Научная статья на тему 'Анализ причин снижения таможенных доходов в федеральный бюджет России'

Анализ причин снижения таможенных доходов в федеральный бюджет России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2459
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / САНКЦИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушкова Ирина Алексеевна, Куликов Денис Сергеевич

В статье определена роль таможенных платежей как основного источника формирования федерального бюджета России. Проведён анализа поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, а также предпринята попытка выявить факторы, обуславливающие их снижение на современном этапе экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ причин снижения таможенных доходов в федеральный бюджет России»

УдК 342.9(470)

анализ причин снижения таможенных доходов в федеральный бюджет россии

ANALYSIS OF THE CAUSES OF REDUCED CUSTOMS REVENUE TO THE FEDERAL BUDGET OF RUSSIA

Сушкова Ирина Алексеевна

Sushkova Irina Alekseyevna

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: irinasushkova60@mail.ru

Куликов Денис Сергеевич

Kulikov Denis Sergeevich

студент факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

student of the faculty of economic security and customs affairs, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: iyamaha007@mail.ru

В статье определена роль таможенных платежей как основного источника формирования федерального бюджета России. Проведён анализа поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, а также предпринята попытка выявить факторы, обуславливающие их снижение на современном этапе экономического развития.

Ключевые слова: национальная экономика, экономическая безопасность, таможенные платежи, таможенные доходы, федеральный бюджет, сырьевая модель национальной экономики, санкции.

The article examines the role of customs revenue as a major source of revenue for the federal budget of Russia. The authors analyze the flow of customs revenue to the federal budget and identify the factors that cause reduction in customs revenue at the present stage of economic development.

Keywords: national economy, economic security, customs payments, customs revenues, federal budget, resource-based model of national economy, sanctions.

Своевременное состояние дел в национальной экономике обуславливает существенное повышение государственного регулирования экономики. «Общий системный кризис, распространившийся на всю мировую экономику, экономические санкции, осложнившие и без того непростую ситуацию для России, выдвинули задачи экономических преобразований на первый план. Решение этих задач России приходится осуществлять в усложнившихся

условиях для получения новых кредитных источников, привлечения новых инвестиционных потоков, доступа к новым технологиям. Кроме того, масштабность российской экономики, её техническое состояние и общие условия мировых экономических связей диктуют необходимость комплексного решения проблемы преобразования производительных сил страны, системности в их индустриальном совершенствовании» [3, с. 48]. для выполне-

Информационная безопасность регионов. 2017. № 3-4(28-29)

ния органами государственной власти соответствующих функций, требуются значительные финансовые ресурсы.

Федеральный бюджет является инструментом мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для государственного регулирования развития национальной экономики и реализации социальной политики на всей территории страны и обеспечения высокого уровня экономической и национальной безопасности. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что своевременное и полноценное формирование доходной части бюджета имеет основополагающее значение для функционирования государства.

Анализ статистических данных Федерального казначейства показывает, что в 2016 г. доля доходов федерального бюджета, администрируе-мых Федеральной таможенной службой (далее -ФТС), составила 32,74 % (4 406 млрд руб.) (см. рис. 1). В том числе: НДС - 1 762,8 млрд руб., ввозные пошлины - 489,8 млрд руб, вывозные пошлины - 2 054,1 млрд руб., акцизы -58,8 млрд руб., таможенные платежи, уплачиваемые физическими лицами, - 5,6 млрд руб., таможенные сборы - 16,9 млрд руб., иные платежи - 18,9 млрд руб. [4, с. 10; 5]

динамика поступления платежей, адми-нистрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета за последние шесть лет показывает, что с начала ухудшения геополитической обстановки, связанной с введением санкций в отношении России, общий объём таможенных платежей снизился с 7 100,6 млрд до 4 406,9 млрд руб. (см. рис. 1).

Общее снижение поступлений обусловлено снижением поступлений от вывозной тамо-

женной пошлины. По утверждению экспертов Федеральной таможенной службы, в 2016 г. впервые изменилась сама структура таможенных платежей в сторону увеличения платежей, взимаемых при импорте товаров, - они повысились на 6,1 % по сравнению с 2015 г. [4, с. 11].

Необходимо отметить, что ввиду ухудшения политических и экономических отношений со странами Европейского союза и США, введение санкций в отношении России обусловило уход с российского рынка достаточно большого числа компаний, а именно: General Motors, Ssang Yong Motor, Opel, Chevrolet, один из крупнейших перестраховщиков в мире - Munich Re, производитель телефонов BlackBerry, крупнейшая металлургическая компания мира ArcelorMittal, Alcoa и др. [6].

По данным Федеральной службы государственной статистики, российский внешнеторговый оборот сократился в 2016 г. в сравнении с 2015 г. на 11,2 % и составил 471,2 млрд долл. (см. рис. 2).

Проведённый анализ показывает, что негативное влияние на уровень внешнеторгового оборота оказало то, что в начале 2015 г. произошли достаточно серьёзные негативные изменения, а именно:

- рост курса иностранной валюты;

- снижение цены углеводородного сырья на мировом рынке;

- снижение объёмов производства многих экспортируемых товаров;

- введение взаимных санкций между Россией и зарубежными странами.

Сложившаяся негативная ситуация, безусловно, оказала влияние на уровень поступления таможенных платежей в федеральный

Рис. 1. Динамика поступлений в доходную часть федерального бюджета таможенных платежей, администрируемых ФТС России в 2011-2016 гг., млрд руб. [4, с. 11]

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Рис. 2. Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации

в 2015-2016 гг., млрд руб. [4, с. 7]

бюджет. Наибольшее негативное влияние, по нашему мнению, оказало снижение нефтегазовых доходов. В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, «к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти» [1]. Анализ данных Федерального казначейства показывает, что доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета составляет более 35 % [5], более 40 % нефтегазовых доходов приходится на платежи, админи-стрируемые ФТС.

Основной причиной снижения нефтегазовых доходов явилось введение с 1 января 2015 г. так называемого «налогового маневра», который коренным образом изменил порядок налогообложения нефтяной отрасли национальной экономики.

В результате таких решений в период с января по декабрь 2015 г. ставки экспортных пошлин на нефть сырую упали в 1,9 раза, а с 1 марта 2016 г. размеры экспортных таможенных пошлин были уменьшены ещё в 2,3 раза [2]. Предпринятые меры, а именно: увеличение объёма добычи нефти и как следствие рост объёмов экспорта сырой нефти, повышение вывозных таможенных пошлин на «тёмные» нефтепродукты позволили несколько сгладить общее снижение поступлений от экспортных пошлин, однако полностью минимизировать негативные последствия «налогового маневра» не удалось. Размер поступлений средств в доходную часть

бюджета от экспорта сырой нефти снизился на 44 % и составил 1 310,15 млрд руб.

Поступления от экспорта товаров, являющихся результатом переработки сырой нефти, снизились на 48 %. Такая ситуация объясняется тем, что снижение курса национальной валюты, а также снижение мировых цен на углеводородное сырьё при сохранении себестоимости переработки нефти делают экспорт нерентабельным.

Таким образом, можно утверждать, что «налоговый маневр» имел негативные последствия. При его введении закладывался уровень цен на нефть в районе 100 долл. США / баррель. При снижении экспортной пошлины при одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых точка самоокупаемости находится в районе 72 долл. США / баррель. По мнению экспертов, снижение цен на углеводородное сырье приводит к снижению доходов бюджета: при цене 50 долл. США / баррель - на 2,1 трлн руб., при 40 долл. США / баррель - на 3,2 трлн руб.

Федеральная таможенная служба занимает одно из ведущих мест в системе федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих экономическую безопасность государства. Поступления в доходную часть федерального бюджета таможенных платежей, ад-министрируемых ФТС России, являются основным источником формирования государственного бюджета. На современном этапе происходит снижение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, что связано с рядом внешних и внутренних причин. К внешним причинам, в первую очередь, относятся санкции, введённые в отношении России. К внутренним причинам следует отнести сохраняющуюся сырьевую модель национальной экономики.

Информационная безопасность регионов. 2017. № 3-4(28-29)

Библиографический список (References)

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998 № 31. Ст. 3823.

Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 29.07.2017) [Budget Code of the Russian Federation № 145-FZ of July 31, 1998 (as amended on July 29, 2013)] // Sobraniye zakonodatel'stva RF ot 03.08.1998 № 31. St. 3823 [Collection of the Legislation of the Russian Federation as of August 3, 1998, № 31. Art. 3823].

2. О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2016 г. : Информация Минэкономразвития России от 18.02.2016 // СПС «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=194239&fld=134 &dst=1000000001,0&rnd=0.7914698758312344#0.

O vyvoznykh tamozhennykh poshlinakh na neft' i otdel'nyye kategorii tovarov, vyrabotannykh iz nefti, na period s 1 po 31 marta 2016 g. : Informatsiya Minekonomrazvitiya Rossii ot 18.02.2016 [On export customs duties on oil and certain categories of petroleum-based products for the period from 1 to 31 March 2016: Information from the Ministry of Economic Development of Russia, February 18, 2016] // SPS «Konsul'tant plyus». URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=194239&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.7914698758312344#0.

3. Сушкова И.А. Теоретическое обоснование выделения движущих сил неоиндустриализации российской экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 47-50.

Sushkova I.A. (2015) Teoreticheskoye obosnovaniye vydeleniya dvizhushchikh sil neoindustrializatsii rossiyskoy ekonomiki [Theoretical foundations of identifying the driving forces of neoindustrialization of the Russian economy] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 5 (59). P. 47-50.

4. Федеральная таможенная служба. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году. URL: http:// www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845/.

Federal'naya tamozhennaya sluzhba. Tamozhennaya sluzhba Rossiyskoy Federatsii v 2016 godu [Federal Customs Service. Customs Service of the Russian Federation in 2016]. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845/.

5. Федеральное казначейство. Федеральный бюджет. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ federalnyj-byudzhet/.

Federal'noye kaznacheystvo. Federal'nyy byudzhet [The Federal Treasury. Federal budget]. URL: http://www. roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/.

6. IBUSINESS. Иностранные компании недовольны деловым климатом в РФ. URL: http://ibusiness.ru/ news/40316/.

IBUSINESS. Inostrannyye kompanii nedovol'ny delovym klimatom v RF [IBUSINESS. Foreign companies are dissatisfied with the business climate in Russia]. URL: http://ibusiness.ru/news/40316/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.