Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ / КОНЦЕПЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО СО-УЧАВСТВОВАНИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

В статье представлены результаты изучения причин криминализации личности несовершеннолетних и путей профилактики влияния криминальной субкультуры. На основе изучения теоретико-методологических и эмпирических данных исследователей определен генезис криминального поведения у несовершеннолетних. Выделены основные индивидуально-психологические особенности ювенального возраста, способствующие риску криминализации. На основе обобщения материала по теме исследования выяснен термин «криминализация личности несовершеннолетних». Представлен анализ причин распространения молодежной криминальной субкультуры и криминализации личности несовершеннолетних. Выделены и описаны специфические факторы криминализации личности подростков - аномалии психики, особенности социальной среды и индивидуально-психологические особенности. Представлены результаты анализа данных о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. Систематизированы многоуровневые программы профилактики делинквентного поведения среди подрастающего поколения за рубежом. Автором представлены методолого-теоретические ориентиры совершенствования противодействия влиянию атрибутов делинквентных молодежных и криминальной субкультур. Описаны общие направления концепции про социального со-участвования в программах по декриминализации несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CAUSES AND PREVENTION OF CRIMINALIZATION OF THE PERSONALITY OF MINORS

The article presents the results of studying the causes of the criminalization of the personality of minors and ways to prevent the influence of the criminal subculture. Based on the study of theoretical, methodological and empirical data of researchers, the genesis of criminal behavior in minors is determined. The main individual psychological features of juvenile age, which contribute to the risk of criminalization, are highlighted. Based on the generalization of the material on the topic of the study, the term "criminalization of the personality of minors" was clarified. An analysis of the reasons for the spread of youth criminal subculture and the criminalization of the personality of minors is presented. Identified and described the specific factors of criminalization of the personality of adolescents - anomalies of the psyche, features of the social environment and individual psychological characteristics. The results of the analysis of data on the state of crime and the results of the investigation of crimes committed by minors or with their complicity are presented. Systematized multi-level programs for the prevention of delinquent behavior among the younger generation abroad. The author presents methodological and theoretical guidelines for improving the counteraction to the influence of the attributes of delinquent youth and criminal subcultures. The general directions of the concept of social participation in programs for the decriminalization of juvenile convicts are described.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Если же в рассмотрении причин конфликта не рассматривать проявление «забронзовелости» личности, то также следует помнить, что конфликты возникают когда интересы (ожидания в удовлетворении потребностей) и связанные с ними действия не совпадают.

В. Зеланд в своей книге «Трансерфинг реальности» называет три ключевых потребности человека: признание собственной важности, здоровье и любовь (душевный комфорт) [5].

Мы снижаем важность человека когда оцениваем, критикуем, контролируем (то есть ограничиваем его свободу), игнорируем, сомневаемся, сравниваем, указываем, нарушаем личное пространство, оказываем давление и т.д. Все это ведет возникновению конфликта.

Признать важность человека мы можем через проявление уважения к нему, признания его достижений, его мнения и т.д.

Пожелание здоровья (даже мысленно) и проявление уважения и дружеского расположения также снизят уровень конфликтности в отношениях.

Причиной конфликта может быть участие человека в сценариях, которые создают другие люди. Такие сценарии описаны в работе Э. Берна «Игры, в которые играют люди» [2].

Создавать конфликты могут так называемые «психологические вампиры».

Психологический вампиризм - это грубое, неконтролируемое желание получить удовольствие при наименьшей затрате сил, постоянное стремление к легкому способу поднять себе настроение, но при этом испортить его кому-то другому.

В работах Э. Берна и М. Литвака раскрыт целый ряд таких типов личностей. Это «беспомощная личность», «синяя борода», «заботливая мать», «деловитый страдалец», «вечный принц» и т.д. [2, 9].

Каждый из них предлагает свой сценарий развития событий, который в конечном итоге может привести к конфликтам.

Ученые предлагают различные варианты защиты от конфликтных ситуаций. Например, применение методики психологического айкидо М. Литвака, работа с маятниками В. Зеланда и др. [5, 10].

Данные методики позволяют выйти из конфликтной ситуации без ущерба для ее участников.

Защитой от конфликтов для сотрудника организации могут стать:

• разработка и принятие единых требований (подразумевает наличие прав и соблюдение обязанностей, единство требований для всех, соблюдение требований роли специалиста, директора и т.д.);

• уважение к себе (принятие себя, достижение собственных целей, управление собственными эмоциями, забота о здоровье, саморазвитие, создание комфортной окружающей среды, отказ от участия в чужих сомнительных сценариях и т.д.);

• уважение к другим людям (признание важности человека, соблюдение правил этикета и т.д.);

• готовность к сотрудничеству.

Выводы. Если сотрудники организации смогут оценить свою роль в создании конфликтной ситуации и увидят чужие сценарии, участие в которых также приводит к конфликтам, если начнут уважать себя и других людей, примут единые требования организации и будут готовы в сотрудничестве находить взаимовыгодное решение проблем, то и уровень конфликтности в организации снизится.

Литература:

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - Москва: Академический проект, 2007. - 232 с.

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. - СПб., 1992. - 399 с.

3. Биричева, Е.В. Феноменология обиды / Е.В. Биричева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. - URL https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1335 (дата обращения: 06.10.2022).

4. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Триада, 1997. - 384 с.

5. Зеланд, В. Трансерфинг реальности. Ступени I-V. / В. Зеланд. - С-Пб., 2020. - 864 с.

6. Кабанова, Л.А. «Забронзовелость личности» сотрудников организации. Внутренняя и внешняя оценка / Л.А. Кабанова // Пути модернизации общества и государства в современных условиях: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов и студентов. - Дзержинск, 2011. - С. 285-287

7. Кабанова, Л.А. «Забронзовелость» личности как причина отсутствия эффективного взаимодействия в организации / Л.А. Кабанова // Духовное развитие общества - путь к истинному прогрессу: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции. - РАНХиГС ДФ, Дзержинск, 2014. - С. 83-86

8. Кабанова, Л.А. Менеджмент: учебное пособие / Л.А. Кабанова. - Дзержинск: Конкорд, 2016. - 177 с.

9.Литвак, М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 411 с.

10. Литвак, М.Е. Психологическое айкидо: учебное пособие / М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 218 с.

11.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Ленингр. отд-ние, 1983. - 255 с.

12. Хорни, К. Самоанализ / К .Хорни. - Москва: Акад. Проект, 2006. - 206 с.

13. Юнг, К. Конфликты детской души / Карл Густав Юнг. - Москва: Канон, 1995. - 333 с.

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В статье представлены результаты изучения причин криминализации личности несовершеннолетних и путей профилактики влияния криминальной субкультуры. На основе изучения теоретико-методологических и эмпирических данных исследователей определен генезис криминального поведения у несовершеннолетних. Выделены основные индивидуально-психологические особенности ювенального возраста, способствующие риску криминализации. На основе обобщения материала по теме исследования выяснен термин «криминализация личности несовершеннолетних». Представлен анализ причин распространения молодежной криминальной субкультуры и криминализации личности несовершеннолетних. Выделены и описаны специфические факторы криминализации личности подростков - аномалии психики, особенности социальной среды и индивидуально-психологические особенности. Представлены результаты

анализа данных о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. Систематизированы многоуровневые программы профилактики делинквентного поведения среди подрастающего поколения за рубежом. Автором представлены методолого-теоретические ориентиры совершенствования противодействия влиянию атрибутов делинквентных молодежных и криминальной субкультур. Описаны общие направления концепции про социального со-участвования в программах по декриминализации несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: несовершеннолетние, криминализация личности, делинквентное поведение, программы профилактики, концепция просоциального со-учавствования, ресоциализация.

Annotation. The article presents the results of studying the causes of the criminalization of the personality of minors and ways to prevent the influence of the criminal subculture. Based on the study of theoretical, methodological and empirical data of researchers, the genesis of criminal behavior in minors is determined. The main individual psychological features of juvenile age, which contribute to the risk of criminalization, are highlighted. Based on the generalization of the material on the topic of the study, the term "criminalization of the personality of minors" was clarified. An analysis of the reasons for the spread of youth criminal subculture and the criminalization of the personality of minors is presented. Identified and described the specific factors of criminalization of the personality of adolescents - anomalies of the psyche, features of the social environment and individual psychological characteristics. The results of the analysis of data on the state of crime and the results of the investigation of crimes committed by minors or with their complicity are presented. Systematized multi-level programs for the prevention of delinquent behavior among the younger generation abroad. The author presents methodological and theoretical guidelines for improving the counteraction to the influence of the attributes of delinquent youth and criminal subcultures. The general directions of the concept of social participation in programs for the decriminalization of juvenile convicts are described.

Key words: minors, criminal subculture, delinquent behavior, prevention programs, the concept of pro-social participation, resocialization.

Введение. Криминализация личности несовершеннолетних определяется исследователями как принятие норм и принципов своего рода разновидности контркультуры (криминальной субкультуры), нормы которой противопоставляются общепринятым социальным нормам и связаны с осознанным нарушением ее сторонниками уголовно-правовых норм [9, С. 126]. Отмечающаяся исследователями увеличение числа несовершеннолетних демонстрирующих асоциальные и правонарушающие образцы поведения обусловлено не только дефектами современного семейного и школьного воспитания [2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16]. Ювенальность выделена исследователями как неспецифический фактор криминального поведения, обусловленный особенностями подросткового возраста увеличивающими риск возникновения отклоняющегося поведения [4, С. 50].

Изложение основного материала статьи. Генез криминального поведения у несовершеннолетних и их индивидуально-психологические особенности (в частности криминальные формы агрессивности) изучались А.Е. Личко, Е.Г. Дозорцевой, С.Н. Ениколоповым, М.А. Алемаксиным, С.А, Беличевой, И.А. Невским, Л.М. Семенюк, И.А. Фурмановым, О.В. Липуновой, А.В. Вилковой, Т.Н. Собчик с соавт., С.В. Кулаковой, К.А. Тарасовым, R.H. Walters и др.

Специфическими факторами криминализации личности подростков исследователями определены: аномалии психики, особенности социальной и, в частности, микро социальной среды и индивидуально-психологические особенности. Факторы криминализации личности несовершеннолетних подразделяются исследователями на клинико-психопатологические, психологические и социально-психологические. Так, по данным эмпирических исследований клинико-психопатологические факторы криминализации обнаруживаются в не менее 50% случаев нарушения законности и правопорядка подростками. Наиболее часто данные факторы проявляются в наличии у подростков психических расстройств, в том числе расстройства органического спектра, личности, умственной отсталости различной степени выраженности и иных психических аномалиях [1, С. 7; 16, С. 297].

Психологическими факторами криминализации выступают такие свойства и качества личности как высокий уровень тревожности; неустойчивая неадекватная самооценка; агрессивность (такие ее формы как негативизм и враждебность, а также нарушение механизмов, сдерживающих агрессивные реакции), склонность к риску; психоэмоциональная неустойчивость, низкий уровень эмоционального интеллекта; ригидность, стремление к подражанию, внушаемость, юношеский эгоцентризм с гиперболизированной потребностью к групповой сопричастности и др. [9, С. 23].

Здесь же необходимо указать на важность и заметное усиление влияния социально-психологических факторов -происходит активизация влияния на подростков со стороны криминального сообщества, а также, в условиях глобализации значительное влияние оказывают СМИ, социальные аккаунты и т.д., романтизирующие правонарушения, как аспект борьбы за «справедливость», «борьбу за идею» и т.п. Происходит распространение и «демократизация» в обществе «законов» жизни преступных сообществ, модернизация уголовных традиций с учетом происходящих изменений с одновременным созданием ореола «мученичества» у находящихся в местах лишения свободы. Особенно ярко данное влияние проявляется при наличии в микросоциуме подростка лиц, пропагандирующих атрибуты и придерживающихся традиций криминальной субкультуры. В подобном окружении социализация личности подростка проходит с искажением общепринятых норм общения, ценностей, морали, формируется специфическое восприятие себя, других людей и мира в целом. Также среди основных аспектов анамнеза таких подростков отмечено наличие: аддикции и(или) психических аномалии у родственников, социальное сиротство, насилие в семье и т.д. [3, 4, 7]. Также в анамнезе подростков c делинквентным (от англ. Delinquency [14, С. 15] - правонарушение, проступок) поведением зачастую отмечаются бродяжничество, употребление спирантных напитков и сильнодействующих психотропных веществ в компании сверстников, криминогенное влияние неформальных молодежных групп и преступных групп со взрослыми рецидивистами [6, 10, 13]. С учетом стремления к группированию, итогом становиться появление делинквентных группировок несовершеннолетних, или смешанных по возрастному диапазону групп проступки и ценности которых лишь в незначительной степени пересекаются с просоциальными ценностями, но при этом требования социальных норм выполняются членами группировок лишь в случаях, когда: «...соответствуют их потребностям, интересам, установкам или осознается реальность серьезных наказаний» [13, С. 24].

Проведенный анализ данных о состоянии преступности и результатах расследования преступлений сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за период с 2019 года по август 2022 года показывает, что несовершеннолетними или при их соучастии совершено свыше 98472 преступления средней тяжести тяжких и особо тяжких. При наличии общей устойчивой динамики к снижению числа преступлений следует отметить прирост особо тяжких преступлений на август 2022 года с -11% до +9,4%, а также неустойчивость динамики к снижению тяжких преступлений - прирост на август 2022 года с -6,7% до -3,3% [12]. Также, здесь стоит отметить, что 90% убийств и случаев причинения тяжкого вреда здоровью совершено подростками в состоянии алкогольного опьянения [5, С. 152].

Необходимо учесть, что общее снижении динамики числа преступлений, в том числе и с участием несовершеннолетних, связаны не только с вниманием, уделяемым государством и обществом к профилактике подростковых правонарушений, но и с декриминализацией ряда статей Уголовного кодекса, а также с общей демографической ситуацией, а именно, снижением в РФ количества лиц подросткового возраста на протяжении ряда лет.

Происходящие тенденции характерны для мирового сообщества в целом и понимая важность организованного противодействия данным тенденциям в развитых странах создаются системы многоуровневой профилактики криминальному воздействию на подрастающее поколение. На рисунке 1 представлен анализ наиболее известных программ декриминализации подростков, большинство из которых являются комплексными с привлечением не только правоохранительных структур, но и общественных организаций (благотворительных фондов, традиционных религиозных конфессий, общин и т.д.).

Таблица 1

Программы декриминализации подростков

Программы профилактики Цель, направления, условия Где и кем осуществляется

Первичная профилактика. Программы «Projekt Headstart», «Big Brother», «Big Sister» и др. Предотвращение криминализации личности детей и подростков группы риска по криминализации и деструктивному поведению. С начальной школы. Комплексная индивидуальная и групповая работа с включением опеки и сопровождения взрослого.

Вторичная профилактика. «Модель Спергела». Снижение риска деструктивного поведения и работа по предотвращению дальнейшей криминализации. Организуется при фиксации не уголовно наказуемого преступления, деструктивного поведения. С начальной школы. Комплексная индивидуальная программа постоянного контроля и наблюдения группы специалистов (социальный работник, психолог, медработник, представитель правоохранительных органов и т.д.).

Трейтичная профилактика. «Реинтеграционная модель». Декриминализация. Как часть системы ресоциализации осужденного подростка. В пенитенциарных учреждениях. Сотрудники исправительного учреждения и представители общественных и иных организаций.

Выводы. Таким образом, на первоначальном этапе декриминализационные программы направлены на предотвращение криминального поведения до появления признаков поведенческого паттерна и работы по программам начинается с начальной школы [15, С. 22].

На втором этапе, при появлении агрессивного, антиобщественного, противозаконного поведения (не уголовно наказуемого), методы вторичной профилактики декриминализационных программ выполняются специализированно и более комплексно [15, С. 31].

Программы третичной профилактики проводятся уже в исправительных учреждениях для несовершеннолетних. Комплексность воздействия достигается не только благодаря специалистам исправительного учреждения, но и включением представителей общественных организаций и порой лиц, ранее отбывавших наказание, а ныне ведущих правопослушный образ жизни. Компонент «личностной реформации», включает многоплановое изучение личности, также разработку рекомендаций и реализацию индивидуальных программ коррекции. Второй компонент, «социальная реабилитация» обеспечивается путем формирования в процессе участия в групповых социально-реабилитационных программах мотивации просоциального поведения и навыков совладания с негативными эмоциональными состоянями и т.д., ненасильственного общения и конструктивного разрешения возникающих конфликтов.

Третья составляющая «поэтапная реинтеграция в общество» реализуется на основе прогрессивной системы отбывания наказания, а также целенаправленной подготовки осужденных к жизни на свободе, в том числе путем их вовлечения в «отвлекающие» и «попечительские» программы [5, 15].

Таким образом, проведенный анализ позволяет представить в качестве методолого-теоретических ориентиров организации комплексной профилактики криминальной субкультуры создание комплексной многоступенчатой программы декриминализации соновой которой должна выступать Концепции про-социального со-участвования в исправлении несовершеннолетнего. Основными принципами данной Концепции должны выступать индивидуальный подход, комплексность, этапность, сруктурно-деятельностный и про-социальный принципы. При создании программ декриминализации личности необходим учет специфических клинико-психопатологических, психологических и социально-психологических факторов, криминального анамнеза, сформированности жизненных стратегий несовершеннолетнего. Основой структуры концепции про-социального со-учавствования должно выступать не только включение несовершеннолетнего в разноплановые психокоррекционные программы, но и комплексная работа всех служб пенитенциарного учреждения, позволяющая интегрировать подростка в социально-нормативную и рационально организованную, воспитательную и развивающую среду, обеспечение его конструктивного про социального контактирования с родственниками и знакомыми, а также представителями традиционных религиозных конфессий и общественных организаций, членами патриотических молодежных движений и т.д., что обеспечит поэтапное повышение качества его жизненной стратегии. Комплексная профилактика криминальной зараженности несовершеннолетних отечественных пенитенциарных учреждений должна включать не только совершенствование российского законодательства и правоустанавливающих документов, которые регламентируют социокультурные требования к условиям содержания, но и обеспечить комплексность процесса исправления осужденного с учетом его индивидуальных особенностей и на основе имеющегося опыта успешной ресоциализации и поэтапного возвращения в общество, особенно в настоящее время, когда в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации начата реализация Службы пробации.

Литература:

1. Барыльник, Б.К вопросу о факторах преступного поведения среди несовершеннолетних с психическими нарушениями / Б.К. Барыльник // Социальная и клиническая психиатрия. - 2016. - № 2. - С. 5-9

2. Вилкова, А.В. Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних / А.В. Вилкова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2018. - № 2. -С. 28-30

3. Вилкова, А.В. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: о влиянии воспитательной системы на характер и динамику правонарушений / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 2. - С. 21-23

4. Григорьева, А.А. Криминализация несовершеннолетних как проблема современного общества (психологические, социально-психологические и клинико-психопатологические факторы) / А.А. Григорьева, Ю.С. Афонина, Т.Н. Кабанова // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 4(45). - С. 49-59

5. Казберов, П.Н. Экспертная психокоррекция в пенитенциарной сфере. Том 2. Психолого-педагогические аспекты проведения экспертами коррекционной работы в уголовно-исполнительной системе, с несовершеннолетними осужденными: учебник / П.Н. Казберов, А.В. Новиков, Д.Н. Слабкая, под общ. редакцией д.п.н., к.ю.н., доцента А.В. Новикова; ФКУ НИИ ФСИН России. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 164 с.

6. Корнакова, С.В. Современные тенденции насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними / С.В. Корнакова, С.А. Корягина // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. -№ 1. - С. 148-155

7. Кулакова, С.В. Историко-психологический анализ феномена криминальной субкультуры несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных / С.В. Кулакова // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: Научно-практическое ежеквартальное издание / ФКУ НИИ ФСИН России. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. -С. 158-162

8. Кулакова, С.В. Учет гендерных аспектов осужденных ювенального возраста женского пола / С.В. Кулакова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2021. - № 1. - С. 10-13

9. Кулакова, С.В. Учет особенностей личности несовершеннолетних осужденных при организации комплексной работы по ресоциализации / С.В. Кулакова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. -№ 6. - С. 22-24

10. Маришин, С.В. Особенности применения программы по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных с использованием приемов и методов арт-терапии "Вырвись из круга" / С.В. Маришин // Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН России: Сборник статей / Под общей редакцией А.А. Середина. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. - С. 125-129

11. Маслов, В.В. Психолого-педагогические методы воздействия на несовершеннолетних осужденных в процессе их ресоциализации: учебно-методическое пособие / В.В. Маслов, Ю.Л. Бондарцова. - 2-е изд. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2006. - 142 с.

12. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. «chart4-Erc» (код 494) «СВЕДЕНИЯ о состоянии преступности и результатах расследования преступлений», утверждена приказом Росстата от 13 октября 2009 г. № 222. Предоставляют информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. - URL: http://crimestat.ru/offenses_ (дата обращения: 01.10.2022).

13. Поздняков, В.М. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых: Методические рекомендации / В.М. Поздняков, М.Г. Дебольский, Д.Е. Дикопольцев, М.М. Москвитина, М.П. Чернышкова / под общей ред. д. пс.н., профессора В.М. Позднякова; ФКУ НИИ ФСИН России. -Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. - 87 с.

14. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. - М., 1988. - С. 15.

15. Caplan, Н. Deviant Behavior in Defense of Self / Н. Caplan. - N Y., 1980. - 46 p.

16. Milojevic, S. Bad past, gloomy future: The trait emotional intelligence profile of juvenile offenders / S. Milojevic, A.A. Dimitrijevic, Z.J. Marjanovic, A. Dimitrijevic // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 94. - P. 295-298

Психология

УДК 159.99: 373.24

кандидат психологических наук Лаптева Юлия Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); старший преподаватель Гребенщикова Наталья Петровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Цель статьи - выявление характеристик и условий развития показателей эмпатии детей 4-7 лет. В статье обозначены показатели трехкомпонентной структуры эмпатии. К таким показателям авторы относят способность к дифференциации и идентификации эмоций разной модальности; способность к идентификации с другими и эмпатии; социальное опосредование эмоций и просоциальная мотивация поступков. Понимание механизмов личностного развития и возрастной динамики показателей эмпатии в период дошкольного детства позволяет грамотно подойти к реализации задач педагогической деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации. Возрастные характеристики развития эмпатии описываются на основе анализа экспериментальных данных, полученных на выборке детей 4-7 лет. Установлено, что расширение опыта социального взаимодействия в дошкольный период детства приводит к зарождению социального уровня опосредования и просоциальной мотивации поведения и совершенствованию форм эмпатии. Возраст 5-7 лет сензитивнен для решения задач целенаправленного развития эмпатии детей. Системная работа по развитию эмпатии определяет необходимость выделения взаимосвязанных направлений: диагностического, развивающего, консультативно-профилактического. Выделены задачи и условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Эффективность педагогической работы по развитию эмпатии детей обеспечивается учетом индивидуальных и возрастных характеристик эмпатии, активным использованием потенциала совместной коллективной деятельности, построением взаимодействия в системе «взрослый - ребенок» для обеспечения комфортного позитивного эмоционального мироощущения, повышением эмоциональной культуры взрослых, выступающих ориентиром эмоциональных проявлений для дошкольников. Ключевые положения статьи могут быть использованы в педагогической деятельности при определении содержательных и методических аспектов развития эмпатии.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональная сфера детей, эмоциональная децентрация, эмпатия, эмпатийное поведение, социальное опосредование эмоций, условия развития эмпатии.

Annotation. The purpose of the article is to identify the characteristics and conditions for the development of empathy indicators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.