Научная статья на тему 'Анализ причин задержки пуска в эксплуатацию первой очереди СарГРЭС'

Анализ причин задержки пуска в эксплуатацию первой очереди СарГРЭС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / САРГРЭС / ECONOMIC HISTORY / HISTORY OF ELECTRIC POWER GENERATION / INDUSTRIALIZATION / SARATOV STATE POWER GENERATION STATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришин Сергей Евгеньевич

В статье рассматривается один из малоизученных в отечественной историографии эпизодов строительство и пробная эксплуатация Саратовской ГРЭС в период с 1925 по 1931 гг. Освещены факторы, вызвавшие трехлетнюю задержку пуска в эксплуатацию первой очереди первенца большой энергетики региона. По итогам анализа архивных материалов автором выделены две объективные причины отставания темпов строительства от намеченных планов: слабая механизация и задержки поставки оборудования и одна субъективная: затянувшийся период пробной эксплуатации. Изучение данных проблем позволило прийти к выводам, что первая очередь СарГРЭС соответствовала начальному периоду всех советских электростанций, проектировавшихся с использованием импортного оборудования. Это был период накопления опыта. Саратовские энергетики смогли воспользоваться ситуацией отсталости, заимствуя технические достижения и организационно-хозяйственный опыт экономически развитых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DELAY IN COMMISSIONING OF THE FIST LINE OF THE SARATOV POWER GENERATION STATION

The paper deals with one of the little-known episodes of the Russian historiography: construction and trial operation of the Saratov power generation plant in 1925 to 1931. The author identifies the factors that caused a three-year delay in the commissioning of the first line of the first big power generation plant in the region. Having analysed archives and documents the author identifies two external reasons for lagging behind the pace of the construction plan: poor mechanization and delay in delivery of equipment, and one internal one: lengthy period of trial operation. The research has led to the conclusion that the first phase of the Saratov power generation plant was similar to the initial period of all Soviet power generation plants designed with the use of imported equipment. This was the period of building up experience. Power generation specialists in the Saratov region were able to overcome technical backwardness through borrowing technological advances and organizational-economic experience of the economically developed countries.

Текст научной работы на тему «Анализ причин задержки пуска в эксплуатацию первой очереди СарГРЭС»

кратить распространение «крамольных» идей среди студенчества, но и хотя бы привить минимальное уважение к власти. Студенты Эрнст Крупскоф и Эдуард Бар, уроженцы Великого княжества Финляндского, были отосланы административным порядком на историческую родину. Причиной наказания стало личное оскорбление, нанесенное младшим чинам столичной городской полиции [3. Ф. 109. Оп. 165. Д. 64. Л. 67].

Жесткая политика столичного генерал-губернатора в решении студенческого вопроса не осталась не замеченной обществом. Ф.М. Достоевский, характеризуя Гурко, отмечал, что тому ничего не стоили высказывания о ссылке, повешении сотни студентов [2, с. 124]. Известный в дальнейшем журналист, деятель революционного движения В.А. Поссе, достаточно просто объясняя позицию временного генерал-губернатора столицы, утверждал, что сам Гурко считал Петербургский университет одним из рассадников крамолы и вознамерился его уничтожить [6, с. 43]. Следует отметить, что предпринятые мероприятия соответствовали духу времени и целям, поставленным перед временными генерал-губернаторами самим императором. Гурко действительно

не отличался особой мягкостью по отношению к студентам, уличенным в противоправной деятельности, но при этом нет видимых оснований говорить о чрезмерной жестокости временного генерал-губернатора. И. В. Гурко в этом плане отличался политической умеренностью, в основе которой лежали собственные понятия о справедливости.

1. Георгиевский А.И. Краткий исторический очерк правительственных мер и предначертаний против студенческих беспорядков. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1890.

2. Голос минувшего. 1914. № 4.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

4. Ольховский Е.Р. Тайный арест академика Фаминцына. Из истории изучения в 1878-1879 гг. причин волнений среди учащейся молодежи // Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. 1998. Вып. 7. С. 132 - 146.

5. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ).

6. Поссе В.А. Пережитое и продуманное. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1933. Т. 1.

7. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. М.: АСТ, 2006.

^ййр vfqvjybl@bk.ru Сергей Евгеньевич Гришин,

доктор политических наук, профессор кафедры документоведения и документационного обеспечения управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК94(470.44) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

АНАЛИЗ ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ ПУСКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ САРГРЭС

В статье рассматривается один из малоизученных в отечественной историографии эпизодов - строительство и пробная эксплуатация Саратовской ГРЭС в период с 1925 по 1931 гг. Освещены факторы, вызвавшие трехлетнюю задержку пуска в эксплуатацию первой очереди первенца большой энергетики региона. По итогам анализа архивных материалов автором выделены две объективные причины отставания темпов строительства от намеченных планов: слабая механизация и задержки поставки оборудования - и одна субъективная: затянувшийся период пробной эксплуатации. Изучение данных проблем позволило прийти к выводам, что первая очередь СарГРЭС соответствовала начальному периоду всех советских электростанций, проектировавшихся с использованием импортного оборудования. Это был период накопления опыта. Саратовские энергетики смогли воспользоваться ситуацией отсталости, заимствуя технические достижения и организационно-хозяйственный опыт экономически развитых стран.

Ключевые слова: экономическая история, история электроэнергетики, индустриализация, СарГРЭС.

S.Ye. Grishin

ANALYSIS OF THE DELAY IN COMMISSIONING OF THE FIST LINE OF THE SARATOV POWER GE^RATION STATION

The paper deals with one of the little-known episodes of the Russian historiography: construction and trial operation of the Saratov power generation plant in 1925 to 1931. The author identifies the factors that caused a three-year delay in the commissioning of the first line of the first big power generation plant in the region. Having analysed archives and documents the author identifies two external reasons for lagging behind the pace of the construction plan: poor mechanization and delay in delivery of equipment, and one internal one: lengthy period of trial operation. The research has led to the conclusion that the first phase of the Saratov power generation plant was similar to the initial period of all Soviet power generation plants designed with the use of imported equipment. This was the period of building up experience. Power generation specialists in the Saratov region were able to overcome technical backwardness through borrowing technological advances and organizational-economic experience of the economically developed countries.

Keywords: economic history, history of electric power generation, industrialization, Saratov state power generation station.

Утвержденный в 1925 г. проект строительства Сар-ГРЭС предполагал пуск первой очереди электростанции в начале 1928 г. Однако только к 1 января 1931 г. станция перешла на устойчивый коммерческий режим работы. По итогам анализа архивных материалов нами были выделены две объективные причины отставания темпов строительства от намеченных планов: слабая механизация и задержки поставки оборудования - и одна субъективная: затянувшийся период пробной эксплуатации.

Первая причина: слабая механизация. Всю механизацию, имевшуюся в распоряжении строителей, составляли камнедробилки, грохот и циркульная пила; имелась также небольшая механическая мастерская. В 1926 г. была получена бетономешалка, а до этого и бетон изготавливали вручную. Также вручную приходилось гнуть арматуру.

Как компенсировалось отсутствие средств механизации? Нами были проверены две гипотезы: влияние на темпы строительства идеологического фактора (социалистического соревнования) и влияние проводимой в тот период экономической политики.

Казалось бы, нельзя не учитывать идеологический фактор: в апреле 1929 г. состоялась XVI Всесоюзная партийная конференция, которая одобрила план первой пятилетки - программу экономического развития СССР. В обиход вошли слова «ударник», «социалистическое соревнование». По состоянию на 1 октября 1929 г. социалистическим соревнованием было охвачено 47% от числа всех работающих на строительстве электростанции [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 36. Л. 12]. Развернулось движение за выполнение пятилетки в четыре года. На строительстве Саратовской ГРЭС появились бригады рабочих, которые изо дня в день перекрывали установленные задания на 10 - 30%. Однако в исследованных нами документах зафиксирована незначительность роли соцсоревнования в повышении производительности труда, отсутствие какого-либо его влияния на уменьшение стоимости работ [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 36. Л. 14 об.]. Косвенно влияло на рост производительности труда уплотнение рабочего дня за счет снижения простоев и времени отдыха (табл. 1). Более значимыми факторами роста производительности труда были материальное стимулирование и улучшение организации работ. Но, как отмечалось в отчете по ходу строительства, основные резервы повышения производительности труда заключались в механизации работ. Только за счет ме-

ханизации при бетонировании фундаментов в течение 1928 - 1929 гг. удалось увеличить производительность труда на 8,06% по сравнению с 1927 - 1928 гг. [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 42. Л. 2 об.].

Отсутствие средств механизации компенсировалось тем, что недостатка в рабочей силе почти не было: саратовская биржа труда поставляла землекопов и других неквалифицированных рабочих. Безработица стала характерной чертой повседневности 1920-х гг. [2, с. 48]. Так, в 1924 - 1925 гг. на учете саратовской биржи труда состояло 29 867 чел., по данным на 1 октября 1926 г. - 16 163 чел., на 1 апреля 1927 г. - 21 130, на 1 октября 1927 г. - 14 641 чел. [2, с. 49]. И это при учете запрета на регистрацию безработных свыше установленной квоты1. На появление массовой безработицы повлияло два фактора: во-первых, смена общей трудовой повинности на свободный найм рабочей силы, что привело к сокращению числа работников на предприятиях и, во-вторых, перевод предприятий на хозрасчет. Таким образом, проводимая экономическая политика способствовала положительной динамике темпов строительства.

Задержки поставки оборудования - главная причина задержки ввода СарГРЭС в эксплуатацию. В соответствии с последним вариантом проекта мощность первой очереди станции была определена в 10 тысяч киловатт. Один из выделенных турбогенераторов, рассчитанный на давление пара 26 атмосфер и температуру 375 градусов, был поставлен французской фирмой «Рато» с генератором «Фив-Лилль» мощностью 5500 киловатт. Другой турбогенератор был отечественного производства: его изготовил Ленинградский металлический завод2.

Котлы пришлось все покупать за границей. Для первой очереди Саратовской ГРЭС были приобретены три водогрейных котла системы «Стерлинг» с поверхностью

1 Постановлением Наркомата труда от 28 марта 1927 г. предусматривалось ограничение регистрации безработных, т.е. количество регистрируемых биржами труда не должно было превышать 1000 чел. в месяц. См.: Соловьева Т.А. Повседневная жизнь советского провинциального города в 20 - 30-е гг. (на материалах г. Саратова): дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2014. С. 49.

2 Ленинградский металлический завод в 1907 г. начал выпуск первых турбин по французским чертежам турбины системы «Рато». В дальнейшем она была переделана, а в 1920-е гг. завод уже создал первые собственные турбины.

Таблица 1

Загруженность рабочего дня рабочих и ИТР*,занятых на строительстве СарГРЭС, % (по результатам хронометражных проверок)

№ п/п Распределение рабочего времени** 1927 - 1928 гг. 1928 - 1929 гг.

1 Время, занятое работой 68,9/80,56 75,0/90,65

2 Простой по вине работников 8,5/7,64 6,0/2,19

3 Простой по техническим неувязкам 4,2/5,1 3,0/1,71

4 Отдых 18,4/6,7 16,0/5,45

Итого 100 100

Рассчитано по: ГАСО. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 42. Л. 2.

* К ИТР отнесены сотрудники проектно-чертежного отдела.

** В числителе приведены данные по рабочим, в знаменателе - по ИТР.

нагрева в 600 кв. метров. Давление пара в них составляло 31 атмосферу, перегрев - 400 градусов3. Поставила их также фирма «Фив-Лилль». В качестве топлива предполагалось использовать отбросы угольной промышленности - уголь марки АШ (т.е. антрацитовый штыб).

Основные проблемы возникли с заказом и поставкой оборудования. Конечно, были проблемы и с поставкой материалов для строительства: регулярно не хватало то газовых труб, то гжельской глины, то огнеупорного кирпича, то изоляционного материала [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 42. Л. 7], но все эти проблемы оперативно решались и на сроках строительства не отразились.

Иная картина сложилась с поставкой и монтажом оборудования. Перечислим основные причины задержки поставки оборудования, повлиявшие на перенос времени запуска первой очереди электростанции в эксплуатацию почти на два года.

1. Первоначально предполагалось, что в 1926 -1927 гг. будут размещены все заказы на заграничное оборудование, и с осени 1927 г. планировался монтаж оборудования. В соответствии с данным планом французской фирме «Рато» в ноябре 1926 г. был заказан турбогенератор со сроком исполнения заказа 31 августа 1927 г. Остальное оборудование было заказано немецким заводам. Первым обстоятельством, повлиявшим на увеличение сроков ввода станции в эксплуатацию, явился внезапный для руководства строительства СарГРЭС перенос всех заказов из Германии во Францию [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 21. Л. 15]. При этом советские торгпредства некоторое время в 1927 г. выясняли, на ком лежит обязанность вести расчеты по сделке: на том, кто заключил договор, или том, кто его исполнил. Ведь даже договор с фирмой «Рато» первоначально вел отдел электростроительства Торгового представительства СССР в Германии [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 8. Л. 56]. И это при том, что еще 17 сентября 1926 г. Наркомторг циркуляром за № 678 дал четкое разъяснение: «Если сделка по продаже и покупке товара заключена с фирмой одним торгпредством, а фактическое выполнение этой сделки осуществляется другим торгпредством, то и все расчеты по этой сделке с фирмой и комитентом должно вести торгпредство, выполняющее сделку, а не заключившее ее» [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 8. Л. 2].

Истинный смысл борьбы торгпредств за обслуживание заказов заключался в борьбе за 2% комиссионных от суммы заказа. Учитывая, что только стоимость турбины оценивалась в 58 тыс. долл., что соответствовало 112 810 руб., торгпредство СССР в Германии соглашалось на компромисс с торгпредством во Франции при условии дележа комиссионных в пропорции 30% от 2% - работникам в Берлине, 70% - работникам в Париже [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 8. Л. 60 об.]. Сумма комиссионных на саратовских заказах была сопоставима с пятилетней среднемесячной зарплатой советского инженера.

2. Заграничные заказы на электромеханическое оборудование были распылены между множеством фирм4. Многочисленные согласования тормозили процесс при-

3 Состояние теплоэнергетики на тот момент было таково, что единичная мощность котлов отставала от мощности турбин, поэтому к одной турбине привязывалось несколько котлов.

4 К сожалению, это было присуще многим строящимся объектам: для Челябинской ГРЭС поставку оборудования произ-

водили свыше 20 фирм, для Казанской ТЭЦ - свыше 30. См.: Электрификация СССР. М.: Энергия, 1970. С. 129.

нятия последующих решений. Так, договор с фирмой «Рато» был заключен в ноябре 1926 г., а на площадку строительства он был доставлен только в феврале 1927 г. Отсутствие чертежей привело к задержке в согласовании выполнения заказа на изготовление русской турбины в Ленинграде [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 21. Л. 18]. Аналогичная картина сложилась с договором на воздухоподогреватель [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 21. Л. 18]. В лучшем случае все чертежи и технические условия поступали с заводов-изготовителей и в Москву, и в Саратов, поэтому приходилось собирать согласования в одном месте. Но бывало, что документация приходила в одном экземпляре [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 21. Л. 18 об.], по инструкции она оставалась в Энергострое, что также влияло на сроки. Распыленность заказов повлияла в дальнейшем и на монтажные работы: сразу все монтажники работать не могли, что затягивало процесс [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 21. Л. 20].

3. Значительное количество промежуточных инстанций в виде головных органов, торгпредств и т.п. привело к увеличению времени на согласование технических моментов5. Так, 4 января 1928 г. главный инженер строящейся электростанции Дьяконов отправляет в проектный отдел Энергостроя обстоятельную записку о необходимости дать указание Парижскому торгпредству закупить измерительное оборудование для котельного оборудования, соответствующие проекту [1. Ф. Р-2564. Оп.1. Д. 22. Л.1 - 2]. 27 марта из Энергопроекта в торгпредство приходит замечание: «Заказанные Вами пропорциональные объемные водомеры... к установке на Саратовской ГРЭС не подходят.» [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 22. Л. 21]. Заказ приостанавливался до согласования параметров закупаемого оборудования с проектировщиками и строителями. 5 мая 1928 г. заказ водомерных приборов прошел все согласования [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 22. Л. 46], 4 июля 1928 г. торгпредство отчиталось, что все требования, изложенные СарГРЭС, выполнены [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 22. Л. 84]. Полгода потерянного времени только на один вид оборудования.

4. Были и неточности в указаниях торгпредству со стороны руководства строящейся электростанции [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 22. Л. 84 об.]. Недостаточность опыта сказывалась на точности и времени, затрачиваемом на формулирование технического задания. Так, фирма «Рато» сообщила руководству СарГРЭС о задержке на месяц поставки вспомогательных аппаратов к турбине (подогреватели, конденсатор и др.) в связи с формальным утверждением чертежей только 16 мая 1927 г. [1. Ф. Р-2564, Оп.1, Д. 8, Л. 8].

5. Недостатки планирования работ: котлы во Франции заказали, а чертежи топок - нет. Из-за этого срок изготовления котлов был перенесен на 5 месяцев [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 21. Л. 18 об.]. Отсутствие пара на станции тормозило приемку турбогенератора после его монтажа еще на 7 месяцев [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 21. Л. 18 об.].

6. Задержки в исполнении заказа со стороны заводов-изготовителей. Как отмечалось выше, фирме «Рато» в

5 Главэлектро ВСНХ СССР - главный орган по развитию энергетики в СССР на тот период. В его составе в 1927 г. был создан трест по строительству тепловых электростанций Энергострой. В состав треста был передан проектный отдел Электростроя, занимавшийся проектированием станций.

ноябре 1926 г. был заказан турбогенератор со сроком исполнения заказа 31 августа 1927 г. Однако 24 августа 1927 г. фирма проинформировала советское торгпредство о непредвиденной неудаче: по окончании изготовления турбогенератора нижняя часть стального корпуса была заводом забракована из-за дефектов, обнаруженных в задних ходах. Подвели «Рато» и смежники со сталелитейного завода, не поставившие даже к концу срока исполнения контракта необходимые диски [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 8. Л. 28]. Все это приводило к задержке исполнения договора. Фирма «Имфи» поставила диски на завод «Рато», находившийся в пригороде Парижа Ла-Курневе, с опозданием на 2 месяца. Дефект нижней части турбины и обнаруженные в процессе отливки пузыри на диафрагмах отодвинули срок исполнения заказа на пять недель. Советским инженером Л.М. Коф-маном в рапорте по итогам посещения завода был сделан вывод о возможном испытании турбогенератора не ранее середины-конца октября 1927 г. [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 8. Л. 33].

Все вышеуказанные факторы отодвигали ввод станции в эксплуатацию не раньше 1930 г. [1. Ф. Р-2569. Оп. 1. Д. 33. Л. 2]. На заседании Президиума Нижне-Волжского крайисполкома констатировалось крайне неблагоприятное развертывание работ по окончанию первой очереди строительства [1. Ф. Р-2569. Оп. 1. Д. 33. Л. 22 об.]. Постановлением Губисполкома от 16 марта 1928 г.

пуск районной станции был запланирован на 1929 г. [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 12. Л. 14], однако руководство строительства отодвигало срок запуска электростанции еще на год и планировало пустить ее в эксплуатацию в марте 1930 г. [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 42. Л. 7 об.]. Однако и этот срок оказался нереальным, так как весь 1930 г. шла подготовка к стабильной коммерческой работе.

Третья причина - затянувшийся период пробной эксплуатации. Период пробной эксплуатации СарГРЭС, на наш взгляд, состоит из двух этапов: систематизации и анализа проблем и подготовки к стабильной коммерческой работе. Первый этап охватывает шестимесячный период - с 1 мая по 1 ноября 1930 г., второй, двухмесячный, - со 2 ноября по 31 декабря1930 г.

Основные проблемы первого этапа периода пробной эксплуатации сведены нами в табл. 2.

Постепенно, шаг за шагом, выявлялись и устранялись причины ненадежной работы оборудования. Для этого пришлось проводить всесторонние исследования. Так, основной причиной неустойчивой работы первых трех котлов фирмы «Фив-Лилль» оказалась ненадежность системы водоподготовки. Поступавшая в котлы вода содержала слишком много минеральных солей, кислорода. Образовавшаяся в котлах накипь привела к тому, что на кипятильных трубах то и дело появлялись свищи, отдулины, а то и разрывы. В результате котлы часто приходилось останавливать на ремонт.

Таблица 2

Основные проблемы первого этапа периода пробной эксплуатации СарГРЭС

Место локализации проблемы Суть проблемы Принятые меры Примечание

Котлы Сильная течь питательных продувательных труб Раскатка труб Раскатка не помогла. Пришлось применить заварку электросваркой

Котлы Постоянная работа в течение 2,5 месяцев на мазуте, а не на угле Добавка сырой воды Принятые меры привели к образованию накипи в котлах

Перегреватели Высокий перегрев пара из-за установки перегревателей вдвое больше, чем нужно Уменьшение поверхности перегревателя за счет вырезки части труб

Отсутствие лаборатории Сторонние лаборатории делали анализ воды с большим опозданием Поставлен вопрос о создании собственной лаборатории

Дымососная площадка Чрезвычайно жаркое лето 1930 г. привело к перегреву моторов и подшипников Устройство системы воздушного охлаждения

Нефтехранилище Перебои в поставке цистерн Работа с РУЖД по недопущению остановки станции

Турбины Аварии: 10 сентября - французская турбина; 16 сентября - русская турбина. Остановка работы станции на 5 дней Срочный ремонт обеих турбин

Водоприемник Плохое наполнение водой из-за замусоривания входа в водоприемник Расчистка в сентябре 1930 г. входа в водоприемник землечерпалкой

Персонал станции Снятие с работы и переброска на другие объекты квалифицированных работников, замена их менее квалифицированными Проблема на первом этапе не была решена

Зоны собственного энергопотребления Из-за чрезмерной мощности дымососов и дутьевых вентиляторов 25% производимой энергии уходило на собственные нужды Решение проблемы снижения собственного энергопотребления перенесено на второй этап

Источник: ГАСО. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 76. Л. 6 об. - 9.

Для устранения этих недостатков с помощью ученых было налажено фосфатирование котловой воды. В дальнейшем была спроектирована и построена современная система химводоочистки, которая обеспечила устойчивую работу котлов. Появление отдулин и свищей прекратилось.

Однако первопричиной был вынужденный период работы станции на мазуте, так как подключение потребителей к станции происходило медленнее запланированного, а для работы на угольной пыли нагрузка должна была быть не меньше 3 000 киловатт. Только с 1 октября 1930 г. удалось наконец перейти на уголь [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 76. Л. 6 об.], но к этому времени концентрация солей в котлах настольно усилилась, что пришлось срочно вызывать из Москвы специальную котлоочистительную бригаду [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 76. Л. 7]. Ситуация могла бы быть выправлена за счет продувки котлов на ходу под полным давлением, однако запас труб был быстро израсходован, а резервные продувательные вентили не были поставлены на станцию по небрежности французского поставщика [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 76. Л. 7].

В августе 1930 г. на СарГРЭС вошла в строй уже вторая турбина ЛМЗ. Вторая турбина могла быть пущена в эксплуатацию значительно раньше, но много времени было потеряно на попытки ее регулирования недостаточно квалифицированным представителем завода-изготовителя. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь тогда, когда руководство СарГРЭС потребовало заменить инженера [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 76. Л. 7 об.]. Мощность ленинградской турбины составляла 5000 киловатт.

После устранения аварий на турбинах они продолжали работать нестабильно: у французской искрил коллектор возбудителя, она работала без одного венца и с немного поврежденными уплотнениями, у русской также было повреждено уплотнение и запаян обод и не удалось отрегулировать испаритель [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 76. Л. 8].

Период пробного пуска выявил многочисленные дефекты оборудования, вместо запланированных трех месяцев он затянулся на год. Из-за аварий пришлось

расконсервировать промышленные установки, чтобы не оставить снабжение электроэнергией от СарГРЭС без резерва [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 76. Л. 4]. Поэтому переход с пробной на коммерческую эксплуатацию СарГРЭС был в очередной раз перенесен, теперь на 1 января 1931 г. [1. Ф. Р-2564. Оп. 1. Д. 76. Л. 4 об.].

С октября 1930 г. станция перешла на стабильную работу, что позволило с 1 января 1931 г. перейти на устойчивый коммерческий режим работы, который Сар-ГРЭС выдержала в течение восьми десятилетий. На наш взгляд, именно с этой январской даты следует вести отсчет «большой энергетики» Саратовской области.

Первая очередь СарГРЭС соответствовала начальному периоду всех советских электростанций, проектировавшихся с использованием импортного оборудования. Это был период накопления опыта. Используя импорт машин, саратовские энергетики, в отличие от энергетиков дооктябрьского периода, воспользовались ситуацией отсталости, заимствуя технические достижения и организационно-хозяйственный опыт экономически развитых стран. Обучение на собственных ошибках в процессе строительства и ввода в эксплуатацию Саратовской ГРЭС позволило в более тяжелых хозяйственных условиях за три года построить и пустить в промышленную эксплуатацию ТЭЦ-1.

Следует отметить, что директивными органами управления были сделаны правильные выводы по итогам анализа ошибок строительства первых районных электростанций. Сделанные в начале 30-х гг. ХХ в. акценты на стандартизацию и унификацию оборудования, организационные меры по укрупнению энергоузлов, поиск стандартных методов производства и продаж электроэнергии, создание общих организационных структур и т.д. позволили в короткие сроки сформировать электроэнергетику СССР как самостоятельную отрасль промышленности.

1. ГАСО (Государственный архив Саратовской области).

2. Соловьева Т.А. Повседневная жизнь советского провинциального города в 20 - 30-е гг. (на материалах г. Саратова): дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2014.

3. Электрификация СССР. М.: Энергия, 1970.

Фрид Айниевич Рашитов,

доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

О РОЛИ ИСЛАМА В ИСТОРИЧЕСКИХ СУДЬБАХ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Статья посвящена проблеме соотношения этнической и конфессиональной (мусульманской) идентичности татар. Анализ ведется в историческом ракурсе. Резюмируется, что социальное явление, выражаемое сочетанием «татарство-мусульманство», подверглось естественно-историческим изменениям, итоговым результатом которых стало превращение религии ислама из дела нации в дело совести и выбора каждого индивида. Автор опровергает распространенный тезис о прямой связи существования татарской нации с исламом.

Ключевые слова: татары, ислам, секуляризация, реисламизация, татарская идентичность, религиозный фанатизм.

rashfa@mail.ru

УДК 94(47):297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.