Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития акцизного налогообложения в евразийском экономическом Союзе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения'

Проблемы и перспективы развития акцизного налогообложения в евразийском экономическом Союзе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
АКЦИЗЫ / СТАВКИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна, Меньшиков Александр Алексеевич

Сближение, или унификацию налогового законодательства в странах-членах Евразийского экономического союза необходимо рассматривать как одну из наиболее важных задач в формировании единого межгосударственного торгового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of the excise taxation for the Eurasian Economic Community: Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia

It is necessary to consider convergence or unification of the tax legislation in the member states of the Eurasian Economic Community as the most important goal in the formation of the united interstate commercial area.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития акцизного налогообложения в евразийском экономическом Союзе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения»

© 2014 г.

А. А. Орлова А. А. Меньшиков

проблемы и ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ

акцизного налогообложения

В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: РОССИЯ, БЕЛОРУССИЯ, КАЗАХСТАН, АРМЕНИЯ

Орлова Анастасия Александровна — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, канд. экон. наук (E-mail: anastasya_orlova@mail.ru)

Меньшиков Александр Алексеевич — аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета (E-mail: menshikov000@mail.ru)

Налоговое законодательство стран-участниц Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) имеет некоторые различия, которые значительно уменьшают активность торговых отношений. Различия в акцизном налогообложении наблюдаются в размере ставок акцизов, порядке исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию и в составе подакцизных товаров стран-членов ЕАЭС.

В России по мере роста ставок акцизов увеличиваются поступления более дешевых сигарет и алкогольной продукции из стран-участниц Таможенного союза (далее - ТС) (Республика Беларусь (далее - Белоруссия) и Республика Казахстан (далее - Казахстан)). По данным официальной статистики1, объем продаж алкогольной продукции гораздо выше объемов производства. При этом разница в 50 млн дкл не может быть покрыта исключительно за счет официального импорта или запасов прошлых лет.

В пограничных с Казахстаном регионах доля нелегальной алкогольной продукции может достигать 50 %. Согласно РБК daily2, в Казахстане стоимость водки емкостью 0,5 л и крепостью 40° у производителя составляет 30 руб. В России эту водку продают уже от 120 руб. Самая дешевая водка российского производителя не может конкурировать с подобной ценой.

Такая ситуация приводит к уменьшению уровня продаж у дистрибьюторов и у розничной торговли и, как следствие, к огромным суммам недополученных налоговых доходов бюджета.

Уровень дохода продавцов нелегальной алкогольной продукции может доходить до 600 тыс. руб. с одной фуры. Все это приводит к огромным суммам недополученных налоговых доходов бюджета.

Согласно совместному исследованию3 «TNS Россия» и компании «Бритиш Американ Тобак-ко», доля нелегальных сигарет в России в 2013 году выросла в 3 раза и теперь составляет около 0,9 % рынка. В приграничных регионах доля контрафактной и контрабандной продукции выросла в 4-5 раз и теперь составляет 6 % рынка. Наибольший рост нелегальной табачной продукции был отмечен в областях, находящихся на границе с Белоруссией и Казахстаном, а также в Республике Дагестан.

1 Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2011-2013 годах: Статистический сборник. - М.: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, 2014 - 200 с.

2 Пузырев Денис. Братская водка размывает Таможенный союз [Электронный ресурс]: Газета RBK daily 26.02.2014. URL: http://rbcdaily.ru/market/562949990668337 (дата обращения 19.10.2014).

3 Лялякина Анна. Доля контрафактных сигарет выросла в три раза [Электронный ресурс]: Газета «Известия». 06.12.2013. URL: http://izvestia.ru/news/562011 (дата обращения 22.10.2014).

По данным Международного налогового и инвестиционного центра (1Т1С), дальнейший активный рост ставок акциза на табачную продукцию в России может к 2018 году привести к увеличению доли нелегальной продукции до 15 %.

Согласно расчетам «Бритиш Американ Тобакко», в ценах 2013 года 1% российского табачного рынка, уходящий в тень, стоил государству около 3,4 млрд руб. неуплаченных налогов. С повышением акцизов данная цифра возросла в 2014 году до 4 млрд руб., а в 2015 году возрастет до 4,6 млрд руб.

Развитие торговых отношений и снятие таможенных барьеров между странами ТС являются важным фактором для роста рынка нелегальной продукции. Это уже привело к тому, что в 2013 году бюджет недополучил более 3 млрд руб. налоговых доходов.

С 2013 года случаи продажи контрабандных сигарет и алкогольной продукции были зафиксированы не только в приграничных районах, но и в других регионах страны.

Таким образом, чтобы избежать дальнейших потерь бюджета из-за нелегальной продукции из Белоруссии и Казахстана, необходимо проводить работу по гармонизации ставок акцизов.

В табл. 1 представлена информация о ставках акцизов в странах-членах ТС.

Таблица 1*

Ставки акцизов по состоянию на 1 января, руб.

Страна Вид продукции 2010 2011 2012 2013 2014

Белоруссия Алкогольная продукция 198 224 191 369 441

Сигареты с фильтром 132 155 247 497 736

Пиво 3 4 6 10 11,6

Казахстан Алкогольная продукция 102 103 103 101 212

Сигареты с фильтром 203 403 259 313 635

Пиво 5 5 5 5 6

Россия Алкогольная продукция 210 231 254 400 500

Сигареты с фильтром 205 280 360 550 800

Пиво 7 10 12 15 18

*Данные приведены в пересчете на российские рубли.

На основе данных, представленных в табл. 1, можно сделать ряд выводов о том, каким образом менялись ставки акцизов по алкогольной и табачной продукции в России, Белоруссии и Казахстане:

1. Ставки на крепкую алкогольную продукцию выше всего в России. Уровень ставок Белоруссии несколько ниже, однако наблюдается рост ставок. Наименьший уровень ставок наблюдается в Казахстане, однако в 2014 году произошел первый рост ставки, начиная с 2010 года.

2. Ставки на сигареты с фильтром самые большие также в России. Однако во всех странах происходит рост ставок примерно равными темпами.

3. Ставки акцизов на пиво также самые высокие в России. В Белоруссии ставки несколько ниже и, начиная с 2011 года, растут. В Казахстане ставки остаются на одном уровне.

На данный момент в России обсуждается возможность заморозки ставок акцизов с 2015 года. Причиной этого является обеспокоенность правительства продолжением роста нелегальных подакцизных товаров из Белоруссии и Казахстана. По плану правительств всех трех стран ожидается, что к 2020 году произойдет выравнивание ставок.

В Казахстане и Белоруссии продолжится дальнейший рост ставок акцизов, чтобы к 2020 году сравняться по этому показателю с Россией.

В Казахстане в 2014 году произошло резкое увеличение ставки акциза на сигареты с фильтром. Рост составил почти 100 %. При этом, по словам министра национальной экономики Казахстана Ерболата Досаева4, планируется постепенный рост акцизов, который к 2020 году будет доведен до уровня 45 евро на 1 тыс. шт. То же самое по алкогольной продукции. Если сегодня акциз на литр спирта составляет 2,5 евро, то с 2014 года он составил 5 евро, а с 2016-го - 8 евро. Повышение акцизов на алкогольную продукцию коснется только крепких алкогольных напитков. Увеличение ставок на слабоалкогольную продукцию предполагается рассмотреть в 2014 году.

Порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию различны в отношении сроков уплаты и формы уплаты акциза. Система уплаты в России является наиболее сложной. Сложность в первую очередь заключается в обязанности применения банковской гарантии, а также в необходимости уплачивать авансовые платежи. С целью упрощения системы акцизного налогообложения алкогольной продукции можно обратиться к опыту уплаты акцизов при совершении операций с этиловым спиртом в Казахстане. Также можно обратиться к опыту стран Европейского союза (далее - ЕС).

В странах ЕС администрирование акцизов регулируется единым законодательством. Среди стран ТС наиболее эффективный механизм регулирования акцизного налогообложения применяется в Казахстане. Он включает в себя акцизные посты, различные виды проверок, специальный учет налогоплательщиков. В Белоруссии к особенности администрирования акцизов можно отнести лишь применение сопроводительных документов установленного образца. Однако в Белоруссии широко развиты неналоговые меры государственного регулирования алкогольной отрасли.

В целом в качестве положительного опыта для России можно учесть практику Казахстана в области законодательного регулирования акцизов, а также практику Белоруссии в отношении неналоговых мер регулирования алкогольной отрасли.

С 10 октября 2014 года Республика Армения (далее - Армения) официально стала четвертым участником ТС. На сегодняшний день в Армении налоговый кодекс находится лишь в разработке, и налоговые отношения регулируются отдельными законами. В частности, акцизное законодательство регулируется Законом Армении «Об акцизном налоге», Законом Армении «О фиксированных платежах на табачную продукцию», а также Законом Армении «О фиксированных платежах на бензин и дизельное топливо».

В табл. 2 представлены ставки акцизов на алкогольную продукцию и пиво на 1 января 2014 года.

Таблица 2*

Ставки акцизов по состоянию на 1 января, руб.

Страна Алкогольная продукция Пиво

Белоруссия 441 11,6

Казахстан 212 6

Россия 500 18

Армения 120 5,6

*Данные приведены в пересчете на российские рубли.

4 Досаев Ерболат, министр национальной экономики Республики Казахстан: «Почему я плачу налог немногим больше, чем простая учительница?» / беседу вела Софья Пашкова [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Власть», 11.09.2013. иКЬ:Ьцр://у1а81.к2/аг11с1е/егЬо1а1_до8аеу_т1п181г_)екопот1к1_росЬети_)а_р1асНи_ па1о§_петпод1т_Ьо18Не_сЬет_рго81а)а_исЫ1е1п1са-2864.Н1т1 (дата обращения 24.10.2014).

Ставка акциза на пиво в Армении близка к ставке в Казахстане, однако недостаточно высока по сравнению с Белоруссией и Россией. Ставка акциза на алкогольную продукцию, на первый взгляд, кажется крайне низкой, однако это объясняется отличием законодательства страны.

В Армении налог на алкогольную продукцию складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это непосредственно акциз на спиртные напитки из расчета на 1 л продукции, который представлен в табл. 2. Во-вторых, это акциз на этиловый спирт в размере 48 руб. за 1 л 100 %-ного спирта. И в-третьих, акциз на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 40 %, ставка налога за каждый процентный пункт, превышающий 40 %, увеличивается на 60 коп.

В отношении табачной продукции также существуют некоторые различия. Так, вместо акцизного налога на сигареты, сигары и сигариллы установлен фиксированный платеж с 1 тыс. шт. товара, который уплачивается производителями данной продукции, а также лицами, ввозящими данные товары. При этом налог уплачивается в национальной валюте, драмах, но установлен он в долларах США. На сигареты с фильтром размер фиксированного платежа составляет 10 долл. за ввозимую продукцию и 8 долл. - для внутренних производителей, что с учетом курса на 30.11.2014 равняется 493 руб. и 394 руб. за 1 тыс. шт. С учетом высокого курса доллара ставка налога гораздо меньше, чем в любой из стран-участниц ТС.

Недостаточно высокие ставки на подакцизные товары могут лишь увеличить поток нелегальной продукции в Россию, особенно в южной части страны. В настоящее время в Армении планируют ввести единый налоговый кодекс, над которым уже ведется работа. Возможно, после вступления страны в ТС с помощью специалистов из стран-участниц удастся начать активную работу по гармонизации законодательства в отношении акцизов.

Таким образом, гармонизация акцизного налогообложения, затрагивая торгово-экономические отношения, выступает эффективным способом формирования единого экономического пространства. Гармонизация ставок акцизов стран-членов ЕАЭС приведет к развитию торговых отношений между странами-участницами. Повышение ставок акцизов в Армении, Белоруссии и Казахстане позволит сократить объемы нелегальной, более дешевой алкогольной и табачной продукции, которая поступает в Россию из пограничных регионов, а приостановление роста ставок акцизов в России, в свою очередь, позволит ускорить процесс гармонизации.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 года № 71-З [Электронный ресурс]: Доступ из информационно-поисковой системы «ЭТАЛОН».

3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014)[Электронный ресурс]: URL: http://www.salyk.gov.kz/ru/taxcode/Pages/default.aspx (дата обращения 24.10.2014).

4. Официальный сайт Национального собрания Республики Армения [Электронный ресурс]: URL: www.parliament.am.

5. Досаев Ерболат, министр национальной экономики Республики Казахстан: «Почему я плачу налог немногим больше, чем простая учительница?» / беседу вела Софья Пашкова [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Власть», 11.09.2013. URL: http://vlast.kz/article/ erbolat_dosaev_ministr_jekonomiki_pochemu_ja_plachu_nalog_nemnogim_bolshe_chem_ prostaja_uchitelnica-2864.html (дата обращения 24.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.