Научная статья на тему 'Из истории строительства Псковской ТЭЦ'

Из истории строительства Псковской ТЭЦ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
647
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории строительства Псковской ТЭЦ»

11

yl. С/Эилимонов

Из истории строительства Псковской ТЭЦ

На берегу реки Великой, вплотную прижатое к старинной Мстиславской башне, стоит внушительных размеров здание с высокой трубой — Псковская теплоэлектростанция. Когда-то она была основным источником электрического тока и тепла в городе, а сегодня бездействует, постепенно ветшая и разрушаясь. А между тем ТЭЦ является памятником индустриального зодчества 1930-х гг. и заслуживает государственной охраны...

Регулярное и надежное энергоснабжение является важнейшим необходимым условием нормального функционирования всего городского хозяйства — промышленности, транспорта, жилищно-коммунальной сферы и др. С начала XX в. все большее применение в производстве и быту начинала играть электроэнергия. Не являлся исключением и Псков, где первая электростанция была основана в 1906 г. Первоначально она работала на четырех газомоторах с газогенераторами на английском антраците, а в последующем постоянно пополнялась новыми установками. В 1909 г. на станции были установлены две паровые машины на 300 л. с. с котлами «Фицнер» и «Гампер», по прежнему работавшие на привозном английском угле. Новое расширение станция получила в 1913 г. установкой паровой машины в 500 л. с. с котлом «Гарбе» к ней, а в 1914 г. была добавлена еще одна паровая машина мощностью 150 л. с. (правда, уже бывшая некоторое время в употреблении). Одновременно была прекращена

Филимонов Анатолий Васильевич — кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ПсковГУ

работа газомоторных агрегатов вследствие их износа и прекращением подвоза английского угля из-за начавшейся Первой мировой войны. В 1916 г. были установлены еще два старых паровых котла1.

Неоднократно поднимался вопрос и о строительстве в Пскове новой электростанции. Так, еще в 1910 г., а затем и в 1914-1916 гг. его инициировала городская управа, а в 1914 г. начались даже подготовительные работы, прерванные разразившейся войной2.

Вновь с этой проблемой столкнулись уже органы Советской власти. Образованная 11 декабря 1918 г. электротехническая секция Псковского ГСНХ вскоре представила обстоятельный доклад, в котором, в частности, отмечалось, что «Псковская городская

электростанция мощностью 1130 л. с.....в

ближайшем будущем какого-либо расширения иметь не предполагает и будет, наверное, заменена более рациональной станцией на торфе», а «в настоящее время приступлено к ремонту некоторых машин»3.

14 марта 1919 г. было проведено обследование Псковской электростанции на предмет возможного оборудования новой. Оно показало, что «оборудование электростанции неудовлетворительное, котлы старой системы пожирают неимоверное количество дров, машины расхлябаны.. ,»4.

То, что рано или поздно новую электростанцию строить придется, было ясно всем, но в первой половине 1920-х гг. к строительству так и не приступили. Шли разговоры, составлялись проекты, дискутировались мнения сторонников возведения в Пскове новой ТЭЦ и

ГЭС на Великой в районе Выбутских порогов, как источника более дешевой энергии5. А пока что город продолжала обеспечивать энергией изрядно износившаяся и уже не удовлетворявшая потребностей старая электростанция. В 1923 г. в дополнение к котлу «Гарбе» установили шахгно-цепную топку «системы Мака-рьева» для работы на торфе. Торф в условиях Пскова был признан наиболее подходящим топливом, и решено было использовать его во все более широких размерах. Топливом служили также дрова и «лесопильные отбросы»6. Меры, таким образом, выражались в том, как заметил «Псковский набат», что «на износившуюся станцию клали заплатку, и она снова скрипела». Но «сейчас на Псковской электростанции положение таково, — продолжала газета, — что не остается места для новых заплаток. Паровые котлы станции изношены, фабричной инспекцией одному котлу снижено давление до 10 атмосфер; оба котла имеют значительный износ барабанов, требуют смены трубы паронагревателя и др. Благодаря износившемуся оборудованию расход топлива в два-три раза выше, нежели у современных станций средней мощности. Себестоимость электроэнергии настолько высока, что не может удовлетворить всего спроса. Например, в 1924/25 г. средняя себестоимость киловатт-часа выразилась в 23,4 коп. Даже несмотря на дороговизну, по техническим условиям станция не может удовлетворить всех потребностей. Работая на постоянном токе в 500 вольт, она не может передавать энергию на расстояние свыше 1,5 км. Таким образом, крупные заводы не электрифицированы и должны иметь собственные неэкономичные двигательные установки. Окраины города не могут получать энергию для освещения. Нагрузка станции так быстро увеличивается, что она скоро не в состоянии будет ее продолжать. Таким образом, с постройкой новой станции следует поспешить...»7.

Псковская губерния в это время по числу электростанций стояла на 3-м месте в Северо-Западной области: всего в губернии действовало 42 электроустановки общей мощностью 1700 квт. Но для производственных целей энергию использовали только 6 электростанций, исключительно для осветительных — 18, 11 станций были общего

пользования, а нужды сельского хозяйства обслуживали лишь четыре. Всего электрическим светом пользовались 284 крестьянских двора в 20 деревнях. В Пскове на каждую тысячу жителей приходилось в среднем 32,9 кВт. час электроэнергии, в то время как в уездных городах — всего лишь 1,06-4,9 кВт, а по губернии в среднем — 1 квт. час (при норме 4,5 кВт). Поэтому по эффективности использования энергии Псковская губерния стояла в области на последнем месте. Если электростанции Северо-Западной области на каждую тысячу жителей вырабатывали 13500 кВт. часов, то Псковской губернии — лишь 2 тыс. Особенно малым было потребление энергии в сельской местности. В Пскове, правда, горкоммунотдел прилагал усилия к расширению использования энергии в общественных целях. Так, в 1926 г. 5 уличных фонарей было установлено на Плехановском посаде и Крестьянской улице, затем 4 фонаря — в Пановой слободе8.

Между тем, агрегаты городской электростанции к осени 1925 г. износились настолько, что появилось опасение в их полной остановке. Чуть ли не ежедневный ремонт требовал немалых средств, едва ли не вдвое увеличился расход топлива, а электроэнергия стала самой дорогой в Республике: к осени 1926 г. один киловатт-час обходился псковичам в 25 коп. АО «Электропомощь» в апреле 1926 г. предложило Псковской станции подержанную турбину мощностью 375 кВт и стоимостью 85 тыс. руб. Для установки ее требовалось установить еще два паровых котла, и в результате это частичное переоборудование обошлось бы в 300 тыс. руб. Губернское Электробюро, обсудив предложение «Электропомощи», решило от приобретения турбины отказаться, и форсировать проект строительства новой электростанции. Требовалось найти быстрейший вариант выхода из создавшегося положения, и при всей выгодности ГЭС, ГОМХ и губисполком предложили разрабатывать все же два варианта: постройки ГЭС на Выбутских порогах и новой паровой электростанции в Пскове. Решение об этом губисполком принял 14 октября 1925 г. Теплосиловую установку в перспективе, после строительства ГЭС, предполагалось сделать резервной9.

Проект последней был разработан ленинградским профессором В. В. Дмитриевым уже в марте 1926 г. Строительство паровой электростанции мощностью 3000 кВт планировалось в центре города, что на первых порах удовлетворило бы ее потребности в освещении и промышленных целях с перспективой на 10 лет. Помимо этого ТЭЦ могла использоваться для топливных целей: отбросы пара шли на отопление учреждений и ряда объектов. Прокладка труб обходилась в 300 тыс. руб. и могла окупиться в течение шести лет. Общая стоимость ТЭЦ с оборудованием для топлива оценивалась в 1200 тыс. руб., а строительство могло быть завершено к осени 1931 г. Но уже осенью 1928 г. можно было установить турбину мощностью в 600 кВт, которая вместе с существующей установкой прежней станции могла обслуживать Псков до окончания строительства. В дальнейшем станцию можно было расширить10.

Окончательная разработка проектов ТЭЦ и ГЭС закончилась в июле 1926 г. Вопрос о выборе типа электростанции обсуждался на заседании Электробюро в Пскове, но участники его окончательно так и не определились, не отдав предпочтение ни одному из вариантов. Губисполком, хорошо понимая, что затягивание вопроса сдерживает развитие города, признал необходимым приступить к сооружению станции уже в 1927 г. 13 августа 1926 г. он заслушал доклад инженера Э. И. Пашулевича и принял постановление: «Учитывая абсолютную изношенность существующей в Пскове электростанции, устарелость ее системы, не дающие возможности снабжения энергией местной промышленности и района и необходимость для таковой затраты больших средств на переоборудование своих силовых установок, признать постройку с 1926/27 г. электростанции в Пскове необходимым», и возбудил ходатайство о включении постройки в план электрификации 1926/27 г. Но представленные АО «Электропомощь» проекты он посчитал недостаточно проработанными, предложив в месячный срок доработать их. Но губисполком тоже пока что четко не высказался за, какой проект — ГЭС или ТЭЦ — является более предпочтительным11. На

следующий день, 14 августа 1926 г. вопрос о постройке в Пскове новой электростанции рассматривался областным Электропланом в Ленинграде, куда губисполком командировал Пашулевича. Этот орган согласился с выводом Псковского губисполкома о необходимости начать строительство в будущем году, а «Электропомощь» согласилась в 10-дневный срок доработать проекты12.

После подробного рассмотрения вопроса с технической и экономической стороны, осенью 1926 г. решено было все же построить первоначально в Пскове ТЭЦ мощностью 1800 квт, а затем уже приступить к возведению ГЭС в Выбутах. Вернувшийся из Москвы Э. И. Пашулевич сообщил, что «утвержден проект строительства в Пскове паровой электростанции на новой технике. Таких электроустановок в губернских городах СССР еще не было, лишь строящаяся в Ленинграде станция по своей технической оснащенности близко подходила к псковской. Стоимость ее строительства запроектирована в 1850 тыс. руб., половину расходов брало на себя центральное ведомство. Строительство должно начаться с 1927 г. и завершиться в трехгодичный срок. В первое время мощность ее достигнет 600 кВт, впоследствии — 1200, и наконец — 1800 кВт. Часть машин заказывается за границей...». На первый год строительства отпускался кредит в 170 тыс. руб.13 2 октября 1926 г. губисполком рассмотрел вопрос «об участии местной промышленности в финансировании постройки электростанции в Пскове», а 3 ноября — «О порядке ведения работ по постройке Псковской электростанции», поручив ГОМХ «разработать вопрос о порядке постройки Псковской ТЭЦ, сделав соответствующие предложения строительным организациям»14.

Вопрос о строительстве в Пскове ТЭЦ был окончательно разрешен в феврале 1927 г.: на предварительные работы из госбюджета вместо предполагавшихся ранее 170 тыс. руб. было получено 270 тыс., ВСНХ дал разрешение на ввоз из-за границы части оборудования, благодаря чему срок строительства мог сократиться примерно на год15. Однако вплоть до последнего момента все еще не был окончательно решен вопрос с вы-

бором места для строительства. Вариантов было несколько, и каждый из них имел как свои преимущества, так и слабые стороны.

По одному из них станцию предполагалось возвести в 15 км от Пскова — поближе к залежам торфа. Но это удорожало стоимость строительства, а вдобавок надо было строить более протяженную линию электропередачи до Пскова, а близ станции строить жилье для персонала и рабочих. Так что гораздо дешевле обходилась доставка топлива непосредственно в Псков, где тоже рассматривались два возможных места строительства. Одним из них был берег Псковы — в квартале улиц Петропавловской и Казанской (Воровского и Зиновьева), но этот вариант стал бы выгодным в том случае, если в будущем рядом со станцией был построен деревообрабатывающий завод, потребляющий много тока, а по Пскове путем сплава доставлялось для него большое количество леса. Но этот вариант был вряд ли возможен: древесины по Пскове доставлялось немного, перспектив увеличения ее не имелось, и завод остался бы незагруженным. С этой точки зрения более предпочтительным оказывался вариант строительства ТЭЦ на месте прежней электростанции — на берегу Великой. Станцию здесь можно было расположить таким способом, что топливо, доставленное во двор, подавалось к бункерам прямо без подъемов, вода из Великой — одним подъемом, а зола сгружалась из-под котлов непосредственно в баржи и отвозилась по реке. Наконец, здесь легче было использовать оборудование и инвентарь прежней станции16, хотя оно все чаще давало сбои.

Так, в ноябре 1926 г. в результате аварии на электростанции на несколько дней в городе прекратилось трамвайное движение, а окраины остались без света. В декабре были начаты работы по ремонту котельного отделения, а затем и водопроводной станции, но аварии неоднократно случались и в дальнейшем. Например, только в первом квартале 1927 г. на станции произошли две аварии с котлами и одна с паровой машиной. Из-за непрерывных работ по устранению их последствий расходы на капитальный ремонт станции за пять месяцев 1927 г. увеличились на 14466 руб. Помимо этого работы требо-

вали еженедельной приостановки станции по воскресным дням на половину смены. Не прекращались аварии и тогда, когда уже началось строительство новой электростанции. Так, в августе 1927 г. произошла авария в результате грозы: оказался сожженным котел. В том же августе пришлось ремонтировать турбогенератор и турбину, а также топки, оборудованной исключительно для сжигания торфа. В сентябре 1927 г. производился ремонт главного котла «Гарбе», но он задерживался по вине ижорских заводов, вовремя не выполнивших заказ на изготовление отдельных частей17.

Уже в ноябре 1926 г. в Пскове производилась съемка местности, велись буровые работы для изучения особенностей грунта и др., т. е. предварительные мероприятия по строительству новой станции, а в марте 1927 г. прибыла специальная комиссия, которой предстояло выбрать окончательное место ее постройки. К этому времени в Пскове была уже создана губернская комиссия для постройки ТЭЦ в составе Сазонова (председатель), Пашулевича (главный инженер) и Рыбчевского (зам. главного инженера), сделавшая заказы на строительные материалы: песок, глину, известь, кирпич и др. Прибывшая комиссия работала в Пскове в течение недели, и решила строить новую ТЭЦ на месте прежней, с выходом на реку Великую. Для постройки станции предстояло снести стоявший здесь один дом и разобрать часть крепостной стены, порядком уже разрушившейся. Согласован был и вопрос о договоре с «Промстроем» на разработку проекта здания станции в плане привязки ее к выбранному месту, начались переговоры с государственным Электрострестом о снабжении строительства оборудованием и электроматериалами.

В первую очередь предстояло построить здание станции, в котором установить два котла с давлением по 30 атмосфер и турбогенератор, для парового отопления проложить четыре магистрали бетонных каналов протяженностью 3,5 км. Станция должна была работать на торфе, запасы которого в окрестностях Пскова были довольно велики, и вырабатывать переменный трехфазный ток напряжением в 6600 вольт. Стоимость тепло-

водной сети определялась в 250 тыс. руб., а вся постройка станции — в 1850 тыс. руб. Старую станцию и ее сеть по мере развертывания мощностей новой предстояло постепенно ликвидировать, как «совершенно устаревшую в техническом отношении».

Несмотря на сравнительно малую мощность станции, стоимость вырабатываемой ею электроэнергии составляла 4 коп. за кВт. час, а тепловую энергию она могла отпускать по 6 руб. 50 коп. за миллион отопительных калорий (ко времени постройки ТЭЦ на отопление зданий дровами и торфом за тот же миллион отопительных калорий уходило 12 руб. 50 коп.)18.

8 января 1927 г. Псковский горсовет поручил горкоммунотделу в двухнедельный срок выяснить, «какие средства по коммунальным предприятиям могут быть использованы на постройку новой электростанции в текущем году, имея в виду главным образом амортизационные отчисления»19. Не сходили вопросы строительства и с повесток дня губисполкома. 21 февраля 1927 г., например, он утвердил представленный ГОМХ порядок организации работ по постройке электростанции20, а 18 марта обсудил вопрос «Об организации строительства Псковской электростанции». Утвердив Правление строительства из трех человек (состав его приводился выше), он поручил ему вести наблюдение за всеми работами, принять меры по своевременному получению средств и кредитов, утвердить проекты и сметы и отвечать «за весь ход и результаты строительства». Непосредственное руководство работами возлагалось на главного инженера Э. И. Пашулевича, создавался также необходимый технический и счетно-бухгалтерский аппарат и группа постоянных консультантов. Правление должно было ежемесячно докладывать о ходе строительства губисполкому21. 20 апреля 1927 г. губисполком по докладу губплана утвердил «ориентировочный» план финансирования постройки ТЭЦ, решив одновременно ходатайствовать перед ЭКОСО РСФСР о снижении процентов по ссуде из госбюджета, а губэкосо предложил при составлении бюджета на 1927/28 гг. запланировать расходы по строительству электростанции в сумме 400 тыс. руб.22

В начале апреля 1927 г. все основные согласования по строительству ТЭЦ на различных уровнях были достигнуты, и начиналась практическая работа по ее постройке23. 5 апреля старший эксперт реставрационных мастерских, профессор Ленинградского института гражданских инженеров Б. М. Михайловский и заведующий Псковским губму-зеем А. К. Янсон произвели осмотр участка крепостной стены к югу от Мстиславской башни, который при постройке электростанции предстояло разобрать. В результате осмотра оказалось, что предполагаемый разбор стены на протяжении 50 м вполне возможен, т. к. не повреждал общего вида крепостных сооружений, да и стена в этом месте не имела ценных в историческом отношении бойниц, башен и подземных «слухов». Признавался возможным и снос дома, стоявшего у тупика Кислинского переулка. Электростанция со своей стороны обязывалась привести в порядок Мстиславскую башню, а в дальнейшем, чтобы не расшатывать остатки стены, не устанавливать поблизости двигателей большой мощности. Академия Наук предложила Псковскому Электрострою производить раскопки стены под наблюдением представителя областного бюро по охране памятников23, но мнение Псковского губисполкома было другим. При очередном рассмотрении вопроса «О ходе работ по постройке Псковской электростанции» 4 мая 1927 г. он отклонил предложение Главнауки «об откомандировании своего сотрудника из Ленинграда, поручив вести наблюдение за археологическим раскопками губмузею». Тогда же он предложил принять срочные меры по выселению жильцов из предназначенного к сносу дома, завершив это в двухдневный срок, за «Электростроем» закрепил помещение бывшей телефонной станции, поручил Промторгу и губфо в трехдневный срок внести на текущий счет Правления строительства 80 тыс. руб., постановил выдать доверенность председателю Правления Сазонову на подписание договора с Электробанком о получении долгосрочной ссуды из госбюджета24.

Для строительства электростанции предстояло привлечь большое количество рабочих, что настоятельно потребовало постройки специального жилого дома с обще-

житием и столовой, для чего было отпущено 12 тыс. руб. Строительство их было закончено в начале октября 1927 г.25 В мае 1927 г. начались земляные работы по подготовке территории для строительства здания ТЭЦ, но их задерживали непогода и частые дожди. К тому же, не хватало на первых порах землекопов и возчиков, вывозивших с места строительства землю: ежедневно требовалось не менее 60 подвод, а занято было первоначально не более 20. Правление строительства решило широко оповестить о начатом строительстве население, особенно крестьян окрестных деревень, с целью привлечь их на стройку26.

На заседании бюро строительства в конце мая 1927 г. решено было строить станцию с таким расчетом, чтобы она не подвергалась опасности даже в период самого большого половодья, а для расширения территории строительства планировалось снести уже не один, а два дома. Вскоре на таком же заседании был рассмотрен вопрос о питании будущей станции водой. Работать на загрязненной воде она не могла, поэтому планировалось перенести насосный колодец водопровода с берега у улицы Профсоюзной к железнодорожному мосту, где река Великая была более чистой. В случае реализации этого предложения не только электростанция, но и городское население получило бы чистую воду. Само же здание электростанции в целях экономии средств решено было строить по новейшей конструкции: вместо сплошных кирпичных стен возводился железобетонный каркас с кирпичными заполнениями, а также сводчатая железобетонная крыша. До этого подобные сооружения были редкостью: использована такая конструкция была лишь на ленинградском заводе «Красный выборжец»27.

В конце мая 1927 г. председатель Правления строительства Сазонов с целью получения ссуды побывал в Москве. Она была получена через Электробанк на текущий год в сумме 275 тыс. руб. и сроком на 10 лет с погашением, начиная с конца 1930 г., т. е. после пуска станции28. В начале июня на стройку начался подвоз кирпича. «Ежедневно сотни подвод совершают поездки между кирпичным заводом и электростанцией, — писал «Псковский набат». — Закуплено

800 тыс. штук кирпича»29. Несколько задержался заказ на оборудование для станции, а это затормозило и начало строительства: не зная размеров машин, нельзя было приступить к закладке здания подстанции. Тем временем множество предложений на изготовление машин поступило из Германии и Чехословакии, и туда в начале июня 1927 г. был командирован ленинградский профессор Дмитриев. 8 августа он сообщил из Берлина о переговорах на поставку оборудования с пятью фирмами в Чехословакии, велись также они и с германскими фирмами. Одновременно государственный «Электрострой» сообщил Псковскому Электрострою о том, что отечественный машиностроительный трест в течение 17-18 месяцев может изготовить турбину на 1200 кВт, котлы и оборудование к ним. В. В. Дмитриев вернулся из-за границы в конце сентября, заказав машины для Псковской электростанции в Германии. Ему же по возвращении предстояло решить и неожиданно вставший вопрос о том, какого давления должны быть котлы и турбины новой электростанции. Несмотря на то, что станция была спроектирована с высоким давлением, государственный «Электрострой» в лице инженера Иванова настаивал на низком давлении. После этого Правление «Электростроя» и предоставило выбор давления проф. Дмитриеву, увязав разрешение вопроса с постройкой новых льнофабрик30.

В целом же с момента строительства и до конца 1927 г. шли в основном подготовительные работы по решению финансовых вопросов, уточнению проекта, планов и смет, велись земляные работы и заготовка материалов. Всего же «Электростроем» было израсходовано 350 тыс. руб., из которых 214 тыс. составили затраты по заказам за границей и в Республике машин, оборудования и материалов (в том числе за границей — 158245 руб.), остальная сумма ушла на работы непосредственно в Пскове и на содержание штата. На месте будущей электростанции был вырыт котлован и возведены некоторые подсобные постройки. Предстояло продолжить и заготовку стройматериалов. Для постройки станции, например, требовалось 6960 бочек цемента, к февралю же 1928 г. было заготовлено только 3500 бочек, т. е. половина от потребно-

ш количества. Не было твердой гарантии и в том, что в установленные сроки будут выполнены все заказы, особенно размещенные за границей. В строительстве электростанции, таким образом, с самого начала происходили различные задержки и заминки, что сразу же стало отодвигать намеченные сроки пуска первой очереди примерно на полгода — на январь-февраль 1929 г. 18 января 1928 г. Сазонов было освобожден от должности председателя Правления «Электростроя» и вместо него назначен Пашулевич, а 22 марта 1928 г. Президиум Псковского горсовета заслушал его доклад о ходе строительства. Он сообщил, что с 15 апреля начнется постройка здания станции и одновременно прокладка отопительной сети, а с июля — установка осветительной сети. Горсовет постановил «ускорить работы по Электрострою и принять меры к сокращению строительных расходов». В течение предстоящего строительного сезона планировалось возвести здание станции, проложить отопительную сеть, установить и оборудовать осветительную сеть31.

20 апреля 1928 г. доклады «О состоянии строительства на электростанции» инженеров М. И. Иванова и Э. И. Пашулевича заслушало бюро Псковского райкома ВКП(б). Они рассказали о строительных работах сезона 1928 г. К зиме предстояло выполнить основной объем работ по строительству здания электростанции («закончить все наружные работы», по смете — 366 тыс.руб.), построить электросети на окраины (установить около 500 столбов и проложить около 15 км сетей), неплохо развернутую сеть в центре города решено было пока не трогать, построить 1,5 км теплосетей (125 тыс. руб.), приобрести заграничное оборудование (фирмы Борзиг и др.), турбогенератор мощностью 850 кВт, два котла по 250 кв. м, насосную установку. Турбогенератор на 1200 кВт, заказанный Ленинградскому металлическому заводу (стоимостью 200 тыс. руб.), тот обязался изготовить к апрелю 1929 г., а мостовой кран с Краматорского завода (15 тыс. руб.) должен был поступить к осени. Бюро заметило, что «в истекшем строительном сезоне 1927 г. были задержки», поэтому «надо принять меры к своевременному выполнению работ», а для этого обеспечить строительство необходимыми материалами и рабочей силой32.

Но в разгар строительного сезона — летом 1928 г., возникла угроза приостановки работ на Электрострое, что окружком ВКП(б) 21 июля признал невозможным и поручил окрисполкому «в срочном порядке командировать представителя в Ленинград и Москву для требующего дополнительного согласования проекта строительства»33.

Становилось ясным, что сроки завершения строительства вновь отодвигаются. К тому же, на стройке случались моменты непредвиденного порядка, тоже осложнявшие работу. Так, летом 1928 г. рабочие добились установки бетономешалок, значительно облегчавших труд, но из-за плохой организации работ они около 140 часов простояли без дела. А бетонные работы являлись при возведении здания главными. Не хватало спецодежды и обуви, и здесь хуже всего приходилось рабочим-плитоломам, работавшим в шахте на глубине 10 м — в дырявых сапогах и в холодной воде34. На многие «мелочи» осенью 1928 г. обратил внимание окружной отдел ОГПУ, о чем свидетельствует «Докладная записка о ненормальностях на строительстве Псковской электростанции».

«На строительстве занято около 200 рабочих-сезонников, — отмечалось в ней. — Среди рабочих преобладают деревенские, чуждые пролетарской идеологии настроения. Известная часть сезонников настроена явно антисоветски. 9.Х с. г. бузотерами из среды сезонников на почве недовольства хлебным прирезком была устроенная во время обеда политическая беседа. Из бузотеров наиболее активно проявляют себя старшины двух артелей, занятых на земляных работах. К строительству сезонники относятся безразлично, и умышленно затягивают ход работ, чтобы обеспечить себе заработок на более продолжительное время...

Работа на выемке грунта из котлована (как и вся работа на сооружении станции) продвигается крайне медленно. Из-за отсутствия достаточного технического наблюдения за работами по устройству котлована плохо вбиты сваи, получился прорыв воды. Откачка воды производится паровой и ручной машинами пожарной охраны. Рабочие задерживают эту дорогостоящую работу, машины часто простаивают. Земляные работы в

котловане часто прерываются... Сваи могут быть весной снесены льдом... На днях уволены со стройки 26 плотников, а их не хватает, что затягивает строительные работы.

Дневной милицейский пост у ворот с Детской улицы установлен с 9 час. утра, а ворота открываются с началом работ, т. е. в 7.30. Следовательно, в течение 1,5 часов ворота остаются без охраны, посторонние лица имеют свободный доступ на стройку. Расхищено 20 пудов гвоздей, которые рабочие частями вынесли со стройки.

На территории масса сухих стружек и щепок, которые при малейшей неосторожности могут вспыхнуть, что повлечет разрушение всей постройки. Подъезд со стороны р. Великой отсутствует — пожарные здесь развернуться не могут.

Близость границы и настроения работающих по постройке сезонников требует особенно бдительного отношения к противопожарным мерам.. ,»35.

Отмечалась и бесконтрольность в расходовании средств, например, при оплате некоторых видов работ. Надзор на работами осуществлял инженерно-технический персонал, в помощь которому выделялись старшие от групп рабочих, и нередко десятники не проверяли записи о работе последних, в результате рабочие, особенно каменщики, получали больше, чем следует. Или вот еще пример, о котором писал «Псковский набат»: «Группа крестьян взяла подряд на доставку Электрострою песка. Привозимый в лодках песок должен обмеряться, но это не всегда делается. Иногда песок выгружается из лодок в отсутствии десятника и сразу идет в работу. Многие из рабочих поговаривают о том, что песочники возят песок «как им бог на душу положит». Десятники им верят на слово. Вот почему на Электрострое так много зарабатывают возчики песка. Отсюда вывод: за выгруженный песок без обмера десятниками платить не следует, десятников нужно обязать производить более тщательно, а не на глаз, обмер песка и, наконец, надо интересоваться и тем, что иногда находится под песком»36.

27 апреля 1929 г. Президиум окриспол-кома обсудил «План работ Электростроя на строительный сезон 1929 г.», подтвердив установленный несколько раньше срок пуска

первой очереди станции — 1 ноября 1929 г. «Отмечая напряженность намеченных в отношении сроков выполненных работ», окрис-полком поручил окрфину обеспечить Электрострой своевременным финансированием, покрыть недополученные в предыдущем году 50 тыс. руб., а Правлению Электростроя к 15 сентября 1929 г. представить доклад о подготовке станции к пуску 1-й очереди. «Отмечая длительные сроки изготовления котлов заводами Союза», окрисполком посчитал «необходимым добиваться получения лицензии на заграничные котлы»37.

В 1929 г. из местных средств на строительство электростанции предстояло затратить 475 тыс. руб. вместо 380 тыс. в предыдущем году38. И строительство, несмотря на все неувязки и неполадки, передвижения сроков, все же продвигалось вперед. В июне 1929 г. газета «Псковский набат» опубликовала большой очерк «Одна из точек пятилетки», подробно рассказав о ходе стройки и обрисовав облик новой станции, основа которой уже выросла на берегу Великой:

«С Великой, над которой носятся стрижи и крыльями стрижей распахивают весла физкультурники, ТЭЦ предстает во всем своем простом величии. Это легкая шкатулка из цемента и железа. Стекла в ней больше, чем стены. Этажей в обычном их смысле в этом 6-этажном здании не будет. Их заменят глубокие колодцы... — это будут просто 6-этажные залы.

Станция станет дворцом электричества и пара.

Станция состоит из трех зал: котельной, машинного зала и помещения распределительного устройства. В котельном полу в 1-м этаже будут зольные помещения, этажом выше — топки. Котельная рассчитана на три котла с оставлением места для четвертого, два из которых устанавливаются теперь. С 15 июня начнется монтаж. Котлы — германской фирмы Борзиг, топка в котлах — русского профессора Макарьева специально для торфа — очень экономичная. Недаром ею заинтересовались немцы, купившие у Макарьева патент. Давление котла будет равно 30 атмосферам.

Рядом с котельной установлена бункерная галерея — автоматически будет подавать-

ся топливо в бункера и по бункерным рукавам засыпаться в топку. В машинном зале будет передвигаться кран грузоподъемностью в 20 т. Он уже прибыл, и будет использоваться для определенных работ, а впоследствии им будут пользоваться при ремонте машин.

1-й этаж этого отделения отведен под конденсационное помещение, 2-й этаж займет машинный зал. Здесь будут установлены два турбогенератора: один — германской фирмы АЕД на 1000 кВт, другой — металлического завода ГЭТА (Ленинградского завода «Электросила») на 1200 кВт.

В первую очередь в зале будет установлена турбина фирмы Борзиг, во вторую

— Ленинградского металлического завода. В дальнейшем предполагается установка еще одного турбоагрегата (турбина и генератор). Помимо двух генераторов тут же устанавливается в первую очередь мотор-генератор мощностью 200 кВт, который будет снабжать постоянным током трамвайную сеть.

Распределительное устройство устанавливается на 4-м этаже — в случае аварии на линии автоматически включит фидер (кабели), питающие город. Здесь же будет сосредоточено и все управление станцией. Этажом ниже помещаются муфты (от них разветвляются кабели) и разъединители.

Переменный ток напряжением 6600 В от генератора по кабелям пойдет в распределительное устройство, где монтируются 12 камер. Отсюда по четырем питательным фидерам ток пойдет в город. В центр он пойдет тремя подземными кабелями, а на Заве-личье по воздушному проводу над Великой

— пролет 280 м — к железной мачте на набережной. В разных местах города будет сооружено около 18 киосков, в каждом из них установлено по силовому трансформатору, где ток трансформируется с 6600 В на 220 В. Отсюда уже по воздушной сети ток пойдет по городу в квартиры...

Главный инженер станции Пашуле-вич говорит: новая станция возьмет на буксир псковскую промышленность — заводы «Двинолес», «Металлист», «Пролетарий», «Знамя труда», фабрику «Шпагат», железнодорожный узел. Ведутся уже переговоры о присоединении вновь строящегося кирпичного завода «Луковка» и старого чере-

пичного, «Двинолес» и «Пролетарий» уже готовятся к переходу на переменный ток... Паром отапливаться в первую очередь около 30 учреждений центрального района в радиусе 1,5 км от станции — Окрфо, Дом Советов, типография «Набата», банки, музеи.

В первый год работы станции тариф на электроэнергию понизить вообще нельзя, в 1931 г. — снизить на 12 %. При отпуске 3 млн кВт-часов это сэкономит промышленности и частично абонентам около 70 тыс. руб. Затем стоимость энергии будет падать постепенно, в зависимости от нагрузки станции, и к 1935 г. снижение составит 45 % от существующей сейчас. К этому времени отпуск энергии достигнет 5 млн 500 тыс. кВт час.

Если станция будет нормально расширяться, можно будет понизить тариф, и в результате промышленность и город будут иметь до 240 тыс. руб. экономии в год.

...Подумать только: так скоро, 7 ноября, в город хлынут ленинские лучи!...Подумать только: по-новому, по-социалистически заработают станки... »39.

На очередном завещании в ОМХ было установлено, что первый агрегат будет пущен с 15 ноября 1929 г., а второй — с 1 мая 1930 г. Этому должно было предшествовать испытание всех сетей, трансформаторов, распределителей-киосков и др. От первого агрегата предполагалось питать половину всей осветительной сети города — Запсковье, вокзал, Пролетарский бульвар, станцию Псков-2 с прилегающими слободами, Завеличье. Из предприятий в первую очередь подключались завод имени Урицкого, «Металлист», «Пролетарий», «Знамя труда», кирпичные заводы, фабрика «Шпагат». Ток подавался круглосуточно. Для приема его предстояло снять старые счетчики и сменить все старые лампочки с 220 В на 110 В, в связи с чем Севзапторг взял на себя обязательство к началу осветительного сезона завезти в Псков 1000 счетчиков, а Электрострой — заказать достаточное количество лампочек. Тариф за электроэнергию был принят к соответствующему месяцу прошлого года — 25 коп. за кВт. час. Принималась во внимание и бытовая нагрузка — электроутюги, чайники и др.: при оплате 3-4 коп. за кВт. час40.

17 августа 1929 г. Президиум окриспол-кома вновь заслушал доклад Э. И. Пашуле-вича о ходе строительства электростанции. Выяснилось, что назревает угроза срыва сроков ее пуска. Германские фирмы, принявшие заказы на паропровод, измерительные приборы и испарительную установку, задерживали сроки его выполнения, а областные организации — снабжение стройки дефицитными стройматериалами и некоторыми видами оборудования. Так, ленинградский завод «Тепломонтаж» должен был изготовить шандорные щиты для водоприема и насосных колодцев. Они были с некоторым опозданием сделаны и доставлены в Псков, но сразу начали пропускать воду. После этого конструкции были признаны не соответствующими стандарту, и дальнейшие работы по водоснабжению станции задержались на три месяца. Для обмуровки паровых котлов требовался огнеупорный кирпич, который должен был поставлять трест «Теплосила», выполнявший и работы по монтажу котлов. В августа 1929 г. такой кирпич прибыл со станции Винига Юго-Западной железной дороги в количестве 11 тыс. штук, но при монтаже паровых котлов он оказался совершенно непригодным: легко ломался и крошился даже при слабых ударах. Из-за этого задержался и монтаж котлов. Для сварки частей котлов нужны были ацетон и кислород, которые поступали из Ленинграда, но опять же с большим запозданием.

Окрисполком «в целях своевременного окончания строительства ТЭЦ и пуска первой очереди» решил просить облисполком «принять меры к бесперебойному снабжению строительства дефицитными материалами — цементом, железом и пр.», «воздействовать на торгпредство СССР в Германии и через него на организации, принявшие заказ на быстрое исполнение и отправку оборудования». Он же обязал ОМХ и завод «Металлист» «приступить к незамедлительному выполнению заказа Электростроя на железные опоры и мачты», установив срок выполнения до 1 октября 1930 г., ЦРК предписал заказать необходимое количество счетчиков, а окр-плану рекомендовал «проработать вопрос о подготовке к приему тока от новой станции и о сооружении линии на завод «Луковка»41.

Но различного рода неувязки и проволочки продолжались и после этого, что задержало срок завершения строительства ТЭЦ почти на целый год. И только 24 июня 1930 г. газета «Псковский колхозник» поместила на одной из своих полос большой аншлаг «Электростроя больше нет. Есть теплоэлектростанция», осветив весь процесс ее строительства и рассказав о перспективах:

«Рядом с развалинами древней башни выросла на берегу реки Великой громада из бетона, стекла и железа. Завтра утром ножницы разрежут шелковую ленту, связывающую машины, и Электрострой будет пущен.

Но Электростроя уже нет, есть Псковская теплоэлектростанция мощностью пока в 1 тыс. кВт. Пока! К осени мощности увеличатся до двух тысяч киловатт, а в будущем году, с установкой нового котла и машины мощность станции дойдет до 4 тыс. кВт.

Тысяча киловатт разойдется по проводам в дома, на фабрики и заводы. Лампы и машины Псковского железнодорожного узла также будут питаться током станции.

Уже в ноябре 1928 г. станция была подведена под крышу. Весь 29-й год производилась внутренняя отделка, установка машин, оборудования. В ноябре прошлого года заработала теплофикация. С ноября теплофицировано было Электростроем 7 главных зданий Пскова — Дом Советов, окрфинотдел и др.

Все электромашины были построены на советских заводах. К пуску станция имеет два котла и одну машину. В будущем году прибавятся еще котел и машина. Стоимость всей станции вместе с сетью проводки — 3 млн руб. Строители полностью уложились в смету.

В 1928 г. работало на строительстве 400 чел., в 1929-30 г. число строителей уменьшилось до 200. Сейчас с пуском станции ее будет обслуживать 50 чел. В общем, строительство шло ровно, без перебоев. Строительными материалами Электрострой бывал обеспечен всегда полностью (Хотя дело обстояло не всегда так —Авт.).

Но были и трудности, о которых стоит вспомнить сейчас, когда мы отмечаем пуск большого для Пскова индустриального сооружения. Шандоры — щиты, преграждающие доступ воды в шахты, пропускали воду.

Это выяснилось в самый последний момент, когда оборудованы были шахты и установлены насосы с моторами. Пришлось изобретать новую систему шандоров. Трудную задачу взял на себя инженер Красногорский, и он с успехом разрешил ее. Сделанные по его проектам шандоры оказались образцовыми.

Сейчас, при торжестве пуска, нужно вспомнить о внимательном, чутком руководстве со стороны технического персонала: главного инженера Пашулевича, заместителя его инженера Рыбчевского, архитектора инженера Волкова, всего коллектива строителей, обеспечившего успешное окончание стройки, приготовившего к назначенному сроку подарок XVI партсъезду.. ,»42.

А через день газета поместила репортаж о торжественном открытии Псковской ТЭЦ.

«Вчера, 25 июня трудящиеся Пскова отметили большую победу на социалистическом фронте. Пущен Электрострой — первая в Пскове ТЭЦ, — писала она. — Первая не только в Пскове. Она первая во всем Союзе. Ведь не в том наше большое торжество было вчера и сегодня, что мы пустили в ход станцию в тысячу киловатт. Тысяча киловатт — это немного для социалистически реконструирующейся псковской промышленности. Мы уже не удовлетворены тысячей. Уже ведутся испытательные работы по постройке мощной ГЭС на порогах Великой на 6 тыс. кВт.

И все-таки наше торжество разделили вчера пролетарии всего Союза, и именно потому, что наша станция — первая в нем, она опытно-показательная, которых еще нет в городах-гигантах — Москве, Ленинграде, Харькове, но которые будут в ближайшем будущем выстроены в них.

Мы имеем десятки станций мощнее нашей в сотни раз, но мы не имели еще комбинированной теплоэлектрической установки, где используется на теплофикацию зданий отработанный пар. В этом — большое значение вчерашнего дня, когда не стало Электростроя, а стала Псковская ТЭЦ.

.. .В 1927 г. перед псковской промышленностью встала боевая задача - изыскать новую энергетическую базу. Старая с ее жалкими теперь 400 квт уже не удовлетворяла всей потребности в энергии. Окружные организации своевременно поставили вопрос о постройке более мощной энергетической базы.

За дело взялся профессор В. В. Дмитриев — энтузиаст электротехники... Выношенный и осуществленный им проект ТЭЦ был на днях предметом обсуждения на заседании СТО и СНК. Впервые он осуществился в Пскове.

Стройка осуществлялась энергично и напористо, при тщательном внимании и помощи со стороны советских и партийных организаций. Уже в 1928 г. корпуса были готовы и подведены под крышу. На берегу Великой возникло здание из бетона, стекла и железа.

Строители объявили себя ударниками. Бригады монтеров на две недели раньше срока окончили установку и проводку воздушных сетей. Временные заторы с доставкой строительных материалов, оборудования не задерживали работы (на самом деле задерживали и отодвигали плановые сроки —Авт.), заставляя работающих переключать всю свою энергию на другие участки строительства.

Сегодня день торжества ударников — строителей... Освобожденный от легких пут шелковой ленточки мощный турбогенератор приходит в движение. С нарастающим ритмическим воем двинутся колеса. Ток включен. Ток высокого напряжение — в 6 тыс. вольт трансформируется, расходясь по проводам в распределительные киоски. Вчера трамвай пошел на «новом» токе — токе бывшего Электростроя. Вчера бетономешалки строящегося льнообрабатывающего комбината на Запсковье работали также на новом токе. Промышленность Пскова получила вчера первую тысячу киловатт...».

А далее корреспондент А. Сергеев писал уже непосредственно о торжественном пуске электростанции:

«Просторное, залитое светом зало из стекла и бетона собрало вчера под свои своды около 150 представителей предприятий, окружных партийных, советских и профсоюзных организаций, рабочих и ИТР Электростроя, пришедших на торжество открытия и пуска теплоэнергетического первенца Пскова.

Здесь, на небольшом балконе перед распределительной доской состоялся митинг, посвященный пуску электростанции.

Представители окружкома партии, окрисполкома и окрпрофсовета — Маркин, Иванов и Беседовский — отметили большое

значение электростанции для псковской промышленности и для трудящихся Пскова:

— киловатты оконченного стройкой теплоэнергетического гиганта с удвоенной мощью завертят колеса наших заводов, осуществляя социалистическую реконструкцию псковской промышленности;

— пуск станции — большая и наглядная победа также и над всеми оппортунистами и нытиками «справа» и «слева». На днях был пущен Сталинградский гигант — тракторный завод. Сегодня мы в Пскове пускаем электростанцию.

У стола президиума появляются один за другим строители, конкретные выполнители блестящей идеи профессора В. В. Дмитриева — главный инженер Электростроя Э. И. Па-шулевич, инженер Всесоюзного электротехнического объединения, руководивший установкой оборудования — П. М. Иванов...

Встреченный бурными аплодисментами, начинает речь проф. Дмитриев. Со скромностью истинного энтузиаста он заявляет, что честь творчества комбинированной электроустановки, осуществленной к сегодняшнему дню, должен разделить с ним весь инженерно-технический персонал Пскова. Он, Дмитриев, явился лишь исполнителем, осуществившим эту идею в составленном им проекте. Эти слова профессора-строителя покрываются горячими рукоплесканиями и приветствиями всех собравшихся.

Выступивший от промышленных рабочих Пскова тов. Марат заверил присутствующих, что с увеличением электрификации для заводов увеличится и энергия рабочих, занятых выполнением великих работ, начертанных пятилетним планом.

Митинг окончен. За несколько минут до пуска инженер Иванов говорит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Сейчас станция заработает. Я принимаю первое почетное дежурство по новой станции.

После этого он дает указание всем дежурным в первый день работы станции. Шелковая лента, связывающая части турбины, разрезается тов. Маркиным (окружком ВКП(б)). С нарастающим гулом моторов вступает в ряды энергопитателей социалистической промышленности псковский первенец — ТЭЦ. Разгораются лампы. В ритмич-

ный гул моторов врывается, на мгновения осиливая его, резкий шум бурных рукоплесканий. Каждый собравшийся, охваченный большим и радостным чувством производственного торжества, стремится вылить это чувство в бурных аплодисментах.

Ток включен. Ток высокого социалистического напряжения включен рубильником индустриализации... Ведь вот здесь, на глазах у всех, зримо и ощутимо выполняется один из пунктов пятилетки. Он громаден для Пскова и ощутителен, но он также заметен и в общем плане пятилетних работ...».

Строители, наиболее отличившиеся при возведении ТЭЦ, были премированы, для чего выделили 10 тыс. руб. А вечером того же дня в столовой Дома Советов для рабочих и ИТР электростанции и всех приглашенных состоялся торжественный обед43.

Отзвучали торжественные речи, аплодисменты, и началась будничная работа ТЭЦ по снабжению города энергией и теплом. И Здесь, как всегда, встречалось множество недочетов, мешавших слаженной работе. В 1931 г. план по выработке электроэнергии станциями (новой ТЭЦ и работавшей старой) был выполнен только на 93,1 %: ритмичную работу срывали несвоевременная подача топлива (торфа), плохое его качество, нередкие аварии (из-за плохой установки реле, низкого качества соединительных материалов на кабелях и др.). Уязвимым местом была и организация труда, вызванная отсутствием нормировочного бюро (на первых порах — даже нормировщиков), большими перерасходами, уравниловкой в оплате труда, частым отсутствием директора комбината Антонова (из 225 рабочих дней он 89 дней провел в отпуске и командировках)44.

Возведенная в Пскове ТЭЦ сняла остроту электроснабжения города, но лишь на время: уже в середине 1930-х гг. ее мощностей для растущей промышленности и городского хозяйства стало не хватать. В 1932 г. было подготовлено обоснование на развитие ТЭЦ, но проект ее расширения утвердили только в конце 1934 г., но даже в 1936 г. он оставался нереализованным. Лишь в апреле 1938 г. на Невском машиностроительном заводе в Ленинграде были изготовлены две новые турбины для Псковской ТЭЦ мощно-

стью 4 тыс. кВт. Вскоре стали поступать их основные части, строилось для установки турбин специальное здание. Накануне войны ТЭЦ имела три турбогенератора общей мощностью 6300 кВт и такое же количество котлов для сжигания торфа. И хотя она вышла в итоге на проектную мощность, по-прежнему сталкивалась с проблемой обеспечения топливом. Основным его видом оставался торф, но торфоразработки под Псковом оказались изрядно истощенными. Требовались новые источники энергии, одним из которых стали сланцы. Однако котлы Псковской ТЭЦ оказались для сжигания их неприспособленными и забивались пеплом. Выход нашли в смешивании в определенных пропорциях сланца с торфом. Вновь, в который уж раз, заговорили и о постройке ГЭС у Выбутских порогов мощностью 5 тыс. кВт, могущей обслуживать и прилегающие колхозы45.

Между тем, нехватка электроэнергии в города привела к тому, что крупным предприятиям пришлось оборудовать собственные небольшие электростанции, преимущественно дизельные. В сентябре 1940 г., например, получил двигатель и динамо-машину завод «Пролетарий», в октябре 1940 г. завод

«Металлист» приобрел двигатель марки Сименс-Шукерт мощностью 295 кВт ив 1941 г. планировал уже работать на собственном электричестве46.

Увеличение мощностей ТЭЦ становилось насущным делом, но в значительной степени сдерживало это пограничное положение Пскова, а затем и начавшаяся Великая Отечественная война. В годы войны электростанция оказалась разрушенной, а после восстановления еще долгие годы обеспечивала город электроэнергией и теплом. Проекты же строительства ГЭС в Выбутах так и не были реализованы.

Значение ТЭЦ стало неуклонно снижаться с подключением в начале 1960-х гг. Псковской области к Ленинградской энергосистеме, но она все же работала вплоть до 2004 г., после чего остановилась и была продана в частную собственность. Это и повлекло быстрое ее запустение и обветшание. В последнее время, правда, появились обнадеживающие проекты на сохранение этого памятника индустриального зодчества: в нем предполагается разместить жилые апартаменты с коммерческими помещениями на первом этаже.47

Примечания

1 ГАПО. Ф.Р-324. оп. 1.д. 59.л. 38.

2 Псковский набат. 1926. 23 ноября.

3 ГАПО. Ф.Р-590. оп. 1.д.200.л. 32.

4 Псковский набат. 1919. 16 марта.

5 Подробнее об этом: Филимонов А. В. Проекты использования энергии Выбутских порогов // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». Вып. 3. Псков, 2008. С. 42^18.

6 ГАПО. Ф. Р-324. оп. 1. д. 59. лл. 38, 40; Псковский набат. 1926. 18 апреля.

7 Псковский набат. 1926. 23 ноября.

8 Псковский набат. 1926. 3 августа, 5 и 19 ноября.

9 ГАПО. Ф. Р-590. оп. 1. д. 1506. л. 276; Псковский набат. 1925. 1 октября, 12 декабря; 1926. 17 апреля, 19 ноября.

10 Псковский набат. 1926. 9 и 11 марта.

11 ГАПО. Ф. Р-590. оп. 1. д. 1764. л. 172; Псковский набат. 1926. 11 июля.

12 Псковский набат. 1926. 15 и 18 августа.

13 Псковский набат. 1926. 10 и 15 октября, 19 ноября.

14 ГАПО. Ф. Р-590. оп. 1. д. 1764. л. 219; д. 1628. л. 433.

15 Псковский набат. 1927. 18 февраля.

16 ГАПО. Ф.Р-324. оп. 1. д. 59. л. 42.

17 Псковский набат. 1926. 24 ноября, 31 декабря; 1927. 12 мая, 9 и 21 августа, 27 сентября.

18 Псковский набат. 1927. 23 и 30 марта.

19 ГАПО. Ф.Р-324. оп. 1. д. 48. л. 3.

20 ГАПО. Ф. Р-590. оп. 1. д. 1628. л. 542.

ГАПО. Ф. Р-590. оп. 1. д. 1764. л. 455. Там же. Л. 497.

Псковский набат. 1927. 9 апреля, 8 июня.

ГАПО. Ф. Р-590. оп. 1. д. 1764. л. 509.

Псковский набат. 1927. 5 и 10 апреля, 15 июня, 2 октября.

Псковский набат. 1927. 26 мая.

Псковский набат. 1927. 31 мая, 2 и 15 июня.

Псковский набат. 1927. 26 мая.

Псковский набат. 1927. 8 июня.

Псковский набат. 1927. 22 июня, 11 и 23 августа, 2 октября.

ГАПО. Ф. Р-324. оп. 1-а. д. 11. л. 44; Псковский набат. 1928.3,9и28 февраля, 25 марта.

ОДНИЛС ГАПО. Ф. 7. оп. 1. д. 6. лл. 106-108.

ОДНИЛС ГАПО. Ф. 3. оп. 1. д. 140. л. 31.

Псковский набат. 1928. 11 сентября.

ОДНИЛС ГАПО. Ф. 3. оп. 1. д. 157. лл. 123-125.

Псковский набат. 1928. 31 октября.

ГАПО. Ф. Р-324. оп. 1. д. 294. л. 19.

Псковский набат. 1929. 10 февраля.

Псковский набат. 1929. 16 июня.

Псковский набат. 1929. 14 августа.

ГАПО. Ф. Р-324. оп. 1. д. 294. л. 89; Псковский набат. 1929. 21 и 24 августа. Псковский колхозник. 1930. 24 июня. Псковский колхозник. 1930. 26 июня. Псковский колхозник. 1932. 13 марта.

Псковский колхозник. 1937. 18 февраля, 1 июня; 1938. 10 апреля. Псковская правда. 1940. 2 и 30 октября.

Псковская правда. 2010. 23 июня; 2016. 15 июня; Псковские новости. 2016. 15 июля; Псковская губерния. 2016. 29.06 — 05.07.

ТГасое М 96 2 О/7

советского льновод-богатую историю и

, б а Пскова* с чудскими племе-Ливонским орденом а также столкнове-Москвой заставляли своей самостоятель-крепким в военном боеспособным, [ых плит известняка [и башнями, некогда : и неприступные -безмолвные свиде-зшлого Пскова, горые гражданские более, чем трехсот-якины палаты, Сое памятников в оки в бывших мона-1вановском и Снято-пные художествен-:ающие интерес не !ых учреждений, но художников и ту-

:еткла комиссия из >мпроса, Академии

«гелкт'.-п ы пЛпЛНП

НИ.« НИИ.

Невиданно быстрый рост политического развития и сознательности трудящихся

Здание новой электростанции

рождает громадные культурные потребности, выдвигает все новые культурные

«АПААПЫ- ШЛ \ ' Я .Л—»'

«Псковский колхозник». 1930 г.

« пощсоап шмереп д

Окрдеткомис.сия получил; билеты 3-ей вещевой лоте£ ВЦИК. весь доход от ко-борьбу с детской бесприз надзорностью. Билеты (по приобрести в гор. Пскове сии (Дом Советов, КОМИ: районах—в местных райд. риках.

Спортивно-техничеш

Для спортивно-техничес профсоюзными кружка* организован при межсс спортивно-технический м

Коротко СО!

+ Вчера Рудметаллтор ны 4 рабочие бригады . лению сбора утильсырь

+ В связи с нехватка бенно по сети ларьков , облторготделом возбужде о^ске дополнительно изделий для Пскова.

+ Закончился дивизи турнир. Первое место й-ского Замоскворепко! чей ко. Марченко комаш Н-скон дивизии на оол.

Здание ТЭЦ Довоенное фото

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.