавить его к пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента до 7 процентов. Кроме того, ставки акциза на «пивной коктейль» и «пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента до 7 процентов» одинаковы. В Казахстане необходимо выделение еще одной группы пива в зависимости от фиксированного объема доли этилового спирта. Возможно применение единообразного разделения пива как подакцизного товара в НК РФ, НК РБ и НК РК в зависимости от доли этилового спирта: 1 -ую группу не имеет смысла гармонизировать; во 2-ой - добавить верхний согласованный верхний предел, устраивающий интересы всех государств-членов ЕЭП (ЕАЭС) (соответственно нижний предел для 3-ей группы) при условии добавления еще одной группы на пиво в Казахстане [8].
Рассмотрим также табачные изделия.
Так в Российской Федерации к табаку отнесены «табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)»; в Республике Казахстан - табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный и прочий, упакованный в потребительскую тару и предназначенный для конечного потребления, за исключением фармацевтической продукции, содержащей никотин; в Республике Беларусь это только табак трубочный, курительный. Таким образом, к табаку следует отнести «табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный и прочий, упакованный в потребительскую тару и предна-
значенный для конечного потребления (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции и фармацевтической продукции, содержащей никотин)» (табл. 1). Применение специфической ставки акциза происходит во всех странах ЕЭП (ЕАЭС).
Сигары выделены как подакцизный товар во всех странах-участницах ЕЭП (ЕАЭС), к ним везде применяется специфическая ставка. Целесообразно оставить выделенную группу товаров как она есть.
В НК РФ отдельно выделены «сигариллы (сигариты), биди, кретек». В НК РБ и НК РК выделены только «сигариллы». Кроме того, название товаров «биди» и «кретек» нет в ТН ВЭД ЕАЭС.
Кретек - сигареты, как минимум на 1/3 заполненные лепестками гвоздики, изготавливаются из индонезийских сортов табака, который вдобавок к гвоздике заправляется еще и особым соусом, отличающимся в зависимости от марки [9].
Биди (бири) - это тонкие, небольшие азиатские сигареты, которые производятся вручную по традиционным рецептам. Они представляют собой нарезанные листья необработанного табака, завернутые в лист коромандельского черного дерева тендурини (Diospyros те1апоху1оп) перевязанный цветной ниткой [10].
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что данные товары относятся к сигаретам. Если рассматривать кретек, то данные сигареты относятся к коду 2402 20 ТН ВЭД ЕАЭС сигареты, содержащие табак - подразделу 2402 20 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС - «сигареты, содержащие гвоздику». Биди относятся также к коду 2402 20 ТН ВЭД ЕАЭС сигареты, содержащие табак -подразделу 2402 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - «прочие».
Кретек и биди вреднее, чем обычные сигареты из-за большого содержания смолы и никотина, поэтому применение ставки акциза на данные товары как на сигареты нецелесообразно. Надо группировать данные товары с сигариллами (сигаретами) в НК РБ и НК РК по аналогии с НК РФ и применении более высокой акцизной ставки.
В НК РФ выделены «сигареты, папиросы». В НК РБ - «сигареты с фильтром при розничной цене» с делением на 3 ценовые группы и «сигареты без фильтра, папиросы». В НК РК почти такая же формулировка - «сигареты с фильтром» и «сигареты без фильтра, папиросы».
В Республике Казахстан размер специфической ставки на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра в 2015 году совпадают.
Применение дифференцированных ставок в зависимости от ценовых групп сигарет с фильтром (3 группы) в Республике Беларусь осложнит дальнейший процесс гармонизации ставок. Ежеквартальная индексация ставок акцизов также затруднит данный процесс. Необходимо отменить дифференцированную ставку акцизов и применять впоследствии ежегодную индексацию ставки акцизов как в Российской Федерации и Республике Казахстан.
Целесообразным также является отмена деления сигарет на «сигареты с фильтром» и «сигареты без фильтра» для упрощения гармонизации определения перечня подакцизных товаров.
Таким образом, полученная классификация на табачные изделия, которые считаются подакцизными товарами, должна быть выделена следующим образом (табл. 1) и применяться во всех государствах-членах ЕЭП (ЕАЭС).
Таблица 1
Классификация табачных изделий, являющихся подакцизными товарами в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан [8]
Наименование товаров Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный и прочий, упакованный в потребительскую тару и предназначенный для конечного потребления (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции и фармацевтической продукции, содержащей никотин) 2403 (Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции)
Сигары 2402 10 000 0
Сигариллы (сигареты), биди, кретек 2402 10 000 0 (сигариллы (сигареты)) 2402 20 900 0 (биди) 2402 20 100 0 (кретек)
Сигареты, папиросы 2402 Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей
Классификация не подразумевает, что весь товар кода 2403 ТН ВЭД ЕАЭС подакцизный. Надо анализировать каждую разновидность табака попозиционно, аналогично и с «сигаретами, папиросами». Сигары с обрезанными концами и сигариллы, содержащие табак 2402 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС применяется к сигарам и сигариллам (сигаритам). В то же время не все товары 2402 20 900 0 и 2402 20 100 0 относятся к товару биди или кретек.
Необходима также отмена ограничительных мер со стороны Казахстана и Беларуси. В Казахстане существует обеспечительный взнос в размере 1 МРП за каждый литр ввезенного (импортируемого) алкоголя на территорию Республики. В Республике Беларусь - документ, в соответствии с которым существуют ограничения на алкогольную продукцию из других стран. В Постановлении Министерства торговли Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 47 «Об установлении перечня алкогольных напитков, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, на 2015 год» содержатся 7 видов элитного шампанского из Франции, вина виноградные (из 2204 21 ТН ВЭД ТС) минимальная цена произ-
водителя не менее 10 евро за сосуд емкостью 0,75 л на условиях FCA-склад производителя (Инкотермс-2010), 25 видов французских, армянских и молдавских коньяков выдержкой более десяти лет, 36 наименований виски выдержкой не менее 12 лет из Великобритании, Ирландии, Канады и США, 9 наименований рома преимущественно из Кубы [11].
Анализируя налоговые кодексы, необходимо сделать вывод, что наиболее сложным в структуре перечня подакцизных товаров и установления на них ставок является белорусский. Наиболее упрощенным является казахский. Вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий и установления на них ставок является первоочередной задачей.
Анализ законодательства в странах ЕЭП (ЕАЭС) показал что, лицензируемыми видами деятельности во всех странах-участницах являются:
- производство лекарственных средств;
- образовательная деятельность;
- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
- обеспечение информационной безопасности.
Но также существуют такие виды деятельности, которые подлежат лицензированию на территории одного государства ЕЭП (ЕАЭС).
Ключевой проблемой является то, что в Беларуси лицензируется оптовая и розничная торговля табачными изделиями, а также хранение табачных изделий отнесено к лицензируемым видам деятельности.
Причем с июля 2015 года вступят в силу дополнительные барьеры и запрещения в связи с Указом Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2015 г. № 92 [12], которым вносятся изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [13].
Право на получение лицензии на осуществление оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий будут иметь только юридические лица Республики Беларусь. В рамках решения данной проблемы необходимо включить также юридических лиц государств-членов Евразийского экономического союза.
Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями будет осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь. Здесь тоже необходимо включить юридических лиц государств-членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, в рамках совершенствования нормативно-правовой базы функционирования ЕЭП был предложен ряд направлений регулирования
по гармонизации ставок акциза в вопросах регулирования косвенного налогообложения, гармонизация в области видов лицензирования.
2. Проблемы формирования эффективных структур управления.
Для осуществления оперативного руководства процессами экономической интеграции возникает необходимость в формировании наднациональных институтов.
Необходимо создание наднациональных структур управления, обеспечивающих сбалансированное функционирование ЕАЭС. Одним из вариантов решения этой проблемы можно рассматривать создание структур, аналогичных ранее действующим, функционирование которых должно учитывать новый уровень интеграции.
Создание данных эффективных структур управления - Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического союза и Бюро данной организации позволят более эффективно решать вопросы гармонизации и унификации законодательств государств-членов ЕАЭС.
3. Несовершенство единых мер таможенного регулирования.
В проблеме несовершенства единых мер таможенного регулирования необходим более детальный анализ ТН ВЭД ЕАЭС с последующими выработкой рекомендаций по применению тех или иных мер, особенно в связи с введением санкций со стороны ЕС и ряда стран и ответных мер со стороны России (как члена ЕАЭС).
Усиление охвата ставок таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС достаточно ограничено в силу специфики структуры промышленности государств-членов объединения. Ставки ввозных таможенных пошлин должны быть тем ниже, чем меньше в них добавленной стоимости, то есть на продукты первичной обработки и сырьевые товары должны быть на более низком уровне, чем на продукцию обрабатывающей промышленности или ставка ввозной таможенной пошлины на комплектующие должна быть ниже, чем ставка вводной таможенной пошлины на готовое изделие.
Целесообразным является рассмотрение на практике применение требований о пересмотре действующих таможенных пошлин.
В соответствии с ГАТТ не ранее шести месяцев и не позже трех месяцев до 1 января 1958 г. или до срока истечения любого последующего периода договаривающаяся сторона, желающая изменить или отозвать уступку, включенную в соответствующий Перечень, уведомляет об этом договаривающиеся сторон [14]. В 2015 году заканчивается первый трехлетний период членства России в ВТО, в соответствии с чем предоставляется возможным провести переговоры по поводу пересмотра ввозных пошлин. Заявление о переговорах должно быть подано в период с 01.07.2015 по 30.09.2015 включительно.
Проведенный анализ позволяет отметить, что в рамках данных переговоров должны быть рассмотрены вопросы по увеличению ставки преимущественно на разделы XVI (реакторы ядерные, котлы, оборудование и ме-
ханические устройства; их части); раздел XVII (средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование); раздел ХУШ (инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; часы всех видов; музыкальные инструменты; их части и принадлежности).
Наиболее актуальной задачей является именно установление защитных мер на производственное оборудование, но необходимо учитывать, что аналогов у отечественного производителя (или в странах ЕЭП) может не быть или наблюдаться дефицит данного вида оборудования.
Необходимо повышение тарифной защиты на следующий трехлетний период. Данная задача достигается пересмотром обязательств России перед ВТО. В третьем квартале 2015 года (в промежуток времени с 01.07.2015 по 30.09.2015) необходимо подать заявление о переговорах с торговыми партнерами по поводу повышения ставки таможенного тарифа на ряд товарных позиций. Возможен пересмотр ставок и по другим товарным позициям. В случае необходимости следует определить более узкий список товарных групп, например, 50 товарных позиций, наиболее нуждающихся в пересмотре.
В целях большей продуктивности представляется возможным создать консультативную группу экспертов, куда войдут как сами члены правительства, представители законодательной власти, так и дипломаты, представители национальных бизнес-ассоциаций, экономисты, финансисты, юристы. Основной задачей такой группы может быть выработка рекомендаций правительству относительно позиций и основных вопросов переговоров.
При разработке документов по повышению тарифов на некоторые товарные позиции необходимо учесть мнения остальных государств-членов по данному вопросу.
Подводя итог, следует отметить, что меры по гармонизации и унификации налогового законодательства и лицензирования необходимы в отношении той продукции, в которой велика вероятность нелегального оборота. Необходима отмена ограничительных мер со стороны Казахстана и Беларуси в части алкогольной продукции и табачных изделий. В структуре управления главенствующим органом в отношении нормативно-правового регулирования с целью более эффективного функционирования организационных структур ЕАЭС целесообразно создание Межпарламентской Ассамблеи. В рамках несовершенства единых мер таможенного регулирования необходимо увеличение ЕТТ ЕАЭС на некоторые виды товаров путем пересмотра обязательств России перед ВТО на следующий трехлетний период.
Список литературы:
1. Новиков М.Б. Анализ предпосылок развития Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2015. - № 23. - С. 37-43.
2. Ярощук А.Б. Российские предпринимательские структуры в едином экономическом пространстве Евразийского экономического сообщества: теоретико-методологические аспекты: дисс. ... док. экон. наук / Ун-т рос. акад. обр-я. - М., 2012. - 419 с.
3. Ярышев С.Н. Международно-правовые вопросы формирования и функционирования Единого экономического пространства: дисс. ... док. юрид. наук / Дипломат. акад. МИД РФ. - М., 2012. - 413 с.
4. Мамбеталиева А.Н. Гармонизация налогового законодательства в рамках межгосударственных экономических объединений (на примере таможенного союза и единого экономического пространства): дисс. ... канд. юрид. наук / Институт зак-ва и сравнит. прав-я при Пр-ве РФ. - М., 2013. - 238 с.
5. Афонцев С.А. Единое экономическое пространство: предпосылки успеха интеграции // Экономическая свобода и государство: друзья или враги. -СПб.: Леонтьевский Центр, 2012. - C. 141-155.
6. Мамбеталиева А.Н. Налогово-правовая гармонизация косвенного налогообложения Таможенного союза (на примере НДС и акциза) [Электрон. ресурс] // Финансовое право. - 2012. - № 3. - Режим доступа: www.consultant.ru.
7. Килин В.В. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС и ВТО // Управленец. - 2014. - № 4 (50). - C. 20-28.
8. Новиков М.Б. Исследование проблем функционирования Единого экономического пространства и разработка предложений по их решению. -М.: РИО РТА, 2015. - 121 с.
9. Кретек - сигареты родом из Индонезии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://brosaem.info.
10. Биди - индийские сигаретки [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http ://brosaem.info.
11. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 47 «Об установлении перечня алкогольных напитков, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, на 2015 год».
12. Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2015 года № 92 О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru.
13. Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (ред. от 14.04.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://mininform.gov.by/ru.
14. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru.