АНАЛИЗ ПРИЧИН МАЛЫХ ОБЪЕМОВ РЕКОНСТРУКЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Д.К. Краснов, студент В.Ю. Костылев, студент
Научный руководитель: В.М. Шеншин, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-3-137-142
Аннотация. В данной статье произведен анализ причин малых объемов реконструкции с точки зрения правового регулирования. Проведено исследование темпов реконструкций объектов культурного наследия, изучены нормативно-правовые акты, регулирующие их реконструкцию, разобраны методы стимуляции роста темпа реконструкций, применяемые государством, такие как упрощение системы подачи документов или дополнительное финансирование проектов. В качестве положительного примера выбран проект реконструкции главного корпуса оружейного завода в городе Ижевск.
Ключевые слова: реконструкция, объекты культурного наследия, правовые нормы, нормативное регулирование, главный корпус оружейного завода.
По заявлению пресс-службы Министерства культуры от 18 апреля 2023 года, в России находится более 200 тысяч объектов культурного наследия (ОКН) [1]. Среди них присутствуют здания, требующие реконструкции, при этом их количество с каждым годом увеличивается, а реконструкция идет недостаточно быстрыми темпами. По заявлению главы министерства культуры от 30 января 2023 года, за последние четыре года были отреставрированы 150 ОКН. В данной статье исследованы меры, предпринятые государством для увеличения объемов реконструкций, а также причины, замедляющие этот процесс. В качестве примера приведен проект реконструкции главного корпуса Ижевского оружейного завода, который является объектом культурного наследия и играет важную историческую роль в формировании города [2].
Для создания теоретической базы исследования были изучены: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который является главным правовым актом в отношении восстановления объектов культурного наследия, Административный регламент, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 июля 2012 г. №811 предоставления Министерством
культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, Международная Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, а также ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования».
Обратимся к терминологии, введённой данными нормативными документами. К объектам культурного наследия, согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», относятся «объекты недвижимого имущества, возникающие в
результате исторических событий, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства...» [3].
Необходимость сохранения ОКН, в свою очередь обозначена в Конституции РФ (ч. 3 ст. 44). Нормативное регулирование методов охраны и проведения работ по сохранению представляющих собой историко-культурную
ценность элементов объекта, прописано в ФЗ № 73, а также в ГОСТ Р 55528-2013.
Согласно ГОСТ Р 55528-2013 (3.1.10) в методы входят консервация, реставрация, ремонт и приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Реконструкционные работы требует особого правового регулирования из-за того, что при таком виде работ происходит не только восстановление исторического внешнего вида, но и введение здания ОКН в общественную жизнь, путем реконструкции его под новое назначение, например, офисы, торгово-развлекательные комплексы, школы и прочие социальные объекты. Таким образом, можно решить проблему нехватки территории в центрах городов и повысить интерес граждан и туристов к истории самого объекта.
В соответствии со статьей 44 ФЗ № 73 к приспособлению объекта культурного наследия для современного использования относятся «научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия» [3]. Процесс производства работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования начинается, согласно ГОСТ Р 55528-2013 (4.6), с выдачи задания на проведение соответствующих работ органом, отвечающим за охрану ОКН. Выдача задания в свою очередь регламентируется Административным регламентом «предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения» (16.1) [4], для получения задания от компании или частного лица требуется заполнение заявления в установленной форме, на едином информационном портале или в письменной форме, а также «документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче задания» [4]. В качестве примера рассмотрим проект реконструкции главного корпуса ижевского оружейного завода. Первым с инициативой реконструкции объекта высту-
пил глава Удмуртии А. Бречалов. Эту инициативу поддержал и В. Путин во время визита в Ижевск в 2019 г. В соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 (4.6) процесс реконструкции начался с выдачи лицензии на проведение соответствующих работ Агентством по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (АОКН УР). В настоящий момент курирует проект Центр территориального развития Удмуртии (ЦТР), под надзором АОКН УР. В свою очередь подача лицензии на реконструкцию сильно упрощена и в соответствии с приложением к приказу Министерства культуры РФ от 21 октября 2015 г. N 2625 «Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия «представляет собой подачу документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. «Заявление о выдаче Разрешения с приложением необходимых документов в электронной форме может быть направлено посредством информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»» [5].
Следующим шагом является разработка научно-проектной документации в соответствии с поставленными задачами и проведение необходимых научно-изыскательных работ на самом объекте. Стоит уточнить, что для проведения научно-изыскательных работ на ОКН требуется отдельное разрешение, выдача которого регламентируется Административным регламентом (16.2), для его получения, требуется заполнение заявления в форме, описанной в приложении 4 указанного документа, а также предоставление схем и графических планов, раскрывающих места проведения исследований на территории ОКН в виде шурфов и зондажей. При разработке научно-проектной документации, согласно ГОСТ Р 55528-2013 (5.7) необходимо обеспечить выполнение перечисленных в статье пунктов. Так «при проведении последующих работ
необходимо учесть обязательность сохранения содержащейся в материальной структуре и художественном образе объекта культурного наследия информации, определяющей его подлинность, независимо от современных эстетических оценок, научную обоснованность, достоверность и полноту результатов исследований объекта культурного наследия и принимаемых архитектурных, инженерных и технологических решений, соответствие установленных в проектных решениях показателей качества конструкций, изделий, деталей и материалов нормативным значениям технической и технологической устойчивости зданий и сооружений» [6]. Стоит упомянуть и о Международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, которая закладывает общие принципы понятия подлинности, в которые входят четыре основополагающих принципа: подлинность материала, замысла, мастерства, окружения. В
совокупности эти признаки обозначают необходимость воссоздания исходных признаков объекта, для признания его подлинности. Вернемся к введенному ранее примеру. Внутренний двор главного корпуса оружейного завода в городе Ижевске не является особенностью здания с историко-культурной ценностью, поэтому изменение его исторического вида, которое заложено, по имеющимся на данный момент планам, может быть одобрено органом охраны ОКН. В тоже время уже восстановленная башня, которая была разрешена в результате пожара 3 июля 2018 года (рис. 1), должна обязательно быть восстановлена в первозданном виде (рис. 2), с учетом всех объектов малой архитектурной формы, а также с соблюдением исходных техник исполнения и материалов, так как данная башня обладает ценностью с точки зрения истории и архитектуры.
Рис. 1.
Рис. 2.
По такому же принципу идет разработка планов всей территории ОКН и объектов, находящихся на ней. Под территорией ОКН, подразумевается, согласно п. 1 ст. 3 ФЗ №73, «территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью». «В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта», то согласно ст. 45 ФЗ № 73, указанные работы проводятся при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и прописанными в нем нормами проведения строительных и реконструкционных работ объектов капитального строительства. Проведение самих строительных работ начинается после согласования проектной документации с органами, осуществляющими надзор в области охраны ОКН, формы контроля(надзора) за проведением строительных работ описаны в 4 гл. Административного регламента. В случае обнаружения отклонений от предоставленных планов или иных форм нарушений регулирующий орган вправе приостановить проведение работ до момента устранения всех
предъявленных претензий, так как согласно ст. 9 п. 8 ФЗ № 73, АОКН УР, в случае Удмуртской Республики, определяет общие принципы содержания объекта, а также проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, согласно ст. 45 ФЗ № 73, осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ [3]. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градо-
строительным кодексом Российской Федерации [3].
Финансирование ремонтно-
реставрационных работ ОКН выделяется из нескольких источников, описанных в ст. 13 ФЗ №73. В них входят: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, а также средства, предоставляемые физическими или юридическими лицами. В последнем случае предусмотрены специальные льготы, перечисленные в ст. 14 ФЗ №73. Финансирование реконструкции Ижевского оружейного завода в свою очередь основывается на средствах, полученных властями региона через Федеральную адресную инвестиционную программу. Финансирование таких проектов государством позволяет восстанавливать исторически важные здания для регионов, так как большая часть их ценности именно историко-культурная, частные инвесторы редко решаются вкладывать деньги в такие проекты, так как с финансовой точки зрения они невыгодны из-за большого срока окупаемости. Таким образом, выделение средств из государ-
ственных бюджетов является одним из способов стимулирования увеличения количества реконструкционных работ в отношении объектов культурного наследия.
В результате проведенного исследования, а также анализа результатов, можно сформулировать вывод, о том, что правовое регулирование реконструкции объектов культурного наследия является структурированной и прозрачной системой с удобной подачей документов, выдачей лицензий, а также системой финансирования данной области. В связи с этим проблема малых объемов реконструкций в Российской Федерации не является проблемой, связанной с правовым регулированием, однако, трудности могут возникать в процессе воссоздания исторического облика здания в соответствии с нормами, что, в свою очередь может вызывать опасения у компаний, юридических или физических лица в рамках работы над реконструкцией объектов культурного наследия. Данный аспект требует дополнительного изучения и может стать почвой для будущих исследований.
Библиографический список
1. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/.
2. Копысов, Е.А. Влияние городских символов на историю повседневности на примере Главного корпуса Ижевского оружейного завода / Е.А. Копысов // Ижевская башня. Материальные носители символического смысла как элементы культуры: Сборник материалов научно-практической конференции, Ижевск, 22 августа 2023 года. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2023. - С. 38-44. - EDN WXWEGE.
3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
4. Административный регламент «предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения» от 30 июля 2012 года N 811.
5. Приложение к приказу Министерства культуры РФ от 21 октября 2015 г. N 265.
6. ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» [актуализация: 01.01.2021].
- WpudunecKue nayHU -
ANALYSIS OF THE REASONS FOR SMALL VOLUMES OF RECONSTRUCTION FROM
THE POINT OF LEGAL REGULATION
D.K. Krasnov, Student V.Yu. Kostylev, Student
Supervisor: V.M. Shenshin, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. This article analyzes the reasons for small volumes of reconstruction from the point of view of legal regulation. A research was conducted on the pace of reconstruction of cultural heritage sites, regulatory and legal acts regulating their reconstruction were studied, methods of stimulating the growth of the pace of reconstruction applied by the state were analyzed, such as simplifying the system offiling documents or additional financing of projects. The project for the reconstruction of the main building of the arms factory in the city of Izhevsk was chosen as a positive example.
Keywords: reconstruction, cultural heritage sites, legal norms, regulatory framework, main building of the arms factory.