Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕВРОПЕЙСКИХ И АЗИАТСКИХ СТРАН)'

АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕВРОПЕЙСКИХ И АЗИАТСКИХ СТРАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Яна Львовна, Киселева Надежда Михайловна, Полуйкова Светлана Юрьевна, Чичерина Надежда Николаевна

Статья посвящена анализу преимуществ и недостатков программ академической мобильности на основе анализа требований, предъявляемым к абитуриентам, а также условий обучения в некоторых странах внутри и за пределами Европы. Чтобы воспользоваться образовательными возможностями, будущим студентам необходимо соответствовать целому ряду определенных требований, различающихся в зависимости от страны, выбранной специальности и конкретного учебного заведения. Как показывает анализ имеющихся данных, выбор соответствующей программы академической мобильности может быть осложнен многими факторами, среди которых наиболее существенными являются: необходимость изучения языка обучения, наличие программ социальной адаптации, возможность изучить выбранную специальность на английском языке и возможность приобретения практического опыта будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенина Яна Львовна, Киселева Надежда Михайловна, Полуйкова Светлана Юрьевна, Чичерина Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ADVANTAGES OF INTERNATIONAL STUDENT MOBILITY PROGRAMS (BASED ON COUNTRIES IN AND OUTSIDE EUROPE)

This article is devoted to analysis of advantages of international student mobility programs and requirements for future students, as of educational environment in countries in and outside Europe. The article based on studies and education portal’s database relating to this subject. To benefit the large number of educational opportunities the future students need to meet the several requirements, which vary depending on the country, higher education areas of specialization and a particular educational institution. Analysis of available data shows that the choice of appropriate educational program might become complicated by multiple factors, among them are need to study the language of education, existence of student social adaptation programs as well as English-speaking education programs. Considerable advantages have included the opportunity to get experience in future professional activity.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕВРОПЕЙСКИХ И АЗИАТСКИХ СТРАН)»

Анализ преимуществ программ академической мобильности (на материале европейских и азиатских стран)

Горшенина Яна Львовна,

канд. педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и межкультурной филологии, Омский государственный педагогический университет E-mail: evangelina7@mail.ru

Киселева Надежда Михайловна,

канд. филол. наук, доцент кафедры немецкого языка и межкультурной филологии, Омский государственный педагогический университет E-mail: kisselova.nadja@mail.ru

Полуйкова Светлана Юрьевна,

канд. педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и межкультурной филологии, Омский государственный педагогический университет E-mail: s_poluikova@mail.ru

Чичерина Надежда Николаевна,

к. пед. наук, доцент, кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО «Омский Государственный Педагогический университет» E-mail: chicherina-nadezda@yandex.ru

Статья посвящена анализу преимуществ и недостатков программ академической мобильности на основе анализа требований, предъявляемым к абитуриентам, а также условий обучения в некоторых странах внутри и за пределами Европы. Чтобы воспользоваться образовательными возможностями, будущим студентам необходимо соответствовать целому ряду определенных требований, различающихся в зависимости от страны, выбранной специальности и конкретного учебного заведения. Как показывает анализ имеющихся данных, выбор соответствующей программы академической мобильности может быть осложнен многими факторами, среди которых наиболее существенными являются: необходимость изучения языка обучения, наличие программ социальной адаптации, возможность изучить выбранную специальность на английском языке и возможность приобретения практического опыта будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: программы академической мобильности, необходимость изучения языка преподавания, программы социальной адаптации студентов, образовательные программы на английском языке, практический опыт будущей профессиональной деятельности.

о с

U

см см о см

Известно, что процесс интернационализации высшего профессионального образования развивается под влиянием многих факторов, с одной стороны, это интересы и потребности студентов, магистрантов и профессорско-преподавательского состава, с другой - интересы таких крупных объединений, как университеты, национальные общественно-политические организации и наднациональные объединения, такие как Европейский союз. Для студентов и преподавателей одним из главных инструментов интернационализации является участие в программе академической мобильности, возможность обучаться, преподавать или осуществлять исследования в новой культурной среде, что непосредственно способствует развития профессиональных компетенций. Для студентов бакалавриата и магистратуры обучение в другом вузе в течение одного или нескольких семестров уже практически является непременным условием обучения. Кроме того, многие будущие студенты планируют пройти полный срок обучения в одном из университетов за пределами страны. Таким образом, актуальной становится проблема выбора соответствующего учебного заведения.

Нам представляется интересным проанализировать преимущества программ академической мобильности с точки зрения их непосредственных участников - студентов и магистрантов.

Анализ литературы по данной теме позволил выявить следующие наиболее значимые позиции, согласно которым осуществляется выбор учреждения высшего образования. Как выяснилось, для будущего студента существенным фактором является необходимость изучения языка обучения. Поэтому можно предположить, что при выборе программы академической мобильности потенциальные студенты не в последнюю очередь руководствуются местонахождением учебного заведения. Нам представляется очевидным, что такие факторы как совпадение родного языка с языком преподавания, схожесть культурных традиций и представлений играют большую роль. Например, между такими странами как Китай, Япония и Южная Корея, существует соглашение о программе взаимного академического обмена, известное как Collective Action for the Mobility Program of University Students (CAMPUS Asia). Основой этой программы является соглашение о взаимозачетах кредитных единиц и признание двухуровневой системы обучения; программа ориентирована также и на постдипломное образование [1].

Созданная Европейским союзом программа академического обмена Erasmus+ «Student Credit

Mobility and Staff Mobility» обеспечивает мобильность в области образования и профессионального обучения в рамках европейского континента и базируется на тех же соглашениях, что и программа CAMPUS Asia.

Выбор этих программ представляется для будущих студентов удачным решением прежде всего потому, что не предполагает значительных перемен по сравнению с привычным культурным окружением. Но для определенного количества будущих студентов получение профессионального образования за пределами своего региона является необходимым шагом. Как свидетельствуют многочисленные социологические исследования, ключевую роль здесь играет выбор будущей специальности и репутация учреждения высшего образования. Другими важными факторами, влияющими на выбор, называют стоимость курса обучения; возможность пройти преддипломную практику на базе выбранного учебного заведения; возможность работы в период обучения в сфере, непосредственно связанной с будущей профессиональной деятельностью; а также и гарантии трудоустройства после получения диплома в случае, если выпускник принимает решение остаться в стране.

Мы предприняли попытку анализа названных факторов, руководствуясь сведениями о программах академической мобильности в следующих странах: Канада, привлекательная для англоязычных студентов, Германия, как страна Евросоюза, а также Китай и Япония, как страны восточного региона.

Исходя из заинтересованности каждой конкретной страны в привлечении талантливых иностранных студентов, мы проанализировали, преимущества программ академической мобильно-стив соответствии с факторами, важными для будущих студентов.

Преимущества получения образования в Канаде касаются, в-основном, периода после получения диплома. Стоит отметить, что студентам старших курсов предоставляется возможность работы по специальности, которая непосредственно связана с будущей квалификацией. Такая практика, позволяющая приобрести определенный опыт, несомненно, будет иметь значение при будущем поиске работы. Что касается языка обучения, то учреждения высшего образования Канады ориентированы на студентов, для которых английский или французский язык является родным, обучение на других языках не осуществляется, поэтому для иностранных студентов хорошее знание этих языков является обязательным. Если рассматривать стоимость обучения, то она остается одинаковой для всех категорий студентов, включая иностранных.

Тем не менее, для привлечения иностранных студентов учреждения высшего образования предоставляют определенные льготы, например, возможность продлить пребывание в стране после завершения обучения, причем это касается всех

студентов, независимо от того, обучаются ли они только один семестр или проходят полный курс обучения. Иностранным студентам после получения диплома предоставляется возможность работы в государственных университетах на условиях контракта, заключаемого на короткий срок. Как свидетельствуют данные Канадской Службы Международного Образования (CBIE), более 51% выпускников планируют дальнейшее пребывание или поиск работы в стране после окончания срока контракта.

Согласно данным образовательного портала [2], иностранные студенты в Канаде после получения диплома имеют возможность найти работу, так как многие отрасли экономики испытывают нехватку квалифицированных кадров. В-основном это такие сферы как машиностроение и инженерное дело, управление предприятиями и компаниями, финансы и медицина. Закон о продлении визы для выпускников, один из самых упрощенных в мире, способствует тому, чтобы иностранные студенты задержались в стране уже после получения диплома. Те студенты, кто прошел полный курс обучения в вузах Канады, могут воспользоваться определенными льготами, которые предоставляет Иммиграционная служба страны.

Кроме того, существует программа правительства Канады, позволяющая получить разрешение на работу при наличии диплома об окончании одного из аккредитованных учебных заведений Канады (PGWP, Post Graduate Work Permit). Следует отметить, что период, в течение которого действует разрешение на работу, зависит непосредственно от срока обучения. Например, курс продолжительностью в два года дает право на получения разрешения на работу сроком до трех лет. Таким образом, студентов побуждают к тому, чтобы они делали выбор в пользу более продолжительной программы обучения. В случае, если студент закончил обучение по двум программам, но может работать в стране в течение времени, равного сумме продолжительности этих программ.

Итак, к преимуществам обучения в Канаде можно отнести возможность найти работу в стране после окончания вуза в течение срока, определяемого Иммиграционной службой. Страна испытывает потребность в специалистах определенных отраслей, то есть, выпускники соответствующих специальностей имеют больше шансов в трудоустройстве. Существенным недостатком можно считать тот факт, что продолжительность разрешенного пребывания в стране после получения диплома зависит непосредственно от длительности обучения.

Германия делает свой сектор высшего образования более привлекательным для иностранных студентов, открывая образовательные программы с минимальной оплатой, предоставляя возможности сделать карьеру после завершения обучения, а также увеличивая число образовательных программ с преподаванием на английском языке, что должно привлечь большее количество

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

иностранных студентов. Первые программы обучения на английском языке начали вводить еще в 1997 г., но для англоязычных программ существует ряд ограничений. Согласно данным портала для студентов университетов [3], количество специальностей с преподаванием на английском языке ограничено, кроме того, требуется предоставить сертификат об уровне владения английским языком, обычно это TOEFL (Test of English as a Foreign Language) или IELTS (International English Language Testing System), причем существуют требования как к баллам, полученным за экзамен, так и к временному отрезку, в течение которого сертификат считается действительным.

Немецкий язык, тем не менее, является обязательным к изучению прежде всего потому, что это будет способствовать успешной социальной интеграции, для этой цели при университетах существуют бесплатные для студентов курсы немецкого языка, которые они должны посещать в течение всего периода обучения. Обычной практикой для иностранных студентов является заблаговременное изучение языка преподавания. Соответствующие курсы открываются обычно за месяц до начала семестра и оплачиваются отдельно. Такую стратегию можно считать успешной: согласно данным исследования, проведенного фондом им. Фридриха Эберта, доля иностранных студентов, составляет около 11% от общего количества студентов высших учебных заведений.

Для тех, кто не владеет немецким языком, предоставляется возможность обучения на английском языке. Но количество специальностей с преподаванием на английском языке существенно ограничено, например, для изучения медицины существует только одна возможность -частный медицинский университет Гамбурга Universitätsmedizin Neumarkt am Mieresch, причем для прохождения учебной практики требуется хорошее знание немецкого языка, корме того, обучение в частном вузе стоит дороже. Изучать психологию на английском языке можно также только университете г. Бремена Jakobs Universität, учебное заведение также является частным.

Иностранные студенты из стран, не являющихся членами Евросоюза, также имеют определенные льготы, например, после получения диплома им предоставляется период продолжительностью до 18 месяцев, в течение которого они могут найти работу в Германии и, как свидетельствует статистика, многие воспользовались этой возможностью.

Согласно данным Германской Службы Академических Обменов (DAAD), около половины иностранных студентов, окончивших немецкие вузы, принимают решение остаться в стране, и, согласно предварительной оценке, около 49% планируют задержаться в Германии на срок более десяти лет. § Данные социологических исследований, проводи-й мых экспертным советом по интеграции и мигра-еЗ ции «Campus und Karriere» свидетельствуют о том, Ü что в действительности только около 40% ино-

странных выпускников остаются в стране. В-ос-новном, это те, кто в течение учебы подрабатывал на предприятии или в организации, деятельность которой была непосредственно связана с будущей специальностью, а также те, кто прошел полный курс обучения и защитил диплом. Такие выпускники имеют значительное преимущество при поисках работы, так как обладают сформированными навыками работы в определенной профессиональной сфере.

Согласно данным социологических опросов, те выпускники, которые уезжают из страны, делают это либо по семейным обстоятельствам, либо потому, что не могут найти работу сразу после выпуска или получают более выгодное предложение о работе у себя на родине. Чтобы сократить количество перспективных иностранных выпускников, возвращающихся на родину после окончания вуза, разрабатываются специальные программы. Целью таких программ будет являться поддержка иностранных студентов в учебном процессе, хотя уже в настоящее время в университетах Германии существуют, например, более лояльные правила для иностранных студентов с академической задолженностью.Разрабатываемые программы должны будут также обеспечить социальную интеграцию иностранных студентов, в частности, найти возможности подработки во время обучения, что позволит приобрести практический опыт будущей профессиональной деятельности и повысит шансы при будущем трудоустройстве. Здесь имеются в виду такие важные навыки как написание биографии или заявления о приеме на работу. Кроме того, рассматривается возможность предоставить иностранным выпускникам свободное распределение внутри страны. Это связано с тем, что Германия испытывает потребность в специалистах, это касается как отдельных отраслей, так и регионов.

Подводя итог, следует отметить, что преимущества обучения в Германии становятся очевидными еще до начала обучения. Прежде всего, это возможность приобрести начальные знания языка, находясь языка непосредственно в Германии. Дальнейшее изучение языка происходит постепенно, в соответствии с повышающимися требованиями для каждого года обучения. Возможно даже обучение на английском языке, но, как мы выяснили, они довольно ограничены. В целом, страна заинтересована в том, чтобы талантливые иностранные выпускники оставались в стране, именно для этой цели проводятся регулярные социологические исследования, и разрабатываются программы социализации. Кроме того, есть возможность приобрести опыт работы в будущей профессии еще во время обучения, а также продлить пребывание в стране для поиска работы.

Что касается восточного региона, то такие страны как Китай и Япония, в последнее время также предпринимают усилия для привлечения талантливых студентов со всего мира.

При университетах организованы курсы для изучения языка преподавания, но такой курс рассчи-

тан примерно на год. Согласно данным образовательного портала [4], в Китае возможно обучение на английском языке, но таких вузов не много. Это Пекинский транспортный университет, Бэйхан-ский университет, Шанхайский транспортный университет, специализирующиеся на подготовке инженеров, университет Фудань, и университет иностранных языков в Пекине. В стране также существуют иностранные вузы, работающие в рамках программы сотрудничества правительства Китайской Народной республики с западными университетами, с преподаванием на английском языке. Такие вузы ориентированы, в-основном, на китайских студентов, стремящихся работать в международных компаниях. Стоимость обучения в них намного выше, чем в государственных вузах Китая.

При поступлении тем студентам, для кого английский язык не является родным, нужно иметь сертификат о сдаче международного экзамена TOEFL или IELTS. Обучение на английском языке стоит дороже, чем на китайском, количество гран-товых программ на англоязычных специальностях ограничено. Кроме того, не все специальности доступны без знания китайского языка. Например, в университете Фудань из имеющихся сорока девяти специальностей только на двух преподавание ведется на английском языке, магистерские программы доступны только тем, кто владеет китайским языком. Университеты с частичным преподаванием на английском языке расположены, как правило, в крупных городах, что означает более высокую стоимость обучения и проживания. Помимо этого, существует практика отбора иностранных студентов даже на платное отделение [5].

Иностранным студентам, обучающимся по программам академического обмен в Китае, предоставляется возможность пройти преддипломную практику на базе того же учебного заведения, для чего им предоставляются соответствующие разрешительные документы для продления пребывания в стране. Кроме того, для таких студентов недавно были открыты новые программы, позволяющие уже после получения диплома остаться в стране и работать по специальности. Многие города, включая Пекин, Шанхай и Шеньчжэнь, решают проблему нехватки местных специалистов путем создания соответствующих возможностей для иностранных студентов, получивших образование в области высоких технологий и электронной торговли.

Итак, программы академической мобильности в Китае для иностранных студентов имеют ряд преимуществ, но касаются они только студентов определенных направлений, востребованных в стране в данный период времени. Также очевидно, что система отбора иностранных студентов ориентирована на тех, кто в будущем планирует остаться в стране, поэтому изучение языка является необходимостью.

Япония также заинтересована в увеличении числа иностранных студентов. Для достижения этой цели правительство и соответствующие учреждения предпринимают усилия для того, что-

бы региональные власти могли предоставить потенциальным студентам возможности академического обучения. Но для поступления в вуз требуется двенадцатилетнее образование, поэтому иностранным студентам рекомендуют пройти годичную подготовительную программу, другим вариантом является обучение в соответствующем вузе родной страны в течение года. Среди мер поддержки иностранных студентов оплачиваемая преддипломная практика, оказание помощи в поисках работы, дополнительные курсы по изучению японского языка, а также более упрощенная процедура выдачи рабочих виз, в том числе и для выпускников, находящихся в поисках работы. Такой комплекс мер обеспечивает возможности развития профессиональных навыков, которые, в конечном счете, обеспечивают определенное преимущество на рынке труда в Японии. Срок, в течение которого можно оставаться в стране после получения диплома составляет один год.

В стране также есть вузы с преподаванием на английском языке, но их всего три и один из них является частным. Для поступления также потребуется сертификат TOEFL или IELTS, подтверждающий уровень владения английским языком [6]. Кроме того, следует отметить высокую стоимость обучения; выше, чем в Китае.

Таким образом, программы академической мобильности в этой стране имеют ряд определенных преимуществ, а именно: возможность заранее изучить язык преподавания, прохождение преддипломной практики, поддержка выпускников в поиске работы после окончания учебного заведения. Определенную трудность представляет дополнительный год обучения перед поступлением в вуз, стоимость обучения, а также ограниченное количество вузов с преподаванием на английском языке, что означает высокий конкурс при поступлении; то есть, необходимость изучения языка представляется вполне реальной.

Подводя итог, можно констатировать, что выбор программы академической мобильности при всем многообразии возможностей представляет определенную трудность, так как требует анализа многих факторов, таких, как необходимость изучения языка, стоимость обучения, адаптация к другой культурной и академической среде. Очевидно, что принимая такое решение, нужно необходимо рассматривать свои карьерные перспективы, например, осуществлять планирование дальнейшего пребывания в стране. И, кроме того, одним из основных требований к тем, кто собирается воспользоваться программами академической мобильности, является высокий показатель успеваемости, что означает дополнительный отбор и дополнительную ответственность будущего студента.

Литература

1. A World on the Move. Final. Trends in Global Student Mobility ISSUE 2- Text: electronic//

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

article based on studies and education portal's database relating to this subject. To benefit the large number of educational opportunities the future students need to meet the several requirements, which vary depending on the country, higher education areas of specialization and a particular educational institution. Analysis of available data shows that the choice of appropriate educational program might become complicated by multiple factors, among them are need to study the language of education, existence of student social adaptation programs as well as English-speaking education programs. Considerable advantages have included the opportunity to get experience in future professional activity.

Keywords: international student mobility programs, need to study the language of education, student social adaptation programs, English-speaking education programs, practical experience of future professional activity.

References

1. A World on the Move. final. Trends in Global Student Mobility ISSUE 2- Text: electronic//IIE Center for Academic Mobility Research and Impact - March 2018 - URL: https://www.iie. org/Research-and-Insights/Publications/A-World-on -the-Move, free. - Title from screen. (date of access: 10/14/21)

2. https://www.collegedekho.com/study-abroad/ (date of access: 10/14/21)

3. https://unicheck.unicum.de/ (date of access: 20.10.21)

4. https://chinacampus.ru/ (date of access: 20.10.21)

5. https://chinaeducenter.com/en/university/englishtaught-program.php (accessed 10/22/21)

6. https://www.unipage.net/ru/education_japan. (date of access: 25.10.21)

о

u

CM

CM

CM

z

22

IIE Center for Academic Mobility Research and Impact - March 2018 - URL: https://www.iie.org/ Research-and-Insights/Publications/A-World-on-the-Move, free. - Title from screen. (дата обращения: 14.10.21)

2. https://www.collegedekho.com/study-abroad/ (дата обращения: 14.10.21)

3. https://unicheck.unicum.de/ (дата обращения: 20.10.21)

4. https://chinacampus.ru/ (дата обращения: 20.10.21)

5. https://chinaeducenter.com/en/university/ englishtaughtprogram.php (дата обращения: 22.10.21)

6. https://www.unipage.net/ru/education_japan. (дата обращения: 25.10.21)

ANALYSIS OF ADVANTAGES OF INTERNATIONAL

STUDENT MOBILITY PROGRAMS (BASED ON

COUNTRIES IN AND OUTSIDE EUROPE)

Gorshenina Ya.L., Kiseleva N.M., Poluikova S. Yu., Chicherina N.N.

Omsk State Pedagogical University

This article is devoted to analysis of advantages of international student mobility programs and requirements for future students, as of

educational environment in countries in and outside Europe. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.