Научная статья на тему 'Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников'

Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ADAPTATION / INTEGRATION / PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNIQUES / SMALL SOCIAL GROUP / GROUP RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Алла Георгиевна

Проблема успешной адаптации каждого первокурсника к радикально новой модели обучения обучению в вузе является актуальной в педагогической практике по причине многофакторности задачи как для самого студента, так и для преподавателя. Студенту необходима социализация и интеграция в новом сообществе. Одна из задач преподавателя вуза способствовать повышению мотивации и личной ответственности студента, а также развитию доверительных отношений и ролей как внутри группы, так и между студентами и преподавателем. Целью исследования явилось определение факторов адаптации, применение отобранных психолого-педагогических методик, получение и анализ результатов. Полученные результаты дали возможность выстраивать учебный процесс на примере занятий по английскому языку согласно поставленным целям, а именно достижению высокого уровня адаптации к обучению в вузе и интеграции в новой малой социальной группе. Приведены практические примеры, подтвердившие основной вывод исследования о необходимости использования в учебной деятельности методов, стимулирующих процессы личностной и групповой адаптации первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Алла Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overview of psychological and pedagogical techniques used to facilitate first-year students adaptation

The problem of successful adaptation of each 1st-year student to totally new education mode university education is actual in pedagogical practice due to multifactorial nature of the task both for the student him/herself and for the educator. The student requires socialization and integration in the new community. For the teacher the tasks are to facilitate student’s motivation and personal responsibility, as well as to stimulate trust-based intragroup and teacher-students relations. The present research was focused on determination of adaptation factors, implementation of selected psycho-pedagogical techniques, collecting and analyzing of the results. The findings permitted to design the educational process in ESP in accordance with the above purposes, mainly to achieving positive and smooth adaptation to university education and to integration in the new social group. The practical examples supporting the main conclusion of the research concerning the vitality of implementation of techniques stimulating the processes of personality and group adaptation of student beginners are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников»

Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). -0,6п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.

ART 202004 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12004 УДК 159.9.072

Дмитриева Алла Георгиевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва [email protected]

Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников

Аннотация. Проблема успешной адаптации каждого первокурсника к радикально новой модели обучения - обучению в вузе - является актуальной в педагогической практике по причине многофакторности задачи как для самого студента, так и для преподавателя. Студенту необходима социализация и интеграция в новом сообществе. Одна из задач преподавателя вуза - способствовать повышению мотивации и личной ответственности студента, а также развитию доверительных отношений и ролей как внутри группы, так и между студентами и преподавателем. Целью исследования явилось определение факторов адаптации, применение отобранных психолого-педагогических методик, получение и анализ результатов. Полученные результаты дали возможность выстраивать учебный процесс на примере занятий по английскому языку согласно поставленным целям, а именно достижению высокого уровня адаптации к обучению в вузе и интеграции в новой малой социальной группе. Приведены практические примеры, подтвердившие основной вывод исследования о необходимости использования в учебной деятельности методов, стимулирующих процессы личностной и групповой адаптации первокурсников. Ключевые слова: психолого-педагогические методики, малая социальная группа, адаптация, интеграция, отношения в группе. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

В 2016-2017 гг. автором было проведено первое пробное психолого-педагогическое исследование, посвященное проблеме изучения групповых ролей студентов-первокурсников. Были исследованы тенденции развития группы как целого, распределение ролей в учебной группе, зависимость/независимость от социальных и групповых норм, готовность отстаивать свое мнение и интересы и способность позитивно решать конфликты. Также был рассмотрен такой фактор, как групповая сплоченность, влияющий на целостность группы и ее работоспособность [1]. Результатом исследования стали выводы о структуре малой учебной группы, ролях ее индивидуумов, а также планирование педагогической деятельности, направленной на позитивную адаптацию студентов-первокурсников к обучению в вузе в целом и к занятиям по иностранному языку в частности.

В 2017-2018 гг. автором было проведено новое исследование, целью которого являлось внедрение различных видов педагогической работы, способствующих позитивной адаптации и интеграции студентов-первокурсников.

Методология и результаты исследования

Согласно психологическому словарю [2], адаптация - это «процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды». Термин «адаптация» возник в XIX в. в биологическом контексте, однако со временем получил распространение и в других областях знаний. В психологии под адаптацией понимается в первую очередь биологическая

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). -0,6п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.

функция организма, заключающаяся в перестроении функций, органов и клеток организма с целью сохранения гомеостаза в обновленных условиях среды. Кроме того, под адаптацией в психологии принято понимать психологический процесс приспособления органов чувств к воздействующим стимулам с целью предохранения рецепторов от перегрузки. Еще один уровень адаптации - социальный [3-5]. Социальная адаптация характеризуется возможностью человека выстраивать модель своего поведения в соответствии с условиями, которые сложились в данной социальной среде [6].

В предыдущем исследовании [7] автором были рассмотрены нейропсихологиче-ские особенности студентов-первокурсников, способствующие и препятствующие адаптации и интеграции группы и в группе, а также индивидуальному развитию. Во-первых, нервная система молодых людей еще не закончила свое формирование, она пластична, что является как положительным, так и отрицательным фактором. Возможность сравнительно быстро и неригидно осваивать информацию, с одной стороны, и эмоциональное и гормональное напряжение - с другой, должны быть учтены при планировании и проведении учебного процесса. Во-вторых, студенты нуждаются в скорейшей адаптации к условиям индивидуальной и групповой работы, которая качественно отличается от уже знакомой им школьной деятельности, а также индивидуальной и групповой интеграции. Группа эта сформирована не по территориальному или возрастному признаку, как это было в школе, а на основе их индивидуальных интересов. Студенты, выбравшие изучение экономики и ее отдельных аспектов, в реальности оказываются в окружении людей с теоретически схожими интересами, но с различными культурными и социальными кодами. Поскольку студенты-первокурсники, как показало предыдущее исследование, демонстрируют тенденции к сглаживанию конфликтов при отсутствии культуры конфликта и неготовности использовать конструктивную критику, были выбраны различные виды групповой исследовательской работы, способствующие развитию групповых ролей студентов, переживанию и преодолению конфликтов.

Участниками исследования стали группы I курса факультета экономики и права Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (130 человек, 10 групп), совместно посещающие различные лекции и семинары, в том числе по дисциплине «Иностранный язык». Участие в исследовании было анонимным и добровольным.

Занятия по дисциплине «Иностранный язык» проходят еженедельно, 1-2 раза в неделю. Группы состояли из 12-14 человек в возрасте от 18 до 20 лет.

В начале первого семестра, когда студенты-первокурсники знакомятся с вузом, его структурой и особенностями, целесообразными методами исследования являются наблюдение и нестандартизированное интервью со студентами в группе. Автор обсуждал со студентами отличия обучения в высшей школе, а также ожидания студентов и связанные с ними страхи и опасения. Это позволило расширить спектр психологических методик и выбрать педагогические методы работы с группой. Одним из результатов предыдущего исследования была гипотеза о влиянии статуса преподавателя на возможность демонстрации готовности решения конфликтов внутри группы. В данном исследовании мы постарались снизить психологический стресс, связанный с фигурой вузовского преподавателя только как критика, предложив студентам его и в роли партнера по освоению знаний и социальных ролей. Различные обсуждения и дискуссии, посвященные как экономике, так и связанным с ней общественным явлениям, способствовали созданию комфортных условий и для студентов, и для преподавателей, снизив тревожность первых и предоставив значимые данные последним. «Формирование и развитие межличностных отношений на основе доверия невозможно без отношения участников общения друг к другу как к ценности». «Преподавателям в ходе своей профессиональной деятельности всегда следует стремиться к

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.

преодолению противоречия между потребностью в инновационном, несомненно, более сложном, но более продуктивном способе проведения занятий, и традиционно авторитарном, шаблонном» [8].

Далее автором были собраны результаты уже опробованных и отработанных психологических методик, а именно: «О-сортировка» Стефансона, «Групповые роли» Т. П. Галкиной [9] и «Индекс групповой сплоченности» [10]. Результаты дали возможность выстраивать учебный процесс согласно преследуемым целям, а именно достижению высокого уровня адаптации к обучению в вузе и работе в новой группе, встраивая в нее процесс усвоения новых знаний и формирование новых компетенций.

По получении данных психологических исследований первого семестра обучения были определены методы и формы обучения, которые должны были способствовать и способствовали адаптации и интеграции студентов в группе.

Очевидно, что в адаптации и интеграции значимой является как групповая, так и индивидуальная работа внутри группы. В ходе исследования были выбраны следующие формы групповой работы: групповая подготовка и презентация докладов и сообщений по различным темам, соответствующим учебному плану по дисциплине «Иностранный язык» с учетом «составляющих коммуникативно-прагматической ситуации деятельности» [11].

Студенты самостоятельно объединялись в малые группы по 3-4 человека, самостоятельно выбирали тему и регулировали внутригрупповую работу. Обязательными требованиями были выполнение работы в срок и в соответствии с критериями презентации. Все малые группы успешно справились с заданием. Презентация и обсуждение работ проводились в форме внеаудиторной конференции. В ней приняли участие все учебные группы, по итогам конференции была выбрана лучшая работа.

Автор считает важным предоставить студентам возможность не только быть частью малой группы, но и представлять интересы всей группы в общем мероприятии, что укрепляет ее целостность, командный дух и личную ответственность каждого.

Ниже приводятся результаты исследования с использованием различных психологических методик.

Методика О-сортировки Стефансона [12] исследует представления о себе, а также описывает поведение и функционирование индивида в группе. Преимуществом данной методики является возможность изучить реальное «я» испытуемого, а не соответствие социальным нормам и тенденциям. Она позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и ее избегание.

Методика групповых ролей, разработанная Т. П. Галкиной [13], позволяет исследовать роли индивидов в группе и описать эти «роли» в соответствии с их функциями. В успешно функционирующей группе каждый из ее членов имеет одну или несколько из восьми ролей, и эти роли распределены внутри группы так, чтобы в идеальном варианте каждая имела минимум одного представителя.

Следующая применяемая методика - определение индекса групповой сплоченности Сишора [14]. Групповая сплоченность - один из самых важных параметров, указывающих на степень интеграции группы, ее адаптированность и целостность. Это приверженность членов к группе, их взаимоотношения, привлекательность и единство ценностей и ориентиров.

Результаты исследования с использованием методики Q-сортировки Стефансона показали, что две трети студентов групп демонстрируют тенденцию зависимости от групповых норм, нерешительности и подчиняемости лидерам (см. табл. 1). Лишь треть участников, у которых эта тенденция не выражена, демонстрируют амбивалентность и независимость поступков от групповых норм, самостоятельность и упорство в

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.

достижении своих целей. Это приводит к выводу о необходимости построения учебного процесса и групповой работы так, чтобы студенты смогли создать и очертить круг личных для данной группы норм и возможности их достижения, а также дать возможность развиться лидерским качествам у большинства участников, сохранив ее целостность и жизнеспособность. В данном случае одной из «идеальных» норм для этой группы является возможность критически мыслить и обсуждать эту критику в группе.

Таблица 1

Результаты методики «О-сортировка» и их обсуждение

Тенденции Количество респондентов, у которых превалирует данная тенденция

Зависимость 97

Независимость 43

Общительность 120

Необщительность 10

Принятие «борьбы» 77 (20 тенденция не выражена)

Избегание «борьбы» 33 (20 тенденция не выражена)

Большинство респондентов, 120 из 130, демонстрируют стремление образовывать эмоциональные связи, открытость к общению, желание создать личностные отношения внутри коллектива. Лишь 10 человек, согласно результатам исследования, имеют тенденцию «необщительности». Высокая выраженность общительности характерна для молодого коллектива, в котором социальные связи еще не налажены и вероятность негативных реакций участников плохо поддается прогнозированию в силу малого опыта общения. Выраженность данного фактора также говорит о «здоровье» группы, не создавшей серьезных конфликтов в течение первых недель обучения, но и не имеющей культуры их разрешения. Открытость и интерес к одногруппникам является важным результатом данного исследования, направленного на стимулирование как межличностного общения в процессе деятельности, так и внутриличностного общения, что продемонстрируют результаты других методик.

Тенденция избегания «борьбы», т. е. избегания взаимодействия, позиция нейтральности и поиска компромиссов, подчинения чужой воле выражена у двух третей участников исследования. Необходимо отметить, что принятие «борьбы» - это стремление участвовать в групповой жизни, к достижению статуса в группе, упорство в достижении своих целей, требовательность. Оно характерно для относительно малого числа респондентов, поскольку может приводить к конфликтам, культура разрешения которых у первокурсников не развита.

Исследование по методике «Групповые роли» Т. П. Галкиной позволяет выявить роль в группе, которую студенты определяют в качестве своей из предложенных вариантов: исследователь ресурсов, организатор работы, организатор группы, генератор идей, оценщик идей, формирователь, завершитель, председатель.

Анализ результатов показывает, что в середине первого семестра в каждой группе большинство студентов присваивало себе роль «организатора группы или работы». Они были готовы заниматься продуктивной деятельностью и считали важным работать в сплоченной команде. Всего 10 студентов могли представить себя в роли критика -оценщика идей, тогда как все остальные концентрировались на конкретной материальной стороне групповой работы - ролях «организатор работы» и «организатор идей», «генератор идей», избегая роли оценщика деятельности группы и её участников.

Благодаря различным использованным на занятиях методикам, направленным на улучшение адаптации студентов [15], удалось достигнуть значимых положительных результатов. В конце второго семестра лишь 7% участников видят себя в роли

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). -0,6п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.

организаторов групп, ответственных за их целостность. Это означает, что студенты не нуждаются в большом количестве медиаторов общения, способны высказывать свои и принимать идеи остальных, не боясь задеть их чувства. Умение предотвращать конфликты и позитивно разрешать имеющиеся - один из главных результатов, которых удалось достичь в работе с данными группами. На первый план выходят управленческие роли председателя и формирователя, а также роль исследователя ресурсов - людей, которые связывают группу с внешним миром. Это означает, что группы больше не страшатся своей хрупкости и нестабильности и готовы работать как целое, переоценивать роли и менять их, не нарушая общую структуру. Если в начале обучения студенты показывали тенденцию принимать роли организаторов работы и группы, то в конце второго семестра они в большинстве своем сменили роли, создав работоспособный коллектив, который остается целостным и при наличии критики изнутри, и при влиянии извне, с которыми группы теперь умеют работать, превращая критику в ресурс. Теперь они способны как генерировать идеи, так и конструктивно их критиковать, способны быть источником, контролирующим различные этапы групповой работы, а также точность и скорость ее исполнения, не нарушая положительной эмоциональной атмосферы группы.

Результаты исследования по методике «Индекс групповой сплоченности»

Сишора и их обсуждение Для достижения высокого уровня продуктивности и эмоционально комфортной атмосферы в группе очень важно создать условия, в которых эта группа способна работать как единое целое, иметь схожие цели и ценности. Индекс групповой сплоченности и его изменение в течение учебного года отражает уровень этой способности.

Исследования по методике Сишора показали схожие результаты во всех группах, принимавших участие в исследовании. В качестве примера приводятся результаты исследования в учебной группе, состоявшей из 13 первокурсников (табл. 2). Для достижения высокого уровня продуктивности и эмоционально комфортной атмосферы в группе очень важно создать условия, в которых эта группа способна работать как единое целое, иметь схожие цели и ценности.

Таблица 2

«Индекс групповой сплоченности» по методике Сишора

Участник ис- Индекс групповой сплоченно- Индекс групповой сплоченности.

следования сти. 1-й семестр 2-й семестр

1 16 16

2 18 18

3 16 18

4 16 16

5 10 14

6 18 16

7 17 18

8 15 18

9 19 17

10 19 17

11 18 18

12 17 17

13 18 19

Первый результат данного исследования, который важно отметить, - это изначально высокий, завышенный уровень групповой сплоченности. В исследовании 2016-2017 гг. мы обсуждали факт высокого уровня групповой сплоченности на

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.

начальных этапах формирования группы, отмечая скорее идеализированные ожидания студентов от работы в малой группе. Подобные результаты были выявлены и на первом этапе настоящего исследования. Большинство респондентов показали высокий уровень групповой сплоченности, но чрезвычайно важно отметить, что один участник группы продемонстрировал низкий уровень (по сравнению с другими участниками) групповой сплоченности. Данный участник изначально был выделен нами в качестве контрольного индивида, результаты которого продемонстрируют успешность выбранных методов по адаптации студентов.

Группа - объект исследования - состоит из 13 человек. Поскольку студенты на занятиях почти всегда сидят попарно, нами сразу было отмечено, что один и тот же студент всегда сидит один. В ситуации отсутствия какого-либо члена группы он предпочитал самостоятельную работу и не присоединялся к другим участникам группы, даже если место рядом с кем-либо пустовало. Важно отметить, что именно данный студент изначально продемонстрировал самый низкий уровень знаний по дисциплине «Иностранный язык», но мы предполагаем, что нежелание участвовать в групповой работе, а также находиться в тесном контакте с другими членами группы вызвано, вероятно, негативным школьным опытом групповой работы, а не боязнью неуспеха или критики. Ниже нами будут описаны результаты изучения групповых ролей, из которых следует, что на начальных этапах группового обучения группа была не готова критиковать своих членов, создавать и решать возможные конфликты. Поэтому мы считаем причиной данного поведения негативный опыт групповой работы до вуза.

Усиленная работа с этим студентом, вовлечение его в групповую работу, не настаивая на создании групповых проектов, позитивный опыт презентации результатов проделанной работы позволили нам достичь максимально положительных результатов. Уже в начале второго семестра обучения, получив положительный опыт работы с другими членами группы (например, при подготовке и представлении презентаций на практических занятиях и внеаудиторных мероприятиях), мы отметили, что студент поменял свое место в учебном классе. Если раньше данный студент сидел позади одногруппников, то теперь он чаще сидел ближе к преподавателю в компании одного, а то и двух членов группы. Нами было отмечено существенное усиление межличностной связи внутри группы с данным студентом, его часто начали выбирать для групповой работы, а также в качестве партнера на регулярных занятиях. Значительно повысив индекс групповой сплоченности и интегрированности в группу почти в полтора раза, что является чрезвычайно высоким результатом, студент также продемонстрировал серьезное улучшение уровня знаний.

Еще один студент, показавший более низкий индекс групповой сплоченности, нежели его одногруппники, также продемонстрировал улучшение уровня интеграции со среднего до высокого, что подтверждает продуктивность выбранных методов по повышению уровня адаптации студентов.

Остальные респонденты продемонстрировали высокий индекс групповой сплоченности. У большинства он незначительно изменился в меньшую или большую сторону, что говорит о возможности рефлексии своего положения и самоощущения. Отсутствие ригидности является для нас важным, демонстрирует достижение желаемого результата, а именно возможности изменения личностных и рабочих отношений и личного восприятия данных отношений внутри стабильной работоспособной группы.

Заключение

Педагогический процесс в вузе постоянно развивается и изменяется в соответствии с нуждами студентов и преподавателей, высокими требованиями к качеству и

Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.

продуктивности обучения, общемировыми социальными тенденциями. За последние десятилетия значительно изменились как роль преподавателя, так и студента, а значит, и их межличностная и профессиональная коммуникация.

Способность педагога творчески подходить к обучению студентов, его желание развиваться и постигать новые знания - обязательные условия успешности его работы.

Очевидными современными требованиями к работе с первокурсниками являются быстрая учебная и социальная адаптация и интеграция студентов, обеспечивающие успешное проведение учебного процесса в высшей школе, которая выпускает как профессиональных, так и личностно развитых индивидов, способных успешно конкурировать на рынке труда и развивать науку. Данное исследование показало важность овладения педагогами современными способами обучения и психологическими знаниями, которые способствуют созданию продуманного учебного процесса, отвечающего различным многофакторным запросам.

Необходимость и возможность успешного использования в практической учебной деятельности методов, в которые интегрированы процессы личностной и групповой адаптации студентов, являются главным результатом данного исследования.

Ссылки на источники

1. Social and personality roles in the adaptation of the first-year students in the study groups / M. G. Fedo-tova, A. G. Dmitrieva, E. S., Rukavishnikova E. V. Stolyarova // Espacios. - 2017. - № 38(56). - P. 13. -URL: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n56/in173856.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Glossary. Psychological Dictionary. - URL: http://www.psychologies.ru/glossary/

3. Медведев В. И. Адаптация человека / Институт мозга человека РАН. - СПб., 2003. - С. 584.

4. Подойницына И. И. Адаптация студентов в новой социокультурной среде как предмет образовательного дискурса // Социальные проблемы. - 2008. - № 2. - URL: http://socprob.ru/2008/ adaptatsiya-studentov-v-novoy-sotsiokulturnoy-srede-kak-predmet-obrazovatelnogo-diskursa.html.

5. Столярова Е. В., Федотова М. Г. Профессиональная языковая личность специалистов в сфере управления персоналом и обучение иностранному языку для специальных целей // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 5(182). - С. 127-133.

6. Федотова М. Г., Фридлянская Е. А., Калибердина Е. В. Совершенствование методики преподавания английского языка в рамках программы «Язык профессионального общения» // Сборник материалов международной научно-практической интернет-конференции «Гуманитарное образование в экономическом вузе». - М., 2013. - С. 309-313.

7. Восковская А. С., Карпова Т. А. Психологические аспекты преподавания иностранного языка в вузе // Международный журнал экономики и образования. - 2017. - Т. 3. - № 1 (февраль). - С. 55-66.

8. Social and personality roles in the adaptation of the first-year students in the study groups / M. G. Fedo-tova, A. G. Dmitrieva, E. S., Rukavishnikova E. V. Stolyarova.

9. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - C. 182-187.

10. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Seashore group cohesion index determination // Social-psychological diagnostics on individual and small group development. - M., 2002. - P. 179-180.

11. Столярова Е. В., Федотова М. Г. Указ. соч.

12. Медведев В. И. Указ. соч.

13. Галкина Т. П. Указ. соч.

14. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Op. cit.

15. Латыш Л. Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. - 2007. - № 2. -С. 119-130.

Alla Dmitrieva,

Senior Lecturer, Foreign Languages Chair, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow [email protected]

Overview of psychological and pedagogical techniques used to facilitate first-year students adaptation Abstract. The problem of successful adaptation of each 1st-year student to totally new education mode -university education - is actual in pedagogical practice due to multifactorial nature of the task both for the student him/herself and for the educator. The student requires socialization and integration in the new community. For the teacher the tasks are to facilitate student's motivation and personal responsibility, as well as

ISSN 2304-120X

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). -0,6п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.

to stimulate trust-based intragroup and teacher-students relations. The present research was focused on determination of adaptation factors, implementation of selected psycho-pedagogical techniques, collecting and analyzing of the results. The findings permitted to design the educational process in ESP in accordance with the above purposes, mainly to achieving positive and smooth adaptation to university education and to integration in the new social group. The practical examples supporting the main conclusion of the research concerning the vitality of implementation of techniques stimulating the processes of personality and group adaptation of student beginners are represented in the article.

Key words: psycho-pedagogical techniques, small social group, adaptation, integration, group relationships. References

1. Fedotova, M. G. et al. (2017). "Social and personality roles in the adaptation of the first-year students in the study groups", Espacios, № 38(56), p. 13. Available at: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n56/in173856.html (in English).

2. Glossary. Psychological Dictionary. Available at: http://www.psychologies.ru/glossary/ (in English).

3. Medvedev, V. I. (2003). Adaptaciya cheloveka, Institut mozga cheloveka RAN, St. Petersburg, p. 584 (in Russian).

4. Podojnicyna, I. I. (2008). "Adaptaciya studentov v novoj sociokul'turnoj srede kak predmet obra-zovatel'nogo diskursa", Social'nye problemy, № 2. Available at: http://socprob.ru/2008/ adaptatsiya-stu-dentov-v-novoy-sotsiokulturnoy-srede-kak-predmet-obrazovatelnogo-diskursa.html (in Russian).

5. Stolyarova, E. V. & Fedotova, M. G. (2017). "Professional'naya yazykovaya lichnost' specialistov v sfere upravleniya personalom i obuchenie inostrannomu yazyku dlya special'nyh celej", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 5(182), pp. 127-133 (in Russian).

6. Fedotova, M. G., Fridlyanskaya, E. A. & Kaliberdina, E. V. (2013). "Sovershenstvovanie metodiki prepo-davaniya anglijskogo yazyka v ramkah programmy "Yazyk professional'nogo obshcheniya", Cbornik ma-terialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii "Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze", Moscow, pp. 309-313 (in Russian).

7. Voskovskaya, A. S. & Karpova, T. A. (2017). "Psihologicheskie aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze", Mezhdunarodnyjzhurnal ekonomikii obrazovaniya, t. 3, № 1 (fevral'), pp. 55-66 (in Russian).

8. Fedotova, M. G. et al. (2017). Op. cit.

9. Galkina, T. P. (2001). Sociologiya upravleniya: otgruppy k komande: ucheb. posobie, Finansy i statistika, Moscow, pp. 182-187 (in Russian).

10. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V. & Manuylov, G. M. (2002). "Seashore group cohesion index determination", Social-psychological diagnostics on individual and small group development, Moscow, pp. 179-180 (in English).

11. Stolyarova, E. V. & Fedotova, M. G. (2017). Op. cit.

12. Medvedev, V. I. (2003). Op. cit.

13. Galkina, T. P. (2001). Op. cit.

14. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V. & Manuylov, G. M. (2002). Op. cit.

15. Latysh, L. B. (2007). "K probleme upravleniya adaptaciej molodezhi", Pravo i obrazovanie, № 2, pp. 119130 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 12.01.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.01.20

Принята к публикации Accepted for publication 29.01.20 Опубликована Published 20.02.20

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Дмитриева А. Г., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.