Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
830
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Ключевые слова
биологические факторы / психологические факторы / социально-психологические факторы / Индивидуальные факторы / Личностные факторы

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нодирабону Фазлиддиновна Курбанова

В статье анализируются теоретические и технологические основы диагностики и прогнозирования девиантного поведения в молодежной среде. Систематизированы методы и методики ранней диагностики склонности к различным формам девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ»

АНАЛИЗ ПРИЧИН, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ

ПОВЕДЕНИЕ

Нодирабону Фазлиддиновна Курбанова

Международная Исламская Академия Узбекистана Магистрант 2-го курса

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются теоретические и технологические основы диагностики и прогнозирования девиантного поведения в молодежной среде .

истематизированы методы и методики ранне диагностики склонности к различным формам девиантного поведения .

Ключевые слова: биологические факторы, психологические факторы, социально-психологические факторы, Индивидуальные факторы, Личностные факторы

евиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными возде ствую ими факторами, такими как кономические, социальные, демографические, культурологические, психологические и др ля выявления основных направлени психодиагностики в профилактическо и коррекционно работе с девиантными личностями необходимо исходить из анализа причин отклоняющегося поведения.

о мнению а ково и В Миха лово , факторы отклоняю егося

поведения можно сгруппировать в три кластера:

- биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка нару ения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервно системы, телесные дефекты, дефекты речи и др . );

- психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера анные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повы аю их возбудимость нервно системы и обуславливаю их неадекватные реакции подростка;

- социально-психологические факторы . Они выражаются в дефектах кольного, семе ного или об ественного воспитания, в их основе -

игнорирование половозрастных и индивидуальных особенносте дете , приводя ее к нару ениям процесса социализации Миха лова В , 2 )

ругие авторы предлагают следую ую классификацию факторов девиантного поведения:

- Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида

- Психолого-педагогические факторы, проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания .

- Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе .

- Личностные факторы, которые, прежде всего, проявляются в активно-избирательном отно ении индивида к предпочитаемо среде об ения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим возде ствиям семьи, колы, об ественности, а также в личных ценностных ориентациях и лично способности к саморегулированию своего поведения

- Социальные факторы, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями существования общества (Гриценко А . В . , 2003) .

Исследователями выделяются внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

- потребность в престиже, в самоуважении по некоторым данным, у несовер еннолетних правонару ителе наблюдается преждевременное развитие

то потребности в 2 - 3 лет, причем она развита сильнее, чем у их законопослушных сверстников);

Ю. Е. Алешина и Е. В .Лекторская, изучая процесс усвоения половой роли, при ли к выводу о том, что многочисленные проявления отклоняю егося поведения подростков мужского пола связаны со сложностями становления полово идентичности, маскулинности у ествование в на ем об естве дво ного стандарта по отно ению к требованиям, пред являемым к маскулинности и фемининности, «жесткий» набор качеств, входящий в стереотип настоя его мужчины , засилье жен ин в воспитательном процессе, отсутствие реальных сфер деятельности для воспитания таких истинно мужских качеств, как инициативность, смелость и т п , - все то приводит мо- лодого человека к поиску альтернативных сфер проявления мужественности - уходу в асоциальное поведение (Алешина Ю . Е . , Лекторская Е . В . , 1 984).

екоторые исследователи приходят к выводу о том, что резки рост девиантного поведения несовер еннолетних женского пола, зафиксированны в последние несколько лет, свидетельствует о снижении степень принятия женско социально роли, о готовности девочек-подростков к поведению по мужскому типу омимо специфических женских форм отклоняю егося поведения, деву ки принимают мужские стереотипы девиантного поведения и часто их поступки имеют мужско характер у невич В , 2 )

Следует заметить, что отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального, неэ стетичного поведения практически не имеет гендерных различий (Менделевич В . Д . , 200 1 ) .

Ю. М.Антонян, Л.В .Перцова, Л. С . Саблина ( 1 99 1 ) отмечают, что причины делинквентного поведения девочек заключены в семье, которая не контролирует их сексуальную активность, не формирует у них стиль жизни, манеры держаться, прису их традиционно жен ине черт пассивности, заботливости, чувствительности В гендерном аспекте подростковая делинквентность в статистике представлена кра не редко и только в об ем виде днако отмечается, что усилия социальных учреждени должны быть направлены на воспроизведение тако идеологии семьи, которая бы выполняла функции контроля и справлялась с задачами социализации

Л . Б . Шнейдер приводит следующий перечень конкретных причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

- стремление получить сильные впечатления;

- заболевания;

-повы енная возбудимость, импульсивность, неумение контролировать себя;

- неблагополучная ситуация в семье;

- стремление к самостоятельности и независимости;

- недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; - отставание в учебе;

- пренебрежение со стороны сверстников;

- непонимание взрослыми трудностей детей;

- недостаточная уверенность ребенка в себе;

- отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

- стрессовые жизненные ситуации;

- напряженная социально-э кономическая ситуация в жизни ребенка

(плохая обеспеченность, безработица родителей );

- примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ; -чрезмерная занятость родителе ;

- конфликты с родителями;

- обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

- постоянные нарекания, брань в семье;

- слабость интеллектуальной сферы ребенка;

- повышенная коммуникативность детей;

- низкий уровень эмоционально-волевого контроля;

- одиночество, непонимание другими;

- излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

- неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

- генетическая предрасположенность;

- неравномерность психофизического и полового созревания;

- отсутствие навыков социального поведения;

- снижение культуры, интеллектуального уровня;

- масса свободного времени;

- скука;

- желание обратить на себя внимание;

- неполные семьи;

- экономическая нестабильность;

- влияние улицы

Среди традиционных причин, обусловливающих проблему девиантного поведения молодежи, в психологии вычленяются следующие:

- во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психическо перестро ко (Ф . Дольто, Д . И. Фельдштейн, Э . Эриксон);

- во-вторых, пограничность и неопределенность социального поведения и положения (Л . Б . Филонов, Е . В . Васкэ );

- в-третьих, противоречия, обусловленные перестро ко механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении вне них форм и послу ания, уже не де ствуют, а взрослые способы, предполагаю ие сознательную дисциплину и самоконтроль, е е не сложились и не окрепли

оциальными факторами, способствую ими девиантному поведению, считаются следую ие: кольные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантно группы ри том, одним из важне их факторов девиантного поведения, являются девиантные сверстники аличие девиантно группы:

- облегчает совер ение девиантных де стви , если личность к ним внутренне не готова;

- обеспечивает психологическую подготовку, поддержку и поо рение в таких де ствиях;

- умень ает ффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонносте

индивидуально-личностным факторам, способствую им девиантному поведению, относятся: локус контроля, низки уровень самоуважения, негативное самовосприятие Локус контроля - понятие, характеризую ее локализацию причин, исходя из которых человек об ясняет свое поведение и наблюдаемое им поведение других людей . У девиантных подростков локус контроля, как правило, экстернальный . Низкий уровень самоуважения проявляется в том, что, не найдя

признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе .

Одной из причин девиантного поведения является негативное самовосприятие егативное самовосприятие подростков складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:

-во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценностных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или соверш ают отрицательные дей ствия;

-во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;

-в-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологическо за иты, позволяю ие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта (Шнейдер Л . Б . ,

2005).

Психологические исследования А.Г .Асмолова, показали, что поведенческие нару ения имеют особы личностны смысл, во время их совер ения актуализируются смысловые установки . Индивидуальные личностные установки -результат усвоения инвариантов норм, традиций данной субкультуры . Все это относится и к противоправным установкам: готовности к совер ению де стви , имею их девиантны характер

у ествуют следую ие формы противоправных установок:

- готовность к агрессивному поведению во взаимоотно ениях с другими людьми, склонность ре ать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера по об ению в качестве средства стабилизации самооценки;

- готовность к саморазру аю ему и самоповреждаю ему поведению то поведение направлено на причинение вреда самому себе, с ним связаны такие показатели, как низкая ценность собственно жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых о у ениях, садомазохистские тенденции);

- готовность к аддиктивному поведению предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу ре ения личностных проблем, ориентация на чувственную сторону жизни, наличие сенсорно жажды и гедонистически ориентированных норм и ценносте );

- готовность к делинквентному асоциальному) поведению

- предрасположенность к вступлению в конфликт с об епринятым образом жизни и правовыми нормами тот потенциал в определенных ситуациях легко реализуется в антисоциальном, преступном поведении

Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к учебе и познанию . Подростки - делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового об ения оль инство тих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом . Им сво ственны выраженные акцентуации характера, наиболее частые из которых -эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. По данным А.А. Реана, во всех случаях имеется не один, а два- три пика дисгармоничности в профиле характера подростка одавляю ее боль инство подростков с отклоняю имся поведением - мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отно ения тих подростков имеют высокую конфликтность

Е . В . З аика, выделяют личностные особенности делинквентных подростков, свидетельствующие о деформации их характера - так называемый, криминогенный комплекс личности несовершеннолетнего правонарушителя: наличие конфликтов с окружаю ими, неприязненное отно ение к позиции взрослого; заниженная у 56% подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением;

Т . Г . Визель, обобщая результаты эмпирических исследований, констатирует у подростка с девиантным поведением следую ие психологические особенности: неприятие педагогических возде стви ; неумение преодолевать трудности; игнорирование препятстви ; сверхнапряженность; апатичная подчиненность группе с асоциальными установками; сниженная самокритичность, дво но локус контроля; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденны систематическими учебными неуспехами; негативные установки к учебно деятельности, физическому труду, к себе и окружаю им людям; слабость самоконтроля, склонность неадекватно реагировать на фрустрирую ие обстоятельства; кра няя степень гоцентрированности; агрессивность

Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально -психологических стереотипах, имеют зависимость от вне них услови , ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения. Не случайно Ю .В . Кудрявцев ( 1 989) отмечает, что криминальная личность отличается от личности с нормативным поведением не каким-то единственным качеством, а симптомокомплексом личностных особенностей, обуславливающих трансситуативное (личностно устойчивое) поведение, а также взаимодействием ситуативных и трансситуативных

(личностных) факторов . При э том ситуации преступления ( алкогольное опьянение, ссора, спровоцировав ая импульсивную агрессию) являются обычно катализатором, пусковым механизмом давно сформировав ихся тенденци личности

одавляю ее боль инство исследователе девиантного поведения подростков отмечают, что им сво ственна недисциплинированность, наблюдается недостаточное развитие познавательных качеств: памяти, внимания, абстрактного мы ления так как ти качества у них не упражняются), что часто вед т к нелогичности мы ления тому способствует праздны образ жизни, поскольку они не любят трудиться и учиться, но дос- таточно выражен практически аспект лучаи правонару ени во много раз ча е совер аются мальчиками, чем девочками, и то более распространено в городах, чем в сельско местности б им для всех девиантных подростков является:

- преобладание моционально сферы над рационально ;

- преобладание отрицательных моци над положительными;

- отрицательное отно ение к уч бе

оль инство отечественных ученых подчеркивают, что характерно черто «трудных» подростков является эгоизм, ведущими мотивами поведения становятся их собственные, ча е всего материальные, примитивные потребности, сиюминутные желания и прихоти . У девиантного подростка не развито чувство долга, он не честен и безответственен, имеет отрицательны нравственны идеал Имеет место подмена нравственных поняти ни склонны поддаваться влиянию взрослых правонару ителе и подражанию криминально романтике

В . Д . Менделевич подчеркивает, что при психопатологических типах девиантного поведения также в большей степени значимы индивидуально -психологические особенности человека, а влияние ситуативных факторов нивелируется

Подводя итоги анализа причин происхождения девиантного поведения, следует отметить единство мнени зарубежных и отечественных ученых о важности семеиного воспитания. С емья всегда считалась агентом социализации индивида в обществе . В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свой ственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния колы, об ества в целом

Е . И. Рогов выделяет начальный этап девиантного поведения - психическую депривацию. Понятие «« психическая депривация »» ( 3 . Матейчик, 1 984) пут ё м включения в систему научного анализа не только рас ирило представление о роли средового фактора, но и поставило вопрос о связи между нару ениями социализации и хроническими, конфликтными ситуациями то состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда реб нку не представляется

возможным удовлетворить основные психические потребности в течение длительного периода жизни

Проявление психической депривации охватывает широкий диапазон изменени личности: от л гких странносте до глубоких поражени интеллекта, воли, характера, либо может проявляться в невротических признаках олагается, что психическая депривация вызывается нару ением привязанности ривязанность подразумевает продолжительные, моционально насы енные взаимоотно ения, возникаю ие в период раннего детства между реб нком и лицом (обычно это мать), осуществляющим первичный уход . Согласно этой концепции младенец глубоко социален с момента рождения, и в тех случаях, когда уход и забота неадекватны, у реб нка развивается недостаточность в чувствах к себе и другим ри длительно сепарации дете раннего возраста от родителе , первичная моциональная реакция носит характер плача и протеста; в последую ем следует отказ от еды, неучастие в непосредственном окружении огда реб нок вновь возвра ается к родителям, вместо реакции привязанности у него формируется реакция избегания или отмечается амбивалентное, неуверенное отно ение и поведение ормы избегаю его амбивалентного) поведения, однажды сформировав иеся, имеют тенденцию закрепляться и становиться частью личности, определяют последую ие проблемы поведения, плохо контроль импульсов, низкую самооценку (Р . Р . Кообок, А . С кери, 1 988; М . Майн, 1985) .

В отечественно и зарубежно психологии при оценке семе ного фактора, начиная с работ Дж. Б оулби, Шпица, ведущее значение придаётся отсутствию матери («материнской» депривации) . Особая значимость данных явлений наблюдалась у детей, находящихся на интернатном содержании . С огласно концепции ж оулби, нару ения социализации, связанные с отсутствием материнского заботливого отношения к детям в возрасте с рождения до 2 лет, проявляются в задержке их моционально-личностного, речевого развития И огов определил следую ие формы психическо депривации: ) епривация стимульная сенсорная) - пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость

2) епривация значени когнитивная) - сли ком изменчивая хаотическая структура вне него мира без ч ткого упорядочения и смысла, которая не да т возможности понимать, предвосхи ать и регулировать происходя ее извне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3)Депривация э моционального отношения (э моциональная) - недостаточная возможность для установления интимного эмоционально отношения к какому— либо лицу или разрыв подобно моционально связи, если такая уже была создана

) епривация идентичности социальная) - ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли (Рогов Е . И . , 2002) . ЛИ А У А

еличева А ревентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников . - СПб . : Питер,20 12. - 336 с .

2 урлачук Л , Морозов М ловарь-справочник по психодиагностике

- СПб . : Питер, 1 999. - 528 с .

3 Вассерман Л И , Горьковая И А , омицына одители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогическо практике - б : ечь, 2 - 256с

авыдов Г , ломов Методика диагностики диспозици насильственного экстремизма // Психологическая диагностика. 2 0 1 7 . Том 1 4 , No 1 .

- С . 78-98.

6 иагностика моционально-нравственного развития / ед и сост И ерманова - б : ечь, 2 2 - 7 с

7 митриев М Г рактикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков - б : А И , 2 8 - 263 с

8 митриев М Г , елов В Г , арфенов А сихолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков - б : А «ПОНИ» , 20 1 0 . - 3 1 6 с .

9 мановская В евиантология: сихология отклоняю егося поведения) -М : Академия, 2 8 - 288 с

мановская В ыбников В евиантное поведение личности и группы СПб . : Питер . - 2011. -352 с .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.