УДК 616.002.951.21:[613.281:614.9]
АНАЛИЗ ПРИЧИН ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОИ СИТУАЦИИ ПО ТЕНИОЗАМ ЧЕЛОВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК РИСКА ЗАРАЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Доронин-Доргелинский Е.А., Сиекоеа Т.Н.
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА
Введение. Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 15.10.2015 №6, паразитарные болезни в структуре инфекционных заболеваний в регионе занимают третье место после ОРВИ и ветряной оспы. Сложившаяся неблагоприятная ситуация по паразитарным зоонозам, в том числе по тениаринхозу и тениозу, является помимо всего прочего следствием объективных факторов риска, недостаточного межведомственного взаимодействия, а также наличия невыявленных источников инвазии [3].
Цель исследования - провести анализ причин и критических точек риска поражения населения тениозами, изучить эпидемиологическую отчетность, данные ветеринарно-санитарной экспертизы (далее-ВСЭ) говядины и свинины, динамику выявления и распространения случаев финноза в тушах крупного рогатого скота и свиней в зависимости от места проведения ВСЭ.
Материалы исследования. Статистическая отчетность (Форма №5-вет) за период 2011-2015 гг. на территории, подведомственной ГБУ ВПК «Пермская СББЖ», а также данные «Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю за этот же период. Методы исследования - статистический и логический.
Результаты. За период 2011-2015 гг. по данным «Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю было выявлено 16 больных тениаринхозом и 14 - тениозом (Рис.).
6 5 4 3 2 1 0
□ тениаринхоз
□ тениоз
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. Динамика заболеваемости населения Пермского края тениаринхозом и
тениозом
Отмечается тенденция к снижению количества случаев выявления инвазии Taenia solium, в то время как зараженность Taeniarhynchus saginatus носит волнообразный характер.
Нами были проанализированы причины, способствующие сложившейся эпидемиологической ситуации, и определены критические точки риска заражения человека по тениозам в Пермском крае, как и других регионах РФ:
- невыполнение комплекса противоэпизоотических мероприятий в мелкотоварных и личных подсобных хозяйствах занимающихся выращиванием животных;
- убой сельскохозяйственных и промысловых животных на мясо для личного употребления, запрещенный подворный и внутрихозяйственный убой;
- реализация говядины и свинины без проведения ВСЭ, некачественная ВСЭ туш и органов;
- несовершенный ветеринарный контроль и надзор, в том числе за режимами и способами обеззараживания мяса и мясопродуктов;
- несоблюдение технологии производства готовых мясных продуктов;
- тенденция покупательского спроса и предложения на охлажденное мясо;
- современные кулинарные предпочтения населения употребления мяса с разной степенью прожарки BlueRare (сырое с корочкой), Rare (с кровью), Medium (розоватого цвета);
- традиционное сыромясоедение среди определенных групп населения, употребление и пробование сырого фарша.
Вышеуказанные причины и критические точки напрямую вытекают из уровня, качества и места проведения ветеринарно-санитарных мероприятий.
По сведениям Формы №5-вет за период 2011-2016 гг. на территории, подведомственной ГБУВПК «Пермская СББЖ» (г. Пермь, Пермский и Краснокамский районы Пермского края), ветеринарно-санитарной экспертизе, включающей и исследования на наличие тканевых паразитов, подвергали туши как сельскохозяйственных, так и диких промысловых животных.
Так, за указанный период из 65 971 туши крупного рогатого скота Cysticercus bovis обнаружили в 19 (0,03%), причем 18 выявили при повторной экспертизе на рынках, что свидетельствует о некачественной ВСЭ на местах убоя. Интересно также отметить, что 4 из этих туш были получены из п. Ласьва Кранокамского района в 2011, 2012 и 2014 гг., в котором функционирует стационарный неблагополучный очаг инвазии.
В свинине (896 737 туш) Cysticercus cellulosae за обозначенный период вообще не регистрировали. Необходимо, однако, отметить, что подавляющее большинство свиных туш, прошедших ВСЭ на данной территории, поступило из ОАО «Свинокомплекс Пермский», благополучному по паразитарным заболеваниям.
В 19 обследованных тушах дикого кабана свиного цистицерка также не выявляли.
С пораженными органами и тушами поступали согласно установленных ветеринарно-санитарных правил [1,2].
Следует отметить, что в лаборатории ВСЭ на рынках поступает лишь незначительная часть говядины и свинины, тогда как больший ее объем
направляется в цеха переработки, торговую сеть, предприятия общественного питания, в том числе и детские учреждения, и т.д. с результатами первичной ВСЭ, качество которой, по нашему мнению, исходя из представленных материалов, не всегда обеспечивает безопасность продукции в отношении финноза.
Заключение. Таким образом, на территории Пермского края регистрируют случаи тениаринхоза и тениоза у людей. При этом финноз крупного рогатого скота часто выявляют при повторной ВСЭ туш и органов на рынках. Цистицеркоз свиней при ВСЭ не регистрируют, что свидетельствует о наличии невыявленных источников инвазии. Невыполнение противоэпизоотических мероприятий, убой животных и реализация продукции в обход ветеринарного контроля, некачественная экспертиза повышают вероятность заражения населения. Критическими точками риска являются современные тенденции культуры питания.
Литература: 1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2014 г. № 50 «Об утверждении СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ». 2. Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов. Утверждены Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27.12.1983 г. (с изм. и доп. от 17.06.1988 г.). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю № 6 от 15.10.2015 г. «Об усилении мероприятий по профилактике паразитарных заболеваний на территории Пермского края».
Analysis of the reasons of epidemiological situation on Taenia spp. infections in humans at the Perm Territory and identification of critical points of the risk for population to be infected. Doronin-Dorgelinsky E.A, Sivkova T.N. Perm State Agricultural Academy.
Summary. At the Perm Territory cases of Taeniarhynchus saginatus and Taenia solium infections among humans are being recorded. In this case Cysticercus bovis is often detected in cattle carcasses when carcasses and organs are subjected to repeated veterinary inspection at markets. C. cellulosa of pigs is not recorded at veterinary inspection. Non-fulfillment of antiepizootic measures, slaughter of animals and sale of products bypassing veterinary control and poor veterinary inspection increase the probability for population to be infected. Critical points of risk are modern trends in food culture.