ю
%
о
<N
УДК 336.14(47) ББК 65.261.3
М.А. Кривцова
АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДОМ ЭЛАСТИЧНОСТИ РАСХОДОВ ПО ДОХОДАМ
Приводится методика оценки реакции расходов бюджета на изменение его дохода, основанная на расчете показателя дуговой логарифмической эластичности расходов бюджета по доходам. Предложенная методика позволяет оценить, существует ли зависимость между определенными видами расходов бюджета и его доходами, что дает возможность руководству федерального или регионального уровня власти вовремя адаптироваться к новым условиям, принимать научно обоснованные управленческие решения в условиях сложившейся экономической ситуации.
Ключевые слова: бюджетная политика, приоритетные расходы, логарифмическая эластичность расходов бюджета по доходам.
M.A. Krivtsova
THE ANALYSIS OF PRIORITIES OF THE BUDGETARY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION USING THE METHOD OF INCOME ELASTICITY OF EXPENSES
ssi Д s = g|p НА Ой"
%<s ^ 1
5s 1
S I
8s! ИН 25 о
ChO!
£sl|
E40 I ЙИ-І See
К
H
H
о
H
PQ
CO
H
The article describes the method of estimating reaction of budgetary expenses on changes in budgetary income, which is based on calculation of the indicator of arc logarithmic budget income elasticity of expenses.
The method helps to see if there is interdependence between certain types of budgetary expenses and incomes, which would give local and federal authorities an opportunity to adapt to the new economic conditions and make administrative decisions basing on the scientific approach.
Keywords: budgetary policy, priority expenses, logarithmic budget income elasticity of expenses.
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика — главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них — научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия.
© МА. Кривцова, 2011
%
Ю Главной целью бюджетной политики России является повышение
уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном 5^ и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном
и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого прежде всего необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющую степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Большое значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение §ЦЦ¥ высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснаще-
; ние, создание профессиональной мобильной армии, борьба с террориз-
мом и распространением оружия массового поражения, предупреждение ой § локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий
^ ^ | чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных
^ | приоритетов бюджетных расходов.
1 Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия соци-
в ^ | ально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтраш-
§к§ нем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим
в поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом,
йоэ а значит, и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного
к®Э потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование
инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, 23 эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией — не-
обходимые предпосылки для достижения этой цели [3].
Итак, приоритетные направления бюджетной политики территорий должны быть научно обоснованы. Приоритеты могут быть определены 1^ с помощью методики оценки реакции расходов бюджета на изменение
его дохода, т.е. по результатам анализа эластичности расходов бюджета со по доходам. Такая методика бюджетного анализа является достаточно
Н простой и предложена группой авторов — Г.К. Лапушинской, Т.В. Зы-
ряновой, Н.И. Даниленко и Д.Н. Даниленко [1].
н
о
Ю
%
«К1
2нё ЯЧ г
«31
НА
ОЙ"
^ 1
5к 1
«Л* ё§| ь Е
« V I
8Н! Й§ о
ЕнО а
£мЦ
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
К приоритетным расходам, в целях анализа, относятся такие виды расходов, которые увеличиваются большими темпами, чем увеличиваются доходы бюджета, или продолжают расти при падении доходов.
При осуществлении анализа важно определить, есть ли зависимость между определенными видами расходов бюджета и его доходами, например собственными доходами, процентными доходами, объемом финансовой помощи из вышестоящего бюджета и т.д.
Такую установленную зависимость можно оценить, используя показатель логарифмической эластичности:
ЕД(Р) =
1п
(р2Р і
и)
где Ед(Р) — эластичность расходов по доходам; Р1 — расходы в предыдущий период; Р2 — расходы за отчетный (текущий) период; Д1 — доходы в предыдущий период; Д2 — доходы за отчетный (текущий) период.
При использовании формулы для данных за различные периоды необходимо привести к сопоставимому виду с помощью индекса потребительских цен.
Полученные результаты оцениваются по критериям, представленным в табл. 1.
Таблица 1
Критерии оценки приоритетных расходов бюджета
Доходы бюджета увеличиваются
Ед(Р) > 1 — высоко значимое бюджетное направление расходов (темп роста расходов больше темпа роста доходов).
Ед(Р) = 1 — значимое для бюджета направление расходов (стабильный рост расходов в зависимости от роста доходов).
0 < Ед(Р) < 1 — низко значимое направление расходов (расходы на данное направление растут, но меньшими темпами, чем растут доходы).
Ед(Р) < 0 — незначимое направление (уменьшение расходов при росте доходов бюджета). За счет этих расходов происходило увеличение расходов на другие направления
Доходы бюджета уменьшаются
Ед(Р) < 0 — высоко значимое бюджетное направление расходов (темп роста расходов больше темпа роста доходов).
0 < Ед(Р) < 1 — значимое для бюджета направление расходов (стабильный рост расходов в зависимости от роста доходов).
Ед(Р) = 1 — низко значимое направление расходов (расходы на данное направление растут, но меньшими темпами, чем растут доходы).
Ед(Р) > 1 — незначимое направление (уменьшение расходов при росте доходов бюджета). За счет этих расходов происходило увеличение расходов на другие направления
Результаты данного анализа позволяют на практике сопоставить запланированные направления федеральной и региональной социально-экономической политики и их действительную реализацию, степень приоритетности тех или иных статей расходов бюджета по сравнению друг с другом, а также сравнить степень приоритетности одних и тех же статей расходов бюджета в различных регионах.
Апробация данной методики была проведена автором на примере составляющих консолидированного бюджета Российской Федерации: федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (СРФ), исходные данные по которым были собраны за период с 1992 по 2009 г. и приведены к сопоставимому виду с помощью индекса потребительских цен.
Результаты анализа приоритетных направлений использования федерального бюджета представлены в табл. 2.
Ю
%
«351
2нё ЯЧ г
МнЗ|
нйе
«31
Ен^ І
ой-
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§|
« VI
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£мц
МО I £И4
Н®Є
И
н
н
о
н
м
со
Н
Таблица 2
Приоритетные направления использования федерального бюджета
за 1992-2009 гг.
Высоко значимое бюджетное направление расходов
На общегосударственные вопросы
На национальную безопасность и правоохранительную деятельность
На социально-культурные мероприятия На межбюджетные трансферты
На международную деятельность
Низко значимое бюджетное направление расходов
На национальную оборону
Незначимое бюджетное направление расходов
На обслуживание государственного и муниципального долга На топливно-энергетический комплекс На сельское хозяйство и рыболовство На транспорт
Анализ приоритетов использования федерального бюджета методом эластичности расходов по доходам позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, из года в год наблюдается изменение приоритетов государственной политики. Это может быть подтверждено тем фактом, что бюджет в Российской Федерации принимается на один год, т.е. нет долгосрочных приоритетов бюджетной политики. Во-вторых, в федеральном бюджете абсолютно неприоритетные расходы представлены следующими разделами: «Обслуживание государственного и муниципального долга», «Топливно-энергетический комплекс», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Транспорт». Таким образом, к неприоритетным расходам относятся расходы на производственную сферу деятельности, что является негативным моментом для развития экономики страны.
Перечень высоко приоритетных расходов представлен следующими разделами: «Общегосударственные вопросы», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальную экономика», «Социально-культурные мероприятия», «Межбюджетные трансферты», «Международная деятельность». Причем наиболее приоритетными с позиции величины эластичности являются расходы на социально-культурные мероприятия, что подтверждается социальной направленностью консолидированного бюджета Российской Федерации в последнее десятилетие. Эти расходы возрастали за счет сокращения бюджетного финансирования топливно-энергетического, агропромышленного, транспортного комплексов и др.
Результаты анализа приоритетных направлений использования консолидированных бюджетов СРФ представлены в табл. 3.
Таблица 3
Приоритетные направления использования консолидированных бюджетов СРФ за 1992-2009 гг.
Высоко значимое бюджетное направление расходов Низко значимое бюджетное направление расходов Незначимое бюджетное направление расходов
На общегосударственные вопросы. На топливно-энергетический комплекс. На транспорт. На социально-культурные мероприятия. На межбюджетные трансферты. На связь и информатику На национальную безопасность и правоохранительную деятельность. На сельское хозяйство и рыболовство. На жилищно-коммунальное хозяйство На обслуживание государственного и муниципального долга
Ю
%
О
(N
SS1
2нё Яч >
MhSI
HSS
H3i
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
5к 1
«Л* ё§! h Е
« V I
8s! й§ о
ЕнО а
£мц
МО I £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Анализ приоритетов использования бюджетов СРФ методом эластичности расходов по доходам позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, к незначимым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации относится единственная статья расходов — «Обслуживание государственного и муниципального долга». Но значительно увеличена группа низко значимых расходов, в которую вошли следующие разделы расходов: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Жилищно-коммунальное хозяйство». Расходы на данные направления растут, но меньшими темпами, чем растут доходы.
Перечень высоко приоритетных расходов представлен следующими разделами: «Общегосударственные вопросы», «Топливно-энергетический комплекс», «Транспорт», «Социально-культурные мероприятия», «Связь и информатика», «Межбюджетные трансферты». Причем наиболее приоритетными, так же как и для федерального бюджета, с позиции величины эластичности являются расходы на социально-культурные мероприятия.
При рассмотрении приоритетов бюджетной политики территории одним из основных вопросов является вопрос о взаимосвязи приоритетных направлений политики в течение нескольких лет. При этом важно не только осуществлять анализ изменения приоритетов на основе эластичности расходов бюджета по доходам, но и сопоставлять выделенные приоритетные задачи в рамках бюджетной тактики.
Другим вопросом, не менее актуальным, является вопрос о преемственности федеральной бюджетной политики, проводимой в регионах России. Социальная направленность консолидированного бюджета Российской Федерации полностью подтверждается проведенным анализом приоритетных направлений расходов бюджетов, причем не только федеральным, но и региональным уровнями бюджетной политики.
Таким образом, исследование понятия бюджетной политики позволило не только определить ее содержание и необходимость в бюджетном процессе, но и рассмотреть методы оценки ее приоритетов. Результаты такой оценки вполне соответствуют основным направлениям бюджетной политики, оглашаемым президентом РФ в Бюджетном послании [2].
Список использованной литературы
1. Лапушинская Г.К. Метод анализа территориальных бюджетов / Г.К. Ла-пушинская // Финансы. — 2001. — № 9. — С. 18-20.
2. Файберг Т.В. Бюджет и бюджетная система: учеб. пособие / Т.В. Фай-берг. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. — 173 с.
3. Финансовые отношения в общественном секторе экономики: учеб. пособие. — URL: http://library.fentu.ru/book/iu/36/index.html.
Referenses
1. Lapushinskaya G.K. Metod analiza territorial’nykh byudzhetov / G.K. La-pushinskaya // Finansy. — 2001. — № 9. — S. 18-20.
2. Faiberg T.V. Byudzhet i byudzhetnaya sistema: ucheb. posobie / T.V. Fai-berg. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2010. — 173 s.
3. Finansovye otnosheniya v obshchestvennom sektore ekonomiki: ucheb. posobie. — URL: http://library.fentu.ru/book/iu/36/index.html.
Информация об авторе
Кривцова Мария Александровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра информатики и кибернетики, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Krivtsova Maria Alexandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Computer Science and Cybernetics, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].